Главная страница
Навигация по странице:

  • Для любознательных

  • дошкольная педагогика козлова. Учебник для студ сред проф учеб заведений С. А. Козлова, Т. А. Куликова. 10е изд., стер. М. Издательский центр Академия, 2009. 416 с


    Скачать 6.5 Mb.
    НазваниеУчебник для студ сред проф учеб заведений С. А. Козлова, Т. А. Куликова. 10е изд., стер. М. Издательский центр Академия, 2009. 416 с
    Дата01.02.2023
    Размер6.5 Mb.
    Формат файлаrtf
    Имя файладошкольная педагогика козлова.rtf
    ТипУчебник
    #916251
    страница21 из 26
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   26

    Глава XVII ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ

    Театрализованные игры представляют собой разыгры­вание в лицах литературных произведений (сказки, расска­зы, специально написанные инсценировки). Герои литера­турных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фан­тазией, - сюжетом игры. Несложно увидеть особенность Характеристика театрализованных игр: они имеют гото-; театрализован- вый сюжет'а значит, деятельность ребен- ных иго ка во многом предопределена текстом

    произведения. Возникает вопрос: в чем же заключается творчество ребенка в этих играх? Право­мерно ли относить их к разряду творческих игр?

    Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Отметим прежде все­го, что текст произведения для детей - только канва, в ко­торую они вплетают новые сюжетные линии, вводят допол­нительные роли, меняют концовку и т.д. Например, в игре по сказке «Теремок» следом за зайчиком-побегайчиком на пороге дома появляется белочка - пушистый хвостик, за­тем детям стало жалко медведя, лису, волка, которые про­сились в теремок и обещали никого не обижать. Игра за­кончилась дружным хороводом персонажей сказки. Так, дети «переделали» общеизвестную сказку сообразно своим представлениям о необходимости жить в дружбе и мире, не видеть врага в тех, кто чем-то не похож на тебя.

    Творческое разыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно-ро­левой игре. В последней игре ребенок свободен в передаче изображении особенностей ролевого поведения: мама мо­жет быть доброй, суровой, заботливой или равнодушной к членам семьи. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содер­жанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуще­ствить, надо понять, каков персонаж, почему так поступа­ет, представить себе его состояние, чувства, т. е. проникнуть в его внутренний мир. И сделать это следует в процессе слушания произведения. Надо сказать, что современный ребенок, в жизнь которого рано и прочно входят аудио­визуальные средства информации (TV, видео), привыкает к облегченному восприятию художественных произведе­ний. Облегченному, потому что ему преподносится гото­вый образ в отличие от образа, который складывается на основе представлений, работы воображения в процессе слу­шания книги (а позже и самостоятельного чтения). Поэто­му, хотя психологи и уверяют, что любовь к актерству, театрализованным играм присуща всем детям без исклю­чения, эти игры (настоящие игры, а не инсценировки, ко­торые показывают на детских утренниках) не столь рас­пространены, как это должно быть, учитывая их особое влияние на развитие личности ребенка.

    Итак, полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эс­тетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, осо­бенности речевых оборотов. Чтобы понять, каков герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение пред­ставить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом за­висит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впе­чатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребе­нок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, вырази­тельной по лексике и интонации речью и т. п.). Следователь­но, подготовленность к театрализованной игре можно опре­делить как такой уровень общекультурного развития, на ос­нове которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, про­исходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а фор­мируются в ходе воспитательно-образовательной работы.

    В самой природе театрализованной игры заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой: раз необходимы зрители, значит, надо соединить ее с игрой в театр. Такое соедине­ние будет успешным при условии, что дети представляют себе, что такое театр, кто там служит, какие выполняет обя­занности. Конечно, педагог может рассказать о театре, по­казать иллюстрации, однако впечатления детей вряд ли будут столь яркими, чтобы возникло желание играть в те­атр. Иное дело, если дети узнают театр «изнутри», побы­вав зрителями. На помощь могут прийти родители, кото­рые, откликнувшись на просьбы, советы педагога, сводят ребенка в театр. Целесообразно устроить так называемый театральный день в дошкольном учреждении: силами пе­дагогического и обслуживающего персонала (еще лучше с привлечением родителей) подготовить спектакль, оформив соответствующим образом зрительный зал и т. д

    .Соединение театрализованной игры (показ спектакля) с сюжетно-ролевой (игра в театр) дает возможность объеди­нить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на осно­ве интересной деятельности, позволяющей каждому ребси ку проявить свою активность, индивидуальность, творчестно,

    Для любознательных

    Воспитание интереса к театрализованной игре, развитие творч ческих способностей для ее организации и осуществления перепек- тивно в плане приучения детей к содержательному досугу. Привле­кая внимание родителей к этим играм, подчеркивая успехи их ребенка, необходимо ненавязчиво способствовать возрождению давней семейной традиции устройства домашнего театра. Подго* товка домашнего спектакля требует определенного времени и мо­жет быть приурочена к какому-либо семейному торжеству, праздни* ку (юбилей дедушки, день рождения папы, дата свадьбы родителей), Репетиции, изготовление костюмов, декораций, билетов-приглаше­ний для родственников и знакомых сплачивают членов семьи, на­полняют их жизнь содержательной деятельностью, радостными ожи­даниями. Целесообразно посоветовать родителям использовать опыт «артистической и театральной» деятельности ребенка, приоб­ретенный им в дошкольном учреждении. Важно, чтобы они подчер­кивали компетентность ребенка, обращаясь к нему за советом, по­мощью («Как вы в детском саду готовите пригласительные билеты? Кто по-твоему лучше исполнит эту роль? Научи, как сделать шапоч­ку для лисы»). Таким образом повышается уровень самоуважения ребенка. Он чувствует свою значимость в семье, осознает умелость, эрудицию, что благоприятно скажется на развитии в целом.

    А.Н.Леонтьев относит игры-драматизации (так долгое время в дошкольной педагогике назывались театрализо- т ванные игры) к своеобразной «пред-

    эстетической деятельности» ребенка.

    !Раздел первый ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ 4

    i ■ бпиотека 1 13

    I и 0( нХ^ 1 13

    РЕБЕНОК КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИКИ 38

    .Раздел второй 50

    СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 50

    Глава VI 50

    Глава VII ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ 59

    Глава VIII 66

    НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ 66

    Задание 94

    Глава IX УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ 99

    воспитание - ^ 104

    Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. 105

    Задания 122

    Глава X ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ 124

    Все названные выше средства эстетического воспита­ния - быт, природа, искусство, деятельность - эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, на его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и индиви­дуальные особенности развития детей. При этом важно помнить, что при использовании средств воздействия нельзязабывать о чувстве меры. Надо искать и находить золотую середину. Перенасыщение так же вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия. 130

    Приведем пример удачного сочетания различных средств. 130

    В данном примере хочется подчеркнуть следующее. Ве­дущим (доминантным) видом деятельности является слуша­ние-восприятие. Остальные виды художественной деятель­ности помогают его активизации. Однако их подбор не слу­чаен, а педагогически целесообразен. Так, рисование помогает понять эмоциональное состояние детей при слу­шании пьесы по известной методике - «цвет - настроение» (см. кн.: Дубровская Е.А. «Раз ступенька, два ступенька- будет ... песенка». - М., 1997). 131

    Каждой группе задач эстетического воспитания соответ­ствуют свои методы. 131

    Как уже говорилось выше, первая группа задач направ­лена на приобщение детей к искусству, на развитие у до­школьников эстетического вкуса, понимание прекрасного. 131

    Глава XI ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ 136

    Подберите художественные произведения и иллюстративный материал для ознакомления детей с жизнью и деятельностью одного из российских изобретателей. Какие нравственно-трудовые задачи вы будете решать с помощью этих средств?Раздел третий 16

    ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 16

    Глава ХП ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ 16

    Задания 3

    Глава XIII 4

    МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ 4

    11онятие о мето- ' - ^ 4

    Метод обучения - это система последо­вательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, ко- 4

    горые направлены на достижение дидактических задач. 4

    Самостоятельно изучите вопрос об использовании комн1*1Н)Й| ра в педагогическом процессе дошкольного учреждения, обри i ИйЦМЙ к работам С.Л.Новоселовой {Новоселова С. Л'., Петку Г. [1, КммнЫЦ терный мир дошкольника. - М., 1997; Новоселова С. Л. KoMHt«Htt(fl детском саду // Истоки: Базисная программа развития рсбенм и» школьника. - М., 1997. - С. 266-271).Раздел четвертый ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ИГРЕ 17

    Глава XIV Г ТЕОРИЯ ИГРЫ 17

    нии, социальной природе, содержании и назначении н ч¥м веческом обществе. 20

    Задание 20

    Социальный 7\ Z 21

    г жение, оснастив его научно-психоммЦ скои игры г? \г тт \г 21

    pax детей зависит от их впечатлений, складывающейся«и# 21

    кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величйснн 21

    В игре находят выражение основные потребности |н4М 23

    нились в его опыте. Играя, ребенок действует самосгом \щШ 23

    Ребенку первых лет жизни свойственна noi ptfflj 23

    ражать свое отношение к тому, что является содержимМР| 23

    воряется во всех видах игр, особенно в играх подвижны* с 23

    ным крокетом, мячом и др. В сюжетных играх в pai инр# 23

    ностями для стимуляции двигательной актиижи ttf 23

    Глава XV РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ 39

    Задания 44

    Глава XVI СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ 45

    сюжетно-ролевои

    г г v 51

    игры тт г 51

    Основное условие для развития сюжетно-ролевой игры - это совместные игры взрослого и ребенка. Чтобы научить детей развивать содержание игры, педагог обыгрывает жизненные ситуации, привлекая их к активному участию. Например, видоизменяет игровую ситуацию кормления, которую так любят изображать в игре дети раннего возра­ста: вводит новые персонажи («Пришел в гости зайка, да­вай покормим его»), новые блюда («Будем угощать пиро­гом, дадим гостям конфеты»), новую посуду (яблоки в вазе, конфеты в конфетнице). Следует побуждать детей воспро­изводить ранее усвоенные действия в новых вариантах игры. Педагог создает ситуации, стимулирующие ребенка к ис­пользованию предметов-заместителей (ножа нет, чем же резать хлеб?), к действиям в воображаемой ситуации. Та­кие игры обычно сопровождаются речью, которая помога­ет созданию образа (каша вкусная; зайка любит морковку,; молодец мишка - вытер рот салфеткой!). 52

    Задания 54

    выми играми 56

    Глава XVII ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ 61

    .Раздел шестой 83

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 83

    .ПРИЛОЖЕНИЕ 97

    концепция дошкольного 105

    воспитания 105

    РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 124

    ОГЛАВЛЕНИЕ 130

    Издавна ведется спор, что важнее в становлении личнос­ти: семья или общественное воспитание (детский сад, шко­ла, другие образовательные учреждения). Одни великие пе­дагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я. А. Комен­ский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст мате­ри. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я. А.Ко- менскому вторит другой педагог-гуманист И. Г. Песталоц- ци: семья — подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жиз­нью почву, оно производит совершенно иное впечатление.

    А вот социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью од­ним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями. В течение многих лет словом и делом подчеркивалась ведущая роль обществен­ного воспитания в формировании личности ребенка.

    Между тем современная наука располагает многочислен­ными данными, свидетельствующими о том, что без ущер­ба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действен­ность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицирован­ным воспитанием в детском саду или школе.

    Известный отечественный психолог А.Н.Леонтьев из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на маленького ребенка, выделил круг ин­тимно-близких малышу людей, к воспитательным воздей­ствиям которых он особенно чувствителен. Оказывает­ся, что ребенок в первые годы жизни не восприимчив к замечаниям, уговорам, советам «чужой тети» (попутчи­цы в транспорте, воспитательницы другой группы). Это позже, в начале подросткового возраста, ему важно мне­ние друга, приятеля, его задевает реплика прохожего, а в первые 7-8 лет самое авторитетное - «Так мама сказала!»; «Так велел папа».

    В исследовании Т. А. Марковой систематизированы фак­торы, которые определяют силу и стойкость семейного вос­питания. Остановимся на них подробнее.

      1. Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональ­ным, интимным характером. «Проводником» семейного воспитания являются родительская любовь к детям и от­ветные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям. Эффективность семейного воспитания во мно­гом определяется теми эмоциональными узами, которые связывают всех ее членов, благодаря чему дети чувствуют себя защищенными от неизвестности и опасностей окружа­ющего мира. Здесь можно укрыться в маминых объятиях от подлинных и мнимых страхов, узнать обо всем на свете у дедушки, который «самый, самый умный». Домашнее теп­ло - одно из условий счастливого детства.Воспитание в семье отличается постоянством и дли­тельностью воспитательных воздействий матери, отца, дру­гих членов семьи в самых разнообразных жизненных ситу­ациях, их повторяемостью изо дня в день. Такое постоян­ство воспитательных воздействий благоприятно для формирующейся нервной системы ребенка, которая выра­батывает ответные действия на внешние раздражители. Даже если по содержанию, форме выражения эти воспита­тельные воздействия не всегда педагогически грамотны, ребенок знает и предвидит в каждый жизненный момент, что его ожидает. Например, возвращаясь с прогулки в ис­пачканной куртке, он заранее готовит себя к неодобритель­ной реакции мамы, настраивается на ту деятельность, ко­

      2. торая потребуется для «успокоения» мамы («Попрошу про­щение, поцелую, возьму щетку и почищу куртку»).

    3. Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную, воспи­тательную в отношении других членов семьи и его самого). Если в детском саду дети участвуют главным образом в труде от случая к случаю, не всегда понимают его необхо­димость для окружающих людей, то в семье совсем иная картина. Уже у ребенка 1,5-2 лет могут быть постоянные обязанности: вечером уложить игрушки «спать», подать де­душке газету, поставить скамеечку для ног перед креслом бабушки. С 3-4 лет ребенку поручают поливку комнатных растений, он сервирует стол, помогает взрослым в уборке.

    Выражение «дети - зеркало семьи» при всей своей кажу­щейся банальности удивительно точно передает смысл ори­ентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои пред­ставления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности: в одной во главу угла ставят доброту, милосер­дие, гуманность, в других, напротив, царит культ жестоко­сти. Родители всячески стимулируют и поощряют такие поступки, действия, способы поведения, которые отвеча­ют их представлениям о том, что хорошо и что плохо. Так, молодой папа учит своего 3-летнего сына «давать сдачу» при любых размолвках со сверстниками, не учитывая, что причиной ссор, конфликтов у детей бывает не столько злой умысел, сколько неумение высказать просьбу, неуклюжесть движений, импульсивность поведения.

    Подражая близким, любимым людям, следуя их «уро­кам жизненной философии», ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окру­жающими людьми. Упрямая мама будет, возможно, стра­дать от упрямства сына, а «воинственный» папа обрекает себя на постоянное выслушивание жалоб учителей типа «дрался на перемене». Не зря многие великие педагоги счи­тали, что семейное воспитание - это прежде всего самовос­питание родителей: очень сложно привить ребенку те каче­ства, которыми они сами не обладают, и «отучить» от та­ких, которые постоянно демонстрируют.


    353

    Важный фактор становления личности - осознание себя как представителя определенного пола и овладение соот­ветствующим ролевым поведением. Ученые называют это формированием психологического пола и отмечают особую

    12 Козлова

    роль семьи в данном процессе. Ребенок видит пример пове­дения родителей, их взаимоотношений, трудового сотруд­ничества, строит свое поведение на основе подражания, сообразуясь со своим полом.

    Представляя собой малую группу, своего рода «микрокос­мос», семья наиболее соответствует требованиям постепенно­го приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учиты­вать, что семья - не однородная, а дифференцированная со­циальная группа. В ней представлены различные возрастные (старшие и младшие члены семьи), половые (мужчины и жен­щины), а подчас и профессиональные «подсистемы» (мама - учительница, папа - шофер, бабушка - медсестра). Это позво­ляет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовывать потребности (А. Г. Харчев, И.В.Гребенников, Ю.П.Азаров).

    Таким образом, современная наука подчеркивает при­оритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в мно­гообразии форм воздействия, в непрерывности и длитель­ности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваи­вает подрастающий человек.

    Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. При- Сотрудничество чины Разные: °ДНИ семьи не хотят вос- детского сада и питывать ребенка, другие - не умеют это

    делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима ква­лифицированная помощь дошкольного учреждения.

    В настоящее время необходимость общественного до­школьного воспитания не вызывает ни у кого сомнения. В последние годы к дошкольным учреждениям предъявля­ются повышенные требования. Десятилетие назад наше го­сударство всячески подчеркивало социальную функцию дошкольного учреждения - освобождение женщины-мате- ри для участия в общественном производстве. Поэтому при оценке работы дошкольного учреждения в качестве важ­нейшего показателя фигурировали данные о заболеваемо­сти детей, о количестве пропущенных ими дней (а значит, вынужденной нетрудоспособности матери)

    .Возрастание роли образования, которое наблюдается во многих странах мира, в том числе и в нашей стране, меняет отношение к дошкольным учреждениям. Теперь во главу ставится педагогическая функция дошкольного учрежде­ния: как воспитывают, чему учат, насколько успешно гото- пят к школе. Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, дошкольное учреждение должно пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути более сильного влияния на каждого ребенка. ' Это ставит педагогический коллектив дошкольного учреж­дения перед необходимостью искать в лице семьи союзни­ка, единомышленника в воспитании ребенка.

    Следует отметить, что педагоги дошкольных учрежде­ний не всегда проникаются сознанием важности и необ­ходимости сотрудничества с семьей. Многие, особенно молодые специалисты, рассуждают примерно так: «Меня учили разным наукам, как понимать ребенка, как его обу­чать, воспитывать. Я воспитываю ребенка правильно, на научных основах, он находится в детском саду с утра до вечера. Поэтому не страшно, если родители воспитывают не совсем правильно: они и видят-то его считанные часы». Нередко почти так же думают и родители: «Ребенок мой, я его знаю лучше всех, понимаю, значит, и воспитываю сама. А в детском саду - лишь бы ничего не случилось, был бы цел и невредим». Таким образом, две стороны, очень близкие дошкольнику, родители и педагоги, пыта­ются воспитывать автономно, независимо друг от друга. Хороших результатов это не дает. В воспитании малень­кого ребенка многое строится на формировании положи­тельных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если все воспи­тывающие ребенка взрослые будут договариваться о тре­бованиях к нему, о методах воздействия, способах обуче­ния. Необходимо также учитывать, в решении каких за­дач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть сле­дует принять на себя другой стороне. Например, в эмоци­ональном, половом воспитании, в приобщении ребенка к спорту возможности семьи значительно выше, чем возмож­ности детского сада. Зато детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способнос­тей и др.

    Таким образом, можно сделать вывод, что в основе вза­имодействия современного дошкольного учреждения и се­мьи лежит сотрудничество. Кто же должен быть инициато­ром установления сотрудничества? Конечно, педагоги до­школьного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, по­нимают, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что сотрудничество требуется в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить и родителей.

    Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодей­ствия определяют направляющую роль дошкольного учреж­дения по отношению к семейному воспитанию.

    Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада (В. К. Котырло, С. А. Лады- вир). Наиболее оптимально они складываются, если обе сто­роны осознают необходимость целенаправленного воздей­ствия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы ро­дители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное - ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость). Та­кое доверие само по себе не приходит: воспитатель завоевы­вает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосер­дием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание - и картина психологии доверия будет достаточно полной.

    Мировая статистика убеждает, что современное семей­ное воспитание не столь эффективно, полноценно, как дол­жно быть. Поэтому во многих странах разрабатываются специальные программы, направленные на повышение пе­дагогической культуры семьи, воспитание супругов как родителей. Психолого-педагогическое просвещение роди­телей с целью повышения их педагогической культуры — одно из направлений в сотрудничестве дошкольного учреж­дения и семьи. Правда, психолого-педагогическое просве­щение родителей сегодня осуществляется многими средства­ми: с помощью радио, телевидения, популярной литерату­ры о воспитании.

