Социология 1 часть обновленная. Учебный курс часть I. Большая теория Казань 2004 2 ббк с 5я 7 ббк 60. 55. (3,2)
Скачать 0.57 Mb.
|
Глава 12. ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ЭТНИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ§ 1. ЭТНОГЕНЕЗ И ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ § 2. ЭТНИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И КУЛЬТУРА В предыдущей Главе мы рассмотрели этносоциологические проблемы, так сказать, в статике, в этой Главе проанализируем этносоциологическую динамику и ее отражение в головах людей в виде этнического сознания (этнических парадигм, теорий, идеологий и этнической культуры). § 1. ЭТНОГЕНЕЗ И ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В первом вопросе выясним такие проблемы: А) ТЕОРИИ ЭТНОГЕНЕЗА И ЭТНИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ; Б) ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ И РАЗДЕЛЕНИЯ; В) СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОГО ВОПРОСА. А) ТЕОРИИ ЭТНОГЕНЕЗА И ЭТНИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ: Этногенез – процесс возникновения этнических общностей вплоть до становления их самосознания. Связан с глоттогенезом (образованием языка), культурогенезом, взаимодействием рас. Характеристика этногенеза – возникновение этнонима. Все этносы складывались из нескольких частей. Ряд ученых (Л.Гумилев и др.) расширяет понятие этногенеза, включая в него не только период рождения, но и все последующие этапы развития этноса. Другие ученые выделяют этническую историю как продолжение и развитие процессов этногенеза уже сложившихся этнических общностей. В этом смысле этническая история охватывает все виды этнических процессов. При анализе теории Гумилева мы будем пользоваться его терминологией. После важного вклада в теорию этногенеза, сделанного Морганом, и концепций экстерриториальной автономии этноса австрийских социал-демократов и дихотомического развития этносов ("наций") Ленина (преобладания центробежных межэтнических процессов на ранних этапах развития этносов и центростремительных – на зрелых стадиях) дальнейшее развитие теории этногенеза, на наш взгляд, связано с Л.Н.Гумилевым. Он развил этнологию, предложив "пассионарную теорию этногенеза". Мы уже отмечали, что, согласно этой теории, этнос – это свойство вида гомо сапиенс группироваться так, чтобы можно было противопоставить себя и "своих" остальному миру. В теории Гумилева можно выделить следующие составляющие: 1) Этническая иерархия и эволюция этнических систем; 2) Систематизация этнических контактов; 3) Характеристика пассионарности и ее уровней (динамическое и персистентное состояние этноса); 4) Анализ этногенеза и фаз жизненного цикла этноса. 1) Первый компонент мы раскрыли в предыдущей Главе, здесь рассмотрим остальные. 2) Систематизация этнических контактов. Этносы проявляются во взаимодействии. Несмотря на противостояние этносов "по определению", они не изолированы, а взаимосвязаны друг с другом. При этом возможны 4 варианта этнических контактов: а) сосуществование – это самый распространенный вариант контактов, при котором этносы не смешиваются и не подражают друг другу, заимствуя лишь технические нововведения; изменение ситуаций делает разницу реакций, стереотипов поведения особо заметной; b) ассимиляция – поглощение одного этноса другим с полным забвением происхождения и былых традиций первого этноса; c) метисация, при которой сохраняются и сочетаются традиции обоих этнических предков и память о них; это обычно весьма нестойкие вариации, существующие за счет пополнения новыми метисами; d) слияние – основной вариант этногенеза, при котором забываются традиции обоих первичных компонентов и возникает 3-й, новый этнос. 3) Характеристика пассионарности и ее уровней. Согласно теории мутагенеза, каждый новый вид, раса, этнос возникает как следствие мутации – внезапного изменения генофонда живых существ, наступающего под действием внешних условий в определенном месте и в определенное время. Ведь человек как часть биосферы находится под воздействием 3 видов энергии: солнечной, космической (пучков энергии, пробивающей ионосферу), энергии распада внутри земли (вызывающей тектонические и прочие явления). Если появившиеся признаки повышают жизнеспособность вида, они воспроизводятся и закрепляются в потомстве на длительное время. Если нет – их носители вымирают через несколько поколений. В результате мутации возникает этнический "толчок", порождающий затем новые этносы. Этногенез осуществляется благодаря вполне определенному генетическому признаку, возникающему вследствие мутации, – пассионарности, т.е. способности людей к сверхнапряжению, являющейся эффектом избытка биохимической энергии этноса и образующей внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию, – консорцию, перерастающую в этнос при достаточном для этого уровне пассионарного напряжения. Последний же прямо пропорционален числу пассионариев и обратно пропорционален числу субпассионариев. Пассионарии – люди, пассионарный импульс у которых превышает импульс инстинкта самосохранения: жизненная цель (часто иллюзорная) иногда кажется им ценнее собственной жизни. Пассионарии стремятся изменить мир и способны на это, организуя далекие походы, борясь за покорение народов или против захватчиков, создавая новую религиозную или научную систему. К пассионариям относятся как "герои" (А.Македонский, И.Христос, Жанна Д'Арк, Наполеон), так и "люди толпы" (большинство их находится в составе толпы, определяя ее потентность). Пассионарный импульс – поведенческий импульс, имеющий направленность, противоположную инстинкту личного и видового сохранения. Модусы пассионарности разнообразны: гордость, стимулирующая жажду власти и славы в веках, тщеславие, толкающее на демагогию и творчество; алчность, порождающая скупцов, стяжателей и ученых, копящих знания вместо денег; ревность, влекущая за собой жестокость и охрану очага, создающая фанатиков и мучеников. Гармоничные люди – люди, пассионарный импульс у которых равен по величине импульсу инстинкта самосохранения, т.е. это обычные люди, у которых энергии столько, сколько необходимо для поддержания жизни. Субпассионарии – люди, пассионарный импульс у которых меньше импульса инстинкта самосохранения (например, паразитическая городская прослойка в Римской империи). Уровень пассионарности в этносе постоянно меняется: в динамическом состоянии этноса он превышает сопротивление окружающей среды и этнос имеет возможность развития; в персистентном состоянии он равен означенному сопротивлению. Рассмотрим различия между этими состояниями (См. Табл.1). |