Главная страница

Учебник по истории. Учебник 2017


Скачать 3.12 Mb.
НазваниеУчебник 2017
Дата26.02.2023
Размер3.12 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаУчебник по истории.pdf
ТипУчебник
#956502
страница13 из 29
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   29
Четвёртый вопрос После выяснения основных событий XVII в, как вы можете объяснить рост социальной напряжённости в стране Какие факторы, по вашему мнению, работали на разрастание социального кризиса Уточните, что означает понятие бунт. Почему АС. Пушкин считал русский бунт бессмысленными беспощадным Как борьба за возврат оккупированных территорий, военная реформа, реформа управления страной, должны были сказаться на положении основной массы населения страны – крестьянстве Как высчитаете, закрепощение крестьян – это был единственный путь решения проблем Выделите основные этапы закрепощения крестьянства Какие формы принимал социальный протест в России XVII века Почему крестьянская война под предводительством Степана Разина отражала пик социальных противоречий в России XVII века На основе проработки всех вопросов необходимо составить общее мнение о месте и роли
XVII в. в нашей истории, сформировать представление о том, что в XVII в. Россия вступила на порог Нового времени. Это означало создание условий для развития общероссийского рынка, товарно-денежных отношений в стране. Кстати, необходимо понимать, какой период в мировой истории мы относим к Новому времени, ив чем его особенность. Также желательно уметь объяснить, почему деятельность первых Романовых, в частности Алексея Михайловича, подготовила почву для реформ Петра I. Документы и материалы Указ о беглых крестьянах (г, ноября 24) из "Актов исторических

Указ царя Фёдора Иоанновича под названием Об урочных летах устанавливал пятилетний срок исков на беглых крестьян. Землевладельцы, у которых убежали крестьяне залет до 1597 года и которые подали челобитную о сыске беглых, могли рассчитывать на содействие со стороны государственной власти. В исторической науке этот указ не раз подвергался толкованию, с одной стороны потому, что он интересен, как закон, сыгравший важную роль в судьбе крестьянства, с другой – потому что долгое время это был единственный документ, дающий сколько-нибудь определенное понятие о крепостных и беглых. Согласно ВО. Ключевскому, закон был принят с целью, прекратить затруднения и беспорядки, возникавшие в судопроизводстве вследствие множества и запоздалости исков о беглых крестьянах. Царь и великий князь Федор Ивановичь всея Руси указали бояре приговорили:
Которые крестьяне из-за бояр и из-за дворян и из-за приказных людей и из-за детей боярских и из-за всяких людей, из поместей... и из монастырьских вотчин выбежали до 106 году залет. сыскивати накрепко всякими сыски, и посуду и по сыску тех беглых крестьян о женами и с детьми и со всеми животы возити назад, где кто жил Печатается по Памятники русского права. Вып.4.М., С

ОКРУЖНАЯ ГРАМОТА КНЯЗЯ ДМ. ПОЖАРСКОГО (Г) Второе народное ополчение в 1611 году в Нижнем Новгороде избирает Совет земли русской во главе с К.Мининым и Д. Пожарским, для борьбы с польскими захватчиками. 26 октября (ст. стиль) объединёнными силами всех участников ополчения Москва была освобождена от поляков. Созданное единое правительство, во главе с Пожарским и Трубецким начинает активную деятельность по созыву Великого земского собора земли Русской, авторитет которого мог обеспечить избрание нового царя. По праведному прещению божию, за грехи наши, неутолим гнев наведе бог па землю нашу стал на государство Московское Жигимонт король польский. Московского ж государства бояре и воеводы, и думный дворянин Прокрфий Ляпунов, сослався с вами, со всеми городы, и собрався с ратными людьми всех городов Московского государства, пришли под царствующий град Москву, и польских и литовских людей и русских воров в Москве осадили, и целовали все крест, что было задом пресвятые богородицы и за Московское государство помереть, и выбрати б государя всею землею, кого милосердный бог даст. Старые ж заводчики всякому злу, атаманы и казаки, холопы боярские, умысля с своим начальником с Иваном

Заруцким, Прокофия Ляпунова убили, и всчали в полкех и по дорогам многие грабежи и убийства, а дворяном и детем боярским смертные позоры учинили Ив Нижнем Новгороде гости и посадские люди и выборный человек Косма Минин, ревнуя пользе, не пощадя своего имения, учали ратных людей сподоблять денежным жалованьем, и присылали по меня, князя Дмитрия из Нижняго многажды, чтобы мне ехти в Нижний для земского совета я, по их прошению, приехал к ним в Нижний, и учали ко мне в Нижним приезжати бояре, и воеводы, и стольники, и стряпчие и дворяне большие, и дворяне и дети боярские, вязмичи, дорогобужане и смоляне и иных розных городов и я, прося убога милости, учал сними со всеми и с выборным человеком с Космою Мининым и с посадцкими людьми совстолать чтобы нам против врагов и разорителей веры христианские, польских и литовских людей, за Московское государство стояти всем единомысленно, и вору, который во Пскове, и Марине и сыну ее не служити и против их и тех, которые им учнут служить, стояти, а государя выбрати всею землею, кого милосердный бог даст и советовав, дали мы в том богу душу своя, а ратным всяким людей денежное жалованье дали нескудно... Ивам бы, господа, про то было ведомо, и прислати бы вам к нам, для общего земского совета, изо всяких чинов человека по два потри, и против сея грамоты совет свой к нам приписати за своими руками, как нам против общих врагов, польских и литовских людей стоятъ, и как нам в нынешнее злое настоящее время безгосударным быть, выбрати б нам государя всею землею, кого милосердный бог, по своему праведному человеколюбию, даст а будет, господа, вы к нам на совет вскоре не пришлете, и от вора и от Марины от сына ее не отстанете, и снами и со всею землею не соединитесь, и общим Советом на Московское государство государя не учнете снами выбирати, и нам, господа, с сердечными слезами с вами ростався, всемирным советом с Поморскими и с Понизовыми и с Замосковными городы выбирать государя, кого нам бог даст, чтоб нам внынешнее злое время безгосударным не быть И ГОСУДАРСТВО Московское ивсе городы Московского государства без государя до конца не разорилось Печатается по Хрестоматия по истории России. М, 1994.– 323-326 с.

СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 г. В 1648-1649 гг. проходил Земский собор, принявший новый кодекс законов Соборное уложение царя Алексея Михайловича. Оно состоит из 25 глав и содержит около 1000 статей, и оставалось действующим вплоть дог. Вводились законы, которые карали за преступления против царской власти и церкви. Соборное уложение регламентировало несение различных служб, выкуп пленных, таможенную политику, положение различных категорий населения. Государственным тяглом теперь обкладывалось и посадское население. Важнейшим разделом

была глава Суд о крестьянах, которой вводился бессрочный сыск беглых крестьян. Землевладельцы, бояре и дворяне, получили крестьян в полную собственность. Соборное уложение фактически законодательно закрепило процесс формирования абсолютной монархии самодержавия) в России. И по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии указу, то Уложение на список написано. И святейший Иосиф, патриарх Московский и всея Русии, и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимариты, и игумены, и весь освященныи собор также и бояре, и околничие, и думные люди, и выборные дворяне, и дети боярские, и гости, и торговые посадцкие люди к тому Уложению на списке руки свои приложили. Истого Уложенья списан список в книгу, слово в слово, ас тое книги напечатана сия книга. А как то Уложение по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии указу, чтено выборным людем, ив то время в ответной полате, по государеву указу сидел боярин князь
Юрьи Алексеевичь Долгорукой, да с ним выборные люди. ГЛАВА II О ГОСУДАРЬСКОЙ ЧЕСТИ, И КАК ЕГО ГОСУДАРЬСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ОБЕРЕГАТЬ а в ней 22 статьи
1. Будет кто каким умышлением учнет мыслить на государьское здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, и потому извету про то его злое умышленье сыщетса допряма, что он на царское величество злое дело мыслили делать хотели такова по сыску казнить смертию.
2. Такъже будет кто при державе царьского величества, хотя Московским государьством завладеть и государем быть и для того своего злово умышления начнет рать збирать, или кто царьского величества с недруги учнет дружитца, и советными грамотами ссылатца, и помочь им всячески чинить, чтобы тем государевым недругом, по его ссылке, Московским государьством завладеть, или какое дурно учинить, и протона него кто известит, и потому извету сыщетца про тое его измену допряма, и такова изменника потому же казнити смертию.
5. А поместья и вотчины и животы изменничьи взяти на государя.
13. А будет учнут извещати про государьское здоровье, или какое изменное дело чьи люди на тех, у кого они служат, или крестьяне, за кем они живут во крестьянех, а в том деле ничем их не уличат, и тому их извету не верить. И учиня им жестокое наказание, бив кнутом нещадно, отдати тем, чьи они люди и крестьяне. А опричь тех великих дел нив каких делех таким изветчиком не верить.
18. А кто Московского государьства всяких чинов люди сведают, или услышат на царьское величество в каких людех скопи заговорили иной какой злой умысл и им про то извещати государю царю и
великому князю Алексею Михайловичю всея Русии, или его государевым бояром и ближним людем, или в городех воеводами приказным людем.
21. А кто учнет к царьскому величеству, или на его государевых бояр и околничих и думных и ближних людей, ив городех ив полкех на воевод, и на приказных людей, или на кого ни буди приходити скопом и заговором, и учнут кого грабити, или побивати, и тех людей, кто так учинит, зато потому же казнити смертию безо всякия пощады. ГЛАВА III О ГОСУДАРЕВЕ ДВОРЕ, ЧТОБ НА ГОСУДАРЕВЕ ДВОРЕ НИ ОТ КОГО НИКАКОВА БЕСЧИНЬСТВА И БРАНИ НЕ БЫЛО
1. Будет кто при царском величестве, в его государеве дворе ив его государьских полатах, не опасаючи чести царского величества, кого обесчестит словом, а тот, кого он обесчестит, учнет на него государю бити челом о управе, и сыщется про то допряма, что тот, на кого он бьет челом, его обесчестили по сыску зачесть государева двора того, кто на государеве дворе кого обесчестит, посадити в тюрму на две недели, чтобы на то смотря иным неповадно было впередь так делати. А кого он обесчестит, и тому указати на нем бесчестье.
4. А будет кто при государе вымет на кого какое ни буди оружье, а не ранит, и не убиет, итого казнити, отсечь рука. ГЛАВА XI СУД О КРЕСТЬЯН а в ней 34 статьи
1. Которые государевы дворцовых сели черных волостей крестьяне и бобыли, выбежав из государевых дворцовых сели ис черных волостей, живут за патриархом, и за всякими вотчинники и помещики, а в писцовых книгах, которые книги писцы подали в Поместной в и(ы)ные приказы после московского пожару прошлого го году, те беглые крестьяне, или отцы их написаны за государем, и тех государевых беглых крестьян и бобылей сыскивая свозити в государевы дворцовые села ив черные волости, на старые их жеребьи по писцовым книгам з женами из детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет.
2. Такъже будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянех и о бобылях, и скажут, что их крестьяне и бобыли, выбежав из-за них, живут в государевых в дворцовых селех, ив черных волостях, и за всякими вотчинники и помещики, и тех крестьян и бобылей посуду и по сыску отдавати по писцовым книгам, которыя книги писцы в Поместной приказ отдали после московского пожару прошлого го году, будет те их беглыя крестьяне, или тех их
беглых крестьян отцы, в тех писцовых книгах за ними написаны, или после тех писцовых книг те же крестьяне, или их дети, по новым дачам написаны за кем в отделных или в отказных книгах. А отдавати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людем без урочных лет.
