Главная страница

Социология 1 часть обновленная. Учебный курс часть I. Большая теория Казань 2004 2 ббк с 5я 7 ббк 60. 55. (3,2)


Скачать 0.57 Mb.
НазваниеУчебный курс часть I. Большая теория Казань 2004 2 ббк с 5я 7 ббк 60. 55. (3,2)
АнкорСоциология 1 часть обновленная.doc
Дата19.09.2017
Размер0.57 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСоциология 1 часть обновленная.doc
ТипУчебный курс
#8663
страница3 из 24
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

РАЗДЕЛ I. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА


Раздел I знакомит читателя с социологической наукой, ее спецификой и структурой, ее генезисом и историей развития.

Глава 1. ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИИ


§ 1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИИ

§ 2. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ. ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК

§ 1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИИ

Поскольку мы должны выяснить, что изучает социология (ее предмет) и как она это делает (ее методы), то выделим в вопросе такие проблемы:

А) ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ;

Б) ЕЕ МЕТОДЫ.

А) ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ:

Термин "социология" (англ.sociology от лат.societas – общество или socius – сотоварищ и греч. logos – слово, учение, исследование) введен О.Контом в 30-х гг. XIX в. и означает "наука об обществе" или "исследование процессов товарищества".

Объект социологии – общество. Но оно является общим объектом всех гуманитарных наук, как природа – объект всех естественных наук. Поэтому необходимо различать объект и предмет исследования социологии. Объектом науки может быть целостная система, изучаемая рядом наук, а предметом науки является лишь та сторона этой системы, которую изучает только данная наука (См. Табл.1 и 3).

Так, предметом социологии является не общество в целом, а его социальная жизнь, т.е. взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом. Социальные субъекты – отдельные люди, социальные группы (малые группы, макро-, мега- и метагруппы: племена, слои, классы, демографические группы, элиты, этносы, цивилизации) и социальные институты, имеющие социальные различия между собой. Социальные различия – различия в социальном статусе. Социальный статус – положение в общественной иерархии, т.е. степень доступа к образованию, власти, богатству и иным благам, уровень престижа.

Ну, к примеру, отношения между мужчиной и женщиной многогранны. И как бы ни твердили некоторые, что "секса у нас нет", важную роль в этих отношениях играют именно "постельные" отношения. Их изучает специальная наука – сексология. Но разве нет других отношений между мужчиной и женщиной? Разве никогда Вас (если Вы мужчина) женщина не посылала за хлебом? Не вызывала Ваших родителей? Не колола уколы? А еще раньше не кормила с ложечки? А если Вы женщина, разве Вы не помните, как мужчина объяснял Вам сложные вопросы физики? Разве не мужчина свистел, когда Вы перебегали дорогу? Разве не за мужчину Вы голосовали в последний раз? А кто руководит фирмой, в которой Вы работаете? Так вот, социология тоже изучает отношения между мужчинами и женщинами, но не технологию секса, а иные отношения, вызванные разным положением полов в обществе: у кого и почему больше денег, престижа, власти, а у кого выше образование и т.д. То же касается отношений между молодыми и пожилыми, горожанами и сельчанами, рабочими и предпринимателями, интеллигенцией и правителями, русскими и татарами и т.п.

Авторы Пингвиновского Словаря по социологии, исходя из перевода термина, пишут, что социология может определяться как исследование основ социального членства. С более технической точки зрения, социология – это анализ структуры общественных отношений, образуемой взаимодействием людей. Изучение общества идет от Платона и Аристотеля в греческой философии, Ибн Хальдуна в исламской юриспруденции и европейского Просвещения, но сам термин "социология" появляется в 1824 году, в письмах О.Конта, более широкое использование он получает после издания контовского Cours de philosophie positive (1838). Социологический подход А.Сен-Симона, Конта и Г.Спенсера был основан на оптимистическом убеждении, что позитивизм станет научной основой исследования общества. Социология, полагали они, будет открывать общие законы социального изменения, подобные законам ньютоновской физики или дарвиновской биологии, однако эти цели оказались слишком амбициозны, и к концу XIX в. социологи их сузили. По М.Веберу, социология должна заниматься смыслом социального действия и уникальностью исторических событий, а не бесплодными поисками общих законов. Э.Дюркгейм, напротив, был большим оптимистом в отношении достижений социологии, утверждая, что она показала тождество определенных моральных и правовых институтов и религиозных верований в большинстве обществ и что это единство является лучшим доказательством того, что общество подчиняется универсальным законам.

Социология иногда рассматривается как интеллектуальный консервативный ответ на специфические социальные проблемы, порожденные Французской революцией и переходом от традиционного к индустриальному обществу. Она пыталась измерять и анализировать проблемы бедности, политической нестабильности, уровней смертности, болезней, преступлений, разводов, самоубийств и т.д. Но, помимо консервативной струи, пишут авторы Пингвиновского Словаря по социологии, глубокое влияние на социологию оказали Сен-Симон, К.Маркс и Ф.Энгельс своим анализом социальной структуры, классов и социальных изменений. Следует упомянуть о вкладе в разработку вопроса о предмете данной науки российских социологов Н.Кареева, М.Ковалевского и др. Кареев считал, что "социология должна быть учением об обществе, подобно тому, как существует учение о жизни", а Ковалевский писал: "Социология, в отличие, например, от истории, необходимо отвлекается от массы конкретных фактов и указывает лишь общую их тенденцию, никогда не теряя из виду основной своей задачи – раскрытия причин покоя и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка в различные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой".

В западной социологии преобладает широкая трактовка предмета социологии как науки об обществе в целом, хотя часть социологов США была сосредоточена преимущественно на изучении малых групп, и только с 80-х г.г. ХХ века в ней наблюдается соединение микро- и макроподходов. Так, профессор Кембриджского университета Энтони Гидденс (1989, 815 с.) рассматривает социологию как науку, изучающую практически все социальные процессы и явления. Он особо выделяет микросоциологию и макросоциологию. Первая исследует повседневные поведение в ситуациях взаимодействия "лицом к лицу", вторая анализирует широкомасштабные системы, такие, как деловые фирмы, политические системы или экономический порядок. Кроме того, макросоциология изучает исторически длительные процессы, скажем, развитие индустрии. Это деление на различные уровни анализа принято современной социологией, что мы проиллюстрируем во 2-м вопросе. Тем не менее в США преобладает поведенческий подход к предмету данной науки. Например, профессор Калифорнийского университета Нейл Смелзер (автор популярного учебника) пишет: "Социология, попросту говоря, это способ изучения людей. Социологи хотят знать, почему люди ведут себя именно так, а не иначе, почему они образуют группы, почему идут воевать, поклоняются чему-либо, женятся и голосуют, т.е. все, что происходит, когда люди взаимодействуют друг с другом". И далее Смелзер обобщает: "...социологию можно определить как научное изучение общества и общественных отношений".

В российских учебниках пока царит разнобой в определении социологии. Так, в коллективном учебнике (Социология.-1995) практически полностью повторяется подход Гидденса. В учебнике М.С.Комарова (1994) сфера охвата уже: объект социологии им определяется как "мир социальных отношений и действий людей, из которых складываются группы, социальные институты, объединения людей" (С.9), а предмет – как устойчивые и повторяющиеся образцы поведения людей в обществе (С.10). Комаров далее уточняет: Социология – это научное изучение структурных механизмов изменения и функционирования общества и составляющих его компонентов, а цель данной науки – объяснение и рациональное понимание поведения человека и социальной организации (С.13). Мы еще увидим, что акцент на изучение повторяющихся явлений, структуры и "объяснение" свойственен такому направлению социологии, как позитивизм.

Б) ЕЕ МЕТОДЫ:

Авторы Пингвиновского Словаря по социологии пишут, что в социологии с давних пор ведется полемика о том, в какой степени или в каком отношении социология является наукой. В общепринятое понимание наук входит представление о том, что они имеют определенные цели и используют особые методы для их достижения. С более фундаментальной точки зрения, они стремятся к причинному объяснению (посредством теорий) закономерностей природы. Они стремятся построить теории, в свою очередь, генерирующие проверяемые гипотезы. Теории, обобщения или даже законы могут выдерживать этот процесс проверки и становиться все более признанными, будучи отвергаемыми только тогда, когда показано, что они логически непоследовательны или когда накапливаются данные, противоречащие им. Одним из наиболее важных средств получения данных, значимых для теории, помимо наблюдения, является эксперимент, который можно повторять и который часто включает в себя квантификацию переменных, использование техники измерения, математических и статистических методов и компьютеров для обработки результатов, иные методы конкретных социологических исследований, которым мы посвятим отдельную Главу.

Многие социологи (называемые позитивистами) полагают, что их дисциплина обладает многим из этой характеристики наук. Они заняты причинным объяснением явлений социального мира посредством соотнесения теорий с эмпирическими данными, которые часто квантифицируются (исчисляются). Утверждается даже, что определенные типы причинного моделирования могут быть эквивалентны экспериментальному методу. Здесь следует заметить, что на самом деле практика естественных наук большей частью не соответствует в точности этой схеме. Например, часто бывает трудно повторить эксперимент в его первоначальной форме, в то же время некоторые отрасли науки, такие как теория эволюции в биологии, вообще не используют эксперименты в строгом смысле этого слова.

