Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Феодальная раздробленность Руси и борьба с иноземными завоевателями

  • Учебник по истории. Учебник 2017


    Скачать 3.12 Mb.
    НазваниеУчебник 2017
    Дата26.02.2023
    Размер3.12 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаУчебник по истории.pdf
    ТипУчебник
    #956502
    страница5 из 29
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
    Ярослав Мудрый При Ярославе Мудром были расширены границы государства, присоединены юго-западная Русь, вся Черниговская и Тьмутараканская земля. Для закрепления на западных границах был построен город-крепость Юрьев (Тарту. Столица государства была украшена Софийским собором, возведена новая крепостная стена вокруг города с золотыми главными въездными воротами. Иностранцы называли Киев жемчужиной востока, соперником Константинополя.
    Ярослав недаром получил прозвание мудрый. Можно сказать, что это первый в нашей истории человек книжной культуры, ибо считал, что главную мудрость можно почерпнуть именно из книг (велика бо есть польза от учения книжного. Прежде всего, при нём был создан первый писанный государственный закон в нашей истории – знаменитая Русская правда При его активном содействии на Руси формируется слой образованных людей, появляются первые школы для мальчиков и для девочек, первые библиотеки. Ярослав создаёт целый штат переводчиков, которые переводили иностранные книги на древнерусский язык. Он стремится проводить независимую, как от Западных стран, таки от Византии политику. По инициативе киевского князя в 1051 году
    впервые глава русской церкви был не назначен из Византии, а избран из русских священников. Им стал митрополит Илларион, автор знаменитого философского трактата Слово о законе и благодати, где обосновывалась необходимость единой религии, единой власти, единого закона.
    Таким образом, Киевская Русь к XI представляла собой единое государство созданное на основе передовой (потому времени) культуры, писанного закона, единой религии, что стало основой формирования нового, древнерусского этноса. Киевская Русь не уступала европейским странам нив экономическом, нив военном, нив культурном, отношении.
    Владимир Мономах.
    После смерти Ярослава в середине XI века на Руси усилились центробежные тенденции, единство Киевской Руси стало ослабевать. Только внуку Ярослава Владимиру Мономаху на короткое время удалось сплотить Русь для борьбы с половцами. Он был прозван Мономахом в честь деда по матери, византийского императора Константина Мономаха. Владимир Мономах был инициатором проведения с 1097 погоды съездов князей, на которых решался вопрос о прекращении вражды между ними. Очень быстро князья забывали свои договоренности, убивали друг друга, стремясь захватить себе новые княжества. Наиболее диким случаем этой вражды стало ослепление киевским князем Святополком своего брата Василия. После смерти Святополка Владимир Мономах был призван киевлянами на княжение. Хотя его вступление на княжеский престол было связано с подавлением восстания смердов, тем не менее, его правление характеризовалось и заботой о смердах. Например, он упорядочил взимание налогов. Когда его укорили, что поход против половцев весной начинается, нельзя смерда от плуга отрывать, Владимир ответил своим оппонентам Не о смердах вы печетесь, о лошади. Выйдет смерд в поле, а тут половец налетит, убьет, лошадь уведет, жену и дочь в полон уведет. Владимир Мономах за короткий период своего княжения (1113-1125) оставил по себе добрую память. Устав Владимира Мономаха вошел составной частью в свод древнерусских законов Русскую правду. Как в Уставе, таки знаменитом своем Поучении …» сыновьям он выступает как миротворец, верящий в силу закона и здравого смысла. На короткое время ему удалось сплотить вокруг себя русские княжества, но после его смерти феодальные распри приняли необратимый характер.
    Социальный состав и система управления Комплекс документов этого времени, прежде всего Русская правда и Устав Владимира Мономаха» дают нам возможность описать
    социальную структуру древнерусского общества и выявить особенности системы управления страной. Высший слой Киевской Руси был представлен киевским князем и представителями княжеского рода по всем городам, верхушкой княжеской дружины, местной земельной аристократией. С принятием христианства стал оформляться многочисленный слой белого и чёрного духовенства. Основную массу свободного населения страны составляли крестьяне смерды, люди, сябры). Но были также полузависимые (закупы) и полностью зависимые крестьяне (челядь, дворня, холопы. Значительную часть населения древнерусских городов составляли князья со своей администрацией, купцы, ремесленники.
    Система политического управления Киевской Русью была своеобразной. Собственником русской земли считался род великого киевского князя, и управлялось государство всем родом Рюриковичей. По городам представители княжеского рода распределялись в соответствии с
    «лествицей» (по очереди и по старшинству, те. чем старше князь, тем более значимый город он получал в управление. Кроме того, в древних русских городах существовало городское вече во главе с местной знатью (старцы градские). Вече являлось органом городского самоуправления и решало все основные вопросы жизни города, избирало тысяцкого (руководитель городского ополчения, сборщиков налогов, судей, а иногда как, например, в Новгороде, и митрополита. Кроме того, вече имело право пригласить князя или изгнать князя. Между князем и городским вечем шла постоянная борьба за первенство. Но пока сохранялось относительное единство Киевской Руси, решающую роль играло мнение великого князя, хранителя русской земли. Подводя итоги поданному вопросу, сделаем следующие выводы Образование древнерусского государства представляет собой длительный процесс, который охватывает IX-XI века, и является результатом объединения восточнославянских племён, освоения ими обширной территории и защиты её как от католического Запада, таки от кочевников с юга. Возникновение любого государства есть следствие внутреннего развития общества. Поэтому государственность не может быть предметом экспорта или импорта, а является закономерным результатом исторического развития. Раннефеодальные монархии, такие как Империя Карла Великого, Киевская Русь и т.д., являлись важнейшим условием зарождения частной собственности на землю, и развития феодальных отношений.
    2. Феодальная раздробленность Руси и борьба с иноземными завоевателями
    (XII-XIVвв.)
    Период феодальной раздробленности является закономерным этапом развития феодального государства. Подчеркнём, раздробленность вызывается самой природой феодализма, особенно, на ранних стадиях его развития. Он отвечает процессу формирования крупной земельной собственности в рамках феода и ведению в нем натурального (те. самообеспечивающего хозяйства относительно слабым уровнем
    развития торговли становлению и развитию городов как объектов феодальной
    (сеньоральной) собственности развитию ремесла в рамках земледельческого труда. Большинство европейских стран пережили в той или иной степени этот период. Хотя, например, в Англии, он проявился в наименьшей степени, так как период раздробленных королевств связан с становлением феодализма в VI - Х веках, а постоянные иноземные вторжения потребовали объединения при сохранении значительной самостоятельности графств. На территории Франции этот период занимал время с X по XII века. На территории Италии и Германии феодальная раздробленность проходила как бы в два этапа X-XIII века и ХУI – XIX в. Хотя во втором случае политическая раздробленность продолжалась уже в условиях зарождения и развития капитализма, но она выступала, как важнейший признак феодальной реакции, поэтому мы можем отнести ее к понятию феодальная раздробленность. Особенности феодальной раздробленности в Отечественной истории. Раздробленность является результатом взаимодействия целого комплекса факторов. Разделение относительно единой Русина ряд самостоятельных государств объясняется развитием феодальных отношений, укреплением феодальных вотчин, и утверждением натурального хозяйства, которое препятствует установлению экономических связей, что, в свою очередь, приводит и к политической раздробленности. К концу XI века практически перестал существовать торговый путь Из варяг в греки, так как на юге господствовали племена половцев. Перерастание родового владения Рюриковичей в семейное, те. отдельных семей рода Ярослава, приводило к оседанию князей на отдельных территориях (будущих уделах. Князь всё более думал не о получении более престижного и доходного Киевского престола, а о закреплении за собой собственного владения. Данная тенденция юридически была закреплена решением Любеческого съезда князей в 1097 г. Этому же способствовало нарастание междоусобиц, стремление каждого князя укрепить и расширить своё владение, порой за счёт соседей. Местное боярство, окрепнув, больше не нуждалось во власти и поддержке киевского князя. Феодальная раздробленность продолжалась на Руси до середины XV века и имела трагические последствия для судеб русского народа. Она стала одной из причин монголо-татарского ига, продолжавшегося более двух столетий и затормозившего экономическое и культурное развитие страны. Был прерван процесс формирования русского народа как единого восточнославянского этноса.
    Русские княжества никогда даже после 882 г. небыли едины, хотя и платили дань Киевским князьям. В них сохранялись обычаи и традиции племен, которые их основали.
    Собственная родоплеменная знать продолжала играть значительную роль, и постепенно превращалась в крупных местных землевладельцев (местное боярство. Относительное единство сохранялось благодаря знаменитому торговому пути Из варяг в греки и сложному геополитическому положению. Нашествие половцев, появление новых международных торговых путей на Восток (кстати, благодаря крестовым походам, привели к упадку торгового пути по Днепру. Кроме того, феодальной раздробленности и княжеским усобицам способствовали сложившийся порядок престолонаследия на Руси, так называемая, «лествица», когда Киевский престол переходил не от князя к старшему сыну, а по очереди, и по старшинству всего рода Рюриковичей. В XII веке Киевская Русь, поданным Б.А. Рыбакова распадается на пятнадцать самостоятельных княжеств. Использование старого принципа престолонаследия приводило к острой борьбе за каждый княжеский стол, ив конечном итоге к дальнейшему дроблению очередного княжества. В
    XIII веке на Руси насчитывалось 50 , а в XIV веке уже 250 княжеств, и этот процесс продолжался до середины XV века, когда на смену центробежной политической тенденции приходит принципиально иная, центростремительная. Развития русских земель в период раздробленности (Владимиро-суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество, Новгородская республика Среди множества русских княжеств выделяются три, наиболее крупных, где формируются принципиально разные системы управления. Это Галицко-Волынское, Владимиро-
    Суздальское княжества и Новгородская земля. Галицко-волынская Русь представляла собой самые западные русские земли. Это территория лучших на Земном шаре чернозёмов. Здесь хорошие условия для занятия земледелием. Кроме того, эти территории были достаточно удалены от кочевых маршрутов азиатских племён. Поэтому здесь рано формируется крупное землевладение и мощный слой местного боярства. Бояре часто противопоставляли себя князьями препятствовали формирования единоличной княжеской власти. В Галицко-Волынской земле проявилась тенденция формирования ограниченной княжеской власти. В борьбу бояр и князя часто вмешивались соседние государства. В конечном счёте, под угрозой монголо-татарского нашествия, эти территории вошли в состав Великого княжества литовского, и потеряли на многие века свой этнический (русский) статус. Под ударами половцев в конце XI века, значительная часть русского населения стала покидать южные земли (киевские, черниговские, переяславские. Тем более, что слабеющий киевский князь уже не мог обеспечить им достаточную защиту. Основной колонизационный поток двигался в северо-восточном направлении, в междуречье Оки и
    Волги. Именно здесь начал формироваться будущий центр России и особая форма политического управления. К началу Х века здесь уже существовали города
    Переяславль-Залеский (поясним, что новым городам на северо-востоке мигранты давали названия покинутых городов южнорусских земель, это и позволяет проследить маршруты миграций русского населения, Галич (Залеский), Ярославль (основанный Ярославом Мудрым, Суздаль, Владимир (заложенный в 1108 г. Владимиром Мономахом). С сыном последнего Юрием Долгоруким связывается и основание в 1147 г. Москвы. Утверждение сильной княжеской власти, опирающейся на дружину, связано в этом районе с именами двух сыновей Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского (1157-1174) и Всеволода Большое Гнездо (1176-1212). Андрей Боголюбский подчинил себе Киев, однако остался во Владимире, сделав его столицей своего удела. Для главного храма Владимира в честь Успения Божьей Матери, он выкрал в Киеве одну из самых древних и почитаемых на Руси икон Владимирская Богоматерь. Он первым среди князей, стараясь подчеркнуть особый статус княжеской власти, недалеко отсела Боголюбово построил княжескую резиденцию. Как отмечает летописец, Андрей Боголюбский хотел быть «самовластцем» всей
    Владимиро-Суздальской земли. Входе борьбы за утверждение единоличной власти он жестоко расправлялся со всеми недовольными, не щадя и местную земельную аристократию. У многих бояр он отнимал родовые земли, и высылал в дикие края, а конфискованные земли раздавал своим приближённым за верную службу. Так появляются зачатки служилого дворянства. Отношения между князем и служилым дворянством строились на основе принципа строго подчинения. Постепенно Киев потерял свое первенство среди русских городов, а Владимиро-
    Суздальское княжество стало претендовать на лидерство среди русских земель. Строительство новых городов, полностью зависимых от князя, реконструкция Владимира в соответствии со статусом новой столицы, постоянные войны за расширение границ княжества велик росту поборов у населения. Властный характер Андрея Боголюбского недаром он был сыном половецкой княжны) вызывал недовольство и страху приближенных. Боярами Кучкиными был организован заговор против князя, в результате которого Андрей Боголюбский погиб. Политику укрепления единоличной власти продолжил Всеволод Большое Гнездо, он уже носил титул Великого князя Киевского и Великого князя Владимирского. Стала оформляться система наследственной передачи власти от отца к сыну. Всеволод, укрепляя положение княжества, сам же готовил гибель своим трудам. Уже при жизни он начал
    раздавать земли своим сыновьям. После его смерти началось быстрое дробление княжество и новая волна междоусобиц. Своеобразная система управления сложилась в Новгородской республике. Главным органом управления здесь стало городское вече. Как считаю специалисты, в вечевом собрании принимали участие 400-500 владельцев городских усадеб Новгорода. У него были широкие полномочия. Вече приглашало и изгоняло князя, выбирало тысяцкого, посадника, владыку и архимандрита. Посадник играл ведущую роль в управлении городом заключал соглашения с князем, участвовал вместе с ним в военных походах и дипломатических переговорах. Он был также сборщиком налогов. Для сбора податей весь город делился на десять сотен, во главе с сотниками. Архимандрит Новгорода считался главой черного духовенства, монашества. Он постоянно пребывал в Юрьевом монастыре. Владыка, затем архиепископ управлял не только вотчиной святой Софии, но и участвовал во многих мирских делах. Он был посредником между князем и посадником, подписывал международные договора, осуществлял контроль над эталонами мер и весов. Должность владыки была пожизненной. Князь вначале помещался на Ярославом Дворище на торговой стороне Новгорода, а затем за его пределами. Князь приводил с собой дружину, которая воевала вместе с новгородским ополчением. Он собирал платежи, которые шли в Новгород из других городов, он был также высшей судебной инстанцией. Правда, князья в Новгороде надолго не задерживались. За ХII-ХIII века в городе 58 разменялись князья. Вечевая система Новгорода представляла собой зачаточную форму республиканского правления. Местное боярство было незаинтересованно в его развитии. Фактически управлял городом «Herren
    Rat» (Совет господ, те. новгородское боярство, которое успешно манипулировало городским вече. Следовательно, более правильно называть новгородскую систему управления Боярская республика. Крестовые походы на северо-западные русские земли. Александр Невский. В Х веке Русь столкнулась с двумя равновеликими опасностями. На Западе ей угрожали немецкие католические ордена, а на востоке огромная армия молодого сильного государства – Монголо-татарской империи. Сделать исторический выбор должен был Александр Невский.
    Северо-западным русским землям в XIII веке пришлось выдержать целую серию крестовых походов немецких орденов (меченосцев, ливонского, тевтонского, организованных по призыву папы римского, цель которых состояла в захвате новых территорий для безземельного западноевропейского рыцарства и расширение ареала
    влияния католической церкви. Эти походы шли под лозунгом Или католик, или мёртвый», что означало или насильственную католизацию русского населения, или его физическое истребление. Летом 1240 г в устье Невы состоялась битва новгородского князя Александра Ярославича со шведами. Замужество, проявленное в этой битве, он был прозван Невским. Победа усилила влияние Александра Невского в Новгороде, что привело к обострению его отношений с боярством и отъезду из города. После вторжения Ливонского ордена в пределы Новгородской и Псковской земель, по просьбе новгородцев, он организовал новый отпор захватчикам. Победа над крестоносцами в Ледовом побоище поставила Александра Невского вряд крупнейших полководцев своего времени. В условиях иноземной угрозы с северо-запада и монголо-татарского ига Александр Невский показал себя дальновидным политиком. Он отверг предложение папы римского принять католичество, вступить в союз и начать обречённую на поражение борьбу с монголо- татарскими ханами. Соединяя в своих руках с 1252 года власть во Владимире и Новгороде, Александр Невский последовательно отстаивал независимость Руси. Он сдерживал попытки литовских князей к захвату русских территорий, в тоже время умелой политикой предотвращал разорительные нашествия монголо-татаров на русские княжества. По вызову хана ездил в Сарай (столицу Золотой Орды) и Каракорум (столицу Монгольской империи. В 1253 году отразил нападение на Псков и заключил договор с Ливонским орденом. С целью укрепления северо-западных границ Руси, был заключён договор между Новгородом и Норвегией о территориальном разграничении, а также договор с Литвой о совместной борьбе против Ливонского Ордена. Александр Невский продолжал политику укрепление княжеской власти. Он самостоятельно подавлял антиордынские выступления низов, тем самым, предотвращая новые разорительные нашествия на русские города. Укрепление авторитета великого князя, очевидно, стало беспокоить ханов Золотой Орды. В 1263, возвращаясь из Сарая, Александр Ярославич, умер при странных обстоятельства. После его смерти зависимость от Золотой Орды превращается в настоящее иго. Александр Невский канонизирован Русской Православной церковью. По приказу Петра I останки великого князя перевезены в 1724 году из Владимира в петербуржский Александро-Невский монастырь, который был основан в честь «Живоначальные Троицы и Святого Благоверного великого князя Александра Невского. В годы Великой Отечественной войны, как высшая военная награда, был введён орден Александра Невского.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29


    написать администратору сайта