Социология 1 часть обновленная. Учебный курс часть I. Большая теория Казань 2004 2 ббк с 5я 7 ббк 60. 55. (3,2)
Скачать 0.57 Mb.
|
Табл.2. Фазы развития восточнославянского суперэтноса
Составлено по: Гумилев Л.Н. От Руси к России. - Сс.15-18, 329-332. Б) ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ И РАЗДЕЛЕНИЯ: Этнические процессы – это существенные изменения этносов или отдельных их частей в ходе исторического развития или взаимодействия с другими этносами. Этнические процессы по своему влиянию на судьбу этноса подразделяются на: эволюционные и трансформационные. Раскроем их содержание:
По своему вектору, направленности они делятся на процессы: I. Преобладающего в современном мире этнического объединения и II. этнического разделения. При наложении этих двух типологий этнических процессов мы получаем объединение эволюционное (сближение) и трансформационное (соединение). Разделение тоже бывает эволюционным (разъединением) и трансформационным (дезинтеграцией). Представим это в виде схемы (См. Табл.3): Табл.3. Типология этнических процессов
Поясним основные из названных понятий. I. Сначала рассмотрим этническое объединение: А. Начнем с эволюционного объединения, точнее – сближения этносов. Оно проявляется в следующих формах: 1) Аккультурация (acculturation) – взаимовлияние этнических культур, усвоение менее развитым этносом другой культуры или языка, этап ассимиляции. Термин "аккультурация" используется для описания как процесса контактов между различными культурами, так и результата таких контактов. В качестве процесса контакта между культурами аккультурация может заключаться либо в прямом социальном взаимодействии, либо в подверженности влиянию других культур через средства массовой коммуникации. Как результат такого контакта аккультурация относится к ассимиляции одной группой культуры другой, модифицирующей существующую культуру и изменяющей тем самым групповую идентичность. Между старой и новой культурами может существовать напряженность, ведущая к адаптации новой культуры, так же как и старой. 2) Билингвизм (двуязычие) – владение или использование человеком или коллективом двух языков. Билингвы играют роль переводчиков при контактах с другими этносами. Билингвами являются целые народы: малочисленные (народы Севера), бывших колониальных стран (Азии и Африки), стран переселенческого типа, где сохранилась большая доля аборигенов (Парагвая, Перу), частично – народы полиэтнических стран (Швейцарии, Канады, Бельгии, СССР, России, в последней русским языком владеют 95% населения, в том числе большинство татар). Б. Теперь коснемся трансформационного (хотя бы в том смысле, что оно формирует новые этнические системы) объединения, которое мы назовем соединением этносов. Оно проявляется в следующих трех основных видах (перечислим их последовательно, по мере нарастания изменений этнических свойств): 1) межэтническая интеграция; 2) этническая консолидация; 3) этническая ассимиляция. Расшифруем их содержание. 1) Интеграция – сближение этнических общностей, результатом которого является появление определенной культурной и социально-экономической общности (при сохранении основных этнических черт), межэтнических или метаэтнических общностей (в США, Канаде, Швейцарии, бывшем СССР, нынешней России, Индии, Пакистане, Индонезии, других странах Азии, в Африке, Латинской Америке, Океании). 2) Консолидация – сближение и слияние субэтносов или родственных этносов (мегрелов и лазов с грузинами; мишар, кряшен и нагайбаков с татарами). В итоге консолидация сокращает число этносов. Тоже может быть добровольной и принудительной. 3) Ассимиляция (assimilation) – это процесс, включающий, помимо аккультурации, еще и смену этнического самосознания. Объективной основой ассимиляции является интернационализация – расширение и углубление взаимодействия народов, ведущие к межэтнической интеграции. Это понятие было впервые использовано в исследованиях американских расовых отношений с целью описания процессов, посредством которых иммигрантские группы интегрируются в господствующую культуру белых. Так, в "цикле расовых отношений" Р.Парка (1950) социальное взаимодействие между принимающим обществом (host society) и новыми иммигрантами концептуализировалось в терминах 4 стадий: контакты, конкуренция, аккомодация и ассимиляция. Первоначально ассимиляция рассматривалась как одномерный, односторонний процесс, посредством которого посторонние оставляли свою собственную культуру ради культуры господствующего общества. В недавних исследованиях ассимиляция рассматривалась как взаимный процесс, заключающий в себе обоюдное приспособление принимающей и мигрирующей общностей. Кроме того, определенный характер этнической группы может облегчать, сдерживать или исключать межрасовые, межэтнические браки, участие в гражданстве и социальное принятие. 4) Другим вариантом полного слияния этносов является межэтническая миксация – процесс смешения этносов в ходе их интеграции, в результате чего возникает новое этническое образование. Коснемся и условий, благоприятствующих этническому объединению: А. Содействуют сближению и объединению этнические контакты – различные формы связей и взаимодействий между этносами: экономические, политические, жилищно-бытовые, языко-культурные, брачно-семейные и др. В частности, активно способствуют миксации межэтнические семьи. По типу общения этнические контакты подразделяются на два вида: а) пограничные (по этнической границе или пограничной зоне: между чехами и словаками); б) проникающие – обусловленные или проникновением более развитого и мобильного этноса на слабо заселенную территорию другого (русских в Поволжье, на южный Урал и в степи Казахстана), или – реже – взаимопроникновением этносов при освоении незаселенных территорий: русских и украинцев в степях Причерноморья и Северного Кавказа. Б. Облегчает сближение и этническая адаптация – приспособление этнических общностей к природной и социокультурной среде ареала их обитания. Нас больше интересует не биологическая, а социокультурная адаптация. Существуют две формы такой адаптации иммигрантов: а) связанная с занятостью (устройством на работу); б) аккультурация (языково-культурная). В. Мы предлагаем ввести еще один термин для обозначения не социокультурного, а ментального приспособления этнических общностей к идеолого-политическим условиям ареала их обитания. Это аккомодация (от лат. accomodatio – приспособление, приноровление) – понятие в биологии, означающее биологическую адаптацию (приспособление) к действию медленно нарастающего раздражителя. В психологии этот термин означает способ модификации индивидами своей деятельности с целью приведения ее в соответствие с требованиями внешнего социального мира. В рамках социологического анализа расовых отношений это понятие используется для описания процесса, посредством которого индивиды адаптируются к ситуациям расового конфликта без разрешения основного конфликта или изменения системы неравенства. Мы считаем правомерным использование данного термина для обозначения приспособления русскоязычного населения бывших автономий к медленно, но неуклонно нарастающему националистическому давлению, выражающемуся в суверенизации (постепенном лишении населения прав граждан РФ), этнократизации (закрепляемых в законах и кадровой политике привилегиях людей титульной «национальности» в восходящей социальной мобильности) и служащему для монополизации власти сельской партноменклатурой той же титульной национальности. На уровне организаций РТ проявлением аккомодации стало появление и функционирование Ассоциации национально-культурных обществ и состоящих в ней Общества славянской культуры, Чувашского, Башкирского, Немецкого и иных обществ, в некоторой мере – Общества русской культуры. Во многом аккомодационный характер у Компартии РТ, местного отделения ДПР, православной и иных церквей. Некоторые называют сознательное сотрудничество "изгоев" с правящим в РТ режимом коллаборационизмом. II. Теперь рассмотрим второй тип этнических процессов – этническое разделение. Оно включает два вида процессов в зависимости от того, как оно соотносится с базовой этнической системой – этносом: a) Если мы имеем дело с разделением самого этноса, то этот процесс называется трансформационным внутриэтническим разделением; b) Если же речь идет о разделении метаэтнических общностей, состоящих из ряда этносов, то это межэтническое разделение. a) Внутриэтническое разделение проявляется в двух основных формах в зависимости от дальнейшей судьбы этноса: 1) Простое разделение – когда единый прежде этнос распадается на несколько частей или когда из этноса выделяются части (из-за миграции или границ) в отдельные этносы (австрийцы, люксембуржцы из общегерманского этноса; украинцы, белорусы, русские из древнерусского этноса). 2) Иной характер носит этническая дивергенция – полный распад этнической общности с потерей ощущения комплиментарности (взаимности, симпатии) на всех уровнях этнической иерархии. b) Формы межэтнического разделения более разнообразны: А. Начнем с эволюционного разделения, точнее, разъединения этносов. Оно проявляется в следующих формах: 1) Национальная дифференциация – всего лишь стремление этносов сохранить свою самобытность, автономию в рамках политических и социальных объединений. 2) Сегрегация – форма разъединения, противоположная ассимиляции, одна из крайних форм дискриминации, ограничения в правах народов по мотивам их расовой, религиозной или этнической принадлежности. Ее виды: а) территориальная – поселение отдельных групп на специально выделенных территориях (резервации, гетто, бантустаны; у евреев-иудаистов встречались случаи самосегрегации). Резервация (от лат. reservare – сохранять) – территория, специально выделенная для поселения малочисленных коренных жителей (индейцев в США, аборигенов в Австралии), обычно худшая в природном отношении. Чаще всего это – форма расовой и этнической дискриминации, реже – вид охраны этноса от внешних разрушающих сил. В России для сохранения малочисленных народов предложено создать аналог резерваций – этнокультурные заповедники. Бантустанизация осуществлялась в ЮАР для вытеснения черного большинства из политической жизни путем создания искусственных квазигосударственных образований – бантустанов (хоумлендов). Что касается гетто, то со средних веков до II мировой войны в Европе так назывались еврейские кварталы городов, превращенные нацистами во время войны в филиалы "лагерей смерти", ныне гетто – это любая городская территория, часто депривированная, занятая группами, сегрегированными и дискриминированными на основе религии, цвета кожи и этнической принадлежности. Иногда для описания расовой сегрегации черных общин в США используется термин "внутренняя колония", однако тогда непонятно, каким образом возможна "деколонизация"; б) коммуникативная – ограничение общения таких групп, запрещение браков между ними (например, Нюрнбергские законы 1935 г. в нацистской Германии); в) экономическая – неравный экономический статус разных этнорасовых групп (неравная оплата труда; неодинаковый доступ к руководящим постам и к служебному продвижению); г) политико-правовая – неравный политико-правовой статус этнорасовых групп (лишение активного и пассивного избирательного права, доступа к постам в органах власти); д) институциональная – создание специальных органов власти для сегрегируемых групп; е) культурно-образовательная – раздельное обучение этнорасовых групп с разными возможностями для дальнейшей карьеры. Бытовала в США до 50-х гг., т.е. до начала десегрегации; ж) апартеид – комплексная сегрегация, существовавшая в ЮАР в 60-80-е гг. Б. И, наконец, затронем трансформационное этническое разделение, т.е. дезинтеграцию этносов. Она проявляется в следующих формах: 1) Национальная дезинтеграция – это политическое разъединение и разделение национальных общностей, государства или межгосударственных объединений. Существуют две формы дезинтеграции (те же, что у консолидации и ассимиляции): естественная и принудительная (порождающая "разделенные нации": немцы, вьетнамцы, корейцы, украинцы, русские, сербы). 2) Сепаратизм – крайняя форма дезинтеграции, стремление к отделению, обособлению части государства, а также целых этносов. Иногда приводит к сецессии (от лат. secessio – отпадание, отделение) – выходу из состава государства его части или разделению единого государства на несколько суверенных государств: реже – мирно, согласованно, законодательно оформленно: отделение Норвегии от Швеции (1905), Пакистана от Индии (1947), распад Чехословакии (1992); чаще односторонне, путем самоотделения или даже войны (Тайвань, Бангладеш, Эритрея, Хорватия, Босния и др.). 3) Балканизация. Если сецессия связана с решением этнонационального вопроса, она выливается в балканизацию – государственное самоопределение этносов: создание каждым этносом собственного государства, дробление единого государства и разрыв традиционных, жизненно важных связей, как на Балканах в начале и в конце XX в. Остальные формы разъединения этносов и условия, этому содействующие, связаны с соответствующими способами решения национального вопроса. В) СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОГО ВОПРОСА: Разделение и объединение этносов могут быть итогом не только естественноисторических процессов, но и целенаправленной политики, например, политики, направленной