Главная страница
Навигация по странице:

  • Социальные

  • Структура общества. Социальная стратификация. Классы. Бюрократия. Маргиналы.

  • Социальные институты. Классификация и функции. Дисфункции социальных институтов. Социальный

  • Институты в сфере политики.

  • Социальный контроль, его функции и структура. Механизм социального контроля.

  • Социальные изменения. Концепция эволюционного и революционного развития общества.

  • Социальный эволюционизм по Г. Спенсеру и Э. Дюркгейму.

  • Теория индустриального общества (Р. Арон, У. Ростоу).

  • Ответы на вопросы по социологии. Ответы.. Тесты вопрос 1 Что является предметом социологии Варианты ответа


    Скачать 223.13 Kb.
    НазваниеТесты вопрос 1 Что является предметом социологии Варианты ответа
    АнкорОтветы на вопросы по социологии
    Дата09.05.2023
    Размер223.13 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы..docx
    ТипТесты
    #1117657
    страница4 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Общество как система. Типы социальных систем. Социальные и социетальные связи.

    Самое простое определение гласит, что общество - это группа людей, объединенных определенной территорией и культурой. В социологии данное определение дополняется тем, что общество является еще и социальной структурой, полем взаимодействия людей. Стало быть, общество - не только группа людей и их культура, но и отношения между людьми и институтами в рамках этой группы. Общество как социальная система - совокупность социальных явлений и процессов, которые образуют устойчивую целостность и которая включает в себя все виды социальных взаимодействий и социальных подсистем.

    Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни:

    1) экономическая (являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);

    2) социальная (состоит из классов, социальных слоев, нации);

    3) политическая (включает в себя политику, государство, право);

    4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры).

    Типы социальных систем:

    I. По уровню системы:

    1) Микросистемы (личность – это сложная социальная система; малая группа – студенческая, семейная; изучают их микросоциологии).

    2) Макросистемы (об обществе в целом…).

    3) Мегасистемы (общепланетарная система).

    II. По качеству:

    1. Открытые, то есть такие, которые взаимодействуют с другими системами по множеству каналов.

    2. Закрытые, то есть те, которые взаимодействуют с другими системами по одному-двум каналам. Скажем, СССР был закрытой системой.

    3. Изолированные социальные системы. Это очень редкое явление, поскольку изолированные системы нежизнеспособны. Это те, которые не взаимодействуют с другими вообще. Албания.

    III. По структуре:

    1) Гомогенные (однородные).

    2) Гетерогенные (разнородные). Состоят из элементов разного рода: экологических, технических и социальных элементов (людей).

    Социальная система – это некое целостное образование; его элементами являются люди, их нормы и связи. Любое, особенно относительно постоянное, «моделирование социальных отношений в „пространстве и времени“, понимаемое как воспроизведение практики».

    Социальная связь - это совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаим­ные отношения, которые объединяют людей в социальные общ­ности. В социальной связи можно выделить:

    Социетальная система – это смена отношений и процессов на уровне общества в целом.

    Термин был введен Келлером.

    Социетальные системы он рассматривал в форме общественных формаций, которые выполняют свои функции: экономическую, политическую, социальную, духовную.

    Функцией социентальной системы является ее самовоспроизводство. Каждая социальная система имеет свою структуру. Важное количество этой системы – стабильность (система развивается, не меняя своей структуры). Для поддержания устойчивости социентальной системы необходимо внутреннее регулирование процессов – подчинение их единому порядку.

    В социальной системе могут произойти процессы, ведущие к дисфункции:

    1) подмена функций (субъекты начинают выполнять не свойственные им функции);

    2) некомпетентность личностных элементов данной структуры.

    1. Социальные взаимоотношения и социальные отношения.


    Социальная связь - это совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаим­ные отношения, которые объединяют людей в социальные общ­ности. В социальной связи можно выделить:

    - субъектов связи (двое или более людей);

    - предмет связи (по поводу чего осуществляется связь);

    - механизм регулирования взаимоотношений.
    В том случае, если индивид желает продолжить социальные связи, за контактами следуют социальные действия. Социальные действия отличаются от всех других действий людей и представляют собой такие действия, которые ориентированы на дру­гих индивидов и рациональны, то есть осмысленны и преследуют определенную цель.

    Действия людей в условиях социального окружения всегда связаны с реакциями других людей. Эти реакции являются следствиями предыдущих социальных действий. Социальные взаимодействия составляют цепи взаимодействий, которые имеют разную длительность и разное содержание в отношении дости­жения целей. Каждый индивид может продолжать или прекра­щать взаимодействия, если позволяет ситуация.

    Социологи различают следующие формы взаимодействий:

    - сотрудничество;

    - соперничество (конкуренция);

    - конфликт

    Таким образом, социальное взаимодействие (интеракция) - это процесс непосредственного или опосредованного влияния индивида и социальных групп друг на друга. Происходит как бы обмен действиями разного характера; при этом действия одного участника приспосабливаются к действиям другого (например, отношения учителя и ученика, начальника и подчиненного). Ос­новной характеристикой социального взаимодействия является глубокая и тесная координация действий.

    Когда взаимодействия превращаются в стабильную систему, то они становятся социальными отношениями. Партнеры принимают на себя определенные функции, обретают совокупность прав и обязанностей по отношению друг к другу. Социальные отношения крайне разнообразны и имеют раз­ные оттенки. Совокупность социальных отношений определяет место человека в социальной среде, оказывает решающее влия­ние на его поведение. Общественные отношения можно класси­фицировать в соответствии со сферой их реализации. Так, на­пример, на уровне социальных общностей различают:

    - классовые;

    - национальные;

    - групповые,

    - семейные;

    на уровне занятий групп той или иной деятельностью:

    - производственные;

    - учебные;

    - театральные и т.д.;


    1. Структура общества. Социальная стратификация. Классы. Бюрократия. Маргиналы.

    Социальная стратификация – центральная тема социологии. Она объясняет расслоение на бедных, зажиточных и богатых. Она объясняет социальное расслоение на бедных и богатых.

    Стратификация – социальная дифференциация и неравенство на основе таких критериев, как социальный престиж, самоидентификация, профессия, доход, образование, участие во властных отношениях и т.д. Большая часть обществ организована так, что их институты неодинаково распределяют блага и ответственность среди разных категорий людей и социальных групп. Социологи называют СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИЕЙ совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев по признаку неравенства в доходах, уровню образования, объеме власти, профессиональном престиже.

    НЕРАВЕНСТВО – это критерий, при помощи которого мы можем разместить одни группы выше или ниже других. Социальный состав превращается в СОЦИАЛЬНУЮ СТРАТИФИКАЦИЮ. Мы получаем 4-и главных измерения стратификации:

    · доход,

    · власть,

    · образование,

    · престиж.

    КЛАСС понимают в 2-ух смыслах:

    1)(В широком смысле) Большая социальная группа людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающих определённое место в системе общественного разделения труда и характеризующихся специфическим способом получения дохода.

    2) (В узком смысле) Любая социальная страта в современном обществе, отличающая от других доходом, образованием, властью и престижем.

    1. Социальные институты. Классификация и функции. Дисфункции социальных институтов.

    Социальный, или общественныйинститут — исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил.

    Г. Спенсер, основываясь на структурном подобии человеческого организма и общества (организмическая теория Спенсера), выделял три типа институтов:

    продолжающие род (семья и брак);

    регулирующие (политические, религиозные);

    распределительные, или экономические.

    П. Блау классифицировал социальные институты, основываясь на воплощенных в нормативной структуре институтов ценностях. Его классификация зависит от выполняемых институтами функций в рамках целого общества:

    интегративные, сохраняющие частные ценности, идентичность социальной структуры, поддерживающие социальную солидарность, удовлетворяют потребности в скрытости;

    дистрибутивные, воплощающие и реализующие ценности, являющиеся средством для сохранения социальных соглашений, предназначенных для производства и распределения социальных льгот, различных вознаграждений и вложений, удовлетворяют потребности в адаптации;

    организационные, характеризуются тем, что используют ценности для достижения определенной цели, удовлетворяют потребности в достижении цели и интеграции.

    Современные западные социологи классифицируют социальные институты, основываясь на выполняемых функциях:

    Реляционные институты обозначают ролевую структуру социума по разным критериям: пол, возраст, способности, род занятий и т.д.

    Регулятивные институты обозначают рамки индивидуального поведения к нормам действий, существующим в обществе; санкции за выход за пределы установленных рамок.

    Интегративные институты взаимосвязаны с социальными ролями, отвечающими за обеспечение интересов социума.

    1. Институты в сфере политики.

