Главная страница
Навигация по странице:

  • Концепция культурно – исторических типов развития общества. Н. Данилевский – основоположник теории культурно – исторических типов развития общества.

  • 27. Социальные процессы.

  • 28. Основные этапы развития социологии. О. Конт и три стадии развития человеческого мышления.

  • 29. Социальные институты. Классификация и функции. Дисфункции социальных институтов.

  • 30. Основные этапы развития отечественной социологической мысли. См. вопрос 15 31. Социологический проект О. Конта.

  • Ответы на вопросы по социологии. Ответы.. Тесты вопрос 1 Что является предметом социологии Варианты ответа


    Скачать 223.13 Kb.
    НазваниеТесты вопрос 1 Что является предметом социологии Варианты ответа
    АнкорОтветы на вопросы по социологии
    Дата09.05.2023
    Размер223.13 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы..docx
    ТипТесты
    #1117657
    страница5 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Теория революционного преобразования общества (К. Маркс и Ф. Энгельс).

    Представления о развитии общества изложены в формационной теории К. Маркса. Согласно ей развитие общество имеет направленный и упорядоченный характер от низших форм к высшим, при этом в своей реальном историческом развитии каждое общество проходит ряд определенных стадий – формаций.

    Всего Маркс выделял 5 формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

    Специфика общественных отношений для каждой формации определялась состоянием производственных сил и отношений, а также их эволюцией в рамках данной формации. Согласно представлением Маркса производственные силы находятся в постоянном развитии, они совершенствуются делая производство более эффективным и производительным. Однако производственные отношения, в первую очередь отношения собственности, которые определяют политическую структуру общества, остаются неизменными в рамках одной формации, поскольку защищают интересы выгоду приобретающего класса – эксплуататоров, которым принадлежит право собственности на средства производства. Противоречия между эксплуатирующим и эксплуатируемым классами постепенно обостряются, пока не становятся неразрешимыми без полного изменения всей системы. В этот момент осуществляется коренное преобразование общества за счет революции, количественные преобразования эволюционного развития, переходят в качественные инновации революции.

    ледует отметить, что насильственный характер революции продиктован не столько стремлением эксплуатируемого класса к демонтажу старой системы, сколько нежеланием эксплуатирующего класса эту систему менять. Так в период буржуазных революций в Англии, Голландии, Франции и т.д. феодальная знать не хотела уступать свои наследственные права и привилегии и признавать права буржуазии на равное участие в политической, экономической и социальной жизни общества. Аналогичным образом буржуазия не желает идти на уступки в отношении пролетариата.

    1. Концепция культурно – исторических типов развития общества. Н. Данилевский – основоположник теории культурно – исторических типов развития общества.

    1. Данилевский – основоположник теории культурно – исторических типов развития общества.

    КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ТИП – самобытная цивилизация, центральное понятие разработанной Н.Я.Данилевским философско-исторической доктрины, изложенной в его книге «Россия и Европа». В общем плане культурно-исторический тип состоит из идеальной формы (морфологического принципа) и органической материи. Идеальная форма определяет самобытные цивилизационные начала, воплощающиеся в сфере народности. Эти начала не могут передаваться от одного культурно-исторического типа к другому, т.е. в сущности культурно-исторические типы являются замкнутыми, самодостаточными образованиями. Возможно заимствование лишь тех начал, которые не относятся к сфере народности (техника, естествознание и др.). В последнем случае могут возникать преемственные культурно-исторические типы.

    В зависимости от степени развития разрядов (основ) культурной деятельности (религия, культура, политика, экономика) Данилевский выделял одно-, двух-, трех- и четырехосновные культурно-исторические типы. Эволюция, или историческая динамика культурно-исторического типа, определяется органическими и культурными основаниями. Глубинная основа эволюционной трансформации органической составляющей культурно-исторического типа суть прохождение стадий жизненного цикла от рождения до «старости» и смерти. Кроме того, культурно-исторический тип эволюционирует от догосударственного этнографического состояния к государственному, к стадии расцвета культуры-цивилизации.

    Во всемирной истории Данилевский насчитывал десять «полноценных» культурно-исторических типов: 1) египетский; 2) китайский; 3) ассирийско-вавилоно-финикийско-хаддейский, или древнесемитический; 4) индийский; 5) иранский; 6) еврейский; 7) греческий; 8) римский; 9) новосемитический, или аравийский; 10) германо-романский, или европейский, и два американских типа: мексиканский и перуанский, погибшие «насильственной смертью» до завершения цикла развития. Всесторонне Данилевский анализирует только два культурно-исторических типа – формирующийся славянский и германо-романский.

    Наряду с культурно-историческими типами Данилевский выделял и другие категории исторических явлений: народы, не способные создать культурно-исторический тип (этнографический материал истории), и народы – «отрицательные деятели» в истории человечества (воинственные кочевые народы и т.д.).

    Данилевский выделял пять законов культурно-исторического движения, или законов исторического развития. В первом законе определяется критерий для выделения самобытного культурно-исторического типа – языковое родство, однако только для того племени, которое вышло из младенчества и способно к историческому развитию. Второй закон устанавливает, что условием развития цивилизации данного культурно-исторического типа является политическая независимость. Данилевский не считал возможной передачу начал цивилизации от одного культурно-исторического типа к другому. Формулировка этого положения и составляет третий закон исторического развития. В четвертом законе утверждается, что культурно-исторический тип только тогда достигает разнообразия и богатства, когда разные элементы, его составляющие, не поглощены одним политическим телом и составляют федерацию, или политическую систему государств. В пятом законе цикл развития культурно-исторического типа уподобляется тем растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжительным, но период цветения и плодоношения короток и навсегда истощает их жизненную силу.

    Теория культурно-исторических типов Данилевского представляет собой первый вариант теории локальных цивилизаций; русский мыслитель явился родоначальником теории, предвосхитившей в основных чертах философско-исторические учения О.Шпенглера и А.Тойнби.

    27. Социальные процессы.

    Социальные процессы: серия явлений или взаимодействий, происходящих в организации, структуре групп и меняющих отношения между людьми или между составными элементами сообщества. Социальные процессы находятся во всех обществах и выступают как упорядоченная форма социального взаимодействия. Важнейшими чертами социальных процессов является их всеобщность и связь с субъектом, который осуществляет процесс. Ничто не может происходить в обществе вне социальных процессов. Функционирование и развитие общества происходят в различных формах социальных процессов, характеризующих субъектно-объектные связи и отношения во всех сферах деятельности людей.

    Основания для классификации

    По объекту (человечество, общество, организация, большая группа, малая группа и др.)

    По степени регулирования (стихийные, естественно-исторические, управляемые)

    По направленности (прогрессивные, регрессивные)

    По распознаванию (явные, латентные (скрытые)

    По продолжительности (быстротечные, долговременные)

    По уровню протекания (макро-, мезо- и микропроцессы)

    По субъектно-объектной связи (естественные, общественные)

    Классификация основных социальных процессов

    Одна из классификаций социальных процессов была предложена американскими социологами Чикагской школы Р. Парком и Э. Бёрджерсом. Они выделили следующие типы социальных процессов:

    Кооперация. Сотрудничество, взаимосвязь людей в процессе их деятельности. Форма организации труда, при которой определённое количество людей совместно участвуют в одном или разных, но взаимосвязанных процессах трудах. В основе кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей. Таким образом, отличительной чертой кооперации является стремление её членов к обоюдной пользе.

    Конкуренция. Борьба между индивидами или группами за обладание ограниченными и неравным образом распределенными благами и ценностями. Конкуренция имеет положительные последствия, такие как, например, прогресс в науке и искусстве. Все достижения современного общества обусловлены стимулирующим значением свободной конкуренции.

    Приспособление. Способность и стремление индивида участвовать в том, что делают другие и подражать их поведению. Может проявляться как подчинение, компромисс или терпимость.

