Главная страница

Учебник по истории. Учебник 2017


Скачать 3.12 Mb.
НазваниеУчебник 2017
Дата26.02.2023
Размер3.12 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаУчебник по истории.pdf
ТипУчебник
#956502
страница11 из 29
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   29
Документы и материалы
1. Духовная грамота князя Ивана Даниловича Калиты Вторая Духовная грамота Ивана Калиты написана князем в 1328 г. перед смертью. В ней он делит имущество между сыновьями. Поэтому духовная грамота является подробным перечнем всех земельных владений и имущества московского князя Во имя отца и сына и святого духа. Я грешный, ничтожный раб божий Иван, пишу духовную грамоту, идя в Орду, никем не принуждаем, в здравом своем уме, в полном здоровье. На случай, если бог что решит о моей жизни, даю завещание сыновьям моими княгине моей. Завещаю сыновьям своим отчину свою Москву, а раздел учинил им такой. Дал я сыну старшему Семену Можайск со всеми волостями, Коломну со всеми Коломенскими волостями, Городенку, Мезыню, Песочную и Середокоротну, Похряне, Устьмерску, Брошевую, Гвоздну, Ивани деревни, Маковец,
Левичин, Скульнев, Канев, Гжель, Горетову, Горки, село Астафьевское, село на Северске в
Похрянском уезде, село Константиновское, село Оринйнское, село Островское, село Ко-потенское, сельцо Микульское, село Малаховское, село Напрудское у города. А при своей жизни дал я сыну моему Семену 4 цепи золотых, 3 пояса золотых, 2 чаши золотых с жемчугами, блюдце золотое с жемчугом, с драгоценными камнями, 2 ковша золотых больших и из посуды серебряной дал ему
3 блюда серебряных. Даю сыну моему Ивану Звенигород, Кремичну, Рузу, Фоминское, Суходол, Великую слободу, Замошскую слободу, Угож, Ростовцы, Окать-еву слободку, Скирминовское,
Тростну, Негучу; а села Рюховское, село Каменецкое, село Рузское, село Белжинское, село
Максимовское, село Андреевское, село Вяземское, село Домонтовское, село в Замошской
слободе, село Семчинское. А из золотая дал сыну моему Ивану 4 цепи золотых, пояс золотой большой с жемчугом, с драгоценными камнями, пояс золотой с застежками, пояс, украшенный сердоликом, золотом окованный, 2 ковша золотых, 2 чашки круглых золотых, блюдо серебряное ездинское, 2 блюдца малых. Я дал сыну моему Андрею Лопасню, Северскую, Нарунижское, Серпухов, Нивну, Темну, Голичихи, Щитов, Перемышль, Ростовец, Тухачев; а села село Талежское, село Серпуховское, село Колбасинское, село Нарское, село Перемышльское, село Битяговское, село Труфо-новское, село Ясиновское, село Коломенское, село Ногатинское. А из золотая дал сыну моему Андрею 4 цепи золотых, пояс золотой фряжский с жемчугом, с драгоценными камнями, пояс золотой с крюком на багряном шелке, пояс золотой золотоордынский, 2 чаши золотые, 2 ковшика золотых малых, а из блюд—блюдо серебряное и два малых. А княгине моей с меньшими детьми даю Сурожик, Мушкину гору, Радонежское, Бели, Ворю, Черноголовль, на Воре слободку Софронов-скую, Вохну, Дейково, Раменье, Данилищеву слободку, Машев, Сельну,
Гуслицу, Раменье, что было за княгинею а села село Михайловское, село Луцинское, село у озера, село Радонежское, село Дейгунинское, село Тыловское, Рогож, село Протасьевское, село
Аристовское, село Топастенское, село Михайловское на Яузе, 2 села Коломенских. А из городских доходов даю княгине моей осмничее, а тамгою и другими доходами городскими поделятся сыновья мои также и проездными торговыми пошлинами, которые у кого в уезде, то — тому, а оброком городским Васильцева веданья поделятся сыновья мои. А что касается моих бортников и оброчников купленных, то которые у кого в росписи (значатся, то—тому. А если, по моим грехам, татары будут доискиваться каких волостей и отнимут у вас, сыновей моих и у княгини моей, поделитесь вы опять этими волостями вместо тех. А численных людей пусть ведают сыновья мои сообща, а моими людьми, купленными, в большом свертке, пусть поделятся сыновья мои. А золото княгини моей Елены я отдал дочери своей Фетинье—14 обручей и ожерелье матери ее, монисто новое, что я сковала чело (головной убор) и гривну (обруч на шею) я дал при себе. А что я добыл золота, что мне дал боги коробочку золотую, то отдал княгине моей с меньшими детьми. А из одежд моих сыну моему Семену кожух красный жемчужный, шапку золотую а сыну моему Ивану - кожух желтого шелка с жемчугом, епанчу большую с оплечьями; моему сыну
Андрею—бугай (верхняя одежда) соболий с наплечниками, с крупным жемчугом, с драгоценными камнями, суконную одежду с оплечьями. А 2 кожуха с нагрудьями, с жемчугом, что я теперь сделал, то дал меньшим детям своим Марии и Федосье с ожерельем. А мои пояса серебряные пусть раздадут их попам. А мои 100 рублей у Ески пусть раздадут по церквам. А что осталось из моей посуды серебряной, тем пусть поделятся сыновья мои и княгиня моя. А что останется из моих одежд, то пусть раздадут по попами на Москве. Блюдо большое с 4 кольцами отдаю святой богородице Владимирской. Я сыну моему Семену дал стадо, а другое—Ивану, другими стадами моими пусть поделятся сыновья мои и княгиня моя. Кроме московских сел, даю сыну моему Семену села свои купленные село Аваковское в Новгороде на Улале, а другое во Владимире

Борисовское. А села, что я купил, Петровское, Алексинское, Вседобричь и Павловское на Масе половину купила половину выменял у митрополита) и сельца на Масе, что я купил у Афинея, то даю сыну моему Ивану. А что я купил села Варварское и Меловское у Юрьева, что выменял на
Матвеищевское село, то даю сыну моему Андрею. А село Павловское (купля бабки нашей) и новое сельцо, что я купили Александр святой, что я купил в Костроме, то даю княгине своей. А село, что я купил в Ростове,—Богородицкое, то отдал Бориску Воркову, если он будет служить какому-либо сыну моему, село будет ва ним, а если он не будет служить детям моим, пусть отнимут (у него) село. А сельцо на Кержаче, что я купил у игумена Прокофия, другое
Леонтьевское, третье Шараповское, то отдаю святому Александру для своего поминовения. А завещаю тебе, сыну моему Семену, братьев твоих младших и княгиню мою с меньшими детьми после богаты будешь о них заботиться. А кто эту … грамоту нарушит, пусть судит его бог. А на это свидетели отец мой духовный Ефрем, отец мой духовный Феодосии, отец мой духовный поп Давыд. Печатается по Хрестоматия по истории СССР. Т. I / Сост. В. Лебедев и др. М, 1940
Задонщина Историческая повесть «Задонщина» была создана в конце XIV – начале XV
вв., автором предположительно является Сафоний (Рязанец. В основу повести, очевидно, положены воспоминания оставшихся в живых участников Куликовской битвы. Автор не пытается точно описать события, а стремиться показать мужество русских воинов и цену этой великой победы.
Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и обрате его князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая. Князь великий Дмитрий Иванович со своим братом, князем Владимиром Андреевичем, и со своими воеводами был на пиру у Микулы Васильевича, и сказал он "Пришла к нам весть, братья, что царь Мамай стоит у быстрого Дона, пришел он на Русь и хочет идти на нас в Залесскую землю. Пойдем, братья, в северную сторону - удел сына Ноева, Афета, от которого берет свое начало православный русский народ. Взойдем на горы Киевские, взглянем на славный Днепра потоми на всю землю Русскую. И после того посмотрим на земли восточные - удел сына Ноева, Сима, от которого пошли хинове - поганые татары, басурманы. Вот они-то на реке на Каяле и одолели род Афетов. Стой поры земля Русская невесела Or Калкской битвы до Мамаева побоища тоской и печалью охвачена, плачет, сыновей своих поминая-князей, и бояр, и удалых людей, которые оставили дома свои, жени детей, и все достояние свое, и, заслужив честь и славу мира этого, головы свои положили заземлю за Русскую и за веру христианскую.
Стародавние дела и жалость Русской земли описал я по книжным сказаньям, а далее опишу жалость и похвалу великому князю Дмитрию Ивановичу, и брату его, князю Владимиру Андреевичу.
Братья и друзья, сыновья земли Русской Соберемся вместе, составим слово к слову, возвеселим Русскую землю, отбросим печаль в восточные страны – в удел Симов, и восхвалим победу над поганым Мамаем, а великого князя Дмитрия Ивановича и брата его, князя Владимира Андреевича, прославим И скажем так лучше ведь, братья, возвышенными словами вести нам этот рассказ про поход великого князя Дмитрия Ивановича и брата его, князя Владимира Андреевича, потомков святого великого князя Владимира Киевского.
Начнем рассказывать о их деяниях по делами по былям... Вспомним давние времена, восхвалим вещего Бояна, искусного гусляра в Киеве. Тот ведь вещий Боян, перебирая быстрыми своими перстами живые струны, пел русским князьям славы первую славу великому князю киевскому Игорю Рюриковичу, вторую - великому князю Владимиру Святославичу Киевскому, третью - великому князю Ярославу Владимировичу. Я же помяну рязанца Софония и восхвалю песнями, под звонкий наигрыш гуслей, нашего великого князя Дмитрия Ивановича и брата его, князя Владимира Андреевича, потомков святого великого князя Владимира Киевского.
О, жаворонок, летняя птица, радостных дней утеха, взлети к синим небесам, взгляни на могучий город Москву, воспой славу великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его, князю Владимиру Андреевичу Словно бурей занесло соколов из земли Залесской в поле Половецкое Звенит слава по всей
земле Русской в Москве кони ржут, трубы трубят в Коломне, бубны бьют в Серпухове, стоят знамена русские у Дона великого на берегу.
Звонят колокола вечевые в Великом Новгороде, собрались мужи Новгородские у храма святой Софии и говорят так "Неужто нам, братья, не поспеть на подмогу к великому князю Дмитрию Ивановичу" И как только слова эти промолвили, уже как орлы слетелись. Нетто не орлы слетелись - выехали посадники из Великого Новгорода и сними семь тысяч войска к великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его, князю Владимиру Андреевичу, на помощь.
К славному городу Москве съехались все князья русские и говорили таково слово "У Дона стоят татары поганые, Мамай-царь у реки Мечи, между
Чуровым и Михайловым, хотят реку перейти и с жизнью своей расстаться нам во славу.
И сказал князь великий Дмитрий Иванович "Брат, князь Владимир Андреевич, пойдем туда, прославим жизнь свою, удивим земли, чтобы старые рассказывали, а молодые помнили Испытаем храбрецов своих и реку Дон кровью наполним заземлю Русскую и за веру христианскую"
И сказал всем князь великий Дмитрий Иванович "Братья и князья русские, гнездо мы великого князя Владимира Киевского Не рождены мы на обиду ни соколу, ни ястребу, ни кречету, ни черному ворону, ни поганому этому Мамаю!"
… Вот уже, братья, подули сильные ветры с моряк устьям Дона и Днепра, принесли грозные тучи на Русскую землю, из них выступают кровавые зарницы, ив них трепещут синие молнии. Быть стуку и грому великому на речке Непрядве, меж Доном и Днепром, покрыться трупами человеческими
Куликову полю, потечь кровью Непрядве-реке!
Вот уже заскрипели телеги меж Доном и Днепром, вдут хинове на Русскую землю Набежали серые волки с устьев Дона и Днепра, воют, притаившись на реке Мече, хотят ринуться на Русскую землю. Тоне серые волки были - пришли поганые татары, хотят пройти войной всю Русскую
землю. Тогда гуси загоготали и лебеди крыльями заплескали. Нетто не гуси загоготали и не лебеди крыльями заплескали, то поганый Мамай пришел на Русскую землю и воинов своих привел. А уж гибель их подстерегают крылатые птицы, паря под облаками, вороны неумолчно грают, а галки по-своему говорят, орлы клекочут, волки грозно воют, а лисицы брешут, кости чуя.
Тогда князь великий Дмитрий Иванович вступил в золотое свое стремя, сел на своего борзого коня и взял свой меч в правую руку, и помолился богу и пречистой его матери. Солнце ему ясно на востоке сияет и путь указует, а Борис и Глеб молитву возносят за сродников своих.
Что шумит, что гремит рано перед рассветом То князь Владимир Андреевич полки устанавливает и ведет их к великому Дону. И молвил он брату своему, великому князю Дмитрию Ивановичу "Не поддавайся, брат, поганым татарам - ведь поганые уже поля русские топчут и вотчину нашу отнимают" - И сказал ему князь, великий Дмитрий Иванович "Брат Владимир Андреевич Два брата мыс тобой, а внуки мы великого князя Владимира Киевского. Воеводы у нас уже поставлены - семьдесят бояр, и отважны князья белозерские Федор Семеновичи Семен Михайлович, да Микула Васильевич, да оба брата Ольгердовичи, да Дмитрий Волынский, да Тимофей Волуевич, да Андрей Серкизович, да Михаиле Ивановича воинов снами- триста тысяч латников. А воеводы у нас надежные, а дружина в боях испытанная, а кони под нами борзые, а доспехи на нас золоченые, а шлемы черкасские, а щиты московские, а сулицы немецкие, а кинжалы фряжские, а мечи булатные а пути им известны, а переправы для них наведены, и все как один готовы головы свои положить заземлю за Русскую и за веру христианскую. Словно живые трепещут стяги, жаждут воины себе чести добыть и имя свое прославить. Уже ведь те соколы и кречеты и белозерские ястребы за Дон скоро перелетели и ударили по несметным стадам гусиными лебединым. То ведь былине соколы и не кречеты - то обрушились русские князья насилу татарскую. И ударили копья каленые о доспехи татарские, загремели мечи булатные о шлемы хиновские на поле Куликовом на речке Непрядве.
Черна земля под копытами, костями татарскими поля усеяны, а кровью их земля залита. Это сильные рати сошлись вместе и растоптали холмы и луга, а реки, потоки и озера замутились. Кликнул Див в Русской земле, велит послушать грозным землям. Понеслась слава к Железным Воротами к Орначу, к Риму, и к Кафе по морю, и к Тырнову, а оттуда к Царьграду на похвалу русским князьям Русь великая одолела рать татарскую на поле Куликовом, на речке Непрядве.
На том поле грозные тучи сошлись, а из них беспрерывно молнии сверкали и гремели громы великие. То ведь сошлись русские сыновья с погаными татарами за свою великую обиду. Это сверкали доспехи золоченые, а гремели князья русские мечами булатными о шлемы хиновские. А бились сутра до полудня в субботу на Рождество святой Богородицы. Не туры возревели у Дона великого на поле Куликовом. То ведь не туры побиты у Дона великого, а посечены князья русские, и бояре, и воеводы великого князя Дмитрия Ивановича.
Полегли побитые погаными татарами князья белозерские, Федор Семеновичи Семен Михайлович, да Тимофей Волуевич, да Микула Васильевич, да Андрей Серкизович, да Михаиле Ивановичи много иных из дружины. Пересвета-чернеца, брянского боярина, на место суда привели. И сказал Пересвст-чернец великому князю Дмитрию Ивановичу "Лучше нам убитыми быть, нежели в плен попасть к поганым татарам" Поскакивает
Пересвет на своем борзом коне, золочеными доспехами сверкая, а уже многие лежат посечены у Дона великого на берегу.
В такое время старому человеку следует юность вспомнить, а удалым людям мужество свое испытать. И говорит Ослябя-чернец своему брату старцу
Пересвету: "Брат Пересвет, вижу на теле твоем раны тяжкие, уже, брат, лететь голове твоей на траву ковыль, а сыну моему Якову лежать на зеленой ковыль- траве на поле Куликовом, на речке Непрядве, за веру христианскую и заземлю Русскую, и за обиду великого князя Дмитрия Ивановича.

... В тот же день, в субботу, на Рождество святой Богородицы, разгромили христиане полки поганых на поле Куликовом, на речке Непрядве. И, кликнув клич, ринулся князь Владимир Андреевич со своей ратью на полки поганых татар, золоченым шлемом посвечивая. Гремят мечи булатные о шлемы хиновские. И восхвалил он брата своего, великого князя Дмитрия Ивановича Брат Дмитрий Иванович, в злое время горькое ты нам крепкий щит. Не уступай, князь великий, со своими великими полками, не потакай крамольникам Уже ведь поганые татары поля наши топчут и храброй дружины нашей много побили - столько трупов человеческих, что борзые конине могут скакать в крови по колено бродят. Жалостно ведь, брат, видеть столько крови христианской. Не медли, князь великий, со своими боярами. И сказал князь великий Дмитрий Иванович своим боярам "Братья, бояре и воеводы, и дети боярские, здесь ваши московские сладкие меды и великие места Тут-то и добудьте себе места и женам своим. Тут, братья, старый должен помолодеть, а молодой честь добыть. И воскликнул князь великий Дмитрий Иванович Господи боже мой, на тебя уповаю, да не будет на мне позора никогда, да не посмеются надомной враги мои" И помолился он богу, и пречистой его материи всем святыми прослезился горько, и утер слезы.
И тогда, как соколы, стремглав полетели на быстрый Дон. То ведь не соколы полетели поскакал князь великий Дмитрий Иванович со своими полками за Дона за ними все русское войско. И сказал "Брат, князь Владимир Андреевич, - тут, брат, изопьем медовые чары круговые, нападем, брат, своими полками сильными на рать татар поганых.
И начал тогда князь великий наступать. Гремят мечи булатные о шлемы хиновские. Поганые прикрыли головы свои руками своими. И вот поганые бросились вспять. Ветер ревет в стягах великого князя Дмитрия Ивановича, поганые спасаются бегством, а русские сыновья широкие поля кликом огородили и золочеными доспехами осветили. Уже встал тур на бой
Тогда князь великий Дмитрий Ивановичи брат его, князь Владимир Андреевич, полки поганых вспять повернули и начали их бить и сечь
беспощадно, тоску на них наводя. И князья их попадали с коней, а трупами татарскими поля усеяны и кровью их реки потекли. Тут рассыпались поганые в смятении и побежали непроторенными дорогами в лукоморье, скрежеща зубами и раздирая лица свои, так приговаривая "Уже нам, братья, в земле своей не бывать и детей своих не видать, и жен своих не ласкать, а ласкать нам сырую землю, а целовать нам зеленую мураву, а в Русь ратью нам не хаживать и даней нам у русских князей не прашивать". Вот уже застонала земля татарская, бедами и горем наполнившись пропала охота у царей и князей их на Русскую землю ходить. Уже веселье их поникло.
Теперь уже русские сыновья захватили татарские узорочья, и доспехи, и коней, и волов, и верблюдов, и вина, и сахар, и дорогие убранства, тонкие ткани и шелка везут женам своим. И вот уже русские жены забряцали татарским золотом. Уже по Русской земле разнеслось веселье и ликованье. Преодолела слава русская хулу поганых. Уже низвергнут Дивна землю, а гроза и слава великого князя Дмитрия Ивановича и брата его, князя Владимира Андреевича, по всем землям пронеслась. Стреляй, князь великий, по всем землям, рази, князь великий, со своей храброй дружиной поганого Мамая-хиновина заземлю Русскую, за веру христианскую. Уже поганые оружие свое побросали, а головы свои склонили под мечи русские. И трубы их не трубят, и приуныли голоса их.
