Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. История как наука. Структура исторического знания.

  • Учебник по истории. Учебник 2017


    Скачать 3.12 Mb.
    НазваниеУчебник 2017
    Дата26.02.2023
    Размер3.12 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаУчебник по истории.pdf
    ТипУчебник
    #956502
    страница1 из 29
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
    Петрова И.А., Кибасова Г.П., Галкова О.В., Ковтюх ГС История России
    Учебник
    2017

    УДК
    ББК История России. Учебник. Петрова И.А., Кибасова Г.П., Галкова О.В.,
    Ковтюх ГС. Под общей ред. доктора пед. наук, проф. Мандрикова В. Б. Учебник подготовлен в соответствии с госстандартом для студентов медицинских вузов. Учебник содержит полный учебно-методический комплекс планы и конспекты лекций, планы семинарских занятий, хрестоматийный материал и методические рекомендации по подготовке к занятиям, а также иллюстративный материал.
    Оглавление Тема 1. ВВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ КАК НАУКА ........ Ошибка Закладка не определена.
    Конспект лекции ..................................................................................................................................... Семинар История как наука ........................................................................................................... Документы и материалы ....................................................................................................................... ТЕМА 2. Средневековая Русь – Россия (IX –XVII вв.)

    ..................................................... Конспект лекции ................................................................................................................................... Семинар Киевская Русь образование и развитие Древнерусского государства (IX-XII вв.)»
    ... Документы и материалы ....................................................................................................................... Семинар Феодальная раздробленность Руси и борьба с иноземными завоевателями (XII-XIV вв.)».
    ...................................................................................................................................................... Документы и матенриалы
    ................................................................................................................... Семинар Образование и укрепление Российского централизованного государства (XV –XVI вв.)».
    ...................................................................................................................................................... Документы и материалы ..................................................................................................................... Семинар «Бунташный век в истории России (XVII век ............................................................. Документы и материалы ..................................................................................................................... Тема 3. РОССИЯ В XVIII ВЕКЕ ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ ................... Конспект лекции ................................................................................................................................. Семинар « Реформы Петра Великого ............................................................................................ Документы и материалы ..................................................................................................................... Семинар Россия после Петра. Просвещенный абсолютизм. Екатерина II.»
    .............................. 238
    Документы и материалы ....................................................................................................... 242 ТЕМА 4: Россия в перв. полвека от реформаторства к охранительству.

    ....... Конспект лекции ..................................................................... Ошибка Закладка не определена.
    Семинар: Россия впервой половине XIX века от реформаторства к охранительству»
    .......... Документы и материалы .................................................................................................................... 300 Семинар Развитие оппозиционного движения в России впервой половине XIX века. Документы и материалы ..................................................................................................................... Тема 5. Россия во второй половине XIX в ........................................................................ Конспект лекции ................................................................................................................................. Семинар Россия во второй половине XIX в ............................................................................. Документы и материалы ..................................................................................................................... Тема 6. Россия в конце XIX - начале ХХ века ................................................................... Конспект лекции ................................................................................................................................. Семинар Россия в конце XIX - начале ХХ века ............. Ошибка Закладка не определена.
    51
    Документы и материалы ..................................................................................................................... 454
    Иллюстрации ............................................................................................................................ 487
    Тема 1. ВВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ КАК НАУКА. План История как наука. Структура исторического знания. Основные этапы развития науки. Место истории в системе наук. Методология истории. Конспект лекции
    «Любовь к истории кажется неотделимой от человеческой природы, потому что она неотделима от любви к самому себе. Именно эта первопричина влечет нас впереди назад, в будущее и к прошлым векам Лорд Болингброк)
    1. История как наука. Структура исторического знания.Термин история происходит от греческого слова «ίστορία»– исследование, рассказ. Первоначальное значение этого слова продолжает широко использоваться в бытовой лексике и литературе. Это слово вошло вовсе современные языки. В науке термин история используется в большинстве языков, в двухосновных смыслах:

    История – как всякий процесс развития в природе и обществе, те сам объективный процесс развития Вселенной, Земли, природы, общества История – как наука, изучающая развитие человеческого общества во всей его конкретности и многообразии. История дает нам знание о прошлом с целью понимания настоящего и перспектив развития в будущем. Русский философ Астафьев говорил, что история философии – главное орудие самосознания человечества и питомник его идеалов. Это понятно всем. В познании сложного исторического процесса главное место отводится не философии, а истории философии. История России пережила взлеты, падения, грехи, заблуждения, великие свершения и все это надо осмыслить. Понять. Отечественной историографии – от придворных историков до
    либералов и марксистов присущ нигилизм. Историки ХХ века, включая советских и постсоветских перестроечных историков, соревновались в этом отрицании с западными историками. Никто не относится с таким нигилизмом, с экзаменационным пристрастием к своей истории как русские. В западных учебниках о Генрихе УШ его не представляют злодеем всех времени народов, обезглавивший не только политических противников, но и жени гуманиста Томаса Мора, но низа то, что он был гуманистом, аза то, что он отказался признать авторитет короля выше авторитета бога и пошел на плаху. Как прекрасно сказал НМ. Карамзин: История, в некотором смысле есть священная книга народов – главное, необходимое, зерцало их бытия и деятельности, скрижель откровений и правил, завет предков потомству, дополнение изъяснениям настоящего и пример будущего. Исходя из этого, данный курс История попытается привить уважение к собственной истории, не слепое поклонение, а уважение являющееся питомником мировоззрения, национального самосознания и гражданского становления. Это источник интеллектуального, культурного, духовного, энергетического порыва, который должна ощутить нация, чтобы сформулировать проект будущего. Изучая историю нашего государства, мы должны уметь показать ее преемственность, провести нить русской, советской и постсоветской истории, подняться над ХХ веком и понять, что Россия поднялась нив, нив году, жизнь ее протекала на огромном географическом пространстве через тысячелетия. В современной исторической науке уделяется повышенное внимание к изучению влияния, во-первых, геологических и биологических факторов на развитие отдельного человека и человеческого общества во-вторых, через изучение влияния человеческой цивилизации на окружающую среду. Проблемы экологии становятся тем мостиком, который соединяет
    естественные, гуманитарные и точные науки, и потому они постепенно переходят в область практической политики. Структура исторического знания Сегодня историческая наука - это целый комплекс взаимосвязанных между собой наук. Представим схему исторических наук в виде трехгранной усеченной пирамиды. Историческое знание имеет несколько граней. Во – первых, это история отдельных видов человеческой деятельности, например история ремесла, история науки и техники, история экономики, история культуры и др. Легко заметить, что каждый из этих разделов включает более частные элементы, например история экономики – историю земледелия, историю ремесла, историю промышленности. Политическая история – историю войн, революций, государства и права, наконец, историю династий и т.д. Другой гранью является всемирная история, которая опирается на историю видов человеческой деятельности, включаете в себя, нов свою очередь, делится на историю континентов, историю стран, отдельных народов, отдельных регионов Третьей гранью исторической науки представляет ряд исторических дисциплин, которые обслуживают собственно историческую науку и включают в себя вспомогательные исторические дисциплины, а также различные методы исторических исследований, таких как археология, источниковедение, статистика, этнография, математическое моделирование, историография и др. Такая структура исторического знания соответствует процессу специализации во всех областях научного знания, который резко усилился в конце XIX – начале XX века. Завершает эту структуру философия истории или точнее, теория исторического процесса, которая призвана на основе накопленного сегодня исторического материала раскрыть общие закономерности, тенденции развития человеческого общества, и при этом
    выделить совокупность тех факторов, которые являлись ведущими на различных этапах его развития. В структуре исторического знания четко видна взаимосвязь истории, как сточными, таки естественными науками, не говоря уже о других гуманитарных науках. Попробуйте сами определить наиболее видимые линии этой взаимосвязи.
    2. Основные этапы развития науки. Место истории в системе наук Историческая наука в своем развитии прошла целый ряд этапов, которые в целом отражают и повторяют развитие науки в истории человечества. Сравним развитие науки с лучом света. Этот образ помогает понять, как менялась общая структура научного знания и его классификация, а также наглядно увидеть те ключевые моменты истории, которые приводили к смене общезначимых научных парадигм, тек смене научного представления о мире в целом, изменению методов и методологии науки. Также, как и луч света у своего истока, знания древнейших людей носили узкий характер. Добывание знаний было одним из важнейших условий выживания первобытного человека. В первобытную эпоху были сделаны научные открытия, повлиявшие на судьбы человечества ничуть нив меньшей степени, чем изобретение автомобиля или космических спутников. Человек научился не только хранить, но и добывать огонь, изобрел великое множество каменных орудий и, наконец, луки стрелы и т.д. Этот достаточно интенсивный, как мы видим, этап, мы назовем этапом синкретической науки, те. единой, религиозно – магическо – ритуально – музыкально – танцевально-мифологической культуры первобытного человека. Возникновение науки, как правило, связывается с периодом древнейших цивилизаций ив первую очередь, с Античностью. В этот период, тес тысячелетия до н.э и вплоть до V века нашей эры наука выделяется вслед за военным делом и религией в самостоятельную отрасль человеческой деятельности. Первой наукой являлась философия, точнее,
    натурфилософия. Натурфилософия открывает этап недифференцированной науки (по классификации Кедрова Б.М.), науки, соединяющей в себе черты искусства (прежде всего художественной литературы и эстетики, черты естествознания и собственно философию. Однако внутри единой науки уже просматриваются черты будущих отдельных наук. Отцом истории считается древнегреческий мыслитель Геродот (V век до нашей эры) в трудах которого мы находим сведения по естествознанию, географии, этнографии, литературе (то есть ток чему стремятся современные историки, нов центре повествования находится предыстория и история греко-персидских войн. Неслучайно первая книга собрания трудов
    Геродота называется «Клио» по имени древнегреческой богини истории. У
    Геродота были великие предшественники, в первую очередь – Гомер и безымянные создатели древнегреческих мифов. Расцвет античной историографии связан с именами Фукидида,
    Саллюстия, Полибия, заложившего основы понятия всемирная история
    Тацита, в работах которого мы находим первые сведения о славянах и, конечно же, Плутарха, жизнеописания которого и сегодня читаются с удовольствием и детьми, и взрослыми. В средние века недифференцированный этап развития науки продолжался. Только теперь центрами развития науки стали не школы и кружки натурфилософов, а монастыри, с Х -Х веков – университеты, носящие, как и вся средневековая культура теологический (религиозный) характер. Многое из достижений периода античности было утрачено. Только Византия являлась хранителем и продолжателем античного наследия, соединяя его как с утвердившимся христианством, таки достижениями, в первую очередь в математике, арабского Востока. В историографии окончательно утверждается хронологический подход. Меняется и сам календарь, заточку отсчета принимаются библейские события рождение Христа в католичестве, создание мира в православии.
    Анналы, хроники, летописи стали главной формой исторических произведений. Идея провиденциализма, в соответствии с которой ход истории предопределен богом оставляла историкам лишь одну задачу выделение внешней связи событий и явлений в их хронологической последовательности. Главное внимание уделялось истории войн, житиям святых и правителей. Этап дифференцированной науки открывает эпоха Возрождения. Луч науки как бы распадается на отдельные отрасли фундаментального научного знания. Эпоха Возрождения начала процесс формирования того мышления, которое мы сегодня называем научным. Изобретение
    Гуттенбергом печатного станка в середине Х в. дало простор распространению научных знаний. К концу эпохи Возрождения наука окончательно разделились вначале на две большие группы естественные – науки о природе и гуманитарные – науки о человеке и человеческом обществе. К началу ХУIII века из прикладного знания окончательно оформляется группа точных наук. В историографии эпохи Возрождения хронологический подход остается традиционно господствующим, но его характер резко меняется. Теологическая основа и провиденциализм отходят на задний план. Быстрыми темпами развивается светская гуманистическая историография. Историки- гуманисты ищут объяснение истории в ней самой и деятельности людей, оставив бога в покое. Н. Макиавелли явился основоположником новой политической истории, поставив вопросы ответственности государей перед народом и государством. Достоверность исторических знаний теперь определяется ее доказательностью. Начинает развиваться критика исторических источников (Л. Валла), зачатки археологии. Ренессанс утвердил в хронологическом подходе к истории новую трехчленную периодизацию древняя, средняя и новая история (взамен пятичленной периодизации божьих царств.
    В Х – Х веках интенсивно менялось мировоззрение человека. Реформация изменила характер религии человек сам стал отвечать за себя и перед богом и перед другими людьми. Церковь была лишена многих своих привилегий. Священники теперь были призваны служить людям, а не только Богу. Рационалисты Х века поставили вопрос о естественной истории и системе естественного права народов, разрабатывали теорию общественного договора, по которому люди добровольно отказываются от своих прав в пользу общества.
    XVII век сегодня выделяется также как век научной революции заложивший основы современной науки, а наука предшествующих эпох рассматривается как преднаука. Такую точку зрения разработал американский историки философ науки Томас Кун в работе, ставшей классической в современном науковедении Структура научных революций. Он считает, что только в науке существуют рациональные процедуры проверки опытных суждений, причем рациональность этих процедур принимается как нечто бесспорное и не подлежащее сомнению. Критика и рациональность образуют единство в рамках того, что не подлежит критике, – принятых образцов научной деятельности. В соответствии с этой концепцией современная наука делится натри этапа классическая, неклассическая и постнеклассическая. Данная концепция не проясняет многие проблемы развития науки, периодизация также является весьма неоднозначной. Отметим также, что история развития гуманитарных наук не вписывается в научное знание. В современной западной историографии основоположником новой исторической науки считают Джамбатиста Вико, профессора риторики Неаполитанского университета. Вико пошел дальше рационалистов, считая, что история имеет собственные законы, которые наука может открыть. Он считал, что история народов проходит три основных цикла после периода предыстории Век богов (господство языческой религии, Век героев (период аристократических республик, когда аристократия была убеждена в своем
    природном превосходстве над плебеями) и Век Людей (период правления народных республики монархий. За этими тремя циклами по Вико опять начинается век варварства и новые циклы, но они проходят уже на более высоком уровне. Таким образом, Вико предвосхитил философию истории
    Г.В.Ф. Гегеля сего знаменитой диалектической спиралью.
    XVIII в. называют веком Просвещения, те. веком, в течение которого было изменено мировоззрение, миропонимание и мироощущение человека. Теория общественного договора получила новое звучание в теории и практике просвещенного абсолютизма. На рубеже XVIII-XIX вв. на смену ученым энциклопедистам приходят специалисты в отдельных областях науки. Век XIX идет под знаком узкой специализации, создания узкоспециализированных школ, выработки даже своеобразного, характерного только для данной науки языка, экспериментальной и теоретической базы. Именно в XIX в. наряду с другими науками, наукой в современном понятии этого слова, становится история, которая из разновидности труда литературного, в основном занимавшаяся составлением хронологии, описанием деятельности монархов, политических и военных деятелей превращается в труд научный. В этот период историки стремятся найти и обосновать те основные факторы, которые определяют характер исторического прогресса и регресса, выявить законы исторического развития и дать периодизацию истории, как отдельных государств, таки всего человеческого общества. При этом историки начинают опираться на данные, выделившихся из истории исторических наук, таких как археология, этнография, а также на данные новых философских наук антропологию, с конца XIX начала XX в. – социология, культурология, психология, ряда естественных и точных наук, биология, физиология, статистика, математическое моделирование и многих других. В XIX в. возникают различные исторические школы, которые различные факторы считают решающими в истории географические,
    антропологические или расовые, национальные. На рубеже ХVIII-ХIХ веков больших успехов добивается политическая экономия, что связано было с первой промышленной революцией и утверждением буржуазного общества. Возникают различные социальные и экономические теории в историографии. В середине ХIХ века возникает марксизм, в котором решающим фактором развития считается уровень развития производительных сил и классовая борьба. Утверждается формационный подход к истории.
    В конце ХIХ века дифференциация наук начинает заменяться их интеграцией. При этом интеграция идет, как это ни парадоксально звучит, через углубляющуюся дифференциацию. Появляются науки переходного характера, своеобразные мостики между уже сложившимися фундаментальными науками, которые по мере своего развития все более отдалялись друг от друга. Ситуацию в науке конца в. своеобразно охарактеризовал Козьма Прутков Специалист подобен флюсу – полнота его одностороння”. В результате начавшейся интеграции разрывы между фундаментальными науками стали закрываться.
    В середине ХХ века интеграция наук приобретает новое направление возникают как бы стержневые науки, которые пронизывают не только родственные фундаментальные науки, но и науки далеко стоящие друг от друга, как фундаментальные, таки прикладные. Наиболее ярким примером таких наук является кибернетика. Сегодня мы наблюдаем в науке процессы синтеза наук на основе выработки комплексных методов исследования. Проследив весь ход становления и развития исторической науки, хочется подчеркнуть, что историю как науку в контексте других наук необходимо рассматривать сточки зрения традиции, унаследованной от многих поколений. Например, византийская традиция, она не воспринималась Русью автоматически, она перерабатывалась в соответствии с традициями того народа, который ее принимал. Главное выражено было одной фразой, произнесенной святителем о том, что благочестие выше
    благосотояния. Понимание этого приходит, но приходит постепенно. История показывает, что спасать надо не только тела, не только дома, не только окружающую среду, но и человеческие души, а для этого надо понимать нашу огромную духовную традицию.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29


    написать администратору сайта