Главная страница

Теория литературы 1 курс. Вопросы Теорлита. У о. отвеченный вопрос


Скачать 79.83 Kb.
НазваниеУ о. отвеченный вопрос
АнкорТеория литературы 1 курс
Дата25.03.2020
Размер79.83 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВопросы Теорлита.docx
ТипРеферат
#113342
страница13 из 15
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

42. Постмодернизм: его теория и художественная практика.


Само понятие «постмодернизм» в России поначалу применялось не к литературе, а к изобразительному искусству. Благодаря критике оно попало в прессу и другие СМИ. Оно стало чрезвычайно популярно на рубеже 1990-1991 гг., что предопределило дискуссии по поводу значения постмодернизма для развития отечественного искусства в целом.

Почти одновременно с восприятием понятия в России стали выходить переводные произведения «классиков постмодернизма»: Джойса, Эко, Зюдзкинда и др. Таким образом, осмысление нового в отечественной практике явления не только потребовало мобилизации сил литературной критики, но и предопределило теоретическое обоснование особого направления (некоторые специалисты ограничиваются рамками течения).

выявить парадигматику развития постмодернизма в России.

1. 1980–1990-е гг. «Старшие постмодернисты»: А. Битов «Пушкинский дом», «Оглашенные», «Дворец без царя»; ранние рассказы А. Кима, творчество Э. Лимонова, раняя проза Л. Петрушевской.

2. Метафизический реализм: творчество Ю. Мамлеева, С. Сибирцева, В. Маканин «Андеграунд», «Сюжет усреднения (рассказ)», «Лаз»; В.Ерофеев «Русская красавица»; О. Славникова «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки», «2017» и др.

3. Рубеж ХХ–ХХI вв. Младшие «постмодернисты»: В. Сорокин «Голубое сало», «Лед»; М. Берг «Вечный жид», «Несчастная дуэль»;

В. Пьецух «Новая московская философия»; Д. Липскеров «Сорок лет Чанчжоэ»; М. Б. Кононов «Голая пионерка» и др.

русский постмодернизм неоднороден. Помимо того, что он представлен тенденциозной ветвью (соц-арт, концептуализм), и в бестенденциозном русле можно выделить два полюса притяжения. Один определяется русской традицией, и сквозь постмодернистскую связь проглядывает связь с классическим реализмом (Вен. Ерофеев «Москва – Петушки», А. Битов «Пушкинский дом» и т. д.). Другой представляет подобие западной кальки (Д. Галковский «Бесконечный тупик», А. Богданов «Проблески мысли и еще чего-то…» и др.). Кроме прозы, в современной литературе наблюдаются так же представители поэзии, примыкающие к постмодернизму в основных художественных принципах и представляющие концептуализм, соц-арт и другие экспериментальные направления. Это такие поэты, как Д. Пригов, Т. Кибиров, Вс. Некрасов, Л. Рубинштейн и др.

43. Мифологическая школа. В. и Я. Гримм, их последователи в России. Историческое значение мифологической школы. Понятие мифа.


Мифологическая школа. Основателями ее были немецкие фольклористы Якоб Гримм (1785-1863 гг.) и Вильгельм Гримм (1786-1859 гг.). Исходя из философских взглядов Шеллинга, братья Гримм считали, что в основе литературных произведений лежат мифы, которые являются обобщением представлений людей о окружающем мире. Рядом с людьми существует еще немало других существ - ведьм, русалок, домовых, фавнов, и тому подобное. Этот факт братья Гримм значительно преувеличивали, видя в этом единственный источник для развития художественного воображения. В литературоведении XIX века существовали две теории происхождения мифов: солярная (английский ученый М. Мюллер, который считал исходным моментом в создании мифов поклонение солнцу, месяцу и звездам) и метеорологическая (немецкий филолог А. Кун, мифы возникли в результате поклонения стихийным силам природы: ветру, грозе, молнии).

Мифология зародилась как результат естественного стремления человека объяснить окружающий мир, прежде всего объективными природными явлениями. Однако условия жизни первобытных обитателей планеты были в отдельных регионах вовсе не похожими. Люди постоянно сталкивались не только с общими природными явлениями, такими как свет и темнота, день и ночь, солнце и месяц, и тому подобное, но и местными, присущими только данной климатической зоне: на севере - со снегом и льдом, в пустыне - с песками, в море - с приливами и отливами. Именно из этого, по мнению мифологов, зарождаются национальные отличия народов, которые обнаруживают себя во взглядах на мир. Все это давало возможность достаточно точно обнаруживать черты ментальности каждого народа на ранних этапах его исторического развития. Произведения древней литературы и устное народное творчество становятся ведущим объектом научной заинтересованности ученых, которая разделяла идеи братьев Гримм.

Последователи в России - О. Афанасьев и Ф. Буслаев. В России влияния мифологической школы испытало творчество членов кружка харьковских романтиков. Это оказалось, в частности, в трудах М. Костомарова «Об историческом значении русской народной поэзии» (в 1843 г.), «Славянская мифология» (в 1847 г.).

МИ́ФЫ (от греч. mýthos — повествование, басня, предание), создания коллективной общенародной фантазии, обобщенно отражающие действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевленных существ, которые мыслятся первобытным сознанием вполне реальным
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


написать администратору сайта