Главная страница

Тульчинский Г. Л


Скачать 1.42 Mb.
НазваниеТульчинский Г. Л
Дата11.06.2019
Размер1.42 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаpolitical_culture.pdf
ТипКнига
#81271
страница3 из 14
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
БЕЗОПАСНОСТЬ
Зависть, рессентимент
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Нормы, социализ.
Самореализ.
Базовые ценности социогенеза
СВОБОДА

33
1. Политическая культура значение и подходы к изучению
«Материалистов» волнуют в первую очередь насущные потребности, связанные с выживанием, обеспечением безопасности. Пост- материалисты ощущают относительную уверенность в том, что удовлетворение этих нужд им уже гарантировано и направляют свои силы и интересы на решении е вопросов качества самореализации. Эта динамика сказывается в поколенческих ориентациях (старшие еще более материалисты, младшие уже более постматериалистичны), на формах политической и гражданской активности. Так, материалисты склонны к традиционным формам (выборы, митинги, встречи с руководством, письменные обращения, тогда как постматериали- сты демонстрируют большую гибкость и разнообразие, в том числе – протестной деятельности (флешмобы, сетевая активность в блогосфе- ре, стрит-арт), концентрируясь не на идеологии, а напрямую выражая свои предпочтения по конкретным вопросам, таким как экология, охрана культурно-исторических памятников, аборты, коррупция… При этом формы протеста, связанные с насилием не пользуются массовой поддержкой, вызывают неприятие. Другими словами, по мере постиндустриальной модернизации традиционные формы политической активности, включая практики либеральной демократии, могу уступать новым, в том числе – еще недостаточно изученным формам. Иногда этот процесс ошибочно воспринимается как упадок или кризис демократии, тогда как, скорее, речь идет о ее дальнейшем развитии и гуманизации, проявлении ее сути, а не формы. Подлинная поддержка демократии возникает не в связи с учреждением (или импортом) демократических институтов, а когда люди высоко ценят и считают самоцелью гражданские и политические права, обеспечивающие возможность их ответственного самовыражения.
Более того, если поддержка демократии на ранних стадиях перехода (т. н. трансфера) основывается на завышенных ожиданиях в политической сфере, а не убежденности в ценности свободы как ответственности как таковой, экономические неудачи могут привести к разочарованности в демократии и даже – чувству безысходности перед почти неизбежным авторитаризмом. Именно такова была ситуация в постсоветских демократиях. При этом, парадоксально, нов случае экономических успехов авторитарные режимы тем быстрее утрачивают легитимность, чем дольше им удастся поддерживать экономический рост, способствующий распространению в обществе ценностей самовыражения, а значит и – демократии. Так годы тучных коров (2000-2011) подготовили почву мощного гражданского протеста в РФ зимой 2011-2012 годов

34
Тульчинский ГЛ. Российская политическая культура особенности и перспективы
В странах же, где ценности самовыражения уже широко распространены, провалы в экономике (например, в Бельгии, Испании, Чили) не ведут к утрате легитимности демократических политических систем.
Таблица. 2. Соотношение ценностей и типа общества

Ценности /
Общество
Родо- племенное
Аграрное
(феодальное)
Индустри- альное
Массовое информационное – к «своим»
Личное – к иерарху
Социальное – к суду
Социальное – к брендам
Справедливость
Своим – не чужим
По заслугам
По закону
По известности
Личность
Этнич.
принадл.
Статус
Ролевая
Проектная
Собственность
Общая
Иерархическая
Частная
Сетевая рента
Свобода=
ответственность
Род, племя
Вассалитет
Индивид
Точка сборки Я
Распространение секулярно-рациональных ценностей ведет к секуляризации власти, легитимность которой начинает зависеть не от традиционных религиозных верований, а от светских и рациональных представлений. И такие секуляристские представления и установки могут быть не менее не менее догматичными, чем религиозные. Так, они не всегда противоречат неограниченной политической власти – как коммунистическая или фашистская идеология.
Однако утверждение ценностей свободы, самовыражения ведет к эмансипации от власти, от любого внешнего воздействия, посягающего наличные права. В этом случае власть воплощается в самом человеке. В морально и политически автономной личности институциональная и суверенная свобода совпадают, воплощаясь в единой ответственности.
Роль справедливости, однако, связано с еще одним важнейшим обстоятельством эта ценность выступает в качестве импульса формирования социальных институтов – как формальных, таки особенно – формальных.
Социогенез предполагает не только ценностные интенции, установки, но и реализующие их институты – неформальные и формальные. К неформальным относятся обычаи, традиции, собственно и образующие институциональную основу (background) – культуру данного общества, ее нравственное содержание и специфику. Формализованные представления о справедливости выражаются вправе, а наиболее развитой и зрелой формой таких институтов является государство

