Тульчинский Г. Л
Скачать 1.42 Mb.
|
ПРАВО формальные институты) КУЛЬТУРА (неформальные институты) БЕЗОПАСНОСТЬ СВОБОДА СПРАВЕДЛИВОСТЬ Возраст: >35 лет Гендер: женщины Источник дохода госбюджет Место проживания малые города, поселки Возраст: <35 лет Гендер: Ми Ж Источник дохода бизнес Место проживания большие города Рис. 10. Социально-демографические профили ценностно-нормативных кластеров В этой связи, выявляются и условия реализации такой инженерии обеспечение правовых гарантий личной инициативы, внятная соци- ально-культурная политика с акцентированной ставкой на развитие городских агломераций, образование и молодежь. Очевидны и основные направления и технологии необходимой социальной инженерии по преодолению этого дисбаланса, динамике социальных институтов, всей нормативно-ценностной системы общества. Она возможна с опорой на модернизационный потенциал (высокий уровень человеческого капитала, терпеливость, неприхотливость, креатив- ность богатого опыта выживания в сочетании с высокой природной рентой, централизованной властью) и преодоление нормативно-ценностных барьеров (правовой нигилизм, низкий уровень горизонтальной мобильности, отсутствие реального запроса на инновации, взаимное недоверие, отсутствие полноценной элиты и механизмов ее формирования). Дивергенция по ценностной оси между безопасностью и самореализацией не может компенсироваться исключительно культуральным фактором (этническим, религиозным. Сбалансированная компенсация предполагает формирование гражданской позиции и гражданской 161 5. Уроки и перспективы российской политической культуры идентичности – что показывает, кстати, не только зарубежный опытно и движение гражданского протеста 2011-2012 в России, участники которого сформулировали de facto запрос на формирование гражданской нации, на легитимную власть, способную реализовать справедливое отправление своих функций. Подобно Турции и Мексике, Россия остается страной с разорванными, расколотыми обществом и культурой. Этот раскол обусловлен догоняющей моделью развития, разрывом между верхушечной властной и экономической)элитой, идентифицирующей себя с Западом, и основной массой населения, пребывающей вином культур- но-цивилизационном поле внешним засильем западной культуры и одновременно – нетронутостью западным опытом, трудовой этикой глубинных пластов национальной культуры а также отсутствием общенациональной идеологии примирения, объединения и сотрудничества, компенсирующей социальное неравенство и несправедливость. Другой проблемой остается узкое нормативно-ценностное поле в российско-советском культурном опыте для социальной значимости личности. Фактически имеются только два варианта такой значимости, два пути самоутверждения и успеха – Власть и Слава. Мастерство, Дело и Богатство остаются пока вещами малопрестижны- ми. Даже Богатство – вещь остающаяся нравственно сомнительной и неоднозначной. Массовое сознание в своем большинстве признает не столько этику жизненного успеха, сколько жертвенность во имя правды и справедливости. Однако, по мере роста самосознания и самоопределения, по мере оформления и осознания социальных интересов Мастерство и Богатство неизбежно будут подниматься в глазах общества, становиться более ценимыми. Баланс социальных сил и личности будет рано или поздно выстроен. Дело не за идеологией и политикой, аза конкретной социальной инженерией, учитывающей рассмотренную ранее динав- мику человеческого развития от ценностей выживания к ценностям свободной самореализации. Проблемы новейшего российского реформаторства не в направленности реформа в их исполнении, отсутствии опоры на собственный культурный опыт, каким бы «нерыночным» он не выглядел. Иного нет, а тот, что есть – не так уж, как оказывается и плох. По результатам социологических исследований динамики ценностных ориентаций в России начался и продолжается драматический переход от то- талитарно-идеологической к плюралистически-человеческой системе ценностей. Согласно этим исследованиям, ценностная структура со 162 Тульчинский ГЛ. Российская политическая культура особенности и перспективы временного российского сознания имеет концентрическую конфигурацию. Центральной ценностью выступает идеал спокойной совести. Периферию образуют ценности хороших отношений в семье, с друзьями, свобода, правда, добро, жизнь и т. д. Эта ценностная система повседневного гуманизма противопоставляется анти-ценности властолюбивого эгоизма». Парадоксально, но факт – мы имеем дело стем же самым содержанием российского культурного опыта и главным его нервом – противостоянием народа и власти. У народа по-прежнему совесть чиста и спокойна, ноу власти спокойной совести не может быть «по-определению». Но есть и обнадеживающие изменения. Упомянутая концентричная система ценностей повседневного гуманизма характеризует нормальное состояние сознания. В стрессовой ситуации (кризис, бедствие, катастрофа и т. п) место спокойной совести в центре ценностной структуры занимает ценность самообеспечения безопасности. Иначе говоря, российский гражданин начинает понимать, что рассчитывать ему лучше на самого себя. Особенно в трудную минуту. Это уже серьезное изменение культурного опыта при сохранении базового характера ценности безопасности и даже выживания, человек в большей степиени рассчитывает на себя самого. Общая гуманизация российского культурного опыта, его очеловечивание подкрепляются и рядом объективных факторов, создающих, как представляется, ряд «необратимостей». Прежде всего – это человеческий потенциал современной России. Сохраняющийся относительно высокий образовательный уровень, элитный уровень профессионализма в ряде сфер. Именно это не позволяет отождествлять Россию полностью с третьим миром, развивающимися странами. Речь идет не об интеллигенции («образованщине» и «образованцах»), а о массе образованных людей, горящих желанием самореализации. Неслучайно ведь одну из наиболее продуктивных групп среди new russians составили бывшие научные сотрудники академических учреждений… Опыт 1991 и 1993, 1998, 2011-2012 годов показывает, что в наши дни уже, наверное, невозможен бунт бессмысленный и беспощадный типа пугачевщины или 1918 г. Народ убедительно и веско продемонстрировал горькую и мудрую сдержанность и стойкость, показав, что он мудрее и зрелее своих властителей. Очевидно, сыграли свою роль и всеобщее среднее образование, и просвещающая роль средств массовой информации. Люди, по крайней мере – умом, понимают опасность стихии митинга и погрома. Особенно важен вклад СМИ. Почти десять лет гласности создали ситуацию, когда любой самозванец отдает себе отчет в том, что все тайное станет явным не только через 163 5. Уроки и перспективы российской политической культуры полстолетия, а завтра, возможно, даже еще накануне, с упреждением. Интернет только закрепил эту ситуацию. Медленно, со скрипом, но возникает правовая культура. То, что сделал Президент с Верховным советом осенью 1993 г. еще за год до этого было бы воспринято общественным мнением как должное. Но время меняется, меняется сознание – и теперь уже умом соглашаясь, что да, так надо, сердцем люди чувствуют, что нехорошо это, когда Президент переступает закон. И совсем плохо, когда танки расстреливают собственное законодательное собрание. Медленно, но вызревало сознание, что есть и должна быть высшая власть закона, перед которой должны уступать амбиции и целесообразность политиков любого уровня. Именно это сознание и выплеснулось в виде массовых гражданских протестов походу и итогам выборов 2011-2012 годов. И это был именно гражданский, а не политический протест. Разумеется, ключевым вопросом перспектив развития российского общества является решение вопроса о собственности и ее правовых гарантиях. Худо-бедно, с злоупотреблениями, но делает свое дело приватизация, формирующая не пресловутое советское чувство хозяина, а собственность и собственников. Будущее России существен- нейшим образом зависит оттого, как будет поделена общенародная собственность. Либо будет создан настоящий middle-class (инженеры, предприниматели, ученые, профессура, врачи, учителя, чиновники) – подлинный гарант социальной стабильности. Либо диктатура немногих обеспечит сохранность несправедливо захваченной собственности например, когда летчики приватизируют не ими построенные самолеты. Либо – перспектива очередного черного передела, «грабижек» и всеобщее кормление, те. очередная национальная катастрофа. Потребительский и хищнический индивидуализм new russians оказывается в значительной степени эмиграцией из национальной жизни, как демонстративный разрыв с традициями советского народа. Но, узурпировав модернизацию в духе агрессивной вестернизации, элита добилась не менее агрессивного ее неприятия населением и дискредитации ценностей демократии и либерализма. А попытки найти поддержку на Западе ведет к далеко идущим уступкам в вопросах, жизненно важных для России, торговле национальными интересами и опять же – росту внутреннего напряжения в стране. Существует ли основа преодоления этой расколотости? Без сильного государства России не обойтись. Носила его не может быть имперски-тоталитар- ной. Сила его может быть основана только на человеческой свободе 164 Тульчинский ГЛ. Российская политическая культура особенности и перспективы Нельзя не отметить обнадеживающую идущую рывками демилитаризацию политики, экономики, общественного сознания. Опять же рывками, с возвратами, нона смену ксенофобии приходит осознание своего места и своих интересов среди мирового сообщества. А вспышки, приступы антиамериканизма и антиеврорпейскости воспринимаются как временные внешнеполитические игры. И наконец, главная необратимость, главная надежда – это то, что в новых условиях вошли в жизнь фактически уже три поколения – не зашоренных и не оболваненных, немного циничных, но зато рассчитывающих исключительно на свои силы. Ив этом случае время работает на будущее России. Требуются решения, не имеющие аналогов в истории по своей сложности и ответственности, либо демонтаж сложившихся традиций социального бытия, их полное разрушение. Но надо отдавать себе отчет в том, что вторая альтернатива имела бы своей ценой саму Россию, причем, не только имперскую, пораженную ксенофобией, агрессивным неприятием нового, но и столь узнаваемую своим творческим потенциалом и душевной теплотой. Вторая альтернатива означала бы отказ от российского культурного опыта, а значит и, с неизбежностью от России. Все сказанное позволяет констатировать, что российское общество имеет дело с серьезнейшим цивилизационным вызовом. Как писал Г.Померанц, – Возрождение России означает возрождение открытости, всемирной отзывчивости. Русскому не приходится бороться за внешнюю независимость… Стремление выращивать в себе специфически русское кажется мне смешным… Если мы вернем себе всемирную отзывчивость если освободится и расширится творческая личность если мы будем прислушиваться к вечности, не затыкая уши от шума времени, думать о вечном и писать об этом по-русски живым современным языком – сама собой расправится русская культура и одновременно вступит во владение своим прошлыми своими мировыми связями. Только такая культура сможет играть роль посредника между малыми народами Евразии и всем миром – и сохранить в Евразии присутствие русского языка 165 5. Уроки и перспективы российской политической культуры Литература: • Аверинцев С. С. Византия и Русь два типа духовности Новый мир. 1988, №.8,9; • Аксаков К. С. Полн. собр. соч. В З т М, 1875; • Алмонд ГА, Верба С Гражданская культура. Подход к изучению политической культуры. (I). // Полития, №2 (57) 2010, С. 122-144. • Амальрик А Просуществует ли Советский Союз дог Погружение в трясину. – М, 1991; • Андерсон Р, Шихирев П.Н. Акулы и дельфины Психология и этика российско-американского делового партнерства. – М, 1994. • Анкерсмат Ф Политическая репрезентация. М ВШЭ, 2012. • Д’Анкосс ЭК. Евразийская империя. История Российской империи с 1552 г. до наших дней. М РОССПЭН, 2010; • Ахиезер АС. Россия критика исторического опыта. Вт. М, 1991. • Ахиезер АС. Труды.М.: Новый хронограф, 2006; • Ачкасов В. А. Этнополитология: СПб., 2005. • Баркашов В Азбука русского национализма. М, 1994. • Бауман З. Текучая современность. М.-СПб и др, 2008. • Белов А.А., Елисеев СМ. Политические процессы и институты в современной России. СПб: СПбГУ, 2006; • Беляева НЮ Развитие концепта публичной политики внимание движущим силами управляющим субъектам. // Полис, 2011. №3. С.72-87; • Бердяев НА. Истоки и смысл русского коммунизма. М, 1990; • Бердяев НА. Судьба России. М, Берлин И Философия свободы. Европа. М Новое литературное обозрение, 2001; • Боднер А Политическая культура общества и ее обусловленности Политология вчера и сегодня. Мс. 216-229. • Болтански Л, Кьяпелло Э Новый дух капитализма. М НЛО, 2011. • Болтански Л, Тевень Л. Критика и обоснование справедливости. М. НЛО, 2013. • Бонхеффер Д Сопротивление и покорность. М, 1994. • Бороноев АО, Смирнов ПИ. Россия и русские. Характер народа и судьбы страны. СПб, 1992 • Брубейкер, Р Этничность без групп. – М Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. • Буковский В И возвращается ветер...-М.,1991; • Булавка Л Феномен советской культуры. М Культурная революция, 2008; • Бунин И Окаянные дни. М Сов.писатель, 1990. • Вершинская ОН. Инновационное развитие личности. Социология инноватики. М, 2011. • Веселов Ю. В. Доверие и справедливость. М Аспект-Пресс, Вехи. Из глубины.-М.,1991; • Вехи российской истории – СПб, Власть, бизнес и общество в регионах Неправильный треугольник. М РОССПЭН, Власть в России элиты и институты. СПб: Интерсоцис, 2009; 166 Тульчинский ГЛ. Российская политическая культура особенности и перспективы • Вокуев НЕ Феноменология притворства в современной культуре на материалах блогосферы). Автореферат на соискание ученой степени кандидата культурологи. СПб, Волков В Общественность забытая практика гражданского общества. // Pro at Contra, 1997. т, N4, С.77-91. • Восленский М Номенклатура. – М, 1991; • Гайдар Е. Т. Гибель империи. Уроки для современной России. М РОССПЭН, 2006. • Гачев Г Национальные образы мира. М, 2001. • Геллер М Машина и винтики. История формирования советского человека. – М, 1994; • Геллнер Э Нации и национализм. М Прогресс, 2005. • Геллнер Э Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники. М, 2004. • Гердер И. Г Идеи к философии истории человечества. М Наука, 1977. • Герцен АИ. Собр.соч. в 7 тт. М.:Политиздат, 1950 • Гилинский Я. И. Глобализация, девиантность, социальный контроль. СПб: ДЕАН, 2009. • Глебова И. И. Политическая культура России образы прошлого и современность. М Наука, 2006. • Гордин Я Мятеж реформаторов. Л, 1989; • Гройс Б Стиль Сталин. // Гройс Б. Утопия и обмен. М Знак, Гудков Л Доверие в России смысл, функции, структура. // Новое литературное обозрение. 2012, №117’5. Спецвыпуск. Семиотика августа в ХХ веке Трансформация жизни частного человека в эпоху социальных катаклизмов. II., с.249-280. • Гудков Л. Д. Феномен простоты О национальном самосознании русских // Человек. 1991, №. Гудков Л, Дубин Б Интеллигенция. СПб: Изд.И.Лимбаха, 2009; • Гумилев Л. Н. От Руси к России. – СПб, 1992; • Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л Наука, 1990. • Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М, 1991. • Дубнов СМ. Книга жизни. Воспоминания и размышления. Материалы для исследования моего времени. СПб: Петербургское востоковедение, 1998. • Дудченко В Гражданин-невидимка. Сопротивление и сила лагерного человека Век ХХ и мир. 1991, №.1, с.26-30; • Дука А. В. Политическая культура – поиски теоретических оснований. // ПОЛИТЭКС. 2006, №1, с.7-30. • Евразийство: Мысли о России. М, Жизнеописания достопамятных людей земли Русской. Х-ХХ вв. –М.,1992; • Жувенель Б. де Власть. Естественная история ее возрастания. М ИРИСЭН, 2011. • Журавлева В. И. Понимание России в США Образы и мифы. 1881-1914. М РГГУ, 2012. – 1368 с. • Заславская Т. И. Современное российское общество Социальный механизм трансформации. М Дело, 2004. 167 5. Уроки и перспективы российской политической культуры • Захаров А Спящий институт федерализм в современной России и мире. М НЛО, 2012. – 144 с. • Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М, 1991; • Зеньковский В. В. История русской философии. В 4 тт.– Л.,1991; • Зиновьев А. А. Коммунизм как реальность. М, 1994. • Зомбарт В Буржуа. – М, Иванов Вяч. Родное и вселенское. М Республика, Имидж России концепция национального и территориального брендинга. М Экономика, Империи Нового времени типология и эволюция. (XV-XX вв.). СПб, Имперский вопрос – национальный ответ. М ВШЭ, 2009. • Инглхарт Р, Вельцель К Модернизация, культурные изменения и демократия. М Новое издательство, Иного не дано – МВ человеческом измерении. М, 1989; Через тернии. М, Погружение в трясину. М, 1991. • Камерон К, Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. – СПб., 2001. – 320 с http://corpculture.ru/content/tipologiya-korporativnykh-kultur-k-kamerona-i-r- Кантор В Крушение кумиров, или Одоление соблазнов (становление философского пространства в России. М РОССПЭН, Кантор В. К. Санкт-Петербург: Российская империя против российского хаоса. К проблеме имперского сознания в России. М РОССПЭН, 2008. – 542 с. • Каппелер А Россия – многонациональная империя Возникновение, история, распад. М, 2000. • Капитонов Э. Аи др. Корпоративная культура теория и практика. – М Альфа- пресс. 2005. • Кара-Мурза А.А. Новое варварство как проблема российской цивилизации. М, Карл Т.Л., Шмиттер Ф Демократизация концепты, постулаты, гипотезы. Размышления по поводу применимости транзитологической парадигмы при изучении посткоммунистических трансформаций. // Полис, 2004, №4. С.6-27. • Карцов АС. Толкование Конвенции консерваторы versus либералы. – В кн Европейская конвенция по правам человека теоретические проблемы и практика реализации в современной России. Сб. статей / Под ред. В. А. Ачкасова – СПб: Изд-во СПб университета, 2002, с. 146-156. • Касьянова КО русском национальном характере. – М Ин-т национ. модели экономики, 1994; • Клосс Б.М. О происхождении названия Россия. М ЯСК, 2012. • Кордонский С. Г Россия поместная федерация. М Европа, 2010. • Кордонский С. Рынки власти Административные рынки СССР и России. М ОГИ, 2006. • Короленко В. Г. Земли Земли –М.,1991; • Крауч К Пост-демократия. М ВШЭ, 2010. 168 Тульчинский ГЛ. Российская политическая культура особенности и перспективы • Кузнецов А. М. Этническое и национальное в политологическом дискурсе // ПОЛИС. 2007. №6. С. Культура имеет значение Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу. М МШПИ, 2002/ • Кюстин де Николаевская Россия. М.,1990; • Ламажаа ЧК. Клановость в политике регионов России. Тувинские правители. СПб: Алетейя, 2010. • Лебедев А.А.: Красота и ярость мира.М.,1989; 2) Чаадаев.М.,1964; 3) Честь.М.,1989; • Ленин В. И. Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции. // Ленин В. И. Полное собрание сочинений. М Политиздат, 1974, т. 33, с.1-120. • Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н. В. Смех в древней Руси.Л.: Наука, 1984; • Лосский НО. Характер русского народа // Его же. Условия абсолютного добра. М.,1991; • Лотман Ю.М.: 1) Избр. статьи в х тт. Таллинн, 1992-93; • Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М, 1992; • Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. – М, 1999. • Малахов В. С Национализм как политическая идеология. М, 2005. • Малинова О. Ю. Либерализм в политическом спектре России. – М Памятники политической мысли России, 1998. Глава 1. • Малинова О. Ю. Между идеями нации и цивилизации дилеммы макрополитической идентичности в постимперском контексте // Политическая идентичность и политика идентичности. МС. 332-354; • Малинова О. Ю. Универсальные права человека и вызовы культурного релятивизма. // Civitas, 2003, 1, с. 11-16 • Миллер АИ. Империя Романовых национализм. М НЛО, 2006. • Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 тт. – М Прогресс- Культура, 1994; • Можаровский В. В. Критика догматического мышления и анализ религиозно- ментальных оснований политики. СПб, 2002. – 272 с. • Момот М Демократия и ее польза О происхождении народного правления, госдолге, неравенстве и налогах. М Территория будущего, 2013. • Мосунова НА, Корнев Г. П. Нациепонимание: Поиск объективных оснований и социальное конструирование. СПб: Алетейя, 2012. • Муратов СВ ТВ – эволюция нетерпимости. (История и конфликты этических представлений. М, Наследие империй и будущее России. / под. ред. АИ. Миллера. М НЛО, 2008. • Никовская ЛИ, Якимец В. Н. Политика региональных властей в России типы, субъекты, институты и современные вызовы. // Полис, 2011, №1. С. 80-96; • Никовская ЛИ, Якимец В.Н., Молокова МА. Гражданские инициативы и модернизация России. М Ключ-С, Новая имперская история постсоветского пространства. / Под ред. И.Герасимова и др. Казань Центр иссл. нац-зма и импер., 2004. 169 5. Уроки и перспективы российской политической культуры • Нозик Р. Анархия, государство и утопия – М ИРИСЭН, 2008; • Норт Д, Уоллис Д, Вайнгаст Б Насилие и социальные порядки. М Ин-т Гайдара, 2011.– 480 с. • О российской и русской философской культуре. М.,1990; • Паин Э. А. Между империей и нацией Модернистский проект и его традиционалистская альтернатива в национальной политике России. М Новое изд, 2004. • Пайпс Р Россия при старом режиме.М., 1993; • Пайпс Р Русский консерватизм и его критики. М Новое издательство, 2008. • Пайпс Р Собственность и свобода. М, 2000. • Панарин АС. Россия в циклах мировой истории. М, Панов П. В. Институты, идентичности, практики теоретическая модель политического порядка. М РОССПЭН, Петрова Л. А. Общественные советы при органах власти опыт Санкт- Петербурга. // Публичная политика – 2009. Сборник статей. – СПб: Норма, 2010. С. Пивоваров ЮС Политическая культура Методологический очерк. М ИНИОН, Пивоваров ЮС. Русская политическая культура и political culture: (Общество, власть, Ленин) // Pro et Contra. 2002. Т. 7. №3. С. Победоносцев К. П. Великая ложь нашего времени. М Русская книга, Политическая идентичность и политика идентичности. Том 1. Идентичность как категория политической науки. Словарь терминов и понятий. М РОССПЭН, Политическая идентичность и политика идентичности. Том 2. Идентичность и социально-политические изменения. XXI веке. М РОССПЭН, После империи Под общ. ред. ИМ. Клямкина. М Фонд либеральная миссия, 2007. • Пригов ДА. Само-иденти-званство // Место печати. Журнал интерпретационного искусства. 2001. Проект Россия В 3 томах. М.:ЭКСМО, 208-2010 • Пшеворский А Демократия и рынок. Политические и экономические реформы в Восточной Европе и Латинской Америке. М, 1999. • Расков ДЕ. Экономические институты старообрядчества. СПб: СПб ГУ, Розанов В. В. Когда начальство ушло. М, Российская империя в зарубежной историографии. под ред. П.Верта, П.Кабытова, А.Миллера. М Новое изд, Российская империя в сравнительной перспективе. под ред. А.Миллера. М Новое изд, Россия между Европой и Азией Евразийский соблазн. М, 1993, с.328-346. • Россия. Планетарные процессы. – СПб, Русская идея. М, Русские советские песни.М.,1952; • Русский народ Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М, 1992; • Савинков Б Избранное Л 170 Тульчинский ГЛ. Российская политическая культура особенности и перспективы • Смирнов В. Н. Политический терроризм в Российской Империи. Харьков Титера Нова, 21012. • Смирнов И. П. Самозванство, или Ролевая революция. // Место печати. Журнал интерпретационного искусства. №13. Мс. Соловьев В. С. Соч. в 2 тт. М.,1989; • Степун Ф Бывшее и несбывшееся. Вт. Т. II. • Троцкий Л. Д. Перманентная революция. М Азбука-классика, 2009. • Тульчинский ГЛ. Бизнес в России проблема социального признания и уважения. М Вершина, 2006. • Тульчинский ГЛ. Глобализация и разнообразие культур – все еще только начинается. Причины и перспективы противостояния в современной цивилизации. // Международные организации в России и проблемы культурной интеграции. СПб: РГПУ, 2007, с 239. См. также // http://www.megaregion. narod.ru/articles_text_17.htm • Тульчинский ГЛ. Имперская культура как потенциал свободы // Империя и либералы. СПб: Звезда, 2001, с. 46-51. • Тульчинский ГЛ. Культура и мифократия. // Митин журнал. 1990, №31 http:// kolonna.mitin.com/archive.php. • Тульчинский ГЛ. Маркетизация гуманизма. Массовая культура как реализация проекта Просвещения российские последствия. // Человек. Гуманитарный альманах. №3. Антропология в России школы, концепции, люди. Новосибирск, 2007, с. 194-216; • Тульчинский ГЛ. Массовое общество и средний класс как источник национализма. // Этнические процессы в глобальном мире. СПб: СПб: Астерион, 2012, с.15-19. • Тульчинский ГЛ О федерализме. // Социум и власть. 2008, №1 (17), с.58-62. • Тульчинский ГЛ. Об одной ошибке русской философии Вопросы философии. 1995.№3. с.83-94; • Тульчинский ГЛ. Политическая культура как ресурс и барьер развития российского общества. // Россия тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып, Часть II. М ИНИОН РАН, 2012, с.395-401 • Тульчинский ГЛ. Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности. СПб.: Алетейя, 2002. Спец Глава 7. Постимперская идентичность и этика трансформирующегося общества, сс. 563-626. • Тульчинский ГЛ. Россия. Либеральная империя или свободная страна. //Top- Manager. Журнал для руководителей. 2007, №2, с.71-73. • Тульчинский ГЛ. Санкт-Петербург: колыбель трех с половиной российских персонологий. // Петербург на философской карте мира. Вып. СПб: СПб НЦ РАН, 2004, с.8-17. • Тульчинский ГЛ. Cанкт-Петербург: постимперская культура как потенциал открытого общества. // Восточная Европа Феномен Балтии. СПб, 2004, с.24-44. • Тульчинский ГЛ. Свобода и смысл. Новый сдвиг гуманитарной парадигмы. Российские исследования в гуманитарных науках. Том 16). Lewiston- 171 5. Уроки и перспективы российской политической культуры The Edwin Mellen Press. 2001. Спец Часть III. Свобода и трансформирующееся общество, сс. 305-425. • Тульчинский ГЛ. Факторы социогенеза: человеческое, слишком человеческое в политической культуре. // Человек. Культура. Образование. 2011, №2, с.5-14; • Тульчинский ГЛ. Цивилизационный выбор рациональность и религия. // Человек Гуманитарный альманах. №1. Новосибирск НГУЭУ, 2005, с.83-111. • Тульчинский ГЛ. Этапы политической институционализации: от идеи к институту. // Политические институты в современном мире. СПб: Аллегро, 2010, с.358-360. • Ульянов НИ. Русское и великорусское // Родина. 1990, №.3; • Уолцер М О толерантности. М Идея-Пресс, Федотов Г.П.: 1) Святые Древне Руси.М.,1990; 2) Статьи и письма. Париж, 1989; 3) Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. М Судьба и грехи России. ТТ.1-2. М, 1991. • Формизано Р Понятие политической культуры // Pro et Contra. 2002. Т. 7. №3. С. Франк С.Л.: 1) Поту сторону правого и левого // Новый мир, 1990, №.4; 2) Этика нигилизма. Л.,1990; • Хантингтон С Столкновение цивилизаций. – М, 2003. – 603 с. • Харрисон Л Кто процветает Как культурные ценности способствуют успеху в экономике и политике. М Новое издательство, 2008. • Харрисон Л Главная истина либерализма Как политика может изменить культуру и спасти ее от самой себя. М Новое издательство, 2008. • Хеллберг-Хирн Е Печать империи. Постсоветский Петербург. СПб: Европейский дом, 2008. • Цымбурский В. Л. Остров Россия. Геополитические и хронополитические работы 1993-2006. М РАСПЭН, 2007. • Чаадаев П. Я. Полн. собр. сочинений и избранные письма. В 2 тт. М, 1991. • Чалидзе В Уголовная Россия. М.,1990; • Чернышевский Н Г. Полн.собр.соч.: в 15 тт. М Политиздат, 1947-1950. • Шабаев Ю. П. Этнополитология в России наука без периферии // Политическая наука в России проблемы, направления, школы (1990-2007), РОССПЭН. М, 2008. С.145-164. • Шаламов В Манифест о новой прозе Вопросы литературы. 1989, №. 5; • Шафаревич И Есть ли у России будущее. М, 1991. • Шек Х Зависть. Теория социального поведения. М, 2010. • Шихирев П. Н. Введение в российскую деловую культуру. – М. 2000. • Шмиттер Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидации демократии. // Полис, 1996, №5. С.16-27; • Эткинд А. Внутренняя колонизация Имперский опыт России. М НЛО, Этнополитические конфликты пути трансформации. М Наука, 2007. • Этциони А От империи к сообществу Новый подход к международным отношениям. М, 2004. • Якимец В.Н., Никовская ЛИ. Типология публичной политики в регионах России. Трансформация публичной сферы и сравнительный анализ новых феноменов 172 Тульчинский ГЛ. Российская политическая культура особенности и перспективы политики. Сборник научных статей – Краснодар Кубанский государственный университет. 2010. С. 42-50. • Яковенко И. Г. Российское государство национальные интересы, границы, перспективы. Нвсб: Сибирский хронограф, 1999. • Ясин Е. Г. Фантомные боли ушедшей империи. // http:// www.liberal.ru • Ясин Е. Г. Снеговая МВ. Тектонические сдвиги в мировой экономике что скажет фактор культуры. МГУ ВШЭ, 2009. • After Empire. Multiethnic Societies and Nation-building: The Soviet Union and the Russian, Ottoman and Habsburg Empires./ Barkley K., Hagen M., von (eds.). Boulder, 1997 • Almond G.A., Verba S. The Civil Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Nations. Princeton, 1963. • Anderson B. Imagined Communities. L.-NY: Verso, 2006. • Beissinger M. P. Nationalist Mobilization and the Collapse of the Soviet State. Cambridge, MA, Cambridge Univ. Press, 2002. • Bond M. Chinese Values and Search for Culture-Free Dimensions of Culture. // Journal of Cross-Cultural Psychology. 1987, Vol.18, №.2. • Brubaker R. Citizenship and Nationhood in France and Germany. Cambridge. 1999. • Doyle M. Empires. Ithaca, N.Y., 1986. • Eisenstadt S. N. Tradition, Change and Modernity. – N.Y., 1973. • Empire and Society. / T.Hara, M.Kimitaka (eds.). Sapporo: Hokkaido Univ. Slavic Research Center, 1997. • The End of Empire? The transformation of the USSR in Comparative Perspective./ Dawisho K., Parrot B. (eds.) . Armonk, N.Y., 1997. • Gel’man V. Out of the Friyng Pan, into the Fire? Post-Soviet Regime Changes in Comparative Perspective. // Int. Political Sci. Rev. 29, 2008. Pp. 157-180; Michael McFaul. Transitions from postcommunism. // J. of Democracy, 16, 2005. Pp. 5-19. • Gibbins J. Contemporary Political Culture: an Introduction // Contemporary Political Culture: Politics in a Postmodern Age / Ed. by J. R. Gibbins. London: Sage Publications, 1989. P. 1–30. • Gifford Ch. The Rise of the Post-Imperial Populism: the case of the right-wing Euroscepticism in Britain. // European Journal of Political Research. 2006, №. 5, pp.856-857; • Handy C. Undersfanding Organizations. N.Y., Oxford, 1993 • Hellberg-Hirn E. Imperial Imprints. Post-Soviet St.Petersburg. Helsinki: SKS, 2003. • Hersey P., Blanchard K.H., Johnson D. E. Management of Organizational Behavior. Leading human resources. (10th Edition) New Jersey: Prentice Hall, 2012. • Heunks F., Hikspoors F. Political culture 1960-1990 // Values in Western Societies /ed. by de Moor R. Tilburg, 1995, p. 51-82. • Hirsch F. Empire of Nations. Ethnographic Knowledge and the Making of the Soviet Union. Ithaca, L.: Cornell Univ. Press, 2005. • Hofstede G. Culture’s Consequences. L.: SAGE Publications, 2001. • Hofstede G. Culture’s Consequences: Comparing Values, Behaviors, Institutions and Organizations Across Nations. 2nd Edition, Thousand Oaks (CA): Sage Publications, 2001; URL: http:// www.geert-hofstede.com/geert-hofstede_resources.shtml 173 5. Уроки и перспективы российской политической культуры G., Hofstede G.J., Michael Minkov M. Cultures and Organizations: Software of the Mind. 3rd Edition, McGraw-Hill USA, 2010; URL: http:// www.geert-hofstede. com/geert-hofstede_resources.shtml • Hollinger D. Postethnic America: Beyond Multiculturalism. New York, 1995. • Hosking G. A. Russia and the Russians: a history from earliest times to 2001. London: Penguin books, 2002. • How Values Shape Human Progress. / ed.by L.Harrison, S.Hantington. N.Y.: Basic Books, 2000. • Imperial Formations and Their Discontes. / A. L. Stoler, C.McGranaham, P. C. Perdue (eds.). Santa Fe, 2007. • Imperial Rule. / A.Miller, A.Rieber (eds.) Budapest: CE University Press, 2004. • Imperiology: From Empirical Knowledge to Discussing the Russian Empire. / K.Matsuzato (ed.). Sapporo: Hokkaido Univ. Slavic Research Center, 2006. • In From the Margins. Contribution to the Debate on Culture and Development in Europe. A Report prepared for the Council of Europe.... Strassburg (Culture Committee of CE), 1997. • Inglehart, Ronald F. (1977). The Silent Revolution, Princeton University Press. • Kamen H. Spain’s Road to Empire. The Making of a World Power. Harmondsworth: Peguin, 2002. • Kavanagh D. Political Science and Political Behavior. London: Allen &Unwinn, 1983. • Kim Y. C. The Concept of Political Culture in Comparative Politics // The Journal of Politics. 1964. Vol. 26. N 2. P. 313–336; • Lewis R. D. When Cultures Collide. Leading across cultures. Boston-London:Nicolas Brealy Intern., 2012. • Lieven D. Empire. The Russian Empire and its Rivals. L.: John Murray, 2000. • Lohr E. Nationalizing the Russian Empire. The Campaign against Enemy Aliens during the World War I. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2003. • Miths and nationhood. / Ed. G.Hosking, G.Schoepflin. L.: Hurst, Univ.of London, 1997. • Motyl A. Imperial Ends. The Decay, Collapse and Revival of Empires. N.Y., 2001. • On Religion and Empire. Missions, Conversions and Tolerance in Tzarist Russia. / R.Geraci, M.Khodorkovsky (eds.). Ithaca, L.: Cornall Univ. Press, 2001 • Pipes R. The Formation of the Soviet Union: Communism and Nationalism 191701923. Cambridge (Mass.): Harvard Univ.Press, 1964. • Pipes R. Russia under the Bolshevik regime. NY: Alfred A.Knopf, 1993. • Rosenbaum W. A. Political Culture: Basic Concept in Political Science. N.Y., 1975 • Russia’s Identity in International Relations. Images, Perceptions, Misperceptions, R.Taras (ed.) Abingdon and New York: Routledge, 2013. • The Russian intelligentsia. NY, 1961. • Somers M. R. What’s Political or Cultural about Political Culture and the Public Sphere? Toward an Historical Sociology of Concept Formation // Sociological Theory. 1995. Vol. 13. N 2. P. 113–144; • A State of Nations: Empire and Nation-Making in the Age of Lenin and Stalin. /R. C. Suny, T.Martin (eds.) Oxford: Oxford Univ. Press, 2001. 174 Тульчинский ГЛ. Российская политическая культура особенности и перспективы H. Are Intellectuals the Keepers of Political Culture? Some Reflections on Politics, Morality, and Reason // Nationalism, Ethnicity, and Identity: Cross National and Comparative Perspectives / Ed. by R. F. Farnen. New Brunswick, New Jersy; London: Transaction Publishers, 1994. P. 193–204. • Taras R. Europe Old and New: Transnationalism, Belonging, Xenophobia. Lanham, 2009. • Toulchinsky G. Culture and Mythocracy. // Re-Entering the Sign: New Critical Languages in the Soviet Union. (Ed. By Ellen Berry and Anesa Miller-Pogacar. Bowling Green: University of Michigan, 1991; • Tulchinsky G. L. Russia’s Brand as a Problem and Dream. // Russian Journal of Communication. Vol. 1, №. 2 (Spring 2008), p. 220-222. • Tulchinsky G. L. St.Petersburg Paradox: Post-Imperial Identity as Potentia for Open Society // VI the International Council for Central and East European Studies (ICCEES) World Congress. (Tampere 29 July – 3 August). Abstracts. Tampere, 2000, p.437. • Tulchinsky G. L. When the wind blows, or Under the Cold Light of Freedom // Beyond Borders. Magazine of the European Cultural Foundation. 2003, №. 4 (June), p.38-40. • Vertovec S. Transnationalism. NY, London, 2009. 175 5. Уроки и перспективы российской политической культуры Содержание Предисловие Политическая культура значение и подходы к изучению Понятие и роль политической культуры. Традиционная типология политических культур, ее критика и модификации. Ценностно-нормативная модель социогенеза и политические культуры. Нормативно-ценностное содержание российской культуры Смысловое содержание российского культурного опыта источники и обобщение. Народи власть. Становление российской политической культуры искушения власти и властью. Искушение III Римом Святая Русь и имперскость. Русское и российское. Феномен интеллигенции. Искушение рационализмом Просвещения. Драма декабризма. П. Я. Чаадаев. Новые люди в подполье. «Чудо-партия» поту сторону добра и зла. Цветы зла Русского Ренессанса. Невостребованные альтернативы свободы. Советский цивилизационный эксперимент Легитимация насилия. Мифократия. Природа массового энтузиазма в СССР х. Начало конца шестидесятничество и барачная этика в отдельных квартирах. Смыслоутрата 5. Уроки и перспективы российской политической культуры Российская специфика массового общества. Российская политическая культура и перспективы модернизации. Постимперская культура как потенциал открытого общества. Советский урок национальной политики и этнофдерализма: перспективы российского национализма. Судьба либерализма в России. Проблемы и надежды. Заключение Литература ...............................................................................................165 176 Тульчинский ГЛ. Российская политическая культура особенности и перспективы Тульчинский Григорий Львович Российская политическая культура особенности и перспективые Главный редактор издательства И. А. Савкин Дизайн обложки И. Н. Граве Оригинал-макет О. В. Петрицкий Корректор И. Е. Иванцова Формат 60x88 1 ⁄ 16 . Усл. печ. л. 0,00. Печать офсетная. Заказ № ИД № 04372 от 26.03.2001 г. Издательство «Алетейя», 192171, Санкт-Петербург, ул. Бабушкина, д. 53. Тел./факс: (812) Редакция издательства «Алетейя»: СПб, 9-ая Советская, д. 4, офис 304, тел. (812) 577-48-72, Отдел продаж fempro@yandex.ru, тел. (921) 951-98-99 www.aletheia.spb.ru Книги издательства «Алетейя» можно приобрести в Москве «Библио-Глобус», ул. Мясницкая, 6. www.biblio-globus.ru Дом книги Москва, ул. Тверская, 8. Тел. (495) 629-64-83 Магазин Русское зарубежье, ул. Нижняя Радищевская, 2. Тел. (495) 915-27-97 Магазин «Фаланстер», Малый Гнездниковский пер, 12/27. Тел. (495) 749-57-21, 629-88-21 Магазин «Циолковский», ул. Б. Молчановка, 18. Тел. (495) в Киеве Книжный бум, книжный рынок «Петровка», ряд 62, место 8. Тел. +38 067 273-50-10, в Минске «Экономпресс», ул. Толбухина, 11. Тел. +37 529 685-70-44, shop@literature.by в Варшаве «Centrum Nauczania Języka Rosyjskiego», ul. Ptasia 4. Tel. (22) 826-17-36, szkola@jezykrosyjski.com.pl Интернет-магазин: www.ozon.ru |