    Поэтому психолого-педагогическое просвещение роди­телей, осуществляемое дошкольным учреждением, должно иметь целевую направленность. Так, специфика работы воспитателя ясельной группы с семьей диктуется прежде всего психофизиологическими особенностями детей ранне­го возраста: быстрое развитие малыша требует своевремен­ного изменения задач воспитания и обучения, перестройки методов и приемов педагогической работы. В содержание психолого-педагогического просвещения родителей необ­ходимо включать вопросы охраны жизни, укрепления здо­ровья малыша, создания условий для правильного физичес­кого развития. По вопросам адаптации ребенка к услови­ям общественного воспитания, гигиенического ухода, ра­ционального питания, закаливания, режима дня, массажа, гимнастики родителям рекомендации дает не только вос­питатель, но и медицинские сотрудники детского сада. При­чем советы и рекомендации должны быть не вообще о де­тях, а о конкретных Саше, Лизе.

    В настоящее время встал вопрос о том, чтобы сделать дошкольное учреждение открытым различным влияниям, которые могли бы обогатить образовательный процесс. Прежде всего, надо «открыть» дошкольное учреждение для родителей и других членов семьи, раздвинув рамки тради­ционных контактов (на праздниках, собраниях, субботни­ках и др.). Родители, члены семьи могут значительно раз­нообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Например, Сережи- на бабушка - художница, она с удовольствием приходит в детский сад, показывает детям свои произведения, вводит их в тайны своего мастерства, учит пальчиковой технике рисования. А к Новому году в зале оформили выставку дет­ских рисунков и работ Юлии Сергеевны. У Саши папа вер­нулся из Парижа, его беседа с детьми, сопровождаемая по­казом видеофильма, фотографий, оказалась очень интерес­ной и для сотрудников, и для воспитанников детского сада. Как-то раз Аня привела своего дедушку, и он собрал из мальчиков бригаду для ремонта игрушек. Заказы посыпа­лись и из других групп. Чему только ни научились мальчи­ки, трудясь рядом с Александром Николаевичем!

    Привлечение родителей, других членов семьи к обра­зовательной работе детского сада необходимо прежде все­го для детей. И не только потому, что они узнают, учатся чему-то новому. Важнее другое - с каким уважением, лю­бовью и благодарностью смотрят дети на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много зна­ют, так интересно говорят об этом, у которых такие золо­тые руки! Еще важнее помочь родителям попробовать себя в роли «коллективного педагога». Особенно это важно для бабушек, дедушек: им так необходимо видеть, что они нужны, интересны окружающим людям. Педагоги имеют возможность лучше узнать семью каждого воспитанника, понять ее сильную и слабую стороны в воспитании детей, определить характер и меру своей помощи, а иногда про­сто поучиться!

    Итак, решение задач сотрудничества требует, чтобы пе­дагоги участвовали в психолого-педагогическом просвеще­нии родителей; изучали семьи, их воспитательные возмож­ности; вовлекали родителей в образовательную работу дет­ского сада.

    Организатором и координатором сотрудничества до­школьного учреждения с семьями воспитанников является

    Формы сотрудни- заведующая. Она содействует усггановле-

    ™ нию единой системы воспитания детей в

    чества дошколь-

    ного учреждения семье и в детском садУ' сплачивая для с семьей решения этой задачи педагогическии

    коллектив и родителей. Основные задачи и примерное содержание сотрудничества дошкольного учреждения с родителями намечаются в го­довом плане, конкретизируются в календарном плане заве­дующей и старшего педагога.

    Положительные результаты в воспитании детей достига­ются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

    В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференци­рованный подход к семьям разного типа, забота о том, что­бы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

    Каковы же формы сотрудничества?

    Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяс­нения условий воспитания, если не превращается в формаль­ное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласо­вать с родителями удобное для них время посещения, а так­же определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в ад­рес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, со­веты (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Пересту­пив порог дома, педагог улавливает атмосферу семьи: как и кто из членов семьи встречает, поддерживает разговор, насколько непосредственно обсуждаются поднятые вопро­сы. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскован­ный, притихший, смущенный, приветливый) также помо­гут понять психологический климат семьи.

    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   26


    написать администратору сайта