Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Диагностическая методика В. А. Ядова «Индекс удовлетворенности своей деятельностью»

  • Рисунок 1. Результаты уровня развития конструктивности мышления младших школьников, % Как видно из данных таблицы 1 и рисунка 1 можно заключить, что высокого уровня

  • Рисунок 2. Результаты исследования уровня развития творческих способностей младших школьников по методике Э. Торренса

  • Таблица 3. Удовлетворенность обучающихся творческой самореализацией в живописи на констатирующем этапе

  • Рисунок 3. Удовлетворенность обучающихся творческой самореализацией в живописи на констатирующем этапе

  • Таблица 4. Обобщенные результаты исследования уровня разви

  • 2.2. Использование возможностей развития творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности

  • «Муха-цокотуха»

  • Разработка итогового занятия по теме «Театр кукол»

  • Таблица 5. Результаты уровня развития конструктивности мышления младших школьников на контрольном этапе

  • Рисунок 4. Показатели развития уровня конструктивности мышления младших школьников на контрольном этапе

  • Таблица 7. Результаты исследования уровня развития творческих способностей младших школьников по методике Э. Торренса на контрольном этапе

  • Рисунок 5. Результаты исследования уровня развития творческих способностей младших школьников по методике Э. Торренса на контрольном этапе

  • Таблица 7. Удовлетворенность обучающихся творческой самореа

  • Рисунок 6. Удовлетворенность обучающихся творческой самореализацией в живописи на контрольном этапе

  • Творческое развитие младших школьников


    Скачать 399.5 Kb.
    НазваниеТворческое развитие младших школьников
    Дата28.12.2021
    Размер399.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаshmatova_diplom_1.doc
    ТипДиплом
    #320647
    страница6 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    2. Тест творческого мышления Э. Торренса (в адаптации Е.Е. Туник)


    Полный тест Торренса представляет собой 12 субтестов, сгруппированных в три батареи. Первая предназначена для диагностики словесного творческого мышления, вторая — невербального творческого и третья – для словесно-звукового творческого мышления.

    Поскольку под творческими способностями мы понимаем способность продуцировать новые, оригинальные идеи, то для диагностики была выбрана невербальная часть данного теста, известная как «Фигурная форма» теста творческого мышления Торренса, «Незавершенные фигуры». Тест проводится в групповом варианте.

    Задание «Незавершенные фигуры». В задании необходимо закончить незавершенные линии в цельную картинку или предмет, определяемый оригинальной идеей. Все 10 фигур различаются между собой, но провоцируют создавать определенные устойчивые образы.

    По итогам данной методики можно характеризовать уровень развития творческих способностей младших школьников следующим образом:

    высокий уровень творческих способностей (нарисованы 8 – 10 оригинальных рисунков);

    средний уровень творческих способностей (4 – 7 оригинальных рисунков);

    низкий уровень творческих способностей (0 – 3 оригинальных рисунков).

    3. Диагностическая методика В. А. Ядова «Индекс удовлетворенности своей деятельностью», которая позволяет выявить уровень удовлетворенности творческой самореализацией в живописи.

    В ходе диагностики учащимся был предложен ряд вопросов, направленных на удовлетворенность творческой деятельностью. Детям нужно было отметить, что для них действительно значимо. Уровни удовлетворенности занятий живописью:

    Высокий (креативный) уровень выражается в наличии у младшего школьника систематических знаний, умений и навыков, необходимых для творческой самореализации. Ребенок с высоким уровнем творческой самореализации отличает инициативность, изобретательность, творческий подход к поставленным задачам, адекватность самооценки, способность к самоорганизации, умение сотрудничать, высокая работоспособность.

    Средний (нормативный) уровень предполагает сформированное представление о системе теоретических знаний в области профессиональной творческой деятельности. Дети могут проявлять свои творческие способности в каком-либо виде искусства. Рефлексивные способности находятся на стадии развития, младшие школьники стремятся к самореализации в творческой деятельности.

    Низкий (начальный) уровень характеризуется наличием у младших школьников общих представлений о творческой деятельности, пассивным участием в учебно-воспитательном процессе. Как правило, дети, имеющие данный уровень, инертны, замкнуты, с заниженной самооценкой. Наблюдается отсутствие заинтересованности и потребности (мотивации) к творческой самореализации. Слабо развиты рефлексивные способности.

    Результаты определения уровня сформированности конструктивности мышления представлены в таблице 1.


    Таблица 1. Результаты уровня развития конструктивности мышления младших школьников

    Уровни

    Распределение детей

    Кол-во

    %

    Высокий

    0

    0

    Средний

    16

    61,5

    Низкий

    10

    38,5


    Графически полученные данные представлены на рисунке 1.



    Рисунок 1. Результаты уровня развития конструктивности мышления младших школьников, %
    Как видно из данных таблицы 1 и рисунка 1 можно заключить, что высокого уровня развития конструктивности мышления не проявляется ни у одного ребенка. В большей степени преобладает средний уровень развития по исследуемому параметру:

    - средний уровень развития конструктивности мышления диагностирован у 16 детей (61,5 %);

    - низкий уровень выявлен у 10 младших школьников – 38,5%.

    Исходя из этого следует, что дети со средним уровнем могут использовать в работе шаблоны. При этом есть сложно при вырезании формы по пунктирным линиям. Кроме того, при выполнении поделки, дети несколько не аккуратны: оставляли следы от клея не вытирая, оставались и следы от пальцев рук на поделке.

    Дети с низким уровнем конструктивности мышления испытали затруднения в процессе выполнения поделки. Некоторые из них даже отказались ее доделать, так как у них это не получалось сделать даже при посторонней помощи.

    Представим результаты методики Э. Торренса в таблице 2 и на рисунке 2.

    Таблица 2. Результаты исследования уровня развития творческих способностей младших школьников по методике Э. Торренса

    Уровни

    Распределение детей

    Кол-во

    %

    Высокий

    2

    7,7

    Средний

    16

    61,5

    Низкий

    8

    30,8




    Рисунок 2. Результаты исследования уровня развития творческих способностей младших школьников по методике Э. Торренса
    Таким образом, данные таблицы 2 и рисунка 2 свидетельствуют о том, что у двух младших школьников (7,7 %) был диагностирован высокий уровень развития творческих способностей. Эти дети нарисовали большое количество оригинальных рисунков: один из детей нарисовал 8 таких рисунков, другой – 10. Оригинальными рисунками у них было нарисованная медаль, башенный кран, торт. Но также были и более стандартные рисунки, такие как солнце, лицо, мяч, какой-либо фрукт.

    Средний уровень развития творческих способностей был выявлен у 16 детей, что составляет 61,5 %. Для этих детей характерно выявление 4-7 оригинальных рисунков, к числу которых можно отнести машинка, компьютер, ананас и т.д.

    Для низкого уровня проявления творческих способностей характерно как отсутствие оригинальных рисунков, так и наличие 1-3. Таких детей было выявлено 8 человек, что составляет 30,8 %.

    Результаты диагностики по методике «Индекс удовлетворенности своей деятельностью» представлены в таблице 3, графически – на рисунке 3.

    Таблица 3. Удовлетворенность обучающихся творческой самореализацией в живописи на констатирующем этапе

    Уровни

    Распределение детей

    Кол-во

    %

    Высокий

    9

    34,6

    Средний

    13

    50

    Низкий

    4

    15,4





    Рисунок 3. Удовлетворенность обучающихся творческой самореализацией в живописи на констатирующем этапе
    Как видно из таблицы 3 и рисунка, анализ результатов констатирующего этапа показал, что высоким уровнем самореализации в творческой деятельности обладают 34,6% (9 учеников), средним – 50% (13 учеников), низким – 15,4% (4 ученика).

    Младшие школьники с высоким уровнем осознают большую значимость творчества в их жизни, дети активно участвуют в мероприятиях, любят рисовать, могут заниматься творчеством длительное время и получать от этого удовольствие. У ребят большое желание самосовершенствоваться в творческой деятельности, так они раскрывают собственный потенциал, самореализовываются.

    Для младших школьников со средним уровнем самореализации в творческой деятельности занятия творчеством не составляют большое значение. Дети отметили, что любят коллективную творческую работу, они желают получать хорошие оценки за свой труд, но недостаточно сформированы умения для самореализации в живописи. Двое младших школьников отметили, что активные игры им нравятся больше, чем занятия рисованием. Другие двое младших школьников ответили, что иногда занимаются рисованием, но у них не всегда получается достичь желаемых результатов.

    Четверо младших школьников были отнесены в группу с низким уровнем самореализации в творческой деятельности. У ребят не достаточно сформирован интерес и нет должной мотивированности, они не считают, что творческая деятельность имеет общественно важный характер, что с помощью творчества можно раскрыть собственную индивидуальность. У детей есть другие хобби, не связанные с изобразительным искусством. Несомненно, развивая интерес к творчеству, учитель может создать необходимые условия, чтобы приобщить к творческой деятельности даже неактивных детей.

    Представим среднее значение уровня развития творческих способностей младших школьников исходя из результатов всех трех методик. Обобщенные данные представлены в процентном соотношении в таблице 4.

    Таблица 4. Обобщенные результаты исследования уровня развития творческих способностей младших школьников на констатирующем этапе

    Уровни

    Наименование методики

    Среднее значение

    Методики В.П. Дубровой на определение уровня конструктивности мышления

    Тест творческого мышления Э. Торренса

    Методика В. А. Ядова «Индекс удовлетворенности своей деятельно-стью»

    Высокий

    0

    7,7

    34,6

    14,2

    Средний

    61,5

    61,5

    50

    57,6

    Низкий

    38,5

    30,8

    15,4

    28,2


    Таким образом, результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствует о том, что большая часть младших школьников имеют средний уровень развития творческих способностей (57,6 %). Кроме того, одна третья от общего количества младших школьников (28,2 %) имеют низкий уровень сформированности творческих способностей. И только 14,2 % опрошенных детей имеют высокий уровень сформированности творческих способностей. Полученные данные свидетельствуют о необходимости развивать творческие способности младших школьников, для чего предлагается использовать изобразительную деятельность.
    2.2. Использование возможностей развития творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности
    Для формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста была разработана программа внеурочной деятельности по уроку изобразительной деятельности. Настоящая программа основана на программе внеурочной деятельности «Первые шаги».

    Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

    Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Первые шаги» направлена не только на выработку самостоятельных исследовательских умений, но и способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на разных предметах, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

    Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования. В рамках стандарта понятие «результат образования» рассматривается с позиций деятельностного подхода.

    Именно в начальной школе формируется готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, закладываются основы нравственного поведения, определяющего в дальнейшем отношение личности с обществом и окружающими людьми. В этом поможет технология проектного метода.

    Структура занятий с применением технологии проектного метода отражает художественно-творческую направленность деятельности детей. Ребенку предлагается не только воспроизвести необходимое действие, связанное с усвоением той или иной технологичной художественной единицы (освоить приемы рисования, лепки, познакомиться с новыми нетрадиционными способами и т.д.), но и проявить свою индивидуальность в сотворчестве с другими участниками реализации художественного замысла – родителями, педагогом и своими сверстниками. Возникает новая проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть сформировать у учащихся информационную компетенцию.

    Представим метод проектов во внеурочной деятельности по изобразительному искусству по теме «Театр кукол».

    Для реализации учебной проектной задачи по данной теме было запланировано 2 часа урока и самостоятельная подготовка обучающихся с родителями. Чтобы деятельность была удачной, тема проекта должна быть интересна для ребёнка, принята им эмоционально и в её основе должна лежать личностно значимая для ребёнка проблема. Исходя из этого, ребятам предлагается попробовать свои силы в создании кукол для постановки кукольного спектакля по сказкам по самостоятельному выбору. Во время совместного обсуждения предстоящей работы дети принимают решение разделиться на группы. Каждая группа выбирает сказку и вид куклы для изготовления. В течение такой работы учащимся дается возможность самостоятельно обсуждать между собой вопросы, выполнять задание. В процессе осуждения находятся возможные варианты решения вопросов, проверяются результаты работы, делаются выводы.

    Это творческо-поисковый процесс, где я являюсь организатором. Возможно, на следующем уроке буду наблюдателем или руководителем, соучастником или помощником, но в каждой роли буду руководствоваться лозунгом: «Каждое новое открытие делать вместе с детьми, а не за них. Не преподносить знания готовыми, а дать возможность детям узнать самим». Эффективность таких занятий заключается в формировании самооценки, ответственности за порученное дело и качество сделанной работы, уверенность в себе.

    В основе нашего проекта лежала главная задача: постановка кукольного спектакля для первоклассников своими силами. Отсюда ребята выдвигали задачи, которые должны были выполнить на уроках и самостоятельно. Решение проектных задач запланировали в три этапа.

    I этап: погружение в проект (деятельность по определению проблемы, целеполаганию, постановке задач предстоящей деятельности). Организация деятельности (разбивка на группы, выбор сказки, распределение ролей, выбор формы и способа презентации).

    II этап: осуществление деятельности (поиск материала, выбор видов кукол для постановки, выбор способов изготовления и изготовление кукол, оформление декораций для постановки, консультации, контроль и помощь со стороны учителя, подготовка презентации).

    III этап: постановка спектакля и презентация (окончательное оформление кукол и декораций для спектакля, предъявление результата, рефлексия деятельности, оценка результативности).

    Творческие группы выбрали сказки «Муха-цокотуха» К.Чуковского, русскую народную сказку «Теремок» и отрывок сказки «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм. В процессе проектной деятельности у каждого ребенка сложился определенный опыт общения: умение сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи в процессе обсуждения возникших проблем, в выборе материала и техники изготовления кукол, в исполнении роли в спектакле. Каждый участник данного проекта получил полное и глубокое удовлетворение и радость от сделанных открытий и возможности быть не только творцом, но и актером.

    Разработка итогового занятия по теме «Театр кукол»

    Тема урока: «Театр кукол»

    Цель урока: Формировать навыки работы над учебным проектом.

    Задачи урока:

    • дать возможность учащимся представить результат работы над проектом;

    • развивать творческие способности и актерское мастерство;

    развивать навыки работы над проектом;

    • формировать умение создавать образ куклы, применяя разные способы художественного творчества: изображения, конструирования, украшения;

    • воспитывать самостоятельность в работе над проектом, чувство коллективизма и дружеской взаимопомощи.

    Тип урока: урок-образ

    Методы: проект, игра

    Форма: индивидуальная и групповая

    Особенность урока: использование аудио- и видеоматериалов (интеграция изобразительного искусства, театра, литературы и музыки), использование проектной и игровой технологий

    Оборудование:

    Для учителя – компьютер, медиаопроектор, экран;

    Для обучающихся: цветная бумага, картон, фломастеры, клей, ножницы, ватман, ткань для ширмы, макет сцены для театра на столе, компьютер, медиаопроектор, экран.

    Зрительный ряд: презентация «Учебный проект «Театр на столе»«, презентации, составленные обучающимися для защиты проекта

    Литературный ряд: стихотворение В.Берестова «Театр кукол», сказка «Муха-цокотуха» К.Чуковского, русская народная сказка «Теремок», сказка «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм

    Музыкальный ряд: торжественная музыка

    Ход урока: I. Организационная часть

    II. Вступительное слово учителя

    1) Превращается рука

    И в котенка, и в щенка.

    Чтоб рука артисткой стала,

    Нужно очень-очень мало:

    Специальные перчатки,

    Ум, талант – и все в порядке.

    В. Берестов

    2) Повторение: Определите по изображениям виды кукол, назовите по порядку.

    3) Обсуждение последовательности работы над проектом.

    Сегодня подведем итоги работы над учебным проектом «Театр кукол».

    Вы должны выполнить третью проектную задачу, если завершили две предыдущие: Соединить составные части куклы. Окончательно оформить, украсить кукольного героя для спектакля и декорации. Представить краткие сведения теоретической части проекта в презентации. Поставить спектакль. Ответить на основополагающий вопрос проекта: Какую роль играет художник в процессе подготовки кукольного спектакля?

    3) Обратите внимание на план урока:

    • Самостоятельная работа над проектом: изготовление кукол, окончательное оформление кукол и декорации.

    • Защита проекта: презентация + постановка спектакля

    • Ответ на основополагающий вопрос проекта: Какую роль играет художник в процессе подготовки кукольного спектакля?

    4) Не забывайте о правилах работы в группах

    • Помни о безопасной работе с ножницами: не размахивать, передавать соседу ручками вперёд! После использования положи ножницы, сомкнув их в исходное положение!

    • Говорить можно, но только шёпотом и только по делу!

    • Уважайте друг друга, не ругайтесь, не ссорьтесь! Сотрудничайте!

    • Если ты завершил свою работу, помоги другу!

    • Не забывай поднять руку, если необходимо обратиться к учителю!

    • После завершения работы навести порядок на столе.

    III. Практическая часть. 1) Самостоятельная работа групп. Окончательное оформление кукол и декорации. Подготовка к выступлению.

    2) Театральный фестиваль: а) Защита проекта – презентация (по группам).

    б) Постановка кукольного спектакля (по группам).

    Внимание ребята! Сегодня мы открываем фестиваль театра кукол. Каждая группа должна представить нашему вниманию свой проект – презентацию и постановку кукольного спектакля.

    IV. Обсуждение основополагающего вопроса: Какую роль играет художник в процессе подготовки кукольного спектакля?

    Каких типов театра не бывает?

    V. Подведение итогов:

    1) Итак, вы закончили изучение темы «Театр кукол». Как вы думаете? Вы достигли поставленной цели и задач проекта? Назовите, что у вас хорошо получилось. Были ли трудности? Что не получилось? Над чем нам необходимо еще поработать?

    Теперь вы сами сможете сделать куклу для театра и поставить сказку для младших братьев или сестренки. Молодцы ребята. Все работали дружно и очень старались. Всем можно за урок поставить 5.

    2) Уборка рабочих мест

    2.3. Контрольный этап опытно-практической работы по развитию творческих способностей младших школьников
    В рамках контрольного этапа опытно-практической работы по развитию творческих способностей младших школьников была повторно проведена диагностика с использованием методик констатирующего этапа эксперимента.

    Результаты сформированности конструктивности мышления после реализации развивающей программы представлены в таблице 5 и на рисунке 4.

    Таблица 5. Результаты уровня развития конструктивности мышления младших школьников на контрольном этапе

    Уровни

    Распределение детей

    Констатирующий этап

    Контрольный этап

    Кол-во

    %

    Кол-во

    %

    Высокий

    0

    0

    2

    7,7

    Средний

    16

    61,5

    16

    61,5

    Низкий

    10

    38,5

    8

    30,8


    Графически полученные данные представлены на рисунке 4.


    Рисунок 4. Показатели развития уровня конструктивности мышления младших школьников на контрольном этапе
    Таким образом, видно, что развивающая программа положительным образом сказалась на показателях конструктивности мышления младших школьников. Важным моментом в данном случае выступает то обстоятельство, что среди школьников появились высокие показатели развития по исследуемому параметру. Так, на контрольном этапе эксперимента было выявлено 2 ребенка (7,7 %) с высоким уровнем развития конструктивности мышления. Кроме того, на 2 человека снизилось количество младших школьников, имеющие низкий уровень уровня развития конструктивности мышления. Количество детей со средним уровнем развития по исследуемому параметру осталось без изменения.

    Таким образом, можно констатировать, что развивающая программа помогла развить у диагностируемой группы детей параметр конструктивности мышления.

    Представим результаты повторной диагностики по методике Э. Торренса в таблице 6 и на рисунке 5.

    Таблица 7. Результаты исследования уровня развития творческих способностей младших школьников по методике Э. Торренса на контрольном этапе

    Уровни

    Распределение детей

    Констатирующий этап

    Контрольный этап

    Кол-во

    %

    Кол-во

    %

    Высокий

    2

    7,7

    5

    19,25

    Средний

    16

    61,5

    16

    61,5

    Низкий

    8

    30,8

    5

    19,25





    Рисунок 5. Результаты исследования уровня развития творческих способностей младших школьников по методике Э. Торренса на контрольном этапе
    Результаты исследования уровня развития творческих способностей младших школьников по методике Э. Торренса на контрольном этапе позволяют сформулировать следующие выводы:

    - увеличилось количество младших школьников с высоким уровнем развития творческих способностей, выявленных посредством методики Э. Торренса, с 2 детей (7,7 %) человек до 5 человек (19,25 %);

    - снизилось количество младших школьников, которые имеют низкий уровень исследуемого параметра с 8 человек (30,8 %) до 5 человек (19,25 %).

    Количество младших школьников со средним уровнем развития творческих способностей, выявленных посредством методики Э. Торренса, осталось без изменений.

    Результаты повторной диагностики по методике «Индекс удовлетворенности своей деятельностью» представлены в таблице 7, графически – на рисунке 6.

    Таблица 7. Удовлетворенность обучающихся творческой самореализацией в живописи на контрольном этапе

    Уровни

    Распределение детей

    Констатирующий этап

    Контрольный этап

    Кол-во

    %

    Кол-во

    %

    Высокий

    9

    34,6

    12

    46,2

    Средний

    13

    50

    12

    46,2

    Низкий

    4

    15,4

    2

    7,6





    Рисунок 6. Удовлетворенность обучающихся творческой самореализацией в живописи на контрольном этапе
    Как видно из таблицы 7 и рисунка 6, в результате реализации программы с использованием изобразительной деятельности у младших школьников значительно изменились показатели удовлетворенности обучающихся творческой самореализацией в живописи. Так, отмечается значительная динамика увеличения количества младших школьников, у которых диагностирован высокий уровень по данному параметру с 9 человек (34,6 %) до 12 человек (46,2 %). Также выявлена положительная динамика по снижению количества младших школьников, имеющие низкий уровень удовлетворенности творческой самореализацией в живописи: с 4 человек (15,4 %) до 2 человек (7,6 %). Также снизилось на 1 человека количество детей со средним уровнем удовлетворенности творческой самореализацией в живописи.

    Представим среднее значение уровня развития творческих способностей младших школьников исходя из результатов всех трех методик по итогам контрольного этапа эксперимента. Обобщенные данные представлены в процентном соотношении в таблице 8.

    Таблица 8. Обобщенные результаты исследования уровня развития творческих способностей младших школьников

    Уровни

    Наименование методики

    Среднее значение

    Методики В.П. Дубровой на определение уровня конструктивности мышления

    Тест творческого мышления Э. Торренса

    Методика В. А. Ядова «Индекс удовлетворенности своей деятельностью»




    Констати

    рующий этап

    Контрольный этап

    Констати

    рующий этап

    Контрольный этап

    Констати

    рующий этап

    Контрольный этап

    Констати

    рующий этап

    Контрольный этап

    Высокий

    0

    7,7

    7,7

    19,25

    34,6

    46,2

    14,2

    24,4

    Средний

    61,5

    61,5

    61,5

    61,5

    50

    46,2

    57,6

    56,4

    Низкий

    38,5

    30,8

    30,8

    19,25

    15,4

    7,6

    28,2

    19,2


    Данные таблицы 8 позволяет сделать следующие выводы:

    - выявлена положительная динамика количества младших школьников с высоким уровнем развития творческих способностей: на констатирующем этапе эксперимента таких детей было 14,2 %, на контрольном этапе стало 24,4 %;

    - снизилось количество обучающихся со средним уровнем развития творческих способностей: на констатирующем этапе эксперимента таких детей было 57,6 %, на контрольном этапе стало 56,4 %;

    - снизилось количество обучающихся с низким уровнем развития творческих способностей: на констатирующем этапе эксперимента таких детей было 28,2 %, на контрольном этапе стало 19,2 %.

    Таким образом, анализируя данные экспериментального исследования, можно сформулировать вывод о том, что развивающая программа с использованием изобразительной деятельности помогла развить творческое мышление детей, усовершенствовав некоторые параметры и компоненты творческого мышления.

    Выводы по главе 2
    Опытно-практическая работа по развитию творческих способностей младших школьников была проведена на базе школы №3 г. Ленинск-Кузнецкий. Выборку составили учащиеся 4 «В» класса в количестве 25 человек.

    Цель опытно-практической работы заключается в исследовании возможности использования изобразительной деятельности для творческих способностей детей младшего школьного возраста.

    Итак, для диагностики уровня творческого мышления предлагается использовать следующие методики.

    1. Методики В.П. Дубровой на определение уровня конструктивности мышления.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта