Теория литературы 1 курс. Вопросы Теорлита. У о. отвеченный вопрос
Скачать 79.83 Kb.
|
47. «Поэтика сюжетов» А.Н. Веселовского. Понятия сюжета и мотива.48. Психологические подходы к изучению литературы. Творчество и личное бессознательное в психоаналитическом изучении литературы.49. Психологические подходы к изучению литературы. Теория коллективного бессознательного и архетипов К.Г. Юнга.50. Формальный метод в отечественном литературоведении (В.Шкловский, Б.Эйхенбаум, Ю.Тынянов, В.Пропп, Р.Якобсон – характеристика вклада в литературоведение этих или иных формалистов - на выбор).Школвский и его работа "Искусство как прием" (используется остранение) Эхенбаум "Как сделана шинель" (искуснейший сказ) состыковка пафосых и комических сцен. Гоголь для него искуснеший сказитель. Тынянов, Томашевский Роман Якобсон, Владимир Яковлевич Пропп (написал 2а великих произведения "Морфология московской сказки"и "исторические корни сказки" - московские формалист Пропп описывает структуру волшебной скзки в культуре он выделяет 7 действующи постоянных лиц и 31 ф-цию. Герой антагонист, даритель, помощник, невеста или ее отец и т.д. (бой, провакация, свадьба, поиск героя) эта структура ф-кций похожа на мотивы Веселовского (провокации, бои) Формалисты заложили основу структуралистского метода. Формалистская школа. Отбрасывается само понятие «содержание произведения», утверждается, что литература состоит только из формы, что только форму и надо изучать. Жизнь – «материал», необходимый писателю для формальных построений – композиционных и словесных. Художественное произведение – система творческих приемов, имеющая эстетическое значение. 1914г. – первый раз формалисты собрались в Петербурге и таким образом, появился формальный метод. ОПОЯЗ (общество изучения поэтического языка).Их интересовала форма художественного произведения. Они говорили, что можно изучить смысл произведения, лишь изучив его форму. Формалисты по новому взглянули на фабулу и сюжет. Эмпирика текста – слова, словосочетания, предложения, из которых производится образ. Так называемый формальный метод, предложенный отечественными литературоведами (Ю. Н.Тынянов, В. Б.Шкловский и др.), выделил в качестве главной проблемы изучение формы произведения. На этой базе сложились и англо-американская «новая критика» 1930— 1940-х годов, а позднее — структурализм, в котором были широко использованы количественные показатели исследования. Формальный метод в литературоведении, теоритическая концепция, утверждающая взгляд на художественную форму как категорию, определяющую специфику литературы и способную к саморазвитию. Существенное явление по генезису и методологии – «формальная школа» в России, исходившая не из искуствоведческих концепций, а из ориентаций на лингвистику (что характерно в первую очередь для ОПОЯЗа и Московского лингвистического кружка). В.Б.Шкловский – один из зачинателей и теоретиков формальной школы в литературоведении. Ему принадлежит теория «отстранения»: слово, по Шкловскому, в художественном произведении вырывается из привычных, окаменелых, штампованных сочетаний, обнажается его внутренняя форма; оно обретает свой первоначальный образно-конкретный смысл. Слово в искусстве воплощает мир, как бы увиденный и рожденный впервые. Теоретические высказывания В.Б.Шкловского даны тоже «отстранено» - в остро парадоксальных афоризмах, в полемически-задорных, насмешливо оспаривающих собеседника формах. ТЫНЯНОВ Юрий Николаевич (1894—) — советский писатель, литературовед, переводчик. выдвинулся как один из лидеров русской формалистической школы. Формалистическая методология с ее внесоциальной трактовкой искусства, стремлением обособить «замкнутый литературный ряд» от всего содержания общественной жизни человечества приводила к пониманию художественного произведения как «чистой формы», как «конструкции», элементы к-рой функционально соотнесены между собой. Указанные принципы формализма не могли не найти свое отражение и в литературоведческих работах Т. Но свойственное Т. тонкое понимание особенностей художественной речи обогатило его исследования рядом ценных наблюдений. Так, в книге «Проблема стихотворного языка» (1924) есть много интересных замечаний о связи между семантическими значениями слова и ритмико-интонационными факторами стиха; тонкий анализ роли «витийственного» ораторского синтаксиса в одической конструкции мы встречаем в статье «Ода как ораторский жанр» (см. сборник «Поэтика», выпуск III, Л., 1927), ряд острых стилистических характеристик разбросан в статьях Т. о Пушкине, Тютчеве, Некрасове, Брюсове, Блоке, Хлебникове и др., собранных позднее в книге «Архаисты и новаторы» (1929). 51. Формальный метод в отечественном литературоведении Статья Б. Эйхенбаума «Как сделана «Шинель» Гоголя».52. структурно-семиотический метод в литературоведении.Структурализм Возник в 60 годы 20 в и в Европе и в Америке. В Америке - Роман Якобсон. В Европе - Ролам Бард (1915-1980), Юлия Кристева. Нарротологи Грей Мас (франц), Бреймор (франц) 70е годы. Суть структурализма: Интересует художественное произведение как четко организованная структура. В любом худ тексте они пытаются найти универсальную структуру и универсальный алгоритм анализа. Их в отличие от формалистов не интересуют конкретные смыслы и форма произведения, интересует общие типичные схемы и стуркуты из которых потом большие системы образуются. Произведение раскладывается на уровни и эл-ты, которые организуют некую систему. Важнейший инструмент анализа - оппозиция (значимое противопосталвение любых эл-тов стурктуры). Якобсон ищет оппозицию в лирике Пушкина. Основное внимание он сосредотацивает на 3х произведениях "Медный всадник", "Каменный гость", "Золотой петушек" (поиск статуи). Ученики Якобсона написали работу "метафора и метанонимия(преобладает в реальном искусстве)". Текст - структуралистский термин пришел из Семиотики. Стурктурализ сроссся с наукой семеотика. Семиотика - наука о знаковых системах. Предполагает, что весь мир огромное информационное поле и мы ее субъекты, считывающие знаки. Текст понимается расширительно. Знак состоит из 2ух составляющих: означаемое (одно) означающее (разное) Термин текст, знаковая система, система опоозиций тех или иных знаков - это язык структуралистов. У текста есть слабые(знаки препинания) и сильные(эпиграф) позиции. Художественное произведение - знаковая модель реальности. Вариант и инвариант(разные национальные варианты; постоянная, константная опоозиция "Миф о Иисусе Христе") Нарратология - ответвление структурализма; учение о повествовании (спецаильная часть в структурализме). Нарротологов - интересует сам сюжет и тот, кто этот сюжет рассказывает. Субъект и объект действия могут быть в разных между собой отношениях (провиторечивость, противность и т.д) Греймас выделял уровень пораждающий. Тоесть авторские бессознательные импульсы, авторские отношения. В нарратология преуспел Борис Успенский (книга "Поэтика композиции"). Юрий Михайлович Лотман - великий советский. Мелетинский, Топарев. Ролан Бардт - крупнейший франц. ученый; вместе в франц студентами бунотовал против власти в конце 60-х годов, праллельно занимался крупной наукой. Крупнейшая книга Мифологии (рассматривает новые, новорождающиеся мифы) он открывает нам новую мифологию - реклама, которая захватывает наше с вами сознание как настоящая мифология, искажая наше представление о релаьности, агрессивно вторгаясь в наше бессознательное. (на основе древних орхаических представлени реклама живет и поразитирует) - симеотическая новая система (знаки реламы отслыают нас к этим продуктам). Это чаще всего симулякр - означающее без означаемого (пустая сущность). Левсистрос (прожил 100 лет; умер в 2010г) изкчал в Бразилии первобытных племен и описал культуру первобытных племен Латинской Америки через структурно симиатические инструменты. Он использует оппозиции (свое, чужое; есть низ и верх(духовно и физичеки)) его книга "Сырое или пригтовленное" - известная книга. " Струтурная онтропология" - еще одлна известная книга 53. Концепции Постмодерна и их отражение в литературоведении.54. Характеристика одного из эпических жанров.XIX век называют "золотым веком русского романа": А.Пушкин и Ф.Достоевский, Н.Гоголь и И.Тургенев, Л.Толстой и Н.Лесков, А.Герцен и М.Салтыков-Щедрин, Н.Чернышевский и А.К.Толстой плодотворно работали в этом крупном виде эпики. Даже А.Чехов мечтал написать роман о любви… Роман, в отличие от рассказа и повести, можно назвать "экстенсивным" видом литературы, так как он требует широкого охвата художественного материала. Для романа характерны следующие признаки: разветвленность сюжета, множественность сюжетных линий; нередко центральные герои романа имеют "свои" сюжетные линии, автор подробно рассказывает их историю (история Обломова, история Штольца, история Ольги Ильинской, история Агафьи Матвеены в романе Гончарова "Обломов"); многообразие персонажей (по возрасту, социальным группам, характерам, типам, взглядам и т.д.); глобальность тематики и проблематики; большой охват художественного времени (действие "Войны и мира" Л.Толстого укладывается в полтора десятилетия); проработанный исторический фон, соотнесенность судеб героев с особенностями эпохи и т.д. Конец XIX века несколько ослабил интерес писателей к крупным эпическим формам, на первый план выдвинулись малые жанры - рассказ и повесть. Но с 20-х годов ХХ века роман снова стал актуален: А.Толстой пишет "Хождение по мукам" и "Петра I", А.Фадеев - "Разгром", И.Бабель - "Конармию", М.Шолохов - "Тихий Дон" и "Поднятую целину", Н.Островский - "Рожденные революцией" и "Как закалялась сталь", М.Булгаков - "Белую гвардию" и "Мастера и Маргариту"… Различают множество разновидностей (жанров) романа: исторический, фантастический, готический (или роман ужасов), психологический, философский, социальный, роман нравов (или бытописательный роман), роман-утопию или -антиутопию, роман-притчу, роман-анекдот, авантюрный (или приключенческий) роман, детективный роман и т.д. К особому жанру можно отнести идеологический роман, в котором главной задачей автора является донести до читателя определенную идеологию, систему взглядов на то, каким должно быть общество. Идеологическими можно считать романы Н.Чернышевского "Что делать?", М.Горького "Мать", Н.Островского "Как закалялась сталь", М.Шолохова "Поднятая целина" и т.п. 55. Характеристика одного из лирических жанровБаллада -- жанр лирической поэзии, к которому относят произведения с повествовательным компонентом. Развилась из народных плясовых песен любовного содержания, распространённых у южно-романских народов, первоначально в Провансе, а затем в Италии. Приблизительно с XII века балладой называлось небольшое лирическое стихотворение, состоявшее из трёх или четырёх строф, чаще же восьми, десяти или двенадцати строф, перемежающихся с припевом (рефреном), и обыкновенно имевшее содержанием любовную жалобу. Первоначально такое произведение пелось для сопровождения танцев. Литературный жанр, к которому относится баллада, тесно связан с различного рода фольклорными преданиями и легендами из народа. Все это привело к тому, что он стал иметь в себе как черты рассказа, так и музыки, песен. Его создателем можно по праву считать Роберта Бернса. В качестве образца для создания своих произведений он выбрал устное народное творчество. Главный конфликт в балладных русских произведениях состоит в противостоянии личности с устоявшимися традициями. Кроме того, кульминация разворачивающихся действий не имеет экспозиции, но в конце её всегда находится некая мотивация. Она может быть представлена в виде доноса или клеветы. В дальнейшем это определяет последующие действия персонажей в балладе. Основная идея этого литературного жанра заключается в демонстрации трагической участи человека, который живет в условиях безнравственного феодального общества, пропитанного деспотизмом, жестокостью, грубостью и бесчеловечностью. Социальные рамки вынуждают людей совершать поступки, которые в дальнейшем приводят к ужасным событиям. яркое выражение чувств как самого автора, так и главных персонажей в произведении; наличие яркого сюжета, который при желании писателя может быть описан в виде диалога; широкое использование приема таинственности и мистики; описание чего-то неведомого и неопознанного в тексте; действия разворачиваются в удивительно завораживающем пейзаже. Василий Андреевич Жуковский был первым писателем, который начал активно внедрять балладу в русскую литературу. Несомненно, его можно считать основателем балладной традиции. В список его творений входит свыше сорока произведений, написанных в этом литературном жанре. Самыми известными из них, получившими всенародное признание, являются произведения «Светлана», «Ахилл», «Эолова арфа». Дети изучают их в средних и старших классах на уроках литературы. Помимо написания собственных балладных произведений Жуковский также занимался активным переводом на русский язык литературных творений зарубежных писателей. К ним относятся Шиллер, Вальтер Скотт, Гете и Уланд. К создателям балладных произведений можно причислить Александра Сергеевича Пушкина. Он выступает автором творений «Песнь о вещем Олеге», «Жених» и «Утопленник». Сюда же можно отнести «Песнь западных славян». Отдельные баллады были написаны и Михаилом Юрьевичем Лермонтовым («Воздушный корабль», «Морская царевна»). 56. Характеристика одного из драматических жанров.57. Тропы. Характеристика указанных в вопросе тропов.58. Фигуры речи. Характеристика указанных в вопросе фигур речи.Уважаемые первокурсники! Если какие-то вопросы покажутся Вам не весьма знакомыми (Стиль и идеостиль, например) – почитайте о них самостоятельно в учебнике, а также задайте вопрос на консультации, в письме ( el.chernysheva@yandex.ru) или мне лично –подойдите. я найду время, если не будет совещания. Отдельные вопросы в чем-то повторяют друг друга., но в чем-то разнятся. Билеты будут содержать 2 вопроса. Один с бОльшим акцентом на теорию, концепцию, второй- на конкретное понятие, явление. Для подготовки будут высланы и конспекты некоторых ответов, особенно касающихся истории науки, путей изучения литературы– т.е. методологии. Но пока штудируйте лекции, учебники, материалы семинаров, конспекты трудов (или их отрывки). Отдельные вопросы предполагают самостоятельные размышления (например, на основе знания литературного процесса надо поразмышлять об IT –технологиях, интернете и их влиянии на современный литературный процесс) и самостоятельное изучение по учебнику. Обязательный элемент экзамена - комплексный анализ небольшого художественного произведения (в единстве содержания и формы) - в том числе определять стихотворные размеры. |