Главная страница

Социология 1 часть обновленная. Учебный курс часть I. Большая теория Казань 2004 2 ббк с 5я 7 ббк 60. 55. (3,2)


Скачать 0.57 Mb.
НазваниеУчебный курс часть I. Большая теория Казань 2004 2 ббк с 5я 7 ббк 60. 55. (3,2)
АнкорСоциология 1 часть обновленная.doc
Дата19.09.2017
Размер0.57 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСоциология 1 часть обновленная.doc
ТипУчебный курс
#8663
страница5 из 24
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Глава 3. ЭВОЛЮЦИЯ СОЦИОЛОГИИ


§ 1. ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДОВ И КАТЕГОРИЙ СОЦИОЛОГИИ

§ 2. ЭТАП РЕВИЗИИ ИДЕЙ "ОТЦОВ" СОЦИОЛОГИИ

§ 3. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

§ 1. ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДОВ И КАТЕГОРИЙ СОЦИОЛОГИИ

В данном вопросе проанализируем такие проблемы:

А) ДЮРКГЕЙМ;

Б) ПСИХОЛОГИЗМ ПРОТИВ СОЦИОЛОГИЗМА;

В) ВЕБЕР. ФРЕЙД И НЕОФРЕЙДИЗМ. РОССИЙСКИЕ СОЦИОЛОГИ.

А) ДЮРКГЕЙМ:

Второй этап в развитии социологии также начинается с позитивистской доктрины, на этот раз разработанной Эмилем Дюркгеймом (1858-1917), одним из идеологов III республики, создателем французской социологической школы, издателем журнала "Социологический ежегодник" (1896-1913). Продолжатель традиции Конта, Дюркгейм испытал влияние Монтескье, Руссо, Спенсера. Рассмотрим вкратце его взгляды (подробнее его функциональная теория изложена в следующих Главах):

1) В работе "Правила социологического метода" (1895) Дюркгейм стремится разработать социологию как эмпирическую науку, обосновать специфику объекта социологии в отличие от других наук о человеке. Он характеризует общество как реальность особого рода. Предметом социологии, по мнению Э.Дюркгейма, выступают социальные факты. И подходить к их изучению нужно, исходя из таких правил (требований):

а) рассматривать социальные факты как вещи, ибо:

- они находятся вне индивидов,

- они материальны, наблюдаемы и безличны,

- связи между фактами можно объяснить причинной зависимостью, что позволяет сформулировать законы функционирования общества;

б) отмежевываться от всех врожденных идей, т.е. освободиться от личных оценок, связи с идеологиями и предрассудков;

в) признать приоритет целого (общества) над его частями (индивидами), т.к. источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивида, которые не произвольны, а зависят от общества и его структур: чтобы возник социальный факт, нужно взаимодействие хотя бы нескольких людей, позволяющее независимо от их сознания выработать какие-то образцы поведения. Итак, социальные факты объективны, независимы от сознания индивида и, наоборот, принудительны по отношению к нему. Специфика социологии – в том, что она изучает не индивида, а коллектив, общность, общественную структуру.

2) Дюркгейм дает свою структуру социологической науки:

а) социальная морфология (изучение социальной географии и демографии, т.е. географических и демографических детерминант функционирования социальных организаций);

б) социальная физиология (социальные нормы или "коллективные представления", составляющие в совокупности коллективное или общее сознание), включающая в себя отрасли социологии: социологию религии, моральную, юридическую, экономическую, лингвистическую и эстетическую социологию;

в) общая социология (своего рода метатеория).

3) Дюркгейм создал теорию самоубийств, используя свой метод: изучение социального факта как внешнего по отношению к индивиду, признание существования особой реальности – общественной, определяющей поведение индивида и не зависящей от его воли. Исходя из этого, Дюркгейм выдвинул сугубо социальные, а не индивидуальные психологические объяснения суицида и его классификацию, которая помогла осветить некоторые типичные явления современного ему общества. Он выделил 4 типа самоубийства:

- эгоистическое – следствие ослабления воздействия социальных норм на индивида;

- альтруистическое – результат крайнего поглощения индивида обществом;

- аномическое, порождаемое кризисом ценностей и норм в обществе;

- фаталистическое (мало интересное социологу).

4) Дюркгейм – автор функциональной теории, явившейся предтечей структурно-функционального анализа Т.Парсонса, господствующего в большинстве современных обществ.

Б) ПСИХОЛОГИЗМ ПРОТИВ СОЦИОЛОГИЗМА:

В противовес социологизму Дюркгейма в этот же период развивается и такое методологическое течение, как психологизм. Психологическая социология формируется, когда психология начала исследовать не только индивида, но и общности людей. Хотя это течение в социологии возникло как критический ответ на биологизаторство Спенсера, Гумпловича и Гобино и на самодостаточный социологизм Дюркгейма, психологизм сам страдал редукционизмом, сводя социальные процессы к субъективным психофизиологическим механизмам, отказываясь от анализа объективных социальных процессов и структур. В психологическом течении можно выделить две школы: 1) психологического эволюционизма и 2) психологическую школу во Франции, а в последней – две теории: групповой психологии и психологии подражания. Рассмотрим их:

1) Психологический эволюционизм разрабатывался Л.Уордом и Ф.Гиддинсом.

Уорд (1841-1913) выделял такие побудительные мотивы поведения социальных групп и личностей, такие социальные силы, как а) предохранительные: положительные (стремление к удовольствию) и отрицательные (стремление избежать страдания) и б) воспроизводящие: прямые (половые и любовные желания) и непрямые (родительские и родственные чувства). Две основные силы – природного свойства: удовлетворение потребностей в еде (это желание породило труд и обман как разновидность труда) и сексе (т.е. продолжении рода).

Гиддинс (1855-1931) же выделял такие две силы "искусственного выбора": а) социализирующие: страсти и стремления индивидов, природные условия; б) социальные силы: общественное мнение и закон. Главными факторами эволюции выступают как объективные, природные, так и субъективные, психологические. Причем психологические в виде "сознания рода" и предопределяет поведение индивидов.

2) Психологическую школу представляли Габриэль Тард (1843-1904) с его психологией подражания и Гюстав Лебон (1841-1931) с той же теорией подражания и концепцией групповой психологии.

Тард выделял три основных социальных процесса: подражание, оппозиция и адаптация. Главной движущей силой является стремление людей к подражанию, отношения "учитель-ученик". Основным законом общественного развития является подражание низших слоев общества высшим. Тард отмечал растущее значение публики как рассеянной разновидности массового сообщества (читатели газет и др.).

В противовес Тарду Лебон уделял основное внимание "толпе", в которую он включал разнообразные группы (партии, классы, касты), и провозгласил современную эпоху началом упадка цивилизации, эрой толпы, заменяющей сознательную деятельность индивидов бессознательной активностью толпы как группы людей, охваченных общими настроениями, стремлениями и чувствами. Ее черты: заражение общей идеей, внушаемость, подражательность, готовность к импульсивным действиям и бездумному следованию за лидерами, сознание своей мощи, утрата ответственности, нетерпимость, догматизм, деперсонализация и деиндивидуализация людей в толпе, образование у индивидов в толпе своего рода коллективной души, благодаря которой они чувствуют, мыслят и действуют иначе, чем каждый из них в отдельности. Человек превращается в автомат, иррациональное существо, стремящееся к немедленной реализации внушенных ему идей. Лебон враждебно относился к социальному равенству, демократии и социализму как обществу, состоящему из толп неприспособленных и дегенератов. Социализм обязательно будет испытан хотя бы в одной стране, но лишь как коллективная трагедия, пройдя путь от трогательного гуманитаризма, идиллии и речей философов до гильотины и дав миру урок.

Несмотря на критику психологической социологии, самые разные течения социологии многое заимствовали из нее: и социология действия, и фрейдизм, и другие.

В) ВЕБЕР. ФРЕЙД И НЕОФРЕЙДИЗМ. РОССИЙСКИЕ СОЦИОЛОГИ:

Помимо психологизма, в этот период появились и иные теории, в частности понимающая социология Вебера и Зиммеля, отвергающие редукционизм позитивистов. Так, выдающийся социолог Макс Вебер (1864-1920, Германия) разработал концепцию идеальных типов.

"Идеальный" означает "чистый" или "абстрактный", а не нормативно желательный или лишенный недостатков. Смысл идеальной типизации – в конструировании образов (схем), позволяющих упорядочивать факты и социальные явления. Аналогично таким не существующим в природе явлениям, как идеальный газ, абсолютный нуль, абсолютно чистое вещество, абсолютно черное тело, шар, плоскость, прямая или точка, являющимся лишь удобными для ученых абстракциями, Вебер рассматривает античность, феодализм, капитализм, совершенную конкуренцию, бюрократию, авторитет как не объективно существующие явления, а способы идеальной типизации. Также как и естественные науки стали верифицируемыми теориями во многом благодаря созданию идеальных объектов, так и социология стала наукой с момента начала конструирования идеальных объектов. Вебер ввел для них понятие "идеальный тип", чтобы объяснить процедуру, посредством которой социологи создают общее понятие: они отбирают в качестве определяющих характеристик идеального типа определенные аспекты поведения или институтов, наблюдаемые в реальном мире, а затем возводят их до формы стройной социальной конструкции. Не всегда в реальном мире представлены все характеристики, однако частный случай можно понять, сравнив его с идеальным типом. Например, реальные типы государства, бюрократии или авторитета могут не полностью соответствовать своим идеальным типам, однако, основываясь на типологии, можно объяснить эти отклонения. Следовательно, идеальные типы представляют собой мыслительные конструкции, имеющие ценность объяснения. Но, по мнению Вебера, точное отношение между идеальными типами и реальностью остается неясным. Отрицает эта концепция и идею объективной закономерности исторического развития. Вебер также разработал учение о формальной рационализации и, в частности, роли протестантизма и этики в становлении капитализма, концепции бюрократии как чистого типа легального господства, авторитета, социальной структуры и классового конфликта, теорию социального действия, был предтечей понимающей социологии, о которых речь пойдет в следующих Главах. Вебер является таким же постоянно цитируемым классиком социологии, как и противостоящие ему Дюркгейм и Маркс.

Важный вклад в развитие социологии сделали и другие ученые. Вильгельм Дильтей, создатель "понимающей психологии", послужившей толчком к созданию "понимающей социологии"; Георг Зиммель, основоположник так называемой формальной социологии, один из главных представителей поздней философии жизни; основоположник эволюционизма Эдуард Тайлор; социальный дарвинист Уильям Самнер; итальянец Вильфредо Парето – автор одной из известных концепций элиты.

Отдельно стоит выделить Зигмунда Фрейда (1856-1939), австрийского психолога, социального мыслителя, автора психоанализа – специфического психотерапевтического метода, принципы которого с течением времени были распространены на социальную философию, историю, культурологию и т.д. Фрейд родился в Моравии в еврейской семье, воспитывался в Вене, где изучал медицину. В ранний период своей работы Фрейд занимался гистологией нервной системы, затем внес важный вклад в изучение истерии посредством использования свободной ассоциации (или "разговорной терапии"). Эта клиническая работа привела Фрейда к разработке основных понятий психоанализа (бессознательное, подавление, защитная реакция (abreaction), трансфер). Фрейд также интересуется тем, каким образом природа и проблемы человеческой сексуальности могут проявляться в шутках и снах, в провалах памяти и оговорках. Фрейд развивал также психоанализ искусства, он утверждал, что картины Леонардо, такие как "Мадонна и младенец со Св.Анной" являются продуктами его гомосексуальности, непринятия родительского авторитета и нарциссизма. Он очертил теорию детской сексуальности, концепцию динамики личности. Фрейд и его коллеги основали в 1910 г. в Нюрнберге Международную психоаналитическую ассоциацию и ряд журналов.

Несмотря на то, что психоаналитические исследования Фрейда охватывали широкий ряд проблем, его взгляд именно на конфликт между удовлетворением инстинктов индивида и требованиями социального порядка оказался особенно влиятельным в социологии. В своих более поздних работах Фрейд подчеркивает противоречие между значением удовлетворения сексуальности и агрессивности для индивида и важностью социального контроля для цивилизации. Социальный порядок представляет собой хрупкий компромисс между сексуальным удовлетворением, социальной дисциплиной и работой.

Суть его социологических позиций вкратце состоит в следующем. В душе каждого человека существует серьезное противоречие между подсознанием (т.е. подлинной сущностью человека, его биологическими потребностями в самосохранении и продолжении рода) и сознанием (т.е. навязанными ему извне обществом нормами). Невозможность удовлетворить биологические потребности из-за мешающих этому социальных норм ведет к фрустрации, угнетенному состоянию, вызванному постоянной неудовлетворенностью. Фрустрация приводит или к сумасшествию и иным срывам, или к сублимации, замещению неудовлетворенных биологических желаний иными, "более высокими", социальными, например, стремлением к самореализации и самоутверждению в других сферах. Так возникают культура, спорт, политика, наука, искусство.

Теория Фрейда получила всемирное распространение и развитие в трудах неофрейдистов (крупнейшим из которых явился Э.Фромм), неомарксистов, функционалистов. Парсонс использовал объяснение Фрейдом развития личности для психологического обоснования процесса социализации. Однако, подчеркивая взаимодополняемость личности и социальных систем, Парсонс пренебрегал противоречивым отношением между сексуальностью и социальным порядком. В марксизме Л.Альтюссер считал открытие Фрейдом бессознательного равнозначным открытию Марксом законов способов производства. Во Франкфуртской школе психоаналитические теории использовались для развития материалистического понимания личности как дополнения к марксовому материалистическому анализу общества.

На данном этапе весьма весомую роль в развитии теоретической социологии играли российские социологи (субъективная социология П.Лаврова и Н.Михайловского, учение о социальном прогрессе и сравнительно-исторический метод М.Ковалевского, теории Н.Кареева, Н.Данилевского и др.), но до 1908 г. преподавание социологии в России было запрещено. Определенный вклад в теорию сделал Ленин (В.И.Ульянов; 1870-1924).

Анализируя рабочее движение, он доказывал, что сами рабочие при капитализме стихийно вырабатывают лишь реформистские, "экономические" взгляды (с требованиями постепенного улучшения оплаты и условий труда, введения законов о труде), реализация которых служит инкорпорации рабочих в капитализм, а не уничтожению последнего. Более того, тред-юнионизм способствует сектантству, разделению рабочих по профессиям. Ленин считал, что революционная социалистическая партия, возглавляемая марксистской интеллигенцией, необходима для внесения в среду рабочих истинно революционного, классового, а не тред-юнионистского сознания. Ленин также дал анализ империализма и неравномерного развития капитализма. Идеи Ленина об ограниченности мировоззрения самих рабочих, о сектантстве профсоюзов и внесении классового сознания политической партией активно развивались неомарксизмом. Идеи необходимости слоя профессиональных революционеров и руководящей роли партии использовались Сталиным в рамках его "марксизма-ленинизма" для создания правящего и привилегированного слоя номенклатуры в "странах социализма". Идеи гражданского мира (послереволюционной эпохи перехода к социализму, включающей сосуществование разных укладов и партий) остались нереализованными.

В целом второй этап характеризуется как период перелома, как кризис "классического" типа науки, "классического естествознания" и поисков нового миросозерцания.

§ 2. ЭТАП РЕВИЗИИ ИДЕЙ "ОТЦОВ" СОЦИОЛОГИИ

Рассмотрим здесь две основные концепции:

А) СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ ПАРСОНСА;

Б) КОНЦЕПЦИЯ ГРАМШИ.

А) СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ ПАРСОНСА:

Третий этап развития социологии характеризовался нарастанием стабилизации в ней и оттеснением кризисных тенденций в ее развитии. На этом этапе продолжается институционализация и углубляется профессионализация социологии как отрасли научного знания. Наиболее динамичное развитие получает американская социология. Для нее характерны конкретизация исследований и внутренняя дифференциация по отраслям. В социологии выделяются все более узкие по предмету сферы и области научного исследования. Происходит отказ от идеи прогресса, преувеличение роли техники в развитии общества, смещение внимания с вопросов власти на технологию управления.

На этом этапе наиболее значительной теоретической концепцией, определившей новое направление в социологии, выступает структурно-функциональная теория Т.Парсонса.

Обращение к структурно-функциональной теории свидетельствует об отходе от исследования происхождения и развития социальных явлений. Сравнительный исторический метод, с помощью которого социология в конце XIX – начале XX в. устанавливала законы развития общества, был заменен структурно-функциональным методом. Изучение генезиса социального развития превратилось в анализ способов функционирования общества. Толкотт Парсонс (1902-79) – американский теоретик, получивший образование в Амхертском колледже, Лондонской школе экономики, Гейдельбергском университете. С 1927 г. преподавал в Гарвардском университете. Избирался Президентом Американской социологической ассоциации (1949). Он явился создателем позитивистской теории действия и системно-функциональной школы в социологии, о которых речь пойдет в следующих Главах. Значение Парсонса в том, что новый подход к обществу и понимание последнего как системы позволили охватить его во всей целостности и противоречивости, что он поставил проблему целей развития системы и средств ее сохранения.

Б) КОНЦЕПЦИЯ ГРАМШИ:

На этом этапе важную роль в развитии социологии играла неомарксистская Франкфуртская школа, ставшая одной из самых популярных на Западе на 4-м этапе, в 60-е гг. Параллельно развивал марксизм Антонио Грамши (Antonio Gramsci; 1891-1937), лидер итальянских коммунистов, один из крупнейших марксистских мыслителей XX века. Он двумя способами отрицал экономический детерминизм марксистов II Интернационала:

1) отстаиванием независимости политики и идеологии от экономики;

2) обоснованием того, что люди могут изменять свои обстоятельства борьбой. Поясним эти тезисы:

1) Господство класса капиталистов обеспечивается не только экономическими факторами, но и политическим (государственным принуждением) и, самое важное, идеологическим (гарантирующим согласие рабочего класса) аппаратами. Причем эти аппараты являются по сути институтами гражданского общества (как церковь, семья и даже тред-юнионы). Но идеологическое господство над рабочим классом не может быть полным из-за двойственного сознания последнего: это сознание формируется как капиталистами, так и повседневным здравым смыслом.

2) Это сознание потенциально революционно, но для превращения в эффективную силу ему требуются полное развитие и артикуляция, осуществляемые партийной интеллигенцией. В решающей степени классовая борьба есть борьба между интеллектуальными группами, служащими капиталистам и рабочим.

§ 3. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Рассмотрим в вопросе такие аспекты:

А) ВТОРОЙ КРИЗИС СОЦИОЛОГИИ. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ;

Б) МИЛЛС. ЛАЗАРСФЕЛЬД. ФУТУРОЛОГИЯ.

А) ВТОРОЙ КРИЗИС СОЦИОЛОГИИ. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ:

Четвертый этап развития социологии можно квалифицировать как этап второго кризиса социологии. Помимо выше отраженной общей характеристики данного этапа, необходимо сказать следующее.

Основными тенденциями развития современной западной социологии являются:

1) полицентризация социологии (вместо одного лидера США);

2) дивергенция теорий и ориентаций, их жесткое разделение на неопозитивистские и гуманитаристские;

3) реидеологизация западной социологии;

4) стремление к целостному охвату социальных процессов, исследованию различных типов цивилизаций;

5) расширение объектного диапазона исследований;

6) появление междисциплинарных наук типа экономической социологии, социальной географии, социобиологии и др;

7) интеграция наук об обществе, синтезирование их результатов;

8) психологизация и философикация социологии, т.е. использование методов психологии, социальной психологии и философии истории для анализа социологических фактов;

9) усиление интереса к прикладной социологии;

10) широкая популяризация социологического знания.

Б) МИЛЛС. ЛАЗАРСФЕЛЬД. ФУТУРОЛОГИЯ:

Среди социологов этого этапа выделяется неопозитивист Поль Лазарсфельд (1901-76, США). Это один из ведущих специалистов в области методологии и применения математических методов; руководил рядом крупных эмпирических исследований по проблемам массовой коммуникации и по механизмам избирательной борьбы в США; выступал за сближение социологии с другими общественными науками; отстаивал концепцию деидеологизации социологии и превращения ее в "естественную науку", свободную от ценностей.

С другой стороны, на данном этапе в рамках гуманистической социологии весьма привлекает "новая социология" профессора Чарльза Райта Миллса (C.Wright Mills, 1916-62, США), положившая начало критической социологии, социологии действия и неомарксизму в США. Последователь немецких социологов Вебера, Веблена, Манхейма, Маркса, он считал плодотворным метод последнего, однако придерживался взгляда об устарелости его теории. Миллс крайне критично относился и к традиционной западной социологии за увековечивание широко распространенных предрассудков в отношении политической власти и социального неравенства. По его мнению, центральной задачей социологии должно стать изучение людей, играющих определенную роль в политических, экономических и военных институтах различных обществ, фактически он заложил основы политической социологии. Миллс выделил и определил критерии содержания таких категорий, как "новый средний класс" и "властвующая элита", рассматривал последнюю как совокупность экономической, политической и военной "верхушек", обладающих наибольшим влиянием при принятии важных решений.

В работе White Collar (1951) он проанализировал социальные характеристики среднего класса США. В The Power Elite (1956) Миллс объяснял структуру власти Соединенных Штатов как интегрированное расположение элит в различных сферах. Эти элиты являются в некоторой степени самоувековечивающимися. В The Sociological Imagination (1959) он представил свою интерпретацию эволюции социологии США и подверг решительной критике консерватизм двух главных доктрин социологии США: господство функционализма и эмпиризма, т.е. высокой (большой) теории Парсонса с ее бюрократическим этосом и абстрактного эмпиризма Лазарсфельда с его требованием деидеологизации. В противовес этому Миллс призывал к возрождению основной традиции классической социологии и прежде всего ее гуманистических и просветительских идеалов, акценту на социальном изменении и конфликте. В Letter to the New Left (1960) он сформулировал основные положения неомарксизма: а) пролетариат и традиционные левые потерпели крах; б) отныне движущей силой изменений становится молодежь; в) призыв перевести моральный подъем студенческой молодежи в русло политической борьбы, для чего создать новую теорию структурных изменений общества. Идеи "новой социологии" Миллса послужили важным источником формирования оппозиционного сознания молодежного движения "новых левых", сыгравшего значительную роль в политике в 60-х гг.

В рамках критики неопозитивизма все более популярными становятся различные версии постмодернизма как разновидности гуманитаристской социологии.

Одним из серьезных направлений социологии на современном этапе является исследование будущего, охватывающее общие долгосрочные перспективы будущего Земли и человечества. В российской литературе термин "исследование будущего" употребляется редко, распадаясь на два общепринятых ныне понятия: "прогностики" (теория разработки прогнозов) и "прогнозирование" (практика разработки прогнозов). Исследование будущего имеет длительную предысторию, связанную с эволюцией религиозной эсхатологии, социальной утопии и философии истории. Возникновение научного предвидения, связанного с марксизмом, вызвало во второй половине XIX - начале XX века появление ряда специальных работ о будущем Земли и человечества.

Открытый в 20-е гг. советскими учеными эффективный способ исследования будущего – выявление назревающих проблем методами экстраполяции в будущее наблюдаемых тенденций (генетический прогноз) и определение возможных путей решения такого рода проблем методами экспертизы (телеологический прогноз) – не получил применения и вплоть до недавнего времени оставался неизвестным мировой научной общественности. Он был заново открыт американскими учеными в конце 50-х гг. при научных разработках космической программы "Аполлон" (только генетический прогноз получил название поискового, телеологический – нормативного, а в дополнение к методам экстраполяции и экспертизы был предложен широкий набор методов моделирования). В совокупности оба подхода стали называться "технологическим прогнозированием", продемонстрировавшим чрезвычайно высокую эффективность при обосновании решений в сфере управления, что привело в 60-е гг. к "буму прогнозов" – появлению сотен исследовательских центров, занятых разработкой научно-технических и военно-политических технологических прогнозов.

В начале 70-х гг. на передний план выдвинулось течение, выступившее с концепцией неизбежности глобальной катастрофы при существующих тенденциях развития общества. Ведущее влияние в этом течении приобрел Римский клуб, по инициативе которого развернулось глобальное моделирование перспектив развития человечества на основе использования ЭВМ, в результате чего сложилось новое направление исследований – "глобалистика". К середине 70-х гг. указанное течение разделилось на два: "экологических пессимистов" (Дж.Форрестер, супруги Медоуз, Н.Хейлбронер) и "технологических оптимистов" (Кан, Тоффлер, Месарович, Ласло, Нейсбитт и др.). Первые трактуют перспективы человечества с позиций неомальтузианства (недопотребления), а вторые пытаются доказать возможность избежать катастрофы путем оптимизации государственно-монополистической социальной экономики. Специалисты в области исследования будущего объединены в ряд международных научных обществ (Всемирная федерация исследований будущего, Общество мира будущего, ассоциация "Футурбиль"), проводящие конференции и издающие журналы ("Футурист", "Футурбиль").

В разработку социологических проблем на современном этапе внесли вклад ученые и многих иных направлений (в частности, разных версий понимающей социологии), о которых пойдет речь в следующих Главах.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Определите свое отношение к теории Дюркгейма, в частности, к его отношению к социальным фактам как к вещам и к его концепции самоубийств.

2. В чем суть психологической критики социологизма? Раскройте концепцию толпы Лебона.

3. Разберите вклад Вебера, Дильтея, Фрейда, российских ученых в разработку проблем социологии.

4. Охарактеризуйте взгляды Парсонса и Лазарсфельда, Грамши и Миллса. Назовите тенденции развития современной социологии.

Л И Т Е Р А Т У Р А:

1. Аберкромби Н.и др. Указ.соч.

2. Арон Р. Указ.соч.

3. Беляев В.А. Указ.соч.

4. Введение в социологию.

5. Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – 805 с.

6. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологические этюды. – М., 1994.

7. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 1991.

8. Краткий словарь по социологии.

9. Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. – СПб.: Нотабене, 1992.

10. Смелзер Н. Указ. соч.

11. Современная западная социология.

12. Социология и современность. – М.: Наука, 1977. – Т.2. – 440 с.

13. Фрейд З. Избранное. – М.: Московский рабочий и Вся Москва, 1990. – Кн.1-2.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


написать администратору сайта