Главная страница

Творческое развитие младших школьников


Скачать 399.5 Kb.
НазваниеТворческое развитие младших школьников
Дата28.12.2021
Размер399.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаshmatova_diplom_1.doc
ТипДиплом
#320647
страница3 из 7
1   2   3   4   5   6   7

1.2. Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей младших школьников


С психологической точки зрения возраст 6-10 лет является благоприятным периодом для развития творческой деятельности потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление младших школьников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.

Главным направлением развития творческих способностей у младших школьников является развитие воображения.

По мнению Л. С. Выготского - «Воображение - это творческая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий путём комбинации, творческой переработки элементов прежнего опыта» [5].

Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым, обеспечивая, в конечном счете, создание заведомо нового. По мнению С. В. Кульневич, «... в этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы - все это является продуктом творческого воображения» [2].

Однако уже в 30-е годы выдающийся русский психолог Л.С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта Л.С. Выготский утверждал, что все образы воображения основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: «Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека» [5].

Из этого следует, что деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Следовательно, чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем продуктивнее будет его воображение.

Творческое воображение младших школьников характеризуется такими особенностями как оригинальность и многообразие продуцируемых образов, но его продукты творчества «слабы» пока в технике исполнения, так как опыт изображения и воплощения задуманного еще не большой. Одним из важнейших свойств творческого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. У младших школьников неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому, по мнению С.В. Кульневича, «важнейшая линия в развитии воображения младших школьников - это развитие направленности воображения» [2].

Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к получению новых знаний, к освоению новых приемов работы и преобразования материалов. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах.

А.Н. Леонтьев дает собственную характеристику особенностям младшего школьного возраста: «Младший школьный возраст — период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются» - так характеризует младший школьный возраст [10].

К сказанному следует добавить, что этих детей отличает относительная слабость, малая выносливость, истощаемость нервной системы. Специальные исследования показали, что эта возрастная слабость - не только недостаток, но и достоинство - именно она обуславливает детскую впечатлительность, живость восприятия. По мнению Л.С. Выготского, творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение [5].

Творческая деятельность детей имеет отличительные особенности.

Мотивационные аспекты деятельности и их особенности у детей рассматривали Д.Б. Богоявленская, И.С. Кон, А.И. Крупнов, Н.С.Лейтес и др.

Выполнение любой деятельности А.Н. Леонтьев связывает с удовлетворением тех или иных потребностей, «...конкретизированной в предмете деятельности», в свою очередь, «предмет деятельности есть ее действительный мотив» [10]. Если рассматривать с точки зрения психологии, то под «мотивацией» понимают побуждение организма к действию с целью удовлетворения существующих у него потребностей».

Мотивация к деятельности у младших школьников может быть разной: желание самоутвердиться, получить положительную оценку взрослых, вступить в общение со взрослыми (личные мотивы), принести пользу другим, сделать что-то вместе с другими (общественные мотивы).

Мотив, по определению И.С. Кона, обозначает субъективное отношение человека к своему поступку, сознательно поставленную цель, направляющую и объясняющую поведение. Направленность деятельности ребенка приобретает некоторый постоянный характер при осознании ее цели. Осознание цели деятельности позволяет ребенку планировать предстоящие действия, оценивать их и сопоставлять полученные результаты с задуманным [8].

По мнению В.С. Мухиной «в поведении младшего школьника наблюдаются такие качества как настойчивость в достижении поставленных целей, целеустремленность, ответственность за начатое дело и др. В тоже время, потребность в признании остается актуальной в этом возрасте, и выражается в стремлении утвердиться в своих качествах» [13].

В организационной части деятельности преобладает интеллектуальный компонент. Умение организовать свою деятельность в младшем школьном возрасте связано с развитием произвольности познавательных процессов. В этом возрасте возрастает роль речи, речевое высказывание самого ребенка способствуют осознанию им хода и результата своих действий и поиску путей решения поставленных задач, она приобретает планирующую функцию, хотя и строится не только на образном представлении, но и умении логически объединить части в единое целое. Логика построения любой деятельности предполагает использование приемов анализа, синтеза, сравнения, классификации как во внешней деятельности (организация рабочего места, построение наглядных моделей, конструирование), также во внутреннем плане (анализ образца изделия, планирование деятельности, оценка действий). Развитие знаково-символической функции позволяет усвоить теоретические знания об окружающем опосредованно через символы и знаки. Заметно повышается уровень наглядно-образного и логического мышления, за счет которого дети способны усвоить теоретический материал, использовать в учении наглядное моделирование, схемы и технические рисунки, что доказано в работах Л.А. Венгера, П.Я. Гальперина, И.Г. Салминой, и др. В то же время, в освоении способа исполнения деятельности ребенок либо умеет действовать только по образцу (эталону), либо нарушает последовательность выполнения действий [14].

По мнению В.С. Мухиной, «ребенку в младшем школьном возрасте часто приходится решать проблемные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями и действиями» [13]. В процессе изготовления творческих работ дети обнаруживают зависимость между свойствами сухих листьев и способами их наклеивания, между пластичностью материалов и способами их сборки, между свойствами материалов и выбором инструмента и т.д. Наблюдения свойств материалов и явлений природы позволяют детям освоить научные знания. К примеру, рассматривание сфотографированных снежинок на экскурсии и демонстрация сделанных фотографий в увеличенном виде формирует представление об их кристаллическом строении.

Самостоятельная творческая деятельность учеников строится на основе представления о цели деятельности, знаний о том, как и в какой последовательности выполнить необходимые действия, каким требованиям должен соответствовать объект труда.

Т.А. Маркова отмечает, что особенности исполнительной части деятельности связаны с развитием у детей волевых процессов и организационного поведения [11]. Результаты педагогических исследований показывают, что возраст 6-8 лет характеризуется скачком в волевом развитии: ребенок берет на себя инициативу выбора цели, выполнения сложных заданий и стремится добиться ее. В этом возрасте ребенок целенаправленно подражает взрослому, пытаясь доподлинно воссоздать то или иное действие. В творческой деятельности этот механизм помогает ребенку осваивать необходимые практические приемы. Организованность и воля помогают ребенку контролировать свою позу: спокойно сидеть на уроках, правильно обустроить свои действия (операции), завершать начатое дело. Несмотря на это, организационная неготовность к труду, слабые волевые усилия некоторых детей препятствуют активности в процессе всей деятельности. Следует учитывать и тот факт, что работоспособность детей резко повышается, если заинтересовать их делом, чередовать разные виды деятельности, поощрять и одобрять их действия.

В первом классе ребенок уже начинает понимать нравственный смысл ответственности за порученное дело. Отмечено, что в совместной деятельности или в привычной обстановке ребенок может самостоятельно выбирать способы поведения, отстаивать свое мнение, брать ответственность за свою позицию, сопротивляться провоцирующим действиям сверстников, но это пока только формирующаяся линия поведения ребенка.

Особое место в развитии творческой деятельности у ребенка занимают контрольно-оценочные умения, которые необходимы как в исполнительской части деятельности, также и на завершающих ее этапах. В исследованиях Н.Е. Вераксы установлено, что определяющей чертой проявления общественного и индивидуального бытия человека выступает его способность ассимилировать явления окружающего мира с собственной жизнедеятельностью [4].

Таким образом, контрольно-оценочная деятельность на уроке напрямую зависит от уровня развития рефлексии, именно она отвечает за правильное выполнение действий в предстоящей деятельности. Это своего рода анализ, который и представляет собой рефлексию (в чистом виде), по мнению Л.С. Выготский «...когда непосредственно после какого-либо поступка рефлексирующий анализирует схему действия, собственные ощущения, результаты и делает выводы о совершенстве и недостатках», т.е. осуществляет самоконтроль своих действий. Ребенок воспринимает и оценивает самого себя в процессе социализации [5].

Как основное психическое новообразование рефлексия развивается в младшем школьном возрасте. Но уже с четырех лет у ребенка «появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. И в связи с этим он способен определять границы дозволенности. Это означает направленность внимания ребенка на себя, размышление о себе, определенное отношение к себе, которое можно назвать личностно-рефлексивным» [13]. Само слово «рефлексия» означает «обращение назад, отражение». Рефлексия в деятельности обеспечивает взаимопонимание и согласованность действий партнеров в условиях совместной деятельности, кооперации.

Неоценимо велика роль рефлексии в творческой деятельности детей, она состоит в целеполагании, установлении и регулировании адекватных требований к совершаемым действиям, планировании, самооценке и др. Освоение предметного мира выдвигает перед ребенком целый ряд проблем: что это такое, что с ним можно сделать и как, кого привлечь к работе и можно ли его сделать одному, что получилось в результате этих действий и др.

В младшем школьном возрасте самоконтроль выступает как осознание и оценка ребенком собственных действий, ограниченная предыдущим когнитивным опытом взаимодействия с окружающими людьми, в первую очередь, со взрослыми, фиксирующими его внимание на собственной личности.

В своих трудах М.В. Гамезо пишет, что ученые отмечают изменения в развитии самого творчества младшего школьника. К 7-8 годам творчество младшего школьника выражается часто в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному, расширяется и исследовательский диапазон учащихся. Это приводит к тому, что уже в младшем школьном возрасте основным компонентом творческого начала становится проблемность, обеспечивающая постоянную открытость ребенка к новому и обостряющая стремления к поиску решения творческой задачи [17].

Решение предложенных и самостоятельно «увиденных» проблем у ребенка часто сопровождается проявлением оригинальности. Это еще один из важнейших компонентов творческого развития, выражающий степень непохожести, нестандартности, необычности. Особенности творческого проявления выявляются в процессе отделки изделий - в одних работах учеников отмечается чрезмерная перегруженность дополнительными деталями, у других, наоборот, работы невзрачные, их отличает неудачное композиционное решение, цветовое решение, небрежность в изготовлении деталей и т.п.

Л.Д. Столяренко отмечает, что на качество работ влияет не только недостаток опыта детей, но и методическая разработка урока, опыт педагога в творческой деятельности. Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей и развитию творческой деятельности в целом [24].

В младшем школьном возрасте развитие творческих способностей происходит в таких видах деятельности как: музыка, театральное искусство, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, проектная деятельность (дизайн проекты в графической обработке на персональном компьютере, коллажи и т.д.).

Младший школьный возраст, является благоприятным в развитии творческих способностей как сохраняющий возможности нагляднообразного мышления и складывающегося мышления в понятиях. Творческие способности связаны с опытом переживания, восприятия художественных произведений, продуктов творчества других людей, с опытом собственной продуктивной деятельности, с особой впечатлительностью младшего школьника и его интеллектуальной активностью.

Образовательный процесс в начальной школе позволяет обеспечить единство учебной и внеурочной деятельности направленной на развитие творческих способностей и индивидуального подхода. На основании изученной литературы по данной теме, в нашем исследовании мы выделяем, что декоративно-прикладное творчество и художественный труд обладает особыми возможностями развития творческих способностей. В младшем школьном возрасте целесообразно для развития творческих способностей использовать предмет «Изобразительное искусство».

Предмет «Изобразительное искусство» связан с декоративно-прикладным искусством и творческой деятельностью ребенка. На этом предмете развивается мелкая моторика, складывается ручной интеллект. Дети познают через кинестетические ощущения многообразие свойств окружающего мира. У ребенка в этом возрасте критическое мышление находится в начальной стадии развития, и ребенок не страдает, от того, что продукт его творческой деятельности не является новаторским или совершенным с точки зрения других людей, что открывает свободу его творческой самореализации. Младший школьник еще не способен оценить, все ли в его личностном мире отразилось в этом продукте. Он еще стремится к творчеству и его внутренний мир еще не требует оценки соотнесения с тем, что уже достигнуто человечеством. Ребенку достаточно одобрения и внимания со стороны взрослого. Таким образом, предмет «Изобразительное искусство» на ряду, с другими предметами и факультативами, обладает особыми возможностями развития творческих способностей у младших школьников.

О возможностях развития творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности речь пойдёт в параграфе 1.3.

1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта