Главная страница

Творческое развитие младших школьников


Скачать 399.5 Kb.
НазваниеТворческое развитие младших школьников
Дата28.12.2021
Размер399.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаshmatova_diplom_1.doc
ТипДиплом
#320647
страница4 из 7
1   2   3   4   5   6   7

1.3. Возможности развития творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности


Творческие способности не имеют возможности реализоваться в полной мере без участия таких психических процессов, как эмоции, внимание, память, а также целого набора соматических свойств человека. Каждый вид деятельности имеет свою структуру [21]. Поэтому только в том случае, когда существует полное соответствие (совпадение) структуры личности и вида деятельности, можно говорить о выраженной способности. Только тогда деятельность приобретает высокое качество и по ее результатам можно судить об одаренности или способности того или иного человека. Для того чтобы выявить соответствие структуры личности данному виду деятельности, субъекту необходимо непосредственно в нее включится. Из вышесказанного следует, что пока субъект не приложит усилия к развитию своей способности, то никакая способность сама по себе не созреет и не проявится.

Формирование единой системы развития творческих способностей учащихся в рамках изобразительной деятельности с учетом самореализации личности в социуме требует следующих дополнительных подходов:

  • личностно-ориентированного подхода, при котором учитывается личностная значимость компонентов творческих способностей учащихся;

  • деятельностного подхода, когда творческие способности учащихся формируются и развиваются на основе опыта, приобретенного в процессе изобразительной деятельности;

  • социально-направленного подхода, который отражает связь функционирования творческих способностей учащихся в соответствии с потребностью общества. Таким образом, успешное развитие творческих способностей учащихся базируется на личном потенциале субъекта системы дополнительного образования [17].

Сначала рассмотрим педагогические условия, которые обеспечивают успешное развитие творческих способностей учащихся в школе [10].

Первым условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, направленной на опережающее развитие школьников, атмосферы творческого поиска и эмоционального комфорта. Необходимо, насколько это возможно окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Второе условие - это разнообразная творческая деятельность, результатом которой является создание нового продукта.

Третье условие эффективного развития творческих способностей - это включение ребенка как можно с более раннего возраста в творческую деятельность.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку свободы в выборе форм и продолжительности занятия творческой деятельности.

Пятое условие - это своевременная дозированная помощь и консультация со стороны взрослых при возникающих трудностях и тупиковых ситуациях.

Таким образом, развитие творческих способностей учащихся будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс.

В свою очередь, для условий развития творческих способностей обучающихся предлагается использовать изобразительную деятельность как целенаправленную, организованную и упорядоченную деятельность обучающихся через творчество, включающую определенные способы, этапы, последовательность действий и операций, связанных с процессом культур сообразного изменения окружающего мира в различных областях (духовной, материальной, социальной) и базирующихся на научных знаниях, опыте, интуиции [3].

Эффективность изобразительной деятельности будет выше, если ее организовывать в рамках внеурочной деятельности, распространенной формой организации которой является кружок.

Исторически кружок возник как самодеятельное объединение людей, а затем - как форма внеурочной или внешкольной работы. Как форма внеклассной или внеурочной работы, кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний: приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха.

В организационной структуре учреждения образования детей кружок занимает начальную (базовую) ступень закрепления индивидуальной потребности ребенка, его желания, интереса к какому-либо конкретному виду деятельности или выявления способности к активному творчеству.

Кружок — это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости, приняв решение продолжать или отказаться от нее. Кружок позволяет удовлетворить самые разнообразные, массовые потребности детей, развить их и соединить со способностью к дальнейшему самосовершенствованию в образовательных группах, коллективах или перевести «стихийное» желание в осознанное увлечение (хобби) [24, с. 154].

Успех и точность в решении этих задач зависят от степени активного участия в работе кружка детей, но в большей степе­ни - от личных качеств и профессиональной квалификации педагога-руководителя. Деятельность (ее объем и ритм, длительность) в кружке корректируется принципами добровольности, самоуправления, неформальности общения. Занятия в кружках осуществляются в разных занимательных, игровых видах, соревнованиях, состязаниях или в виде занятия-диалога равных партнеров. Последнее более всего приемлемо для старшего школьного возраста, в котором доминирует стремление к самообразованию и социальному утверждению себя в успехе собственной деятельности.

Важным элементом кружка, его особенностью является и форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д. На базе кружков могут быть созданы клубы, научные общества и школы, профильные группы.

Кружок можно рассматривать и как наиболее приемлемую форму объединения, соответствующего начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.

Деятельность кружков подразделяют на следующие направления:

  • техническое;

  • эколого-биологическое;

  • туристско-краеведческое;

  • профориентационное;

  • спортивное направление;

  • художественное [3].

Художественное направление ориентировано на развитие общей и эстетической культуры учащихся, художественных способностей и склонностей в избранных видах искусств.

В современной практике внеурочной работы закрепилось несколько наиболее широко представленных программ: программы музыкального творчества, программы театрального творчества, хореографического творчества, программы изобразительного и декоративно-прикладного творчества.

Программы по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству включают в себя занятия по художественно-творческой деятельности таких как: аппликация, работа с бисером, вышивка, изонить, вышивка бисером, работа с бросовыми и нестандартными материалами и др.

Педагогическая работа по развитию художественно-творческой деятельности младших школьников во внеурочное время требует создания определенных материальных условий и особой творческой, радостной атмосферы в кружке, душевного контакта между взрослыми и детьми. Материальные условия — это подготовка необходимого для данной работы оборудования, с набором удобной мебели и их соответствующее оформление. Это подготовка набора качественных инструментов, материалов (различных тканей, бисера, ниток и др.), живописных произведений, магнитофонов и проигрывателей с набором записей соответствующих музыкальных произведений. Но одних материальных условий недостаточно, требуется еще атмосфера увлеченности, заинтересованности искусством, потому что эстетическое развитие ребенка, передача художественной информации имеет свои отличительные особенности; здесь действует основной закон искусства — закон художественного уподобления. Восприятие художественной информации невозможно без эмоционального уподобления; воспринимающий должен как бы «заразиться» чувствами передающего, пережить их как свои собственные. Кроме того, восприятие художественной информации требует определенной подготовки детей, формирования их личного опыта, настроя на встречу с прекрасным.

Руководитель кружка во внеурочное время формирует у детей умение и навыки обращения с простейшими инструментами для ручной обработки материалов, умения изготавливать и конструировать несложные изделия, подбирать и экономно расходовать материалы, планировать свою работу, организовывать и содержать в порядке рабочее место и инструменты [23].

Начиная работу с детьми, важно иметь представление об объеме знаний, полученных ими в детском саду. Дети уже имеют определенные навыки трудолюбия. Они умеют работать с бумагой, пластилином, глиной, природными материалами, а также конструировать, ухаживать за комнатными растениями.

Выяснение знаний, умений и навыков, которыми дети владеют, помогает в дальнейшем более организовывать работу на любом уроке, а также внеурочном мероприятии. В свою очередь, стараются воспитывать у детей личную ответственность за их труд перед коллективом, стремление не только следовать в труде установившимся стандартом и шаблоном, но и вносить в него элементы творчества.

1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта