Главная страница
Навигация по странице:

  • Ибн-Руст. Славяне

  • Учебник по истории. Учебник 2017


    Скачать 3.12 Mb.
    НазваниеУчебник 2017
    Дата26.02.2023
    Размер3.12 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаУчебник по истории.pdf
    ТипУчебник
    #956502
    страница9 из 29
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   29
    четвёртого вопроса необходимо сосредоточить внимание на анализе вопроса почему время правления Ярослава Мудрого на Руси считают расцветом Древнерусского государства Подумайте, почему Ярослава называли Мудрым Обратите внимание на прозвища других русских князей. Как Вы оцениваете время правления Ярослава Мудрого Перечислите главные направления внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого. Какие действия Высчитаете главной заслугой Ярослава Мудрого
    Прежде чем перейти к изучению текста такого исторического источника как Русская правда вспомните историю его создания. Какие редакции этого документа нам известны Кто являлся автором этого документа Прочитайте статьи, авторство которых приписывается Ярославу Мудрому. Докажите, что Русская правда Ярослава ограничивала право кровной мести. Что сообщает нам Русская правда о политическом устройстве государства По возможности сравните Русскую правду с известными Вам варварскими правдами (например, с «Салической правдой. Какие сходства и различия можно выделить Время правления Владимира Мономаха завершает период расцвета Киевской Руси. Ознакомьтесь с документом Поучение Владимира
    Мономаха». О какой политической обстановке на Руси свидетельствует Поучение Владимира Мономаха»? Когда на Руси начинают появляться черты политической раздробленности В этой связи попробуйте объяснить, как Владимиру Мономаху удалось сдержать на время этот процесс, почему он выступил инициатором созыва нескольких съездов князей, какое важное решение было принято на съезде в Любече в г, как оно повлияло на дальнейшее развитие событий. В завершение подготовки поэтому вопросу подумайте, какой у Вас сложился образ Владимира Мономаха – как личности и как политического деятеля В заключение необходимо обобщить полученные знания и подойти к выводу о том, что образование древнерусского государства было закономерным процессом, вызванным объективными центростремительными тенденциями у восточных славян. Киевская Русь, как раннефеодальная монархия, обеспечила формирование частной собственности на землю и слоя землевладельцев-феодалов. Киевская Русь не уступала другим европейским монархиям того времени по уровню экономического, политического, культурного и законотворческого развития. Документы и материалы

    Ибн-Руст. Славяне
    ИБН-РУСТ - арабский писатель Х встал известен в новейшее время, благодаря тому, что в Британском музее была найдена опись его космографического сочинения Книга драгоценных сокровищ, в России издана под заглавием Известия о Хазарах Буртасах, Болгарах, Мадьярах, Славянах и Руссах» (СПб., 1869).
    Путь в их страну идет по степям, по землям бездорожным через ручьи и дремучие леса. Страна славян—страна ровная и лесистая в лесах они и живут. Они не имеют ни виноградников, ни пашен. Из дерева выделывают они род кувшинов, в которых находятся у них и ульи для пчел, и мед пчелиный сберегается. Это называется у них сидж, и один кувшин заключает в себе около 10 кружек его. Они пасут свиней наподобие овец. Когда умирает кто-либо из них, они сжигают труп его. Женщины их, когда случится у них покойник, царапают себе ножем руки и лица. Наследующий день по сжигании покойника отправляются на место, где оно происходило, собирают пепел и кладут в урну, которую ставят затем на холм. Через год по смерти покойника берут кувшинов Двадцать меду, иногда несколько больше, иногда несколько меньше и несут их на тот холм, где собирается семейство покойного, едят, пьют и затем расходятся. Если у покойного было три жены и одна из них утверждает, что она особенно любила его, то приносит она к трупу его два столба, и вбивают их стоймя в землю, потом кладут третий столб поперек, привязывают посреди этой перекладины веревку, она становится на скамью и конец этой веревки завязывает вокруг своей шеи. Когда она так сделала, скамья принимается из-под нее, иона остается повисшею, пока не задохнется и не умрет, а по смерти ее бросают в огонь, где она и сгорает. Все они идолопоклонники. Более всего сеют они просо. Вовремя жатвы берут они просяные зерна в ковше, поднимают их к небу и говорят Господи, ты, который снабжал нас пищей до сих пор, снабди и теперь насею в изобилии. Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели. Их свирели длиною в два локтя, лютня же их осьмиструнная. Хмельной напиток приготовляют из меду. При сжигании покойников предаются шумному веселью, выражая тем радость свою милости, оказанной ему покойнику богом. Рабочего скота у них мало, а верховых лошадей имеет только один человек. Вооружение их состоит из дротиков, щитов, и копий другого оружия не имеют. Холод в их стране бывает до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывает деревянную остроконечную крышу, наподобие крыши христианской церкви, и на крышу накладывает земли. В такие погреба переселяются совсем семейством и, взяв несколько дров и камней, зажигают огонь и раскаляют камни на огне докрасна. Когда же раскалятся камни до высшей степени, наливают их водой, отчего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают уже одежду. В таком жилье остаются до весны. Царь их объезжает их ежегодно. Если у кого из них есть дочь, то царь берет себе по одному из ее платьев в год если есть сын, то царь берет себе также по одному, из его платьев в год. У кого нет ни сына, ни дочери, тот дает по одному из платьев жены или служанки в год. Поймает царь в
    государстве своем разбойника, велит или задушить его, или же отдает его под надзор кого-либо из правителей на отдаленных окраинах своих владений.
    Ахмед Ибн-Фадлан о руссах И б н-Ф ад л ан- секретарь посольства, отправленного в 921 г. багдадским халифом

    Муктадиром к царю волжских болгар. О своем путешествии Ибн-Фадлан составил Записку, отрывки из которой здесь и даются в переводе А. Я. Гаркави. Руссов Ибн-Фадлан мог видеть или в
    Итиле у хазар, или в Булгаре. Я видел руссов, когда они пришли со своими товарами и расположились по реке Итиль, и я не видел более совершенных членами, чем они, как будто они пальмовые деревья они рыжи, не надевают ни курток, ни кафтанов, ноу них мужчина надевает кису, которою он обвивает один из боков, и одну руку выпускает из-под нее. Каждый из них имеет при себе неразлучно меч, ножи секиру мечи же их суть широкие, волнообразные, клинки франкской работы Каждая же их женщина имеет на груди прикрепленную коробочку из железа ли, из меди ли, из серебра либо из золота, смотря по состоянию мужа и по его имуществу в каждой же коробочке есть кольцо, к коему прикреплен нож, также на груди. На шее они имеют золотые и серебряные цепи, ибо, когда муж имеет 10000 диргемов, делает он жене цепь когда имеет 20000, делает он ей две цепи подобным образом каждый раз, когда у него прибавляется 10000 диргемов, прибавляет он другую цепь своей жене, так что часто одна из них имеет много цепей на шее Они приходят из своей страны и бросают якорь в Итиль, которая есть большая река, и строят на ее берегу большие деревянные дома водном же доме собирается их десять, двадцать, также менее или более. У каждого из них есть скамья, на которой он сидит вместе с красивыми его девушками для торга. Вовремя прибытия их судов к якорному месту каждый из них выходит, имея с собою хлеб, мясо, молоко, луки горячий напиток, подходит к высокому вставленному столбу, имеющему лицо, похожее на человеческое, а кругом его малые изображения, позади этих изображений вставлены в землю высокие столбы. Он же подходит к большому изображению, простирается передними говорит О господине Я пришел издалека, со мной девушек столько и столько-то голов, соболей—
    столько-то шкур, пока не упоминает все, что он привез с собой из своего товара. Затем говорит Этот подарок принеся тебе, и оставляет принесенное им перед столбом, говоря Желаю, чтоб ты мне доставил купца с динарами и диргемами, который купил бы у меня все, что желаю продать и не прекословил бы мне во всем, что я ему ни скажу после он удаляется. Если продажа бывает
    затруднительна и время ее продолжается долго, то он возвращается с другим подарком во второй, в третий рази если желаемое им все еще промедляется, то он приносит одному из тех малых изображений подарок и просит его о ходатайстве, говоря Эти суть жены господина нашего и его дочери, ион не пропускает ни одного изображения, которого не просил бы и не молил бы о ходатайстве и не кланялся бы ему униженно. Часто же продажа бывает ему легка, и когда он продает, говорит Господин мой исполнил мое желание, должно вознаградить егоза то. И берет он известное число рогатого скота и овец, убивает их, часть мяса раздает бедным, остальное же приносит и бросает перед большим столбом и малыми, его окружающими, и вешает головы рогатого скота и овец, на столбы, вставленные в земле, а когда настает ночь, то приходят собаки и съедают это тогда тот, который это сделал, говорит Мой господин соблаговолил ко мне и съел мой. подарок. Печатается по Хрестоматия по истории СССР. Т. I / Сост. В. Лебедев и др. М, 1940. Повесть временных лет. Вот повести минувших лет, откуда пошла русская земля, кто в Киеве стал первым княжети, как русская земля стала есть. Повесть временных лет - наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII в. Предположительно создана по заказу князя Владимира Мономаха в Киевско-
    печерском монастыре. Авторство приписывается монаху Нестору. Известно несколько редакций. Охватывает период истории от библейских времён и дог. История Киевской Руси начинается слета г, от начала правления византийского императора Михаила. Так начнем повесть сию. Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные – поморяне, земля Венгерская
    1

    1
    Территория совр. Венгрии, бывшей римской провинции Паннонии, была занята венграми (мадьярами, народом финно-угорской группы, в конце IX - начале X в. ... Болгарская - Дунайская Болгария, сюда в VII в. с Волги пришли болгары, народ тюркской группы, во главе со своим ханом Аспарухом. Здесь тюрки

    Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем - славянами, и построили городи назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по
    Суле, и назвались северянами. Итак разошелся славянский народа по его имении грамота назвалась славянской
    2
    В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и побелке от дыма.
    В год 6370 (862). Изгнали варяг заморе, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род народи была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву. И пошли заморе к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот таки эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.
    Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли
    Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме
    - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. Испросили "Чей это городок. Те же ответили "Были три брата" Кий" Щеки Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам. Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде. И избрались трое братьев …
    В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу - родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал. болгары смешались с южными славянами, восприняв их языки культуру так образовалась южнославянская народность болгары. поляне - восточнославянское племя, жившее в среднем течении Днепра древляне - восточнославянское племя, жившее в лесах по южным притокам р.Припяти; дреговичи - восточнославянское племя, жившее в среди болот между Припятью и Западной Двиной полочане -восточнославянское племя, жившее по р.Полоте, притоку Западной Двины;славяне (словене) - восточнославянское племя, жившее по р.Волхову и оз. Ильмень
    В год 6494 (986). Пришли болгары магометанской веры, говоря "Ты, князь, мудри смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наши поклонись Магомету. Испросил Владимир "Какова же вера ваша. Они же ответили "Веруем Богу, и учит нас Магомет так совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами. Даст Магомет каждому по семидесяти красивых жени изберет одну из них красивейшую, и возложит на нее красоту всех таи будет ему женой. Здесь же, говорит, следует предаваться всякому блуду. Если кто беден на этом свете, то и на томи другую всякую ложь говорили, о которой и писать стыдно. Владимир же слушал их, так как и сам любил жени всякий блуд потому и слушал их всласть. Но вот что было ему нелюбо обрезание и воздержание от свиного мяса, а о питье, напротив, сказал он Руси есть веселие пить не можем без того быть. Потом пришли иноземцы из Рима и сказали "Пришли мы, посланные папой, и обратились к Владимиру "Так говорит тебе папа "Земля твоя такая же, как и наша, а вера ваша непохожа на веру нашу, так как наша вера - свет кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и все, что дышит, а ваши боги - просто дерево. Владимир же спросил их "В чем заповедь ваша. И ответили они "Пост по силе "если кто пьет или ест, то все это во славу Божию, - как сказал учитель наш Павел. Сказал же Владимир немцам "Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого. Услышав об этом, пришли хазарские евреи и сказали "Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога Авраамова, Исаакова и Иаковля". Испросил Владимир "Что у вас за закон. Они же ответили "Обрезаться, не есть свинины и заячины, соблюдать субботу. Он же спросил "А где земля ваша. Они же сказали "В Иерусалиме. А он спросил "Точно ли она там. И ответили "Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам. Сказал на это Владимир "Как же вы иных учите, асами отвергнуты Богом и рассеяны Если бы Бог любил вас и закон ваш, тоне были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите.
    Пришли болгары - Затем прислали греки к Владимиру философа, так сказавшего "Слышали мы, что приходили болгары и учили тебя принять свою веру вера же их оскверняет небо и землю, и прокляты они сверх всех людей, уподобились жителям Содома и Гоморры, на которых напустил Господь горящий камень и затопил их, и потонули, так вот и этих ожидает день погибели их, когда придет Бог судить народы и погубит всех, творящих беззакония и скверное делающих. Ибо, подмывшись, вливают эту воду в рот, мажут ею по бороде и поминают Магомета. Также и жены их творят туже скверну, и еще даже бoльшую...". Услышав об этом, Владимир плюнул на землю и сказал "Нечисто это дело. Сказал же философ "Слышали мы и то, что приходили к вам из Рима научить вас вере своей. Вера же их немного от нашей отличается служат на опресноках, то есть на
    облатках, о которых Бог не заповедал, повелев служить на хлебе, и поучал апостолов, взяв хлеб "Сие есть тело мое, ломимое за вас. Также и чашу взяли сказал "Сия есть кровь моя нового завета. Те же, которые не творят этого, неправильно веруют. … В год 6495 (987). Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им "Вот приходили ко мне болгары, говоря "Прими закон наш. Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о другом свете если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки если же вином законе будет, тона том свете гореть ему в огне. Что же вы посоветуете что ответите. И сказали бояре и старцы "Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь поистине все разузнать, то ведь имеешь у себя мужей послав их, разузнай, у кого какая служба и кто как служит Богу. И понравилась речь их князю и всем людям избрали мужей славных и умных, числом 10, и сказали им "Идите сперва к болгарами испытайте веру их. Они же отправились, и, придя к ним, видели их скверные дела и поклонение в мечети, и вернулись в землю свою. И сказал им Владимир "Идите еще к немцам, высмотрите и у них все, а оттуда идите в Греческую землю. Они же пришли к немцам, увидели службу их церковную, а затем пришли в Царьград и явились к царю. Царь же спросил их "Зачем пришли. Они же рассказали ему все. Услышав это, царь обрадовался ив тот же день сотворил им почести великие. Наследующий же день послал к патриарху, так говоря ему "Пришли русские разузнать о вере нашей, приготовь церковь и клир и сам оденься в святительские ризы, чтобы видели они славу Бога нашего. Услышав об этом, патриарх повелел созвать клир, сотворил по обычаю праздничную службу, и кадила взожгли, и устроили пение и хоры. И пошел с русскими в церковь, и поставили их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о служении Богу своему. Они же были в восхищении, дивились и хвалили их службу. И призвали их цари Василий и Константин, и сказали им "Идите в землю вашу, и отпустили их с дарами великими и с честью. Они же вернулись в землю свою. И созвал князь бояр своих и старцев, и сказал Владимир "Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было сними- и обратился к послам Говорите перед дружиною. Они же сказали "Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Недобр закон их. И пришли мы к немцами видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, - знаем
    мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького таки мы не можем уже здесь пребывать. Сказали же бояре "Если бы плох был закон греческий, тоне приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей. Испросил Владимир "Где примем крещение. Они же сказали "Где тебе любо. …
    И когда прошел год, в 6496 (988) году пошел Владимир свойском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города. Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам "Если не сдадитесь, то простою и три года. Они жене послушались его, Владимир же, изготовив войско свое, приказал присыпать насыпь к городским стенам. И когда насыпали, они, корсунцы, подкопав стену городскую, выкрадывали подсыпанную землю, и носили ее себе в городи ссыпали посреди города. Воины же присыпали еще больше, и Владимир стоял. И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, написав на ней Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока. Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал "Если сбудется это, - сам крещусь. И тотчас же повелел копать наперерез трубами перенял воду. Люди изнемогли и сдались. Владимир вошел в город с дружиною своей и послал к царям Василию и Константину сказать "Вот взял уже ваш город славный слышал же, что имеете сестру девицу если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей тоже, что и этому городу. И, услышав это, опечалились цари, и послали ему весть такую "Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное восприимешь, и снами единоверен будешь. Если жене сделаешь этого, тоне сможем выдать сестру за тебя. Услышав это, сказал Владимир посланным к нему от царей "Скажите царям вашим так я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваши люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи. И рады были цари, услышав это, и упросили сестру свою, именем Анну, и послали к Владимиру, говоря
    "Крестись, и тогда пошлем сестру свою к тебе. Ответил же Владимир "Пусть пришедшие с сестрою вашею и крестят меня. И послушались цари, и послали сестру свою, сановников и пресвитеров. Она жене хотела идти, говоря "Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть. И сказали ей братья "Может быть, обратит тобою Бог Русскую землю к покаянию, а Греческую землю Царевна Анна, сестра византийского императора Василия II Болгаробойцы (976-1025);
    избавишь от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь Теперь же, если не пойдешь, то сделают и нам тоже. И едва принудили ее.
    Она же села в корабль, попрощалась с ближними своими с плачем и отправилась через море. И пришла в Корсунь, и вышли корсунцы навстречу ей с поклоном, и ввели ее в городи посадили ее в палате. По божественному промыслу разболелся в то время Владимир глазами, и не видел ничего, и скорбел сильно, и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать "Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей если жене крестишься, тоне сможешь избавиться от недуга своего. Услышав это, Владимир сказал "Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский. И повелел крестить себя. Епископ же корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тот тотчас же прозрел. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил Бога "Теперь узнал я истинного Бога. Многие из дружинников, увидев это, крестились. Крестился же он в церкви святого Василия, а стоит церковь та в городе
    Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг палата же Владимира стоит с края церкви и до наших дней, а царицына палата - за алтарем. После крещения привели царицу для совершения брака. Незнающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные же говорят - в
    Василеве, а другие и по-иному скажут - Корсунь – Херсонес После всего этого Владимир взял царицу, и Анастаса, и священников корсунских с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, взяли сосуды церковные и иконы на благословение себе. Поставили церковь в Корсуни на горе, которую насыпали посреди города, выкрадывая землю из насыпи стоит церковь таи доныне. Отправляясь, захватил они двух медных идолов и четырех медных коней, что и сейчас стоят за церковью святой Богородицы и про которых невежды думают, что они мраморные. Корсунь же отдал грекам как вено за царицу, асам вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолы - одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, - чтобы принял он возмездие от людей. "Велик ты, Господи, и чудны дела твои. Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им "Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его. Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор. Затем послал Владимир по всему городу сказать "Если не придет кто завтра нареку- будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом. Услышав это, с радостью пошли
    люди, ликуя и говоря "Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наши бояре. Наследующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли вводу и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душа дьявол говорил, стеная "Увы мне Прогнан я отсюда Здесь думал я обрести себе жилище, ибо здесь не было учения апостольского, не знали здесь Бога, но радовался я служению тех, кто служил мне. И вот уже побежден я невеждой, а не апостолами и не мучениками не смогу уже царствовать более в этих странах. Люди же, крестившись, разошлись по домам.
    Владимир же был рад, что познал Бога сами люди его, воззрел на небо и сказал "Христос Бог, сотворивший небо и землю Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утвердив них правильную и неуклонную веру, и мне помоги, Господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на тебя и на твою силу. И сказав это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по сем городами селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых. Повенчавшись с царевной, Владимир привез из Корсуни в Киев священников, книги, утварь. Когда отданы были в учение книжное, тотем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее "В те дни услышат глухие слова книжные, и ясен будет язык косноязычных. Не слышали они раньше учения книжного, но по Божьему устроению и по милости своей помиловал их Бог как сказал пророк Помилую, кого хочу. Ибо помиловал нас святым крещением и обновлением духа, по Божьему изволению, а не по нашим делам. Благословен Господь Иисус Христос, возлюбивший Русскую землю и просветивший ее крещением святым. Прозаический перевод на современный русский язык. Публикуется в переводе Д.С.Лихачева. Комментарии приводятся по сборнику Заземлю Русскую (М. Сов. Россия. Русская правда. Русская правда - первый русский письменный закон, начальные 17 статей написаны Ярославом Мудрым. В период с 1068 по 1072 год сыновья Ярослава Мудрого разработали новое законодательство, которое вошло в историю под названием "Правда Ярославичей". Это

    законодательство дополнило старую "Русскую правду. Право кровной мести уже не упоминалось. Кровную месть заменили штрафы. Новая "Правда" карала за нарушение имущественных прав и личной безопасности жителей. В новом законе была сделана попытка сохранить внутренний порядок в стране, защитить собственность состоятельных людей.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   29


    написать администратору сайта