Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Становление, особенности и основные этапы развития русской философии

  • 2. Философия русского просвещения XVIII в.

  • 3. Славянофильство и западничество

  • Славянофильство

  • Западничество

  • 4. Русская материалистическая и религиозно-философская мысль второй пол. XIX - начала XX вв.

  • Религиозная философия

  • 5. Русский космизм. Философия русского зарубежья

  • Тест философия. Учебник Белгород Белгородский юридический институт мвд рф 2013 удк 1 ббк 87


    Скачать 1.7 Mb.
    НазваниеУчебник Белгород Белгородский юридический институт мвд рф 2013 удк 1 ббк 87
    АнкорТест философия
    Дата11.08.2021
    Размер1.7 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаFilosofiya_uchebnik._Antonov_E.A.doc
    ТипУчебник
    #226693
    страница19 из 31
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   31

    ГЛАВА 10. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ



    1. Становление, особенности и основные этапы развития русской философии.

    2. Философия русского просвещения XVIII в.

    3. Славянофильство и западничество.

    4. Русская материалистическая и религиозно-философская мысль второй пол. XIX – начала XX вв.

    5. Русский космизм. Философия русского зарубежья.
    1. Становление, особенности и основные этапы развития

    русской философии
    Русская философия является важнейшей составной частью мировой философской мысли. Имея почти тысячелетнюю историю, она складывалась постепенно и оформилась лишь в XVIII в. До этого философские идеи и положения не были институционально оформлены и входили в качестве специфических компонентов в другие формы общественного сознания. Сегодня же русская философия представляет собой многообразие учений, школ и течений, для которых характерен повышенный интерес к теме духовности как важнейшей характеристике бытия человека и общества.

    Для раскрытия истории русской философии представляет особый интерес интегративная концепция истории русской философии, предложенная М.А. Маслиным. По его мнению, единство в многообразии является главнейшей родовой чертой всей русской философии.

    Согласно этой концепции, «динамическая, интегральная версия единства русской философии представляет ее в виде целостной картины, отражающей все главнейшие этапы русской мысли:

    1. Ранний период (XI-XVII вв.).

    2. Философия XVIII в.

    3. Философия первой половины XIX в.

    4. Философия второй половины XIX в.

    5. Философия XX-XXI вв.

    Важно также подчеркнуть, что истолкование русской философии с точки зрения единства предполагает также ее понимание не как прошедшего, а как продолжающегося феномена философской культуры, доведенного до наших дней»1. Действительно, подход к русской философии как к единству в многообразии позволяет реализовать объективное, целостное освещение истории русской философии.

    Своими корнями русская философия уходит во времена Киевской Руси и Московского царства. На ее становление значительное влияние оказали языческие традиции древних славян, представлявшие собой довольно богатый культурный пласт и византийское православие. Вместе с христианством Русь получила от Византии и православную философию, постепенно выделяя ее в самостоятельную область знаний. Правда, православная философия смогла укорениться в нашей стране лишь приобретая национальный характер и усваивая культурные традиции русского народа. В ходе развития философии в ней отразился сложный и противоречивый характер отечественной истории, особенности русской культуры и национального самосознания. В средневековой Руси получили распространение развитые идеи теологического рационализма, христианизированного платонизма, христианской историософии. В связи с этим можно вполне определенно говорить о принадлежности русской философской культуры к восточно-христианскому цивилизационному ареалу.

    Среди первых мыслителей, которые начали разрабатывать философские проблемы, можно назвать митрополита Иллариона (XI). В трактате «Слово о законе и благодати» он рассматривал вопросы истории человечества и закономерности его изменения, считая причиной этих процессов смену форм религии. Противопоставляя Ветхий завет (иудаизм) и Новый завет (христианство), автор выводит два различных принципа общественного устройства: «закон» и «благодать». На первом основывается подчинение народов друг другу, на втором их полное равноправие. Киевская Русь, по его мнению, основывается на принципе «благодати». Это положение служит ему для теоретического обоснования государственной самостоятельности и международного значения русской жизни. Илларион полагал, что христианизация Руси является завершающим этапом распространения этой веры и рассеивания «тьмы бесослужения» с помощью «слова ангельского», а крещение открыло людям путь к жизни вечной, к истине и благодати. Теме природы человека посвящена «Молитва» Иллариона, где подчеркивается ее греховность и нестойкость. Эти качества устремляют человека к «земному» и порабощают его «заботами житейскими». Именно поэтому для спасения человека требуется его обращение к Богу, который воплощает в себе совершенное, великое и благое.

    Значительной фигурой того времени был епископ Кирилл Туровский (ок. 1130-1182). Он стремился обосновать земной смысл нравственности, которая заставляет людей достойно жить в мире. Отречение от него рассматривается как аморальное явление. Туровский первым на Руси предложил учение о естественном происхождении разума. Он считал, что если тело первично по отношению к душе, то, значит, в таком порядке они и сотворены. Вслед за порядком творения должно идти и познание: сначала познание природы, а затем познание бога. Человек имеет собственный разум, который в состоянии постичь и «стройный разум» – целостное знание о мире и Боге.

    В XIV-XV вв. в недрах самого православия возникали различные еретические учения. Среди них наиболее значимым было то, которое зафиксировано в оригинальном источнике древности, в «Молении Даниила Заточника». В этом произведении воспеваются разум и мудрость как высшие человеческие добродетели, ученость и справедливость противопоставляются богатству, внешнему блеску боярства и лицемерию духовенства. Для автора «един смыслен» ценнее государству, чем десять «властелин без ума». Являясь человеком религиозным, Даниил Заточник в то же время высказывает некоторые антиклерикальные идеи, нападая на духовенство. О монахах и попах он писал, что «ангельский имея на себе образ, а блудливый нрав; святительский имея на себе сан, а обычаем похабен». В этой работе отстаивается сильная политическая власть и высказывается тревога о судьбах родины перед лицом надвигающейся внешней опасности.

    Для русской культуры начала XVI в. была характерна дискуссия по проблемам богословия. Особое влияние на нее имел исихазм – учение, основанное византийским богословом и философом Григорием Паламой. Представлению о непостижимой божественной сущности исихасты противопоставляли утверждение о том, что бог является человеку через энергию сущностей. Исихазм прочно вошел в русскую религиозно-философскую традицию. Под его влиянием в высших кругах православной церкви образовались два направления – иосифляне и нестяжатели.

    Если иосифляне считали, что книги Священного писания являются мерилом истины и единственным средством обоснования любых теоретических положений, то нестяжатели, напротив, считали недостаточными слепую веру и связанную с ней строжайшую обрядность для достижения истины и духовного совершенствования. К нестяжателям относился Нил Сорский (1433-1508), написавший «Большой Устав», где рассматриваются человеческие страсти: добродетели (пост, целомудрие, нестяжание, милосердие, вера) и пороки (блуд, чревоугодие, грехи).

    Идеи нестяжателей разделял также Максим Грек, написавший такие произведения, как «Повесть об Оригене», «Платон-философ», «Беседа души и ума». В них он обращается к проблемам познания, проблемам человека и его духовного совершенства, рассматривает диалектику добра и зла. Особое значение Максим Грек придавал роли философии в духовном постижении ума и души. Для него философия – это «вещь весьма почитаемая и наибожественная».

    В XVII в. исследователи обращались к анализу исторических событий недавнего прошлого, пытаясь философски осмыслить проблемы человека и его предназначения, проблемы власти и исторических судеб России. Определенную роль в развитии философской мысли сыграла апокрифическая литература, в которой наряду с мистикой и астрологией содержались сведения по метеорологии, экономике и т.д. Многочисленные «сборники», распространявшиеся среди населения, заключали в себе отрывки из философских построений отцов церкви, а также античных философов. Однако отрывчатые следы пробуждения философских интересов укладывались в рамки религиозного мировоззрения.

    Центрами философского образования в это время были Киево-Моги­лянская и Московская славяно-греко-латинская академии. Из их стен вышли многие видные деятели русского просвещения, а религиозная философия находила известный отклик в образованной среде русского общества. Московский университет, где возникает светская традиция в области философии и философского образования, а также Московская духовная академия имеют общего предшественника – Московскую Славяно-греко-латинскую академию

    Русская философия, являясь важным компонентом мировой философии, обладает рядом особенностей.

    Во-первых, важной ее предпосылкой является «византизм». Если латинский Запад распространил свое влияние на германские народы, то греческий Восток – на славянские. Отсюда следует, что система ценностей, мироощущение, менталитет человека, принадлежащего к православной цивилизации, иные, чем у западного человека (католика или протестанта).

    Во-вторых, русская философия долгое время развивалась в рамках религиозной, православной формы общественного сознания.

    В-третьих, эта философия имела социальную направленность и определенную историософичность.

    В-четвертых, для русской философии характерна идея соборности. Соборность в рамках православия означала сочетание единства и свободы многих лиц на основе их общей любви к богу и всем абсолютным ценностям.

    Пройдя длительный путь своего развития, русская философия выступала в различных формах на разных этапах своего развития. Она была представлена не только религиозной, но и художественной и научной формами философствования. В рамках этих форм русская философия обсуждала и решала те проблемы, которые ставило перед человеком и обществом та или иная историческая эпоха.
    2. Философия русского просвещения XVIII в.
    В истории России XVIII век, как в Европе, становится веком Просвещения. Начало процессу создания новой, светской культуры положили петровские преобразования, с которыми связано интенсивное влияние западной идеологии на русскую культуру. В ходе Петровских реформ происходит секуляризация, т.е. отделение церкви от государства. Различные сферы общества уходят из-под влияния церкви, приобретая светский характер. Европеизация не была простым переходом от значительно ослабевшего византийского влияния к возрастающему западному воздействию. Она сопровождалась формированием и других тенденций. Так, например, после первоначального механического заимствования западноевропейских ценностей началось формирование интегрированной русской национальной духовности.

    Важным явлением в этот период стало создание кружка, получившего название «Ученая дружина» Петра I. Его видными участниками были Ф. Прокопович (1681-1736), В.Н. Татищев (1686-1750), А.Д. Кантемир (1708-1744). Крупнейшим представителем этой дружины являлся В.Н. Татищев, заложивший основы светской философии как самостоятельной области духовной деятельности человека. О нем А.С. Пушкин писал: «Татищев жил совершенным философом и имел особенный образ мыслей». Его основные работы: «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищах», «Духовная сыну Евграфу Васильевичу», «Предызвещение к «Истории Российской…».

    Впервые в истории русской культуры Татищев рассматривал все философские проблемы с позиции деизма. Используя современные ему достижения западноевропейской философии и науки, он стремился преломить их через отечественный культурно-исторический опыт. В частности, он сформулировал идею «просвещения умов» как главный двигатель исторического прогресса, а, развивая идею утилитаризма, исходил из теории разумного эгоизма.

    В философии и конкретных науках Татищев видел важное средство обновления российского общества. Философия, по его мнению, является главнейшей наукой, сосредоточивающей в себе высшее, совокупное знание, ибо только она способна ответить на сложнейшие вопросы бытия. Русский просветитель считал, что «истинная философия не грешна», а полезна и необходима. Будучи основоположником истории России, он полагал, что «вся философия на истории основана и оною подпираема».

    Татищев предложил классификацию наук на основе их общественной значимости, выделив науки нужные, полезные, щегольские, любопытные и вредительные. К разряду нужных наук он относил речение (язык), экономика, медицина, юриспруденция, логика и богословие; к полезным – грамматика и красноречие, иностранные языки, физика, химия, математика, ботаника, анатомия, история и география. Щегольские науки имеют лишь развлекательное значение, например, поэзия, музыка, танцевание и т.п. К любопытным наукам принадлежат астрология, алхимия, хиромантия, а к вредительным – некромантия, чернокнижество, гадание.

    Он заложил философско-мировоззренческие основания философии истории России, считая, что все народы едины на своем пути к горизонтам «божественной благодати», под которой понимались достижения вершин науки, познания и самопознания. В отличие от религиозного объяснения истории, он положил в основу общественного развития уровень знания и степень распространенности просвещения. Вера в силу разума и историзм объединяли его с западными просветителями. Считая, что Россия стоит перед задачей радикального реформирования учебных заведений и создания новых, Татищев сформулировал адекватную социокультурным условиям России программу развития просвещения. Будучи рационалистом и сторонником естественного права, признающего нерушимую автономию личности, русский просветитель связывал развитие общества с такими естественными факторами, как земледелие, торговля и просвещение.

    Татищев решал проблему соотношения души и тела с дуалистических позиций, объявляя телесную организацию человека областью философии, а душу относя к компетенции религии. Ему был присущ религиозный скептицизм и критика церкви. Он выступал за секуляризацию общественной жизни и ее освобождение церковного контроля, доказывая, что церковь должна быть подчинена контролю государства.

    Интенсивное развитие естествознания в России способствовало становлению светской философии. Первым русским мыслителем мирового значения был М.В. Ломоносов (1711-1765), являвшийся, по словам А.С. Пушкина, «первым нашим университетом», «величайшим умом новейших времен». Ломоносов положил начало материалистической традиции в русской философии. Признание им бога в качестве архитектора мира, не вмешивающегося в ход мировых событий, привело к признанию теории двойственной истины, согласно которой, представитель естествознания и учитель богословия не должны вмешиваться в дела друг друга.

    Занимаясь естественными науками, Ломоносов первостепенное значение придавал опыту. Он считал, что закон опыта нужно восполнять философским познанием. Стремясь создать философию природы, он не сводил познание природы к чисто эмпирической систематизации, а стремился к философским обобщениям. Давая определение материи, русский мыслитель писал: «материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность». При этом он избегал отождествления материи и вещества, сведения материи к телесности. По его мнению, никакого абсолютного пространства не существует: мир заполнен целиком и представляет собой сочетание двух родов материи – «собственной» и «посторонней». Материя вечна и неуничтожима и всегда остается в пределах наличного бытия.

    Ломоносов считал, что все происходящее в мире связано с процессами движения материи. Существуют три формы движения: 1) поступательное; 2) вращательное и 3) колебательное, которые переходят от одних к другим телам. Движение понималось им с механистических позиций: «Тела приводятся в движение одним только толканием». Таким образом, в тени оставлялся сам источник движения.

    Другим крупным мыслителем был А.Н. Радищев (1749-1802), написавший произведение «О человеке, его смертности и бессмертии». Будучи деистом, он считал бога «первой причиной всех вещей», находящегося вне пространственно-временных отношений природы, поскольку «понятие и сведение о необходимости бытия божия может иметь бог един». Материальный мир, приведенный однажды в движение толчком творца, продолжает самостоятельно двигаться и развиваться. Отстаивая материалистические позиции, Радищев писал, что «бытие вещей независимо от силы познания о них и существует само по себе». Человек в процессе взаимодействия с природой познает ее благодаря опыту, который есть «основание всего естественного познания». Чувственный опыт, по Радищеву, должен дополняться опытом разумным, поскольку «сила познания едина и неразделима».

    Основное внимание Радищев уделял социально-философским проблемам, создав уникальное учение о человеке. Человек, по его мнению, являющийся произведением природы, это «совершеннейшая из тварей», живущая в единстве с людьми и космосом; он обладает разумом и речью, а также способностью к общественной жизни. Большую роль в становлении человека и его последующей деятельности сыграла рука человека как орудие деятельности. Мыслитель считал, что человеческая душа бессмертна и возрождается после смерти тела в других телах, что обеспечивает бесконечное совершенство человеческого рода. Цель жизни заключается в стремлении к совершенному блаженству.

    Радищев неоднократно отмечал действие естественных условий на развитие «умственности человека», на обычаи и нравы людей. С местоположением людей он связывал и их потребности, удовлетворение которых осуществляется посредством различных изобретений. При этом главным мотивом человеческих стремлений признавался личный интерес.

    Таким образом, влияние западноевропейской культуры способствовало развитию философии в России, хотя не было однозначным. Приобщаясь к философской культуре Запада, русские мыслители как бы сокращали для себя путь собственного восхождения на высоты философского мышления, с одной стороны, а с другой стороны – их собственное творчество было стеснено западным влиянием. Однако после первоначального механического заимствования западноевропейских ценностей начиналось постепенное утверждение русской национальной духовности.
    Славянофильство_и_западничество'>3. Славянофильство и западничество
    Поиски русской философской мысли путей исторического развития России в XIX в. проходили в атмосфере противоборства двух тенденций. Представители первой акцентировали внимание на самобытности русской культуры, связывая ее с неповторимым своеобразием духовной жизни. Представители второй стремились вписать Россию в процесс развития культуры Запада. Они считали, что поскольку Россия встала на путь цивилизованного развития позже других стран Европы, постольку она должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь.

    Довольно четкое теоретическое и общественно-политическое оформление эти две тенденции получили в 40-60-е гг. XIX в. Первую тенденцию представляли славянофилы А.С. Хомяков (1804-1860), И.В. Киреевский (1806-1856), К.С. Аксаков (1817-1860), Ю.Ф. Самарин (1819-1876), а вторую – западники Н.В. Станкевич (1813-1840), А.И. Герцен (1812-1870), Н.П. Огарев (1813-1877), Т.И. Грановский (1813-1855), К.Д. Кавелин (1818-1885), Б.Н. Чичерин (1828-1904). Все последующее развитие русской культуры являлось борьбой представителей этих двух тенденций, происходившей в различных формах.

    Славянофильство как направление философской и политической мысли занимало видное место в идейной борьбе середины XIX в. Пронизанное противоречиями, оно имело как прогрессивные, так и реакционные черты. От славянофильства ведут начало многие течения, каждое из которых брало из него какую-то одну идею, доводя ее до крайности и увязывая с различными социально-политическими задачами. Идеологи официальной народности находили в нем подкрепление для обоснования царского панславизма, русского и славянского национализма. От славянофильства идет линия его разновидности в виде почвенничества. Она представлена А.А. Григорьевым, Ф.М. Достоевским, Н.Н. Страховым, Н.Я. Данилевским, К.Н. Леонтьевым, В.В. Розановым. На славянофильские идеи опирался при построении своей философии всеединства В.С. Соловьев, затем перешедший на позиции западного либерализма.

    Несомненно, влияние славянофильства не только на А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского, но и на народничество. При этом использовались такие славянофильские идеи, как противопоставление России и Европы, особый самобытный путь России, апелляция к духу славянских народов и т.д.

    Одним из основателей и теоретиков славянофильства был А.С. Хомяков (1804-1860), преломлявший все коренные практические и теоретические вопросы через призму православной догматики. Он отрицал возможность логического познания и подчинял разум вере, поэтому главную задачу философии видел в том, чтобы поднять разум до уровня веры. Постижение бога возможно лишь разумом, соединенным в церкви на основе нравственной любви. Все творчество мыслителя пронизывала идея о коренном различии исторических путей России и Запада и доказательство самобытности русского народа.

    Вторым основоположником славянофильства считается И.В. Киреевский (1806-1856), который утверждал, что философия является связующим звеном между чистой верой и ее приложениями в области практической жизни. Для Киреевского главной идеей является превосходство «православного мышления» над западноевропейской философской мыслью.

    В работах славянофилов утверждается, что реформы Петра I явились причиной своеобразного дуализма русской культуры, элитарный слой которой обращен на Запад, а народный – на Восток. Они выступали с критикой слепого подражательства Западу, прямого заимствования западных форм общественной и культурной жизни и их переноса на российскую почву. Противопоставляя русскую и европейскую культуры, славянофилы доказывали необходимость для России следовать самобытным путем. Так, Киреевский характеризовал древнерусскую образованность как цельную и разумную, а западную – как построенную на принципах дуализма и рационализма. Исходным положением славянофилов является утверждение решающей роли православия в дальнейшем развитии всей мировой цивилизации. По мнению Хомякова, именно православие сформировало «те исконно русские начала, тот русский дух», который создал землю в ее бесконечном объеме.

    Ключевым понятием религиозно-философских воззрений славянофилов является понятие соборности, определяющим признаком которой служит принцип «единства и множественности». Понятие «соборный» раскрывает не только внешнее, видимое соединение людей в каком-либо месте, но и постоянную возможность такого соединения на основе духовной общности. Соборность проявляется во всех сферах человеческой жизнедеятельности – в церкви, в семье, в обществе, в отношении между государствами и т.д.

    В основе славянофильского учения лежала идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности и даже исключительности. Народ славянофилы рассматривали как некий постоянный набор идеальных качеств, т.е. выделяли в нем некую неизменную «духовную сущность», субстанцией которой выступают православие и общинность. По их мнению, Россия, опираясь на православную духовную основу, идет своим особым путем, который должен привести ее к мировому лидерству. Они считали, что по мере распространения общинного принципа в российском обществе будет все более укрепляться «дух соборности». Для них характерна идеализация православия, которому присущи безмятежность, внутренняя цельность духа. Так, Хомяков верил в историческую миссию России стать центром мировой цивилизации благодаря православию.

    Западничество как идейное течение восходит к «Философическим письмам» П.Я. Чаадаева (1794-1856), философские воззрения которого носили ярко выраженный религиозный характер. Его историософия основывалась на положении об истории как созидании в мире царства Божия. В связи с этим считалось, что течение исторических событий и ум отдельного человека управляются Провидением. Россию Чаадаев характеризовал как страну, которая не внесла никакой лепты в развитие других народов. Эти пессимистические рассуждения приводят мыслителя к парадоксальному выводу: именно в силу своей отсталости Россия может избежать ошибок и заблуждений Европы и дать разрешение всем вопросам, возбуждающим споры. Она призвана завершить большую часть идей, возникших в старых обществах, и ответить на вопросы, которые занимают человечество. По его мнению, Россия, освоив все ценное, что есть в Европе, может стать центром религиозного синтеза и интеллектуальной жизни.

    К западничеству примыкали те мыслители и политические деятели, которые считали западно-европейскую культуру последним словом мировой цивилизации. По их мнению, Россия должна следовать за Европой, идти теми путями, которые уже проложены. Нет смысла заниматься социальным творчеством – все, что нужно, имеется в полноте.

    Западники не видели в России таких социальных институтов, которые могли быть как-то использованы при движении вперед. Православие воспринималось ими негативно, самодержавие отрицалось, а община рассматривалась как запоздалое историческое явление, препятствовавшее индивидуальному творчеству и проявлению инициативы.

    В целом западничество характеризуется европейской ориентацией мысли, интересом к западноевропейской культуре, борьбой за исправление исторического развития России и перевода ее на путь европейской цивилизации. По своей социальной ориентации западники различались следующим образом: одни представляли революционно-демократическое крыло, другие принадлежали к либеральному направлению. Однако все они выступали против официальной народности и славянофильского учения.

    Дискуссия между славянофилами и западниками велась в общей форме, ее участники придерживались скорее философии, чем социологии и политики.


    4. Русская материалистическая и религиозно-философская мысль

    второй пол. XIX - начала XX вв.
    Русские материалисты до второй половины XIX века находились под влиянием антропологической школы, опиравшейся в сфере познания на науку и, в частности, на естествознание, физику, химию и физиологию. Основные ее принципы были сформулированы Н.Г. Чернышевским и базировались:

    1) на утверждении единства и целостности человеческого организма, осуществляемого в результате трактовки бытия в виде многообразия форм материи;

    2) в признании в качестве альтернативы понятий христианской этики («долг», «любовь», «самоотвержение») и базисного свойства «природы человека» – разумного эгоизма, устанавливавшего первенство разума над волей и, соответственно, просвещения над нравственным совершенствованием, а также в отождествлении добра с пользой;

    3) на провозглашении абсолютной ценности человека и критике государственно-бюрократического деспотизма;

    4) на ориентации жизни людей на достижение максимального блага для большинства из них.

    Подобные взгляды подвели русских материалистов этого времени к ориентации на социальное преобразование общества следующим образом:

    – в результате антисамодержавного революционно-демократического действия крестьянской революции или через крестьянскую общину (Герцен);

    – через создание общества производственно-сельскохозяйственных ассоциаций (Чернышевский);

    – через «безгосударственный коммунализм» (Бакунин);

    – через некапиталистический путь развития (народники).

    Распространение марксизма в России привело к тому, что его идеи стали доминирующими среди русских материалистов, а с приходом к власти коммунистов – основополагающим элементом государственной идеологии Советской России, а потом и Союза Советских Социалистических Республик. Подобное обстоятельство не только пагубно отразилось на развитии религиозной философии, других немарксистских направлений материализма, но и на самой марксистской философии непосредственно. Объяснить это можно антагонизмом, демонстрируемым представителями этой школы по отношению к своим творческим оппонентам, многие из которых были подвергнуты политическим репрессиям, высланы за пределы Отечества или физически уничтожены. В результате этого:

    1. Было разрушено естественное единое пространство, в котором концентрировались творческие интересы представителей всех направлений в русской философии вокруг:

    - определения сущности бытия;

    - исследования строения материального и духовного мира;

    - осмысления места русского народа в мировой истории и т.д.

    2. Вышеуказанное событие повлекло за собой сужение круга творческих интересов русских материалистов. Если они ранее распространялись на теорию познания, на исследование форм существования материи, на определение места практики в научном и историческом творчестве, на осмысление роли человека в историческом процессе, изучение специфики развития экономики на различных этапах развития общества и т.д., то впоследствии ситуация заметно ухудшилась. Начиная с середины двадцатых годов, между советскими философами развернулась жестокая дискуссия, расколовшая их на две группы:

    - «механистов» во главе с Л. Аксельродом и А. Тимирязевым;

    - «диалектиков» во главе с А. Дебориным.

    В основе ее лежали разные подходы к определению статуса марксистской философии и ее отношение к естественным наукам. Если «механисты» отрицали возможность существования отдельной и обособленной области философствования, то «диалектики» настаивали именно на этом, указывая как на таковую – на марксистскую философию.

    Дискуссии между представителями этих школ не носили продуктивного характера и достаточно быстро обрели форму политических доносов. В результате многочисленных «чисток» в науке и философии к концу 30-х годов XX в. сложилось «единое марксистско-ленинское» направление в советской философии, про существовавшее в идеологической и информационной изоляции многие десятилетия.

    И только в последние годы положение дел в отечественной философии стало изменяться в лучшую сторону, что проявилось в возрождении религиозной философии, а также альтернативных марксизму направлений в материализме (например, антропологизма, сциентизма, неомарксизма, космизма и др.). Для них характерно сопереживание философов не только по поводу глобальных проблем, с которыми сталкивается человечество, но и по поводу специфического характера русского пути развития.

    Материализм (Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, Д. Писарев и др.) и марксизм (Г. Плеханов, А. Богданов, В. Ленин и др.) В России конца XIX – начала XX века существовало две разновидности материализма: антропологический и утилитарный. Первый исповедовал Чернышевский, который считал, что вся природа развивается от низшего к высшему, что человек – часть природы, биологическое существо. С точки зрения Чернышевского, познание истины осуществляется в чувственных и логических формах, которые отличаются друг от друга лишь количественно. Практика у него определялась как деятельность людей по преобразованию природы. Ядром этической доктрины Чернышевского была теория «разумного эгоизма», отдающая предпочтение разуму перед волей, просвещению перед нравственным совершенствованием. В этой теории эгоизм рассматривался как природное свойство, а добро сводилось к такому поведению, которое полезно максимальному числу людей. Социальные взгляды Чернышевского были радикальны, но утопичны: он идеализировал крестьянскую общину, а в крестьянской революции видел панацею от всех социальных бед.

    Поборником материалистического принципа был и Д.И. Писарев, который развил теорию реализма, суть которого состояла в том, что при изучении природы необходимо принимать в соображение только действительно существующие явления, а при анализе общества – реальные потребности человеческого организма.

    Неотъемлемой частью реализма является стремление к пользе, благодаря чему достигается рост умственного капитала, который в свою очередь позволяет обеспечить рост благосостояния людей. Достижение определенного умственного минимума является важнейшим условием революции, главная движущая сила которой – интеллигенция.

    Писарев возвел в культ естественные науки, нигилистически относясь к гуманитарным наукам и религии из-за их бесполезности, с его точки зрения, для человека.

    Марксизм (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин). Российский марксизм представляет собой многоплановое явление, вобравшее и отразившее всю сложность процесса развития России на рубеже двух веков. Одной из особенностей марксизма в России была его практическая направленность, связанная с задачей изменения общественно-политического строя. Первым российским марксистом, который взялся за теоретическое обоснование этой задачи, был Г.В. Плеханов. Он был народовольцем, но в 1883 г. порвал с идеологией и практикой народничества и создал марксистскую группу «Освобождение труда».

    Г.В. Плеханов становится первым пропагандистом и теоретиком марксизма в России. В своих работах он много внимания уделяет вопросам материалистического понимания истории, проблемам исторической необходимости, свободы, диалектике взаимоотношений общественного бытия и общественного сознания, теории классовой борьбы и др. Высоко оценивая диалектику Гегеля, Плеханов неоднократно указывает на ее противоположность материалистической диалектике, которую он считает аналогом объективного мира, отражением его законов в сознании человека.

    В теории познания Плеханов отстаивает принцип познаваемости мира и существование объективной истины, которую он представляет как процесс, резко критикует русских махистов, но полагает, что наши ощущения есть лишь «условные знаки», «иероглифы», которые доводят до нашего сведения то, что почти происходит в действительности.

    В понимании истории Плеханов разделяет взгляды К. Маркса, считая всеобщей причиной общественного движения развитие производительных сил, изменение которых обусловливает изменения в общественных отношениях людей. Творец истории для Плеханова – народные массы. Однако, с его точки зрения, социалистическая революция может начаться лишь в высокоразвитых капиталистических странах, поэтому он отрицательно относился к Октябрьской революции, полагая, что она нарушает законы истории.

    Дальнейшее развитие марксизм в России получает в трудах основателя политического течения, названного большевизмом. В. Ленин был руководителем Октябрьской социалистической революции 1917 г., первым председателем Совета Народных Комиссаров РСФСР, а затем – СССР.

    Теоретическая разработка В. Лениным проблем социального развития была неразрывно связана с практикой революционной деятельности. В его работах по социальным проблемам анализируются вопросы, связанные с пониманием роли народных масс и личности в истории, классов и классовой борьбы, сущности и роли государства. Он занимается разработкой истории государства, исследует сущность революции, демократии и диктатуры пролетариата.

    Ленин обращается к решению философских проблем, исследуя причины философско-методологического кризиса в естествознании, возникшего на рубеже XIX-XX вв., с позиций диалектического материализма дает убедительную критику русских махистов, выдвигает положение о неисчерпаемости материи, исследует ряд проблем теории познания (проблема истины, диалектика относительной и абсолютной истины, ее критерий и др.).
    Религиозная философия

    Представители религиозно-идеалистического направления (В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский и др.) объектами своих философских исследований сделали идеи:

    – о божественном начале в природе и в человеке;

    – о связи будущего человечества с достижением гармонии между природой и человеком усилиями последнего;

    – о преобладании в человеческом сознании и поведении нравственных, эстетических начал и христианских идей как источнике эволюционного развития человечества;

    – о человеческой свободе и ее соотношении с социальной жизнью;

    – «Русскую идею» и т.д.

    Ведущими идеями русской религиозной философии этого периода были соборность, всеединство и абсолютная ценность человека.

    Под соборностью понималось единство людей на основе любви к богу и друг другу. Соборность проявляется в коммунитарности, общности людей и не знает над собой никакого внешнего авторитета.

    Всеединство понималось в трех аспектах:

    • гносеологическом – как единство трех видов знания: эмпирического (науки), рационального (философии) и мистического (религиозного созерцания), которое достигается не в результате познавательной деятельности, а интуицией, верой;

    • социально-практическом – единство государства, общества, церкви на основе слияния католицизма, протестантизма и православия;

    • аксиологическом – единство трех абсолютных ценностей: добра, истины и красоты, при условии примата добра.

    Абсолютная ценность человека определяется тем, что он стоит выше мертвой, слепой природы (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.А. Бердяев и др.).

    Духовный мир человека двойственен. Ему изначально присуще зло. Он своеволен. В его поступках много того, что не поддается логическому и психологическому объяснению. Пагубно преувеличивать роль рассудка. Жизнь не одно только извлечение из корня (Ф.М. Достоевский).

    Все пороки человека – следствие утраты веры, которая является необходимым условием нравственности. Начинать совершенствование общества необходимо с совершенствования человека. Для этого важно укреплять «царство Божие» внутри нас, умножать добро и действовать в согласии с принципом непротивления злу насилием (Л.Н. Толстой). Свобода человека есть мощь духа творить не из природного, а из себя. Необходимость – дурная, слабая свобода (Н.А. Бердяев).
    5. Русский космизм. Философия русского зарубежья
    Русский космизм интересен тем, что в сочинениях ряда философов, ученых-мыслителей (Н.Ф. Федорова, В.С. Соловьева, Н.А. Умова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, П.А. Флоренского, Н.Г. Холодного, А.Л. Чижевского) во весь рост встали проблемы единства человека с космосом, космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности.

    Интерес к идеям космизма в начале XX в. возник в Западной Европе, но наибольшее распространение они получили в России. Причина тому – некоторые особенности в развитии русской философии XIX в., стремившейся представить человека не атомарным существом, а личностью, обладающей всем богатством индивидуальности и вместе с тем неразрывно связанной со всеобщим. Концепции космизма во многом опирались на эволюционные воззрения, которые пользовались в России большим признанием.

    В русском космизме, в свою очередь, представлены две тенденции. Первая тенденция – это космизм либо с примесью фантастики, либо опирающийся на теологию. В философии «общего дела» Федорова центральной стала тема постоянного расширения под влиянием внутренних импульсов эволюции поля деятельности человека, включающего, наконец, в сферу своей активности космическое пространство. Человек овладевает не только пространством, но и временем. Благодаря познанию, опыту и труду, полагал Н.Ф. Федоров, человек даже способен обрести бессмертие и возвратить к жизни ушедшие поколения.

    Замысел философии всеединства В. Соловьева заключался в том, чтобы подготовить человечество к переходу на более высокую стадию эволюции, на вершине которой возникает «богочеловечество». Возвышенное, одухотворенное человечество должно, по мнению В. Соловьева, превратиться в сотворца Бoга и выполнить грандиозную задачу перевоплощения универсума: создание мира, освобожденного от гибели, распада и уничтожения, сохраняющего всю полноту и многообразие бытия.

    Вторая тенденция в русском космизме была тесно связана с прогрессом естествознания и развита естествоиспытателями. В 90-е гг. XIX в. ее представлял физик Умов. Он подходил к человеку и обществу с точки зрения их места в универсальном процессе роста энтропии, полагая, что история человеческой культуры – не случайное явление в жизни Вселенной и предназначено стать могущественным фактором в космическом противодействии хаосу.

    Эти идеи углублены и развиты К.Э. Циолковским (1857-1935). Его научно-технические проекты, столь существенные в становлении современной космонавтики, были собственно техническим приложением к его «космической философии», рисующей космос заполненным различными формами жизни от примитивных до лучезарных бессмертных существ, способных непосредственно ассимилировать солнечную энергию. Современный человек, по мнению Циолковского, не является завершающим звеном эволюции. Разум и творчество поднимут человека в космос, где со временем изменится его физическая природа; он приблизится к высшим организмам, населяющим межзвездное пространство.

    Идеи русского космизма наиболее полно воплотились в учении В.И. Вернадского (1863-1945) о роли биосферы и особенно ноосферы в истории Земли и Вселенной.

    Судьба русской философии в XX в. оказалась во многом драматичной и даже трагичной, тесно связанной с перипетиями русских революций 1905 и 1917 гг. В 1922 г. большая группа русских интеллигентов, среди которых находились философы Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, И.И. Лапшин, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский, была выслана за границу.

    Многие философы, подобно отцу Павлу Флоренскому, погибли в тюремных застенках. Покинувшие пределы России философы занимались в основном разработкой философско-религиозной проблематики. Что же касается философов Советской России, то они работали преимущественно в марксистско-ленинской традиции.

    Целостное представление о религиозно-идеалистической философии начала XX в. включает в себя и философию русского зарубежья. Русские философы, оказавшиеся за границей, продолжили свою творческую деятельность в изгнании и именно там создали наиболее глубокие произведения. Благодаря творчеству русских мыслителей-эмигрантов национально-своеобразные идеи русской философской мысли заняли определенное место в современном западном сознании.

    Эмигрантской ветви русской философской культуры принадлежит заслуга в разработке целого комплекса проблем истории духовной жизни России. Здесь и осмысление роли православия в развитии русской духовной культуры, и оценка своеобразия национальной психологии русского народа, и анализ специфики философской мысли России.

    При всем многообразии идей, подходов и жанров у различных философов русского зарубежья центральной и общей для всех темой философского творчества была тема судеб России. Несмотря на оторванность от своего Отечества, русские мыслители всеми средствами стремились сохранить духовную связь с Родиной.

    Центральным в зарубежном философском творчестве стало понятие «русская идея», выдвинутое еще Ф.М. Достоевский и развитое с западнических позиций B.C. Соловьевым.

    Содержание этого многозначного понятия было всесторонне рассмотрено Н. Бердяевым. Оно включает особенности русского средневекового сознания, вопрос о месте русского народа в мировой истории, и споры западников и славянофилов, проблему зарождения и развития русского социализма и многое другое.

    Богатство содержания и форм русской философии обусловили ее непреходящее значение не только для России, но и для Запада. Западная философия ассимилировала многие идеи русских философов-идеалистов.

    В ней часто воспроизводились философские построения Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Л.И. Шестова, Н.О. Лосского, философско-эстетические находки Д.С. Мережковского, В.В. Розанова и других мыслителей.

    В результате создалась парадоксальная ситуация, когда на Западе творчество этих мыслителей знали лучше, чем в России. И только в последнее время ситуация стала меняться. Русский читатель смог, наконец, ознакомиться с богатейшим наследием русской зарубежной философской мысли.

    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   31


    написать администратору сайта