Главная страница
Навигация по странице:

  • Контрольные вопросы

  • Тестовые задания

  • Первая функция

  • Вторая функция

  • Третья функция

  • Сосновский Б.А. Психология. Учебник для педагогических вузов Под ред


    Скачать 4.19 Mb.
    НазваниеУчебник для педагогических вузов Под ред
    АнкорСосновский Б.А. Психология
    Дата09.03.2022
    Размер4.19 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаuchebnik_sosnovskogo.doc
    ТипУчебник
    #388747
    страница19 из 62
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   62
    наивной креа­тивности, которая проявляется как естественное поведение ре­бенка при отсутствии стереотипов. Однако у них еще очень беден опыт, нет запаса знаний, не развиты реалистичность и критичность мышления, необходимые для самоконтроля за процессом и резуль­татами творческой деятельности.

    Реализация творческого потенциала связана с развитием куль­турной креативности. В отличие от наивной она опирается на широкий ассоциативный опыт и многосторонние знания человека, на умения ориентироваться в них, проявлять беглость, гибкость и избирательность в их использовании. Культурная креативность характерна для интеллектуально развитого взрослого человека, спо­собного к саморегуляции творческой деятельности. Ее развитие зависит от особенностей микросреды и жизнедеятельности, отно­шений ребенка с социумом, от условий обучения и воспитания.

    Известный ученый в области психологии творчества O.K. Тихо­миров считал, что влияние семьи и школы не столько является фактором развития, сколько в той или иной мере представляет со­бой «технику подавления творческого мышления». В большинстве современных семей родители стремятся дать детям хорошее обра­зование, воспитать у них дисциплинированность, трудолюбие, чув­ство долга. Это, безусловно, нужные и полезные качества, но их недостаточно для того, чтобы человек мог реализовать свой твор­ческий потенциал. Хорошее поведение и высокая успеваемость для многих родителей — главные критерии успешного обучения ребен­ка в школе и залог его будущих успехов в жизни.

    В традиционном школьном классе учителю легче работать с послушными, дисциплинированными, быстро усваивающими знания и ровно успевающими учащимися, которые не спорят, не задают «нелепых» вопросов, не отвлекают учителя и учеников различными «выдумками». С первых дней обучения детей в школе возникает противоречие между их естественной детской креативностью, кото­рая проявляется в играх, разговорах, рисовании, конструировании, и содержанием учебных занятий, требованиями и ожиданиями учите­лей. Усвоение знаний в основном происходит с опорой на память и логический анализ материала. Организация самостоятельного мыс­лительного поиска как основного условия развития творческого мышления и воображения в традиционной системе обучения зани­мает недостаточное место.

    На это есть и объективные причины. Во-первых, количество зна­ний, которыми должны овладеть школьники, постоянно растет. Во- вторых, механизмы развития логического и творческого мышления существенно различаются. Для логического мышления главным является усвоение систем научных понятий, способов оперирова­ния ими, использование правил и алгоритмов. Развитие же креа­тивности предполагает формирование умений отходить от задан­ных правил и усвоенных идей. Совместить эти противоречивые тенденции в процессе обучения очень непросто и удается не всегда.

    В воспитательной работе с учащимися жесткое регламентиро­вание их поведения и деятельности также преобладает по сравне­нию с предоставляемой детям самостоятельностью и свободным творчеством. Такие условия обучения и воспитания оказываются благоприятными для формирования эрудированных и интеллекту­ально одаренных личностей, которые могут стать квалифицирован­ными специалистами в своей области, но вряд ли сумеют создать в ней принципиально новые идеи.

    Современное общество заинтересовано в создании условий для развития творческого потенциала каждого ученика. Путь к это­му — повышение уровня образования, разработка и внедрение в учебный процесс новых методов развития креативности, отноше­ние к индивидуальности каждого ребенка как к ценности. Уже се­годня в современной школе многое делается для этого. Появляют­ся разные типы образовательных учреждений, широко используют­ся различные варианты учебных планов и программ, что создает возможности учета интересов и склонностей каждого ученика. В учебной и других видах деятельности используются активные ме­тоды обучения, ролевые и деловые игры, тренинги развития креа­тивности.