на решение этнонационального вопроса – проблемы межэтнических отношений в государстве. Решение нацелено на избежание или прекращение межэтнических конфликтов. Все ниженазванные способы имеют в качестве методологии какую-либо парадигму, о чем пойдет речь в следующем вопросе. Среди способов такого (подлинного или мнимого) решения выделяются: I) разъединение (при этнической парадигме): - обособленность – разновидность дифференциации; - балканизация; - ливанизация; - этнократия; - сегрегация; II) объединение (при государственной или личностно-гражданственной парадигмах): - контактов при утверждении равноправия и персональной расширение автономии и устранении административно-территориальной обособленности; - аккомодация и адаптация; - интеграция; - консолидация; - миксация; - ассимиляция; III) игнорирование (при социально-классовой парадигме): - этнонигилизм, подчинение этнонационального вопроса классовым задачам пролетариата; - космополитизм. Поясним основные из нераскрытых до сих пор терминов – термины, связанные с разъединением этносов. А. Этнонациональная обособленность – защитная, оборонительная реакция на этнонигилизм, космополитизацию и интернационализацию жизни, выражающаяся в стремлении малых этносов сохранить самобытность на путях изоляционизма и автаркии. Б. Ливанизация – предоставление каждой этнической (или этно-религиозной) группе четко фиксированного числа мандатов и определенных должностей в системе государственной власти, как в Ливане. В. Этнократия. Вряд ли решает этнонациональный вопрос появляющаяся в ходе балканизации и суверенизации этнократия – "превалирование или даже господство в органах политической власти элиты, осуществляющей управление жизнедеятельностью данного региона с позиций верховенства интересов доминирующего (не обязательно численно) этноса. Этот властный институт националистичен и антидемократичен в своей основе, его суть проявляется в игнорировании законных прав этнических меньшинств на подопечных ему территориях." (Этнологический словарь.-С.177). Практика показывает, что ни одна форма разъединения этносов и игнорирования этнонациональных проблем не дает стабильного и безболезненного сосуществования этносов, в отличие от их объединения, основанного на личностно-гражданственной парадигме, о которой сейчас и пойдет речь. § 2. ЭТНИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И КУЛЬТУРА Во втором вопросе нужно рассмотреть такие проблемы: А) ПРАВА ЭТНОСА И ЭТНИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ: ТИПОЛОГИЯ ПАРАДИГМ; Б) ЭТНИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА: ТРАЙБАЛИЗМ И ЭТНОНАЦИОНАЛИЗМ; В) ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА: МЕТАЭТНИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ (СУПЕРЭТНИЧЕСКИЕ, ПАНЭТНИЧЕСКИЕ, РАСОВЫЕ); Г) ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА: УНИВЕРСАЛИСТСКИЕ ТЕОРИИ (ЭТНОНИГИЛИЗМ, КОСМОПОЛИТИЗМ, ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ, ЭКУМЕНИЗМ); Д) ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. А) ПРАВА ЭТНОСА И ЭТНИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ: ТИПОЛОГИЯ ПАРАДИГМ: Согласно международному праву и пактам о правах человека, этнос имеет любые права, не ущемляющие прав иных этносов и этнических групп (Ограничение А) и права Личности, которые считаются первичными, приоритетными (Ограничение Б). Поэтому в полиэтническом обществе (государстве) лишь все население (нация) имеет право на государственность, а права этноса (исходя из ограничения А) ограничены областью внутриэтнической жизни (самосознание, культура, язык). Как же эти права и иные этнические проблемы преломляются в сознании людей, в духовной жизни этноса? Его духовная жизнь – это особая форма самовыражения, отражающая экономические и естественноисторические основы его существования и проявляющаяся в этническом сознании и культуре. При этом огромную роль играет язык, его способность выражать и формулировать этнические проблемы и отношения. Духовная жизнь обедняется и приобретает уродливые формы из-за крайнего этнонационализма. Раскроем выделенные понятия. Этническое сознание – это осознание этносферы отдельными людьми, этническими общностями и обществом в целом, совокупность социальных, политических, экономических, нравственно-эстетических, философско-религиозных и иных взглядов, знаний и эмоций, характеризующих содержание, уровень, ориентацию и специфику духовного развития этнических общностей. |