Главная страница

Социология 1 часть обновленная. Учебный курс часть I. Большая теория Казань 2004 2 ббк с 5я 7 ббк 60. 55. (3,2)


Скачать 0.57 Mb.
НазваниеУчебный курс часть I. Большая теория Казань 2004 2 ббк с 5я 7 ббк 60. 55. (3,2)
АнкорСоциология 1 часть обновленная.doc
Дата19.09.2017
Размер0.57 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСоциология 1 часть обновленная.doc
ТипУчебный курс
#8663
страница2 из 24
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Светлой памяти

«согласийцев» и социал-демократов

И.Крюкова, В.Янчука, В.Вольперта,

С.Нахамкина и В.Участкина

посвящается

ПРЕДИСЛОВИЕ



Уже более 15 лет все мы часто сталкиваемся со словом "социология": то отвечаем на анкеты, оценивающие наших преподавателей, то слышим по радио и телевидению результаты опросов по волнующим всех (а иногда и пустяшным) проблемам (о ценах и стачках, по национальному вопросу и составлению рейтинга для хит-парада бестселлеров), то в ночь выборов видим графики популярности кандидатов и партий, почти на сутки опережающие своими прогнозами данные официальных итогов выборов и весьма точно предсказывающие результаты голосования. Но это лишь внешняя сторона, причем сторона лишь одного из разделов социологии – эмпирической. Для того, что бы публикуемые данные точно отражали мнение населения, а не самих анкетеров, и чтобы объяснить и понять полученные факты, привести их в систему, осмыслить их значение и предсказать их дальнейшую эволюцию, нужна теория и требуется метод познания, позволяющий это сделать. Тем самым можно сказать, что эмпирическая социология в лучшем случае мало что дает без социологической теории и методологии, т.е. без интерпретации и осмысления (а в худшем – извращает реальную картину, выпячивая малосущественное и игнорируя важнейшее). Поэтому с давних пор мыслители стремились не только наблюдать за развитием общества, но и найти в нем систему, порядок и тенденции движения, предсказать поведение людей в разных ситуациях.

История социологической мысли насчитывает свыше двух с половиной тысяч лет. В средние века социальные учения пережили застой. Окончательно же отграничил социологию от философии и этики, сформировав самостоятельную научную дисциплину, француз Огюст Конт (XIX в.). В XIX же веке в США и Франции появляются солидные исследования и журналы социологического профиля.

В XX столетии интерес к социологии резко вырос: первый социологический бум был в 20-30-е, затем – в 50-60-е и, наконец, в 80-90-е гг. Америка, Европа и Австралия активно втягиваются в разработку социологии. Лидерами являются наиболее развитые страны, прежде всего США, где социолог и юрист – две самые популярные профессии, а самих социологов насчитывается около 90 тысяч и для их подготовки ежегодно принимаются в учебные заведения примерно 6000 человек, десятками исчисляется число специальных журналов. Во Франции звание лиценциата по социологии получают свыше 1000 человек в год. Социология там преподается с массой учебников, цель которых – привлечь внимание к этой дисциплине. Этому посвящены и содержание, и оформление книг (таблицы, рисунки, схемы). В учебниках описываются конфликтные ситуации, используются диалоги. И в нашей стране открываются социологические факультеты и отделения. Во всех вузах, во многих колледжах, гимназиях и школах введен для изучения особый предмет "Социология".

Интерес к социологии, внимание к ней не произвольны. Почему именно развитые страны с демократическими порядками обратились к социологии и создали благоприятные условия для ее развития?

Во-первых, это в диктаторском государстве властям не только не нужно знать мнение народа, но даже и весьма опасно гласно артикулировать это мнение: пусть каждый думает, что только он один против. В демократическом обществе каждому политику – и власть имущему, и стремящемуся к власти – просто необходимо знать мнение электората, чтобы быть избранным.

Во-вторых, при развитом рынке без постоянного отслеживания спроса, изменений в конъюнктуре и моде любой предприниматель быстро разорится.

В-третьих, в XX в. цивилизация обнаружила не только свои возможности, но и свои тупики: экономические бедствия, Хиросима, Чернобыль и им подобные ядерные катастрофы, СПИД, массовая бездуховность, массовые репрессии, этнические чистки, международный терроризм и пр. Не секрет, что современное общественное развитие вошло в кризисную полосу, а много численные науки не имеют единого ключа, единого принципа выведения человечества из упомянутых тупиков. Не умаляя достижений таких наук, как физика и химия, следует подчеркнуть, что развитие физики привело к появлению ядерного оружия и новому витку гонки вооружений, развитие химии вызвало колоссальные экологические бедствия, а генетики начали клонирование человека. Речь не идет о наложении запрета на данные науки. Опыт требует определенного социального научного фундамента и контроля общества за развитием естественных и общественных наук. Это подразумевает отнюдь не не сведущего в специальных вопросах комиссара с браунингом и в кожанке, стоящего за спиной ученого и «пролетарским» чутьем определяющего меру полезности новой теории и устройства. Социальный контроль предполагает на деле две вещи: оценку социальных последствий НТП (того, «как наше слово отзовется», как скажется на жизни людей открытие и изобретение) и выяснение мнения народа об этих последствиях (при демократии не принято, не спросив сначала население, ввозить ядерные отходы, строить АЭС, переходить «на латиницу», отменять смертную казнь, вводить телефонную «повременку», проводить «реформу ЖКХ» (как обычно, без введения конкуренции сантехнических и иных служб) и иные эксперименты на людях, поскольку такие решения кардинально меняют жизнь многих граждан).

В-четвертых, все больше пробивает себе дорогу признание необходимости опоры на науку, а не на произвол правителей, в вопросе о выборе оптимальной модели развития. А приоритет в решении этой проблемы принадлежит социологии.

Подтверждая это, авторы Пингвиновского Словаря по социологии Н.Аберкромби и др. (Англия) пишут, что значение социологии – в том, что: 1) она внесла многосторонний вклад в познание и понимание современных обществ посредством многочисленных эмпирических исследований; 2) исследуя социальный контекст действия, она ставит важные вопросы о природе правовой и моральной ответственности человека; 3) она в значительной степени способствовала развитию других дисциплин, в особенности истории, философии и экономической науки; 4) ее можно рассматривать как новую форму сознания, особо чувствительную к проблемам светской, индустриальной цивилизации.

В-5-х, знание выводов и использование методов отраслевой и эмпирической социологий позволяет решать практические социальные проблемы (совершенствования управления в фирме, распределения обязанностей в семье, способов борьбы с преступностью, сохранения мира и согласия в обществе и в малых коллективах), а в случае неудач не винить всех вокруг, а оглянуться на свое поведение и суметь найти причины проблем в себе (задаться вопросом «Почему это случилось именно со мной?»), а тем самым и изменить свою судьбу к лучшему. Опираться на опыт тысячелетий эффективнее, чем набивать каждый раз "шишки на своем лбу". Социология помогает понять, почему люди воюют, стоит ли идти в армию, жениться, учиться (и где?), как сделать свой брак прочным, свою карьеру – успешной и тем самым свою жизнь счастливее.

В-6-х, знание основных социологических доктрин, а также методики и техники конкретных социологических исследований, позволят будущим предпринимателям и менеджерам решать и свои профессиональные проблемы, весьма точно научными методами изучать спрос и изменение потребностей и возможностей разных категорий населения, целенаправленно применять свои силы, наиболее полно проводить свои экономические и политические интересы через социальные институты.

Поэтому цель и задачи данного учебного курса – дать студентам комплекс необходимых для их профессиональной, социальной и личной жизни знаний, умений и навыков, позволяющих свободно ориентироваться в обществе и его проблемах, в разных ситуациях и в общении с людьми различной социальной, этнической, профессиональной принадлежности, наиболее безболезненным для себя и других образом решать коллизии и противоречия, в которые человек неизбежно вступает. Хотя учебный курс содержит анализ мирового опыта социального развития и раскрывает содержание основных теорий, его обобщающих, главная задача авторов заключалась в том, чтобы дать не ответы на все возможные вопросы, а метод познания. Социология – это далеко не "научный коммунизм", претендовавший на всезнание. Как пишет Игорь Кон (См. Монсон П. Предисловие.-С.5), ученые, забывающие это, оказываются в ситуации, описанной поэтом А.Маклишем:

"Мы выучили все возможные ответы,

Но мы не ведаем, в чем состоит вопрос".

Формализованное образование вооружает студента знаниями, но убивает в нем способность задавать исследовательские вопросы.

Настоящая социологическая рефлексия дает противоядие против этого. Как отмечает швед П.Монсон (С.93-94), "несмотря на то, что большинство людей сегодня просто действуют, все-таки существует меньшинство, которое размышляет над тем, что это означает. Социология – та дисциплина, что строится на сознательном изучении данного факта". Монсон (С.25, 28, 29) считает, что социология "вносит свой оттенок в общую картину ответа на фундаментальный вопрос о том, как и зачем мы живем", что "социология применима внутри официальных органов, различных институтов и организаций, независимо от того, хотят этого власти или нет" и что "главный шарм социологии – она учит нас не столько брать, сколько отдавать".

При изучении материала целесообразно предварительно:

- уяснить место рассматриваемой проблемы в более широком круге проблем, для чего внимательно изучить "Оглавление" учебного курса, продумать, какие главы и почему помещены в данный раздел;

- понять структуру проблемы и ее узловые пункты, для чего на до: просмотреть план Главы и то, какие проблемы выделены в каждом параграфе; заглянуть в конец Главы, чтобы обнаружить там контрольные вопросы и задания, позволяющие наметить решаемые в главе проблемы; наконец, пролистать Главу, обратив особое внимание на схемы и таблицы, раскрывающие типологию понятий и теорий, основных элементов изучаемых явлений;

- только после этого можно углубиться в чтение и конспектирование содержания Главы, при этом целесообразно срисовать таблицы и схемы, содержащиеся в тексте.

Л И Т Е Р А Т У Р А:

1. Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию: Пер. со швед. – М.: Весь Мир, 1994. – 96 с.
ВВЕДЕНИЕ

Прежде чем перейти к изложению того, что же исследует социология, скажем несколько слов о специфике данного учебного курса. Автор постарался не только декларировать четкую структуру социологической науки, но и пронести ее через все изложение учебного предмета. Структура учебного курса строго следует за структурой самой науки (раскрытой в Главе 1), и изложение идет от наиболее общих положений ко все более конкретным и частным. Так, деление социологии по содержанию и методам на методологию, теорию и эмпирию нашло отражение в разделении учебного материала по разделам: после I-го, ВВОДНОГО, идут Разделы: II МЕТАСОЦИОЛОГИЯ (в коем изложены основные методологические подходы и проблемы), затем III-V (анализирующие социологическую теорию) и, наконец, раздел VI Эмпирическая социология. Типологизация социологии по степени общности ("объему") субъектов социальной жизни и типов их связей (на субъекты и связи мегауровня, макроуровня и микроуровня) отражена в структуре разделов, анализирующих теоретическую социологию: Раздел III МЕГАСОЦИОЛОГИЯ (или общая социология); Раздел IV МАКРОСОЦИОЛОГИЯ (частные теории среднего уровня); Раздел V МИКРОСОЦИОЛОГИЯ. Обоснование такого деления читатель найдет в Главе 1. В Главах 4-7 автор дает собственную трактовку типологии основных направлений и ориентаций в социологии.

Конечно, автор не ставил целью отразить все проблемы социологии. Наоборот, он сознательно выделил те проблемы, которые в наибольшей степени затрагивают жизнь читателя:: в Разделе III особое внимание обращено на проблемы социальной стратификации, мобильности и социальной политики, уровня и качества жизни, весьма значимые для общества в состоянии трансформации (каким является современная Россия), и на этнические явления, процессы и формы сознания, особенно важные для этнонациональных регионов (таких как Татарстан); в Разделе IV выделены те социологические теории среднего уровня, знание которых особо необходимо студентам, аспирантам, будущим предпринимателям, менеджерам, техническим специалистам и экономистам (Социология города, управления, труда, образования и религии); в Разделе V – теории, впрямую затрагивающие интересы молодого человека (Социология личности, семьи и брака, девиантности); в Разделе VI даны необходимые знания для получения, компьютерной обработки, анализа и использования социологической информации практическими социологами, менеджерами, предпринимателями и государственными служащими.

Автор стремился к четкому определению встречаемых понятий, их типологизации, составлению множества таблиц и схем, раскрывающих структуру предмета и его категорий, помогающих привыкшим к точным дефинициям и структурализации учебных курсов студентам экономических и технических специальностей сориентироваться в сложном водовороте социальных явлений, процессов, институтов и общностей.

Каждая категория и часто встречающийся термин, как правило, даны еще и в английском варианте, не только потому, что часто приводится их определение из англоязычных источников, но и для того, чтобы будущие предприниматели, менеджеры, социологи и политологи могли усвоить соответствующую английскую лексику, преобладающую в западной литературе, для последующего освоения этой литературы. При написании курса автор использовал учебную, методическую и справочную литературу США, Англии, Франции, Швеции, России, научные труды социологов США, Германии, Швейцарии, Франции, Австралии, Польши, России (как переведенные на русский, так и на языках оригинала).

Из сказанного вытекает адресность учебного курса: он предназначен для студентов и аспирантов коммерческих и государственных вузов экономического, управленческого и технического профиля, учащихся колледжей и техникумов.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


написать администратору сайта