9. А которые крестьяне и бобыли за кем написаны в переписных книгах прошлых го иго годов, и после тех переписных книг из-за тех людей, за кем они в переписных книгах написаны, збежали, или впредь учнут бегати: и тех беглых крестьян и бобылей, и их братью, и детей, и племянников, и внучат з женами из детьми и со всеми животы, и с хлебом стоячими с молоченым отдавать из бегов тем людем, из-за кого они выбежат по переписным книгам, без урочных лета впредь отнюд никому чюжих крестьян не приимать, и за собою не держать.
22. А которые крестианские дети от отцов своих и от матерей учнут отпиратися, и тех пытати.
30. Аза которыми помещики и вотчинники крестьяне и бобыли в писцовых, или во отдельных или во отказных книгах, ив выписях написаны на поместных их и на вотчинных землях порознь, и тем помещиками вотчинником крестьян своих с поместных своих земель на вотчинныя свои земли не сводити, и тем своих поместей не пустошити. ГЛАВА XIX О ПОСАДСКИХ ЛЮДЕХ а в ней 40 статей
1. Которыя слободы на Москве патриарши и митрополичи и владычни и монастырския и бояр и околничих и думных и ближних и всяких чинов людей, а в тех слободах живут торговые и ремесленые люди и всякими торговыми промыслы промышляют и лавками владеют, а государевых податей не платят и служеб не служат, и те все слободы со всеми людми, которые в тех слободах живут, всех взяти за государя в тягло ив службы безлетно и бесповоротно, опричь кабалных людей. А кабалных людей, по роспросу будет скажется, что они их вечные, отдавати тем людем, чьи они, и велеть их свесть на свои дворы. А которые и кабалные люди, а отцы их и родители их были посадския люди, или из государевых волостей, и тех имать в посады жить. А впредь, опричь государевых слобод, ничьим слободам на Москве ив городех не быть. Ау патриарха слободы взяти совсем, опричь тех дворовых людей, которые изстари за прежними патриархи живали в их патриарших чинех дети боярские, певчие, дьяки, подьячие, истопники, сторожи, повары и хлебники, конюхи и иных чинов дворовых его людей, которым дается годовое жалованье и хлеб.
11. А которые в городех стрелцы, и казаки, и драгуны всякими торговыми промыслы промышляют, ив лавках сидят, и тем стрельцом и казаком, и драгуном, с торговых своих промыслов, платити
таможенныя пошлины, ас лавок оброка с посадскими людми тягла им не платити, и тяглых служеб не служити.
12. А которые в городех же иных чинов служилые люди, пушкари и затинщики, и воротники, и казенные плотники, и кузнецы сидят в лавках, и всякими торговыми промыслы промышляют, и им, с торговых своих промыслов, потому же платити государевы таможенные пошлины, и быти им в тягле, и всякие государевы подати платити и службы служити с посадскими людми вряд. Актов тягле быти не похочет, и тем людем лавки свои продати государевым тяглым людем…
40. Ау кого всяких чинов у руских людей дворы на Москве в Китае ив Белом ив Земляном городе в загородских слободах, и тех дворов и дворовых месту руских людей немцами немкам вдовам не покупати, ив заклад не имати. А которые немцы и их жены и дети у руских людей дворы, или места дворовые учнут покупати, или по закладным учнут бити челом на руских людей, и купчие и закладные учнут приносити к записке в Земской приказ, и тех купчихи закладных не записывати А будет кто руские люди учнут немцам, или немкам дворы и дворовыя места продавати, и им зато от государя быти в опале. А на которых немецких дворех поставлены немецкие керки, и те керки сломати, и впередь в Китае ив Белом ив Земляном городе на немецких дворех керкам не быти. А быти им за городом за Земляном, от церквей Божиих в далных местех.
Печатается по Тихомиров МН, Епифанов П.П. Соборное уложение 1649 г. М.
ПРОТОПОП АВВАКУМ Патриархом Никоном (1652-1658) и царем Алексеем Михайловичем (1629-
1676 гг.) была проведена церковная реформа. Сторонники сохранения старых норм церковного обряда выступили против церковной реформы, что привело к расколу - отделению от официальной церкви старообрядцев. Официальная церковь и государство проводили жестокую борьбу со старообрядчеством. Идеологом старообрядчества стал протопоп Аввакум
(1621-1682). За свои выступления в защиту старой веры против "никониан"
Аввакум подвергался жесточайшим репрессиями, в конце концов, заключенный в земляную тюрьму, был заживо сожжен "за великие на царский дом хулы. Аввакум был талантливым писателем. Главным литературным трудом Аввакума является написанное им в земляной тюрьме в Пустозерске (ок. 1673 г) "Житие. Это - первое в русской литературе автобиографическое произведение, носившее проповеднический и вместе стем исповедальный характер. Замечательно "Житие" своим языком. "Чтущии и слышащии, - писал Аввакум. - не позазрите просторечию нашему, понеже люблю свой русской природной язык. Яне брегу о красноречии и не уничижаю своего языка русского. Обращение к живому разговорному языку Аввакума в письменных литературных текстах было смелым новаторством. Но это просторечие было "просторечием" человека
большой книжной культуры, поэтому "Житие" Аввакума не только красноречивый документ своей эпохи, но и памятник литературы. ИЗЖИТИЯ" ПРОТОПОПА АВВАКУМА Рождение же мое в Нижегороцких пределах, за Кудмою рекою, в селе
Григорове. Отец ми бысть священник Петр, мати - Мария, инока Марфа. Отец же мой прилежаше пития хмелнова; мати же моя постница и молитвеница бысть, всегда учаше мя страху Божию. Аз же некогда видев у соседа скотину умершу, и той нощи, возставше, пред образом плакався доволно о душе своей, поминая смерть, яко и мне умереть. И с тех мест
обыкох по вся нощи молитися. Потом мати моя овдовела, а я осиротел молоди от своих соплеменник во изгнании быхом. Изволила мати меня женить. Аз же пресвятей Богородице молихся, да даст ми жену помощницу ко спасению. Ив том же селе девица, сиротина ж, безпрестанно обыкла ходить во церковь,
- имя ей Анастасия. Она же в скудости живяше и моляшеся Богу, даже сочетается за меня совокуплением брачными бысть по воли Божий тако.
Посем мати моя отъиде к Богу, аз же от изгнания преселихся во ино место. Рукоположен во дьяконы двадесяти лет з годом, и по дву летех в попы поставлен и потом совершен в протопопы тому двадесять лет минуло и всего тридесят лет, как имею священъство. А егда в попах был, тогда имел у себя детей духовных много, - по се время сот спять или с шесть будет.
Егда еще был в попах, прииде ко мне исповедатися девица, многими грехми обремененна, блудному делу и малакии
*
всякой повинна нача мне, плакавшеся, подробну возвещати во церкви, пред Евангелием стоя. Аз же, треокаянный врач, сам разболелъся, внутрь жгом огнем блудными горко мне бысть в той час зажег три свещи и прилепил к налою
*
, и возложил руку правую на пламя и держал, дондеже во мне угасло злое разжежение, и, отпустя девицу, сложа ризы, помоляся, пошел в дом свой зело скорбен. Время же, яко полнощи, и пришед во свою избу, плакався пред образом
Господним, яко и очи опухли, и моляся прилежно, даже отлучит мя Бог от детей духовных понеже бремя тяшко, неудобь носимо.
У вдовы началник отнял дочерь, и аз молих его, даже сиротину возвратит к материи он, презрев моление наше, и воздвиг на мя бурю, и у церкви, пришед сонмом, до смерти меня задавили. И аз, лежа мертв полчаса и болши, и паки оживе Божиим мановением. Ион, устрашася, отступился мне девицы. Потом научил ево дьявол пришед во церковь, били волочил меня за ноги по земле в ризах, а я молитву говорю в то время. Посем двору меня отняла меня выбил, всево ограбя, и на дорогу хлеба не дал.
В тоже время родился сын мой Прокопей. Аз же, взяв клюшку, а мати - некрещенова младенца, побрели и на пути крестили. Егда ж аз прибрел к Москве, к духовнику протопопу Стефану и к Неронову протопопу Ивану, они же обо мне царю известиша, и государь меня почал с тех мест знати. Отцы ж з грамотою послали меня на старое место. А дьявол воздвиг на меня бурю. Приидоша в село мое плясовые медведи з бубнами из домрами и я, грешник, по Христе ревнуя, изгнал их, и хари, и бубны изломал на поле един у многих и медведей двух великих отнял- одново ушиба другова отпустил в поле
Изгнаша мя от места того вдругоряд. Аз же сволокся к Москве, и Божиею волею государь меня велел в протопопы поставить в Юрьевец-Поволской. И тут пожил немного. Дьявол научил попов и мужиков и баб - пришли человек с тысящу и с полторы их было, среди улицы били батожьем и топтали. Воевода с пушкарями прибежали и, ухватя меня, на лошеди умчали в мое дворишко; и пушкарей воевода около двора поставил. Людие же ко двору приступают. Наипаче ж попы и бабы, которых унимал от блудни, вопят Убить вора, и тело собакам в ров кинем" Аз же, отдохня, в третей день ночью, покиня жену и дети, по Волге сам-третей ушел к Москве. Прибрел к Москве, духовнику Стефану показался ион на меня учинилъся печален "На што-де церковь соборную покинул" Царь пришел к духовнику благословитца ночью меня увидел тут, - опять кручина на што-де город
покинул - А жена, и дети в Юрьевце остались неведомо - живы, неведомо - прибиты Тут паки горе.
Посем Никон, друг наш, привез ис Соловков Филиппа митрополита. Егда ж приехал, снами, яко лис. Ведает, что быть ему в патриархах, и чтобы откуля помешка какова не учинилась. Много о тех кознях говорить Егда поставили патриархом, так друзей не стали в Крестовую пускать В пост великой прислал память к Неронову Ивану. Я у нево жил в церкве: егда куды отлучится, ино я ведаю церковь. Чел народу книги. Много людей приходило.
В памяти Никон пишет "По преданию святых апостол и святых отец, не подобает во церкви метания творити на колену, нов пояс бы вам творити поклоны, еще же и тремя персты бы есте крестились. Мы же задумалися, сошедшеся между собою видим, яко зима хощет быти; сердце озябло и ноги задрожали. Мы же з Данилом, написав ис книг выписки о сложении перст и о поклонех, и подали государю. Он же скрыл их скрыл их мнит мя ся
, Никону отдал. После тово меня взяли со стрелцами; на патриархове дворе на чеп посадили. Егда ж розсветало, посадили меня на телегу и и везли до
Андроньева монастыря, и тут на чепи кинули. Три дня, ни ел, ни пил во тме сидя, кланялся, не знаю - на восток, не знаю - на запад. Никто ко мне не приходил, токмо мыши, и тараканы, и сверчки кричат, и блох довольно.
Бысть же я в третий день приалъчен, сиречь есть захотели после вечерни стал предо мною, не вем - ангел, не вем - человек, и по се время не знаю, токмо меня с чепью к лавке привели посадили лошку в руки дали хлебца немношко и щец дал похлебать. Да и не стало ево. Двери не отворялись, а ево не стало Наутро архимарит з братьею пришли и вывели меня журят мне Что патриарху не покорисся?". Велели волочить в церковь. У церкви за волосы дерут, и под бока толкают, ив глаза плюют. И привезли к соборной церкве стричь, и держали в обедню на пороге долъго. Государь с места сошел и, приступя к патриарху, упросил. Не стригше, отвели.
Послали меня в Сибирь з женою и детми. И колико дорогою нужды бысть, тово всево много говорить. Протопопица младенца родила - болную в телеге и повезли до Тобольска недель с тринатцеть волокли телегами, и водою, и санями. Архиепископ в Тобольске к месту устроил меня. По сем указ пришел велено меня ис Тобольска на Лену вести за сие, что браню от Писания и укоряю ересь никонову. А как приехал, другой указ пришел ведено в Дауры вести. И отдали меня Афонасью Пашкову в полк.Суров человек безпрестанно людей жжет, и мучит, и бьет. И я ево много уговаривал, да и сам в руки попал. Навстречу приплыли люди, ас ними две вдовы - одна лет в
60, а другая и болши: пловут постричься в монастырь. А Пашков стал их ворочать и хочет замуж отдать. И я ему стал говорить "По правилам не подобает таковых замуж давать. И чем бы ему, послушав меня, и вдов отпустить, а он вздумал мучить меня, осердясь. Стал меня из дощеника выбивать "Для-де тебя дощеник худо идет Еретик-де ты Поди депо горам. О, горе стало Горы высокия, дебри непроходимыя, утес каменной, яко стена стоит, и поглядеть - заломя голову Нате горы выбивал меня Пашков. И аз ему малое писанейце написал "Человече! Убойся Бога, - и прочая там многонько писано и послал к нему. Взяли меня палачи, привели переднего. Он же ударил меня по щеке, ив голову, избил меня с ноги, лежачева по спине ударил трижды и, разболокши
*
по той же спине семьдесят два удара кнутом. Осень была, дождь на меня шел, всю нощ под капелию лежал. А лежа, на ум взбрело "За что ты, сыне Божий, попустил меня ему таково болно убить Я ведь за вдовы твои стал" Увы мне Как дощеник-от в воду-ту не погряз со мною Воды мне в рот плеснули, так вздохнул да покаялъся и Господь-свет милостив:е и опять не стало ништо болеть. По сем привезли в Братский остроги в тюрму кинули. И сидел в студеной башне, да Бог грели без платья Что собачка, в соломке лежу.
Мышей скуфьею бил. Все на брюхе лежал:спина гнила. Хотел на Пашкова кричать "Прости" Да сила Божия возбранила, - велено терпеть. На весну поехали впредь. На Байкалове море паки тонул. По Хилке по реке заставил меня лямку тянуть. Стало нечева есть люди учали з голоду мереть. Траву и корение копали. И кости находили от волков пораженных зверей, - и что волк не доест, мыто доедим. И у меня два сына маленьких умерли в нуждах тех. Страна варварская иноземцы немирные отстать от лошадей не смеем, аза лошедми итти не поспеем - голодные и томные люди. Протопопица бедная бредет-бредет, да и повалится - кольско гораздо На меня, бедная, пеняет, говоря "Долъго ли муки сея, протопоп, будет" И я говорю Марковна, до самыя до смерти" Она же, вздохня, отвещала: "Добро,
Петровичь, ино еще побредем.
Таже в русские грады
приплыли уразумело церкви, яко ничто ж успевает.
Опечаляся, сидя, разсуждаю: "Что сотворю Проповедаю ли слово Божие, или скроюся где Понеже жена и дети связали меня. И, виде меня печална, протопопица моя приступи ко мне со опрятъством и рече ми "Что, господине, опечалился еси?" Аз же ей подробну известих: "Жена, что сотворю Зима еретическая на дворе говорить ли мне, или молчать Связали вы меня" Она же мне говорит "Господи помилуй Что ты, Петровичь, говориш? Слыхала я, - ты же читал, - апостольскую речь привязалъся еси жене, не ищи разрешения, егда отрешишися, тогда не ищи жены. Аз тя из детми благословляю деръзай проповедати слово Божие по-прежнему, а о нас не тужи дондеже Бог изволит, живем вместе а егда разлучат, тогда нас в молитвах своих не забывай силен Христос и нас не покинуть Поди, поди в церковь, Петровичь, - обличай блудню еретическую" Я-су ей зато челом и, отрясше от себя печалную слепоту, начах по-прежнему слово Божие проповедати и учити и везде.

И до Москвы едучи, по всем городами по селам, во церквах и на торъгах кричал, проповедуя слово Божие.
К Москве приехали, яко ангела Божия, прияша мя государь и бояря, - все мне ради. К Федору Ртищеву зашел он сам ис полатки выскочил ко мне, благословилъся от меня, и учали говорить много-много, - три дни и три ночи домой меня не отпустили потом царю обо мне известил. Государь и слова- милостивые говорил. Видят оне, что я не соединяйся сними приказал государь уговаривать меня Родиону Стрешневу, чтоб я молъчал. И я потешил ево: царь-то есть от Бога учинена се добренек до меня.ибо помаленку исправится. Асе посулили мне Симеонова дни сесть на Печатном дворе книги править. Пожаловал, ко мне прислал десеть рублев денег. А про иных нечева и сказывать всяк тащит да несет всячиною У света моей, у Федосьи

Прокопьевны Морозовы; не выходя, жил во дворе, понеже дочь мне духовная, и сестра ее, княгиня Евдокея Прокопьевна
*
, дочь же моя. Светы мои, мученицы христовы И у Анны Петровны Милославские
*
покойницы всегда же в дому был. А к Феодору Ртищеву бранитца со отступниками ходил.
Да так-то с полгода жил, да вижу, яко церковное ничто же успевает, но паче молъва бывает, паки заворчал, написав царю многонко-таки, чтоб он старое благочестие взыскалне пришел. И с тех мест царь на меня кручиноват стал нелюбо стало, как опять я стал говорить любо им, как молчу, да мне так не сошлось. Умыслили сослать меня с Москвы.
"Долъго ли тебе мучить нас Соединись снами, Аввакумушко!" Я отрицаюся. Взяли меня стригли и проклинали, а я их проклинал. Скована держали год без мала. Потом ко мне комнатные люди многажды присыланы были и говорили мне царевым глаголом "Протопоп, ведаю, де, я твое чистое и
богоподражательное житие, прошу, де, твоего благословения и с уцарицеею и с чады, - помолися о нас" Я и ныне, елико могу, о нем Бога молю. Сослали в Пустозерье. И я из Пустозерья послал к царю два послания. Еще же от меня послано в Москву, правоверным гостинца, книга "Ответ православных" и обличение на отступническую блудню. И за вся сия присланы к нам гостинцы повесили на Мезени в дому моем двух человеков, детей моих духовных. Осыпали нас землею срруб в земле, и около другой сруби около всех общая ограда И прочих наших на Москве жарили да пекли. Огнем, да кнутом, да висилицею хотят веру утвердить
Да что много говорить Бог благословит мучься за сложение перстне рассуждай много Текст "Жития" печатается по изданию "Изборник". МС. Вопросы для самостоятельной работы

1. После ознакомления с содержанием документа Окружной грамоты князя Дм. Пожарского”, составьте краткие письменные ответы наследующие вопросы кому адресована окружная грамота Дм. Пожарского; каковы цели народного ополчения кого Дм. Пожарский считает своим союзником.
2. ВО. Ключевский дал следующую оценку деятельности Алексея Михайловича Царь Алексей Михайлович был добрейший человек, славная русская душа. Я готов в нем видеть лучшего человека Древней Руси, но только не на престоле В преобразовательном движении царь принял позу, соответствующую такому взгляду надело одной ногой он еще крепко упирался в родную православную старину, а другую ногу уже занес было за ее черту, да таки остался в этом нерешительном переходном положении. Поясните данную характеристику. Совпадает ли эта оценка с вашей точкой зрения
3. Прочитайте Житие протопопа Аввакума» и дайте письменные ответы наследующие вопросы Каковы причины и последствия раскола русской православной церкви в XYII веке
Можно ли этот источник отнести к житийной литературе С каким явлением в истории Западной Европы его можно сравнить Дискуссионные вопросы для обсуждения
1. Подвиг Ивана Сусанина: современные оценки
2. Спасители России Дмитрий Пожарский и Козьма Минин.
3. Воссоединение Украины и России современные оценки.
4. Россия и Страны Западной Европы в в. (экономические, политические и культурные связи.
ТЕМА 3
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   29


написать администратору сайта