Существуют, тем не менее, более фундаментальные возражения против того взгляда, что социология подобна естественным наукам:

1) даже позитивисты признают, что социология не может в точности использовать естественнонаучные методы. Несомненно, что экспериментировать с социальным поведением таким образом, чтобы можно было точно контролировать переменные и повторять эксперименты, трудно и иногда опасно;

2) не все в поведении, мотивах и ориентациях человека можно и нужно исчислять, не все поддается квантификации и нет линеек для измерения чувств, мыслей человека. Еще Пушкин предупреждал о пагубных последствиях и мизерной пользе таких операций, когда в уста Сальери вложил горькие слова: "Ремесло поставил я подножием искусству. ...Звуки умертвив, музыку я разъял, как труп. Поверил я алгеброй гармонию". И вряд ли читателя обрадует такое "разложение сложного на простые составляющие", выполненное в следующем примере: Я помню чудное мгновенье (длящееся 0,05 сек.): передо мной явилась ты (ФИО, рост, вес, национальность, прописка, вайтлс), как мимолетное (со скоростью 300 м/сек) виденье, как гений чистой (без примесей кальция и серы) красоты. Для изучения человека и его произведений секундомер и циркуль редко пригождаются;

3) людей нельзя рассматривать так же, как объекты природного мира, поскольку они обладают способностью рассуждать и делать осмысленным окружающий их мир. Поэтому социологи часто дают не причинное объяснение социальному поведению, а его понимание. П.Уинч (1958) даже утверждает, что социальное поведение – не причинно регулируемое, а следующее правилу, которое обнаруживают социологи;

4) в отличие от естествознания, социология не может быть отделена от ценностных суждений о социальном поведении. Вследствие того, что сами социологи являются членами того общества, изучаемого ими, они просто не могут заниматься объективными исследованиями общества; они могут рассматривать социальную реальность лишь в том виде, в каком она представляется после "фильтра" ценностных суждений.

Более подробно специфические методы социологии, а также используемые в ней методы широких философских и социально-исторических обобщений мы рассмотрим при анализе ее направлений.

§ 2. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ. ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК

Структура социологии как наиболее общей науки об обществе весьма сложна, имеет ряд срезов (по содержанию, по целям исследования и по масштабам), которые можно отразить следующим образом (См.Схему 2):

Схема 2. СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИИ

Содержательная

Целевая

Масштабная

1. Методология (метасоциология)

I. Фундаментальная (академическая)

А. Общая социология

(мегасоциология)

2. Теория

II. Прикладная (ориентированная на клиента):

а) Социальная инженерия

б) Клиническая социология

Б. Макросоциология – частные теории среднего уровня:

а) Специальные

б) Отраслевые

3. Эмпирия




В. Микросоциология

Поэтому в данном вопросе выделяются следующие проблемы:

А) ЭМПИРИЯ, ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ;

Б) ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ И ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ;

В) МЕГА-, МАКРО- И МИКРОСОЦИОЛОГИЯ;

Г) ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ И ЕЕ СПЕЦИФИКА.

А) ЭМПИРИЯ, ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ:

Социология как наука имеет три компонента, выделяемых, исходя из содержания каждого, а также методов исследования: конкретные социологические исследования или эмпирию, теорию и методологию. Без этих составляющих социология перестает быть цельной наукой: ее нельзя рассматривать только как эмпирическую науку, равно как и ограничивать ее содержание только общей социологической теорией или методологией. Конкретные социологические исследования требуют глубоких теоретических обобщений, формирующих законы и категории, а методология представляет собой способы получения знаний, принципы движения от эмпирии к теории и обратно.

Важнейший элемент структуры социологии – ее теоретический уровень, или теоретическая социология. В ее задачи входит изучение общих законов функционирования и развития общества. Она выявляет взаимосвязи экономики, политики и культуры, взаимодействие различных социальных групп. Теоретическая социология включает в себя большой спектр теорий разной степени общности, в ней сложились свои традиционные сферы исследования: производство, семья, общественное мнение, политика, право, молодежь, женщины, спорт, мода, искусство, религия, личность, секс, девиантное поведение.

Основатели социологии были прежде всего выдающимися теоретиками. В современных условиях наблюдается возрождение интереса к теории, по размаху сравнимое лишь с золотым периодом зарождения социологии. Польский социолог П.Штомпка обосновывает этот факт сходством двух эпох: и тогда, и сейчас общества переживали быстрые перемены радикального свойства, в обоих случаях налицо широко распространенное негативное восприятие, сильный критический настрой по отношению к унаследованному социальному миру и горячее желание его изменить. Имеют место массовая активность, различные формы протеста и народных движений. Стоит только включить телевизор во время вечерних новостей, и вы увидите толпы людей, митингующих, марширующих, сжимающих кулаки, швыряющих камни, возводящих баррикады, выкрикивающих лозунги и порой жертвующих жизнями во имя перемен. Штомпка делает предположение: теории – это порождение времени перемен. Во времена решительных и быстрых изменений существует большая потребность в общей теории, и именно общая теория во время перемен демонстрирует самую сильную восприимчивость, самую большую способность влиять на течение социальных процессов в широчайшем смысле этого слова, потому что она формирует модели, с помощью которых люди определяют свою ситуацию, совершают выбор, предпринимают определенные действия.

Нынешнюю потребность России и всей Восточной Европы в теории Штомпка (С.9-10) артикулирует так: "Траектории движения планет не меняются в зависимости от прогресса астрономии, но уровень социологического знания существенно влияет на направление социальных преобразований. Страны Восточной и Центральной Европы переживают период радикальных и стремительных перемен. Размах и глубину посткоммунистических изменений можно сравнить лишь с "великим переходом" в XIX в., когда аграрный феодальный строй уступил дорогу современному индустриальному урбанизированному обществу капиталистического Запада. Возможно, сегодня нигде не происходит таких фундаментальных изменений, как в России... В такие периоды все члены общества – политики, лидеры и обычные люди – одинаково испытывают чувство растерянности, неуверенности в будущем, лишаются надежных ориентиров. Широко распространяется аномия в дюркгеймовском смысле этого слова. Такие переживания особенно остры, поскольку следуют за периодом "официальной уверенности", преисполненной утопических обещаний светлого будущего, всеобщего счастья, свободы и изобилия... Испытывая растерянность и стремясь найти новые ориентиры, люди нуждаются в некоем интеллектуальном компасе, который упорядочил бы их хаотический опыт и объяснил, откуда они пришли, где находятся сейчас и куда движутся. Они должны иметь представление о том, что происходит. К этому люди идут разными путями: ищут помощи у Бога, Провидения или, в более приземленном варианте, у харизматических лидеров, новых вождей, политических демагогов, но приходят к новым разочарованиям. Однако некоторым удается избежать подобных атавистических рефлексов и эмоциональной зависимости и мобилизовать разум, чтобы, наконец, прозреть". Штомпка подчеркивает, что "интеллектуальный ориентир сегодня, в хаосе перемен необходим безотлагательно".

Теоретическая социология тесно связана с эмпирической. Эмпирическая социология – это комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ конкретных фактов социальной жизни с использованием специальных методов: опросов, наблюдения, эксперимента, математических и статистических методов. Прикладные эмпирические исследования направлены на решение практических задач, таких как:

- выяснение причин, порождающих социальный дискомфорт людей;

- выработка рекомендаций по их устранению;

- разработка методов сбора, обработки и интерпретации полученных социологических данных;

- определение объекта, стратегии и цели исследования;

- осуществление выборки, достижение ее репрезентативности.

Тем самым теория и эмпирия имеют существенные различия. Теоретическая социология включает в себя совокупность гипотез, теорий, моделей, объясняющих процессы развития социальной системы и ее элементов. Эмпирическая социология изучает реальные социальные факты, что является исходной точкой социологического анализа.

Третьим уровнем социологии является методология – это учение о методе социального познания, система философских, исторических и социальных принципов, обосновывающих пути и способы приращения, построения и применения социологического знания. Методология может содержаться в социальной теории (скажем, диалектический метод в марксизме, структурно-функциональный метод в теории Парсонса, социокультурный метод в теории идеальных типов М.Вебера). В англоязычной литературе в качестве сходного понятия используется термин метатеория (metatheory), обозначающий общее философское основание (background) допущений, создающее правила для построения частных социологических теорий и обосновывающее применение частных социологических методов. В социологии существует несколько таких метатеорий, примером которых является герменевтика. В данном учебнике будет в качестве синонима использоваться также термин метасоциология.

Б) ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ И ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ:

Существует сегодня в социологии и другой подход к структуре данной науки. Он предполагает выделение, исходя из целей (функций) исследования, двух структурных компонентов: фундаментальной социологии и прикладной социологии.

Фундаментальная, или базисная, чистая, ориентированная на дисциплину, именуемая на Западе академической, решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой концептуального аппарата социологии, методологии и методов социологического исследования. Разрабатываемые теории и концепции отвечают на два вопроса: "что познается?" (объект) и "как познается?" (метод), т.е. связаны с решением гносеологических (познавательных) задач. Основной ее отличительной чертой является то, что главная задача социального познания усматривается в открытии и формулировании универсальных, независимых от времени и места закономерностей поведения человека и социальной организации, в поиске объективной истины.

Прикладная социология, называемая в США "проблемно ориентированной", "ориентированной на клиента", изучает проблемы, связанные с практическим преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы, использования познанных фундаментальной социологией законов и закономерностей. Она прямо отвечает на вопрос "для чего?": для социального развития, для совершенствования социальных отношений, для формирования личности, для реконструкции управления и т.д. Под прикладной социологией западными учеными понимается совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта. Это социологическая работа, сделанная для заказчика (государственного учреждения, правительственной организации, частной фирмы, федеральных органов власти и др.). Таким образом, фундаментальная и прикладная социология различаются не по объекту или методу исследования, не только содержанием и характером научной деятельности, а по своей цели: решению научных или практических задач, другими словами, по своей ориентации: на практическую пользу или на приоритет знания и научный вклад в фундаментальные открытия.

Прикладная социология в США пользуется авторитетом, все более популярными в стране становятся соответствующие курсы, количество социологов-прикладников быстро растет. В США прикладников различают по используемым ими методам, выделяя две главных разновидности – социальная инженерия и клиническая социология (clinical sociology). Последний термин ввел Л.Вирт (1931), наблюдавший работу социологов в клиниках, в состав которых входили психиатры, психологи и социальные работники. Эти клиники занимались прежде всего проблемами поведения у детей, но Вирт предвидел развитие социологических клиник, имеющих дело с большинством социальных проблем. Социолог станет частью терапевтической команды, обеспечивающей исследование, обучение и практическое участие в проблемах своих клиентов. Вирт утверждал также, что социология имеет важное значение в обеспечении врачей и психиатров видением социальных измерений умственных и физических болезней. Различие же между обоими направлениями прикладной социологии следующее. Инженер-социолог чаще пользуется небольшими недорогими опросами, сериями полевых экспериментов, разрабатывает проекты социальной перестройки малых сообществ (например, молодежных кэмпингов или производственных бригад), занимается планированием и дизайном. Задача "клинического социолога" – поставить диагноз, предложить альтернативу, проконсультировать и наметить "терапевтические" меры. Так, социоинженер разрабатывает новую форму брачного контракта, а "клиницист" просвещает молодоженов о том, как им лучше распределить обязанности по уходу за ребенком. Первый, обобщив данные о финансовом положении компании, делах на рынке сбыта и технологии производства, предлагает перестроить управленческую структуру, а второй проводит психологический тренинг с менеджерами с целью их переориентации. Причем оба специалиста работают в тесном контакте. Информация, полученная социологом, – это собственность корпорации, которая вольна поступать с ней так, как считает нужным: сдать в архив, принять к сведению, запретить публикацию или внедрить в практику (См.: Современная западная социология. Словарь.-Сс.11, 275). В "Социологии" А. и К.Радугиных (С.16) выделяются "три относительно независимых уровня" социологии: теоретический; прикладной (изучение практических проблем); социальная инженерия (внедрение научных знаний с целью конструирования социальных технологий). На наш взгляд, единство задач и объекта позволяет считать социальную инженерию вариантом прикладной социологии.

Надо понимать, что две рассмотренные систематизации структурных элементов социологии не совмещаются, не накладываются друг на друга. Теоретическая социология не тождественна фундаментальной, а прикладная – эмпирической: эмпирическое исследование может проводиться в рамках как теоретической фундаментальной, так и прикладной социологии – если его целью является построение теории, то оно относится к теоретической (по ориентации) социологии. Исследование, будучи эмпирическим по уровню абстракции получаемого знания, может быть прикладным по характеру решаемой задачи – преобразованию действительности. То же относится и к теоретическим (по уровню абстракции знания) исследованиям. Прикладные исследования – это те же теоретические и эмпирические исследования (по уровню абстракции получаемого знания), но с прикладной ориентацией.

В) МЕГА-, МАКРО- И МИКРОСОЦИОЛОГИЯ:

Субъекты социальной жизни и типы их связей по степени общности подразделяются на субъекты и связи мегауровня (общества, этносы, суперэтносы, цивилизации), субъекты и связи макроуровня (социальные общности и общественные институты, т.е. социальные и социетальные системы), субъекты и связи микроуровня (личности и их взаимодействие "face-to-face"). Соответственно, и социологические теории также различаются по уровню обобщения (масштабности): А.Общая социология (мегасоциология); Б.Макросоциология (macrosociology) – частные теории среднего уровня: а) Специальные (изучающие крупные социальные общности типа города, церкви, молодежи), б) Отраслевые (исследующие отдельные сферы, т.е. социальные структуры, институты и процессы); В.микросоциология (microsociology; занимается социальными контактами лицом к лицу в повседневной жизни и межличностным поведением в малых группах). Отразим это в Табл.1.

Табл.1. Социологические теории разного уровня

социальные субьекты

степень общности

социологические теории

1. Общество

Мегауровень

Мегасоциология – общая теория

2. Иные социумы и сферы

Макроуровень

Макросоциология – частные теории среднего уровня

3. Личности

Микроуровень

Микросоциология

Каждой из названных теорий присущ и свой уровень анализа, и свои методы, и особые задачи, что мы, вслед за А. и К.Радугиными, отразили в Табл.2 (См.), хотя объекты изучения этих теорий пересекаются (группа состоит из отдельных людей и т.д.).

Табл.2. Уровни социологического анализа

УРОВЕНЬ

ЭЛЕМЕНТЫ

ПРИМЕРЫ

МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ


ГРУППОВОЙ

СОЦИЕТАЛЬНЫЙ


МИРОВЫЕ СИСТЕМЫ (виды отношений)

Типовое взаимодействие

Ролевое поведение

Социальный статус

Межличностные связи

Первичная группа

Организация

Групповое отношение

Институт

Социальный порядок

Класс и слой

Город и общность

Межгосударственные

Международные

Глобальные институты

Игра в футбол

Тренер – игрок

Адвокат – клиент

Студенты вуза

Компания друзей

Больница

Труд – управление

Религия

Монархия

Дворянство

Казань

ООН, ОПЕК, НАТО

«Гринпис»

Ислам

Общие теории мы рассмотрим отдельно. Здесь же выделим из них ту, что представляет для жителей этнических регионов особый интерес. Это – этносоциология, рассматривающая особенности развития этноса, иных этнических общностей, их отношений с другими общностями (государственной, конфессиональной, этнорасовой), проводящая сравнительные исследования различных этнических групп, специфики проявления в них социальных явлений. Объект этносоциологии – этнические аспекты социальных процессов и социальные аспекты этнических явлений.

По мере познания всего многообразия социальных объектов возникло целое семейство частных социологий среднего уровня. Среди них:

- экономическая социология, изучающая социальную жизнь в сфере экономики, т.е. взаимоотношения между социальными субъектами в этой сфере, социальные различия между ними и отношения данной сферы с другими сферами жизни общества;

- индустриальная социология или социология труда, нацеленная на трудовые отношения людей на предприятии и разрабатывающая практические рекомендации по увеличению эффективности производства (в США это – прикладная отрасль социальных наук);

- социология управления, изучающая "социологическую надстройку" в менеджменте;

- социология семьи, т.е. исследование того, каким образом институционализируется половое воспроизводство у людей и каким образом дети, являющиеся продуктом полового союза, получают места в системе родства, т.е. семью как социальный институт, выполнение ею своих функций, ее образ жизни, социальные причины и последствия разводов и пр.;

- городская социология, рассматривающая социальные процессы, формы и институты урбанизации в их связи с развитием общества в целом;

- социология досуга, занимающаяся социальным поведением индивидов и групп в свободное время, способами удовлетворения потребностей в отдыхе, развлечении, общении, развитии личности, а также функционированием учреждений досуговых услуг, "индустрии досуга";

- социология морали, исследующая реальные нравы и их функционирование в обществе, моральные представления и мнения различных групп общества, по моральным проблемам, эволюцию, пути и тенденции развития морального сознания в обществе;

- социология девиантного поведения, анализирующая социальные корни, условия и причины отклоняющегося поведения (преступности и др.);

- политическая социология, исследующая социальные аспекты политики и политические аспекты общественных явлений;

- социология образования, предметом которой является система образования как социальный институт, ее взаимодействие с обществом;

- социология религии изучает религиозные институты в их взаимодействии с обществом.

Частные социологические доктрины следует отличать от родственных им конкретных гуманитарных наук: частные социологии существуют в рамках социологии, изучая "пограничные" проблемы: не сами соответствующие сферы, а социальные аспекты этих сфер и проявления социальных проблем в этих сферах. Отмеченные различия отражены в Табл.3, в которую все же не смогли вместиться все гуманитарные науки.

Табл.3. Социология (С) и конкретные гуманитарные науки (ГН)

Обьект изучения

Социологические теории

Конкретные ГН (КГН)

Прикладные ГН и отрасли КГН

Вспомогательные ГН

Человек

С.секса, семьи

Медицина

Сексология

Статистика семьи

Население

С.молодежи

С.города

Демография

Урбанистика

Геронтология, Ювенология

Демографическая статистика

Этносы

с.этноса

Этнология

Этнография

Этнограф. история

Производство, труд

С.труда, индустриальная. С.

Экономическая теория

Экономика и организация отраслей, Маркетинг

Эконом. статистика, История экономической мысли и др.

Управление

С. управления

Менеджмент







Мораль

С.морали

Этика

Профессиональные этики

История этики

Право

С.права, преступности

Юриспруденция

Отрасли права

Криминология

История права,

Уголовная статистика

Политика

С.политики

Политология

Ее отрасли

Полит. история

Духовная культура

С.культуры:

С.искусства

С.науки

С.религии

С.образования

Соц.психология

Культурология,

Искусствоведен.

Науковедение,

Богословие,

Педагогика,

Психология

Отрасли искусствоведения,

науковедения,

богословия и

педагогики психологии

Археология, нумизматика, дидактика, история науки, религии, педагогики и психологии

Г) ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ И ЕЕ СПЕЦИФИКА:

Если предмет характеризует, что изучает социология, метод – как она это делает, то функции отражают то, для чего она этим занимается, т.е. ее значимость для общества. Рассмотрим эти специфические функции социологии как науки. Многие социологи выделяют такие функции-блоки: теоретико-познавательный, мировоззренческо-идеологический, критический, прикладной, гуманитаристский и др.

Социология осуществляет функцию изучения действительности, накопления знаний, их обобщения и составления общей картины структур и процессов современного общества. Эта функция относится ко всем уровням социологии и служит основой для реализации остальных функций. Теоретико-познавательный блок функций включает в себя:

а) информационную функцию – получение первичных данных об индивидах и общностях, их потребностях, интересах, ценностных ориентациях, мотивах, фактах реального и вербального поведения, об общественном мнении и т.д.;

б) теоретическую функцию – выявление новых закономерностей и тенденций, обогащение социологической теории;

в) методологическую функцию, о которой мы уже говорили.

Мировоззренческо-идеологический блок функций направлен:

а) на познание естественноисторического процесса и выработку перспективных и ближайших целей развития общества;

б) на научную и идеологическую дискуссию с иными концепциями;

в) на распространение социологических доктрин среди населения;

г) на подготовку компетентных специалистов, на глубокое и всестороннее усвоение ими социологических концепций.

Критическая функция социологии призвана предупреждать социальную политику об отклонениях в движении, сигнализировать о возможных негативных социальных явлениях и последствиях.

Прикладной блок функций социологии, тесно связанный с познавательным, включает: функцию прогнозирования; функцию эффективного социального контроля над социальными процессами; функцию оптимизации и коррекции деятельности социальных общностей и людей; функцию социальной помощи.

Гуманитаристская функция социологии выражается в разработке целей социального развития, социальных идеалов, программ социоэкономического, социополитического и социокультурного развития общества, технологий, нацеленных на улучшение взаимопонимания людей.

Эффективность реализации функций социологии зависит от общественных условий, от профессиональной подготовки социологов, от организации социологической деятельности.

Во всех развитых странах социология заняла ведущее место среди других гуманитарных наук вследствие своего пограничного положения между естественнонаучным и социогуманитарным знанием. Именно социология призвана точно и полно раскрыть механизм действия самой сложной из живых систем (общества) и ее составляющих (людей), дать четкую информацию для осмысления их состояния и оптимизации последнего. Эту науку активно используют в своих целях государства и партии, бизнесмены и политики, она во многом формирует общественное мнение, установки и ценностные ориентации личности, почему и сила воздействия социологической информации приравнивается к мощи ядерного оружия.

В системе гуманитарных наук социология занимает особое место в силу того, что является стержневой наукой об обществе, его явлениях и процессах; включает в себя общую социологическую теорию, служащую методологией всех других наук; связана со всеми гуманитарными науками социальным аспектом, разработанными ею и используемыми иными науками техникой и методикой изучения людей, общностей и процессов. Сформировалась целая группа исследований, проводимых на стыке социологии и других наук (социально-экономических, социально-демографических, социально-политических), родились новые "пограничные" науки: социобиология, социогеография, социальная антропология, социальная психология, социальная экология и др.

Значение социологии для других наук заключается в том, что она дает научно обоснованную теорию об обществе через его структуры, через закономерности их взаимодействия. Положение социологии по отношению к специальным общественным дисциплинам такое же, что и положение, к примеру, общей физики по отношению к электронике, физике твердого тела, что и отношение общей химии к органической, неорганической и т.п. Однако как это не означает превращение общей физики в философию физики, так и социология не превращается в философскую науку. Не меньше, чем от философии, социология отличается от истории. История воспроизводит социальный процесс post factum, а социология in factum, история описывает, социология анализирует (т.е. история отвечает на вопросы "Кто? Что? Где? Когда?", а социология ищет ответы на вопросы "Почему? Для чего? Какой? Как? Из чего? Куда?"), история выстраивает анализ в хронологической последовательности, социология – в логической иерархии, историю интересуют главным образом разные уникальные события, социологию – прежде всего повторяющиеся и воспроизводимые.

Отличие социологии от других наук легко проследить на конкретных примерах. Рассмотрим работу транспорта. Все мы ездим на учебу или работу городским транспортом и возмущаемся его плохой неритмичной работой. Экономист, оценивая работу транспорта, посчитает расходы горючего, энергозатраты, даст схему рационального размещения маршрута, предложит повысить цену за проезд для ликвидации дотаций. Историк отметит, что по сравнению со средними веками, большие расстояния преодолеваются быстрее, что городской транспорт и его состояние – это проблема современной промышленной цивилизации. Психолог охарактеризует специфику поведения отдельных пассажиров, водителей и контролеров.

Социолог же поставит кардинальные вопросы: А за что платить? Почему не вводят бесплатный проезд? Добровольно ли люди поселились далеко от работы и центра и вынуждены тратить на дорогу 2-3 часа в день? Кто заинтересован или не заинтересован в плохой работе транспорта и в бесплатном транспорте? Почему те, кто руководит работой транспорта, на нем не ездят и не зависят от пассажиров? Будет ли работать транспорт хорошо, пока мэры, президенты и депутаты нами не выбираются: или вообще (как мэры городов в РТ), или фактически (поскольку нельзя считать выборами организацию голосования без альтернатив и, главное, без контроля)? Что сделать, чтобы снять названные проблемы? Социолог рассмотрит вопрос и в связи с тем, куда пассажиры тратят время и почему у них его не хватает. Он проанализирует этот факт в связи с общей схемой распределения времени и потребностей в нем общества. Например, в 1800 году в европейских городах средняя продолжительность жизни равнялась 36 годам, из которых средний человек в сумме отработал 8 лет, а на свободное время у него оставалось 3 года. В 1900 году продолжительность жизни составляла 45 лет, из которых 11 лет приходилось на работу и 5 лет на свободное время. В 1982 году продолжительность жизни в Европе достигла 72 лет при 8 годах работы и 20 годах свободного времени. Следовательно, главная задача людей – спасти свободное время, на что и направлен научно-технический прогресс. А как обстоит дело со свободным временем у нас в стране? Социология досуга показала, что свободного времени у нас катастрофически не хватает, потому что у большинства людей чрезмерно низкие доходы, заставляющие людей подрабатывать, отвратительно поставлено обслуживание, плохо с коммунальным транспортом, работой бытовых учреждений, Выявлена самая страдающая от недостатка времени категория – женщины от 25 до 29 лет (72,5% из них утверждает, что времени ни на что не хватает). Итак, очевидно, что, анализируя работу транспорта, социолог выходит на комплекс проблем общечеловеческого масштаба.

Приведенный пример социологического анализа фактов общественной жизни показывает, что ныне нет ни одной социальной сферы, ни одного социального института или общности, которые бы не нуждались или не подвергались социологическому исследованию. И если наше общество хочет развиваться как динамичная система, оно должно дать "зеленый свет" развитию социологии. Эта наука способна выдать не универсальную "отмычку" к любым социальным процессам, не "отгадки ко всем загадкам", нужный лишь ленивцам и идеологически зашоренным, а метод познания.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Для чего нужно изучение социологии? Что она может дать человеку? Почему социология развивается лишь в условиях демократии и рынка? Почему при Сталине эта наука была разгромлена?

2. Что изучает социология? В чем разница между объектом и предметом социологии? Изучает ли она взаимоотношения между народами, между мужчинами и женщинами, между горожанами и сельчанами, если да – то какие? Чем она отличается при этом от иных гуманитарных наук?

3. В чем разница в трактовке социологии в Европе и Америке?

4. Как социология изучает человека и общество? Использует ли она те же инструменты, приемы и способы, что и естественные науки?

5. Какова структура социологии? В чем отличие между теоретической и фундаментальной социологией, между прикладной и эмпирической наукой, между социальной инженерией и клинической социологией?

Обоснуйте свои ответы и суждения.

Л И Т Е Р А Т У Р А:

1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь / Пер. с англ. – Казань, 1998.

2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М.: Универс, 1993.- 607 с.

3. Беляев В.А. Социология. Часть 1. Большая теория / Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология. Учебный курс для вузов. – Казань: Карпол, 1997.

4. Бороноев А.О., Ельмеев В.Я., Орлов В.Н. О предмете социологии как общей науке об обществе// Социс, 1991, №5, С.35-39.

5. Гидденс Э. Социология. – М., 1999.

6. Исламшина Т.Г., Егорова Л.Г., Салагаев А.Л. О методологических ориентациях и парадигмах современной социологии // Вестник КГТУ им. А.Н.Туполева - 1995. - №2.

7. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. История и технология. - Ростов-на-Дону, 1996.

8. Ковалевский М.М. Современные социологи. СПб., 1905.

9. Комаров М.С. Введение в социологию. Учебник для вузов. - М.: Наука, 1994.

10. Краткий словарь по социологии. - М.: Политиздат, 1988. – 479 с.

11. Монсон П. Указ.соч.

12. Радугины А. и К. Социология: курс лекций. - М.: Центр, 1996. – 208 с.

13. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994. - 688 с.

14. Современная западная социология. Словарь. / Под ред. В.И. Добренькова. – М.: Политиздат. 1990. - 432 с.

15. Социология. Учебное пособие. – Казань: Изд-во КГУ, 2001. - 340 с.

16. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

17. Социология. / Г.В.Осипов и др., М., 1990.

18. Социология. Учебник для вузов /Осипов Г.В., Кабыща А.В., Тульчинский М.Р. и др. - М.: Наука, 1995.

19. Теоретическая социология: Антология. В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. С.П. Баньковской. – М., 2002.

20. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. – М.: Прометей, Юрайт, 1998. – 511 с.

21. Философский энциклопедический словарь. - М.:Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

22. Харчева В.Г. Социология. Учебное пособие для вузов. – М., 1999.

23. Штомпка П. Социология социальных изменений. Пер.с англ. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 415 с.

24. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


написать администратору сайта