Социология 1 часть обновленная. Учебный курс часть I. Большая теория Казань 2004 2 ббк с 5я 7 ббк 60. 55. (3,2)
Скачать 0.57 Mb.
|
В) ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА: МЕТАЭТНИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ(СУПЕРЭТНИЧЕСКИЕ, ПАНЭТНИЧЕСКИЕ, РАСОВЫЕ): Суперэтнические (национальные, патриотические) теории призваны обосновать национальное единство всех граждан какого-либо государства и – на этой основе – их отличие от граждан иных государств и необходимость государственной независимости данной территории. К таковым следует отнести официальную доктрину правящей элиты РТ с 1990 по начало 1994 года. Панэтнические теории призваны объединить в единое государство этнические (метаэтнокультурные) метаэтносы: а) Континентальные общности; б) Языковые (полилингвистические) группы; в) Религиозные общности; г) Расовые общности. Панэтнические теории стремятся провести в жизнь специально созданные для этого пандвижения (от греч. pan – все) – общественно-политические движения, базирующиеся на идеях общности культурных и исторических судеб этносов, государств региона или близких в генетическом отношении. Различают пандвижения четырех основных типов, у каждого из которых выделяется одна связующая: 1) региональная или континентальная общность народов, государств дает идеологию (теорию) и практику движения (политику), нацеленные на объединение соответствующего региона в единое государство: панамериканизм (под эгидой США – с доктрины Монро "Америка для американцев"), паназиатизм (за создание великой империи желтых рас в составе Японии, Кореи и Китая, позднее – "Паназиатской лиги народов под руководством Японии до 1945 г.), панафриканизм (цель создания единого африканского государства записана в Уставе ОАЕ и в Программе партии Панафриканский конгресс ЮАР), паневропеизм (идея европейского государства получила популярность в годы 1-й мировой войны и реализуется в Европейском сообществе), евразийство (рожденная российскими мыслителями идея своеобразно развита Л.Гумилевым и Н.Назарбаевым); 2) генетическая, или языковая, общность, призванная стать основой единого государства, как это считают: пангерманизм (движение зародилось в XIX в. в Австро-Венгрии и перекинулось в Германию, где господствовало до 1945 г. Его цель – единое "германоязычное" государство, включающее Германию, Австрию, страны Бенилюкса, Скандинавии и даже Англию и Финляндию), панславизм (родившийся в середине XIX в. в России, поддержанный в иных славянских странах: Чехии, Сербии, Болгарии, – и призванный "освободить" Стамбул и создать всеславянское государство), пантюркизм (движение за создание единого тюркского (тюрко-мусульманского) государства под эгидой Турции; родилось в Турции в конце XIX в., продержалось до Кемалистской революции и возродилось после смерти Ататюрка и особенно после распада СССР, в России развивалось И.Гаспринским, воспитывавшимся в семье панслависта М.Каткова; в РТ власти начали кампанию общности татаро-турецких судеб с 1990 г.), панарабизм (это цель Лиги арабских стран); 3) религиозная общность, которую стремится превратить в государственную, например, панисламизм, возникший в XIX в. как попытка соединить антиимпериалистическое движение с укреплением позиций ханов, феодалов и мулл. Ныне панисламизм является официальной доктриной организации "Исламская конференция". Радикальные формы представлены исламским фундаментализмом, ваххабизмом; 4) расовые общности сделать основой для строительства государств предлагают расизм и расово-антропологическая школа, утверждающие, что социальное неравенство этнорасовых групп вызывается генетическими данными. Расы (от англо-фр. race, восходящих, вероятно, к латинскому корню ras - голова, начало) – исторически возникшие крупнейшие подразделения человечества, группы людей, имеющих общие передаваемые по наследству телесные признаки (цвет кожи, волос и глаз, форму носа и губ, рост и пропорции тела и др.), а также ряд неявных признаков (группу крови, особенности вкуса и др). Хотя расы связаны единством происхождения и ареала развития, но современные расовые границы нечетки и условны. В нынешнем своем значении термин раса впервые употреблен французом Ф.Бернье (1684). Впоследствии были предложены многочисленные классификации рас, основанные на внешних признаках, среди которых наиболее удачной является классификация Ж.Деникера (1900). Ныне выделяют 3 большие расы (или группы рас): белую (европеоидную), желтую (монголоидную) и черную (негроидную), однако некоторые ученые добавляют 4-ю большую расу – австралоидную, близкую к черной. Эти большие расы делятся на малые (например, в желтой выделяется малая раса индейцев Америки). Кроме того, особо выделяются переходные антропологические формы (эфиопский тип – между белыми и черными) и смешанные метисные группы средневековья (среднеазиатские народы) и Нового времени (мулаты, метисы, самбо (или кафузо), квартероны – люди с 1/4 негритянской крови, октероны – с 1/8 такой крови в Америке, цветные в ЮАР). Расы – биологическое явление, вместе с тем принадлежность к той или иной расе играет немаловажную социальную роль. Для слияния различных расовых групп в единый этнос обычно требуется длительное время и распространение расово-смешанных браков, приводящих к возникновению обширных метисных групп, как это произошло, например, в Бразилии и на Кубе. Сильные расовые различия обычно воспринимаются людьми как свидетельство их различного происхождения, неодинаковости исторических судеб. Во многих случаях это усиливается явлениями расизма. Расизм (racism) – совокупность антинаучных концепций, основы которых составляют положения о физической и психической неравноценности отдельных рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества, об исконном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые якобы являются единственными создателями цивилизации, призванными к господству, а вторые не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены на эксплуатацию. Этот термин можно определить как детерминацию действий, позиций или политики убеждениями о расовых характеристиках. Расизм может быть: 1) открытым и индивидуальным, включающим в себя индивидуальные акты притеснения по отношению к подчиненным расовым группам или индивидам, и 2) скрытым и институциональным, включающим структурные отношения подчинения и притеснения между социальными группами. В то время как индивидуальный расизм выражается в намеренных действиях, институциональный расизм заключает в себе непреднамеренные следствия системы расового неравенства. Расизм может сопровождаться либо явными, либо неявными расистскими теориями, которые стремятся объяснить и оправдать социальное неравенство, основанное на расовой принадлежности. Идеи расизма развила расово-антропологическая школа – течение в социологии 2-й половины XIX - начала XX веков (Ж.А.Гобино, Ж.Лапуж во Франции, Х.Чемберлен, О.Аммон – в Германии, Ф.Гальтон – Великобритании), неправомерно переносившая на человеческое общество биологические законы борьбы за существование и естественного отбора. Представители этого течения рассматривают общественное развитие с точки зрения понятий наследственности. Выдвинув в середине XIX века первую расистскую концепцию, Ж.А.Гобино в сочинении "Опыт о неравенстве человеческих рас" объявил арийцев "высшей расой", а смешение рас – ведущим к их деградации. В дальнейшем эта концепция переплетается с социальным дарвинизмом, мальтузианством, евгеникой. Расизм служил официальной идеологией фашизма и впоследствии использовался для оправдания расовой дискриминации, сегрегации, апартеида, геноцида. Помимо "белого" расизма, ныне встречаются проявления "черного" (негритюд "Черных пантер" в США, ПАК в ЮАР и др.) и "желтого" (паназиатизм) расизма. Первым дал сокрушительную критику идей Гобино его прямой начальник, талантливый историк и социолог, министр иностранных дел в дни Французской революции 1848 г. А.Токвиль. Современная генетика добавила аргументы против расизма. Каковы же контраргументы противников расизма? а) Данные антропологии и других наук доказывают, что все расы происходят от одного вида ископаемых гоминид. По своей сущности расы – биологическое явление, возникшее в ходе адаптации групп людей к природным условиям их обитания и различных мутаций. Деление на расы мало совпадает с делением по этническим и языковым признакам. Можно назвать два очага расообразования у людей современного вида: западный – на северо-востоке Африки и на юго-западе Азии; и восточный – на Востоке и юго-востоке Азии. Позднее различные популяции людей, расселяясь по земному шару, распадались на современные расы. Этот аргумент подтверждает общее происхождение и видовое единство всех рас. б) Неограниченные возможности смешения (метисации) между всеми расами служат еще одним веским доказательством видового единства человечества и несостоятельности расизма. На восточных границах своего ареала европеоиды с древнейших времен взаимодействовали с монголоидами. В результате их раннего смешения сложилась на северо-западе Сибири и на крайнем востоке Европы уральская раса. Позднее, с первых веков нашей эры и в средние века на территории Урала и Средней Азии складываются новые смешанные европеоидно-монголоидные популяции. в) Современная генетика подтвердила догадки о том, что смешанные в расовом и этническом смысле браки дают наиболее одаренное (в физическом и умственном отношении) потомство, а отказ от смешения грозит ростом в геометрической прогрессии опасности тяжелых наследственных заболеваний. г) Общие с обезьянами ("низшие") признаки поровну распределяются между разными расами. К числу "низших" особенностей можно отнести прогнатизм (выступание челюстей) у негро-австралоидов, сильно развитый волосяной покров у европеоидов, большие размеры лицевого отдела черепа у монголоидов. Высшие, отличающие от обезьян, признаки также характеризуют каждую расу: у негроидов – наиболее прямой лоб и наиболее слабо развитие надбровные дуги, у европеоидов – наиболее выступающий нос и наиболее ортогнатный (от греч. ортогнатия – прямой, правильный – челюсть) профиль лица, вид нормального прикуса, у монголоидов – наименее развитый волосяной покров. Кроме этого, имеются признаки, отличающие отдельные расы не столько от обезьян, сколько друг от друга, и потому их нельзя отнести к признакам низшим или высшим. Например, для негроидов характерны курчавые черные волосы, темно-коричневая кожа, карие глаза, слабое или среднее развитие волосяного покрова на лице (отсутствие бороды у мужчин), прогнатизм, широкий нос, утолщенные губы. Европеоиды отличаются волнистыми или прямыми мягкими волосами разных оттенков, сравнительно светлой кожей, сильным развитием лицевого волосяного покрова (в частности, борода у мужчин), узким выступающим носом с высокой переносицей, обычно тонкими или средними губами. Монголоидам свойственны прямые жесткие темные волосы, слабое развитие волосяного покрова лица, желтоватые оттенки кожи, карие глаза, уплощенное лицо с сильно выдающимися скулами, узкий или среднеширокий нос и низкое переносье, умеренно утолщенные губы, наличие эпикантуса – особой кожной складки верхнего века, прикрывающей слезный бугорок во внутренних углах глаз. Встречаются также популяции с разнообразным сочетанием расовых признаков (австралоиды, ведоиды, азиатские негритосы, центральноафриканские пигмеи, южноафриканские бушмены и готтентоты и др.). Все признаки отличия рас (цвет кожи, волос, форма черепа, длина тела и т.д.) имеют второстепенное значение, и все расы обладают равными биологическими возможностями для достижения высокого уровня цивилизации. д) Древнейшие центры цивилизации возникали у разных рас: например, население Древнего Китая относилось к монголоидной расе, Двуречья – к европеоидной, в состав населения Древних Индии и Египта входили представители экваториальной и европеоидной рас. Это свидетельствует об отсутствии рас, имеющих "естественные" преимущества в области интеллекта. Другое дело, что существуют исторические (континентальные, региональные и этнические) особенности в физическом строении, темпераменте, видах занятий и поэтому – профессиональных склонностях представителей разных рас. Так, белые, а в последние полвека и часть желтых, более склонны к технике, у черных – более гармоничные отношения с природной средой. Белые, пройдя путь капитализма, в целом более рациональны, черные – сентиментальнее. Неслучайно поэт и президент Сенегала Л.С.Сенгор выдвинул в 60-е гг. доктрину "лирического экзистенциального негритюдного социализма". Неслучайно и первенство негров в некоторых видах спорта. |