Учебник по истории. Учебник 2017
Скачать 3.12 Mb.
|
1721 Г. Указ позволял промышленность обеспечить рабочей силой. Купленные к заводам деревни не подлежали отчуждению отдельно от предприятий. В тоже время указ, нарушал дворянскую монополию на землю. Промышленники, выходцы из мещанства и крестьянства с разрешения Берг- и Мануфактур - коллегий получили право на приобретение населенных земель. Отменен Екатериной II в 1782 г. Понеже хотя по прежним указам купецким людям деревень покупать было и запрещено, и тогда то запрещение было того ради, что они, кроме купечества, к пользе государственной других никаких заводов не имели ; а ныне по нашим указам, как всем видно, что многие купецкие люди компаниями, и особно многие возымели к приращению государственной пользы заводит вновь разные заводы, а именно серебреные, медные, железные, игольные и прочив сим подобные, к тому ж и шелковые и полотняные и шерстяные фабрики, из которых многие уже ив действо произошли. Того ради позволяется сим нашим указом, для размножения таких заводов, как шляхетству, таки купецким людям, к тем заводам деревни покупать невозбранно, с позволения Берг- и Мануфактур-коллегии, токмо под такою коцдициею, дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно. И для того, как шляхетству, таки купечеству, тех деревень особо без заводов отнюдь никому не продавать и не закладывать, и никакими вымыслы низа кем не крепить, и на выкуп таких деревень никому не отдавать, разве кто похочет для необходимых своих нужд те деревни и с теми заводы продать, то таким продавать с позволения Берг и Мануфактур-коллегии. А ежели кто противо сего поступит, то оного всего того лишить безповоротно. А ежели кто будет заводы заводить токмо для лица малые, чтоб ему тему кого деревни купить, и таковых вымышленников до той покупки отнюдь не допускать, и смотреть того накрепко в Берг- Мануфактур-коллегии; а ежели таковые явятся, и их по усмотрению штрафовать отнятием всего движимого и недвижимого имения. Печатается по Полное собрание законов Российской империи. Т. VI. № 3711. ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО, ИЛИ ПОКАЗАНИЕ К ЖИТЕЙСКОМУ ОБХОЖДЕНИЮ, СОБРАННОЕ ОТ РАЗНЫХ АВТОРОВ Сборник правил поведения для младых отроков и девушек дворянского сословия. Первый в России учебник этикета Сочинение регламентировало практически все аспекты общественной жизни отправил поведения за столом до государственной службы. Книга формировала новый стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости, и придерживающегося европейских светских манер. Сборник представляет собой компиляцию из западноевропейских изданий, возможно, дополненных лично Петром. Юности честное зерцало на долгие годы стало руководством о правилах хорошего тона и поведения в обществе. Популярность издания у современников была так велика, что в том же 1717 году книга была выпущена ещё дважды. А в 1719 году книга вышла уже четвёртым изданием, и неоднократно переиздавалась вновь вплоть до конца XIX века В первых наипаче всего должни дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать, и возле их не садитися, и прежде оных не заседать. В доме ничего своим имянем не повелевать, но имянем отца или матери. 3. У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. Часто одного дела не повторять, на стол, на скамью, или на что иное, не опираться, и не быть подобным деревенскому мужику. 4. Без спросу не говорить, а когда и говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком и ниже с сердца, или с задору говорить, не якобы сумозброды. Но все, что им говорить, имеет быть правда истинная, не прибавляя и не убавляя ничего. Нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать, подобно якобы им с каким иностранным высоким лицем говорить случилось. 5. Неприлично им руками или ногами по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножиком по торелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должни тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть. 6. Когда родители или кто другии их спросят (позовут, то должни они s ним отозватца и отвещать тотчас, как голос послышат. И потом сказать что изволите, государь батюшко; или государоня матушка. Или что мне прикажете' государь а не так что, чего, што, как ты говоришь, чего хочешь. И не дерзостно отвещать: да, таки ниже вдруг наотказ молвить, нет но сказать так, мои государь, слышу, государь я выразумел, государь, учиню так, как вы, государь приказали. 7. Когда им говорить с людьми, то должно им благочинно, учтиво, вежливо, разумно, а немного говорить. Потом слушать, и других речи не перебивать, но дать все выговорить, и потом мнение свое, что достойно, предъявить. Ежели случиться дело и речь печальная, то надлежит при таких быть печальну и иметь сожаление. В радостном случае быть радостну и являть себе весела с веселыми. А ежели в чем оспорить можно, то учинить с учтивостью и вежливыми словами, и дать свое рассуждение на то, для чего. А ежели кто совету пожелает или что поверит, то надлежит советовать сколько можно и поверенное дело содержать тайно. ... 9. Никто себя сам много не хвали и не уничижай (не стыди) и не срамоти, и ниже дела своего возвеличивая, разширяй боле, нежели как оное в подлинном действе состоит, и никогда роду своего и прозвания без нужды не возвышай. 10. С своими или с посторонними служители гораздо не сообщайся. Но ежели оныя прилежны, то таких слуг люби, а не во всем им верь, для того, что они, грубы и невежи (неразсудливы) будучи, не знают держать меры. Но хотят при случае выше своего господина вознестись, а отшедши прочь, навесь свет разглашают, что им поверено было. Того ради смотри прилежно, когда что хощешь о других говорить, опасайся, чтоб притом слуги служанок не было. А имян не упоминай, но обиняками говори, чтоб дознатца было неможно, потому что такия люди много приложить и прибавить искусны. 11. Всегда недругов заочно, когда они не слышат, хвали, а в присутствии их почитай ив нужде их им служи, также и о умерших никакого зла не говори. 12. Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо оттого случается, что некоторыя живут лениво, не бодро, а разум их затмится и иступится, потом из того добра никакова ожидать можно, кроме дряхлова тела и червоточины, которое с лености тучно бывает. 13. Младый отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и безпокоен, подобно как в часах маетник, для того что бодрый господин ободряет и слуг подобно яко бодрый и резвый конь учиняет седока прилежна и осторожна. 14. От клятвы чужеложства (блуда) играния и пьянства отрок себя велми удержать и оттого бегать. Ибо из того ничто ино вырастает, кроме великой беды и напасти телесныя и душевныя, от тогож раждается и погибель дому его, и разорение пожиткам. ... 26. Честный отрок должен остерегать себя от неравных побратенеств в питье, чтоб ему опосле о том не раскаиваться было. И дабы иногда новой его побратеник не напал на него безчестными и необыкновенными словами, что часто случается. Ибо когда кто с кем побратенство выпьет, то чрез оное дается поводи способ к потерянию своея чести, так, что иной принужден побратеника своего устыдиться. А особливо когда оной отречется или нападет несносными поносительными словами. 27. Младыя отроки должни всегда между собою говорить иностранными языки, дабы тем навыкнуть могли, а особливо когда им что тайное говорить случится, чтоб слуги и служанки дознаться не могли и чтоб можно их от других незнающих болванов разпознать: ибо каждый купец, товар свой похваляя продает как может. 29. Младые отроки не должни носом храпеть, и глазами моргать и ниже шею и плеча якобы из повадки трести, и руками не шалить, не хватать, или подобное неистовство не чинить ... 32. На свадьбы и танцы младый отрок не зван и не приглашен для получения себе великой чести и славы отнюдь не ходи, хотя такой обычай и принят. Ибо в первых, хотя незамужния жены и охотно то видят, однакож свадебные люди не всегда ради тому бывают. И понеже невзначай пришедшия, причиняют возмущения, а пользы от них мало бывает, но часто от таких нестройных поступков ссоры происходят, что либо излишняго вина не могущи стерпеть и самим собою владеть, или, не узнав меры, непристойным своим невежеством подаст к ссоре причину, или незванной похощет посесть званнаго и возбудит великое неспокойство: ибо говорится, кто ходит не зван, тот не отходит от дран. 37. Когда при дворе, или в других делах явитца надлежит, то должно в таких церемониях, в которых напредь того не бывали и не учивались, прилежно присматривать, как в том те поступают, которым оное дело приказано. И примечать, похваляют ли их или хулят, и хорошо ль они в том поступали или плохо. Слушать же и примечать, в чем оныя погрешили или что просмотрели. 43. Все, которая что кому обещают, имеют прилежно трудиться, чтоб как возможно без отлагательства оное исполнить. Хотя в томи убыток себе понесть или прежде обещания должно наперед довольно размыслить. Ибо такого человека немного почитают, которой слово свое променяет, понеже пословица гласит не молвя слова, крепись, а дав слово, держись. А особливо должны шляхетныя сие хранить Со лжи люди не мрут, а впредь веры не имут. И конечно, крестьянина лучше почтут, нежели дворянина, которой шляхетского своего слова и обещания не исполняет и не сохраняет отчего и ныне случается, что охотнее мужику, нежели дворянину, верят. 47. Никто не имеет, повеся голову и потупя глаза, вниз по улице ходить или на людей косо взглядовать, но прямо, а не согнувшись ступать и голову держать прямо ж, а на людей глядеть весело и приятно, с благообразным постоянством, чтоб не сказали он лукаво на людей смотрит. 48. Когда о каком деле сумневаешься, тоне говори того за подлинную правду, но или весьма умолчи, или объяви за сумнительно, дабы после, когда инако окажется, тебе не причтено было в вину. 49. Слугам своими челядинцам не должно давать злато прикладу, и пред ними никакова соблазну не чинить, и ниже допускать, чтоб они всякими глупостми хозяину подлещались, как обычно такия люди делают, но держать их в страсе, и больше двух крат вины не спущать, но выгнать из дому. Ибо лукавая лисица нрава своего не переменит. 51. Не надлежит от слуги терпеть, чтоб он переговаривал или как пес огрызался, ибо слуги всегда хотят больше права иметь, нежели господин для того ненадобно им того попущать. 52. Когда кто меж своими слугами присмотрит одного мятежника и заговорщика (переговорщика, то вскоре такого надобно отослать. Ибо от одной овцы паршивой все стадо пострадать может, и нет того мерзостнее, как убогой, гордой, нахалливой, и противной слуга, отчего и пословица зачалась: в нищенской гордости имеет диавол свою утеху. 54. Непристойно на свадьбе в сапогах и острогах (сапоги с острыми носами. - Сост) быть, и тако танцевать, для того что тем одежду дерут у женского полу, и великий звон причиняют острогами, к тому ж муж не так поспешен в сапогах, нежели без сапогов. 55. Такожде когда в беседе или в компании случится в кругу стоять, или сидя при столе, или между собою разговаривая, или с кем танцуя, не надлежит никому неприличным образом вкруг плевать, нона сторону, а ежели в каморе, где много людей, то прими харкотины в платок, а также невежливым образом в каморе или в церкви не мечи на пол, чтоб другим оттого не згадить или отъиди для того к стороне (или за окошко выброси, дабы никто невидали подотри ногами так чисто, как можно. 57. Рыгать, кашлять и подобный такия грубыя действия в лицо другого ни чини, или чтоб другой дыхание и мокроту желудка, которая восстает, мог чуствовать, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот на сторону, или скатертию, или полотенцем прикрой. Чтоб никого не коснутца и тем сгадить…. 59. Еще же зело непристойно, когда кто платком или перстом вносу чистит , якобы мазь какую мазала особливо при других честных людях. ... 62. Когда кого поздравлять, то должно не головой кивать и махать, якобы от поздравляемого взаимной чести требовать, а особливо будучи далеко, но надобно дожидатися, пока ближе вместе сойдутца. И ежели другой тогда взаимной чести тебе не отдает, то после его никогда впредь не поздравляй, ибо честь есть того, кто тебя поздравляет и не твоя. ... Когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке посему правилу в первых обрежь свои ногти да не явится якобы оныя бархатом обшиты, умой руки и сяди благочинно, сиди прямо и не хватай первой в блюдо, не жри как свинья, и не дуй в ушное, чтоб везде брызгало, не сопи егда яси, первой не пии, будь воздержан, избегай пьянства, пии, и яждь сколько тебе потребно, в блюде будь последний, когда часто тебе предложат, то возьми часть из того, протчее отдай другому, и возблагодари ему. Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай. Когда тебе пить, не утирай (рта) губ рукою, но полотенцем, и не пии, пока еще пищи не проглотил. Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножем. Зубов ножем нечисти, но зубочисткою, и одною рукою прикрой рот, когда зубы чистишь, хлеба приложа к грудям не режь, еж что пред тобою лежит, а индене хватай. Ежели перед кого положить хощешь, не примай перстами, как некоторый народы ныне обыкли. Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори, ибо так делают крестьяне. Часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже. Когда (куда) в которое место приидешь, где едят или пьют, тогда, поклонясь, поздравь им к пище их. И ежели поднесут тебе пить, отговаривайся отчасти, потом, поклонясь, прийми и пии, вежливо благодари того, кто тебе дал испить. И уступи назад, пока тебя отправят, когда кто с тобою говорить станет, то встань и слушай прилежно, что он тебе скажет, дабы ты мог одумався на оное ответ дать…Платья своего и книг береги прилежно, а по углам оных не разбрасывай. Будь услужен и об одном деле дважды себе приказывать не давай и таким образом получишь милость. Охотно ходи в церквы, ив школы, а не мимо их. Инако бо пойдешь путем, которой ведет в погибель. Не пересмехай, не осуждай, и ни про ого ничего зла не говори, да не постигнет и тебя зло. Печатается по АС. Орлов и др. Хрестоматия по истории России. М МГУ. –2003. с Вопросы для самостоятельной работы 1. Прочитайте три предложенных текста и выполните письменно следующие задания Во второй половине XVII века русский народ явно тронулся на новый путь после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом народными Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность вывести посредством цивилизации слабую, бедную и почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей поры (СМ. Соловьев Русская земля подверглась внезапному страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и наливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать неродности, было принято осмеянию, поруганию, гонению одежда, обычай, нравы, самый язык – все было искажено, изуродовано, изувечено (И.С. Аксаков). «Человек, сочетавший в себе несовместимое стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя общего блага, любя и служа Отечеству, Россию поднял на дыбы (ВО. Ключевский). На основе предложенных текстов определите, в чем различия в оценке историками реформ и личности Петра 1. Какие положительные и отрицательные качества личности Петра I отмечали историки Какая из позиций историков представляется вам правильной 2. Заполните таблицу Петровские коллегии Название Компетенция Военная коллегия Адмиралтейств – коллегия Коллегия чужестранных дел Берг-коллегия Мануфактур-коллегия Коммерц-коллегия Камер-коллегия Штатс-контор-коллегия Ревизион-коллегия Юстиц-коллегия Вотчинная коллегия Главный магистрат Вопросы для дискуссионного обсуждения 1. Петр I – человек и исторический деятель современные оценки 2. Великое посольство и его роль в реформаторской деятельности Петра I. 3. Птенцы гнезда Петрова к вопросу о человеческом факторе в проведении реформ. 4. Петровская революция в области культуры и быта. 5. Цена петровской модернизации. Свети тени петровских реформ. Семинар Россия после Петра. Просвещенный абсолютизм. Екатерина II. План 1. Время дворцовых переворотов причины, особенности и последствия. Реформы госаппарата наследниками Петра. Елизавета Петровна, главные направления ее внутренней и внешней политики. 2. Просвещенный абсолютизм и государственные реформы Екатерины II. Их характер и направленность. Уложенная комиссия. 3. Основные направления общественно-политической развития России XVIII века. Обязательная литература 1. Россия и мир Учебная книга по истории. В х ч. Ч. Под ред. Данилова А.А. – М ВЛАДОС, 2002. – С. 198-223, 235-240. 2. Орлов АС. и др. Указ. соч. – С. 221-271. 3. История России сначала века до конца XIX века. Отв. ред. А. Сахаров. – М Изд-во АСТ, 2006. Гл. 6, 14, 16. – С. 235-243. Дополнительная литература. Волкова ИВ, Курукин И. Феномен дворцовых переворотов в политической истории России XVII-XX вв. Вопросы истории. – 2001. – № 5,6. – С. 17-31, 29-44. 2. Каменский А. Сословная политика Екатерины II. Вопросы истории. – 2000. – № 3. С. 29-46. 3. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история От Екатерины Великой до Александра II. – М Мысль, 2007. – C. 4-38, 289-308. 4. Дворцовые перевороты в России 1725-1825. Сост, вступ. ст, коммент. МА. Бойцова. – Р.-н.- Д.: Феникс, 2002. – с. 5. Все монархи России. 600 кратких жизнеописаний. – М Вече , 2007. – С. 249-294, 431-432. Ключевые понятия дворцовый переворот, философия и идеология Просвещения, французские просветители, просвещенный абсолютизм, теория общественного договора, фаворитизм, дворянство, третье сословие, Уложённая комиссия, Наказ, крестьянское восстание. Методические рекомендации При подготовке первого вопроса важно сосредоточить внимание на анализе причина затем и хронологических рамок эпохи дворцовых переворотов. Почему этот период получил такое название Что означает термин переворот в истории. В чем его отличие от революции Каковы общие особенности и отличительные черты этого периода Какими силами ив чьих интересах совершались перевороты Кратко охарактеризуйте деятельность шести монархов этого времени от Екатерины I до воцарения Екатерины II. Продолжалась ли политика преобразований Петра I при его приемниках Особое внимание следует уделить почти 20 летнему правлению Елизаветы Петровны. Выделите основные реформы Елизаветы. Проанализируйте их и покажите сочетание в личности и деятельности дочери Петра европейских и чисто русских черт. Сделайте вывод по вопросу. Какое влияние на дальнейшее развитие России оказал этот период При подготовке второго вопроса раскройте смысл понятия просвещенный абсолютизм как особой формы самодержавной власти, идеи Союза философов и монархов, теорий естественного равенства людей и общественного договора, выдвинутых идеологами Просвещения. Подчеркните, что идеи просветителей были взяты на вооружение монархами ряда европейских стран и России, которые использовали их для укрепления феодального строя в условиях его начавшегося разложения. Продумайте ответы на вопросы В чем состояла политика просвещенного абсолютизма, проводимая Екатериной II? О чем говорит история создания и прекращения деятельности Уложенной комиссии. Почему после Великой французской революции наметился курс на усиление реакции, что означал конец периода просвещенного абсолютизма Охарактеризуйте направленность екатерининских реформ в области внутренней и внешней политики. При этом сравните ее с политикой предшествующих правителей сточки зрения продолжения реформаторской деятельности Петра I. Особо выделите и дайте оценку губернской реформе г. и реформе в области образования. Время Екатерины II называют золотым веком дворянства. Какие для этого есть основания Как регулировалось законодательство оправах и обязанностях сословий в изданных одновременно в г. Жалованных грамотах дворянству и городам Изучите Жалованную грамоту городам. Как в ней определялись права и обязанности городского населения, система управления в городах Кто имел право называться мещанами или настоящим городским обывателями, на какие разряды делилось городское население, каковы функции органа самоуправления – городской думы. Покажите, что эта грамота ставила все категории городского населения под контроль государства. Какие изменения произошли в положении других сословий Почему месячина, отходничество, дворянские мануфактуры, свободное заведение промышленных предприятий являли собой явные симптомы разложения крепостничества В выводах по вопросу дайте оценку личности и деятельности Екатерины Великой и ее роли в истории России. Как выдумаете, о чем свидетельствует тот факт, что вправление Екатерины II произошло самое мощное в истории феодальной России народное восстание во главе с Емельяном Пугачевым. При подготовке третьего вопроса надо сосредоточить внимание на характеристике основных направлений общественно-политической мысли в России в XVIII в. Подчеркните, что впервой четверти в. центральными были проблемы преодоления отсталости страны. Как эти проблемы выразили представители Ученой дружины Петра I – Феофан Прокопович, И. Пашков и В. Татищев? Как развивалась общественно-политическая мысль в России в середине XVIII в, почему в ее центре оказался крестьянский вопрос, определите значение МВ. Ломоносова, А. Сумарокова, В. Тредиаковского, Д.Фонвизина для развития общественной мысли в России. Особое внимание следует уделить анализу взглядов деятелей русского Просвещения Новикова НИ. и А. Радищева. Покажите, как в своем знаменитом произведении Путешествие из Петербурга в Москву А. Радищев в духе теории естественного права говорит о неразумности и несправедливости крепостного права, его экономической неэффективности и опасности для общества и потому указывает на революционный путь борьбы с ним. Какие вопросы ставит общественно-политическая мысль второй половины XVIII века Дайте характеристику основным тенденциям, обозначившимся в общественной мысли этого времени, процессам развития в России демократических, либеральных и просветительских идей. Документы и материалы КОНДИЦИИ, ПОДПИСАННЫЕ АННОЙ ИОАННОВНОЙ В 1730 г. Представители Верховного тайного совета после смерти Петра II искали на престол совершенно послушную фигуру монарха. Внимание обратилось на дочь царя Ивана, племянницу Петра, Анну Иоанновну. Этот документ фактически лишал монарха самостоятельности она не имела права выходить замуж, решать вопросы войны и мира, заниматься финансами и т.д. Главное, она должна была делить власть с Верховным тайным советом. Как не парадоксально, однако подобная ситуация свидетельствовала о возможности эволюции российского абсолютизма в сторону ограничения самодержавия. Понеже по воле всемогущего бога и по общему желанию российского народа мы по преставлении всепресветлейшего державнейшего Великого государя Петра второго, императора и самодержца всероссийского, нашего любезнейшего государя племянника, императорский всероссийский престол восприяли и, следуя божественному закону, правительство свое таким образом вести намерена и желаю, дабы оное вначале к прославлению божеского имении к благополучию всего нашего государства и всех верных наших подданных служить могло. Того ради, чрез сие наикрепчайше обещаемся, что и наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, но и крайнем и всевозможном распространении православные нашея веры греческого исповедания, такожде, по приятии короны российской, в супружество вовсю мою жизнь не вступать и наследника, ни при себе, ни по себе никого не определять. Еше обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия 1) Ни с кем войны не всчинять. 2) Миру не заключать. 3) Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать. 4) В знатные чины, как в статцкие, таки в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть подведением Верховного тайного совета 5) У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать. 6) Вотчины и деревни не жаловать. 7) В придворные чины, как русских, таки иноземцев, без совету Верховного Тайного совета не производить. 8) Государственные доходы в расход не употреблять - и всех верных своих поданных в неотменной своей милости содержать. А. буде чего посему обещанию не исполню и недодержу, то лишена буду короны российской. (Корсаков ДА. Воцарение имп. Анны Иоанновны. Казань, 1880. С. 17-18.) Источник Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней Сост. АС. Орлов и др. М, 2000 Об учреждении московского университета и двух гимназий с приложением высочайше утвержденного проэкта посему предмету 1755, генваря 12. Как всякое добро происходит от просвещенного разума, а напротив того зло изкореняется, то следовательно нужна необходимая о том стараться, чтоб способом пристойных наук, возрастало в пространной нашей империи всякое полезное знание чему подражая для общей отечеству славы, Сенат наши признав за весьма полезное к общенародному благополучию, всеподданнейше нам доносил, что действительный наш камергер и кавалер Шувалов поданным в Сенат доношением, с приложением проэкта и штата о учреждении в Москве одного университета и двух гимназий, следующее представлял как наука везде нужна и полезна, и как способом той просвещенные народы превознесены и прославлены над живущими во тьме неведения людьми, в чем свидетельство видимое нашего века от бога дарованного, к благополучию нашей империи родителя нашего государя императора Петра Великого доказывает, который божественным своим предприятием исполнение имел через науки, безсмертная его слава оставила в вечныя времена, разум превосходящия дела, в толь краткое время перемена нравов и обычаев и невежеств, долгим временем утвержденных, строение градов и крепостей, учреждение армии, заведение флота, исправление необитаемых земель, установление водяных путей, все к пользе общего житья человеческого и что пространная наша империя установленною здесь дражайшим родителем нашим, государем Петром Великим, Санктпетербургскою Академиею, которую мы между многими благополучиями своих подданных милосердиями немалою суммою против прежнего к вящей пользе и к размножению и ободрению науки художеств, всемилостивейше пожаловали, хотя оная со славою иностранною и с пользою здешнею плоды свои и производит, но одним оным ученым корпусом довольствоваться не может, в таком разсуждении. что за дальностию дворяне и разночинцы к приезду в Санктпетербург многия имеют препятствия, и хотя ж первые к надлежащему воспитанию и научению к службе нашей, кроме Академии, в Сухопутном и Морском кадетских корпусах, в Инженерстве и Артиллерии открытой путь имеют, но для учения вышним наукам желающим дворянам, или тем, которые в вышеписанныея места для каких-либо причин не записаны, и для генерального обучения разночинцам, упомянутый наш действительный камергер и кавалер Шувалов, о учреждении вышеобъявленнаго в Москве университета для дворян и разночинцов, по примеру европейских университетов, где всякаго звания люди свободно наукою пользуются, и двух гимназий, одну для дворян, другую для разночинцов, кроме крепостных людей, усердствуя нами отечеству, о вышеупомянутом изъяснял для таковых обстоятельств, что установление онаго университета в Москве тем способнее будет 1) великое число в ней живущих дворян и разночинцов; 2) положение оной среди Российскаго государства, куда из округ лежащих мест способно приехать можно 3) содержание всякаго не стоит многаго иждивения 4) почти всякой у себя имеет родственников или знакомых, где себя квартирою и пищею содержать может 5) великое число в Москве у помещиков на дорогом содержании учителей, из которых большая часть не токмо учить науке не могут, но и сами к тому никакого начала не имеют, и только чрез то младыя лета учеников, и лучшее время к учению пропадает, аза учение оным безполезно великая плата дается все ж почти помещики имеют старание о воспитании детей своих, не щадя иные по бедности великой части своего имения и ласкаясь надеждою произвести из детей своих достойных людей в службу нашу, а иные, не имея знания в науках или по необходимости не сыскав лучших учителей, принимают таких, которые лакеями, парикмахерами и другими подобными ремеслами всю жизнь свою препровождали и показывая он камергер и кавалер Шувалов, что такие в учениях недостатки реченным установлением исправлены будут, и желаемая польза надежно чрез скорое время плоды свои произведет, паче ж когда довольно будет национальных достойных людей в науках, которых требует пространная наша империя к разным изобретениям сокровенных в ней вещей, и ко исполнению начатых предприятиев и ко учреждению впредь по знатным российским городам российскими профессорами училищ, от которых и во отдаленном простом народе суеверие, расколы и тому подобныя от невежества ереси истреблятся. … А чтоб сие вновь предпринятое дело доброй и скорой успех имело с надлежащим порядком, без малейшаго потеряния времени того для всемилостивейше мы повелели над оным университетом и гимназиями, быть двум кураторам, упомянутому изобретателю того полезного дела действительному нашему камергеру и кавалеру Шувалову и статскому действительному советнику Блюментросту, а под их ведением директором коллежскому советнику Алексею Аргамакову; а для содержания в оном университете достойных профессоров ив гимназиях учителей, и для прочих надобностей, как ныне на первой случай, таки повсягодно, всемилостивейше мы определили довольную сумму денег, дабы нив чем и никакого недостатка быть не могло установления онаго… |