Теория литературы 1 курс. Вопросы Теорлита. У о. отвеченный вопрос
Скачать 79.83 Kb.
|
29. Стих и проза Проблемы специфики стихотворной речи.Проблемы специфики стихотворной речи. Другой признак – ритм, но не забывайте, что проза тоже может быть ритмизованной. Стихи воспринимаются слушателями и читателями как речь, резко отличающаяся от обычной разговорной речи. Она ритмически упорядоченная, имеет ряд особенностей. В ней есть не только логические, но и ритмические паузы. Про́за (лат. prōsa) — устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи; в противоположность поэзии её ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений Стихи – это такие ряды слов, на которые речь делится не логическими, а ритмическими паузами. В литературном тексте каждый такой ряд слов (стих) пишется отдельной строкой. Основными соразмерными частями стихотворной речи являются не стопы, а сами отдельные стихи. Стопа – небольшая группа слогов, подчиненная словному акценту на одном из них и повторяющаяся в такой своей организованности в пределах ряда стихов. Отличие стихов от ритмизованной прозы:
30. Системы русского стихосложенияСистемы стихосложения бывают разные: силлабическая силлабо – тоническая тоническая: главное то, сколько в стихе ударных слогов. досиллабическая – с произвольным количеством слогов в строке и регулярной рифмой в соседних слогах попарно. песенно-тоническая – вокальная мелодия песни со свойственным ей соотношением и расстановкой собственно ритмических акцентов полностью подчиняет себе речевую мелодию стихов, вытекающую из количества и расстановки обычных словных ударений. Силлабо-тонический русский стих является классическим русским стихом. Силлабо-тонический стих – слогоударный стих, в котором первичным и организующим является метр. Он управляет чередованием сильных и слабых слогов в стихе, а также создает «ритмическое ожидание». Для данного типа стихосложения важна ритмическая инерция, которая сама по себе может служить знаком системы, и её малейшее нарушение сразу фиксируется сознанием читателя. Размеры Различаются двусложные и трехсложные метры. Они разноприродны: первые основаны на урегулировагии безударных слогов, вторые – ударных. Мера метра – стопа, основанная на ударности и неударности (или тоническая стопа). Основные метры Ямб – двусложный метр с ударением на втором слоге. Четные слоги являются иктами. Введение ямба в поэзию – заслуга Ломоносова. Ямбические размеры: 4-стопный – самый распространенный размер; 2-стопный, 5-стопный, 6- стопный. Вольный (разностопный) ямб – основной басенный размер. «Твоя гроза меня умчала и опрокинула меня» Блок Хорей – двусложный метр с ударением на первом слоге. Нечетные слоги являются сильными. Хореические размеры: 2-стопный, 4-стопный, 5-стопный. «Выхожу один я на дорогу» Анапест – трехсложный метр с ударением на третьем слоге (3, 6, 9, 12). Размеры: 3-стопный, 4-стопный. Пример: «Петербург» Мандельштама Амфибрахий – трехсложный метр с ударением на втором слоге (2, 5, 8, 11). Характерен для баллад, поэм. Дактиль – трехсложный метр с ударением на первом слоге (1, 4, 7, 10). Размеры: популярен 3-стопный дактиль. Использовался в составе гекзаметра и как самостоятельный метр. В античной метрике гекзаметр – дактило-хореический стих, в силлаботонике – 6 стопный дактиль. «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою, пред твоим образом, ярким сиянием…» Полиметрия – многомерность; употребление в поэтическом произведении (обычно в поэме) нескольких стихотворных размеров, придающих ему ритмическое разнообразие (М.Цветаева в поэме-сказке «Царь-Девица») Отступления от метра Пропуски ударений на сильных местах Пиррихий – стопа из двух безударных слогов в двусложных размерах в силлабо-тонической системе стихосложения. «Опять, как в годы золотые» «Для берегов отчизны дальной» Трибрахий – стопа из трех безударных слогов в трехсложных размерах. «Слезы людские, слезы людские…» Появление внеметрических ударений на слабых местах Спондей – стопа из двух ударных слогов в двусложных размерах. Швед, русский колет, рубит, режет… Бакхий – амфибрахическая стопа с дополнительным ударением на третий слог. «Уноси мое сердце в звенящую даль…» Антибакхий – амфибрахическая стопа с дополнительным ударением на первый слог. Амфимакр – трехсложная стопа с ударением на первом и последнем слогах. Тримакр – стопа из трех ударных слогов в трехсложном размере. |