Ответы на вопросы по социологии. Ответы.. Тесты вопрос 1 Что является предметом социологии Варианты ответа
Скачать 223.13 Kb.
|
94. Важнейшие признаки современного общества. Одним из важнейших признаков современного общества является утрата прошлым своей детерминирующей силы для современности. Место прошлого занимает будущее как нечто несуществующее, конструируемое, а значит, переживаемое как возможность выигрыша или проигрыша. Установка на анализ причинно - следственных связей как недоказуемых с позиции будущего приводит не только к накоплению рисков, но и к фрагментаризнации реальности. Соответствующий тип современного общества З. Бауман определяет как индивидуализированное общество, в котором значимой задачей для человека является разрешение проблемы собственной идентичности в условиях небезопасности любого выбора. 95. КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА:
96.три стадии развития общества Даниэла Бэлла
97.Маятниковая концепция П. Сорокина. Известный социолог П.А. Сорокин (1889–1968) выражает концепцию культуры в виде волн развития, в соответствии с которыми в истории существуют два основных типа культуры, поочередно сменяющих друг друга (т. е. мировой культурный процесс имеет волновой или «маятниковый» характер; Сорокин выделяет три типа социокультурных суперсистем: чувственный – мироощущение, опирающееся на сенсорное постижение мира (посредством слуха, зрения, осязания, обоняния); идеациональный, или умозрительный – мироощущение, опирающееся на интуицию (порождающую господствующие идеи); идеалистический – мироощущение, опирающееся и на чувства, и на интуицию, и на разум. Этим типам мировоззрения соответствуют три вида истины: чувственная, духовноинтуитивная, рациональная. Но в истории существуют именно два основных типа культуры, сменяющих друг друга, т. е. мировой культурный процесс имеет «маятниковый» характер. Идеациональный (умозрительный) тип, когда мироощущение человечества направлено на сверхчувственное и сверхразумное постижение Абсолюта. При преимуществе такого типа восприятия и познания мира человек использует откровение, интуицию, мистический порыв. Чувственный тип социокультурной системы проявляется когда мировоззренческие установки опираются на постижение мира как данного человеку в чувственном опыте. Мир познается опытным путем, опыт выступает как единственный критерий истины, рациональное познание на уровне рассудка абсолютизируется 98. Теория «Трех волн «О.Тоффлера. Для удобства Тоффлер описывает хаос человеческой истории моделью трёх волн. Более точным было бы назвать эти «волны» квантовыми скачками на уровне энергетической когерентности. Для возникновения Первой Волны, по словам Тоффлера, потребовались тысячелетия, но она в конце концов позволила большей части человечества перейти от племенного этапа (простых приматов, занимающихся охотой-собирательством) к этапу развитых аграрно-феодальных цивилизаций. Вторая Волна произошла гораздо быстрее - за несколько столетий она перевела почти всё человечество от аграрно-феодально-сельской экономики к индустриально-рыночной городской. Третья Волна, как утверждает Тоффлер, продолжает набирать силу и достигнет кульминации всего через несколько десятилетий. Мы называем ёе «информационным взрывом», «постиндустриальной экономикой» и т. п. Третья Волна, которая началась, когда Шеннон и Винер дали определение понятию информация, а фон Нейман разработал первый программируемый компьютер, сейчас всё ещё находится в движении. К середине 80-х домашний компьютер стал таким же обычным бытовым прибором, как телевизор. Современная компьютерная сеть - компьютеры, «разговаривающие» с компьютерами, - удваивается в размерах каждые четыре месяца. Эта трансформация также будет тотальной: она создает совершенно нового «мужчину», новую «женщину», нового «ребенка», новую «личность», новое «общество», новые концепции «труда», «энергии», «реальности» и т. д. Средний человек 1998 года в 2008 году будет выглядеть таким же отсталым, как средневековый крепостной - сегодня. То, что мы сегодня считаем нормальной работой, нормальными социальными ролями, нормальным «человечеством», скоро будет казаться таким же архаичным, какими нам сегодня кажутся алхимики, кузнецы, глашатаи, придворные и цирюльники. 