Главная страница
Навигация по странице:

  • Социология XX столетия (П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Дорендорф и др.)

  • Отечественная социология после 1917 года.

  • Социологически исследования в 20-х годах (С. Струмилин, А. Гастев, А. Болтунов и др.)

  • Административно – командная система и ее влияние на социологию.

  • Ответы на вопросы по социологии. Ответы.. Тесты вопрос 1 Что является предметом социологии Варианты ответа


    Скачать 223.13 Kb.
    НазваниеТесты вопрос 1 Что является предметом социологии Варианты ответа
    АнкорОтветы на вопросы по социологии
    Дата09.05.2023
    Размер223.13 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы..docx
    ТипТесты
    #1117657
    страница3 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Историография Льва Корсавина.

    Лев Платонович Карсавин (1882—1952) — историк культуры по профессии и философа по призванию. Придерживаясь в своих философских исследованиях метафизики соловьевского всеединства, Карсавин как бы завершает это направление. Вместе с тем в развитии идей метафизики и историософии всеединства он опирался на европейские источники, особенно на труды Николая Кузанского.

    Свои размышления о смысле истории Карсавин, следуя отечественной традиции, начинает с определения исторической миссии России. Этому посвящена одна из первых его книг «Восток, Запад и русская идея», задачу которой он видел в том, чтобы уяснить русскую идею в ее отношении к Западу и Востоку. Но поскольку, по мнению Карсавина, Восток и Запад, как и сама Россия, наиболее полно представлены в их религии и искусстве, то именно он и становятся сферой сравнительного анализа для мыслителя. Отталкиваясь от идеи Вл. Соловьева о теократии и объединении церквей как ее предпосылке, Карсавин в скрытой форме полемизирует с ним, отстаивая потенциальные преимущества православия как смыслообразующего основания истории в качестве наиболее адекватного, по сравнению с западным христианством, выражения идеи всеединства, которой соответствует догмат триединства Бога. При этом философ отнюдь не идеализирует историческое православие и русскую культуру в целом, отмечая их пассивность, неспособность или нежелание самоопределения и проч. И все же основание для оптимизма он видит в вековой государственности России, в православной церкви с ее идеей соборности, в величии русской духовной культуры. Вместе с тем Карсавин отнюдь не отрицает культурного значения западного христианства, однако Возрождение («вырождение», по ремарке Карсавина) прервало этот процесс. Историческая ущербность западного христианства привела к тому, что именно на долю православного Востока выпал почти весь труд раскрытия христианского вероучения и, в частности, ее основополагающего, согласно Карсавину, догмата всеединства Абсолюта как триединства Бога. Вот почему история как наука должно быть православной. Однако, замечает он, историческая миссия России все еще остается в потенции. В своем тяготении к Абсолюту русский Восток доходит до отказа от себя, до беспредельной жертвенности и безразличия к настоящему, забывая, что именно из настоящего произрастает будущее.

    Всеединство Абсолюта является центральной категорией христианской метафизики и историософии Карсавина. Она означает тождество Творца, Его замысла и тварного мира, который есть лишь «иное» Бога. Таким образом, история человечества, есть вершина тварного мира, она мыслима лишь во всеединстве с Богом, иными словами, человечество участвует в своей истории и даже в самом акте творения. Разработке этой идеи посвящена специальная работа Карсавина — «Философия истории». По отношению к истории всеединство мыслителя Карсавиным как совершенное множество, все элементы которого тождественны между собой и адекватны целому, но в то же время не сливаются в сплошную неразличимую целокупность. Обозначению и расшифровке этой идеи служит заимствованное у Николая Кузанского понятие «стяженного». Как отмечает С.С. Хоружий, «оно становится ключевым в системе Карсавина, который строит на его основе оригинальную диалектику части и целого, единства и множества. Понятие «стяженного» улавливает диалектику части и целого, «вводя представление о некоем умаленном, но все же еще цельном, целостном присутствии целого в своей части, и всякой части — во всякой другой, если это целое — всеединство»*. Анализируя любое историческое явление, Карсавин прежде всего вписывает его в более всеобъемлющую целостность, «качествованием» которой оно является. В свою очередь высшее всеединство «актуализирует», «индивидуализирует» себя в личностях более низшей иерархии.

    1. Социология XX столетия (П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Дорендорф и др.)

    В историю социологической мысли Питирим Александрович Сорокин вошел как создатель интегрального направления в современной социологии, теории соц. стратификации и соц. мобильности, концепции флуктуации социокультурных систем. Жизненный и творческий путь Сорокина связан до 1922 года с Россией, а с 1923 года с США. В 1919 году Сорокин создает первый в России социологический факультет в Петроградском университете. Американский период его творчества был более длительным и плодотворным. Сорокин не только создает десятки крупных работ, но и социологический факультет Гарвардского университета, 12 лет возглавляет его, избирается президентом Американской социологической ассоциации. Сорокина по праву многие называют классиком социологии 20 столетия, а иногда говорят, что он совершил «коперниковскую революцию в социологии». Интегрализм как своеобразная общая черта творчества Сорокина окончательно сложился в трудах конца 30-40 годов, прежде всего в его «Социальной и культурной динамике», в которой ярко и фундаментально показано циклическое развитие, флуктуация различных типов культур и соц. суперсистем в Европе почти за 3 тысячелетия. Понимая культуру в самом широком смысле как основу общественной жизни, Сорокин соединил в единое целое все аспекты социологического изучения общества. Культура и ее ценности - вот интегрирующий фактор и в самой общественной жизни и в ее социологическом исследовании. Социокультура у Сорокина не конгломерат разрозненных явлений, а единство, все элементы которого связаны, интегрированы, представляют собой систему, а ценность служит фундаментом всякой культуры. Социокультурные суперсистемы различаются прежде всего своими основными ценностями. Вся история у Сорокина предстает как закономерная смена доминирования в Европе 3 социокультурных суперсистем, 3 длительных этапов человеческой истории, своеобразных особых, уникальных цивилизаций: идеациональной, чувственной и идеалистической. В первой господствующее положение занимают религиозные ценности, бог - высшая истина, другие культурные системы (наука, искусство) подчинены теологии. Вторая характеризуется господством материализма и чувственных форм познания, чувственных ценностей. Третья представляет собой интеграцию, синтез черт и ценностей двух других типов культур на основе сочетания материалистических и религиозно-идеалистических взглядов и преобладания интуиции в познании, в связи с чем этот тип может рассматриваться как интегральный. Историческое развитие представляет собой циклическую флуктуацию указанных типов культур, связанных с тремя способами познания - рациональным, чувственным и интуитивным. Ими ограничиваются возможности человеческого познания, в истории культуры и общества не возникает и не может возникнуть чего-либо нового, история обречена на постоянное повторение, флуктуацию циклов, которые отличаются лишь в деталях. Современную культуру Сорокин относил к чувственной, находящейся в глубоком кризисе, связанным с усилением влияния материализма и эмпиризма. Выход он видел в нравственно-религиозном обновлении человечества, в переходе к "новой интегральной культуре", когда новые духовные ценности истины, красоты и добра выдвинутся на первый план.

    Толкотт Парсонс – один из самых известных американских социологов. Структурный функционализм (Т. Парсонс) основан на следующих фундаментальных идеях: 1) в любой социальной системе доминирует инструментальная, функциональная реальность – организационная цель; 2) общество имеет технико-экономическую структуру – профессиональную и стратификационную (при этом технология и экономика являются источниками социальной динамики, а культура – это консервативная сила, стабилизирующая общество); 3) глубина и степень влияния в обществе определяются положением в иерархии отношений на ролевой основе.

    Центральные категории структурно-функционального анализа: структура (4.1), функция (совокупность ролей каждого элемента социальной структуры, придающих обществу функциональную целостность), социальная система (3.2), равновесие и социальное действие. По мнению Т. Парсонса, общество может существовать и самосохраняться только в равновесии. Нарушение равновесия означает дестабилизацию и гибель. Задача социологии – дать рекомендации по стабилизации общества. Факторами поддержания равновесия являются: 1) адаптация (ее обеспечивает экономика); 2) целеполагание (обеспечивается политикой); 3) интеграция (достигается правом и культурой); 4) поддержание устойчивости (обеспечивается семьей, школой, церковью и другими социальными институтами).

    Парсонс считал, что каждый элемент культуры имеет определенное назначение – функцию, которую определенный социальный институт выполняет по отношению к целому.

    Ральф Дорендорф – известный немецкий социолог, либерал по политической ориентации. Дорендорф в своей теории отрицал положение Парсонса, что для общества главным является стабильность. Дарендорф представляет общество как постоянно изменяющуюся систему отношений между социальными группами или классами, находящихся в конфликте, взаимоотношений между конфликтующими социальными группами или классами. Социальные конфликты неизбежны и даже необходимы. Отсутствие конфликта считается ненормальным для общества. Конфликт появляется из-за сопротивления давлению или господствующему влиянию одной силы. Основная причина конфликта — проблема господства и подчинения, отношения власти, неравенство разных социальных групп в структуре общества. Так как неравенство есть в каждом обществе, то и конфликты неизбежно будут выступать спутником взаимодействия между различными социальными группами.

    1. Отечественная социология после 1917 года.

    После Октябрьской революции судьба отечественной социологии складывалась крайне противоречиво. Начался процесс институционализации социологии. Встал вопрос о разработке социальной теории нового общества на основе конкретных социальных исследований. Была введена научная степень по социологии. Созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах. Издается обширная теоретическая литература по социологии. В это же время под влиянием Н. И. Бухарина наметилась тенденция отождествления социологии и исторического материализма. Стали получать развитие отдельные отрасли социологического знания: социология труда, социология политики, социология искусства, социология города и т.д. Значительная часть философов объявила социологию составной частью философии. Сложилось так называемое "антисоциологическое" направление. Это направление отрицало не только право социологии на самостоятельное существование, но и сам термин "социология". К концу 30-х годов социология была объявлена буржуазной лженаукой и "упразднена". Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены. Перерыв в развитии социологической мысли продолжался до начала 60-х годов. Возрождение социологических исследований началось с наступлением "хрущевской оттепели". Но теперь социология была сведена к эмпирическим социологическим исследованиям. В университетах, а также в некоторых экономических вуза вводятся спецкурсы по прикладной социологии. Значительно возросло число публикаций по различным разделам социологии. Но вместе с тем усиливается и административно-бюрократическое вмешательство в социологию. Вновь понятие "социология" оказалось под запретом. Оно фактически было заменено понятием "прикладная социология". С началом перестройки был снят запрет на развитие теоретической социологии. Вопрос о дальнейшем развитии социологии как самостоятельной науки был поднят до общегосударственного уровня. Была поставлена задача развития как прикладных, так и теоретических социологических исследований. Выявилась необходимость социологической теории, отражающей социальные реалии сегодняшнего дня. Важной основой развития теоретической социологии стали социологические исследования реальных социальных процессов и явлений. Социологические исследования позволяют получать социально-статистическую информацию о формах проявления и механизмах действия социальных закономерностей и использовать эту информацию для дальнейшего совершенствования механизмов управления народным хозяйством, для повышения социальной эффективности материальных затрат и капиталовложений. Сегодня в России нет сколько-нибудь важной сферы, которая в той или иной степени не была бы затронута социологическими явлениями.

    1. Социологически исследования в 20-х годах (С. Струмилин, А. Гастев, А. Болтунов и др.)

    Особое значение в условиях необходимости увеличения продуктивности труда приобрели многочисленные исследования бюджета времени, проведенные под руководством С. Струмилина. В результате были получены данные о распределении суточного времени на различные виды деятельности, связанные с трудом, бытом и отдыхом, у рабочих, крестьян и служащих. Это позволило Струмилину выявить трехчленную парадигму бюджета времени — оплачиваемая работа (8 часов), сон (8 часов), домашний труд и отдых (8 часов).

    Важными в теоретико-методологическом плане стали два достижения ученого: 1) научное обоснование равенства между трудом и обслуживанием, т. е. работой на производстве и в домашнем хозяйстве, и 2) приравнивание, по их методологической ценности, исследования бюджетов времени к денежным бюджетам, чего прежде никто не делал. Специально были проведены исследования бюджетов времени комсомольских активистов, пионеров и школьников.

    Несомненным лидером в разработке науки управления был А. Гастев, который с 1921 по 1938 гг. возглавлял Центральный институт труда. Основная его заслуга как ученого заключалась в разработке теоретических и экспериментальных идей новой науки — социальной инженерии, соединившей в себе методы естественных наук, социологии, психологии и педагогики. Под руководством Гастева на промышленных предприятиях широко внедрялись инновационные методы организации труда и производства. В своих трудах ученый провозглашал наступление новой эпохи, где не останется места для трудовой расхлябанности, культурной отсталости и лености.

    Болтунов предлагал учитывать мотивы труда при составлении профориентационной характеристики профессий. Наряду с тестами в оценке способностей и склонностей школьников считал необходимым использовать данные систематического наблюдения за успехами в учебной деятельности школьников педагогами-предметниками. Главная область научных интересов — исследование психологических проблем профессиональной ориентации и консультации молодежи, проблем психологии способностей и склонностей. Большое внимание уделял освещению психологических проблем трудового воспитания школьников. Разработал методы психологической профессиографии в целях профориентации и «измерительную шкалу ума» — психодиагностическую методику для определения способностей.

