Главная страница

Учебник по истории. Учебник 2017


Скачать 3.12 Mb.
НазваниеУчебник 2017
Дата26.02.2023
Размер3.12 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаУчебник по истории.pdf
ТипУчебник
#956502
страница10 из 29
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   29
1. Русская правда в краткой редакции
1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого. Если убитый - русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой или
словенин, то 40 гривен уплатить за него.
2. Если кто будет избит до крови или до синяков, то ему не надо искать свидетеля, если жене будет на нем никаких следов (побоев, то пусть приведет свидетеля, а если он не может (привести свидетеля, то делу конец. Если (потерпевший) не может отомстить за себя, то пусть возьмет с виновного за обиду 3 гривны, и плату лекарю.
3. Если кто кого-либо ударит палкой, жердью, ладонью, чашей, рогом или тылом оружия, платить 12 гривен. Если потерпевший не настигнет того (обидчика, то платить, и этим дело кончается.
4. Если ударить мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью меча, то 12 гривен за обиду.
5. Если же ударит поруке, и отпадет рука, или отсохнет, то 40 гривен, а если (ударит по ноге, а нога останется цела, но начнет хромать, тоща мстят дети (потерпевшего.
6. Если кто отсечет какой-либо палец, то платит 3 гривны за обиду.
7. Аза усы 12 гривен, за бороду 12 гривен.
8. Если кто вынет меча не ударит, то тот платит гривну.
9. Если пихнет муж мужа от себя или к себе - 3 гривны, - если на суд приведет двух свидетелей. А если это будет варяг или колбяг, то вдет к присяге.
10. Если холоп бежит и скроется у варяга или у колбяга, а они его в течение трех дней не выведут, а обнаружат на третий день, то господину отобрать своего холопа, а 3 гривны за обиду.
11. Если кто поедет на чужом коне без спросу, то уплатить 3 гривны.
12. Если кто возмет чужого коня, оружие или одежду, а владелец опознает пропавшего в своей общине, то ему взять свое, а 3 гривны за обиду.

13. Если кто опознает у кого-либо (свою пропавшую вещь, то ее не берет, не говори ему - это мое, но скажи ему так пойди на свод, где ты ее взял. Если тот не пойдет, то пусть (представит) поручителя в течение 5 дней.
14. Если кто будет взыскивать с другого деньги, а тот станет отказываться, то идти ему на суд
12 человек. И если он, обманывая, не отдавал, то истцу можно (взять) свои деньги, аза обиду 3 гривны.
15. Если кто, опознав холопа, захочет его взять, то господину холопа вести к тому, у кого холоп был куплена тот пусть ведет к другому продавцу, и когда дойдет до третьего, то скажи третьему отдай мне своего холопа, а ты ищи своих денег при свидетеле.
16. Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина и тот начнет его не выдавать, то холопа взять и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа застанет тот ударенный человек, пусть бьет его.
17. А если кто сломает копье, щит или испортит одежду, и испортивший захочет удержать у себя, то взять с него деньгами а если тот, кто испортил, начнет настаивать (на возвращении испорченной вещи, платить деньгами, сколько стоит вещь.
Правда, уставленная для Русской земли, когда собрались князья Изяслав, Всеволод, Святослав и мужи их Коснячко, Перенег, Никифор Киевлянин, Чудин, Микула.
18. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят аза княжеского подъездного 80 гривен.
19. А если убьют огнищанина по-разбойничьи, а убийцу люди не ищут, то виру платит та
вервь, где найден убитый.
20. Если убьют огнищанина у клети, у коня, или у стада, или вовремя крахи коровы, то убить его, как пса тот же закон и для тиуна.
21. Аза княжеского тиуна 80 гривен, аза старшего конюха при стаде также 80 гривен, как постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха.
22. За княжеского сельского старосту или за полевого старосту платить 12 гривен, аза княжеского рядовича 5 гривен.
23. Аза убитого смерда или холопа 5 гривен.
24. Если убита рабыня-кормилица или кормилец, то 12 гривен.
25. Аза княжеского коня, если тот с пятном, 3 гривны, аза коня смерда 2 гривны.

26. За кобылу 60 резан, за вола гривну, за корову 40 резан, за трехлетнюю корову 15 кун, за годовалую полгривны, за теленка 5 резан, за ягненка ногата, за барана ногата.
27. А если уведет чужого раба или рабыню, то он платит за обиду 12 гривен.
28. Если придет муж в крови или в синяках, то ему не надо искать свидетеля.
29. А кто украдет коня или вола, или обкрадет клеть, если он был один, то он платит гривну и
30 резан; если же их было и 10, то каждый из них платит по 3 гривны и порезан. Аза княжескую борть 3 гривны, если выжгут или разломают.
31. За истязание смерда, без княжеского повеления, за обиду 3 гривны.
32. Аза огнищанина, тиуна или мечника 12 гривен.
33. А кто распашет полевую межу или испортит межевой знак, то за обиду 12 гривен.
34. А кто украдет ладью, то за ладью платить 30 резан (владельцу) и 60 резан продажи.
35. Аза голубя и курицу 9 кун.
36. Аза утку, гуся, журавля и за лебедя платить 30 резан, а 60 резан продажи.
37. А если украдут чужого пса, или ястреба, или сокола, то за обиду 3 гривны.
38. Если убьют вора на своем дворе, или у клети, или у хлева, то тот убит, если же вора додержат до рассвета, то привести его на княжеский двора если его убьют, а люди видели вора связанным, то платить да него.
39. Если украдут сено, то платить 9 кун, аза дрова 9 кун.
40. Если украдут овцу, или козу, или свинью, а 10 воров одну овцу украли, пусть каждый уплатит порезан продажи.
41. А тот, кто схватил вора, получает 10 резан, от 3 гривен мечнику 15 кун, за десятину 15 кун, а князю 3 гривны. А из 12 гривен поймавшему вора 70 кун, а в десятину 2 гривны, а князю 10 гривен.
42. А вот вирный устав вирнику взять на неделю 7 ведер солоду, также баpaна или полтуши мяса, или 2 ногаты, а в среду резану затри сыра, в пятницу также а хлеба и пшена, сколько смогут съесть, а кур по две надень. А 4 коня поставить и давать им корма сколько смогут съесть. А вирнику взять 60 гривен и 10 резани вевериц, а сперва гривну. А если случится пост - давать вирнику рыбу, и взять
ему за рыбу 7 резан. Всех тех денег 15 кун за неделю, а муки давать сколько смогут съесть, пока вирники соберут виры. Вот тебе устав Ярослава.
43. А вот устав мостникам: если замостят мост, то брать за работу ногату, а от каждого устоя моста по ногате; если же ветхий мост починить несколькими дочками, 3-мя, 4-мя или ю, то также. Примечания Русин - старший дружинник

Гридин - младший дружинник Ябедники и мечники - низшие судебные исполнители, сборщики дани, стражники Изгои - промежуточный слой общества, в который могли выбиться холопы или опуститься священники, купцы и князья (изгои трои: попов сын грамоте не умеет, холоп из холопства выкупится, купец одолжает, асе четвертое изгойство: князь осиротеет)
Словене - жители Новгородской земли (ильменские словене) Смерды - сельские жители Огнищанин - управитель княжеского домена (будущей вотчины)
Ратай - пахарь
Вервь - община
Рядовичи - зависимые люди, взаимоотношения которых с господином определялись "рядом" договором, ограничивавшим свободу рядовича Холопы, челядь - зависимые люди, рабы
40 гривен =2 кг серебра
Печатается по Тихомиров МН. Пособие по изучению Русской Правды МС. Примечания даны по кн Скрынников Р.Г. Русь. X-XVII века. Спб., 1999. С. Поучение Владимира Мономаха

Завещание Владимира Мономаха детям или Поучение детям –
литературно-исторический памятник XII в, написанный великим князем Владимиром Мономахом. Это произведение называют первой светской проповедью. Основу нравственности (начало добра) Мономах видит в
страхе Божьем. Далее цитирует Псалтырь и Василия Великого, кои призывают к терпению и воздержанности. Затем он поучает своих детей о необходимости "малых дел. Далее поучение прерывается воспоминанием о походах Мономаха против вятичей, поляков и половцев. Всего Мономах помнит 83 похода и 19 соглашений, которые он заключил с половцами. Поучение дошло до нас в составе «Лаврентьевского летописного свода
(1377 г. Академик Д.С. Лихачёв отмечал громадная политическая тема — подкрепить моральной дисциплиной новый политический строй — была разрешена в Поучении с удивительным художественным тактом. С Поучения начинается традиция обсуждения этических вопросов. Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленными матерью своею из рода Мономахов… и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.
Прежде всего, бога радии души своей, страх имейте божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, — это ведь начало всякого добра. Ибо встретили меня послы от братьев моих на Волге и сказали Поспеши к нами выгоним Ростиславичей и волость их отнимем если жене пойдешь снами, то мысами по себе будем, а ты — сам по себе. И ответил я Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить.
И, отпустив их, взял Псалтырь в печали разогнул ее, и вот что мне вынулось О чем печалишься, душа моя Зачем смущаешь меня — и прочее. И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал. Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите.
Зачем печалишься, душа моя Зачем смущаешь меня Уповай на бога, ибо верю в него. Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же господу будут владеть землей. И еще немного И не будет грешника посмотришь на место его и не найдешь его. Кроткие же унаследуют землю и многим насладятся миром. Злоумышляет грешный против праведного и скрежещет на него зубами своими господь же
посмеется над ним, ибо видит, что настанет день его. Оружие извлекли грешники, натягивают лук свой, чтобы пронзить нищего и убогого, заклать правых сердцем. Оружие их пронзит сердца их, и луки их сокрушатся. Лучше праведнику малое, нежели многое богатство грешным. Ибо сила грешных сокрушится, праведных же укрепляет господь. Ибо грешники погибнут, — праведных же милует и одаривает. Ибо благословляющие его наследуют землю, клянущие же его истребятся. Господом стопы человека направляются. Когда он упадет, тоне разобьется, ибо господь поддерживает руку его. Молод были состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба. Всякий день милостыню творит праведники взаймы дает, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мири отгони зло, и живи вовеки веков.
… Ибо как Василий учил, собрав юношей иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово господне Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь не свиреповать словом, не хулить в беседе, немного смеяться, стыдиться старших, с непутевыми женщинами не беседовать и избегать их, глаза держа книзу, а душу ввысь, не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится. О владычица богородица Отними от сердца моего бедного гордость и дерзость, чтобы не величался я суетою мира сего в ничтожной этой жизни.
… Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить, кровь его пролить вскоре. А господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю жизнь нашу. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, также и господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их покаянием, слезами и милостынею. И это
вам, дети мои, не тяжкая заповедь божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться.
Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость божию Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его если и будет повинен смерти, тоне губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Ив земле ничего не сохраняйте, это нам великий грех. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью сторожей сами наряживайте и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, оттого ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бык вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол если не можете почтить его подарком, — то пищей и питьем ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, ноне давайте им власти над собой. А вот вами основа всему страх божий имейте превыше всего.
… Что умеете хорошего, тоне забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится.
… Не осуждайте меня, дети мои не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю бога и прославляю милость его. Прочитав эту грамотку, потщитесь делать всякие добрые дела, славя бога со святыми его. Смерти, детине бойтесь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам бог пошлет Печатается по Древнерусская литература М. Задания для самостоятельной работы В рабочих тетрадях
1. Составьте развернутый план ответа по первому вопросу семинара. Используя текст Повести временных лет последите по карте торговый путь Из варяг в греки.
2. Сделайте таблицу сопоставления норманнской и антинорманской теории последующим параметрам авторы теории, причины образования древнерусского государства, роль варягов в истории древней Руси. Сделайте выводы.
3. На основе анализа текста Русской правды, покажите, в чем проявилось ограниченность норм обычного (родового) права. Используя документ, выделите основные социальные группы Древней Руси. Дискуссионные вопросы для обсуждения

1. Русь и Византия преемственность традиций. Как Выдумаете, совершила ли Русь историческую ошибку, как писал П.Я. Чаадаев, приняв в X веке восточно-византийское христианство
2. Повесть Временных Лет – история и проблемы изучения исторического источника. Как выдумаете насколько можно доверять автору ПВЛ?
3. Выбор веры была ли у Руси альтернатива православному христианству. Семинар Феодальная раздробленность Руси и борьба с иноземными завоевателями (XII-XIV
вв.).
План
1. Феодальная раздробленность как закономерный этап развития средневекового общества и его своеобразие в русской истории. Особенности развития русских земель (Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-
Волынское княжество, Новгородская республика.
2. Крестовые походы на северо-западные русские земли. Александр Невский.
3. Татаро-монгольское нашествие и его последствия для развития Руси.
4. Москва – новый центр возрождения Руси. Борьба русского народа против татаро-монгольского ига. Куликовская битва (Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Обязательная литература
1. Орлов АС, Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина ТА. История России с древнейших времен до наших дней. – М ПРОСПЕКТ, 2013. – С Дополнительная литература Сказание о житии Александра Невского./Древнерусская литература. МС. Повесть о разорении Рязани Батыем. Там же. – С.
3. Житие Сергия Радонежского. Там же. – С.
4. Борисов НС. Сергий Радонежский. – М Мол. Гвардия, 2007. – с.
5. Ключевский, ВО. Исторические портреты. – М Эксмо, 2008. С.
6. Петрова И.А., Кибасова Г.П. Этническое и социальной в русской истории у истоков формирования русского этноса//АНТРО: Анналы научной теории развития общества. – Вып. 3. - Пермь, 2007. С. 24-33.
7. Белова ЛИ. Нижнее Поволжье в эпоху Золотой Орды Человек, культура общество межвуз. Сб. науч. Трудов. – Волгоград. Гос. Техн. Унт. – Волгоград, 2009. Вып. 6. С. 206-209 Ключевые понятия Феодальная раздробленность, феодальная собственность на землю, натуральное хозяйство, вече, вечевое правление, ограниченная монархия, неограниченная монархия, религиозные войны, крестоносцы, крестовые походы, монголо-татарское иго, Золотая орда, ордынский выход (дань, баскак, удел, улус, ярлык на княжение. Методические рекомендации.
При подготовке первого вопроса вспомните, какое место в истории средневековья занимает период феодальной раздробленности, чем он вызван, почему мы определяем его как закономерный. Определите его хронологические рамки для стран Западной Европы. Почему в отечественной истории он носил затяжной характер Поданным академика Б.А. Рыбакова в середине XII века выделяется 15 княжеств, в середине XIII – 50, а в XIV уже
250 княжеств. Как вы это объясните Почему был исторически неизбежен распад Киевской державы Как развиваются города и ремесла Как изменяется положение господствующего класса Завершая работу по первой части проблемы, ответьте на вопрос в чем проявились отрицательные и положительные стороны процесса феодальной раздробленности Затем внимательно изучите историческую карту данного периода, определите географическое положение трех наиболее влиятельных княжеств Владимиро-Суздальского княжества, Галицко-Волынского княжества, Новгородской земли. Обратите внимание на природные условия указанных княжеств, как они повлияли на социально-экономическое развитие этих земель
Подчеркнём, что в этих центрах сложились разные варианты политического управления. Можно выявить элементы зарождения неограниченной монархии, ограниченной монархии и элементы зарождения буржуазной республики. Поясните, с какой из земель можно связать перечисленные варианты. Попробуйте объяснить почему стала активно развиваться ив конечном счёте, доминировать система политического управления, сложившаяся во Владимиро-
Суздальском княжестве. С именами каких князей связан расцвет этой земли Начиная подготовку по второму вопросу обратите внимание на сложность геополитической ситуации, в которую попали русские земли в середине XIII века. В середине XIII серьёзная опасность угрожала Руси с Запада. Можно говорить о целой серии крестовых походов на русские земли организованные Римской католической церковью. Как выдумаете, какую цель она преследовала Какая из двух опасностей (нашествие татаро- монголов или захватнические походы крестоносцев, по вашему мнению, была наибольшей Попробуйте понять ход мыслей Александра Невского, который основные силы сосредоточил на борьбе с Западом. Почему его называют гениальным полководцем Как это проявилось в Невской битве и Ледовом побоище. Как выдумаете, почему в годы Великой Отечественной войны был введён орден Александра Невского (кстати, сегодня его опять возродили При подготовке третьего вопроса вам поможет учебник. Обратите внимание наследующие моменты
Когда образовалась Монгольская империя отметьте особенности её военно-политического устройства, и попробуйте объяснить, что позволяло монголо-татарам одерживать победу над противниками, превосходящими их по уровню развития Проследите по карте, какие государства были ими завоеваны. Когда и как произошло первое военное столкновение русских с монголо- татарами Когда монголо-татары вторглись на территорию Руси, кто возглавлял их войско, как происходило завоевание
Проясните для себя, почему в течение короткого срока было захвачено большинство русских земель. Какие земли избежали этой участи, почему Вы можете обратиться к дополнительным историческим источникам например, Повести о разорении Рязани Батыем”), которые помогут вам представить картину завоевания и его страшные последствия. Объясните, почему в Европе золотоордынцев прозвали “тартарос” (слуги дьявола Насколько была велика возможность завоевания татаро-монголами западноевропейских государств Что предотвратило эту опасность для Западной Европы Далее по материалам обязательной литературы необходимо разобраться в сущности и структуре монголо-татарского ига. Объясните, какова была система зависимости русских земель от золотоордынского хана Каковы были последствия этой более чем двухвековой зависимости В данном случае вам может оказать дополнительную помощь брошюра В. Кучкина Русь под игом как это было. Ознакомьтесь сточкой зрения Л.Н. Гумилева о значении монголо- татарского ига в истории России. Согласны ли Вы с такой трактовкой вопроса Выскажите свое мнение. При подготовке четвертого вопроса необходимо помнить, что новым политическим центром Руси мог стать город, который возглавит борьбу за независимость русских земель. Как выдумаете, почему именно Москва смогла взять на себя эту роль Каков вклад в этот процесс Ивана Калиты,
Семеона Гордого, Дмитрия Донского Особое внимание следует уделить роли православной церкви в возрождении Руси. Когда Москва становится религиозным центром страны Почему Сергия Радонежского называют заступником русской земли Почему именно к нему за благословением перед битвой отправляется князь Димитрий Иванович Объясните, почему Дмитрию Ивановичу Донскому удалось впервые собрать объединённое войско, кто из князей встал под его знамёна? Известно, что у хана Мамая перед Куликовской битвой сохранялось
численное преимущество, а воины отличались высокими профессиональными качествами. Тогда как вы можете объяснить победу русского объединённого войска, наполовину состоявшего из ополченцев Какое значение имела эта победа для последующего процесса объединения русских земель и формирования русского народа Почему 1380 год можно назвать пограничной датой русской средневековой истории За ответами на эти вопросы обратитесь к замечательному историческому литературному памятнику “Задонщине”, посвящённому Куликовской битве. Продумайте общие выводы поданной теме. Обязательно подчеркните, что экономическая, политическая зависимость от Золотой Орды серьёзно деформировала процесс исторического развития русских земель, усилив политический фактор функционирования государства. Самое главное состоит в том, что были пресечены возможности для развития товарно-денежных отношений, способствующих становлению общенационального рынка, зарождению капиталистических отношений, формированию третьего сословия в обществе.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   29


написать администратору сайта