Творческое развитие младших школьников
Скачать 399.5 Kb.
|
В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ1.1.Развитие творческих способностей как психолого-педагогическая проблемаПроблема развития творческих способностей у школьников, несомненно, актуальна. В процессе организации творческой деятельности в разных образовательных областях реализуется главная задача школы - всестороннее развитие личности ребенка. Творческая деятельность способствует развитию самостоятельности, инициативности, активности и развитию способности реализовывать свои собственные идеи, создавать что-то новое. В образовательном стандарте для начального образования эта задача явно обозначена в следующей формулировке: «Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной» [25]. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях». На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей обучающихся привлекает к себе пристальное внимание многих ученых. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного производства в активных личностях, способных ставить новые проблемы и находить их решения в сложных ситуациях, постоянно совершенствовать накопленные обществом знаний в жизни и трудовой деятельности. Как отмечают исследователи, знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, быть конкурентноспособным, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, владеть мобильными трудовыми функциями, способным творчески подходить к решению производственных проблем, сохраняя при этом свою неповторимость. С философской точки зрения рассматриваются вопросы о сущности творчества, в психологии творчество исследует как процесс, психологический «механизм» протекания акта творчества, в педагогике как процесс создания чего-то нового с позиции ребенка, освоение творческой деятельности и целенаправленное развитие творческих способностей [15]. Известный русский философ Николай Бердяев писал: «Под творчеством я понимаю не создание культурных продуктов, а потрясение и подъем всего человеческого существа, направленного к иной высшей жизни, к новому бытию» [1]. Исследуя механизм творчества как психологического процесса, С.Л. Рубинштейн называл его «одним из видов деятельности, в ходе которого создается что-то новое, оригинальное, что потом входит в историю не только самого творца, но и науки, искусства» [22]. Психолог К.К. Платонов называет творчеством мышление, находящиеся в его высшей форме, которое, для решения возникшей задачи, выходит за пределы требуемого уже известными способами [18]. Более полное определение творчества дается психологом Я.А. Пономаревым. По его мнению, творчество «есть необходимое условие для развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением, которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека - лишь одна из таких форм» [21]. Как видим, элемент творчества присутствует в любом трудовом процессе, совершаемом человеком, а развитие и совершенствование формы творчества зависят, прежде всего, от форм труда. С точки зрения ряда педагогов, рассматривающих творчество как процесс, в котором получает реализацию внутренний побудительный мотив деятельности. Авторы считают, что главным его моментом является не столько вещный результат, а совершенствование человеческих способностей [7]. Раскрывая воспитательную роль творчества, в философских воззрениях также отмечается, что у творческой деятельности человека нет другой конечной цели, кроме самого человека, поскольку он не выходит за свои пределы, когда творит, но развертывает свою силу и постигает самого себя. В организации и исполнении творческой деятельности первостепенное значение имеет развитие творческих способностей. Проблема развития творческих способностей глубоко раскрыта Б.М. Тепловым. По его мнению, суть понятия «способности», заключается в следующем: «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей» [20]. Способности, как индивидуально-типологические свойства личности, развиваются в деятельности и определяют успешность этой деятельности. При этом способности развиваются только в той деятельности, для осуществления которой они необходимы. Нельзя, например, развить музыкальные способности, не занимаясь музыкой, математические - математикой. Данная закономерность касается и творческих способностей. Последние развиваются при занятиях творчеством, т.е. творческой деятельностью. Кроме того, само наличие способностей и уровень их развития проявляется именно в деятельности. Поэтому решение педагогической проблемы развития творческих способностей ребенка лежит в русле организации его творческой деятельности. Только во взаимодействии с педагогом ребенок может освоить новые для себя виды деятельности. В свою очередь одним из результатов этой деятельности является развитие способностей ребенка. В силу определяющей роли творческой деятельности (творчества) в развитии творческих способностей обратимся к рассмотрению понятий «творчество» и «творческая деятельность». По мнению В.А. Моляко само творчество можно определить как «целенаправленную деятельность человека, в результате которого создаются новые материальные и духовные ценности, обладающие общественным значением» [12]. Психологом С.Л. Рубинштейном творчество определяется как деятельность, «созидающая нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творчества, но и в историю развития науки, искусства и т. д.» [22]. Как деятельность творчество рассматривал и С.О. Грузенберг. По его мнению, творчество есть, в сущности, творение или созидание чего- либо нового. Если нет нового результата, полученного из тех или других данных, вообще нет творчества. А новое в творчестве есть то самое планомерное изменение той или иной ранее существовавшей комбинации раздражителей или отношений между ними, не бывшее ранее, ни в опыте личности, ни в опыте других [6]. Л. С. Николаева дает такое определение творческой деятельности - «это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства» [16]. Таким образом, человеческое существование обусловлено предметной деятельностью и направлено на творческое преобразование окружающей действительности по плану человека. Р.С Немов отмечает, что «активная деятельность человека принципиально отличается от деятельности животных потребностями. Деятельность животного связана с удовлетворением естественных потребностей. Деятельность человека связана с искусственными потребностями, возникающими благодаря присвоению достижений культурного человеческого наследия» [15]. Проанализировав рассмотренные нами определения можно сказать, что творческая деятельность - это деятельность, в результате которой создаются новые материальные и духовные ценности, не бывшие ранее ни в опыте личности, ни в опыте других людей. По мнению Л.С Выготского под творческой деятельностью следует понимать «такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности» [5]. Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, которые способствуют успешному исполнению этих видов деятельности. Американский психолог Д. Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление (при решении какой- либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов). Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего [23]. «Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями: Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество). Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми). Законченность - способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид» [7]. Исходя из этого, А.М. Руденко выделила «основные направления в развитии творческой деятельности детей: Развитие воображения. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность» [23]. Проанализировав рассмотренные нами определения можно сказать, что творческая деятельность - это деятельность, в результате которой создаются новые материальные и духовные ценности, не бывшие ранее ни в опыте личности, ни в опыте других людей. Из сказанного следует, что результатом развития творческой деятельности являются внутренние ценности и внешние. Внешние ценности результата деятельности (объекты труда) можно оценить с помощью измерительных материалов (техническая оценка, тестирование), внутренние (воображение, творческое мышление) измеряют с помощью специальных методик. Для развития творческой деятельности требуется создание специальных условий и учет возрастных особенностей. Важнейшим результатом творческой деятельности являются творческие способности. Для более детального рассмотрения понятия «творческие способности», для начала, стоит прибегнуть к определению понятия «способности». И.В. Дубровина дает такое определение способностям «это индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием его успешного выполнения» [19]. Глубоким изучением проблемы развития способностей занимался Б.М. Теплов. Он выдвинул концепцию, согласно которой «врожденными могут быть анатомо-физиологические и физиологические особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками» [20]. По мнению ученого, задатки являются предпосылками развития способностей, которые в свою очередь развиваются на их основе, но не предопределяются ими. Задатки не решающим образом, но влияют на процесс формирования и развития способностей. Способности формируются прижизненно в процессе деятельности самого человека. Ученые выделяют два вида уровня способностей: «репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот». Психологом М.В. Гамезо творческие способности определяются как «общая способность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности» [17]. По мнению В.А. Крутецкого, творческие способности он связывает с воссозданием нового продукта, отличающегося своей оригинальностью, а также с нахождением новейших способов выполнения деятельности [9]. Творческие способности, по определению С.В. Опфер - «это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода». Американский психолог Э. Шостром творческие способности характеризует как «универсальный характер личности, пронизывающей все его стороны» []26. Л.Д. Столяренко поясняет, что творческие способности связаны с «успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений». По ее мнению, высшая степень способностей личности в определенной деятельности называется талантом [24]. В определении понятия «творческие способности» мы в своем исследовании будем опираться на следующее определение С.В. Опфер «Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода». По мнению психологов Б.М. Теплова, Р.С. Немова, способности, в том числе и творческие, могут существовать не иначе, как в постоянном процессе развития [15]. Способность, которой человек перестает пользоваться на практике, которую он не развивает, со временем теряется. И только благодаря систематическим упражнениям, связанными с регулярными занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, художественное и техническое творчество, спорт, математика и т.п., человек поддерживает и развивает дальше свой соответствующие способности. Таким образом, в качестве основ развития творческих способностей выступают задатки и деятельность. Задатки являются предпосылками развития способностей, в том числе и творческих. Способности, как индивидуально-типологические свойства личности, развиваются в деятельности и определяются успешность этой деятельности. Иными словами можно сказать, что творческие способности приводят к успеху в творческом проявлении личности. Развитие способностей происходит поэтапно и только в той деятельности, для осуществления которой они необходимы. Нельзя, например, развивать музыкальные способности, не занимаясь музыкой, творческие - творчеством. Иначе говоря, творческие способности развиваются при занятиях творчеством, т.е. творческой деятельностью. Кроме того, само наличие творческих способностей и уровень их развития проявляется именно в творческой деятельности. Поэтому решение педагогической проблемы развития творческих способностей ребенка лежит в русле организации его творческой деятельности. На основании изученной литературы по данной теме, для успешного решения педагогической проблемы развития творческих способностей, педагог должен подобрать оптимальные условия для организации творческой деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся. |