    Конфликт. Высшая стадия развития противоречий, проявляющаяся в прямом столкновении мнений, взглядов и интересов. Противодействие участников данного социального процесса как правило сопровождается негативными эмоциями.

    Ассимиляция. Социальный процесс, в ходе которой определённая часть социума утрачивает часть своих отличительных черт и заменяет их заимствованиями и другой части. Процесс взаимного культурного проникновения, в ходе которого личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса культуре, то есть ассимиляция всегда носит двусторонний характер. Она может носить как добровольный, так и принудительный характер.

    Амальгамизация (амальгамация). Процесс взаимного культурного проникновения, в ходе которого личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. В отличие от ассимиляции, завершение процесса амальгамации полностью стирает грани между группами, например, появление одного народа в результате смешения двух и более этнических групп.

    28. Основные этапы развития социологии. О. Конт и три стадии развития человеческого мышления.

    На первой стадии человеческий дух, согласно Конту, стремится познать "внутреннюю природу сущего", но не в силах этого сделать, почему изобретает "сверхприродные" силы и придает им характер действительных. На метафизической стадии (а она есть своего рода модификация первой стадии) опять-таки изобретаются сверхприродные сущности, но теперь им придается чисто абстрактный характер. Абстрактные сущности в свою очередь интерпретируются как нечто реальное и самостоятельное, причем любому феномену считается необходимым поставить в соответствие метафизическую сущность. "Позитивная философия" есть "истинно всеобщая система", в рамках которой можно объяснить феномены природы. Она понуждает нас принять к сведению, что все феномены природы подчиняются природным законам и что законы эти носят неизменный характер. "Позитивная философия делает ясным: цель научных устремлений в том и состоит, чтобы открыть такие законы, сделать их точными и по возможности свести к немногим основным законам".

    Конт полагает, что наука и культура человечества (в его время) уже вступили на путь позитивной науки. Но достижение человечеством третьей стадии еще остается делом будущего. Предстоит многое сделать, чтобы создать новый тип ученого и человека духа, нацеленного на "позитивную" науку. Позитивную науку и ее внедрение в человеческое знание, воздействие на человеческую жизнь Конт считает мерилом прогресса человеческого духа. Прогресс же состоит в том, что дух постепенно освобождается от фикций, абстракций, спекуляций, приближается к освоению огромного массива фактических, опытных данных (чему служит разделение труда в науке, обстоятельство для человеческого духа по преимуществу благоприятное). В результате же наблюдения, восприятия, представления, эксперименты становятся все более рациональными. Поэтому упрощенное представление о "позитивной науке" Конта как господстве эмпирического естествознания не соответствует сути его учения. Как раз "научные всеобщности" он считает главными и в науке, и в прогрессе человеческого духа, и в процессе воспитания. Более того, постулируется глубокое воздействие позитивной науки на реорганизацию общества

    29. Социальные институты. Классификация и функции. Дисфункции социальных институтов.

    Социальные институты создают устойчивые формы совместной деятельности людей по использованию общественных ресурсов для удовлетворения одной или нескольких социальных потребностей.

    Социальные институты выполняют в обществе ряд функций, среди них выделяют явные и латентные.

    Явные функции социальных институтов формируются и декларируются в нормативных актах (законах, постановлениях), уставах (например, компаний или общественных организаций, положениях и инструкциях и закреплены в системе статусов и ролей).

    Латентные функции выражаются в непредвиденных результатах деятельности институтов или лиц, представляющих их.

    Явные функции показывают, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентные — что из этого получилось.

    Существует ряд функций, являющихся общими для всех социальных институтов, но каждый из базовых социальных институтов выполняет в обществе и ряд собственных специфических функций.

    Общие функции всех социальных институтов:

    1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений (стабилизирующая).

    Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым.

    Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института.

    Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества.

    2. Регулятивная функция — состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.

    3. Интегративная функция.

    Эта функция включает в себя обеспечение процессов сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящих под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей.

    Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов или необходимых требований:

    1) консолидация или совмещение усилий;

    2) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей;

    3) конформность личных целей индивидов с целями других или целями группы.

    4. Транслирующая функция.

    Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. В каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям. Например, семья, воспитывая ребенка, стремится ориентировать его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются его родители. Государственные учреждения стремятся воздействовать на граждан, чтобы привить им нормы повиновения и лояльности, а церковь старается приобщить к вере как можно больше членов общества

    5. Коммуникативная функция.

    Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

    Коммуникативные возможности институтов неодинаковы: одни специально предназначены для передачи информации (средства массовой информации), другие имеют весьма ограниченные возможности для этого; одни активно воспринимают информацию (научные институты), другие пассивно (издательства).

    6. Функция социализации.

    Социальные институты обеспечивают усвоение культурных норм и освоение социальных ролей.

    Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Она может рассматриваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а на разрушение. Увеличение дисфункций в деятельности социальных институтов приводит к социальной дезорганизации общества

    Г. Спенсер ввел в социологию понятие «дисфункция социального института». Этим понятием характеризуется состояние, при котором социальный институт вместо пользы приносит обществу вред.

    Существует несколько причин возникновения дисфункций.

    1) Функции социальных институтов со временем изменяются.

    Происходит их перераспределение между социальными институтами.

    В тот период, когда это перераспределение происходит дисфункцию может испытывать как один, так и другой социальный институт.

    2) Социальные институты взаимодействуют между собой и с обществом, которое выступает их внешней средой.

    Время от времени возникают ситуации, когда изменившиеся социальные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов.

    3) Возникновение новой общественно значимой потребности может вызвать своеобразную конкуренцию между социальными институтами до той поры, пока общественная практика не выявит, какой социальный институт способен наиболее эффективно справиться с ее удовлетворением.

    4) Дисфункции вызываются также при попытке какого-либо социального института монополизировать удовлетворение всех или по крайней мере большинства социально значимых потребностей.

    30. Основные этапы развития отечественной социологической мысли.

    См. вопрос 15

    31. Социологический проект О. Конта.

    По замыслу Конта, социология должна была венчать все здание наук, как естественных, так и наук о человеке. Этим проектам Конта не суждено было осуществиться. Конт считал, что социология должна делиться на два раздела: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика должна была изучать устройство общества, т.е. устойчивый аспект бытия общества. Социальная динамика Должна была изучать процесс социальных изменений. В области социальной динамики Конт сформулировал свой хрестоматийный «закон трех стадий» развития человеческого общества. Конт был сторонником идеи прогресса, он считал, что по ходу истории человеческое общество совершенствуется. Основным, фактором развития общества является развитие человеческого разума, и три стадии развития общества являются, в сущности, тремя стадиями развития разума: теологической, метафизической и позитивной.

    На теологической стадии несовершенный человеческий разум еще не в силах объяснить происходящие в мире явления и прибегает к помощи фантастических образов. На этой стадии над умами людей господствует религия. На метафизической стадии человек объясняет мир, создавая сложные абстрактные теоретические построения (философия). Позитивная стадия ознаменована переходом человеческого разума к истинному типу познания мира - научному. Человек не старается придумать всеобъемлющие объяснения мировых явлений, но кропотливо собирает факты и устанавливает закономерности, позволяющие познать реальную природу явлений окружающего мира.

    Более важным в свете последующего развития социологии было проведенное Контом разделение двух типов общества: военного, более примитивного, и промышленного, индустриального, которое складывалось как раз в эпоху Конта. Характерными чертами индустриального общества, по Конту, является появление крупного промышленного производства, научной организации этого производства, формирование нового слоя общества - рабочих, занятых в промышленности, возникновение противоречий между рабочими и предпринимателями. Конт считал, что в Дальнейшем совершенствование организации производства позволит преодолеть эти противоречия, а рост промышленной продукции приведет к материальному благополучию населения.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта