Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Киевская Русь образование и развитие Древнерусского государства (IX-XII вв.).

  • Учебник по истории. Учебник 2017


    Скачать 3.12 Mb.
    НазваниеУчебник 2017
    Дата26.02.2023
    Размер3.12 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаУчебник по истории.pdf
    ТипУчебник
    #956502
    страница4 из 29
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
    2. Расцвет средневековья (а точнее феодальной системы в Западной и Центральной Европе) относят к XI - XV векам.
    3. Св. наблюдаются процессы разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений. Нередко XVI век относят уже к Новому времени. Впрочем, процессы разложения феодализма и зарождения внутри него капиталистических отношений закономерно накладываются друг на друга, разделить их практически невозможно.
    1. Киевская Русь образование и развитие Древнерусского государства (IX-XII вв.).

    Киевская Русь – первое русское государство раннефеодального типа. Образовавшееся в результате расселения восточнославянских племён и эволюции их общественного развития переход от родоплеменной общины к соседской, формирование и укрепление княжеской власти, складывание торгового пути Из варяг в греки и др. Богатый материал мы находим в первых документах, написанных на старославянском языке. Прежде всего, это Повесть временных лети Русская правда. Несмотря на существование таких ценных источников, многие проблемы истории Киевской Руси вызывают острые споры среди историков Прежде всего, это вопрос о природе общественного строя в Древней Руси. Одни историки считают, что там сложились рабовладельческие отношения (В.И. Горемыкина), другие определяют это общество как переходное и доклассовое, в котором существовало несколько социально- экономических укладов, но преобладал общинный уклад (И.Я. Фроянов), третьи называют его раннефеодальным (СИ. Юшков). Последняя точка зрения является сегодня наиболее распространённой. Очевидно, в рамках Киевской Руси шёл процесс зарождения феодального общества, которое носило весьма своеобразный характер и отличалось от классического феодализма сложившегося в странах Западной Европы, например, во Франции. Имеются ввиду ленно-вассальные, законодательно закрепленные отношения, ограничившие права сюзерена, и накладывавшие на него определённые обязательства.
    Основным населением Древней Руси являлись свободные общинники – люди (в единственном числе «людин», отсюда простолюдин. В Киевской Руси XI в. земледельческая община вервь составляла экономическую и социальную основу общества, отвечала за общественный порядок на своей территории перед государством. Само слово вервь чаще всего связывают с верёвкой, которую, возможно, использовали для выделения отдельных участков. Завладение, те. распоряжение и пользование землёй, общинники платили дань князю, который постепенно воспринимался ими как верховный собственник земли. Только к XII веку княжеские и боярские вотчины получили значительное распространение.
    Наиболее острые дискуссии с XVIII века развернулись вокруг вопроса образования древнерусского государства, входе которых историки разделились на две большие группы –
    «норманистов» и «антинорманистов». Сегодня, эту проблему необходимо рассматривать в свете большого количества новых данных и новой парадигмы мышления.
    Расцвет Киевской Руси связан с принятием христианства, с периодом княжения Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Русская правда даёт нам достаточно полный материал не только по социальному развитию, правовой системе, но по традициями обычаям наших предков.
    Великое переселение народов и судьба славян. Восточные славяне (VI-IX вв.).
    Славяне относятся к индоевропейской языковой группе. В тыс. до н.э. индоевропейцы широко расселяются по Восточной Европе. Переход к земледелию заставляет их оседать на определенной территории. Осевшие племена образуют большие этнические массивы. Одним из таких массивов стали праславяне, заселившие территорию от Среднего Поднепровья до Одера, от
    северного склона Карпат на юге до Припяти. Первые упоминания о славянах относятся кв. н э. Под своим названием славяне упоминаются в византийских и арабских источниках св. Славяне небыли аборигенами Восточной Европы. До расселения славян по Днепру эти территории очевидно населяли росы (русы) - древнегерманские этнические образования. Великое переселение народов. Миграционные волны были особенно интенсивными в период неолитической революции. По мере отступления ледника и увеличения численности населения планеты процессы миграции возрастали. По-видимому, к этому времени относится и формирование трех основных рас в истории человечества, на образование которых повлияло существенное изменение климатических условий. Многие историки считают, что европеоидная раса зародилась в Великой степи, те. в междуречье Волги и Дона (археологические данные раскопок с. Костенки подтверждает эту теорию. В IY тысячелетии дон. э. представители этой расы стали заселять как на европейский континент, таки азиатский Миграционные процессы шли перманентно, однако в наибольшей степени они известны в связи с крушением Римской империи (476 г, когда волны германских (а также сарматских и славянских племен, разрушили Западную Римскую империю. Этот процесс, происходящий в IY-
    YII веках, вошел в историю как Великое переселение народов. Данная теория, по крайней мере, объясняет наличие германских племен, как в Европе, таки в Азии. На территории России сегодня живут потомки одного из германских племен, кочевавших в столь давние времена. Это аланы, или осетины. В великом переселении народов участвовали и славянские племена. Вопрос о происхождении славян не совсем ясен. Одни ученые считают их потомками шнуровой керамики культуры (в археологическом смысле этого слова, которые в 3-2 тысячелетии из Северного Причерноморья и Прикарпатья расселились в Центральной и Северной Европе. Другие – потомками ассимилировавших друг друга киммерийцев, скифов, сармат. Достоверно известно, что в период великого переселения народов славянские племена расположились в центре Европы. Славяне были активными участниками европейского миграционного водоворота. В Y-YI веках славянские племена двинулись на территорию Восточной Римской империи и обосновались на Балканском полуострове, где славянское население с этого времени стало преобладающим. Другие славянские племена не сумели также сохранить свою целостность, и часть передвинулась на Север, другие ушли на Восток. Таким образом, в результате Великого переселения народов славяне разделились натри большие группы – южных, западных и восточных славян. Эти группы стали этнической базой
    формирования современных славянских народов. Южные – болгары, хорваты, сербы. Западные – поляки, чехи, словаки. Восточные – украинцы, русские, белорусы. Восточные славяне. Восточные славяне заселяют обширные районы восточной Европы. Большинство историков придерживаются концепции изложенной в Повести временных лет, хотя, как известно она была составлена не ранее XII века. Составителем Повести временных лет был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Предполагается, что он использовал начальную летопись, не дошедшую до нас. В VI-VIII вв. восточные славяне расселяются по большой территории, в основном по среднему и верхнему течению Днепра и его притокам. Происходит смешение с местными коренными племенами, на северо-востоке с финско-угорскими племенами, на юго-востоке с тюркскими племенами и очевидно с остатками древнегерманских племён. Большое влияние на развитие древнерусского этноса оказали природные условия новой территории расселения. Во- первых, преобладание равнин и обилие рек, идущих в разные стороны (первобытные дороги, как писал ВО. Ключевский), что способствовало быстрому расселению по большой территории и развитию торговли. Во-вторых, плодородные земли и обилие лесов, что предопределило основные виды хозяйственной деятельности восточных славян земледелие, лесные промыслы, охота, рыболовство.
    С VI - VII веков у восточных славян идет процесс социального расслоения. Племенная знать во главе с князем присваивала значительную часть военной добычи и пленных, которых превращали в рабов. Авторитет и власть князя опирался на дружину. Княжеская дружина создавалась не только для защиты от набегов кочевников, но и для охраны интересов племенной знати и сбора налогов с подчинённого населения. Местонахождения князя и его дружины огораживалось и укреплялось. Так появились первые древнерусские города, которые выполняли, прежде всего, роль центров административного управления и оборонительных укреплений.
    Князь был первым среди равных, поэтому все вопросы решались совместно с дружиной. Например, когда княгиня Ольга пыталась крестить своего сына Святослава, он, как сообщает Повесть временных лет, отказался, ссылаясь на то, что дружина могла не одобрить данного шага (а что дружина скажет. Такая протогосударственная форма управления получила название военная демократия. Дружина князя делилась на старшую, куда входили княжеские мужи. Они составляли княжескую Думу и её представители назначались на высшие административные должности. Основную массу дружинников составляла «молодчая дружина.
    К началу Х в. Русь, Русская земля представляла собой, по мнению академика Б.А.
    Рыбакова, около 15, военно-племенных союзов. Во главе каждого стоял князь с дружиной. К
    середине века они объединились в два крупных образования Южную Русь и Северную Русь.
    Объединителями Южной Руси выступило племя полян. Административным центром стал город Киев, заложенный, как сообщает летопись, ещё в VI в. легендарным князем Кием. На Севере, вокруг Новгорода образовался племенной союз во главе со словенами, так называемая Северная Русь. Как мы видим, в это время доминируют центростремительные тенденции в развитии древнерусского общества. Объективной причиной этого процесса стала необходимость объединения всей территории по торговому пути Из варяг в греки и обеспечение его безопасности, атак же необходимость совместной борьбы с кочевниками.
    Норманская и антинорманская теория происхождения древнерусского государства. Повесть временных лет связывает начало образования государства с призванием на новгородское княжение варяжского князя

    Рюрика с братьями. Они взяли весь свой род – всю русь», сообщает летописец, и пришли к словенам править. И от тех варягов появилась Русская земля
    Летописный рассказ о призвании князей-варягов стал основой для создания в 30 годы XVIII века «норманской теории происхождения древнерусского государства. У истоков стояли немецкие ученые, приглашенные в русскую Академию наук – Георг Байер и Зигфрид Миллер. Они выдвинули гипотезу, что варяги-русь – были норманами, скандинавами. Таким образом, получалось, что государство восточных славян обязано своим происхождением иностранцам. Впоследствии из этого тезиса были сделаны далеко идущие выводы о неспособности русского народа к самостоятельному историческому развитию. Первым кто сделал эти выводы и с этих позиций дал критику концепции З. Миллера и Г. Байера был МВ. Ломоносов. Но долгое время господствующей в отечественной историографии была именно норманская теория происхождения Древнерусского государства. Ее поддерживали НМ. Карамзин, СМ. Соловьев и другие историки. В отечественной антинорманистике второй половине XX века можно выделить два течения. Первое (Б.А.Рыбаков и др) боролось с крайностями «норманской теории, с тенденциозными политическими выводами. Они доказывали, что государство начало формироваться у славян до призвания варягов подчеркивали незначительную роль варягов в государственной жизни Древней Руси, ее культуре отмечали, что варяги былина более низкой ступени развития и поэтому быстро ассимилировались и обрусели. Второе направление, которое придерживалось более жёстких позиций (А.Г. Кузьмин и др. Они считают, что варяги, призванные на Русь никакого отношения к скандинавам, норманам не имели. Под варягами они имеют ввиду племя на южном берегу Балтики, принадлежавшие к древнегерманским племенам, которое к IX веку
    ославянилось. Варяги (вар – вода) – это просто поморяне, которые жили на южном берегу Балтийского моря. С этой точки зрения становится понятным указание Повести Временных Лет, что новгородцы от рода варяжского и что в Киеве речь новгородцев и варягов понимали. Тогда встаёт вопрос о «руси». Кого имела ввиду ПВЛ под «варягами-русью»? Интересной, ноне бесспорной является точка зрения СВ. Юшкова. Он считал, что «русь» – это не этнический термина социальный, отражающий выделение особой социальной группы, причём во всех славянских племенах, и выступает против отождествления полян или другого племени с русью. По его мнению, такими социальными группами были в Западной Европе франки, бургуны и т.д. Надо сказать, что эта точка зрения не голословна. В документах, в том числе в Русской Правде, имеются определённые доказательства социального характера руси. Однако в современной литературе эта концепция пока не получила распространения. Тем не менее, археологически на территории Новгородской земли находят захоронения
    IX-X вв. с предметами, характерными для культуры скандинавов. Например, скульптуры скандинавского бога громовержца с характерными молоточками Тора. Но, надо отметить, что по Балтийскому морю плавали сотни дружин викингов в поисках богатства и удачи. Они нанимались на службу и к русским князьями к византийскому василевсу. Поэтому дать окончательный ответ на вопрос о роли норманского элемента в древнерусской истории ещё нельзя. Хотя, важно отметить, что образование государства вряд ли может выступать в качестве предмета экспорта или импорта в истории. Без внутренней готовности общества, принудительное его создание невозможно Деятельность первых князей (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав Фигура Рюрика в отечественной истории весьма туманна. Сказать определённо можно только следующее. В 60 годы IX века в Новгороде в результате острой внутриполитической борьбы, власть в городе захватил варяг Рюрик, нанятый, очевидно, представителями новгородского боярства. Вот от этого легендарного Рюрика и пошла первая династия царей. В 881 году родственник Рюрика– Олег Вещий) собрав дружину из варяг, словен, кривичей спустился по Днепру до Киева, убил киевских князей Аскольда и Дира и захватил город. От этого года и ведётся отсчёт русской истории. Центром молодого зарождающего государства Олег сделал Киев – главный контролирующий пункт на торговом пути Из варяг в греки. Тем самым была объединена Северная и Южная Русь.
    Олег подчинил еще ряд славянских племен, силой или через договор заставил платить Киеву дань. Большинство славянских племен византийцы называли «пактионами Киева (пакт - договор. Олег собирал дань с Новгорода и северорусских земель (ильменских словен), с кривичей, с меря и чуди (финно-угорские племена. Силой «примучил» (подчинил) древлян. Отвоевал у хазар Черниговские земли северян и радимичей. Олег вел активную внешнюю
    политику, несколько раз ходил войною на Византию. В 907, 912 годах были заключены политические и торговые договоры, выгодные для русичей, что говорит о победах дружины Олега в этих войнах.
    Приемник Олега – Игорь Рюрикович - «примучил» (присоединил) уличей и тиверцев. Вел длительную борьбу с древлянами, ив одном из походов за данью (г) был убит. Поскольку сын Игоря Святослав был «детск вельми» (очень маленький, то управляла Киевской Русью его жена - великая княгиня Ольга, которая жестоко отомстила древлянам уничтожила столицу древлян, город Искоростень, истребила древлянскую знать и окончательно подчинила племя Киеву. После этого она первая в нашей истории отладила систему взаимодействия регионов и центра. Установила размеры и места сбора дани, так называемые урочища. Княгиня Ольга, как сообщает ПВЛ, была красива, умна,
    «переклюкала» (перехитрила) даже самого императора византийского. По версии Повести Временных Лет она в 957 г. приняла крещение в Константинополе. Отношения с Византией она, в отличие своего сына Святослава, пыталась регулировать невоенным, а дипломатическим путём. Поэтому её называют первой христианкой и первым дипломат в истории Руси.
    Территориальный рост и укрепление Руси продолжался при Святославе Игоревиче. По византийским источникам мы имеем первое подробное описание внешности и повадок князя. Героическими речами вдохновлял он дружину перед боем. Совершал походы против вятичей, подчинил черкесов, разгромил Хазарию и волжскую Булгарию, сделал русскими города Итиль и Тамарха (Тьмутаранань), воевал против Византии, отвоевал
    Корчев (Керчь. Тем самым он предпринял попытку сделать свободным торговый путь по Волге, и закрепиться на берегу Черного моря. Князь Святослав вел борьбу с печенегами, которые после разгрома хазар заняли Прикаспийские и Причерноморские территории. Но его дружина в бесконечных военных походах была измотана. В 972 году, возвращаясь после неудачного похода против Византии, дружина Святослава была разбита печенегами на днепровских порогах. Погиб и сам князь.
    Крещение Руси. Владимир I. Особую роль в укреплении единства молодого Древнерусского государства сыграл князь Владимир I (980 – 1015 гг.). Его можно назвать первым великим реформатором в нашей истории. Прежде всего, он укрепил статус Киева – как столицу нового государства. Построил ряд оборонительных сооружений на востоке от Киева. В 983-984гг. он проводит первую религиозную реформу, которая закончилась неудачей. Из множества языческих богов Владимир I попытался выбрать пять, и сделать их главными для всех восточнославянских племён, вошедших в состав молодого государства. В их честь было сооружено капище (место
    поклонения и жертвоприношения) под Киевом, где и поставили пять деревянных истуканов скульптур. Но язычество не объединяло, а разъединяло племена. У каждого племени были свои божества, и волюнтаристское действие князя вряд ли привело к укреплению единства. Для этого необходима была принципиально иная религия, не политеистическая, а монотеистическая. Именно на Владимира I выпала историческая миссия выбора государственной религии.
    Автор Повести Временных лет подробно описывает долгий процесс этого выбора государственной религии. Но, опираясь на исторические исследования, можно сказать, что он в значительной мере был предопределён. Каковы основные причины принятия православного (восточного) христианства Во-первых, длительные связи с Византией, которая являлась общепризнанным мировым лидером того времени. Во-вторых, Киевскую Русь окружали государства, которые уже приняли христианство (Болгария, Грузия, Армения. В-третьих, процесс христианизации населения Руси начался ещё в VII-
    VIII веке. До официального крещения среди дружинников, купцов Руси было много православных. В Киеве и других южных русских городах уже в IX – X веках были построены христианские храмы. Историки считают, что первая попытка христианизации Киевской Руси была предпринята ещё в середине IX веке при Аскольде и Дире. В- четвёртых, Византия также стремилась к христианской Руси, и хотела при помощи религии сделать Киевскую Русь проводником выгодной ей политики. Присутствует также и субъективный момент, Владимир I был воспитан своей бабкой, великой княгиней Ольгой, первой христианской Руси, и, очевидно, хорошо знал основы православного христианства.
    Отметим сразу, что Русь не стала послушным проводником Византийского влияния. Крещение происходило не по византийскому, а по киевскому сценарию. Когда византийский царь забыл выполнить свое обещание и отдать киевскому князю за военную помощь свою сестру, принцессу Анну, то Владимир начал войну с Византией. Он взял город Корсунь, и пригрозил осадой Константинополя. Византийский царь Василий быстро собрал сестру и отправил в Корсунь. Здесь сначала, как сообщает летопись, окрестился сам Владимира затем состоялась свадьба с византийской принцессой. Через год, официально в г. был крещен Киев. Этот год и стал годом крещения Руси.
    Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии стало событием большого исторического значения. Во-первых, Киевская Русь упрочила свои экономические, политические, династические и культурные связи с мировым лидером Византией. Стали более активными связи с Западной Европы, те. был преодолен изоляционизм. Киевская Русь – стала христианской державой, вошедшей в семью других
    христианских народов. Во-вторых, благодаря христианству стала формироваться новая система общественных отношений. Ускорилось изживание местных, племенных языческих представлений, что способствовало объединению в единый народ. Христианство способствовало укреплению власти князя, те. укрепляло раннефеодальную монархию. Власть князя – теперь считалась Богоданной. Отношения между людьми стали строиться на основе христианской системы ценностей (запрещалось рабство, запрещалось многоженство. В-третьих, с принятием христианства начинает складываться церковь и церковная иерархия, которая заняла важное место в древнерусском обществе. И последнее, но очень важное, начался бурный процесс развития древнерусской культуры письменность, литература, архитектура, придворный этикет и т.д.).
    Расцвет Киевской державы. Ярослав Мудрый и Владимир Мономах. Реформы Владимира I создали условия для бурного развития страны. Время княжения Владимира I и его сына Ярослава – считается временем расцвета Киевской Руси, когда были заложены основы Древнерусского государства и древнерусской народности. Летописец в Повести временных лет отмечает, что Владимир вспахал, Ярослав засеяла мы (потомки) пожинаем плоды их трудов. Напомним, что предположительно ПВЛ была создана при князе Владимире Мономахе.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29


    написать администратору сайта