И метнулся поганый Мамай от своей дружины серым волком и прибежал к Кафе-городу. И молвили ему фряги: "Что же это ты, поганый Мамай, заришься на Русскую землю Ведь побила теперь тебя орда Залесская. Далеко тебе до Батыя-царя: у Батыя-царя было четыреста тысяч латников, и полонил он всю Русскую землю от востока и до запада. Наказал тогда Бог Русскую землю за ее согрешения. И ты пришел на Русскую землю, царь Мамай, с большими силами, с девятью ордами и семьюдесятью князьями. А ныне ты, поганый, бежишь сам-девят в лукоморье, нес кем тебе зиму зимовать в поле. Видно, тебя князья русские крепко попотчевали нет с тобой ни князей, ни воевод Видно, сильно упились у быстрого Дона на поле Куликовом, на траве- ковыле Беги-ка ты, поганый Мамай, от нас за темные леса"

Как милый младенец у матери своей земля Русская его мать ласкает, аза баловство розгой сечет, аза добрые дела хвалит. Таки господь бог помиловал князей русских, великого князя Дмитрия Ивановича и брата его, князя Владимира Андреевича, меж Дона и Днепра, на поле Куликовом, на речке
Непрядве. И стал великий князь Дмитрий Иванович со своим братом, с князем Владимиром Андреевичем, и с остальными своими воеводами на костях на поле Куликовом, на речке Непрядве. Страшно и горестно, братья, было в то время смотреть лежат трупы христианские, словно сенные стога, у Дона великого на берегу, а Дон-река три дня кровью текла. И сказал князь великий Дмитрий Иванович "Сосчитайтесь, братья, скольких у нас воевод нет и скольких молодых людей недостает"
Тогда отвечает Михаиле Александрович, московский боярин, князю Дмитрию Ивановичу "Господин князь великий Дмитрий Иванович Нет, государь, у нас сорока бояр московских, двенадцати князей белозерских, тридцати новгородских посадников, двадцати бояр коломенских, сорока бояр серпуховских, тридцати панов литовских, двадцати бояр переяславских, двадцати пяти бояр костромских, тридцати пяти бояр владимирских, пятидесяти бояр суздальских, сорока бояр муромских, семидесяти бояр разянских, тридцати четырех бояр ростовских, двадцати трех бояр дмитровских, шестидесяти бояр можайских, тридцати бояр звенигородских, пятнадцати бояр угличских. А посечено безбожным Мамаем двести пятьдесят три тысячи. И помиловал бог Русскую землю, а татар пало бесчисленное множество. Печатается по Памятники литературы Древней Руси. XIV - середина XV века / Пер. Л.А Дмитриева. M., 1981. С. 96-111. Задания для самостоятельной работы

1. Обратите внимание на противоречивый характер оценки историками деятельности Ивана Калиты. Составить своё мнение поможет работа ВО.
Ключевского Значение Сергия Радонежского для русской истории (ВО.
Ключевский Исторические портреты. Составьте сравнительную таблицу
плюсы и минусы в деятельности Собирателя русских земель. Сделайте обоснованные выводы.
2. Изучив текст «Задонщины» письменно ответьте наследующие вопросы. Почему Дмитрию Ивановичу Донскому удалось впервые собрать объединённое войско, кто из князей встал под его знамёна? Известно, что у хана Мамая перед Куликовской битвой сохранялось численное преимущество, а воины отличались высокими профессиональными качествами. Тогда как вы можете объяснить победу русского объединённого войска, наполовину состоявшего из ополченцев Какое значение имела эта победа для последующего процесса объединения русских земель и формирования русского народа Почему 1380 год можно назвать пограничной датой русской средневековой истории Дискуссионные вопросы для обсуждения Превращение Москвы в общегосударственный центр. Новгородская республика особенности системы политического управления. Историческое и военно-политическое значение Куликовской битвы. Роль православной церкви и Сергия Радонежского возрождении Руси. Семинар Образование и укрепление Российского централизованного государства (XV –

1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   29


написать администратору сайта