99. Современные концепции циклического развития общества. Современные, но не циклические теории развития общества: Альтернативные типы постмодернизационных теорий: 1) транзитология (ее сущность сводится к двум основным принципам: демократизация и маркетизация); 2) утилитаристский проект «хорошего общества» (представляет собой попытку «сконструировать» общество на основе соединения лучших черт, присущих разным обществам); 3) концепция устойчивого развития (ее авторы, не отрицая идеи развития, указывали на опасности его форсирования, невозможность для окружающей среды выдержать биотические нагрузки, связанные с активной деятельностью человека); 4) теория «макдональдизации» как проявления нового типа рациональности и др. 100. Модерн: понятие, признаки, особенности, этапы развития. МОДЕРН в социальных науках (от франц. moderne - новый, новейший, современный) (главным образом в социологии) - предельно широко понимаемая эпоха социального развития человечества, совпадающая исторически с Новым временем, а также обобщённая характеристика обществ современного типа в их противопоставлении традиционному обществу. Характерными чертами общества модерна считаются: в экономической сфере - развитие рыночных, товарообменных и денежных отношений, разложение самодостаточных локальных структур, основанных на натуральном хозяйстве, и переориентация хозяйственной деятельности на расширенное воспроизводство, вытеснение ручного труда машинным в процессе индустриализации, высокий уровень разделения труда и профессиональной специализации, что приводит к массовому производству и массовому потреблению товаров; в социально-политической сфере - становление и развитие гражданского общества, сетей свободных ассоциаций и объединений граждан, представительной демократии и правового государства, установка на подконтрольность власти, призванной выражать интересы многочисленных слоёв населения, упразднение сословной стратификации («приписанных статусов») и юридически декларируемое «равенство возможностей» (статусы достигаются), высокая социальная мобильность, регуляция поведения не через обычаи и «нравы», а через правовые и контрактные отношения («писаные» нормы) при осознании их конвенционального и потенциально изменчивого характера. Этапы становления «общества модерна» в Европе: Вначале – эпоха Возрождения – были ниспровергнуты принципы католического традиционного общества в пользу смутного мистического мироощущения, в котором большую роль играли «дохристианские» и немонотеистические представления (в частности, неоплатонический мистицизм, магия и алхимия). На следующем этапе – эпоха Реформации – был нанесен удар по католическому вероучению, традиции, иерархии. Лютер, Кальвин и другие вожди протестантизма проделали то, что до них никогда не предлагали религиозные реформаторы: они перенесли центр внимания исключительно на человеческий уровень, сделав вопросы веры целиком и полностью зависимыми от рассудка и рациональных выводов. Затем - Просвещение довело эти тенденции по разрушению основ европейского традиционного общества до логического предела, опрокинув основы религии как таковой, чего не делали не деятели Возрождения, ни протестанты. 101.Основные черты общества «модерна». См. вопрос 100 102. Различные взгляды на развитие «модерна»:
103. Постмодерн: понятие, признаки, взаимодействие с модерном Постмодерни́зм — социологическая, историко-философская концепция восприятия мира в эпоху постиндустриализма, опирающаяся на недоверие к традиционным реалистическим концепциям, к истинности отражения реальности человеческими органами чувств. Постмодернизм обозначает разные явления и процессы. ПОСТМОДЕРН возникнув во второй половине ХХ столетия, развивается в искусстве, архитектуре, а затем и в социальных науках в узком смысле слова. Подобно тому как модернизм является общей платформой и завершением для разных форм рациональности, так и постмодернизм есть оформление усилий по выходу из оков рационализма. Постмодернистское направление в социальном мышлении, и прежде всего в социологии, представляет собой эпистемологическое оформление интеллектуальных усилий по созданию типа мышления и методологии познания общества на иных и более широких, чем рационалистические традиции, предпосылках. Среди основных проблем постмодернизма обсуждаются: конец веры в господство всеобщей научно-рационалистической и единственной теории социального прогресса; замена эмпирических теорий истины постэмпирическими; расширенное внимание к явлениям бессознательного в социальных действиях; возрастание роли свободно конструируемых теорий и плюрализма концепций. «Постсовременности», для которой характерны следующие черты: 1.