Главная страница

Тульчинский Г. Л


Скачать 1.42 Mb.
НазваниеТульчинский Г. Л
Дата11.06.2019
Размер1.42 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаpolitical_culture.pdf
ТипКнига
#81271
страница4 из 14
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Факторы
Европа
Россия
География
Малые пересеченные территории с естественными границами, которые легче охранять. Достаточны малые, иногда наемные армии, возможности городского самоуправления.
Огромные равнинные и лесистые территории, практически без естественных границ, которые трудно охранять. Требуется большая армия, милитаризация экономики, мобилизация населения, централизация власти

49
2. Нормативно-ценностное содержание российской культуры
Экономика
Ограниченные ресурсы. Как следствие интенсивное использование борьба за собственность как источник существования и развития сначала стадо, затем земля, затем индустрия колониальные захваты
Огромные природные ресурсы земля, вода, лес. Как следствие природная рента, которая не ценится (ничье экстенсивное использование ренты
Политическая история
Кочевые племена общий сход, равенство вождь на время опасности разделение власти общественная жизнь) и собственности (частная жизнь размеры государственной собственности ограничены власть представительная и назначаемая
Опыт Возрождения и Просвещения
Оседлый образ жизни кормление власти с территории, опыт Орды население как подданные получение собственности в использование от власти
Цивилизационные заимствования, догоняющая модель развития
Ресурсы
(собственность)
Институты
И наконец, важным источником осмысления особенностей российского культурного опыта являются впечатления путешественников. Человеку, оказавшемуся виной культурной среде всегда бросается в глаза то, что отличает именно данный образ жизни, поведения и мышления, привычных наблюдателю. В глазах путешественников особенности и характерные черты культуры их принимающей выглядят резче, отчетливей и выпукло. Тем самым человек лучше осознает и особенности своей собственной культуры, к которой он принадлежит.
Речь идет не только о впечатлениях иностранных путешественников по России (от Олеария до де Кюстина и Л.Фейхтвангера), но и русских людей, оказавшихся заграницей (И.Печерин, АИ. Герцен, А. А. Зиновьев и многие другие. Так, иностранцы отмечают такие позитивные качества русских, как доброжелательность, гостеприимство, щедрость, выносливость, неприхотли-
Власть владеет и перераспределяет Владеют лица, власть охраняет и гарантирует
Открытого доступа
Закрытого доступа

50
Тульчинский ГЛ. Российская политическая культура особенности и перспективы
вость, работоспособность, мужество, пренебрежение к смерти, жизненная сила. И эти качества сочетаются одновременно с жестокостью, грубостью, бесчувственностью, лживостью, воровством, пьянством, ленью. Наиболее наблюдательные из них связывают корни пренебрежения смертью, способность к страданиям, терпение, покорность судьбе – с пренебрежением этой жизнью своей и чужой, воровство – с пренебрежением собственностью, лживость – с пренебрежение реальностью во имя идеи.
После такого методологического предисловия можно в общих чертах дать характеристику содержания российского культурного опыта, его основных ценностных норм, тем, смысловых комплексов.
Правда: нравственный максимализм и правовой нигилизм Стремление жить по правде (не по лжи) делает одной из основных ценностей российского опыта нравственную личность, в своей самоотверженности готовой за правду пострадать. Образы героя, совершающего самоотверженный подвиг, или святого – подвижника – ивы- ражают эту ценность. Высшим выражением нравственности, таким образом, оказывается страдание во имя идеи. Одновременно свобода, достоинство личности и право, каких гарант, ценностью не являются. Идеи права либо высмеиваются, либо отвергаются как проявление мещанства, филистерства, буржуазности, а то и как проявление слабой воли. Хотя бы потому, что опыт показывает – Закон что дышло – куда повернул, туда и вышло. Закон – немецкий фокус (К.Аксаков), западническое изобретение, которым иногда можно пользоваться, а иногда переступать – применительно к целесообразности и возможностям. Идея правового государства декларируется, нов сознании властей, как и граждан, просто не укладывается идея о подчинении власти закону власть на то и власть, чтобы принимать свой закон. Как писал Н. Г. Чернышевский, Первое условие успеха даже в справедливых и добрых намерениях для каждого из нас то, чтобы другие беспрекословно и слепо повиновались А по замечанию АИ. Герцена, российский общественный договор состоит в обоюдонеобязатель- ном соблюдении законов и полное неравенство перед судом убило всякое уважение к законности».
29
Произвол характерен не только власти. Интеллигенция находит оправдание сначала индивидуальному террору, а затем – массовому. Пренебрежение к собственности (чужой и государственной) от государственного чиновника до крестьянских «грабижек» и рядового
28
Чернышевский Н. Г Полн.собр.соч., т, с
Герцен АИ Собр.соч., т, мс. Нормативно-ценностное содержание российской культуры
«несуна». Праведнику закон не лежит, Благодать выше закона. Главное – чтобы человек был хороший. То есть знал бы правду и за эту правду пострадал. Именно этот ценностной компонент объясняет многие реальности российской политической жизни, необъяснимые, иррациональные для внешнего наблюдателя итоги голосований прежде всего за личность пострадавшую и т. п.
Чудо: эскапизм и творчество. Для российского человека высшим выражением торжества является способность пересилить беду победить. Этот мири жизнь в нем сами по себе лишены ценности. Жизнь здесь и сейчас – юдоль страдания, нравственного испытания. Ценностью является жизнь в мире ином в потустороннем мире, в светлом будущем, за бугром. В этой жизни я лишь могу пострадать, пройдя испытание, и чем больше я пострадаю в этом мире, тем больше мне воздастся в мире ином…
Воздаяние возможно только после жизни. Человек оказывается не в состоянии своим трудом сделать свою жизнь (и жизнь своих близких) счастливее. Птицы небесные не сеют и не жнут, но корм имеют или, как сказал поэт, Птичка божия не знает ни заботы, ни труда. А авва Дорофей написал одинокому иноку Брат Истинный труд не может быть без смирения, ибо сам по себе труд суетен и не вменяется ни во что. Не удел человеческий – думать о своем достатке Бог дал, Бог взял. Напряженный труд не может быть источником достатка, он всего лишь один из компонентов страдания в этой жизни. Ему противопоставляется творчество – единовременный акт богоподобного творения вдруг, из ничего, сродни чуду.
Так называемый утопизм (от безответственной маниловщины до агрессивного революционаризма) – не причина, а следствие, есть проявление и выражение отрицания ценности этого мира (и труда в нем) в сочетании со стремлением к богоподобному, а то и богоборческому творчеству.
Эсхатологизм. Уход от реальности, ее отрицание в своем предельном выражении являют вневременной эсхатологизм – конец времени, конец света и последний (Страшный) суд над этим миром, торжество окончательной справедливости, Правды, перед которой все равны. А что может быть справедливее конца света Перед смертью все равны. Отсюда постоянный российский спор с историей, отрицание конкретного времени во имя вечности, еще одна мотивация такого пренебрежения человеческой жизнью и особое российское смертобожие.
Как писал Н. В. Гоголь в конце Мертвых душ Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешся? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мости, все отстает и остается позади. Остановился пораженный Божьим

52
Тульчинский ГЛ. Российская политическая культура особенности и перспективы
чудом созерцатель не молния ли это, сброшенная с неба Что значит это наводящее ужас движение. Особенно в сопоставлении с финалом Записок сумасшедшего Спасите меня возьмите меня дайте мне тройку быстрых как вихорь коней Садись, мой ямщик, звени, мой колокольчик, взвейтеся, кони, и несите меня с этого света Далее, далее, чтоб невидно было ничего, ничего, ничего. Непросто уход – путь в ничто. Эсхатология и танатология как национальный опыт. Только кони мне достались привередливые»…
Всеединство: космизм, универсализм и коллективизм. Личность, человеческая индивидуальность выступает элементом, средством реализации и воплощения общности, всеединства, соборности, симфонической личности и т. п, которые, собственно, и являются ценностями. Проявлением этого ценностного комплекса коллективизм. Речь при этом идет не о коллективе, образованном для реализации общности интересов и эту общность интересов, их баланс, необходимость сотрудничества выражающем. Это просто общность, некое мы одного барака, двора, класса, и т. д, коллектив, который всегда прав потому, что он коллектив. Поэтому каждый, кто начинает говорить о своих интересах оказывается безнравственной личностью, которая противопоставляет себя коллективу, которой больше всех надо, которая высовывается и т. п. Зато любой самозванец получает право говорить от имени всего коллектива от имени всех рабочих, всех русских, от имени профсоюза и т. п. Всеединство распространяется на мир в целом, что создало, например, предпосылки возникновения и развития философии русского космизма. Но важно понять, что ион, вплоть до блестящих технических идей Циолковского и Чижевского, коренится в идее, что всяк за всех в ответе».
«Истина и красота. Российскому культурному опыту характерно единство истины и красоты. Истина должны быть красива. Так в выборе веры решающую роль, как известно, сыграла красота православного храма и службы, а в советское время особая роль отводилась наглядной агитации, когда истины имели особую красоту оформления. Иначе говоря, красиво и потому истинно – с одной стороны. И истинно – значит, красиво – с другой. В результате нравственная проповедь приобретает эстетический статус – поэт в России – больше чем поэта искусство отождествляется с просвещением и воспитанием.
В этом тождестве истины и красоты выражалась одна из сторон всеединства как справедливости и уравновешенности, своеобразной гармонии. Тождество истины и красоты оказывало мощное обратное влияние на нравственную культуру, породило эстетизм в российской историософии, когда в истории ищется не столько рациональное содержание, сколько особая сюжетность

53
2. Нормативно-ценностное содержание российской культуры
Таким образом, в российском культурном опыте мы имеем дело с исключительно целостным миропониманием и мироощущением, связанным сочень напряженным нравственным чувством Эта нравственная почва оказалась чрезвычайно благодатной для восприятия идеи коммунизма, общества, построение которого требует высочайшего напряжения нравственных и физических сил, личного самоотвержения и самопожертвования. За такую высокую идею пострадать, конечно жене грех. Не грехи других не пожалеть во имя великой идеи. При этом, свобода и право оказываются несущественными, не для внутреннего употребления. Тем самым оправдываются не только нарушения законности, но и вообще неуважительное отношение к законам, их систематический пересмотр, безостановочное законотворчество, исходя из прагматических задач текущего момента.
И нравственный максимализм, и коллективистски понимаемая справедливость – все эти и связанные сними особенности российской культуры определяют ее высокий уровень напряженности. Это нравственность, практически незнающая нормативности, которой свойственны как полный произвол, таки уклонение от проблемы выбора, полагание на «Авось!».
Народ и власть
Говоря о российском культурном опыте, невозможно пройти мимо темы народа – собственно носителе этого опыта. В характеристиках народа в русском дискурсе возникает образ народа как некоей мощной созидательной силы, нравственно чистой, но пассивной, находящейся как бы в страдательном залоге, претерпевающей. Иначе говоря, народ в русском дискурсе – творец, кормилец, защитник, ноне хозяин своей судьбы. Он активен как бы в ответ на воздействия внешних по отношению к нему активных сил врагов (внешних и внутренних) и… власти.
В российском культурном опыте власть всегда противостоит народу, в определенном смысле – чужда ему. Тому были и исторические основания. Призвание (или пришествие) норманнов, рюриковичи, получение московскими князьями ярлыков на великое княжение из рук ордынских ханов, онемеченная династия Романовых, большевистский и сталинский режимы – на разных этапах истории государственная власть на Русине вырастала из народа, была ему чужда
Касьянова КО русском национальном характере. М, 1994.Тульчинский ГЛ Самозванство. СПб: РХГУ, 1996.

54
Тульчинский ГЛ. Российская политическая культура особенности и перспективы
И это всегда была не власть для народа – наоборот, народ всегда был материалом для власти, средством достижения целей властной воли. Историко-экономически на практике это противостояние воплотилось в вотчинном государстве, основанном на отождествлении власти и собственности. Этим российская государственность существенно отличается от западноевропейской. Она возникла не для защиты своих ремесленников и купцов, а как механизм вотчинного кормления.
И именно власть оказывается активным субъектом истории, смысл которой практически по всем направлениям оказывается связанным с вопросом о власти. Как писал Н. Г. Чернышевский,– Основное наше понятие, упорнейшее наше предание то, что мы вовсе вносим идею произвола. Юридические формы и личные усилия для нас кажутся бессильными и даже смешны, мы ждем всего, мы хотим все сделать силою прихоти, бесконтрольного решения. Решение любых, вплоть до частных проблем, оказывается возможным лишь при условии всеобщего переустройства волею власти.
Народ же оказывается подобным тургеневскому Герасиму из «Муму» – большому, сильному, доброму, но бессловесному иду- шегубу поневоле, фактически – мало вменяемому существу. Именно в силу невменяемости его страдания и безвинны. Только в периоды смертельной опасности, полной несостоятельности государственной власти, народ просыпается, спасает отечество и вновь впадает в спокойствие, вручая активность и ответственность очередной власти.
Отношение народа и власти – главный нерв российского политического опыта. Это отношение глубоко противоречиво власть противостоит народу, чужда ему, и, одновременно, с нею отождествляется судьба народная. Тем самым запускается культурологический и семиотический механизм сакрализации власти. Действительно, сакральное, священное в любой культуре, чтобы стать таковыми подтверждать свой статус должно отвечать нескольким требованиям. Оно должно быть загадочным, чуждыми недоступным (или очень труднодоступным) для профанов. В нем должны быть представлены формы поведения запретные в обыденном поведении. И, наконец, должен существовать социальный слой хранителей сакрального, посредников и толкователей.
Всем этим требованиям власть на Руси соответствовала сполна. С одной стороны она воспринималась как нечто чуждое, принципиально несопричастное. Государство противостоит русскому человеку изначально как нечто враждебное и на него, как на врага не распространяются моральные запреты его можно обманывать, у него можно красть, обещания, данные ему можно не выполнять. С другой стороны отношение к власти патриархально интимно, чувственно

55
2. Нормативно-ценностное содержание российской культуры
Нравственный максимализм и страстотерпение в применении к власти с неизбежностью оборачиваются своеобразным ультрапара- доксальным единством, вплоть до совпадения двух взаимоисключающих друг друга нравственных полюсов. На одном – власть, которая на Руси только тогда воспринимается как власть и имеет нравственное оправдание, когда она крута, страшна к непокоривым». Иван Грозный, Петр Великий, Сталин остались в памяти русского народа как настоящие властители, настоящие хозяева страны и народа именно в силу их твердой руки и безжалостности, полного произвола.
Не случайно на Руси царь всегда воспринимался двояко как помазанник Божий и одновременно (!) как Антихрист Причем смена позиции и оценки могла быть практически мгновенной. Только что отец родной, предмет искреннего поклонения и тут же – проклинаемый всеми злодей. Да ив народном сознании широкое распространение имели легенды и песни о царе-разбойнике. На другом же полюсе – народ, который на Руси всегда кроток, героический мученик-страстотер- пец сего своеобразной ласковой жертвенностью. Неслучайно и грозные русские цари в трудную для себя годину в стремлении добиться народной сопричастности доходили до юродства в демонстрации своей кротости. Единство кротости и крутости доходит до амбивалентности добра и зла, святости и злодейства. Сама по себе власть, по крайней мере власть самодержавная, – это нечто, находящееся либо вне человеческого мира, либо ниже его, ново всяком случаев него как бы и не входящее. Благословение здесь очень трудно отделить от проклятия писал С. С. Аверинцев.
31
Аверинцев С. С. Византия и Русь два типа духовности // Новый мир. 1988, № 8,9.

56
Тульчинский ГЛ. Российская политическая культура особенности и перспективы. Становление российской политической культуры искушения власти и властью

Искушение III Римом Святая Русь и имперскость. Русское и российское. Феномен интеллигенции. Искушение рационализмом Просвещения. Драма декабризма. П. Я. Чаадаев. Новые люди в подполье. «Чудо-партия» поту сторону добра и зла. Цветы зла Русского Ренессанса. Невостребованные альтернативы свободы
Рассмотренный выше исключительно целостный нормативно-цен- ностный комплекс российской культуры, столь озабоченный проблемой власти, пережил ряд искушений, давших мощные импульсы как российской политической культуре, таки ее осмыслению. В синергетической терминологии можно сказать, что эти импульсы порождали точки бифуркации, определявшие дальнейшее развитие российского общества.
Искушение III Римом Святая Русь и имперскость.
Первое искушение поддается практически точной датировке.
1453 г. – окончательно пал Константинополь. 1461 г. – турки взяли последний византийский город Трабзон и й Рим уже не существует. И почти одновременно в 1478 г. Москва присоединяет новгородские земли, а в м окончательно сбрасывает татарское иго. Подъем и расширение Московского княжества фактически совпали повремени с упадком и крахом ромейской империи. Великое княжество Московское оказалось единственной православной державой. Рим пал, номы стоим, и мы Рим – искушение слишком сильное, чтобы не стать догмой, крепнувшей по мере практически неограниченного роста молодой евразийской империи.
Первое искушение, таким образом, связано с идеей всемирной христианской державы. Государственное самоутверждение народов Западной Европы не сопровождалось их претензиями на конфессиональную исключительность и универсальность. Все они принадлежали к христианскому миру, гарантом духовного единства которого был Римский папа. Если на Западе национальное самосознание народов, их государственность оформлялись как часть единого христианского мира, тона Руси оно вскоре вылилось в форму Святой

57
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


написать администратору сайта