Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Образование и укрепление Российского централизованного государства (XV – XVI вв.).

  • Учебник по истории. Учебник 2017


    Скачать 3.12 Mb.
    НазваниеУчебник 2017
    Дата26.02.2023
    Размер3.12 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаУчебник по истории.pdf
    ТипУчебник
    #956502
    страница6 из 29
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
    Монголо-татарское нашествие и его последствия для развития Руси. В конце Х века на территории современной Монголии начинает формироваться новое
    государство, вошедшее в историю как Монголо-татарская империя. Многочисленные кочевые племена переживают время выделения родоплеменной знати и борьбы за власть между ними. В 1180 году вождем одного из монгольских племен становится после смерти отца тринадцатилетний мальчик Темуджин. Значительная часть племени покидает его, но
    Темуджин где войной, а где хитростью объединяет племя и начинает подчинять другие племена. В 1206 г. на съезде ханов, большом Курултае, его провозглашают Чингисханом Большим Ханом. Начинаются завоевательные походы монголо-татаров: на севере Китая ив Корее, опустошительные набеги на Индию, Афганистан, Персию. В результате
    Чингизхан создает огромную империю. Его империя являлась строго централизованным военно-феодальным государством. Племена были разделены на военно-административные единицы – тысячи, так как они должны были выставлять по тысяче воинов. Земли каждой тысячи он поделил между своими родственниками и сподвижниками. В армии была введена строжайшая дисциплина. Личная гвардия Чингисхана составляла десять тысяч человек и направлялась на подавление любого недовольства. Вначале двадцатых годов Х в. монголо-татары, захватывая новые территории по берегам Каспия и Причерноморья, пришли в столкновение с господствующими здесь половцами. Половцы имели двухвековые связи с русскими князьями не только воевали, но и активно торговали, заключали династические браки и т.д. Поэтому они обратились за помощью к русским соседям. Южнорусские князья решили помочь своим беспокойным соседям, но выступили они разрознено. В 1223 г. Мстислав Удалой, не ожидая других князей, вступил в бой с монголо-татарами на реке Калке (недалеко от Азовского моря) и был разбит наголову. Это было первое столкновение русских и татаро-монгольских войск. Можно предположить, что это поражение и несогласованность действий русских князей в определенно мере ускорили нападение монголо-татар на русские земли. В г. татары под руководством хана Батыя прошли реку Урал, Волгу и напали на Рязань. Рязанцы ожидали помощи от других княжеств и мужественно сражались. Она не пришла. Город был сожжен, жители перебиты. Затем наступила очередь Владимира, Москвы, Козельска. В 1240-1242 годах были разорены южные русские княжества. Практически все Русские земли стали данниками монголо-татар за исключением 5 северо- западных княжеств. Батый создал новое государство – Золотая Орда, стлицей которого стал г. Сарай-Берке (недалеко от Волгограда. После завоевания русских княжеств монголо-татары двинулись в Европу, их присутствие можно обнаружить и на территории современной Польши, Чехии, Болгарии,
    Венгрии. Именно в Венгрии они потерпели первое поражение, столкнувшись с объединённой армией нескольких европейских стран. Не менее важная причина поражение в центральной Европе состояла в том, что монголо-татары были вынуждены постоянно отправлять значительные вооружённые силы для подавления очередного антиордынского выступления в русских землях. Это ослабляло их военную мощь. Завоевывая русские княжества, ордынцы оставляли в них наместников (баскаков) с небольшими отрядами для сбора дани. Вскоре они отказались от такой системы, и, начиная с Ивана I (Калиты), перешли к раздаче ярлыков на княжение русским князьям, которые и должны были собирать дань и отвозить ее в Золотую Орду. За это ханы помогали русским князьям в продолжающейся междоусобной борьбе, что ещё более способствовало процессу политического дробления русских княжеств. Выделяются Ростовское, Ярославское,
    Углическое, Белозерское, Московское, Тверское, Нижегородское, Рязанское и др. княжества. Раздробленность усиливалась также борьбой между княжеской властью и церковью. Митрополиты, получая сан свой, стремились встать между князьями, принимали участие в политических интригах. Часто церковь выступала посредников в переговорах русских князей и золотоордынского хана, выторговывая себе определённые льготы. Нужно отметить, что монголо-татары до принятия ислама (XIV в) как официальной, государственной религии, отличались определённой веротерпимостью. В Золотой орде были и язычники, и мусульмане, и иудаисты, и христиане. Поэтому хан, для усмирения русских князей часто прибегал к советам русского митрополита. В Сарай-
    Берке даже существовал двор русского митрополита. Монголо-татары не разрушали преднамеренно православных церквей и монастырей и освободили церковь от выплаты дани. Всё это в значительной мере способствовало сохранению самостоятельности церкви как хранительницы русской православной культуры. Это предопределило её особую роль в духовном возрождении русского народа. Более чем двухвековая зависимость от Золотой Орды серьёзно деформировала процесс исторического развития русских земель, усилив политический фактор функционирования государства. Самое главное состоит в том, что были пресечены возможности для развития товарно-денежных отношений, способствующих становлению общенационального рынка, зарождению капиталистических отношений, формированию третьего сословия. Особую точку зрения на роль ордынцев в русской истории высказывал Л.Н.
    Гумилёва. Он считал, что Золотая Орда оказала больше положительного влияния, чем
    отрицательного на развитие русских земель. Более того, отрицал правомерность утверждений о существовании «монголо-татарского ига. Поэтому необходимо проследить формы социально-экономической зависимости Руси от Золотой Орды, выявление которых позволит сделать вывод о наличии или отсутствии «монголо- татарского ига. Прежде всего, важно помнить, что русские земли более двух веков ежегодно выплачивали дань (ордынский выход, «хорадж»). В среднем она составляла около 15 тысяч рублей серебром. Безусловно, что эта сумма никого отношения к современным рублям не имеет. Если сравнить цены на пуд зерна в XV веке и современные цены, то получим сумму, исчисляемую несколькими триллионами рублей. Ежегодный отток таких денег из русских земель, пресекал процесс первоначального накопления капитала, формирование третьего сословия в русских городах, развитие самих городов, и превращение их в крупные центры ремесла и торговли. Кроме этого, обратим внимание на факты, которые историки не любят акцентировать. Дань русские земли платили не только деньгами, но и воинами, которые сражались в армии ордынских ханов, ремесленниками, которых семьями вывозили в Орду, что привело к пресечению многих ремёсел. Поданным Б.А. Рыбакова в XII веке на Руси существовало более двухсот ремесел, а в XV веке осталось только 50, многие из которых, в последствие возрождали иностранные мастера. Например, стеклоделие, мозаику, ювелирные искусства. Более того, из русских земель тысячами вывозились русские девушки, детородного возраста. Невольничьи рынки Востока были заполнены русскими рабынями. Отметим, что русские невольницы очень высоко ценились. Все это вместе взятое значительно ухудшало не только социально-экономическое развитие русских земель, но, прежде всего, значительно ухудшало генофонд народа, воспитывало в людях покорность и страх перед ордынцами. Как пишет ВО. Ключевский три поколения русских (конец начало XIV века) с молоком матери впитали этот страх. Только великое замирние» при Иване Калите, позволило народу опомниться от него. Москва – новый центр возрождения Руси. Вначале ХIУ века московские князья сумели выпросить, фактически выторговать, у хана ярлык на великое княжение и право собирать дань с большей части русских княжеств. Иван Калита I (1325-1340) получил свое прозвище (калита – денежный мешок) зато, что, используя ханский ярлык, собирал дани больше, чем требовалось для Орды, а оставшиеся деньги использовал для обустройства своих земель и на покупку новых. Он вошёл в историю как Собиратель русских земель, поскольку значительно расширил территорию Московского княжества за счёт того, что
    многие земли купил, другие выманил хитростью, третьи получил путём шантажа. По мере территориального расширения рос и авторитет Московского княжества. В Москву (1326) году была перенесена кафедра русского митрополита, что значительно увеличило авторитет Москвы, сделав её религиозным центром нового государства. Многие служилые люди из других княжеств переходили на службу к Ивану Калите, так как он щедро наделял землёю служилый люд. Постепенно вокруг московского князя формируется своеобразная корпорация государев двор готовая по призыву князя на любые действия. Борьба русского народа против золотоордынского ига. Куликовская битва. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Стать новым политическим центром возрождения Руси мог город способный выполнить роль центра борьбы за национальную независимость. Собирание земель вокруг единого центра для каждого русича означало только одно собирание сил для борьбы против ордынского засилья. В центре этого процесса стала Москва. Основная часть населения русских земель во второй половине
    XIV века именно с нею связывала надежды на освобождение. В годы княжения потомков
    Калиты во владимирских лесах, в многочисленных монастырях и монашеских скитах стала обретать чёткие очертания идея политического и военного объединения для борьбы с Золотой Ордой. Идеей единства пронизана деятельность московского князя Димитрия Ивановича (1363-1389), русского митрополита Алексия, великого заступника русской земли, игумена
    Троице-Сергиевского монастыря
    Сергия Радонежского. Художественным олицетворением её стала икона преподобного Андрея Рублёва Пресвятая Троица. Укрепление авторитета московского князя, превращение Москвы в центр собирания всех сил для противостояния Орде, заставило хана Мамая составить план наказания непокорного князя и всей непокорённой Руси. Он начал готовить грандиозный военный поход, предварительно заключив союзнический договор с литовским князем
    Ягайло и с рязанским князем Олегом. Отметим, что Рязань была давней соперницей Москвы, и всячески противилась её возвышению. К чести Олега надо отметить, что он таки не выступил на стороне хана. В преддверие битвы московскому князю впервые, правда, с большим трудом и при поддержке русской православной церкви удалось создать объединённую русскую дружину. Выдающуюся роль в этом сыграла позиция Великого печальника Земли русской Преподобного Сергия Радонежского (1321-1391). Он вместе с братом Стефаном в 1310-1340 гг. основал Троицкий монастырь, стал его игуменом, ввел в монастыре
    общежитейский устав, уничтожив существовавшее до этого раздельное жительство монахов, что способствовало превращению монастырей в крупные феодальные хозяйства. Сего благословения вся земля московская в течение XIV века покрылась монастырями, построенными его учениками. Сергий Радонежский активно влиял на церковные и политические дела своего времени. Отметим, что после смерти митрополита Алексия г) церковь переживала трудный период борьбы за высший церковный престол, и позиция преподобного Сергия была решающей для исхода назревающей битвы. Именно поэтому передней князь Дмитрий Иванович отправился в Троице-Сергиевский монастырь для встречи сего игуменом. Провидец отец Сергий предсказал исход сражение и благословил Димитрия. Подчёркивая значение этой битвы, Сергий Радонежский, нарушая церковный устав, отдал князю двух своих монахов (бывших дружинников)
    Ослябю и Пересвета. Поддержка церкви привлекла под знамёна Дмитрия Ивановича дружины из Серпухова, Можайска, Звенигорода, Нижнего Новгорода, Брянска других русских городов. Куликовская битва произошла 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, находившемся на правом берегу Дона при впадении в него реки Непрядвы. Избрание
    Куликова поля для сражения показало твёрдое решение Дмитрия Ивановича отстоять Русь любой ценой. Перейдя Дон, он отрезал себе путь для отступления. Более того, приказал ладьям отойти от берега. Местоположение Куликова поля давало русским войскам опредёлённые преимущества в военном отношении. Главным из них было то, что фланги русского войска были прикрыты реками – Доном и Непрядвой, которые лишали татарскую конницу возможности применить традиционную тактику – охват противника с флангов. Густая дубрава, находившаяся на левом фланге, была использована Дмитрием Ивановичем для размещения резервов – засадного полка. Быстрота и скрытность, с которой русские войска подошли к месту битвы позволили Дмитрию Ивановичу расстроить плана Мамая соединиться с литовскими войсками князя Ягайло и дружиной рязанского князя Олега. Русскому князю удалось заставить татар вступить в сражение без союзников. Бой начали ордынцы, обрушившись всей силой на русские полки. На протяжении нескольких часов шла жестокая битва. Татарам удалось прорвать строй русских, и Мамай считал себя уже победителем. Нов этот критический момент был введён в бой полк, находившийся в засаде. Неожиданное появление свежих русских сил решило исход сражения. Татары обратились в бегство. Почти тридцать верст русские воины преследовали бегущего врага. Современники назвали Куликовскую битву «Мамаевым побоищем, а Дмитрию Ивановичу после этого стали называть Донским. Об этом
    событии сложен целый цикл исторических повестей. Наиболее ярко эти события описаны в замечательном литературно-историческом памятнике «Задонщина». Историческое значение победы русских войск было огромно. Разгром Мамая означал крушение планов раздела Руси. Битва показала возможность победы над ордынцами и стала началом освобождения Руси от ига Золотой Орды. Эта трудная победа дала толчок объединению русских земель, в тоже время поражение Мамая интенсифицировало процесс феодальной раздробленности самой Орды. Хотя зависимость продолжалась ещё более ста лет, 1380 год является пограничной датой в отечественной истории. С этого момента можно говорить о формировании нового Московского государства и формировании великоросского этноса.
    3. Образование и укрепление Российского централизованного государства (XV – XVI вв.).
    Процессобъединение русских земель и образование единого государства значительно отличался от аналогичных процессов, протекающих в странах Западной Европы. Если на Западе в основании объединения лежало развитие товарно-денежных отношений и установление экономических связей между отдельными областями, тов России преобладающее влияние имели социально-политические и духовные факторы. Воздействовали и социально-экономические факторы, но иные, чем в Западной Европе. Основной политической предпосылкой слияния раздробленных земель являлась насущная задача освобождения страны от ордынского ига, атак же, противостояние с Великим княжеством Литовским, претендовавшим на роль объединителя русских земель. Великое княжение Владимирское,
    значение которого было отчасти восстановлено татарами, представляло собой готовый институт власти для будущего единого государства и стало центром объединения.Духовные предпосылки облегчали будущее объединение. В условиях раздробленности русские люди сохраняли общий язык, правовые нормы, а главное православную веру. На православие опиралось развивающееся общее национальное самосознание, которое особенно активно стало проявляться с середины XV века. После падения Константинополя в 1453 году центр православия оказался в руках турок, что вызвало чувство духовного одиночества у русских людей. В этих условиях усилилась тяга к единству, стремление подчиниться власти самого сильного князя, в котором видели заступника перед Богом, защитника земли и православной веры. Умонастроение народа необычайно подняло авторитет великого князя московского, укрепило его власть и позволило завершить создание единого государства. Православная церковь также была заинтересована в объединении земель. Стремление сохранить и упрочить единую церковную организацию, ликвидировать угрозу ее позициям, как с Запада, таки с Востока (после принятия Ордой ислама как государственной религии) - все это
    заставляло церковь поддерживать объединительную политику того князя, который будет способен объединить Русь. Одним из главных социально-экономических факторов объединения явился рост боярского сословия и феодального землевладения в отдельных землях северо-восточной Руси. Основным источником распространения боярских вотчин стали княжеские пожалования земли с крестьянами. Нов условиях политической распыленности (к началу XIV в. в системе Владимирского княжения существовало более десяти независимых княжеств) все более ощущался дефицит пахотных земель, что ограничивало развитие боярского сословия, а, следовательно, подрывало силы князя, прежде всего военные. Образованию единого государства способствовало и развитие поместного землевладения, получившее распространение во второй половине XV в. во многом благодаря расширению ареала пахотных земель. Слуги князя, вольные и слуги «дворские» (отсюда более поздний термин – дворяне) получали землю в качестве условного держания, те. не могли ею свободно распоряжаться и владели лишь на условиях службы. Они поддерживали князя в его политике, надеясь сего помощью упрочить свое положение и получить новые земли. Стремительный рост численности служилого дворянства стал основой усиления военного потенциала московских великих князей, залогом успеха их объединительной политики. Феодальные войны первой половины XV в. Начало объединения русских земель Куликовская битва, хотя и не положила конец татаро-монгольскому игу, тем не менее, его характер изменился. Русские князья перестали регулярно платить дань. С х г. XIV века и дог. монголо-татары совершали эпизодические набеги на Русь, но контролировать своего окрепшего данника уже не могли. В самой Орде набирали силу центробежные тенденции. Она вступила в период феодальной раздробленности. К тому же у нее появился еще один враг – Тимур (Тамерлан). Он владел землями от
    Манчжурии до Каспийского моря и разбил войска Тохтамыша после его разрушительного похода на Русь в 1382 году. Преследуя войска ордынцев, Тимур вторгся в русские земли. Сил для борьбы с полчищами Тимура не было. В Московских церквах, как сообщают источники, люди день и ночь плакали и молились. Тем временем князь Василий I Дмитриевич, вступивший на престол в 1389 г. после смерти отца Дмитрия Донского, собрал войско и занял позицию на берегу Оки, готовясь к смертельной схватке. Стремясь поддержать надежду и веру в москвичах, он приказал перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Божьей Матери. И свершилось чудо, которому историки пока не нашли объяснения, Тамерлан остановился, а затем развернулся и ушел восвояси.
    В XIV веке у московских князей на западе появился ещё один серьёзный враг – Великое княжество литовское, объединившее не только Польшу, Литву, Прибалтику, но и включившее в себя исконно русские земли – киевские, волынские, галицкие, смоленские и другие. Эти внешнеполитические причины впервой половине XV века приводят к усилению княжеских усобиц, которые во второй четверти века выливаются в события получившие название феодальные войны. Обращает на себя внимание очень важный момент, который, несмотря ни на что, демонстрирует рост центростремительных тенденций к объединению в северо-восточных русских землях. Дело в том, что если в XIV в. борьба шла между разными политическими центрами (Новгород, Тверь, Владимира затем Москва и, следовательно, между разными ветвями рода Рюриковичей, тов первой половине XV века она уже шла внутри дома московских князей, именно за московский престол, что, безусловно, говорит о росте авторитета Москвы, как нового общероссийского центра молодого, формирующегося единого Московского государства. Фактически все её соперники, признали теперь право Москвы на объединение всех сил для борьбы с иноземцами (как с востока, с Золотой Ордой, таки запада, с Великим княжеством Литовским. Основная борьба этого периода развернулась между потомками Дмитрия Ивановича Донского. После смерти его сына Василия Дмитриевича (Василий I) претендентами на великокняжеский престол выступали его десятилетний сын Василий Васильевич (Василий II Тёмный, поскольку входе борьбы был ослеплён противниками) и очень энергичный, к тому же талантливый полководец, младший брат Юрий Дмитриевич. В этой связи напомним, что на Руси существовало два принципа престолонаследия родовой (по старшинству, от брата к брату) и семейный (от отца к сыну. Так вот Юрий Дмитриевич пытался вернуться к старому порядку наследования по очереди и по старшинству («лествица»). В борьбу вступили, как мы видим, явно неравноценные противники. Тем не менее, победил в ней, не отмеченный особыми талантами, в отличие от своего дяди, Василий II.
    В спор между дядей и племенником вмешался ордынский хан, отдав престол Василию. В 1433 сыновья Юрия Дмитриевича напали и заняли Москву, отправив Василия в Коломну. Василий стал созывать народ к себе, и Москва опустела. Юрий Дмитриевич на год вернул ему престол. Через год опять взял Москву, но вскоре умер и его сын Василий Косой провозгласил себя князем. Позднее Василий II взял в плен Василия Косого и приказал его ослепить. Затем в междоусобицу опять вмешался хан Ахмед, он взял Москву и увел в плен Василия II. Далее события развивались следующим образом. Хан
    Ахмед, взяв большой выкуп за Василия, вновь вернул его на престол. Тот вынужден был обложить народ непомерной данью, больше того, он привез с собой множество татар и стал им раздавать землю и титулы. Брат же Василия Косого объединился с Тверскими Можайским князьями. В результате заговора они схватили Василия II и ослепили его. После несчастья Василий II взял в соправители своего сына Ивана (в последствие Иван III), который силой
    продолжил объединение земель. Он попытался взять Новгород, потребовал отмены вечевых грамот, выплаты дани и т.д. Возросшие силы Москвы принудили к ней добровольно примкнуть тверское и рязанское княжество. Власть Москвы признали Нижний Новгород, Псков и Вятка.
    Безусловно, феодальные войны второй четверти XV в. тормозили процесс объединения, приводили к огромным человеческими материальным жертвам, подрывали хозяйственное развитие, показали моральный облик русской знати. Враждующие рати оставляли после себя полосы обезлюдевшие земли, брали в плени обращали в холопов своих соплеменников и единоверцев. Распространилась практика раздача земли в держание на условиях заселения опустевших земель. Разорение крестьянских хозяйств послужило причиной страшного голода 1434 – 1436гг. Разорились и многие мелкие феодалы, которые передавали монастырям свои земли и имущество за право жить при монастырях. В тоже время, всё более проявляется объективная тенденция к объединению вокруг Москвы, укрепление авторитета московских князей, и стремление к упорядочиванию принципа наследования московского престола.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29


    написать администратору сайта