    Один из организаторов системы профориентационной работы в Ленинграде в 1920—1930-е годы, включавшей деятельность психологов (педологов) в школах, на бирже труда, в профессиональных учебных заведениях.

    В середине 1930-х гг. работы А. П. Болтунова оказались под огнём критики в связи с осуждением педологии и психотехники в целом. Умер от истощения в феврале 1942 г. Захоронен в братской могиле на Пискаревском мемориальном кладбище Санкт-Петербурга.

    1. Административно – командная система и ее влияние на социологию.

    И.В. Сталин, в разделе «О диалектическом и историческом материализме», написанном им для краткого курса «История всесоюзной коммунистической партии (большевиков)», опираясь на идеи К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина, выстроил систему единого, материалистического философского знания - «марксистского философского материализма», составными частями которого являются диалектический и исторический материализм. Исторический материализм, согласно И.В. Сталину, «…есть распространение положений диалектического материализма на изучение общественной жизни, применение положений диалектического материализма к изучению общества, к изучению истории общества».

    Основным, и единственно верным методом, которым располагает философская наука, «является марксистский диалектический метод». Общественной теорией, которая правильно отражает потребности материальной жизни общества и способна привести в движение широкие массы народа, организовать из них великую армию пролетарской партии, готовую проложить дорогу революционным силам общества, «является марксизм-ленинизм».

    С тех пор, во многом благодаря догматизации партийными лидерами положений, выдвинутых И.В. Сталиным, социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему. Фундаментальные и прикладные исследования в области социологического знания были фактически прекращены, а изучение процессов и явлений социальной жизни проводилось в строгом соответствии с канонами теории «марксизма-ленинизма». Таким образом, процесс институционализации советской социологии как полноправной области научного знания прервался.

    Как отмечают специалисты, в СССР к началу 50-х гг. все, казалось бы, встало на свои места и замерло в неподвижности. Политические дискуссии и борьба за власть в партийно-идеологической иерархии завершились созданием системы коммунистических научных и учебных учреждений. Институты Академии наук СССР, университеты, творческие союзы, редакции и издательства всецело подчинялись органам партийно-государственного управления. Концептуальный лексикон, схемы аргументации и риторика общественной науки, казалось бы, приобрели завершенную форму. Общественная мысль как будто застыла в монолите словесных формул. Наименования книг и брошюр были поразительно однообразны. …Однако как раз в то время, когда все казалось мертвым и застывшим, происходила незримая революция в идеологии и общественной жизни. Тогда же и сложились определенные условия, благоприятные для возрождения отечественной социологии.

    Во-первых, несмотря на то, что социология, как наука, занимающаяся сбором социальных данных о советском обществе и их последующем обобщением, была официально запрещена, оставалась актуальной критика буржуазных социологических концепций с позиций марксизма-ленинизма. С этой целью, вскоре после окончания Великой Отечественной войны, осенью 1946 г. в Институте философии Академии наук СССР был создан сектор под руководством М.П. Баскина, а к концу 1940-х гг. уже окончательно сложился своеобразный жанр «критики буржуазных социологических течений».

    Именно в рамках этого жанра сформировалась плеяда молодых обществоведов, глубоко не удовлетворенных марксистской ортодоксией и ищущих более серьезной основы для изучения общественных процессов. Многие из них владели иностранными языками и, соответственно, имели возможность знакомиться с трудами западных ученых в оригинале.

    Во-вторых, после смерти И.В. Сталина и XX съезда КПСС обстановка в стране изменилась, и «идеологи партии не могли действовать привычными методами - расстрелять для порядка несколько десятков ученых и отбить у остальных желание даже приближаться к этой запретной области знаний».

    В-третьих, в обществе с обозначившимся кризисом тоталитаризма возникла общественная потребность в более конкретном и точном социальном познании. Активно способствовать разрушению сложившихся догм, стереотипов, духовному и интеллектуальному освобождению ученых-обществоведов могла именно социология.

    Однако формальным препятствием для развития социологии было ее полное отождествление с истматом, соответственно - включение в разряд философских наук, отрицание статуса самостоятельной общественной науки. Преодолеть это препятствие можно было лишь поэтапно, и первым этапом стала легализация самого понятия «социология».
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта