Главная страница

Учебник по истории. Учебник 2017


Скачать 3.12 Mb.
НазваниеУчебник 2017
Дата26.02.2023
Размер3.12 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаУчебник по истории.pdf
ТипУчебник
#956502
страница17 из 29
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   29
Проэкт о Учреждении Московского Университета
§ 1. На содержание сего университета и при оном гимназии довольно десяти тысяч рублев в год.
§ 2. В новоучреждаемой Университет в собственную свою высочайшую протекцию принять и одну или двух из знатнейших особ,…кураторами Университета, которые бы весь корпус в своем смотрении имели и о случающихся нуждах ево докладывали е. ив) Чтоб сей корпус, кроме Правительствующего сената, не подчинен был никакому иному присутственному месту и ни от кого бы иного повеления принимать не был обязан.
3) Чтоб как профессоры и учители, таки прочие под Университетского протекциею состоящие без ведома и позволения Университетских кураторов и директора неповинны были ни перед каким иным судом стать кроме Университетского.
4) Чтоб все принадлежащие к Университету чины в собственных их домах свободны были от постоев и всяких полицейских тягостей, тако ж и от вычетов из жалования и всяких других сборов.
§ 3. Притом надлежит быть особому директору, который бы по предписуемой ему инструкции о благосостоянии Университета старался и его доходами правил, с профессорами науки в Университете и учение в гимназии учреждал, со всеми присутственными местами по делам, касающимся до Университета.
§ 4. Хотя во всяком Университете кроме философских науки юриспруденции должно такожде предлагаемы быть богословские знания, однако попечение о богословии оставляется святейшему Синоду.

§ 5. Профессоров в Университете будет в трех факультетах десять. В Юридическом
1) Профессор всей юриспруденции, который учить должен натуральные и народные права и узаконения Римской древней и новой империи.
2) Профессор юриспруденции российской, который сверх вышеписанных должен знать и обучать особливо внутренние государственные права.
3) Профессор политики, который должен показывать взаимные поведения, союзы и поступки государств и государей между собою, как были в прошедшие века и как состоят в нынешнее время. В Медицинском
1) Доктор и профессор химии должен обучать химии физической, особливо и аптекарьской.
2) Доктор и профессор натуральной истории должен на лекциях показывать разные роды минералов, трави животных.
3) Доктор и профессор анатомии обучать должен и показывать практикою строение тела человеческого на анатомическом театре и приучать студентов в медицинской практике. В Философском
1) Профессор философии обучать должен логике, метафизике и нравоучению.
2) Профессор физики обучать должен физике экспериментальной и теоретической.
3) Профессор красноречия для обучения оратории и стихотворства.
4) Профессор истории для показания истории универсальной и российской, також древности и геральдики.
§ 6. Каждый профессор должен … два часа вдень, выключая воскресные ив праздничные дни в университетском доме публично и не требуя зато от слушателей особливой платы о своей науке лекции давать,

… вольно ему за умеренную плату кого хочет приватно обучать, только чтоб оттого в его публичных лекциях никакой остановки … не происходило.
§ 7. Всем профессорам иметь по-однажды в неделю собирания, в которых советовать и рассуждать о всяких распорядках и учреждениях, касающихся до науки до лучшего оных произвождения…
§ 8. Никто из профессоров не должен по своей воле выбрать себе систему или автора и по оной науку свою слушателям предлагать, но каждый повинен следовать тому порядку и тем авторам, которые ему профессорским собранием и от кураторов предписаны будут.
§ 9. Все публичные лекции должны предлагаемы быть либо на латинском, либо и на русском языке, смотря потому, иностранной ли будет профессор или природный русской.
§ 13. По окончании каждого месяца выбрать день, в который профессорам заставлять студентов приватно диспутоваться и задавать им для того тезисы, которые затри дни наперед прибивать к дверям большой аудитории.
§ 15. И дабы не оставить ничего, чтобы могло молодых людей поощрять к наукам, то по однажды в году, а имянно 26 апреля, роздавать им публичные награждения, которые состоять могут в небольшой золотой или серебреной медале с изображением е. ив. к наукам милосердия.
§ 20. На всех медалях вырезать прежде внизу в оставленном для того месте имена тех, кому оные даны будут.
§ 21. Которые студенты в Университете науки свои порядочно окончали, и через свое искусство и прилежание заслужили свебе порядочные награждения, а притом в своих поступках всегда были добропорядочны, оным давать от Университета аттестаты за подписанием директора и всех профессоров по которым аттестатам определять желающих в гражданскую службу и делать им протекцию.
§ 22. Каждый студент должен три года учиться в Университете , а прежде того сроку никого против его воли и желания от наук не отлучать и к
службе не принуждать сверх того, не соизволено ль будет содержать студентов двадцать человек записанных на жалование, чтоб из них в гимназию определять в нижние классы учителями.
§ 24. Учащиеся в Университете студенты не должны нив каком другом суде ведомы быть, кроме университетского и ежели приличатся в каких- либо непорядочных поступках, тоне касаясь до них никаким образом приводить их немедленно в университетский дом к директору.
§ 25. Каким образом студенты будучи в Университете и под дирекцией оного поступать должны, о том предписать им так, как в протчих
Университатх нарочные законы, которые напечатать и при принятии в Университет, дав каждому студенту по одному экземпляру тех законов, велеть ему под теми-ж законами в университетской книге имя свое своеручно подписать ежели кто после противно оным законам поступит, тот невзирая никакое лицо , штрафован быть имеет.
§ 26. Понеже науки не терпят принуждения и между благороднейшими упражнениями человеческими справедливо счисляются, того ради как в Университет, таки в гимназию, не принимать никаких крепостных и помещиковых людей. Однако ежели который дворянин, имея у себя крепостного человека сына, в котором усмотрит особливую остроту, пожелает ево обучить свободным наукам, оный должен наперед того молодого человека объявить вольными, отказавшись от всего права и власти, которую он прежде над ним имел, дать ему увольнительное письмо за своею рукою и за приписанием свидетелей притом же повинен он за себя и за наследников своих обязаться давать оному ученику пристойное содержание, доколе он при Университете счислятся будет и до совершенного окончания наук ни под каким видом его не отлучать.
§ 27. При допущении в Университет ив гимназию такого студента или ученика, принять от него и хранить в Университете данное ему от бывшаго его господина письменное увольнение, и когда он науки свои порядочно окончает и от университета с аттестатом отпущен будет для определения в
службу государеву или на вольное пропитание, тогда вручить ему паки помянутое письмо прежняго его господина и дать волю, чтоб никаким образом никто его в холопство привести не мог. Ежели же имев волю и пользуясь одним тем, будет в худых поступках, то такого выписать вони отдать как его, таки увольнительное письмо его помещику.
§ 28. Всяк желающий в Университете слушать профессорских лекций, должен наперед научиться языками первым основаниям наук. Но понеже в Москве таких порядочно учрежденных вольных школ не находится, где бык вышним наукам молодые люди надлежащим образом приготовлены и способными учинены быть могли того ради е. ив. всемилостивейше не соизволит ли указать, чтоб при Московском университете и под его ведомством учредить две гимназии одну для дворян, а другую для разночинцов, кроме крепостных людей.
§ 29. В обеих гимназиях учредить по четыре школы, в каждой потри класса. Первая школа Российская, в ней обучать в нижнем классе грамматики и чистоте штиля, в среднем – стихотворства, в вышнем – оратории. Вторая школа Латинская, в ней обучать в нижнем классе первые основания латинского языка, вокабулы и разговоры, в реднем толковать нетрудных латинских авторов, и обучать переводам с латинского на российский и с российского на латинский язык, в верьхнем толковать высоких авторов, и обучать сочинениям в прозе ив стихах. Третья школа первых оснований наук в нижнем класса обучать Арифметике, в среднем Геометрии и Географии, в вышнем сокращению философии. Четвертая школа знатнейших европейских языков. В двух нижних классах обучать первые основания и разговоры с вокабулами немецкого и французского языков, в двух верхних классах обучать чистоте штиля помянутых языков.
§ 30. Которые ученики учение свое порядочно окончали и при публичном экзамене, чинимым в конце каждого года, явились достаточными, таковых производить в Университет к слушанию профессорских лекций.

§ 31. Которые родители не похотят детей своих обучать латинскому языку и вышним наукам, а немерены их определить в купечество, и художествам, или в военную службу, оные должны о том наперед объявить, лабы потому учение их расположить было можно.
§ 33. Инспектором над гимназиею быть одному из профессоров в Университете, которому как учители, таки учащиеся должны являть всякое почтение и послушание, и по его повелениями распорядкам, чинимым с апробациею Директора, непременно исполнять.
§ 34. В каждой половине года инспектор при присутствии протчих профессоров должен экзаминовить каждой класс, и которые в том классе уже довольные успехи показали переводить в вышние классы, а оттуда при публичном экзамене производить в студенты.
§ 35. В оном публичном экзамене, который имеет быть при окончании года, присутствовать директору с Университетскими профессорами, и которые ученики особливо явятся прилежны и понятны, оным директор волен на пятнадцать или на дватцать рублев всяких полезных книги награждение роздать, дабы поощрить продолжению их учения.
§ 36. Всякой родитель, желающий отдать сына своего для обучения в гимназию, должен его представить директору и объявя о намерении, какое имеет он при обучении того своего сына, почему директор прикажет инспектору гимназии зкзаминовать оного ученика.
§ 38. При окончании каждого месяца должны учители в гимназии о успехах, прилежании, поступках и штрафах учащихся в их классах подавать репорты инспектору, который сочиня из того генеральный репорт о состоянии гимназии должен оной представить директору, и директор кураторам.
§ 39. Для различения дворян от разночинцев учиться им в разных гимназиях, а как уже выйдут из гимназии и будут студентами у вышних наук, таким быть вместе как дворянами разночинцам, чтоб тем более дать поощрение к прилежному учению.

§ 41. Быть при университете приставу, котораго должность состоит в том 1) чтоб с приданными ему сторожами содержать университетский дом и аудиторию в надлежащей чистоте 2) иметь ему роспись всем студентами где кто жительство имеет, дабы в потребном случае каждаго сыскать мог 3) рапортовать по всякое утро директора о том, что задень перед тем в университете происходило.
§ 42. Всем профессорам, учителями прочим университетским служителям иметь жительство свое в близости от университетскаго дому и гимназии, дабы в прохаживании туда и назад напрасно время не теряли. Перепечатывается с сайта История Московского университета УКАЗ ОПРАВЕ ПОМЕЩИКОВ ССЫЛАТЬ КРЕСТЬЯН В СИБИРЬ НА ПОСЕЛЕНИЕ 13 декабря 1760 г. Превращение дворян в привилегированное сословие сопровождалось расширением их прав наличность и труд крестьянина. В результате выросли повинности крестьян в пользу помещиков, усилилось их бесправие барщина всё чаще становилась 5-ти дневной, сбор государственных налогов (подушная подать) передан в руки помещиков, мера вины крестьянина самовольно определялась помещиками, которые получили право ссылать недовольных крестьян, в Сибирь с зачётом их вместо рекрутов.
Объявляется во всенародное известие. Понеже в Сибирской губернии и Иркутской провинции, в Нерчинском уезде, состоят к поселению и хлебопашеству весьма удобные места, которых к заселению государственный интерес требует, того ради Правительствующий сенат приказали публиковать во всем государстве печатными указами 1) Кто из помещиков пожелает своих людей и крестьян, также и женск пол, которые, вместо должных по своим знаниям услуг, воровством, пьянством и прочими непристойными предерзостными поступками, многие вред, разорения, убытки и беспокойства приключают, и другим, подобным себе, наивящие к таким вредным поступкам примеры подают, таковых за оные непотребства, однако ж годных к крестьянской и другой работе, летами не старее 45 лет, отдавать к объявленному поселению, коих для помянутого отравления в Сибирь, принимать по заручным доношениям, от самих помещиков, или от их поверенных, а помещиками их
поверенным давать для зачета в будущие наборы в рекруты надлежащие квитанции <...>, а кои из тех женаты, то отдавать тех людей с женами а буде у коих из тех малолетние дети будут, коих сами помещики при отцах и матерях на то поселение отдать пожелают, за таковых платить тем помещикам из казны <...> за мужеск пол до 5 лет по 10 руб а от 5 до 15 лет по 20 рублей, а влет, не платя денег, зачитать в рекруты ж, а задетой за женск пол платить деньги вполы вышеозначенных. <„.> Печатается по Орлов АС, Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина ТА. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней – М, 2013 УКАЗЫ ЕМЕЛЬЯНА ПУГАЧЕВА Десятки манифестов и указов Е. И. Пугачева (1773-1775гг.) представляют собою удивительные образцы народного красноречия (АС. Пушкин. Они дают представление об основных лозунгах восставших. По форме они отличаются от прелестных писем И.И. Болотникова и СТ.
Разина. В условиях сложившейся административно-бюрократического аппарата Е.И. Пугачев использовал характерные для нового этапа развития страны формы государственных актов – манифесты и указы, которые носили ярко выраженный антикрепостнический характер.
<...> 5 октября 1773 года Указ Пугачева солдатам Сим моим имянным указом регулярной команде повелеваю Как вы, мои верные рабы, регулярные солдаты, редовые и чиновные, напередь сего служили мне и предкам моим, великим государям, императорам всероссийским, верно и неизменно, таки ныне послужите мне, законному своему великому государю Петру Феодоровичу до последней капли крови. И, оставя принужденное послушание к неверным командирам вашим, которые вас развращают и лишают вместе с собою великой милости моей, придите ко мне с послушанием и, положа оружие свое знаменами моими, явите свою верноподданическую мне, великому государю, верность.
17 октября 1773 года Указ Пугачева рабочим людям
И повеления мои исполнити, со усердием ко мне приезжайте, то совершенно меня за оное приобрести можите к себе мою монаршескую милость. А ежели моему указу противиться будете, тов скорости восчувствуити на себя праведны мой гневи власти всевышнего создателя нашего избегнуть не можете. Никто вас истинным (от) нашей руки защитить не может.
17 декабря 1773 года Указ Пугачева (Манифест) Всех моих верноподданых рабов желаю содержать в моей, яко от бога дарованной мне, милости всякого человека тех, которые ныне желают быть в моем подданстве и послушании по самопроизвольному желанию. А естли кто сверх сего моего до всего народа чинимого милосердия останется в своем недоразумении, тот уже напоследок восприимет от меня великое истязание и ничем себя не защитит. А естли кто не будет на сие мое воздаваемое милосердие смотреть, яко то помещики и вотчинники, тех, как сущих преступников закона и общего покоя, злодеев и противников против воли моей императорской, лишать их всех жизни, то есть казнить смертию, а домы и все имение брать себе в награждение. А ныне ж я вас всех один ис потерянных объявился и всю землю своими ногами исходили для дарования вас милосердия от создателя создан. И естли кто ныне познает сие мое оказанное милосердие, действительно я уже все всех пожаловал сим награждением землею, рыбными ловлями, лесом, бортями, бобровыми гонами и протчими угодьями, также вольностию... А хотя и восхощет обратиться к законному повиновению и будет стараться и споспешествовать и приносить неизменные услуги, но только ничего принято не будет тогда уже и воздохнет из глубины сердца своего и воспамянет всемирное житие свое, да уже возвратить тогда будет никак нельзя.

31 июля 1774 года Указ Пугачева крестьянам кои прежде были дворяне в своих поместиях и водчинах, оных противников нашей власти и возмутителей империи и раззорителей крестьян ловить, казнить и вешать, и поступать равным образом так, как они, не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами. Жалуем сим имянным указом с монаршими отеческим нашим милосердием всех находившихся прежде в крестьянстве ив подданстве помещиков, быть верноподдаными рабами собственной нашей короне и награждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, волностью и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и протчих денежных податей, владением землями, лесными, сенокосными угодьями и рыбными ловлями, и соляными озерами без покупки и без аброку и освобождаем всех прежде чинимых от злодеев дворян градцких мздоимцев- судей крестьяном и всему народу налагаемых податей и отягощениев. Печатается по Хрестоматия по истории СССР XVIII века. стр. 392 – 394 НАКАЗ ЕКАТЕРИНЫ II КОМИССИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОЕКТА НОВОГО УЛОЖЕНИЯ Наказ Екатерины II - документ, где императрица изложила основы концепции просвещенного абсолютизма в качестве наставления для Уложенной комиссии(1766г.). В Наказе, состоящем из 506 статей, были сформулированы основные принципы политики и правовой системы. Наказ является не только важным правовым документом столетия, но и философским трудом эпохи «просвещённой монархии. Этим Наказом императрица декларативно подчёркивала свою приверженность идеям

Дидро, Монтескье, Д`Аламбера. Значительная часть текста (ок. 350 статей) заимствована из трактатов Шарля Монтескьё О духе закона и
Чезаре Беккария О преступлениях и наказаниях, остальные статьи есть компиляции из знаменитой Энциклопедии Дени Дидро. Глава II
9. Государь есть самодержавный ибо никакая другая, как только соединенная в его особе, власть не может действовати сходно с пространством толь великаго государства.

10. Пространное государство предполагает самодержавную власть в той особе, которая оным правит. Надлежит, чтобы скорость в решении дел, из дальних стран присылаемых, награждала медление, отдаленностию мест причиняемое.
13. Какий предлог самодержавного правление Не тот, чтоб у людей отнять естественную их вольность но чтобы действия их направите к получению самаго большего ото всех добра.
15. Самодержавных правлений намерение и конец есть слава граждан, государства и государя.
16. Но от сея славы происходит в народе единоначалием управляемом разумом вольности, который в державах сих может произвести столько же великих дели столько споспешествовати благополучию подданных, как и самая вольность. <...>
19. <...> Государь есть источник всякия государственныя и гражданския власти. Глава XI
260. Не должно вдруг и чрез узаконение общее делать великаго числа освобожденных. <...>
263. Причем однако весьма же нужно, чтобы предупреждены были те причины, кои столь часто привели в непослушание рабов против господ своих не узнав же сих причин, законами упредить подобных случаев нельзя, хотя спокойствие одних и других оттого зависит. Глава XIII
293. О рукоделии и торговле.
294. Не может быть там ни искусное рукоделие, ни твердо основанная торговля, где земледелие в уничтожении, или нерачительно производится.
295. Не может земледельство процветать тут, где никто не имеет ничего собственного.
296. Сие основано на правиле весьма простом "Всякий человек имеет более попечения о своем собственном, нежели о том, что другому принадлежит и
никакого не прилагает старания о том, в чем опасаться может, что другий у него отымет".
297. Земледелие есть самый больший труд для человека чем больше климат приводит человека к избежанию сего труда, тем больше законы к оному возбуждать должны. <...>
299. Не худобы было давать награждение земледельцам, поля свои в лучшее пред прочими приведшим состояние.
300. И рукоделам, употребившим в трудах своих рачение превосходнейшее.
302. Есть страны, где во всяком погосте есть книги, правительством изданныя, о земледелии, из которых каждый крестьянин может в своих недоумениях пользоваться наставлениями.
303. Есть народы ленивые чтоб истребить леность в жителях, от климата раждающуюся; надлежит тамо сделать такие законы, которые отнимали бы все способы к пропитанию утех, кои не будут трудиться. <...>
312. Ремесленник, который обучил детей своих своему искусству, и то дал им в наследие, оставил им такое поместье, которое размножается по количеству числа их.
317. Торговля оттуда удаляется, где ей делают притеснение, и водворяется там, где ея спокойствия не нарушают.
319. Во многих землях, где все на откупу, правление государственных сборов разоряет торговлю своим неправосудием, притеснениями и чрезмерными налогами однако оно ее разоряет, еще не приступая к сему затруднениями, оным причиняемыми, и обрядами, от оного требуемыми.
320. В других местах, где таможни на вере, весьма отличная удобность торговать, одно слово письменное оканчивает превеликия дела. Ненадобно купцу терять напрасно времени, и иметь на то особливых приставников, чтобы прекратить все затруднения, затеянныя откупщиками, или чтоб покориться оным.
321. Вольность торговли не то, когда торгующим дозволяется делать, что они захотят сие было бы больше рабство оные. Что стесняет торгующего, тоне стесняет торговли. В вольных областях купец находит безчисленныя противуречия, а там, где рабство заведено, он никогда столько законами не связан. Англия запрещает вывозить свою волну и шерсть она узаконила возить уголье в столичный город морем она запретила вывозить к заводам способных лошадей, корабли, из ее американских селений торгующие в Европу должны н якорях становиться в Англии она сими сему подобным стесняет купца, но все в пользу торговли.
328. Истинное правило есть не исключать никакого народа из своей торговли без важных причин.
329. Во многих государствах учреждены с хорошим успехом банки, которые, доброю своею славою изобретши новые знаки ценам, сих обращение умножили. Но чтоб в единоначальном правлении таковым учреждениям безопасно верили, должно сии банки присовокупить к установлениям, святости причастным, независящим от правительства и жаловальными грамотами снабденным, к которым никому не можно и не должно иметь дела, как то больны, сиротские домы и прочее, чтобы все люди были уверены и надежны, что государь денег их не тронет никогда, и кредита сих мест не повредит.
330. Некоторый лучший о законах писатель говорит следующее "Люди, побужденные действиями, в некоторых державах употребляемыми, думают, что надлежит установить законы, поощряющие дворянство к отправлению торговли сие было бы способом к разорению дворянства без всякой пользы для торговли. Благоразумно всем деле поступают в тех местах, где купцы не дворяне но они могут сделаться дворянами они имеют надежду получить дворянство, не имея в том действительнаго препятствия нету них другаго надежнейшаго способа выйти из своего звания мещанскаго, как отправлять оное с крайним рачением, или иметь в нем счастливые успехи, - вещь, которая обыкновенно присовокуплена к довольству и изобилию. Противно существу торговли, чтобы дворянство оную в самодержавном правлении делало погибельно было бы сие для городов, так утверждают императоры

Онорий и Феодосии, и отняло бы между купцами и чернью удобность покупать и продавать товары свои. Противно и существу самодержавного правления, чтобы в оном дворянство торговлю производило. Обыкновение дозволившее в некоторой державе торги вести дворянству, принадлежит к тем вещам, кои весьма много способствовали к приведению там в безсилие прежняго утвержденнаго правления. Глава XV
357. О дворянстве.
358. Земледельцы живут в селах и деревнях и обработывают землю, из которой произрастающие плоды питают всякаго состояния людей и сей есть их жребий.
359. В городах обитают мещане, которые упражняются в ремеслах, в торговле, в художествах и науках.
360. Дворянство есть нарицание в чести различающее от прочих тех, кои оным украшены.
361. Как между людьми одни были добродетельнее других, а притом и заслугами отличались, то принято издревле отличать добродетельнейших и более других служащих людей, давим сие нарицание в чести и установлено, чтоб они пользовались разными преимуществами, основанными на сих выше сказаных начальных правилах.
362. Еще и далее всем поступлено: учреждены законом способы, каким сие Достоинство от государя получить можно, и означены те поступки, чрез которое теряется оное.
363. Добродетель с заслугою возводит людей в степень дворянства.
364. Добродетель и честь должны быть оному правилами предписывающих любовь к отечеству, ревность к службе, послушание и верность к государю, и безпрестанно внушающими, не делать никогда безчестного дела.
365. Мало таких случаев, которые бы более велик получению чести, как военная служба, защищать отечество свое, победить неприятеля онаго, есть первое право и упражнение приличествующее дворянам.

368. А из того следует, что не только прилично дворянству, но и приобретать сие достоинство можно и гражданскими добродетелями так, как и военными.
369. Из чего паки следует, что лишити дворянства никого не можно, кроме того, который сам себя лишил онаго своими основанию его достоинства противными поступками, и сделался чрез то звания своего недостойным.
370. И уже честь и сохранение непорочности дворянского достоинства требуют, чтоб такий сам чрез поступки свои, основание своего звания нарушающий, был по обличении исключен из числа дворян и лишен дворянства.
371. Поступки же, противные дворянскому званию, суть измена, разбой, воровство всякаго рода, нарушение клятвы и данного слова, лжесвидетельство, кое сам делал или других уговаривал делать, составление лживых крепостей, или других тому подобных писем.
372. Одним словом, всякий обман, противный чести, а наипаче те действия, кои за собою влекут уничижение.
373. Совершенство же сохранения чести состоит в любви к отечеству и наблюдении всех законов и должностей, из чего последует
374. Похвала и слава, особливо тому роду, который между предками своими считает более таких людей, кои украшены были добродетелями, честию, заслугою, верностию и любовию к своему отечеству, следовательно, и к государю. Глава XVI
376. О среднем роде людей.
377. Сказано мною в XV главе в городах обитают мещане, которые упражняются в ремеслах, в торговле, в художествах и науках. В котором государстве дворянам основание сделано сходственное с предписанными правилами XV главы тут полезно также учредить основанное на добронравии и трудолюбии, и к оным ведущее положение, коим пользоваться будут те, о коих здесь дело идет.

379. Оный, пользуясь вольностью, не причисляется ни ко дворянству, ник хлебопашцам.
380. К сему роду людей причесть должно всех тех, кои, не быв дворянином, ни хлебопашцем, упражняются в художествах, в науках, в мореплавании, в торговле и ремеслах.
383. Как все основание к сему среднему роду людей будет иметь в предмете добронравие и трудолюбие то напротив того, нарушение сих правил, будет служить к исключению из онаго, как тона пример, вероломство, неисполнение своих обещаний, особливо, если тому причина лень или обман. Полное собрание законов Российской империи. Т.

XVIII. Источник . 1917 - 1940. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней Сост. АС. Орлов и др. М, 2000 ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА ДВОРЯНСТВУ. Грамота на права, вольности и преимущества благороднаго российскаго дворянства 21 апреля 1785 г. Процесс оформления привилегий дворян в XVIII веке завершает Жалованная грамота дворянству. Этот документ квалифицировал дворян как первое сословие России, которое отныне именовалось благородное дворянство. Данный документ способствовал укреплению дворянской корпорации, поскольку предоставляло обширные личные права, право сословного самоуправления и возможность влиять на местную правительственную администрацию.
… Нашею матернею любовию и отличною признательностию к российскому дворянству, по благоразсуждению и изволению Нашему императорскому повелеваем в память родов для пользы российскаго дворянства службы нашей и империи следующия статьи на вечныя времена и непоколебимо. АО личных преимуществах дворян


1. Дворянское название есть следствие, истекающее от качества и добродетели начальствовавших в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем обращая самую службу в достоинство, приобрели потомству своему нарицание благородное.
2. Не токмо империи и престолу полезно, но и справедливо есть, чтоб благороднаго дворянства почтительное состояние сохранялось и утверждалось непоколебимо и ненарушимо; и для того изстари, ныне да и пребудет навеки благородное дворянское достоинство неотъемлемо, наследственно и потомственно тем честным родам, кои оным пользуются, и следственно
3. Дворянин сообщает дворянское достоинство жене своей.
4. Дворянин сообщает детям своим благородное дворянское достоинство наследственно.
5. Да не лишится дворянин или дворянка дворянскаго достоинства, буде сами себя не лишили онаго преступлением, основаниям дворянского достоинства противным.
6. Преступлении, основания дворянского достоинства разрушающия и противныя, суть следующия: 1. Нарушение клятвы. 2. Измена. 3. Разбой. 4. Воровство всякаго рода. 5. Лживыя поступки. 6. Преступления, за кои по законам следовать имеет лишение чести и телесное наказание. 7. Буде доказано будет, что других уговаривал или научал подобныя преступления учинить.
7. Но понеже дворянское достоинство не отъемлется, окроме преступления брак же есть честен и законом божиим установлен, и для того благородная дворянка, вышедши замуж за недворянина, да не лишится своего состояния но мужу и детям не сообщает она дворянства.
8. Без суда да не лишится благородной дворянскаго достоинства.

9. Без суда да не лишится благородной чести.
10. Без суда да не лишится благородной жизни.
11. Без суда да не лишится благородной имения.
12. Да не судится благородной, окроме своими равными.
13. Дело благороднаго, впадшаго в уголовное преступление и по законам достойнаго лишения дворянскаго достоинства, или чести, или жизни, да не вершится без внесения в Сенат и конфирмации императорскаго величества.
14. Всякаго рода преступления (благородного, коим десять лет прошло, и чрез таковое долгое время они не сделались гласны и по оным производства не было, все таковыя дела повелеваем отныне предать, есть ли где об них взыскатели, истцы или доносители явятся, вечному забвению.
15. Телесное наказание да не коснется до благородного.
17. Подтверждаем на вечныя времена в потомственные роды российскому благородному дворянству вольность и свободу. …
19. Подтверждаем благородным дозволение вступать в службы прочих европейских нам союзных держав и выезжать в чужие краи.
20. Но как благородное дворянское название и достоинство изстари, ныне, да и впредь приобретается службою и трудами империи и престолу полезными, и существенное состояние российскаго дворянства зависимо есть от безопасности отечества и престола и для того во всякое таковое российскому самодержавию нужное время, когда служба дворянства общему добру нужна и надобна, тогда всякой благородной дворянин обязан по первому позыву от самодержавной власти не щадить ни труда, ни самаго живота для службы государственной.

22. Благородному свободная власть и воля оставляется, быв первым приобретателем какого имения, благоприобретенное им имение дарить, или завещать, или в приданые или на прожиток отдать, или передать, или продать, кому заблагоразсудит. Наследственным же имением да не разпоряжает инако, как законами предписано.
23. Благороднаго наследственное имение в случае осуждения и по важнейшему преступлению, да отдастся законному его наследнику или наследникам.
25. Правосудие и возмездие за преступление вверены в каждом наместничестве единственно судебным на то установленным местам они выслушивают жалобы истца и оправдания ответчика и чинят решения по законам, которым всяк, какаго бы рода и поколения ни был, повиноватися обязан, и для того, буде благородной имеет законное требование или кто на благороднаго, то оное разобрать надлежит в установленных и на то власть имеющих судебных местах предписанным порядком, ибо несправедливо и с общим порядком несходственно бы было, когда бы всяк в собственном своем деле вздумал сделаться судьею.
26. Благородным подтверждается право покупать деревни.
28. Благородным дозволяется иметь фабрики и заводы по деревням.
29. Благородным дозволяется в вотчинах их заводить местечки ив них торги и ярмонки, согласно с государственными узаконениями, с ведома генералов- губернаторов и губернских правлений и с наблюдением, чтоб сроки ярмонок в местечках их соображены были со сроками в других окрестных местах.
35. По деревням помещичей дом имеет быть свободен от постоя.
36. Благородной самолично изъемлется отличных податей.
Б. О собрании дворян, установлении общества дворянскаго в губернии и о выгодах дворянскаго общества
37. Нашим верноподданным дворянам жалуем дозволение собираться в той губернии, где жительство имеют, и составлять дворянское общество в каждом наместничестве и пользоваться нижеписанными правами, выгодами, отличностями и преимуществами.
39. Собранию дворянства в наместничестве дозволяется избрать губернскаго предводителя дворянства той губернии и для того собранию дворянства всякие три года представить из уездных дворянских предводителей двух государеву наместнику или правителю, и, котораго из сих генерал-губернатор или губернатор назначит, тому и быть губернским предводителем дворянства той губернии.
64. В собрании дворянства быть может дворянин, которой вовся не служил, или, быв в службе, до обер-офицерскаго чина не дошел (хотя бы обер- офицерской чин ему при отставке и был дан нос заслуженными сидеть не должен, ни голоса в собрании дворянства иметь не может, ни выбран быть способен для тех должностей, кои наполняются выбором собрания дворянства.
65. Собранию дворянства дозволяется изключить из собрания дворянства дворянина, которой опорочен судом или котораго явной и безчестной порок всем известен, хотя бы и судим еще не был, пока оправдается. В утверждение всего вышеписаннаго мы сию нашу жалованную грамоту на права, вольности и преимущества благородному нам вернолюбезному подданному российскому дворянству, нашею собственною рукою подписали и государственною нашею печатью укрепить повелели в престольном нашем граде Святаго Петра, апреля 21 дня, в лето от рождества Христова 1785,...
Подлинная, подписана собственною Ея Императорскаго Величества рукою тако: ЕКАТЕРИНА Печатается по Российское законодательство X-XX вв.: Вт. Т. М, 1987.
ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА ГОРОДАМ ОТ 21 АПРЕЛЯ 1785 Г
«
Грамота
на
права
и
выгоды
городам
Российской
империи
» и
здана
одновременно
с
Жалованной
грамотой
дворянству
, и
регулировала
положение
отдельных
категорий
городского
населения
и
работу
органов
городского
самоуправления
Жители
города
назывались
городовыми
обывателями
Городское
гражданство
определялось
как
совокупность
прав
и
обязанностей
,
связанных
с
отношением
к
налогам
, занятиям (
торгам
и
промыслам
),
недвижимости
и
др
Грамота
теоретически
привлекала
к
участию
в
городском
управлении
всех
жителей
города
Собрание
общества
градского
происходило
раз
в
3
года
,
из
своей
среды
оно
избирало
городского
голову
и
другие
выборные
должности
Управление
городом
находилось
под
контролем
губернатора
Грамота
способствовала
формированию
корпоративного
сознания
горожан
,
получивших
систему
органов
сословного
самоуправления
Всероссийские самодержцы от самых древних лет с разширением пределов владычества их и с умножением народным умножали и число городов, дая в них безопасное пристанище торгу и рукоделиям. Обширность государства, обилие произрастений не только на поверхности земли, но ив недрах ее сокровенных, удобство сообщений сухопутнаго или судоходнаго, рачения и предпреимчивость словенороссийскаго народа не могли не иметь добрых успехов. Полезным таковых установлениям предков Наших Мы тщилися подражать по мере размножения народа и возвращения богатства его, как то свидетельствуют города, в двадцатитрехлетнее царствование наше, числом двести шестьнадцать... Не оставили Мы каких, таки те, кои предками Нашими сооружены были, снабдить надлежащим управлением, освободить рукоделия,
промыслы и торговлю от принуждений и притеснений, и преподать им различные полезные способы и ободрения. …восхотели Мы данные от Нас городам, их обществами членам сих обществ выгоды и преимущества подтвердить Нашею жалованною грамотою, узаконяя вследствие того навеки непоколебимо следующия статьи А. Городовое положение
90. Мещанин волен заводить станы всякого рода и на них производить всякаго рода и на них производить всякаго рода рукоделие, без иного на то дозволения или приказания ибо сею статьею всеми каждому дозволяется, добровольно заводить (и иметь) всякаго рода станы и рукоделия производить, не требуя на то уже инаго дозволения от вышнего или нижняго места. ... Е. О гильдиях и 1. Город строить по утвержденному плану за подписанием руки Императорского Величества.
2. Городу подтверждаются правильно принадлежащия по межевой инструкции или инако законно земли, сады, поля, пастьбы, луга, реки, рыбныя ловли, леса, рощи, кустарники, пустые места, мельницы водяныя и ветреныя; все оныя вообще и каждое порознь ненарушимо иметь и оным пользоваться мирно и вечно на основании законов как внутри города, таки вне оного. …
25. В городе назначить еженедельные торговые дни и часы во дне и для того назначить в городе место, куда, и время, когда привозить, продавать и покупать удобно, что кому потребно, и на том месте Городовой магистрат велит поднять разпущеное знамя, ив те часы, пока знамя поднято, запрещается продавать или покупать или закупать оптом припасы со спущением же знамя запрещение таковое снимается. Непроданное же за кем не запрещается паки отвозить за город.
26. В городе учредить ежегодно одну ярмарку или более, смотря по обстоятельствами удобности и для того назначить время и место, в которое бы пригородные люди всякие товары безпрепятственно привозить, торги, покупки
и продажи производить могли непроданное жене запрещается паки за город вывозить.
28. Городу иметь герб, утвержденный рукою Императорского Величества, и оный герб употреблять во всех городовых делах. ... Б. О городовых обывателях. Установления общества градскаго, и о выгодах общества градскаго
29. Городовым обывателям каждого города жалуется дозволение собираться в том городе, и составить общество градское, и пользоватися нижеписанными правами и выгодами.
30. Городовые обыватели собираются по приказанию и дозволению генерала- губернатора или губернатора, как для дозволенных городовым обывателям выборов, таки для выслушания предложений генерала-губернатора или губернатора всякие три года в зимнее время.
31. По силе 72 статьи Учреждений, по городами посадам городской глава, бургомистры и ратманы выбираются обществом городским чрез всякие три года по балам старосты же и судьи словестнаго суда выбираются тем же обществом всякой год по балам.
32. По силе 73 статьи Учреждений, Губернского магистрата заседатели и заседатели Совестнаго суда выбираются губернским городом из купцов и мещан того губернского города чрез всякие три года по балами представляются правителю или губернатору и буде за ними нет явного порока, то губернатор дозволяет им заседание.
33. Заседатели в суды выбираются мещанством из мещан на месте живущих, или из тех, кои в городовой обывательской книге того города написаны суть, но неотлучны по торгу и промыслу бывают. ... В. Наставление для сочинения и продолжения городовой обывательской книги
58. Старосты имеют сочинить по приложенной форме список по алфавиту городовым обывателям в том городе старожилам, родившимся или вновь поселившимся, отличая особо 1) кто женат и на ком 2) много ли детей
мужескаго или женскаго пола, и их имяна; 3) холостили вдов 4) за кем дом, или иное строение, или место, или земля им ли построено или наследственно, или куплено или в приданое получено, ив каком месте в городе 5) в городе ли живет или в отлучке 6) какого промысла 7) в каких городских или иных службах были есть. ...
62. Городовую обывательскую книгу разделить на 6 частей.
63. В первую часть городской обывательской книги внесут состояние и имяна настоящих городовых обывателей по алфавиту. Толкование Настоящие городовые обыватели суть те, кои в том городе дом, или иное строение, или место, или землю имеют. ...
64. Во вторую часть городовой обывательской книги внесут вписавшихся в гильдии, первую, вторую и третью по алфавиту. Толкование Вписавшиеся в гильдии суть все те (какого кто бы ни был рода или поколении, или семья, или состояния, или рукоделия, или ремесла, кои за собою объявят капитала имянно: 1) кто объявит за собою капитал от 10.000 рублей и до 50.000 рублей, того вписать в первую гильдию, 2) кто объявит за собою капитал от 5.000 рублей до 10.000 рублей, того вписать во вторую гильдию, 3) кто объявит за собою капитал от 1.000 до 5.000 рублей, того вписать в третью гильдию. Примечание Разчисление гильдий по капиталам долженствует быть от одной в государстве общей переписи до другой таковой же, и по воле Императорскаго Величества подтверждаемо или исправляемо.
65. В третью часть городовой обывательской книги внесут вписавшихся в цехи по алфавиту. Толкование Вписавшиеся в цех суть те мастера, подмастерья и ученики различных ремесел, кои вписалися в цех своего ремесла.
66. В четвертую часть городовой обывательской книги внесут иногородних и иностранных гостей по алфавиту. ...
67. В пятую часть городовой обывательской книги внесут именитых граждан по алфавиту. Толкование Именитые граждане суть те, кои 1) проходя по порядку службу городскую и получив уже название степенных, вторично по выборе отправили службы мещанских заседателей Совестнаго суда, или Губернскаго
магистрата, или бургомистра, или городскаго главы с похвалою, 2) ученые, кои академические или университетские аттестаты, или письменныя свидетельства о своем звании, или искустве предъявить могут, и таковыми по испытаниям российских главных училищ признаны, 3) художники трех художества имяно: архитекторы, живописцы, скульпторы и музыкосочинители, кои суть члены академические или удостоения академические о своем звании или искустве имеют и таковыми по испытаниям российских главных училищ признаны, 4) всякаго звания и состояния капиталисты, кои капитала от 50.000 рублей и более за собою объявят, 5) банкиры, кои деньги переводят и для сего звания капитала ото стадо двухсот тысяч рублей за собою объявят, 6) те, кои оптом торгуют и лавок не имеют, 7) кораблехозяева, кои собственные корабли заморе отправляют.
68. В шестую часть городовой обывательской книги внесут посадских по алфавиту. Толкование Посадские суть в том городе старожилы, или поселившиеся, или родившиеся, кои в других частях городовой обывательской книги не внесены, промыслом, рукоделием или работою кормятся в том городе.
69. Городовой глава и депутаты да не внесут в городовую обывательскую книгу, буде кто не представит доказательства своего состояния. ... ДО личных выгодах городовых обывателей, средняго рода людей или мещан вообще
80. Городовых обывателей средняго рода людей, или мещан название есть следствие трудолюбия и добронравия, чем приобрели отличное состояние.
82. Мещанин сообщает мещанское состояние жене своей, буде она породы равной или нижней.
83. Мещанския дети получают мещанское состояние наследственно.
84. Мещанин без суда да не лишится доброго имяни, или жизни, или имения.
85. Мещанин судится мещанским судом.
86. Мещанин лишается доброго имени, буде учинит 1) нарушит присягу, 2) измену, 3) разбой, 4) воровство всякаго рода, 5) лживые поступки, 6)
преступления, за кои по законам следует телесное наказание, 7) буде доказано будет, что других научал или уговаривал подобныя преступления учинить.
87. Подтверждается и строго запрещается, да не дерзнет никто без суда и приговора в силу
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   29


написать администратору сайта