    Одна из серьезных проблем на этом пути заключается в том, что многие учителя по-прежнему отдают приоритет усвоению знаний, а не развитию творческого мышления и воображения учащихся, и не считают ценностью своеобразие их личности. Стереотипы в педа­гогической деятельности, характерные для традиционного обуче­ния, не соответствуют требованиям современного общества к раз­витию креативности учащихся, и их преодоление является актуаль­ной задачей профессиональной подготовки учителя.

    (?) Контрольные вопросы

    1. Согласны ли вы с положением Л.С. Выготского о том, что воображе­ние и мышление — родственные процессы? Обоснуйте свое мнение.

    2. Что выражает закон «эмоциональной реальности воображения»?

    3. Всегда ли справедлива поговорка, что «мечтать не вредно»?

    4. Какие основные процессы воображения вам известны? Как можно их охарактеризовать?

    5. Почему у творческих личностей возникают трудности, связанные с адаптацией в социальных группах?

    6. Какие рекомендации к воспитанию творческой личности вы можете предложить?

    © Тестовые задания

    1. Воображение, которое не стимулирует человека к активным дей­ствиям, называют...

    1. Непроизвольным.

    2. Фантастическим.

    В. Творческим.

    Г Пассивным.

    1. В случае, если человек не верит в реальность воплощения образа воображения, то это...

    1. Предвосхищение будущего.

    2. Греза.

    В. Фантастическое воображение.

    Г. Мечта.

    1. Как называется соединение частей или свойств реально существую­щих объектов в необычных сочетаниях?

    1. Агглютинация.

    Б. Синтез.

    1. Гиперболизация.

    Г. Типизация.

    1. Какое из перечисленных свойств характеризует креативность лич­ности?

    1. Эрудированность.

    Б. Эмоциональность.

    1. Оригинальность.

    Г. Логичность.

    Глава 17

    ПСИХОЛОГИЯ РЕЧИ

    1. Психологические функции речи

    В системе психических процессов, всевозможных свойств, ка­честв, функций и состояний нет образований второстепенных, в той или иной мере несущественных. Целостная человеческая психика незаметно «рассыпается», теряет что-то очень важное, если «вре­менно», в целях необходимого научного анализа исключить из нее любую, условно выделенную составляющую. Так бывает, например, с потребностями, эмоциями, сознанием. В этом, как отмечалось ра­нее, заключается одна из глобальных методологических проблем изучения психики, да и мира в целом. Однако есть психологиче­ский феномен, без упоминания которого обойтись особенно трудно при описании любого компонента человеческой психики. Этим феноменом является речь, которая присутствует везде: от ощуще­ний до многосложных конструкций сознания и личности. Без ис­пользования речи, наконец, просто невозможно общаться и взаимо­действовать, невозможны человек и социум.

    Необходимо разводить два сопряженных явления: объектив­ное и субъективное. Язык — образование объективное, социаль­ное, общечеловеческое. Это структурированная система знаков (кодов, символов, слов), исторически сложившаяся и существу­ющая в общественной практике людей (предшествующих и живу­щих поколений). Язык создается, реализуется, изменяется конк­ретными людьми, но существует объективно, т.е. независимо от индивидуального пользователя или своего носителя. В мире изве­стно более 2,5 тыс. языков, которые изучает разветвленная на­ука — лингвистика.

    Речь — это феномен субъективный, психологический, разверну­тый процесс, вид психической деятельности, тип поведения (словес­ного, или вербального), использующий язык в качестве своего орудия, внешнего средства. Речевая деятельность сама по себе материаль­на, но исследуется особым межпредметным разделом психологии — психолингвистикой. Особое значение речи в человеческой психике обусловлено ее специфическими и очень широкими, по существу, глобальными функциями.

    Первая функция, называемая номинативной, заключается в том, что каждое слово в составе человеческого языка предметно соот­несено, т.е. обозначает предмет. Таким предметом может быть как вполне конкретная вещь, так и обобщенное свойство, качество, мно­гообразное действие и совершенно абстрактное явление. Человек так или иначе называет, переводит во «второе», объективно знако­вое существование все, ему известное. Весь отражаемый матери­альный, объективный мир имеет свои языковые заменители. В ре­зультате для человека происходит психологическое удвоение мира: реальный предметный мир и его знаковые, словесные заместители, модели. Это дает человеческой психике замечательную возмож­ность взаимодействовать как с одним, так и с другим миром.

    Соответственно «удваиваются» познавательные, регуляторные и все другие возможности психики. Значительно расширяется сфера человеческой деятельности, поведения, самого существования и бытия. Личность приобретает еще одну сторону определенной «сво­боды» по отношению к реальному миру, поскольку способна «уйти» от него в искусственный мир знаков и символов.

    Язык является величайшим «изобретением» человечества, хотя неизбежно накладывает и специфические «ограничения» на про­цесс и результат психического отражения. Особенности любого языка в той или иной степени отражают требования жизни. У на­родностей Севера, например, существует несколько слов для обо­значения различных состояний того предмета, который на русском языке называется одним словом «снег». Выдающиеся люди создали когда-то письменность, отчего преобразовались и язык, и речь, и вся психика. Но сохранилась, расширилась и усложнилась в языковом исполнении функция предметной отнесенности речи. Рождаются новые слова, отмирают старые, потому что для человека меняется, перестраивается сама картина понимаемого мира. Меняется и сам объективный мир, в том числе создаваемый человеком.

    Вторая функция речи, по сути, производна от первой, благодаря ей происходят фиксация и передача опыта, в том числе в аспекте общечеловеческом, историческом. Подчеркнем, что, если лишить

    человеческого индивида возможности усвоения предшествующего людского опыта, он просто не станет собственно человеком, не при- обретет видовых особенностей «Человека разумного». Зафиксиро­ванный в речи «разум» поколений речью транслируется, посред­ством речи интериоризуется, т.е. становится внутренним, психиче­ским достоянием личности. Это единственный путь формирования и развития человека.

    Третья функция речи заключается в реализации общения, о значении которого в жизни и психике человека говорилось не­однократно. Общение — это не только обмен информацией, но и условие взаимодействия людей, без которого невозможна сама че­ловеческая жизнь, поэтому эта функция речи распространяется шире, чем обеспечение общения. Речь становится мощным средством воздействия на других людей, средством координации и управле­ния, универсальным регулятором межчеловеческих взаимоотно­шений. Диалог — это речевое взаимодействие, в котором реализу­ется и межличностное восприятие, и взаимопонимание, и эмоцио­нальное принятие (или непринятие) другого человека.

    Отношения речи и мышления, мысли и слова отнюдь не про­стые. Мысль выражается в словах, но существует в понятиях, иначе говоря, мышление оперирует не словами, а понятиями. Слово есть средство выработки понятия, а затем его носитель, выразитель, мо­дель. А это не одно и то же, поэтому так нелегко понять другого человека. Но при отсутствии речи понимание было бы вообще, в принципе невозможно.

    Относительно четвертой функции речи следует сказать особо, хотя ее проявления также неоднократно описывались в предшест­вующих главах учебника. Это обширная, разветвленная функция внутреннего опосредствования всей человеческой психики. В он­тогенезе человеческой психики наступает условный момент «пере­крещивания» формирующейся речи со всеми другими и также раз­вивающимися психическими функциями и образованиями. В ре­зультате они «оречвляются», т.е. в той или иной мере вооружаются речевыми знаками и приемами. Такая добавка речи, такая «встре­ча» с ней качественно преобразует всю психику: от простейшего ощущения до вершин познания и переживания, до глубин созна­ния. Поэтому речь становится внутренним орудием, а также осо­бым средством формирования не только познания, интеллекта и общения, но и всей психики и личности.

    В этом контексте представляется неоправданно упрощенным Довольно расхожее представление о человеческой речи как о сиг­нале сигналов, как о «второй сигнальной системе», просто добавлен­ной к первой. Такой подход следует рассматривать как традицион­но редукционистский и для психологии речи неприемлемый.

    1. Компоненты содержания речи. Психология речевого высказывания

    Рассмотрим основные составляющие содержания речи, посколь­ку устройство субъективной речи отличается от устройства и струк­туры объективного языка. Язык состоит из слов, или лексем. В составе речи задействуется субъективация, психологизация слова. В структуре речи выделяют три основных, несомненно, связанных компонента.

    1. Значение слова — это объективно сложившаяся система всех объяснений, толкований, использований и нюансов данного слова, его связей и отношений с другими словами. Значение создается в практике людей, в реальной жизни, а потому существует историче­ски. Значение объективно, поскольку не зависит от отражающего, познающего знания и сознания индивида. Такое значение принад­лежит как бы всему человечеству (прошлому и нынешнему), явля­ется системным результатом нескончаемого синтеза, обобщения, динамики, вариаций, а потому оно практически неисчерпаемо.

    Чтобы описать значение любого слова, недостаточно проанали­зировать все словари (существующие и бывшие) и все книги, в которых это слово употреблялось. Нужно изучать диалекты, пого­ворки, метафоры. Это некий, привычный для любой науки, абстракт, своеобразный «предел» знаний о многоликом предмете, который данным словом заменяется. Однако значение существует и как феномен индивидуального сознания. В таком случае это отраже­ние первого понимания значения, более или менее полное знание, понимание конкретной личностью общечеловеческого содержания значения слова. В этом «втором» своем существовании значение остается объективным, хотя и принадлежащим субъекту. Система таких значений составляет знания человека.

    Интересно, что, описывая психологическое единство мышления и речи, JI.C. Выготский называл значение слова своеобразной «еди­ницей» этого единства. Другими словами, значение слова есть од­новременно и феномен мышления, и феномен речи. Это психологи­ческая «неразложимость» знания, заключенного в системе значе­ний слов, и мышления, которое оперирует не словами, а понятиями.

    1. Вторым компонентом речи является смысл слова. Это инди­видуальное, субъективное значение слова, которое наиболее соот­ветствует практике, контексту, реальной ситуации, личности. Смысл рождается в системе деятельности, в отношениях мотива и цели и становится феноменом личностным, психологическим, в отличие от объективного значения. Но смысл выражается посредством значе­ний, путем выбора одного из них из существующей (известной ин­дивиду) системы. Поэтому речевая деятельность избирательна. Всегда идет «работа» по выбору «нужного значения» или смысла. Такой выбор не случаен. Он определен множеством частных, конк­ретных условий и обобщенных факторов, при участии которых реа­лизуется данная речевая деятельность. Здесь все оказывает влия­ние: тема, контекст, цели, собеседник, образование личности, ее опыт, профессия, разнообразие физических и психических состояний го­ворящего человека.

    В привычной обстановке, в обыденной речи эта работа по выбо­ру одного смысла из большой системы значений не является досто­янием сознания индивида. Речь течет легко и свободно, без запи­нок и затяжных пауз. Но достаточно возникнуть какому-то затруд­нению (интеллектуальному, эмоциональному), и выбор, подбор слов вызывает у высказывающегося затруднение. С этим так или иначе сталкиваются все люди, потому что, как отмечалось ранее, слово и мысль, значение и смысл не идентичны.

    И эти трудности являются не столько речевыми, сколько мысли­тельными. Понятие у человека еще не настолько сложилось, усвои­лось, чтобы найти знаковое, словесное выражение. Общеизвестны «муки творчества» писателей и поэтов, в результате которых нахо­дятся, казалось бы, точные, простые слова для выражения тонких и глубоких смыслов, недоступных обыденному просторечию человека.

    По-видимому, у каждой личности существует какое-то свое, иногда глубоко индивидуальное соотношение значений и смыслов, прояв­ляющееся в его смысловом пространстве, специфике речи. Дело не только в лексике, богатстве или бедности объективных слов как метафор, а также в тех различающихся смыслах, которые вкладыва­ют разные личности в одинаковые слова. В этом непременно задей­ствованы стержневые особенности потребностно-мотивационной сферы личности, так или иначе срабатывают известные деятельно­стные конструкции, поэтому семантические особенности речи мо- гут выступать одной из обобщающих и выразительных индивиду­ально-психологических характеристик. Смысло-речевые изменения возникают при некоторых болезнях (например, велеречивость ши­зофреника), характерны для сна, для измененных состояний созна- ния (медитация, опьянение, аффект). Человек в таких случаях гово­рит совсем по-другому, проецирует иные субъективные смыслы, вы­ражает другие отношения, нежели находясь в нормальном состоя­нии сознания. Значение, конечно, обширнее смысла, но смысл (вви­ду своей субъективности) более выразителен, убедителен для лич­ности.

    1. Третий компонент содержания речи — это
      1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   62


    написать администратору сайта