    Политика как социальный институт – это совокупность организаций (органы власти и управления, политические партии, общественные движения), регулирующих политическое поведение людей в соответствии с принятыми нормами, законами, правилами. Каждый из политических институтов осуществляет определенный вид политической деятельности и включает социальную общность, слой, группу, специализирующиеся на реализации политической деятельности по управлению обществом. Для политических институтов характерны:

    Главным носителем политической власти в обществе является государство.

    Основа политики – власть, связанная с применением силы, принуждения по отношению ко всем членам общества, организациям, движениям.

    В основе подчинения власти лежат:

    1) традиции и обычаи (традиционное господство);

    2) преданность вождю (харизматическая власть лидеров);

    3) сознательная убежденность в необходимости выполнения формальных правил.

    Политические институты обеспечивают воспроизводство, стабильность и регулирование политической деятельности, сохранение идентичности политической общности даже при смене состава, усиливают социальные связи и внутригрупповую сплоченность, осуществляют социальный контроль за поведением граждан. В центре внимания политики – власть и управление в обществе. Носителем политической власти выступает государство, которое, опираясь на право и закон, осуществляет принудительное регулирование и контроль над социальными процессами с целью обеспечения стабильного функционирования общества.

    1. Социальный контроль, его функции и структура. Механизм социального контроля.

    Социальный контроль - совокупность средств, с помощью которых общество обеспечивает воспроизводство господствующего типа общественных отношений, социальных структур. Система социального контроля гарантирует такое поведение членов общества, которое соответствует ролевым требованиям и ожиданиям.

    Функция социального контроля заключается в том, чтобы минимизировать расхождения между социальными ожиданиями и фактическим поведением индивидов. Фактически эта важнейшая социальная функция, которую в обществе выполняет институт контроля, расщепляется на три отдельные социальные функции:

    регулятивную - контроль является важнейшим фактором социальной регуляции на всех уровнях жизни общества;

    охранительную - социальный контроль служит сохранению существующих в обществе и принятых им ценностей и пресечению попыток посягательства на эти ценности. К таким безусловно значимым для современного общества ценностям относятся: человеческая жизнь, имущество, честь и достоинство, физическая неприкосновенность, свободы и права личности, установленный политический строй, национальные, государственные, религиозные приоритеты. Эта функция социального контроля позволяет осуществлять трансляцию социального опыта от поколения к поколению;

    стабилизирующую - социальный контроль, организуя поведенческие ожидания, обеспечивает предсказуемость поведения людей в стандартных ситуациях и тем самым способствует неизменности социального порядка.

    В зависимости от субъекта, осуществляющего контроль, последний подразделяется на формальный и неформальный. Формальным называется контроль со стороны социальных институтов общества - государства, судебных органов, прокурорского надзора, милиции или полиции, начальства, церкви. Неформальный контроль - это контроль, осуществляемый общественным мнением, особенно мнением ближайшего окружения - первичной группы. Социальный контроль над человеком может осуществляться путем группового общественного давления на него, принуждения, а также через социализацию.

    Механизмы социального контроля:

    1) Самоконтроль

    2) Санкции

    3) Общественное мнение

    4) Индивидуальное сознание

    5) Социальные нормы

    1. Социальные изменения. Концепция эволюционного и революционного развития общества.

    представляют собой смену состояний, свойств и связей социальных систем.

    Эволюционный путь (слово «эволюция» происходит от латинского слова, означающего «развертывание») – путь мирного ненасильственного преобразования общества состоял в том, чтобы спокойно, без рывков и попыток «перепрыгнуть через время», помогать прогрессу, т. е. улавливать его основные направления и всемерно их поддерживать, быстро перенимать передовой опыт других государств.

    Революция (от позднелатинского термина, означающего «поворот», «переворот», «прорыв постепенности») – это изменение во внутренней структуре системы, которое становится связующим звеном между двумя эволюционными стадиями в развитии системы, это коренное качественное изменение, т. е. скачок. В то же время реформа является частью эволюции, ее разовым единовременным актом. А значит, эволюция и революция становятся необходимыми компонентами общественно—исторического развития, образуя противоречивое единство. Обычно эволюция понимается как количественные изменения, а революция – как качественные.

    1. Социальный эволюционизм по Г. Спенсеру и Э. Дюркгейму.

    Спенсер проводил аналогию между живым организмом и обществом. Будучи инженером, философом и социологом, Спенсер в своих трудах рассматривал общество как нечто идентичное живым системам. Он считал, что биологические и социальные системы развиваются и функционируют по одним и тем же законам: биологической эволюции, сохранения энергии, борьбы за существование.

    Спенсер высказал догадку о том, что процесс развития общества, как правило, сопровождается дифференциацией структур и функций общества.

    Дюркгейму был чужд так называемый однолинейный эволюционизм «крестного отца» социологии Конта, который тот провозгласил в рамках своего Закона трех стадий.

    «Человечество одновременно пошло различными путями и, следовательно: доктрина, принципиально утверждающая, что оно всегда и всюду преследует одну и ту же цель, базируется на заведомо ошибочном постулате».

    Важное значение в социологии Дюркгейма имела трактовка общества как нравственной реальности. Именно поэтому он считал, что политические революции — это кровавые театральные действа, которые мало что меняют в социальных системах. Для того чтобы политические изменения вызывали изменения социальные, первые должны затронуть глубинные нравственные ценности и устремления общества.

    Хотя Дюркгейм испытывал на себе влияние биоорганического направления (Спенсера и др.), его социология в целом была направлена против биологических и психологических интерпретаций социальной жизни: индивидуализму Спенсера он противопоставил идею «коллективности» как главного признака социальности.

    1. Теория индустриального общества (Р. Арон, У. Ростоу).

    Концепция единого индустриального общества — теория, предложенная французским философом, политологом, социологом и публицистом Раймоном Ароном в 60-х гг. XX в. Р.Арон верил в то, что, поскольку капиталистическое и социалистические общества представляют собой две разновидности индустриального общества (их главными отличиями являются политические режимы и формы собственности на факторы производства), то в будущем они могут быть объединены в единое индустриальное общество под началом капитализма. При этом под понятием «индустриальное общество» Р. Арон понимал такое общество, где преобладает крупное промышленное производство[1]. Раймон Арон выделил 5 характеристик индустриального общества:

    Строгое разделение между предприятием и семьей;

    Индустриальное производство создает своеобразный способ разделения труда, основанный на отделении технологического труда от всех других производственных процессов;

    Индустриальное производство подразумевает под собой накопление капитала;

    Индустриальное общество невозможно построить без четкого экономического расчета;

    Надлежащая организация рабочих мест со стороны владельцев производств, и, как следствие, высокая концентрация рабочей силы[1].

    Р. Арон считает, что «чисто капиталистическое» общество существует только в теории, в реальной же жизни капитализм зачастую приближен к социализму.

    «Традиционное общество» характеризуется примитивной ручной техникой, ручным трудом, преобладанием сельского хозяйства. Первая стадия хронологически охватывает всю историю человечества до XVII ст.

    «Вторая стадия роста - это общество в переходном состоянии». На этой стадии создаются предпосылки для подъема. Определяющей чертой стадии является образование централизованных национальных государств. В экономике появляются «новые типы предприимчивых людей ... готовы мобилизовать сбережения и взять на себя риск, стремясь прибыли или модернизации ». На второй стадии возникают банки, растут инвестиции, оживляется внешняя и внутренняя торгивля.

    Третья стадия, стадия подъема, определяется тем, что силы экономического прогресса начинают доминировать в обществе. Происходит развитие в интересах всего общества. Эту стадию разные страны прошли в исторически разные отрезки времени. В Англии - это (примерно) два последних десятилетия XVIII в., Во Франции и США - несколько десятилетий перед 1860

    Четвертая стадия характеризуется постоянным прогрессом, совершенствованием техники, распространением новой технологии на всю сферу хозяйственной деятельности, более быстрым ростом выпуска продукции по сравнению с ростом количества населения. Именно эту стадию Ростоу называет «индустриальным обществом».

    Характерной чертой пятой стадии экономического роста является выпуск товаров длительного пользования. На этой стадии меняются приоритеты общества. На первый план выходит не производство, а «потребления и благоденствие в самом широком смысле».

    Пятой стадией Ростоу не завершает периодизацию общественного развития. Будущее общество он связывает со стадией «за потреблением», которой якобы уже достигнуто в США. Для нее характерно преобладание семейных и интеллектуальных ценностей над потреблением. Ростоу считает, что высокое массовое потребление станет общим и призывает человечество ускорить этот процес.

    Раймон Арон - французский социолог. Свою концепцию индустриального общества он изложил в таких произведениях: «18 лекций об индустриальном обществе» (1962) и «Три очерка об индустриальной эпохе» (1966).

    Индустриальное общество он определяет как такое, в котором наиболее распространенной формой производства является крупная промышленность
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта