Теория литературы 1 курс. Вопросы Теорлита. У о. отвеченный вопрос
Скачать 79.83 Kb.
|
36. Историко-литературный процесс и его составляющие.Литературный процесс в первом значении означает литературную жизнь определенной страны и эпохи, во втором – многовековое развитие литературы в глобальном, всемирном масштабе. Именно о втором смысле этого понятия и пойдет речь. Очевидно, что литературное творчество подвластно изменениям по мере движения истории. В составе культуры, в которую входит литература, различимы явления индивидуализированные и динамичные, с одной стороны, и универсальные, надвременные статичные структуры, именуемые топикой, с другой стороны. Топика разнородна. Неизменно присутствуют в литературном творчестве типы эмоциональной настроенности (возвышенное, трагическое, смех и т. п.), нравственно-философские проблемы (добро и зло, истина и красота), «вечные темы», арсенал художественных форм – все это константы всемирной литературы, то есть топосы, составляющие фонд преемственности, без которого литературный процесс был бы невозможен. В качестве стадий литературного процесса выделяются литературы древние, средневековые, Нового временис их собственными этапами (вслед за Возрождением – барокко, классицизм, Просвещение и сентиментализм, романтизм, реализм, натурализм, символизм, футуризм и т. д.). Древняя и средневековая литература характеризовались распространенностью произведений с внехудожественными функциями, широким бытованием анонимности, преобладанием устного народного творчества над письменностью, которая прибегала более к записи устных преданий и ранее созданных текстов, нежели к сочинительству. Важной чертой древних и средневековых литератур являлась также наличие в текстах причудливых сплавов «своего» и «чужого», а вследствие – размытость границ между оригинальной и переводной литературой. В Новое время литература становится явлением собственно художественным, письменность становится доминирующей формой словесного искусства, активизируется индивидуальное авторство, развитие литературы приобретает гораздо больший динамизм Дискуссионен вопрос географических границ Возрождения. Одни считают его глобальным явлением, повторяющимся и варьирующимся как на Западе, так и на Востоке. Другие же полагают, что Ренессанс был лишь один – специфичный, уникальный - в итальянской культуре. Веселовский, как основатель исторической поэтики, выявил три большие стадии развития мировой литературы: - первая стадия – («архаическая», от древнего каменного века до VII-VI в. до н. э. в Греции и первых вв. н. э. на Востоке) – синкретизм, еще не осложненный, целостный взгляд на мир, влиятельность фольклорной традиции, преобладание мифопоэтического сознания; - вторая стадия – («традиционалистская», от VI-V вв. до н. э. в Греции и первых веков н. э. на Востоке до второй половины XVIII в. в Европе и рубежа XIX-XX вв. на Востоке) – традиционализм художественного сознания, ориентация авторов на заранее готовые формы речи, зависимость от жанровых канонов; - третья стадия – («индивидуально-авторская», от второй половины XVIII в. в Европе и рубежа XIX-XX вв. на Востоке по сегодняшний день) – первенство индивидуально-творческого художественного сознания. Доминирует поэтика автора, освободившегося от «оков» жанрово-стилевых предписаний. Литературный процесс теснейшим образом сопрягается «одновременно с личностью писателя и окружающей его действительностью». 37. IT –технологии, интернет и современный литературный процесс.Особое влияние развитие Интернета оказало на современный литературный процесс. С развитием Интернета литература стала доступной абсолютно всем. Ввиду высокой стоимости книг это значительно расширяет круг читателей, не все из которых могут постоянно покупать дорогостоящие издания, а вот скачать произведение бесплатно могут представители всех социальных категорий. Большие возможности принес Интернет не только известным и авторитетным авторам, но в первую очередь начинающим. Раньше для того, чтобы заявить о себе, поэту или прозаику необходимо было обладать значительной суммой денег, достаточной для печати хотя бы небольшого тиража книги. Да и печать еще не давала популярности – раздав несколько десятков тысяч экземпляров родственникам, знакомым и друзьям, писатель не мог рассчитывать на быстрое признание. Сегодня же ситуация совершенно иная. Создав литературное произведение и опубликовав его в Интернете, автор имеет возможность ознакомить со своим творением тысячи, а то и сотни тысяч читателей. 38. Общие понятия о литературном направлении, течении и школе.Литературное направление — это художественный метод, формирующий общие идейно-эстетические принципы в творчестве множества писателей на определённом этапе развития литературы. Основания, необходимые для того, чтобы отнести творчество различных авторов к одному литературному направлению: Следование одним и тем же культурно-эстетическим традициям. Единые мировоззренческие установки (т.е. однотипность миропонимания). Общие или близкие принципы творчества. Обусловленность творчества единством социальной и культурно-исторической ситуации. К литературным направлениям, наиболее значительным для литературы, относятся: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм.. ТЕЧЕНИЕ (ХУДОЖЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНОЕ), — поэтическая группировка, отмеченная большим или меньшим единством приемов художественного оформления у входящих в нее писателей. Характерным признаком художественно-литературного течения является его хронологическая ограниченность. Школа в литературе – это некая сложившаяся общность писателей, осознавшая себя, теоретически очертившая свои границы и выделявшаяся из литературного процесса в самостоятельное образование, имеющее свою теоретическую платформу, принципы, программу, печатные органы. Школы могут образовываться и называться по лидеру – школа Гоголя, некрасовская школа и так далее. |