Главная страница
Навигация по странице:

  • Гражданин хочет решить проблему и знать способ ее решения Больной не должен требовать бессмертияГражданин не должен требовать решения исключительно в свою пользу.

  • Власть хочет разрешить конфликт (проблему). Врач не должен злоупотреблять слабостью, незнанием и зависимостью больного.Власть (судне должна злоупотреблять зависимостью

  • Доверие Риск

  • Тульчинский Г. Л


    Скачать 1.42 Mb.
    НазваниеТульчинский Г. Л
    Дата11.06.2019
    Размер1.42 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаpolitical_culture.pdf
    ТипКнига
    #81271
    страница2 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
    Реальность
    («лаборатория»)
    Суд, оценка («клиника»)
    Политическая власть
    («здравоохранение)
    Фактические данные
    Помощь, консультация любому
    Доступные формы политического участия, самоорганизации доступные населению услуги)
    Конфликты
    Кодекс правил, норм, присяги, клятвы
    Корпоративность профессионального сообщества, политического класса
    Обеспечение справедливости, дистанцирование в позиции Третьего. Не м.б. беспредельного сострадания
    Самоорганизаця самолечение- Интерпретация сведение единичного и общего квалификация, использование терминов, нарративы, аргументация- Решение (practical reasoning), риск, т.к. при дефиците времени и информации- Реализация решения = Событие

    14
    Тульчинский ГЛ. Российская политическая культура особенности и перспективы
    Больной хочет выздороветь и имеет право знать диагноз и лечение.
    Гражданин хочет решить проблему и знать способ ее решения
    Больной не должен требовать бессмертия
    Гражданин не должен требовать решения исключительно в свою
    пользу.
    Врач стремится излечить и сохранить тайну.
    Власть хочет разрешить конфликт (проблему).
    Врач не должен злоупотреблять слабостью, незнанием и зависимостью больного.
    Власть (судне должна злоупотреблять зависимостью
    гражданина.
    Это означает, что политикане просто одна из подсистем социальной культуры, а одновременно, при этом и некий ее системообразующий принцип. Тем самым политическая культура обеспечивает воспроизводство политической жизни, ее преемственность и развитие участвует в социализации личности, усвоении ею норм и ценностей политической жизни конкретного общества, открывая личности возможность участвовать в жизни общества, реализовывать свои интересы в соответствии с принятыми политическими нормами, правилами способствует обретению личностью сопричастности политической общности выступает средством консолидации социальных сил и общества в целом.
    В анализе и изучении политической культуры, таким образом, важны не только ценностные ориентации в поведении – в характере политической культуры необходимо учитывать также роль норм, институтов, политической системы, неоднозначность взаимоотношения политической культуры и политической системы, их взаимовлияние. Важны также учет динамики политической культуры, различных темпов ее регионального развития, наличие и роль этнических, религиозных, возрастных, гендерных субкультур.
    Тем самым, на первый план в формировании и развитии политических культур выходят:
    Доверие
    Риск
    Необходимость гражданских инстанций, перед которыми исполнительные институты несут ответственность.
    Публичность, прозрачность.
    Роль СМИ

    15
    1. Политическая культура значение и подходы к изучению ценностно-нормативные факторы формирования и развития общества стадии институционализации ценностно-нормативных комплексов культуры взаимосвязь политических и деловых национальных культур с субкультурами, включая организационные и корпоративные куль- туры.
    Традиционная типология политических культур, ее критика и модификации.
    Политическая культура, являясь системой порождения, хранения и трансляции политического опыта, выступает как совокупность ценностей и норм, обеспечивающих формирование, сохранение и развитие общества. А, поскольку любая культура реализуется в сознании и поведении ее носителей, то и политическая культура выражается в соответствующем политическом сознании и поведении социальных групп и отдельных личностей. Поэтому нередко под политической культурой понимают политическое поведение в зависимости от ценностных ориентаций. Так, Т.Парсонс и Э.Шилз определили политическую культуру как систему ценностей, глубоко укорененных в сознании мотиваций (ориентаций и установок, регулирующих поведение людей в ситуациях, имеющих отношение к политике. Р. Карр и М. Бернстейн определили политическую культуру как установочную и поведенческую матрицу, способ политического поведения социальной группы и природу политических верований и ценностей ее членов.
    Современное значение термина политическая культура в 1956 г было предложено Г.Алмондом – как спефические модели ориентаций на политические действия В 1963 году Г.Алмондом и С.Вербой была предложена типология политических культур, выработанная ими на основе анализа политических систем Великобритании, Италии, Мексики, США и ФРГ, и которая традиционно рассматривается в качестве базовой в анализе политических культур. Политическая культура, по их замыслу, может быть представлена как специфическое распределение типов ориентаций (patterns of orientations) по отношению к политическим объектам среди членов той или иной
    1
    Almond G. Comparative Political Systems // Journal of Politics. 1956. Vol.18. №.3. P. 396.

    16
    Тульчинский ГЛ. Российская политическая культура особенности и перспективы
    нации»
    2
    . Понимаемую таким образом политическую культуру можно измерять с помощью репрезентативных опросов, проводить сравнительные межстрановые и кросс-темпоральные исследования, подвергать полученные результаты статистическому анализу с целью проверки гипотез и т. д. Возможность применения количественных методов считается несомненным преимуществом данной концепции. Кроме того, данный подход позволяет изучать политическую культуру во всей ее сложности, выявляя сосуществующие в обществе субкультуры и фиксируя их соотношение и динамику.
    Г.Алмонд и С.Верба выделяли три чистых типа политических культур:
    y
    Приходская, патриархальная (parochial culture) – ориентация на жизнь рода, деревни, округа, конфессии, отсутствие интереса к политике, политической жизни.
    y
    Подданническая (subject culture) – пассивное и отстраненное отношение к политической системе, без стремления изменять что-либо, участие в политической жизни (в т.ч. – сознательно) по традиции, «ритуально».
    y
    Участническая (participant culture ) – активистский тип, где граждане проявляют интерес к участию в политической жизни, стремятся направлять деятельность власти, воздействовать на нее, используя законные способы влияния, включая протесты.
    Чистые типы в реальной политической жизни встречаются чрезвычайно редко. Чаще имеет место их смешение, наслоение, распределение по субкуль- турам. Например, представители делового мира или также молодежь, могут демонстрировать активную культуру участия, тогда как некоторые другие группы (профессиональные, возрастные, этнические, гендерные, региональные) могут склоняться к культуре приходского типа. Оптимальной Г.Алмонд и С.Верба полагали смешанный тип – культуру гражданственности, свойственную Великобритании и США, с соотношением чистых типов 1:3:6. Для модернизирующегося авторитаризма такое соотношение будет 3:6:1, а для демократии, установленной сверху Эта интерпретация давала возможность операционализации кон- цепта политической культуры, и что немаловажно – использования количественных методов измерения политических культур. Тем не менее этот подход уязвим для критики
    Almond G., Verba S. The Civic Culture. Political Attitudes and Democracy in Five Nations.
    London, etc., 1989. Р. (Впервые опубликовано в 1963 г G.A., Verba S. The Civil
    Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Nations. Princeton, См. также Ал-
    монд ГА, Верба С Гражданская культура. Подход к изучению политической культуры. (I).
    //Полития, №2 (57) 2010, С. 122-144.

    17
    1. Политическая культура значение и подходы к изучению
    Во-первых, он основан на интерпретации культуры как системы ценностных ориентаций вне учета факторов, порождающих эти ориентации. Политическая культура понимается как совокупность социаль-

    но-психологических свойств (мотиваций, которые проявляются на индивидуальном уровне, будучи следствием сходного политического опыта или исторических условий социальной группы. Такой подход свойствен методологическому индивидуализму, доминирующему в анг- ло-американской политической науке. Именно они был реализован
    Г.Алмондом и С.Вербой вполне в парсоновском стиле а именно, как политическая система интернализуется (переводится в субъективный план сознания личности) в когнитивных представлениях, чувствах и оценках населения.
    Во-вторых, в рамках таких представлений трудно показать связь между социально-психологическими установками индивидов и развитием политических институтов. При этом, культурные измерения политики отнюдь не сводятся к психологическим феноменам, ориен- тациям.
    В-третьих, такой подход игнорирует различия исторического контекста и носит отчетливо оценочный (если не апологетический) характер, определяя степень близости к поведению, свойственному гражданам развитых демократий. Авторы не учитывали различные исторические и общекультурные традиции, атак же разную смысловую нагрузку терминов, что приводило к парадоксальным выводам так, получалось, что политическая культура США и Великобритании во многом сходна с культурой СССР сего активностью граждан на выборах. Действительно, если к понятию культуры участия подходить формально, ток ней можно отнести и культуру подданническую, которой может быть свойственна большая степень участия, которое может быть навязанным, как это было, например, в том же СССР. Другой разговор, что это участие было не добровольное и не гражданское низкий интерес и высокое участие могут сочетаться только в случае принуждения или ритуализации. Но заложенные в модели критерии эту специфику не улавливают.
    Позже Г.Алмонд предложил другую типологию, разделив политические культуры на два типа поляризованный и консенсусный. Однако эта типология тем более нуждалась в конкретном наполнении ее характеристик относительно проблем и природы поляризации икон- сенсуса (интеграции) социума. А главное – этот подход также оставлял политической культуре статус сугубо психологического феномена, не выходил за рамки, в лучшем случае, социальной психологии

    18
    Тульчинский ГЛ. Российская политическая культура особенности и перспективы
    Впоследствии базовая концепция была дополнена и развита
    У.Розенбаумом,
    3
    дополнившим ее видами ориентации на политические объекты относительно институтов государства (относительно политического режима, реакции на его решения относительно других (политическая идентичность, доверие, отношение к правилам игры относительно собственной политической деятельности (политическая компетентность и активность).
    По степени консенсуса в обществе между его членами касательно вопросов политического устройства и определения правил политической игры, У. Розенбаум выделил два крайних положения общества для такой модели фрагментарное и интегрированное общество. Для фрагментарного общества по У.Розенбауму характерно отсутствие какого-либо единого согласованного решения касательно политического устройства страны, следующее из этого нестабильное положение правительства, минимальный уровень доверия между общественными группами, отсутствие всеми принятых процедур улаживания социальных конфликтов. Для интегрированного типа общества характерно прямо противоположное развитое гражданское общество, непротиворечивость и согласованность политических идентификаций, улаживание возникающих социальных конфликтов при помощи гражданских процедур, высокий уровень доверия среди общественных групп, лояльность в отношении существующего политического режима, а также низкий уровень политического насилия. Что примечательно, такой тип политической культуры присущи поддерживается в странах с высоким уровнем образования и материальной обеспеченности граждан.
    Эти идеи были дополнены в х Д.Каванахом
    4
    , предложившим различение гомогенных (однородных) политических культур, которым свойственно единство общества, толерантность, и культур фрагментарные сих конфликтной оппозиционностью субкультур. Помимо двух чистых типов, Д.Каванах выделил смешанную политическую культуру, которая обладает ценностными ориентациями, отличными от ценностей и норм установленного режима, а также искусственно гомогенную политическую культуру, которая характеризуется своим подданническим характером, одновременно соединенным с мобилизованным участием.
    3
    Rosenbaum W. A. Political Culture: Basic Concept in Political Science. N.Y., 1975.
    4
    Kavanagh D. Political Science and Political Behavior. London: Allen &Unwinn, 1983.

    19
    1. Политическая культура значение и подходы к изучению
    Данная типология носит отчетливо выраженные черт теории ad hoc – подгонки под классическую типологию и одновременно – под ту реальность, которая в нее не укладывается.
    В х гг. голландские исследователи Ф. Хьюнкс и Ф. Хикспурс предприняли попытку усовершенствовать типологию Г.Алмонда и С.
    Вербы, выделив три переменные интерес к политике, легитимность и участие 5
    Каждый из этих факторов был операционализирован и при измерении классифицирован на высокие, средние и низкие показатели. По результатам комбинаций измерений признаков авторами были выделены пассивные и активные политические культуры. Тем самым была сохранена преемственность с идеей Г.Алмонда и С.
    Вербы, что основной функцией политической культуры является регулирование активности политического участия, а основание для классификации политических культур – суть активность политического поведения.
    Такой подход стал очевидным вкладом в операционализацию традиционного понимания политической культуры. Хотя ион оказался достаточно уязвим для критики. Так, вряд ли приходская культура обладает низкой легитимностью. Она соответствует авторитарному режиму и традиционной легитимности, где доверие не зависит от политической компетентности носителей этой культуры. Скорее можно говорить о комбинации низкого интереса, высокой легитимности и низкого участия. Наверное, нельзя отрицать и вариант, в котором все индикаторы могут иметь низкие значения его можно рассматривать как нулевой уровень развития политической культуры, как политическое бескультурье. Более того, в этой типологии, Кроме того, в предложенной типологии автономная политическая культура и политическая культура участия оказывается вариантами протестной – средний или высокий интерес, низкая легитимность, высокое участие. Но протестной культуре свойствен больший интерес, чем заложен в типологию. У протестующих по определению не может быть низкого интереса к политике, т.к. протест является и результатом этого интереса и стимулом для реализации нового интереса.
    Таким образом, в развитии традиционной модели политической культуры четко прослеживается тренд к накоплению ad hoc и выходу за рамки социальной психологии
    Heunks F., Hikspoors F. Political culture 1960-1990 // Values in Western Societies /ed. by de
    Moor R. Tilburg, 1995, p. 51-82.

    20
    Тульчинский ГЛ. Российская политическая культура особенности и перспективы
    Попытки преодолеть сугубо психологическое понимание политической культуры как ориентации политического поведения индивидов предпринимались неоднократно. Можно выделить в этой связи две тенденции.
    Первая тенденция связана с «социентальным» подходом к рассмотрению политической культуры как характеристики социальных групп, которая укоренена в социальных практиках и функционировании институтов. В этом случаев центре внимания оказывается влияние экономических и правовых факторов развития политической культуры. Примерами прослеживания такой взаимосвязи могут служить как ранние работы советских марксистов, в которых политическая культура сводится к политической системе, таки более зрелые работы отечественных обществоведов и историков. За рубежом также предпринимались попытки сведения политической культуры к политической системе.
    7
    Другим примером преодоления субъектно-психологического понимания политической культуры является институциональный подход Однако, в контексте развитости в политических науках понятий политическая система, политическая структура, политические организации, идея политической культуры каких аналога оказалась излишней.
    9
    Вторая тенденция связана с рассмотрением различных уровней политических культур. На макроуровне это может быть не только рассмотрением национальные политические культуры вроде либо политико-исторических описаний, либо концепций типа духа нации
    И.Гердера
    10
    или русских славянофилов Более продуктивным в этом
    6 Пивоваров ЮС Политическая культура Методологический очерк. М ИНИОН, 1996; Пивоваров ЮС. Русская политическая культура и political culture: (Общество, власть, Ленин. Т. 7. №3. С. 23–50; Бочаров В. В. Власть. Традиции. Управление. Попытка этноисторического анализа политических культур современных государств Тропической Африки. М Наука, 1992.
    7
    Формизано Р Понятие политической культуры // Pro et Contra. 2002. Т. 7. №3. С. 111–
    146. Kim Y. C. The Concept of Political Culture in Comparative Politics // The Journal of Politics.
    1964. Vol. 26. N 2. P. 313–336;
    Вятр Е. Социология политических отношений. М Бод- нер А. Политическая культура общества и ее обусловленности Политология вчера и сегодня. Мс Патнэм Р Чтобы демократия сработала Гражданские традиции в Современной Италии Перс англ. Захаров А. МА Дука А. В Политическая культура – поиски теоретических оснований. // ПОЛИТЭКС.
    2006, №1, с
    Гердер И. Г Идеи к философии истории человечества. М Наука, 1977.
    11
    См.также : Emmerson D. K. Indonesia’s Elite: Political Culture and Cultural Politics. Ithaca and London: Cornell University Press, 1976; Emmerson D. K. Indonesia’s Elite: Political Culture and Cultural Politics. Ithaca and London: Cornell University Press, 1987.

    21
    1. Политическая культура значение и подходы к изучению
    плане представляется подход Г.Хофстеде
    12
    и Р.Льюиса
    13
    , предложивших типологии национальных деловых культур, которые выработаны на основе анализа практики международных и кросс-культурных коммуникаций. Более того, важно также различие между основной политической культурой и субкультурами определенных социальных групп и регионов, которые отличаются от доминирующей в обществе культуры классовые, этнические, религиозные, региональные политические культуры.
    На микро-уровне политической культуры существуют специфические культуры политических организаций государственных учреждений, политических партий, общественных, некоммерческих организаций и т. д. В этом плане открывается перспектива использования хорошо развитых типологий корпоративных (организационных) деловых бизнес) культур.
    14
    В этой связи можно говорить, что главная проблема концептуализации политической культуры заключается в интеграции ценностно- психологического и институционально-социологического подходов. Кроме того, такая интеграция должна открывать возможность единого анализа политической культуры на макро– и микро-уровнях.
    Таким образом, речь идет о необходимости реализации междисциплинарного (мультидисциплинарного) подхода, открывающего перспективы единой концептуализации ценностно-мотивационного и нормативно-институционального анализа политической культуры на ее макро– и микро-уровнях. Такой интегральный мультидисципли- нарный подход должен сохранять возможность операционализации понятия политической культуры, использования количественных методов ее измерения и рассмотрения ее динамики
    Hofstede G. Culture’s Consequences: Comparing Values, Behaviors, Institutions and
    Organizations Across Nations. 2nd Edition, Thousand Oaks (CA): Sage Publications, 2001; URL: http:// www.geert-hofstede.com/geert-hofstede_resources.shtml; Hofstede G., Hofstede G.J.,
    Michael Minkov M. Cultures and Organizations: Software of the Mind. 3rd Edition, McGraw-
    Hill USA, 2010; URL: http:// www.geert-hofstede.com/geert-hofstede_resources.shtml; Hofstede
    G., Hofstede G.J., Michael Minkov M. Cultures and Organizations: Software of the Mind. 3rd
    Edition, McGraw-Hill USA, 2010.
    13
    Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию М, 1999.
    14
    Камерон К, Куинн Р Диагностика и изменение организационной культуры. – СПб.,
    2001.
    UR
    L: http://corpculture.ru/content/tipologiya-korporativnykh-kultur-k-kamerona-i-r-kuinna;
    Шихирев П. Н. Введение в российскую деловую культуру. – М. 2000.

    22
    Тульчинский ГЛ. Российская политическая культура особенности и перспективы
    Именно в этом и состоит главная цель этого раздела – предложить модель политической культуры, интегрирующую в целостное единство ценностный (психологический, мотивационный) и нормативный (институциональный) подходы в трактовке политической культуры. И крайне желательно, чтобы такая модель обеспечивала операционализацию существенных характеристик политической культуры.
    Забегая вперед, можно сказать, что такая предлагаемая модель основана стимулирована идеями и результатами многолетней международной программы исследований World Value Survey, осуществленной
    Р.Инглхартом и его коллегами, неоинституционализмом Д.Норта
    16
    , рядом идей П.Сорокина
    17
    , Г.Шека
    18
    , П.Рикера
    19
    . Первый набросок такой модели был опубликован ранее в ряде статей.
    20
    Ценностно-нормативная модель социогенеза и политические культуры.
    Представляется полезным обратиться к концептуальному опыту общей теории культуры (культурологии, в которой выработано (и доминирует) понимание культуры как внешнего кода, усваиваемого личностью. В этом случае акцент переносится из субъективного плана в объективный, открывая возможность рассмотрения их взаимодействия, позволяя выявлять и отслеживать причинно-следственные отношения в формировании и развитии политической культуры, что, как следствие, открывает возможность воздействия на эти процессы. Действительно, если рассматривать культуру как нечто, формирующее личность, ее оценки, отношения и установки, то целесообразно
    15
    Инглхарт Р, Вельцель К Модернизация, культурные изменения и демократия. М Новое издательство, 2011.
    16
    Норт Д Понимание процесса экономических изменений. М ВШЭ, 2010; Норт Д,
    Уоллис Д, Вайнгаст Б. Насилие и социальные порядки. М Ин-т Гайдара, 2011.
    17
    Сорокин П Социальная и культурная динамика. М Астрель, 2006.
    18
    Шек Х Зависть. Теория социального поведения. М, 2010.
    19
    Рикер П Справедливое. М Логос, 2005.
    20
    Тульчинский ГЛ Политическая культура на осях ценностно нормативной модели со- циогенеза. // Философские науки. 2013, №1, с. 24-38; Тульчинский ГЛ. Политическая культура как ресурс и барьер развития российского общества. // Россия тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып, Часть II. М ИНИОН РАН, 2012, с. Тульчинский ГЛ. Факторы социогенеза: человеческое, слишком человеческое в политической культуре.
    // Человек, культура, образование. 2011, №2, с

    23
    1. Политическая культура значение и подходы к изучению
    сначала рассмотреть само это нечто, его содержание и структуру. И очевидно, что это нечто имеет социальную природу, связано с регулирующим воздействием социума наличность. В культуре и с помощью культуры реализуются как социальность личности, таки личностность социума, который существует только благодаря индивидам- носителям определенной культуры.
    Политическая культура, являясь системой порождения, хранения и трансляции политического опыта, выступает как совокупность ценностей и норм, обеспечивающих формирование, сохранение и развитие общества. Ив самой истории формирования и использования концепта политической культуры можно обнаружить, с одной стороны, – ее чрезвычайно перспективное ядро, позволяющее строить достаточно ясные модели, ас другой, – на этой основе проследить четкие и конструктивные перспективы междисциплинарных исследований.
    21
    Без опоры на реальное знание реального исторического опыта, механизмов его порождения, хранения и трансляции, конкретных социально-культурных технологий, учитывающих это знание, принятие решений и попытки их реализации оказываются не только малоэффективными, но и усугубляющими негативные тенденции развития общества. В полной мере относится это и к проблеме социальных институтов, необходимости институциональной модернизации. Социальные институты в политике являются продуктом институционализации, те. возникновения, роста, кристаллизации, а то и выращивания из социально-культурного бэкграунда. Именно так поступал в свое время Петра в новейшее время Ли
    Куан-ю в Сингапуре.
    Конкретизировать представление о динамике политических институтов можно с помощью понятия нормативно-ценностных систем деятельности как подсистем социальной практики Нормативно-цен- ностные системы (НЦС) определяются:
    • во-первых, ценностным компонентом, который складывается из предмета, целей и средств деятельности;
    • во-вторых, нормативным компонентом (правилами, регулирующими осуществление деятельности
    Тульчинский ГЛ Этапы политической институционализации: от идеи к институту. // Политические институты в современном мире. СПб: Аллегро, 2010, с 22
    Тульчинский ГЛ Идеи источники, динамика и логическое содержание История идей как методология гуманитарных исследований. Часть 1. – СПб, 2001, с

    24
    Тульчинский ГЛ. Российская политическая культура особенности и перспективы
    • в-третьих, поскольку речь идет о системах социальной практической деятельности, способом организации коллективной деятельности социального субъекта.
    Понятие НЦС позволяет раскрыть механизм культуры как системы внебиологического наследования опыта и информации, как системы хранения и трансляции идей. Именно НЦС выступают в качестве социальной памяти, исторической коллективной памяти, надындивидуальной системой информации и т. д. В процессе жизнедеятельности человек участвует в самых различных НЦС. Практически вся социально-практическая деятельность может быть представлена как совокупность НЦС в сфере производства, быта, отдыха, науки и т. д. Важнейшую роль играют НЦС политики, поскольку их функцией является обеспечение целостности и успешного развития не только их самих, но и общества в целом.
    Понятие НЦС позволяет преодолеть дилемму феноменологиз- ма (психологизма) и трансцендентализма, концептуализма и менед- жеризма в динамике политических институтов. В НЦС сопрягаются функционально-деятельностные, идеологические и социальные (организационные и личностные) факторы формирования и развития политической сферы. НЦС формируются, дифференцируются и специализируются по мере развития цивилизации и специализации видов деятельности.
    Особый интерес представляет рассмотрение социальной организации НЦС как общностей людей. Они могут иметь формальную (те. определенную закрепленными функциями и связями, правами и обязанностями, инструкциями, отношениями координации и субординации, средствами контроля и стимулирования) и неформальную (основанную на межличностных взаимоотношениях) организационную сторону деятельности.
    При рассмотрении НЦС под этим углом зрения выявляется динамика развития форм организации НЦС, каждая из которых проходит путь от нерегулярной случайной общности людей (типа тусовки) до формирования социальных институтов, являющихся наиболее развитой формой организации НЦС. Характерными чертами социальных институтов являются то, что они возникают на стадии достаточно дифференцированной общественной практики, когда на основе разделения труда выделяются НЦС, связанные с достижением социально- значимых целей

    25
    1. Политическая культура значение и подходы к изучению то, что в этих НЦС доминирует формальная сторона организации, закрепленная в специальных положениях, уставах и т. д, регламентирующих функционирование систем то, что функционирование таких систем обусловлено сложившимися экономическими, правовыми социальными от- ношениями.
    Первопричина динамики и дифференциации НЦС социальной практики разделение и специализация этой практики, обусловленные развитием цивилизации. Действие этой причины проявляется в трех основных аспектах институционализации НЦС: во-первых, в способе осмысления действительности, осуществляемого в данной НЦС; во- вторых, в способе и уровне организации взаимодействия участников данной системы, те. ее социальной организации ив третьих, вот- ношении данной НЦС к среде, тек другим, внешним по отношению к ней НЦС.
    Особую роль играют взаимодействие и взаимосвязь указанных факторов становления и развития НЦС. До самого последнего времени наука, искусство, политика и другие формы общественного сознания изучались философией, тогда каких социально-органи- зационнный аспект изучался социологией науки, социологией искусства и т. д. Разрыв в рассмотрении смысловых и социально-ор- ганизационных сторон социальной деятельности приводит к существенным методологическим трудностям. Так, рассмотрение идей и их смысловых структур при отвлечении от социально-организа- ционных аспектов чревато в методологии науки интернализмом, в искусствознании – формализмом, в политике – догматизмом. При этом социальная сторона явлений сводится к отношениям коммуникации, те. информационному взаимодействию, дискурсивной практике – не более.
    Однако существование и развитие определенных видов деятельности не могут объясняться и только сточки зрения их социальной организации. Уже давно отмечена соотносительность решений (в научной, политической и любой другой деятельности, являющихся процессом и результатом концептуальной деятельности сознания, и решений организационных, необходимых для реализации первых. Аналогично не может браться в отвлечении от смысловой и социально-организаци- онной сторон третий аспект, связанный с проблемой социальной значимости определенного вида деятельности как оценки ее со стороны общества, обеспечивающего эту деятельность материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами

    26
    Тульчинский ГЛ. Российская политическая культура особенности и перспективы
    Смысловой (идеологический) и социально-организационный факторы взаимодополняют и взаимопровоцируют друг друга. Их динамическая взаимосвязь предстает историей формирования и развития соответствующих НЦС – от объединения людей, связанных общностью целей и осмысления к зрелыми разветвленным социальным институтам, в которых эти цели и осмысление закрепляются как социально значимые и нормативные.
    Будучи целевыми общностями, НЦС объединяют людей в формальные и неформальные организации в целях некоторой практической деятельности. Предпосылкой и условием успеха этой деятельности является относительно единый способ осмысления действительности всеми участниками деятельности. Смысловой аспект институтциона- лизации НЦС выражается в некотором нормативном понимании, которое определяет не только общность цели деятельности, но и общность восприятия предмета деятельности, его анализа и т. п. Когерентное понимание (осмысление) наличествует в любой НЦС. Различия заключаются только в форме и степени его выраженности. Это может быть и простая общность психологической установки, и не вербализуемое знание, и формальная экспликация в виде учебников, манифестов, положений, программ. Когерентное понимание задается общностью целей, предмета и правил деятельности.
    Способам осмысления действительности соответствуют сгущения людей, занятых ее освоением в данном виде деятельности. Поэтому организация деятельности в каждый момент времени соответствует достигнутому обществом объему и специфике освоения мира, характеризует степень разделения и специализации.
    Взятая как процесс, в единстве смыслового и социально-организа- ционного аспектов идей, динамика их институционализации предстает осуществляемой в несколько стадий. Стадия выработки нового осмысления. Характеризуется минимальной степенью организации. Коммуникация участников носит спорадически случайный и во многом личностно-довери- тельный характер. Стадия выработки когерентного понимания (коалиция. Характеризуется несколько большей устойчивостью связей и отношений между специалистами, которые начинают выделять себя как группу единомышленников. Подобная избирательность в общении уплотняет коммуникацию, хотя само общение носит слабо регламентированный характер – типа тусовки

    27
    1. Политическая культура значение и подходы к изучению. Стадия парадигмы. Общение начинает носить систематический характер семинаров, конференций, переписки, обмена научными материалами на ранних стадиях (рукописи, препринты, заявки. Делаются попытки выработать программные материалы, прорваться в СМИ. Выдвигаются лидеры мнений. В наше время особую роль играют информационные технологии web 2.0 и 3.0 (сетевые сообщества, wiki и т. п. Стадия сплоченной группы (ассоциации. На этой стадии когерентное понимание уже фиксируется участниками деятельности в явной форме программного заявления. Коммуникация становится все более ограниченной рамками группы, в которой выделяются признанные лидеры, между которыми может существовать разделение сфер влияния. Лидер выступает центром, вокруг которого формируется группа. Именно он обычно выступает с программным заявлением, обеспечивает селекцию и интерпретацию информации. Важным моментом на этой стадии являются успехи социальное признание. Они свидетельствуют о развитии группы и обеспечивают социальный престиж (имидж) ее деятельности, а значит и постоянный приток сторонников. Их привлечение достигается обычно с помощью пропагандистской и популяризаторской деятельности, public relations, осуществляемых обычно либо самим лидером, либо под его контролем. Этой цели могут служить СМИ, интернет, семинары, конференции. Нередко создаются специальные центры, школы, курсы подготовки. Явным становится отличие деятельности данной группы от материнской НЦС: группа становится либо элитарной, ведущей в материнской НЦС, либо мятежной, отвергающей ортодоксальные установки. Причем во втором случае деятельность группы может оказаться либо тупиковой, либо дать начало новой традиции. По некоторым оценкам для прорыва старой традиции необходима группа около человека для создания новой традиции, движения – от 500 до 1000 человек. Стадия формализации. На этой стадии в НЦС фиксируется формальная организационная структура. НЦС становится юридическим лицом, проходит регистрацию, обеспечивает финансирование, трудоустройство функционеров, стимулирование деятельности профессионалов, формируется

    28
    Тульчинский ГЛ. Российская политическая культура особенности и перспективы
    писаный кодекс поведения (устав, положения, должностные инструкции. Все прогрессирующая рутинизация деятельности зачастую приводит к формированию в ее недрах нового смыслового сдвига, развитие которого может привести к дальнейшей дивергенции системы, формированию фракции, отделения нового движения.
    Аналогичные стадии проходит развитие идей в науке, искусстве, религии, бизнесе. Совсем необязательно, чтобы каждая НЦС проходила все указанные стадии институционализации. Возможна стагнация на каждой из указанных стадий. Далеко не каждой НЦС удается развиться даже в стадию сплоченной группы, не говоря уже о наиболее развитой стадии формального социального института.
    Роль смыслового и социально-организационного аспектов ин- ституционализации в их динамике различна. На первых этапах ведущую роль играет смысловой, неформальный аспект, на поздних формальный. Однако раз возникшее осмысление неизбежно вызовет те или иные формы социальной организации лиц его разделяющих вплоть до в той или иной степени борьбы за чистоту рядов. Разумеется, возможна ситуация, когда достаточно развитый организационный аппарат объединяет людей, не разделяющих единое осмысление, но это лишь будет свидетельством, что у истоков такой социальной организации некогда стояло когерентное осмысление «отцов-основателей».
    Смысловой и социально-организационный аспекты институци- онализации НЦС политики выражают различные стадии зрелости и становления деятельности. Развитие идей предстает динамикой
    НЦС от идейна уровне личностного осмысления к формированию до полной институционализации программы социальной деятельности, лежащей в ее основе. Тем самым, в формировании и развитии социальных политических институтов теснейшим образом оказываются взаимосвязанными не только идейный и социологический, но персонологический, этический и организационный компоненты.
    Поэтому анализ политической культуры не может ограничиваться рассмотрением только психологических феноменов. Вне выявления объективных факторов формирования политических ориентаций общество попадает в замкнутый цикл воспроизводства политической культуры, становящейся барьером развития. Необходим учет широкого спектра факторов объективного характера от реального поведения, опыта повседневности, социальных практик традиций до институцио-

    29
    1. Политическая культура значение и подходы к изучению
    нальной среды, включая право… Это позволяет не только учитывать роль политической культуры в выработке и проведении решений, проектов, программно и возможности управления развитием самой политической культуры.
    В этом плане новые перспективы открывает ценностно-норматив- ная модель социогенеза, которая не противопоставляется традиционному подходу или его альтернативам, а может рассматриваться каких обобщение и систематизация.
    Политическая культура суть проявление социогенеза, в контексте его ценностно-нормативного, институционального содержания. В этом плане культура выступает системой порождения, хранения и трансляции социального опыта. Такой подход позволяет обобщить ценностный (культура как система ценностей, нормативный (культура как система норм, правил, традиций, деятельностный (культура как способ жизни) и «человекотворческий» (культура как машина социализации) подходы к пониманию культуры. Соответственно и политическая культура, являясь системой порождения, хранения и трансляции политического опыта, выступает как совокупность ценностей и норм, обеспечивающих формирование, сохранение и развитие общества. А поскольку любая культура реализуется в сознании и поведении ее носителей, постольку и политическая культура выражается в соответствующем политическом сознании и поведении социальных групп и отдельных личностей. Ноне только. Культура – не только и не столько некий ментальный план, сколько именно фрей- мовая структура образа жизни конкретного социума, соответствующего социального опыта.
    К базовым ценностям социогенеза, прежде всего, относится безопасность, позволяющая преодолеть угрозы физическому существованию, прочие страхи и неопределенности довольно широкого плана. Именно стремление к менее опасному обеспечению питания, продолжению рода и другим жизненным ресурсам, лежит в основе образования обществ, групп самого различного уровня. Учет этого обстоятельства широко используется в политической практике. И это отнюдь не только обеспечение внешней и внутренней безопасности (военной, экономической, информационной, пищевой и т. д, что является очевидной и главной функцией государства. Общеизвестны и практики игры на этой ценности, формирование образа внешнего или также внутреннего врага, некоей опасности, перед лицом которой обществу следует сплотиться вокруг мудрого руководства. Подобное манипулирование, а то и хорроризация общества

    30
    Тульчинский ГЛ. Российская политическая культура особенности и перспективы
    давно и успешно освоены политическими элитами. И неслучайно консолидировать, сплотить общество перед лицом некоей опасности гораздо легче, чем на конструктивной позитивной основе.
    При этом, в любом социуме – в любой форме и на любом уровне – с самого момента его возникновения с неизбежностью возникают проблемы признания, оценки, предпочтения, доминирования и подавления, связанные сними конфликты, переживания обид, зависти и рессентимента.
    Следует подчеркнуть важность и концептуальную смелость фундаментальной работы Х.Шека Зависть. Теория социального поведения этой. Тема зависти и рессентимента была одной из ведущих в социальной и политической философии конца XIX – начала XX столетий. Достаточно вспомнить то значение, которое уделялось этой теме Ф.Ницше, А.Шопенгауэром,
    М.Шелером. То, почему зависть и рессентимент стали белым пятном в философии прошлого, да и начала нынешнего столетий, Х.Шек объясняет торжеством либеральной демократии, которую он рассматривает как инсти- туционализированную зависть, использование ее энергетики в конструктивных целях.
    Именно с разрешением проблем зависти и ресентимента, так или иначе, но связаны возникновение и роль второй базовой ценности со- циогенеза – справедливости. Реализация этой ценности порождает социальные нормы, социальный контроль и другие механизмы социализации личности от морали и права до социально-культурных эмоций чести, гордости, стыда, смеха…
    Однако сами эти представления и институты могут рассматриваться некоторыми представителями общества как несправедливые. Тем самым возникает импульс к пересмотру, динамике норм и правил. Поэтому важно отметить, что справедливость реализуется по двум направлениям. Первый вектор справедливости связан сформированием неких правил, запретов, норм, которые, собственно, и обеспечивают социализацию в рамках данного социума. Второй – связан с возможностями динамики этих институтов, вызываемых творчеством, самореализацией, инициативой отдельных активных индивидов, а то и целых социальных групп, слоев, классов.
    В традиционных обществах, те. обществах, основанных исключительно на воспроизведении норм и традиций, доминирует первый вектор. Носители творческих инициатив рассматриваются в таком обществе как нежелательные девианты, по отношению к которым применяются различные санкции вплоть

    31
    1. Политическая культура значение и подходы к изучению
    до наказаний, изгнания, а то и казни. История убедительно демонстрирует, что современники и соплеменники сплошь и рядом воспринимают творцов-«инноваторов» нарушителями завета предков, установленных норм, зовя к ним то ли полицию, то ли врача. Более того, в таком обществе доминирует представление о коллективной ответственности, потому что индивид понимается, прежде всего, как представитель конкретного социума рода, племени, клана).
    Именно то обстоятельство, что нет пророка в своем отечестве, побуждает творцов-инноваторов искать справедливость и удачу в других краях, городах и весях, где к ним относятся как к иным, чудакам, маргиналам, что парадоксальным образом, но позволяет им, зачастую добиваться больших результатов, чем туземцам. Факт этот тоже слишком хорошо известен. Важным условием успеха инновационных проектов является горизонтальная мобильность, возможность перемены места жительства. Ив связи с этим, становится понятной модернизационная роль городов и нынешнего трен- да к агломерациям: именно в городах накапливается их критическая масса, которая и становится социальной базой модернизационного развития.
    Традиционное общество обходится, таким образом, двумя указанными базовыми ценностями. Для обеспечения консолидации и социализации ему достаточно обеспечения безопасности и справедливости. И политической власти, государству для обеспечения легитимности. В таком обществе вполне достаточно апеллировать к безопасности и справедливости. Однако, если общество оказывается заинтересованным в развитии и творчестве, делая ставку на второй вектор справедливости, в нем формируется еще одна базовая ценность – свобода, связанная с возможностями самореализации, индивидуальной ответственности.
    Не всякое общество рассматривает такую ответственную автономность (свободу) как ценность. Большая часть истории человечества прошла в рамках традиционных обществ, в которых личная инициатива рассматривалась как девиация, нарушение завета предков. Выдающийся цивилизационный вклад христианской культуры как рази заключается в ценностном рассмотрении свободы/ответственности личности.
    Таким образом, в общем случае, ценностную ось социогенеза задают безопасность, справедливость и свобода (см. Рис. 1).

    32
    Тульчинский ГЛ. Российская политическая культура особенности и перспективы
    Рис. 1. Базовые ценности социогенеза
    Причем центральное место на этой оси занимает именно справедливость с ее возможностями акцентировки реализации как в направлении безопасности, таки свободы. Например, в случае кризиса, катастрофы, любой другой опасности, представления о справедливости резко смещаются в сторону безопасности, зачастую в ущерб личностным правам. Однако, по мере политической, экономической стабилизации, на первый план начинают выходить права личности, их гарантии, условия самореализации и т. п.
    Такие представления убедительно подтверждаются результатами многолетнего международного исследования World Values Survey, ведущегося с 1981 под научным руководством Р.Инглхарта и охватившего более 80 стран. Согласно этим результатам, индустриализация обеспечивает переход общества от традиционных ценностей жесткой этническо-конфессиональной солидарности (свойственных аграрным обществам) к ценностям секулярно-рациональным (свойственным обществам индустриальным. Следующий переход – от материальных ценностей физического выживания (жадности и подозрительности) к «постматериальныым» ценностям общества постиндустриального открытости, толерантности, демократичности. Это позволило авторам программы WVS сделать вывод, что в х годах в странах с наиболее развитой экономикой произошла тихая революция, названная научным руководителем этой программы Р.Инглхартом переходом к постматериализму». Имеется ввиду стадия модернизации, обеспечивающая новый уровень качества жизни, гарантирующий материальное благосостояние, уверенность в завтрашнем дне, образование, здравоохранение, экзистенциальную безопасность от угрозы войны, криминала. Тем самым установки на безопасность, выживание, защищенность уступают место ориентации на самореализацию, самовыражение, личностную свободу.
    Неопределенн., страх
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта