Теория литературы 1 курс. Вопросы Теорлита. У о. отвеченный вопрос
Скачать 79.83 Kb.
|
3. Работа М.М. Бахтина «Формы времени и хронотопа в романе». Проблема историзма литературы (по этой работе М.М. Бахтина).4. Эстетическая функция искусства слова. Художественное отражение (моделирование) реальности и ее пересоздание словом.Эстетическое — это воспринимаемое чувством отношение человека к действительности. Образ – отражение реальности. Благодаря тропам (метафорам, эпитетам, олицетворениям и т.п.),изменяется реальность и отражается в худ. произведении. 5. Миф и литература.Миф (в литературе) — сказание, передающее представления людей о мире,месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях; определенное представление о мире. Особый путь узнавания лит-ры, путем исследования реконструкции мифов. 3 основных аргумента: отсутствуют упоминания о чудесах, совершенных Иисусом, в нецерковных источниках не содержит сведений о Христе. существуют параллели со средневековыми мифами об умирающих и воскрешающих богах 6. Литература в ряду других искусств.Особое, место, среди искусств занимает художественная литература, т. е. романы, повести, рассказы, поэмы, стихотворения, пьесы. Пользуясь таким универсальным материалом, как устная и письменная речь, литература способна наиболее широко и полно отражать жизнь в ее движении и развитии; она может наиболее активно и быстро вмешиваться в классовую и политическую борьбу; литература оказывает наибольшее влияние на другие искусства. Так, в основе синтетических искусств — театра и кино (они называются так потому, что объединяют, синтезируют особенности нескольких искусств) — лежит литература: театральная постановка не может быть без пьесы, а кинофильм создается по литературному сценарию. По словам великого русского критика В. Г. Белинского, художественная литература, или, как в то время говорили, поэзия, есть высший род искусства. «Всякое другое искусство,— писал Белинский,— более или менее стеснено и ограничено в своей творческой деятельности тем материалом, посредством которого оно проявляется... Поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое есть и звук, и картина, и определенное, ясно выговоренное представление. Посему поэзия заключает в себе все элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств». 7. Специфика литературы как вида искусства. Статья Г.Лессинга «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии.8. Образность и условность. Художественный образ. Типологии образа.9. Вторичная условность. Фантастика и ее формы.10. Категория авторства. Типы «автора» в литературоведении.Категория авторства Автор – творец всякого литературного и музыкального произведения и вообще всякого. Автор (от лат. au(c)tor —виновник, основатель, учредитель, сочинитель) — одно из ключевых понятий литературной науки, определяющее субъекта словесно-художественного высказывания. Различаются: автор биографический — творческая личность, существующая во внехудожественной, первично-эмпирической реальности автор творец, создатель словесно-художественного произведения автор во внутритекстовом воплощении, имплицитный автор, его более или менее внятные проявления в самой структуре словесно-художественного текста, разновидности его внутретекстового события. 1) Автор биографический – писатель, имеющий свою жизненную судьбу, свою биографию. Известен литературный жанр научной биографии писателя (например. Четырехтомный труд С.А.Макашина, посвященный жизнеописанию Салтыкова-Щедрина). Автор может выступать и в роли критика сочинений, принадлежащих его собратьям по перу. Как правило, автор – усердный читатель. С разной степенью включенности автор участвует в литературной жизни своего времени, вступая в непосредственные (доверительные, дружеские и т.д) отношения с другими авторами, с лиетратурными критиками, с журналистами и т.д. Автор часто состоит в непосредственных контактах с читателями. Если об авторе как о лице биографическом никаких сведений не сохранилось или атрибуция текста неясна, в литературоведение обычно используются терминологические клеше: «безымянный автор», «неизвестный/неустановленный автор». («Слово о полку Игореве»). В фольклоре категория автора лишена статуса персональной ответственности за поэтическое высказывание. Место автора текста заступает там исполнитель текста – певец, сказитель, рассказчик. 2) Сущность автора-творца определяется в первую очередь его особой позицией «вненаходимости» (М.М.Бахтин) по отношению как к формально-содержательному единству словесно-художественного произведения, так и к той первичной реальности (природной, бытовой, исторической), отталкиваясь от которой или подражая которой автор создает вымышленный им поэтический мир. Автор-творец выступает уже как производитель собственных текстов. Он является главным, все определяющим источником новой эстетической реальности. В авторе-творце органично сосуществуют два нуждающихся друг в друге и – одновременно – взаимоисключающих начала: потребность в творческой тайне и неутолимое внутреннее стремление к публичности. Автору творцу принадлежит замысел сочинения. Автора-творца стоит отличать от бытового, частного, эмпирического лица. (Пушкин «Поэт» стихотворение). Проявление интонаций в поэтической словесности обуславливается ростом авторитета задушевно-лирических мотивов и сюжетов. Авторское самосознание достигает апогея в эпоху романтического искусства. 3) Имплицитный автор — это образ автора, создаваемый читателем в ходе восприятия им читаемого текста |