Агрессивная экспансия глобального капитализма; 2. Ослабление государственной централизованной власти (распад бывших империй, коммунистического блока, рост этнических проблем и столкновений и .т.д.); 3.Моделирование жизни посредством все более мощной и всеохватывающей технологии; 4. Развитие неклассовых движений: национальных, гендерных, сексуальных меньшинств, экологического движения и т.д. 104. Постмодернисты выделили 4 основных вектора развития общественной жизни в период постиндустриализма: агностицизм, прагматзм, эклектизм, анархо-демократизм. Агностицизм (истина это лингвистический феномен, сфера знаний это языковые игры, истины общепринятые суждения, а не отражение реальности). Прагматизм (критерий интеллекта успех, поэтому выражение успеха в современном капиталистическом мире — это богатство). Эклектизм (в стремлении не к истине, а к успеху возможно использование и смешение самых разных способов и методик, таким образом, лучшим отражением действительности становится коллаж, музейная коллекция). Анархо-демократизм (непостижимость истины превращает любые объединения, включая государственные, в насилие над свободно мыслящей личностью). 105 Основные достижения постмодернизма. 106. Сравнительная характеристика модернизма и постмодернизма. Модерн («индустриальное», «капиталистическое», «экономическое» общество) выражается в следующем: национальные экономики, производство-основа развития общества, однолинейность развития мира, труд как необходимость, идея единой культуры общества, объединённой общей системой ценностей, культурная универсализация и ассимиляция, вера в познаваемость мира, всесилие науки Постмодерн («постиндустриальное», «информационно-сетевое», «постэкономическое» общество) выражается в следующем: Формирование глобального рынка, потребление- основа развития общества, многовариативность развития мира, труд как форма самореализации, идея культурного плюрализма и фрагментированности культур даже внутри одного общества, признание субкультур нормой, сомнение в возможностях науки улучшить мир и сужение круга функций науки 107.Глобализация: понятия, признаки, особенности. - современный этап интернационализации международных отношений, экономических, политических и социокультурных процессов, отличающийся особой интенсивностью. Наиболее очевидные проявления Г. — консолидация единого мирового рынка, активное развитие межгосудар-ственных финансовых, торговых и производственных связей, расширение денежных, товарных и людских потоков, ускоренная адаптация социальных структур к динамичным экономическим процессам, культурная универсализация, становление всеобщего информационного пространства на базе новейших компьютерных технологий. Признаки: усиление ТНК, активное использование интернета, рост мегаполисов, стандартизация и унификация, распространение единого языка, ослабление национальных государств, развитие международного туризма, появление надгосударственных организаций. 108.Основные тенденции вы развитии правовой системы в условиях глдобализации; позитивные и негативные последствия. Плюсы: 1. Возрастания роли права в жизни общества для упорядочения общественных отношений не только внутри государства, но и в масштабе всего человечества-Расширение и углублении правового регулирования. 2. Углубление взаимодействия международного и внутригосударственного права.- Интернационализация национальной правовой системы. 3. Приведение элементов правовой системы в соответствие с международными правовыми стандартами. Минусы: наличие угрозы для национальной экономики, утечки из страны прямых или портфельных инвестиций; увеличение числа экономических преступлений; увеличение разрыва между размерами оплаты труда квалифицированных и менее квалифицированных работников, рост безработицы среди последних; перераспределение производства продукции в страны с низкой оплатой труда, что не всегда является желательным для экономики отдельных стран использование детского труда; игнорирование правил безопасности; ухудшение состояния окружающей среды из-за расхождений в экономических интересах и наличия различных политических целей. |