35
1. Политическая культура значение и подходы к изучению
Неформальные институты могут дозревать до формальных инсти- туционализаций – организационных форм юридического лица, государственных органов, обеспечивающих реализацию соответствующих норма могут и надолго сохраняться на неформальном уровне.
Культура обеспечивает идентичность, самосознание Мы, преимущественно эмоционального. Политическая власть, государство – идентичность Мы гражданского, преимущественно рационального. Именно синтез этих двух идентичностей и обеспечивает социальную солидарность. И, если эта солидарность предполагает доверие, тоне- формальные институты этнической идентичности обеспечивают доверие сплачивающее, личностное, возникающее между людьми, общность с которыми определяется происхождением и этнической идентичностью. Но для относительно развитого общества, а особенно состоящего из представителей разных этносов, конфессий, доверия сплачивающего недостаточно – необходимо доверие институциональное, наводящее мосты между разными группами и слоями общества. Это доверие и формируют формальные институты, прежде всего – правовая культура, задающая нормативную рамку отношений и взаимодействий различных групп и слоев данного государства. Если неформальные институты задают культурно-этническую идентичность, то неформальные – гражданскую, которая и обеспечивает консолидацию нации в ее гражданско-государственном понимании.
На религиозный фактор обратил внимание еще М.Вебер в работе
«Протестансткая этика и дух капитализма. Действительно, модернизацию первыми осуществили и наиболее успешно реализовали догоняющую модель после распада СССР именно протестантские страны. С другой стороны, страны ислама сего антирыночными установками, существенно отстали и отстают в экономическом развитии. А экономическому росту Турции и отчасти Египта во многом способствовали относительно длительные периоды правления светских политических режимов.
Однако, как примеры Турции и Египта, таки сопоставление развития Севера и Юга Кореи, Западной и Восточной Германии показывают, что культурный фактор по своей значимости уступает политическому и правовому режиму. Те. роль неформальных институтов важна, но она уступает роли институтов формальных.
Помимо прочего, формальные институты, обеспечивающие возможность развития рыночной экономики, в немалой степени способствуют концентрации социального и человеческого (а значит – и финансового капитала

36
Тульчинский ГЛ. Российская политическая культура особенности и перспективы
В этой связи, можно говорить, что социогенез осуществляется в пространстве пересечения ценностной и институциональной осей, реализуя конкретный специфический баланс соответствующих векторов, обеспечивающий существование и развитие данного социума. В плане возможностей модернизации и инновационного развития это выражается в тенденции к традиционализму (выражающемуся в трен- дек культурной идентичности, безопасности и государственности) или прогрессизму (выражающемуся в тренде к свободе и правовому обеспечению творчества, инициативы. Эта модель представлена на рис.2.
Рис. 2. Роль формальных и неформальных институтов в консолидации
общества
Ценностно-нормативная модель социогенеза, основанная на выделении ценностной оси (безопасность-справедливость-свобода) и оси институционализации справедливости, позволяет фиксировать особенности культурного профиля общества, его деформации, акцентировку политических идеологий. Предложенная модель может использоваться для построения профиля конкретного общества, его политической культуры – в зависимости от степени выраженности и акцентировки ценностных и нормативных параметров.
Так, на кафедре прикладной политологии НИУ Высшая школа экономики (Санкт-Петербургский филиал) с привлечением студентов предпринята серия исследований сравнительного анализа иди- намики политической культуры России. Например, в исследовании
А.Богдановой, с опорой на базу данных Г.Хофстеде удалось сопо-

37
1. Политическая культура значение и подходы к изучению
ставить профили политических культур различных страна также динамику политической культуры РФ за последние годы (Рис и Рис.4).
Рис.3. Сравнение политической культуры России и США
(А.Богданова поданным Г.Хофстеде, Рис. Динамика российской политической культуры за 2008-2011 гг.
(А.Богданова, 2013 г

38
Тульчинский ГЛ. Российская политическая культура особенности и перспективы
Исследование А.Камаева позволило сравнить для 12 основных социальных групп РФ профили существующей и желаемой политических культур. Ниже на Рис приведены суммированные профили для всех этих групп.
Рис.5. Интегрированные существующий и желаемый профили российской политической культуры (А.Камаев, 2013 г.)
В пространстве, образуемом ценностной и нормативной осями, очевидны свойственные российскому обществу доминирование традиционализма, правового нигилизма в сочетании с нравственным максимализмом, неразвитость институтов гражданского общества. Наглядно демонстрируется и дисбаланс сведения социальной жизни к проявлениям государственной власти и культурной идентичности, между которыми нет органической и естественной связи. Более того, формальные институты в этой ситуации оказываются декоративным политическим дизайном. Именно это обстоятельство приводит к печальным последствиям попытки реформирования российского общества на основе правовых моделей, вызревших в других социумах, располагающих развитой правовой культурой и правовым самосознанием понимания свободы как ответственности. Подобные поверхностные попытки демократизации и либерализации неизбежно оказываются несостоятельными.
На конференции по социологии инноватики в ИНИОН был яркий доклад Г. Г. Шагиняна – выдающегося специалиста по нейрохирургии сложных и глубоких черепных травм лицевой части черепа. Используя сравнение с наглядными слайдами этого доклада, можно сказать, что в этом плане ценностно-нормативная деформация российского социума напоминает глубокую травму лицевой части черепа в нем практически снесена его
«височно-скуловая часть, связанная с соответствующей ценностно-нор- мативной зоной.
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТЬ СВОБОДА ПРАВО
1 2
3 4
5 1
2 3
4 5

39
1. Политическая культура значение и подходы к изучению
Рис. 6. Политические идеологии и российская деформация
Кстати, именно этот институциональный фактор объясняет т. н. парадокс России, отмеченный в исследовании World Values Survey как откат за годы новейших реформ к ценностям выживания. Речь идет, скорее, не о ценностном откате, а о разрушении институциональной среды, приведшем к этническо-клановой раздробленности, корпоративизации общество. Иначе говоря, речь идет о движении не только по ценностной оси, а скорее по оси нормативно-институци- ональной, что, кстати, подтверждается приведенными выше данными исследования А.Богдановой.
В ценностно-нормативной модели политической культуры очевидно доминирование традиционализма в российском обществе, которому на протяжении всей его истории были свойственны правовой нигилизм в сочетании с нравственным максимализмом, неразвитость гражданского общества, вследствие чего социальная жизнь сводится к проявлениям государственной власти и культурной идентичности. И для восстановления нормативно-ценностного баланса российского общества, для придания ему импульсов модернизации (в случае их реальной востребованности) необходима достаточно тонкая и трудоемкая социальная инженерия.
Тем самым, ценностно-нормативная модель политической культуры открывает широкие перспективы синтеза различных подходов и аналитик, не отрицающих, а интегрирующих выработанные концепции и накопленные результаты. И на этой основе уже можно ставить вопрос о причинах отмеченных особенностей российской политической культуры

40
Тульчинский ГЛ. Российская политическая культура особенности и перспективы. Нормативно-ценностное содержание российской

культуры
Смысловое содержание российского культурного опыта источники и обобщение. Народи власть.
Смысловое содержание российского культурного опыта источники и обобщение
В предыдущих разделах в рамках сравнительного синхронического (типологического) анализа неоднократно затрагивалась специфика российской политической культуры. В этом разделе реализуется диа- хронический подход, рассматривается природа, источники ее специфики. Конкретный культурный опыт историчен, он связан с реальной деятельностью, является ее осмыслением, уточняется, меняется, развивается. Это дает возможность не отдельного рассмотрения социен- тальных и ценностно-смысловых аспектов динамики политической культуры, а в их взаимосвязи.
В данном рассмотрении российская политическая культура понимается, включая также и советский период, который есть продолжение, форма существования, а теперь уже и компонент российского. В этом плане советское есть одно из проявлений российского, а нынешнее российское – в изрядной степени содержит в себе советское Все больший круг проблем и перспектив развития России оказывается связанным с сердцевиной культуры – ценностями, нормами, принципами – всем тем, что определяет поведение людей, строй и особенности сознания, порождает вполне определенные отношения, мотивации, оценки, мнения и переживания. Речь идет о чем-то невещественном и нематериальном, что оказывается, тем не менее, не только реальными существенным, но и силой, способной решающим образом сказаться на ходе экономических и политических преобразований в качестве их источника, рычага, а то и труднопреодолимого препятствия. Эта сила оказывается куда прочней распада империи, экономического спада, инфляции, разрыва хозяйственных связей, разгула коррупции и преступности, она проявляется в действиях и установках движений, групп и их лидеров. Эта сила имеет

41
2. Нормативно-ценностное содержание российской культуры
свою историю и судьбу, выражает мировоззрение, миропонимание и мирообъяснение, оправдывавшее, объяснявшее, обосновывавшее и благословлявшее извивы, катастрофы и взлеты нашей истории, и продолжающее это делать до сих пор. И без ее осмысления, понимания ее корней и природы общество обречено на систематический отказ от собственного прошлого, а в результате – на соскальзывание на одну и туже «колею».
Обращение к такой теме требует указания источников, в которых ценности и нормы российской культуры, связанный с нею опыт и осмысление социальной реальности находят свое наиболее полное выражение, аккумулированы в наиболее конденсированном виде, открывая, тем самым, возможности наиболее результативного анализа. Ряд специфических особенностей российской культуры выявляет анализ нормативно-ценностного ее содержания на материале мифологии, фольклора, особенностей русского православия, философии, художественной культуры (особенно литературы, философии, политической и экономической истории, обыденного дискурса, впечатлений путешественников (отечественных и зарубежных Такой анализ был уже проделан многими исследователями. Поэтому можно воспользоваться его результатами.
Мифологемы. В мифах представления о нормах, идеалах и т. д. находят свое наиболее яркое и целостное выражение, причем в яркой образной форме. Однако, о собственно русской дохристианской мифологии можно говорить лишь с известной степенью условности. Недаром даже в авторитетнейшем энциклопедическом издании Мифы народов мира нет статьи, посвященной именно русской мифологии. Речь может идти, скорее, о славянской мифологии (точнее – о ее реконструкции) и о некоторых ее специфически русских чертах и особенностях С этой точки зрения можно выделить несколько уровней основных мифологем.
Во-первых, это первичный слой зачастую малоспецифицированных полностью или частично антропоморфных образов и персонажей домовые, лешие, водяные, русалки, кикиморы, шишки, навы и т. п.
Во-вторых, это воплощенные и персонфицированные абстрактные идеи Доля и Недоля, Правда и Кривда, Белобог и Чернобог.
В-третьих, герои эпоса (былин и сказаний князья (Кий, Щек, Хорив, Чех,
Лях, Крак, Владимир-Ясное Солнышко и др) и особенно – богатыри-княжьи слуги и защитники народные
Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н Славянская мифология. Мифы народов мира. М Энциклопедия, 1980. – Т. 2, с

42
Тульчинский ГЛ. Российская политическая культура особенности и перспективы
В-четвертых, собственно языческий пантеон, русский Олимп на Владимирской горке, низвергнутый вовремя крещения Руси Сварог, Даждьбог,
Хорс, Стрибл, Симаргл, Мокоша, символизирующие различные стихии (огня, солнца, ветра и пр. А также персонажи, не упоминаемые в летописи, новы- являемые в реконструкциях, а то и сохранившиеся в общественном сознании до наших дней Роди Чур (символы общинного единства, Ярило и Купава Кострома, с которыми связывалось изменение сезона, прежде всего – приход весны.
И наконец, в-пятых, персонажи, взаимоотношения с которыми В. В. Иванов и В. Н. Топоров назвали даже основным славянским мифом Перун – громовержец, княжий бог, Зевс славянского Олимпа, и Велес (Волос, после христианизации – Власий) – бог крестьянского достатка (не как результата трудовых усилий, а как удачного урожая, приплода и т. п. Характерно, что, если Перун стоял на Владимирской горке, то Велес – на Подоле, в пойме Днепра, внизу, что лишь подчеркивает их принципиальную оппозицию и противостояние. Да и сюжет их отношений довольно показателен Перун преследует
Велеса, гвоздит его молниями, тот подобно Протею принимает каждый раз новые обличья, оборачиваясь деревом, житом, конем, коровой, пока, наконец,
Перун не побеждает – проливается дождь и наступает благодать.
Бросается в глаза особенность содержания этой мифологии, резко отличающая ее от других известных эпосов и систем мифологии. Это отсутствие персонажей строителя, ткача, ремесленника (даже кузнеца, собственно крестьянина. Последний появляется в былинах в образе Добрыни Никтитича, да и тов характерном сюжете, когда очередной княжий слуга – Святогор пытается забрать неподьемное – землю, после чего Добрыня, легко закинув узелок с землей за спину, также идет в богатыри. Купец (Садко) появляется только в Новгородском эпосе, да и тоне как учитель и основатель Дела, а в связи с чудесным приключением.
В сказках ясно представлены народные страхи – бедности, тяжкого труда, горя. С другой стороны – представлены мечты, надежды и желания. Ими оказываются искания лучшего царства за тридевять земель, овладение хитрой наукой, дающей сытную беззаботную жизнь, в том числе и путем своеобразной экспроприации экспроприаторов (царя, богача, спасение и победа униженного дурака, несостоятельность икрах жадного и завистливого благополучия. Положительные персонажи добиваются успеха не трудом, а то ли по щучьему велению по моему хотению, то ли еще каким чудесным образом
Таким образом, основными темами русской мифологии являются природные стихии, постоянная внешняя угроза (как со стороны

43
2. Нормативно-ценностное содержание российской культуры
природных стихий, таки врагов, воля (как героя-защитника, таки чудесный произвол, реализующий сокровенные желания, особая озабоченность властью – как торжеством над врагами, как символом богатства и жизненного успеха.
Восточное христианство История русской православной конфессии история заимствования веры, ее насаждения, исправления, обернувшегося расколом. В тематическом и образном содержание русского православия особый интерес представляет не столько догматический канон, сколько обыденное религиозное сознание, выраженное в житийных текстах («Четьи-Минеи» всегда были наиболее читаемой духовной книгой на Руси, духовных песнях.
Согласно добротным исследованиям этого материала, проведенным Г. П. Федотовым, Л. П. Карсавиным, С. С. Аверинцевым,
24
специфика содержания русского обыденного религиозного сознания состоит, прежде всего, в ориентации не столько на Св.Писание, сколько на жития, те. особо повышенный интерес к нравственной личности и ее опыту жизни. Причем особое внимание уделяется претерпеваемым святыми страданиям, которые акцентированно трактуются как безвинные (но принимаемые героями житий, тем не менее, безропотно).
Обращает на себя внимание фигура Христа, представленная в обыденном религиозном сознании в качестве Царя Небесного, осуществляющего властные функции и фактически сливающегося с Отцом. Страдания же Спасителя как идеал святости переносятся на святых, жизнеописания которых демонстрируют попытки воплощения этого идеала в этом мире. Вопреки догмату, в обыденном православии фигурирует не Троица, а «Двоица»: Христос (как Царь Небесный, воплощение небесной силы) и Богоматерь (зачастую ассоциативно переходящая в кормящую «мать-землю»). Тем самым, высшее ценностное содержание придается, фактически родовым отношениям Мать – хранительница рода и Отец – властный вершитель судеб. Особый предмет и интерес русского обыденного православного сознания также составляет эсхатологическая тема Страшного суда, устанавливающего высшую Правду и Справедливость как, впрочем, и тема Кривды, царящей в этом (земном) мире.
Художественная культура. В художественных произведениях фиксировано целостное выражение строя чувств, переживаний, мышления и поведения представителей данной культуры. Недаром именно
24
См Федотов Г.П.:
Святые Древней Руси.М.,1990; Федотов Г. П Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. / Вступ. ст. НИ. Толстого Послесл. СЕ. Ни- китиной; Подготовка текста и коммент. А. Л. Топоркова. – М Прогресс, Гнозис, 1991; Кар-
савин Л. П Основы средневековой религиозности в XII-XIII веках. Петроград, 1915; Аве-
ринцев С. С Религия и культура. Tenafly: Эрмитаж, 1981.

44
Тульчинский ГЛ. Российская политическая культура особенности и перспективы
знакомство с художественной культурой и ее сердцевиной – искусством является наилучшим способом знакомства с культурой, вхождения в нее. Сказанное относится к каждому виду искусства, но, пожалуй, в наибольшей – к искусству словак литературе. Обусловлено буквально – предустановлено словом) это ролью языка в возникновении и существовании культуры, письменности и связанного с нею творчества – в трансляции и развитии опыта. Особенно велика роль литературы в становлении и развитии российской художественной культуры и культуры в целом. Более того, литература – предмет особой гордости культуры России, ее общепризнанный и существенный вклад в культуру общечеловеческую.
Русский художественный дискурс исследован достаточно полно и глубоко. Особый интерес представляет серия работ Г.Гачева по национальным образам мира, где опираясь на поэтические тексты авторов, внесших наибольший вклад в развитие российской словесности, были выделены темы и образы, характерные для русской поэтической интуиции. Это темы пути и человека как путника, света – не как яркого солнечного света, льющегося с неба, а как проблеска, мерцания, огонька. Природные стихии связаны с традиционным русским равнинно-пойменным пейзажем, ветром (буря, метель и т. п. Человеческое сознание, состояние души характеризуется неотчетливостью и неопределенностью переживаний и мысли (трудно высказать и не высказать то, что на сердце у меня, взглядом, устремленным к горизонту. Характерно, что в русском поэтическом дискурсе практически отсутствует тема труда, взятого как деятельность, связанная с переживанием положительных эмоций. Исключением является, пожалуй, только поэзия Н.Кольцова, но таким исключением, которое лишь подтверждает правило.
Что касается русской прозы, то обращение к этому богатейшему материалу требует уточнения. Среди русских писателей есть регистраторы быта и нравов (И.Тургенев, М.Шолохов, М.Булгаков, М.Зощенко, Ф.Горенштейн и др, есть аналитики этого быта и этих нравов, объясняющих причины и следствия (Л.Толстой, В.Гроссман, А.Бек, А.Рыбаков), есть авторы, создающие собственную мифологию, миропонимание и мироощущение (Ф.Достоевский,
А.Платонов). И есть авторы-выразители архетипов (буквально – коллективного сознательного и бессознательного. Таких авторов не так уж много (из наиболее известных – М.Горький, А.Гайдар, В.Маканин, Д.Пригов, В.Пелевин), но именно они представляют особый интерес для данного рассмотрения. Это не означает больший талант данных авторов. Просто их творчество представляет содержание духовного опыта соответствующего времени чрезвычайно
25
Гачев Г Национальные образы мира. М, 2001

45
2. Нормативно-ценностное содержание российской культуры
благоприятно для анализа – этот опыт в их текстах просто дан как таковой. Авторские позиция и отношение в них либо не акцентуированы, либо упакованы в идеологемы и философемы.
Философия. Российская культура по праву гордится представителями своей философской мысли. П. Я. Чаадаев, В.Соловьев, В. В. Розанов, Л.Шестов, НА. Бердяев, Г. П. Федотов, ПА. Флоренский, ММ. Бахтин...– этот ряд можно продолжать и продолжать. Характерной чертой русской философии является то, что ее представители в наименьшей степени являются мыслителями кабинетного типа, размеренно обдумывающими в уютной библиотеке проблемы бытия. Большинство из них – подвижники, исповедники идеи, жертвующие ради нее карьерой, комфортом, свободой, а иногда и жизнью. На их долю приходятся тяжкие испытания души, жизненная неустроенность, а то и физические страдания, их философствование – глубоко выстраданный экзистенциальный опыт, недостижимый в условиях жизненного комфорта. Типичная фигура российского философа – это человек с судьбой, исповедник идеи…
Вопросы русской философии – вопросы жизни, на которые следует отвечать жизнью же (что делать, кто виноват и т. д. Для их постановки и решения характерны предельные и запредельные формулировки (одна философия общего дела Н. Ф. Федорова чего стоит, резкие противопоставления, максимализм, в том числе и нравственный. Достаточно вспомнить противостояния западничества и славянофильства, революционной демократии и религиозной философии.
Круг ее главных тем довольно узок личность и общество, свобода, судьба России Но их постановка и обсуждение чрезвычайно глубоки и эмоциональны, с глубокой личностной вовлеченностью. Ей свойственны максимализм, универсализм, практическая нацеленность – поиск окончательных ответов на вопросы практической жизни, обустройства общества, стремление к целостному жизнеустроению, живому философствованию, обоснование самобытности России, особой миссии России и русской идеи».
Дискурс обыденного опыта Обыденный опыт находит выражение в каждодневной языковой практике, фольклоре (песнях, сказках, анекдотах и т. п, паремиях (пословицах, поговорках, инвективах и пр. Таким образом в языке аккумулируются и транслируются от поколения к поколению стереотипы, шаблоны осмысления действительности, ее структурирования и объяснения
См, например Бердяев НА Русская идея. М, 1990.

46
Тульчинский ГЛ. Российская политическая культура особенности и перспективы
Русский языке резко выделен среди других языков. Прежде всего, тем, что свыше 40 % его лексики носит оценочный характер. В любом другом языке оценочная окрашенность его словарного запаса не превышает. За этим фактом стоит принципиальная особенность русского дискурса – его ориентация на правду-правду, ноне на правду-ис- тину, на соответствие идеалу, ноне реальности. На русском языке практически невозможно выразиться спокойно, однозначно и объективно. Ты сразу же погружаешься в стихию оценок, эмоций, страстей. Русские речь и письмо тропированы (образны, ноне терминированы. Поэтому, когда надо выразиться безоценочно, терминологически точно, часто приходится заимствовать иностранную лексику засоренность русского языка иностранными словами – вечная тема русской культуры. Однако заимствованная иноязычная лексика достаточно быстро также получает оценочную нагрузку.
Например, частная собственность, а заодно и собственность просто – в русском дискурсе имеет негативную оценку. Показательна парадоксальность словосочетания нетрудовые доходы. Доход, как известно, не может быть трудовым или нетрудовым – он может быть законным или незаконным. В терминах «трудовой-не трудовой под нравственное сомнение попадают наследство, клад, доход с патента, процент от сделки, творческий гонорар и т. п. Да и сам-то доход – нечто сомнительное, никак не связан с трудом От трудов праведных не наживешь палат каменных. А достаток только того, что смог достать что-то: повезло, получено в подарок…
В русском языке часто практикуется опускание логической связки, в результате чего получаемые эллиптические конструкции требуют дополнительных интеллектуальных усилий для понимания смысла выраженной мысли. Показательно и обилие непереходных глаголов, выражающих процессуаль- ность действия, ноне его результативность (мы много работаем, но мало
«делаем»).
Русский дискурс мало озабочен рациональной аргументацией, что сне- избежностью сказывается, на правовой и политической культуре. Да и какая в ней необходимость, если Закон что дышло, Ты начальник – я дурак, я начальник – ты дурак. Обездоленность лишает собственности, а значит интересов, произвол власти лишает смысла их обсуждение.
Русский язык – стихия столкновения позиций, амбиций и страстей, самовыражения и самоутверждения, он глубоко личностно интонирован, передает тончайшие нюансы мельчайших движений души и отношений. Его вектор направлен в глубины души, а не на внешний мир. Недаром иностранцев повергают в шок иррациональные глубины ответ Ничего на вопрос Как дела или Как живешь, реплика Да нет

47
2. Нормативно-ценностное содержание российской культуры
Лексика, дискурс аккумулируют специфику исторического опыта ошеломить (нанести удар по голове, в результате которого теряется ориентация в пространстве-времени), изумиться (буквально – выйти из ума – пыточный термин, когда пытаемый терял рассудок от мучений особенно восхитительна возвратная форма глагола, подноготная (из того же профессионального лексикона заплечных дел мастеров, загоняющих иголки под ногти в поисках правды, подлинная правда (своего рода правды самой высшей пробы – тоже пыточный термин орудие пытки, которым пороли, добиваясь правды, таки называлось линник). Поэтому, когда ошеломленный и изумленный русский человек, желает знать всю подноготную и подлинную правду, – исторический опыт придает происходящему особый смысл.
Политическая и экономическая история. Культурный опыт выражает и осмысляет опыт исторический, который и определяет содержание духовного опыта и его динамику. Русское государство (ив норманнской, ив хазарской теории ее происхождения) возникло отнюдь не для защиты своих купцов и ремесленников. Одно из первых упоминаний о Руси – в византийских летописях эпохи Константина Багря- нородного – гласит Осенью князь со своею Русью выезжает на кормление. Русь изначально – власть, структурированная вокруг княжьего двора, ставившая городки, вершившая суд, несшая культуру, язык, веру, но прежде всего – собиравшая дань. Хорошо известна история Ольги когда ее супруга Игоря, захотевшего покормиться второй раз, убили, она пришла-таки с дружиной и страшно проучила непокорных. Эта парадигма исторически мало менялась. Дореволюционная экономика носила вотчинный характер, когда целые регионы и отрасли отдавались в кормление правильным людям. И на протяжении всей российской истории не собственность рождала власть, а наоборот – власть собственность порождала и постоянно ее переделивала. Недаром русская история это во многом – история исхода наиболее здоровая часть русского этноса в поисках лучшей доли всегда бежала от собственной власти на Дон, за Кубань, на Урал и за Урал, через Сибирь, через
Берингов пролив. Замечательный исторический факт – Россия осуществила колонизацию 1/6 части суши практически не ведя колониальных войн (каковых была только одна – Кавказская, да еще не очень обременительный рейд по Средней Азии. Пока власть не очень успешно воевала на Западе, куда
27
Д’Анкосс ЭК Евразийская империя. История Российской империи с 1552 г.до наших дней. М РОССПЭН, 2010; Ахиезер АС. Россия критика исторического опыта (социокультурная динамика России. Вт Новосибирск Сибирский хронограф 1998; Пайпс Р Россия при старом режиме. М, 1993; Русский консерватизм и его критики. М Новое издательство, 2008.

48
Тульчинский ГЛ. Российская политическая культура особенности и перспективы
стремилась всегда российская элита, империя росла на Восток, за счет народной колонизации».
Особенности хозяйствования, которые русский человек воспроизводил, где бы он ни оказался и который определялся особенностями исторической родины русского этноса. Климатические условия Вос- точно-Европейской равнины (краткий теплый период, чтобы успеть высеяться, заготовить корма и собрать урожай, с дождями и заморозками в самое неудобное время, подсечное земледелие на сероземах – все это стимулировало совместный напряженный труд с чрезвычайными усилиями в относительно краткий период с последующим долгим расслаблением (длительная зима всегда оставляла крестьянину время для бортничества, охоты, отхожего промысла, спокойных работ по дому).
Русский крестьянин не мог, подобно немецкому, размеренно трудиться на одном и том же земельном участке. Более того, пожар, засуха, другое бедствие или напасть, властный произвол могли его лишить урожая и скромного достатка в считанные часы. И тогда у него фактически оставалась альтернатива идти на большую дорогу с сумой за плечами, либо с кистенем в руках от сумы да от тюрьмы не зарекайся!».
Кроме того, все эти трудности и напасти, с очевидностью, легче переносить не в одиночку, а сообща. Поэтому община, мир столь органичны русскому образу жизни – вместе легче в сжатые сроки посеять и убрать урожай, заготовить корма, пасти скот, отстроить новую избу. Потому и деревни русские стоят не хуторами (дом посреди обрабатываемого участка, а скученно, дом к дому, а землю обрабатывать приходится ходить иногда за несколько километров. Да и сами земельные наделы миром ежегодно перераспределялись в зависимости от изменяющихся обстоятельств.
Таблица 3. Сопоставление факторов становления и развития государства в России и Западной Европе
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


написать администратору сайта