Главная страница

Учебник по истории. Учебник 2017


Скачать 3.12 Mb.
НазваниеУчебник 2017
Дата26.02.2023
Размер3.12 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаУчебник по истории.pdf
ТипУчебник
#956502
страница7 из 29
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   29
Формирование единой системы централизованного управления страной. Иван
III. Нестабильность внешнеполитической и внутриполитической ситуации диктовали ускорения процесса политического объединения. В свою очередь, включение в состав Московского княжества всех новых и новых земель требовало создания принципиально иной системы управления столь обширной территорией, удельный принцип уже не подходил для нового, растущего государства. Была необходима система управления из одного политического центра система централизованного управления страной. Обнаружилось явное расхождения между темпами политического объединения и формированием такой системы, но именно первое диктовало неотложность второго. Этот качественный скачок в формировании общероссийской системы централизованного управления происходит при Иване III. Отметим, что политическое единство без единой централизованной системы управления невозможно. Это предопределило процесс формирования централизованной власти (в форме неограниченных монархий) в странах Западной Европе, где также наметились тенденции к абсолютизму (Франция, Людовик XIV). В 1462 году Иван III вступает на престол. Важным шагом по завершению политического объединения русских земель стало покорение Новгорода. Новгородская знать во главе с посадницей Марфой Борецкой заключили соглашение с литовским князем Казимиром, который обещал им помощь в борьбе с Москвой, сохранение самостоятельности города и православной веры. Иван III долго уговаривал новгородцев через посланников о мирном присоединении к Москве. Он умело играл на противоречии между верхами и низами города. Последние выступали против союза с католической Литвой. Поэтому в 1471 новгородцы были легко разбиты на реке Шелони.
В г. Иван III организует военный поход против Новгорода, огнём и мечом покоряет городи жестоко наказывает всех изменщиков. У новгородских бояр были конфискованы земельные владения, сами они сосланы в московские земли, а их вотчины розданы служилым людям Ивана
III. Даже новгородский вечевой колокол, как символ независимости, был публично предан казни. У него вырвали язык, повалили на телегу, и отправили в ссылку в Москву. Так Великий Новгород, долго слывший в Европе народной державой, подчинился власти московского князя. К середине XV века начинается унификация, как форм землевладения, таки форм крестьянской зависимости. Преобладающей формой землевладения была наследственная вотчина. Условные держания стали называться поместьями, они давались за службу на определенный срок, часто, за особые заслуги перед московским князем, пожизненно. В течение всего XV вросло церковное (монастырское) землевладение. Русская православная церковь превращалась в крупного земельного собственника. Изменились формы эксплуатации крестьян. Кстати, само слово крестьяне появилось в годы татаро-монгольского ига. Крестьяне делились на две группы. Первая – это лично свободные общинники, или черносошные крестьяне, которые зависели только от государства. Вторая – это частновладельческие крестьяне, которые принадлежали князьям, боярам, монастырями помещикам. Для черносошных крестьян характерно было сохранение территориальной общины. Они платили налоги государству с земледелия и с промыслов. Выборное самоуправление крестьян было сосредоточено в волости под надзором князя, оно вершило суди распределяло налоги. Среди частновладельческих крестьян старожилы противостояли пришлым. О массовом обнищании и обезземеливании крестьян свидетельствовало появление «серебряников», те. задолжавших крестьян, бобылей, те. бездомных и безземельных, половников, те. потерявших землю и бравших ее у вотчинника за половину урожая. При Иване III Русь фактически освобождается от монголо-татарской зависимости. В борьбе с Ордой у Ивана появился странный союзник - крымский хан Менгли-Гирей. Иван постепенно уходил от отношений с Ордой не платил дань, не принимал послов, в тоже время, стравливал владык осколков некогда великой империи монголо-татаров. Когда ордынский хан прислал очередного посла с требованием дани, Иван растоптал басму, разорвал ханскую грамоту и заявил Прошли те времена, что русский народ уступал чужим хозяевам. В г. хан Ахмат решил наказать московского князя. Он привёл войска к берегу реки Угры (приток Оки, встал лагерем, ожидая помощи от своего союзника – литовского князя Казимира. На другом берегу реки встало русское войско во главе с сыном Ивана III. Это стояние по берегам реки
Угры продолжалось слета до глубокой осени, до ноябрьских морозов, и получило название Великое стояние на Угре. Ни одна сторона таки не
решилась напасть. Иван Васильевичи не рвался к битве, его армия была слаба, асам он особыми талантами военного начальника не отличался, хотя был весьма изощренным политиком. В сложившейся ситуации он предпринял психологическое давление на противника. В русской армии к этому времени появились первые пушки, которые царь приказал поставить перед войском поберегу реки. Зрелище невиданного оружия и ноябрьские морозы, в конце концов, заставили хана Ахмата повернуть восвояси. С этого момента Московская Русь прекратила ежегодные выплаты дани. Поэтому
1480 год вошёл в историю как год освобождения от монголо-татарской зависимости. Тем временем Литовское княжество распалось на две части - Польшу и Литву, чем воспользовался Иван III и присоединил часть западных русских земель. В конце XV века меняется статус княжеской власти, кардинально меняется придворный этикет, оформляется общегосударственная символика. Иван Васильевич первым стал величать себя не князь, а «царь-государь вся Руси. Эти изменения связывают сего женитьбой на племяннице последнего византийского царя Софье Палеолог (Софья Фоминишна). В устройстве свадьбы особую роль сыграл папа римский Павел II, принявший у себя остатки семьи Палеологов после захвата Константинополя турками. Иван III провозгласил Русь преемницей традиций Византии и сделал её герб – двухглавого орла – гербом Московского царства. Напомним, в геральдике наука о гербах, орёл всегда был символом единой власти, единого государства. В это время появляется и новое название страны – Россия. Вполне возможно, что оно также пришло из Византии, где Московию называли Россией ( те. страна «россов», «руссов).
После гибели Византии Русь осталась единственной, независимой, православной страной. Оформляется концепция Москва – третий Рим, ставшая идеологическим основанием централизованной власти русского царя. Автором её был псковский монах Елизарова монастыря старец
Филофей. Он писал в своём воззвании к Ивану III: Блюди и внемли, благочестивый царь, яко вся христианская царства снидошася в твое едино, яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвёртому не быти». Эта концепция была активно воспринята царём и его окружением. В соответствие с ней Русь становилась единственной хранительницей православного христианства, а московский царь - главой православного мира, «царём православия. При Иване III оформляется система органов централизованного управления страной. Начинает постоянно действовать Боярская Дума, как главный совещательный, распорядительный и административный орган власти при русском царе. Впервые зарождаются органы исполнительной власти, так называемые избы.
Закреплены все нововведения были «Судебником» Иван III (г. Этот документ продолжал традиции Русской Правды, и отражал социально-экономические и общественно-политические изменения,
произошедшие в стране. Судебник устанавливал компетенцию судов разных типов высшей инстанции - великого князя и его детей, средней инстанции – бояр и окольничих, которым поручались те или иные дела, и, наконец, низшей - наместников и волостелей. Церковный суд занимался делами духовных лиц или тех, кто кормился от церкви. Судить надо было праведно и не брать посулов.
Судебник охранял имущество ив первую очередь землю. Были установлены сроки подачи жалоб поземельным вопросам х летний в случае споров между частными лицами и 6 летний – в случае спора с великим князем. Так были узаконены захваты черносошных земель, произошедшие в е годы, и передел, особенно Новгородской земли, в е годы. Судебник ограничивал холопство. Самой известной стала 57 статья
Судебника, которая устанавливала единый государственный срок, когда крестьянам разрешалось покидать своего господина, уплатив ему пошлину пожилое. Срок был ограничен двумя неделями - за неделю до Юрьева дня
(26 ноября) и неделю после. Это был крупный шаг по пути прикрепления всех частновладельческих крестьян к земле.
Сын Ивана III – Василий III (1505-1533) продолжил дело отца. Без боя, только угрозами, он заставил жителей Пскова снять вечевой колокол и отправить его в Москву, пресек попытки рязанского князя восстановить самостоятельность, арестовав его. Особенно обострились отношения с Литвой. Формальным поводом для борьбы с ней было вызволение из Литвы князя Михаила
Глинского, литовского вельможи православного вероисповедания. Глинские переехали в Москву. Но война с Литвой продолжалась ив г. был взят Смоленск. В честь этого события в 1524 г. в Москве был основан Новодевичий монастырь. Таким образом, при этом царе завершается объединение русских земель вокруг Москвы. Псковские, рязанские, смоленские земли вошли в состав России. Василий III был первым князем, который развелся со своей женой
Саломонией Сабуровой, по причине е бездетства» (хотя есть основания предполагать, что вскоре после развода, она родила сына Георгия, и женился на Елене Глинской. Более х лети в этом браке детей не было и, наконец, 25 августа 1530 родился сын Иван, Иван Васильевич IV, будущий Иван Грозный. В момент совершения сего события земля и небо сотряслись от неслыханных громовых ударов, которые следовали один за другим с ужасной непрерывной молнией. В г. Василий III умер от сепсиса.
Россия при Иване IV Грозном Иван IY, прозванный Грозным, оказался на русском престоле в трехлетнем возрасте. Фактически правила его мать Елена Глинская совместно с Боярской Думой. Ее правление (вместе с фаворитом Иваном Телешовым) сопровождалось жестокими расправами. Погибли братья Василия III, по приказу царицы голодом в тюрьме уморили её родного дядю Михаила Глинского. В конце концов, сама Елена Глинская
стала жертвой этой волны насилия. Есть основания предполагать, что её отравили. Иван IV в семилетнем возрасте остался сиротой. Началась открытая борьба крупнейших боярских родов за престол, которая шла на глазах правящего малолетнего царя. Бояре друг друга травили, казнили, сажали накол. Поэтому Иван IV рос неуравновешенным, жестоким ребёнком, к тому же страдал нервными припадка. Влет царь бросил вызов самому Андрею Шуйскому. Боярина схватили и на глазах Ивана бросили псам, которые его растерзали. Постепенно вокруг молодого царя стала формироваться группа сторонников сильной царской власти, так называемая Избранная рада, которая представляла собой неофициальное правительство, куда входили люди, приближенные к царю А.Ф.Адашев (придворный дворянин, придворный протопоп Сильвестр (духовник царя, митрополит Макарий, князья Курбские и т.д. В неполные семнадцать лет Иван (в 1547 г, усилиями Избранной рады был венчан на царство и провозглашен самодержавным царем. Официальное признание единодержавия царя и великого князя всея Руси подрывало почву для притязаний удельных князей на соправительство и отдельных земель на политическую обособленность. Провозглашение самодержавия привело к формированию сословно-представительной монархии и положило начало ее перерастанию в абсолютистскую форму. Иван Грозный сам выступал с обоснованием концепции
«самодержавства», те. неограниченной власти единодержавного наследственного государя, выражающего божественную волю. В своих посланиях, речах, на заседаниях Земских Соборов, в дипломатических документах, а особенно, в переписке с Андреем Курбским он показывал преемственность своей политики с предшествующей, оправдывал жестокость, необходимостью самозащиты (за себя, если стал. Такое историко-публицистическое обоснование самим монархом привилегии и прав государя, и идеи олицетворения государства в государстве - типичная черта абсолютизма. Например, Людовик XIV – французский король говорил Государство – это я. При Иване III складывается постоянно действующий при царе орган - Боярская Дума. В нач. XVI в. состав Думы значительно расширился кроме бояр и окольничьих в нее входили думные дворяне и дьяки, которые возглавляли главные учреждения государственного управления и государева двора. Боярская дума все вопросы решала вместе с царем обсуждали проекты законов, внешние сношения, рассматривали вопросы о земельных пожалованиях, служебных назначениях. Создавались даже комиссии для подготовки отдельных вопросов. Нов годы правления Ивана Грозного думцы без царя ответственность на себя не брали. Годы сотрудничества Избранной рады и молодого Ивана IV которое продолжалось до концах годов XVI в, были самые плодотворные. Для укрепления авторитета царской власти регулярно созывался Земский Собора сгон стал фактически постоянно действующим органом при молодом царе. Земский Собор – это сословно-представительное собрание, делегированных представителей от всех основных свободных групп населения России. В Собор входили Боярская Дума, Освященный собор собрания высших священнослужителей, представители дворянства, торговых людей, городского мещанства и даже ремесленников. В рамках первого периода правления Ивана IV, который можно охарактеризовать как реформаторский, были осуществлены реформы центрального и местного управления и суда. В Судебнике г. нормы права и делопроизводства по сравнению с Судебником г. дополнены и уточнены в сторону усиления центральной власти. В это время была отменена система кормлений, когда наместника и других представителей центра должно было содержать местное население, что приводило к невиданным поборам. Одновременно была проведена военная реформа. Уложение о службе определяло порядок несения службы вотчинниками и помещиками, в зависимости от количества их слуги размеров землевладения, сформированны стрелецкие войска. В г. был утвержден
«Стоглав», в котором устанавливался порядок церковной обрядности и богослужения, а также внутренний распорядок жизни церквей, монастырей, отношения церкви с государством. Наряду с внутренними реформами Иван IV продолжал объединение и расширение границ русского государства. В г. Иван IV после длительной осады взял Казань и присоединил Казанское ханство. В честь этого события в Москве на Красной площади был заложен храм Покрова Богородицы, прозванный в народе храмом Василия Блаженного. В 1556 году удалось присоединить к России Астраханское ханство. Таким образом, Волга стала русскою рекой. Господство России над этими территориями было закреплено созданием серии пограничных поволжских городов. В г. был заложен город-крепость Царицын. Однако, в конце х годов XVI в. поведение Ивана IV начинает меняться. В г. начинается Ливонская война, которая первоначально была для России достаточно успешной, однако, постепенно начала приобретать затяжной характер. Главнокомандующим русской армии был друг царя князь Андрей Курбский. Иван IV начинает подозревать своих друзей по Избранной раде» в сговоре с боярами. В 1560 г. умирает, предположительно в результате отравления, его первая жена Анастасия. За «изведение» жены царь расправляется с Сильвестром и Адашевым. В г. по Москве прокатилась волна казней. Москва цепенела в страхе, кровь лилась в темницах и монастырях стонали жертвы но тиранство еще созревало настоящее ужасало будущим - писал НМ. Карамзин. После серии неудачна фронте царь срочно затребовал главнокомандующего в Москву. Однако, князь Курбский, предполагаю исход встречи с царём, бежал заграницу. Кстати, многие знатные люди последовали его примеру итак же бежали.

3 декабря 1563 г. Иван IV вместе с семьей, прихватив Святые иконы и казну страны, оставил престол и уехал в Александровскую слободу. В грамоте митрополиту он объяснил, что не может боле жить в окружении злодеев и изменников. К царю была отправлена многочисленная делегация, чтобы ударить челом государю и плакаться. 2 февраля г. в Москву вернулся уже Иван Грозный, начинается эпоха знаменитой опричнины
(1565-1572 гг.). Царь брал в свою собственность часть городов и земель государства, где создавался особый двор и порядок управления. Опирался он наличную гвардию, которая первоначально составляла 1000 человек, но затем постоянное численность увеличивалась. Земли, которыми управлял царь, назывались опричниной, а остальная часть страны именовалась
«земщиной», и управлялась боярами. Опричники получили от царя неограниченные права, им даже вменялось в долг насиловать, предавать смерти земских людей, грабить их дома. За верную службу они получали поместья во владения. В г. умерла вторая его жена - Мария Темрюковна. Теперь месть Ивана пала на еще большую территорию - от Клина (Тверское княжество) до Новгорода. Затем он отправился в Псков. Однако, по преданию этот город от разорения спас следующий случай. При въезде в город к царю якобы подошел юродивый и преподнес кусок мяса. Я - христианин инеем мяса в пост - сказал царь. Ты хуже делаешь, - ответил юродивый, - ты ешь человеческое мясо. Так или иначе, нов Пскове Иван никого не казнил. В г. крымский хан Девлет Гирей вошел в русские земли и подошел к Москве. За 3 часа город сгорел дотла. Остался только Кремль. Царь в страхе сбежал в Коломну. Очевидно, эти несчастья были поняты как знак Божий, поэтому вернувшись, Иван Грозный отменил опричнину. Массовые казней прекратились, однако деспотизм Ивана не стал меньше. Иван Грозный был весьма женолюбив, только семь раз был официально женат. С неугодными жёнами легко расправлялся. За 3 года до смерти он женился на Марии Нагой. От этого брака родился последний его сын Дмитрий – несчастный ребенок, ставший причиной бед и злодейств в России. Умер Иван Грозный 18 марта г. в возрасте 54 лет от «какое-то гниение внутри, при этом он него исходил отвратительный запах. Предположительно это была последняя стадия сифилиса, заболевания весьма распространённого в XVI в. Перед смертью он принял постриг. Захоронен Иван Грозный в алтарной части Архангельского собора в Москве. НМ.
Карамзин считал, что по негативным последствиям время этого правителя в русской истории, можно сравнить с монголо-татарским игом.
4. «Бунташный век в истории России (XVII век Глубочайший кризис, охвативший все сферы жизни русского общества вначале в, получил у современников название "Смуты. При этом, в первую очередь, имелось ввиду "смущение умов, те. резкое изменение моральных и поведенческих стереотипов, сопровождаемое беспринципной и кровавой
борьбой за власть, всплеском насилия, движением различных слоев общества, иностранной интервенцией и т.д., что поставило Россию на грань национальной катастрофы. Ученые по-разному объясняли причины и характер этих трагических событий. НМ.
Карамзин обращал внимание на политический кризис, вызванный пресечением династии
Рюриковичей в конце XVI в. и ослаблением монархии. СМ. Соловьев основное содержание "Смуты" видел в борьбе государственного начала с анархией, представленной казачеством. Более комплексный подход был присущ С.Ф. Платонову, определявшему ее как сложное переплетение действий и устремлений разнообразных политических сил, социальных группа также личных интересов и страстей, осложненных вмешательством внешних сил. Перед царями новой династии Романовых стояла трудная задача преодоления Смуты и ее последствий, что удалось сделать только в середине XVII века. С этого же времени наблюдается процесс перерастания сословно-представительной монархии в абсолютную, который завершится вначале века. Начало XVII века великая смута в России. Вначале века молодое русское централизованное государство охватил кризис, который вошел в историю под названием Смутное время. Это был период, когда слились несколько разнохарактерных кризисов. Выделим важнейшие из них
Во-первых, это династический кризис, к которому часто и сводят понятие смутное время. В
1598 году после смерти Федора Ивановича, сына Ивана Грозного, пресеклась династия Рюриковичей, правящая на Руси 736 лет. Кризис завершился в 1613 г. избранием нового царя – Михаила Романова, ставшего основателем новой династии, династии Романовых.
Во-вторых, это кризис социальный. Укрепление феодальных отношений во второй половине Х – первой половине XYII века вело к массовому бегству крестьян и других вольных людей на окраины России и за ее пределы. Шел процесс колонизации юга европейской части России, Поволжья, Сибири. Рост феодального гнета привел к двум крупнейшим крестьянским войнам Х столетия войне под руководством Ивана Болотникова (1606-1607) и войне под руководством Степана Разина в 1670-1671 годах. Социальный кризис проявился отчасти ив церковном расколе х
– х годов. Поэтому совершенно справедливо Х век часто называют «бунташным веком.
В-третьих, это кризис национальный. Начало ему было положено при Иване Грозном после поражения в Ливонской войне, в результате которого часть русской территории отошла к Польско-
Литовскому государству. Вмешательство поляков в русские дела в период династического кризиса привели к дальнейшим территориальным потерям, оскорблению национальных и религиозных чувств русского народа. Национальный кризис будет преодолен лишь в середине х годов ХУII
века. После освобождения Смоленска и воссоединения русского и украинского народов (1654). Такое разделение сущностных проявлений кризиса, конечно, возможно только в теории. На практике они сплелись в неразрывную цепь трагических событий. После смерти Ивана IY престол наследовал его сын Федор. В период его царствования (1584-
1598) наступило затишье на Руси. Царь Федор, по описанию современников, был тихим, больным человеком, неспособным управлять государством. Иван Грозный, очевидно понимая это, оставил ему в помощь Верховную Думу из пяти человек. Фактически власть перешла в руки шурина (брата жены – царицы Ирины) нового царя - Бориса Годунова. Борис Годунов
(род. в 1551 г) был умными предприимчивым политиком. Представители старых боярских родов не могли смириться с властью выскочки, чей род велся от татарского мурзы Чета, который еще в Х веке поселился на Руси и принял православие. В годы правления Федора Борис Годунов, стремясь заручиться поддержкой служилых людей, мелких помещиков, запретил переход крестьян от одного помещика к другому. В 1598 году вышел указ, по которому вольные люди, прослужившие в слугах полгода, объявлялись холопами своего господина. Эти указы были крупными шагами на пути утверждения крепостного права в России. После смерти Федора в 1598 г. Борис Годунов был избран на царство. За первые два года своего правления Годунов стал весьма популярным царем, так как жизнь при нем быстро улучшалась. Он отменил на один год подати с сельских жителей, дал право купцам торговать беспошлинно, выплатил служилым жалованье за год в двойном размере. Борьба за власть между Годуновым и боярами усилилась. В этой борьбе стала использоваться смерть младшего сына Ивана Грозного царевича Дмитрия, который был убит в Угличе в девятилетнем возрасте. Народная молва, не без помощи бояр и князей, обвинила в убийстве Бориса Годунова. Затем поползли слухи о чудесном спасении царевича Дмитрия. Пытаясь отыскать след царевича, Годунов начал расправляться с боярами. Больше других пострадал род
Романовых. Все пятеро братьев были высланы, а один из них, Федор, отец будущего первого царя из
Романовых, был насильно пострижен в монахи под именем Филарета. В 1601-1603 гг. новая беда пришла на Русь. Три неурожайных года привели к страшному голоду. Борис открыл царские закрома и стал раздавать хлеб, ноне мог накормить всех голодающих, которые начали стекаться в Москву. Дороги, ведущие к Москве, и улицы Москвы покрылись трупами умерших от голода людей. Началась смута. В такой обстановке в Польше появляется Лжедмитрий. По версии Годунова, за Дмитрия выдавал себя сын бедного галицкого боярина - Григорий Отрепьев, служивший у Романовых. Когда Романовы попали в опалу, он стал иноком Чудова монастыря, откуда затем сбежал, объявив себя царевичем Дмитрием.
В 1604 г
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   29


написать администратору сайта