дошкольная педагогика козлова. Учебник для студ сред проф учеб заведений С. А. Козлова, Т. А. Куликова. 10е изд., стер. М. Издательский центр Академия, 2009. 416 с
Скачать 6.5 Mb.
|
1й-линия I ()(»ьиените значение понятий «качество общественности», «дет- I» - рОщсство». Докажите, что в игре складываются наиболее благоприятные условия для формирования у дошкольников качес i н ственности. 2. Проанализируйте, насколько четко определено врем и и Щ игры в распорядке дня той группы дошкольного учреждении, i t# Щ проходите практику. Путем хронометража выясните, как оба он» ш в реальности, на что уходит время, отведенное для игры. Детские игры - явление неоднородное. Даже глач Н#Нм фессионала заметит, насколько разнообразны игры по мИ ™ , ему содержанию, степени саШОСТОШМЯ лассификации ности детей, формам организации, шин детских игр г> ^ г вому материалу. В педагогике доли им неоднократные попытки изучить и описать каждый ш ни дов игры с учетом его функций в развитии детей, дан» к >им># фикацию игр. Это необходимо для углубленного и lyMfffll природы игры, особенностей каждого ее вида, а такш ф4§ того, чтобы определить, каким образом можно вличм. а* детские игры, усиливая их развивающее воздействие* мЦН гогически грамотно используя в воспитательном пронмЦ| В силу многообразия детских игр оказывается слоями определить исходные основания для их классификаций В каждой теории игры предлагаются те критерии, кои-рмр отвечают данной концепции. Так, Ф.Фребель, будучи н#Ш вым среди педагогов, кто выдвинул положение о ш р# ми особом средстве воспитания, в основу своей классифм|Л ции положил принцип дифференцированного влиянии тщ на развитие ума (умственные игры), внешних органон чум (сенсорные игры), движений (моторные игры). Характеристика видов игр по их педагогическому ЦЯ чению есть и у немецкого психолога К. Гроса: игры поаии# ные, умственные, сенсорные, развивающие волю опич^М К. Гросом к «играм обычных функций». Вторую группу и? ц по его классификации, составляют «игры специальный фущ кций». Эти игры представляют собой упражнения с жчМИ совершенствования инстинктов (семейные игры, игры и н%и ту, ухаживание и др.). В отечественной дошкольной педагогике сложиацЛ классификация детских игр, базирующаяся на степени ьщ мостоятельности и творчества детей в игре. Первонача ife но к классификации детских игр по такому принципу ио*и)| шел П.Ф. Лесгафт, позже его идея получила развитие м |Щ ботах Н.К.Крупской. П.Ф.Лесгафт считал, что дошкольный возраст lupn од имитации новых впечатлений и их осознания поерш )нм умственного труда. Стремление ребенка в первые 6- -мини к отражению и осмыслению впечатлений об I». мающей жизни удовлетворяется в играх, которые по гнр'ыиикгимитационные (подражательные), а по орга- йинии самостоятельные, без излишней регламентации (Мироны взрослых. В школьные годы, напротив, дети ИИИЧ1 играют в специально созданные игры, в которых III"Н.иосгь регламентируется и по содержанию, и по фор- itikhm образом, П.Ф.Лесгафт разделил детские игры tint1iруппы: имитационные {подражательные) и подвиж- г (ш'ры с правилами). ••Привязывание» П.Ф.Лесгафтом каждого вида игр к пленному возрасту может показаться несостоятель- m /uih современного педагога, не представляющего себе ним анис ребенка без детского сада, в педагогическом инк се которого игры с правилами занимают достойное И<>, начиная уже с младших групп. Совсем иное положе- Пыло в те годы, когда П.Ф. Лесгафт в книге «Семейное I ни iанис ребенка и его значение» предложил свою клас- фмьацшо игры: в России было очень мало детских садов, |М до К лет воспитывались дома, поэтому подвижные игры [й пианом начинались в школьном возрасте. И работах Н.К.Крупской детские игры делятся на две уннм по тому же принципу, что и у П.Ф.Лесгафта, но |Ымн1отся немного иначе: игры, придуманные самими н.ми, и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская шмали творческими, подчеркивая их главную особен- и. самостоятельный характер. Такое название сохрани hi. и в традиционной для отечественной дошкольной ЛМ1 hi пки классификации детских игр. Другую группу игр И nil классификации составляют игры с правилами. Как и ♦Оаи классификация, данная классификация детских игр н и I условный характер. Ошибочно было бы представлять до, hi о в творческих играх нет никаких правил, регули- имних отношения между играющими, способы использо- мим игрового материала. Но эти правила, во-первых, оп- ичмют сами дети, стараясь упорядочить игру (после игры ftai.iii будет убирать игрушки; при сговоре на игру надо Цмуишть всех, кто хочет играть), во-вторых, часть из них и hi скрытый характер. Так, дети отказываются прини- Н1. а игру ребенка, потому что он всегда затевает ссоры, NMiiaci играть», хотя и не оговаривают предварительно ♦«щино «Не будем принимать в игру того, кто ссорится». Инна образом, в творческих играх правила необходимыдля упорядочения деятельности, ее демократизации, н<. нш лишь условие успешного воплощения замысла, ра^импиЛ сюжета, выполнения ролей. В играх с фиксированными правилами (подвижные, «и дактические) дети проявляют творчество, придумыним ищ вые варианты, используя новый игровой материал, ими* няя несколько игр в одну и т. п. Например, в старшей i pvHri пе появилась новая игра - «Зоологическое лото». Нслу1ниИ поочередно открывает маленькие карточки и пок;| п.ими их играющим. Через несколько дней кто-то из детой hug рит: «Так играть неинтересно: посмотрел на картину и нашел животное в своей карточке. Пусть ведущий npn^fl называет животное, а не показывает карточку». Затем /ifffl придумывают еще один вариант: ведущий говорит, где i(Питает животное и с какой буквы начинается его шгпшнне Таких усложнений может быть много, все зависит oi фи» тазии играющих. Но неизменной остается направленжшИ ребенка на решение игровой задачи в рамках принты! правил. Для любознательных В последние годы проблема классификации детских игр *н< #i стала привлекать пристальное внимание ученых. Новая клвОСйфи кация детских игр, разработанная С.Л.Новоселовой, предс?инм§ на в программе «Истоки: Базисная программа развития рфбвМЯ дошкольника» (М., 1997). В основе классификации лежит npivnifl ление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка ий|| взрослого). Выделяют три класса игр: игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), ■ с ими стоятельные игры: игра-экспериментирование; самостоятельные сюжетные игры: сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные; игры, возникающие по инициативе взрослого, который кие дряет их с образовательной и воспитательной целями: игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные; Атуеовые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные; I) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этно- имродные), которые могут возникать по инициативе как взрос- И ми и более старших детей: традиционные или народные (исторически они лежат в ос- | многих игр, относящихся к обучающим и досуговым). И I норческим играм относятся игры, в которых ребенок рВйние г свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реа- мншн шмысла до перевоплощения в ролях, заданных ли- ||урным произведением. В зависимости от характера ||*ч»ч I на детей, от игрового материала, используемого в Ш, Iнорческие игры делятся на режиссерские, pftf* I мо-ролевые, театрализованные, §ы со строительным материалом, и ни отметить, в традиционной педагогике режиссер- ж ры не выделялись в особый вид игровой деятельно- I а риосматривались в русле сюжетно-ролевых игр. В поении» | оды складывается тенденция обособить режиссер- it hi ры в связи с тем, что появились исследования, ■Ммгриэующие их как самостоятельную разновидность ■it но-ролевых игр. Основное отличие режиссерских игр *»«ми н том, что это преимущественно индивидуальные Ш и них ребенок управляет воображаемой ситуацией в |ftM< действует одновременно за всех участников. Ими нюбознательных (мерший дошкольный возраст - период расцвета игры-фан- Ъвивния. Психолого-педагогическую характеристику этой I*мяни А.Н.Леонтьев, Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко. Отме- ее ценность как особой творческой деятельности, в ходе ЦжЙ ребенок созидает новый сюжет в идеальном плане (в и представлений). Игра чаще всего разворачивается вокруг рм нибудь вымышленного героя - игрушки, персонажа сказ- Мумм фильма. Образы, созданные воображением, получают |рмпвние благодаря таким выразительным средствам, как речевые характеристики, движения, мимика, жесты, экспрш i нм»^ проявления. Основа игры-фантазирования - сотворчеснт» мацН гога и детей в придумывании игровых событий, последним» инЛ связанных между собой. Плодотворным является обучение щ тей изменению сюжета знакомой сказки (сочинение новой ки, включение персонажей из других сказок и др.). Ннмривм фантазию ребенка в новое русло можно с помощью мо/нми^ц вания (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко): создания схем сказочн'ннн жета, использования символического изображения пе|шпн«|*|В Игры с правилами - особая группа игр, специнлймн *#• здаиных народной или научной педагогикой для ргшим тх определенных задач обучения и not нн«| 'J „ л ния детей. Это игры с готовым сши нц с правилами х. г нием, с фиксированными правилммм, •• ляющимися непременным компонентом игры. Обучнним задачи реализуются через игровые действия ребонм н|ц выполнении какого-либо задания (найти, сказан» шн и и <|hi| поймать мяч и т. п.). В зависимости от характера обучающей задачи »нрм | правилами делятся на две большие группы - д и д и и « и ческие и подвижные игры, которые, и »мн| очередь, классифицируются с учетом разных оснпиинЯ Так, дидактические игры подразделию* •# содержанию (математические, природоведческие, 1>*ЧЩм# | др.), по дидактическому материалу (зигры с предменнщЖ игрушками, настолъно-печатные, словесные). Подвижные игры классифицируются по чнгщфШ подвижности (игры малой, средней, большой подшт нщ по преобладающим движениям {игры с прыжками, с //./•. коми и др.), по предметам, которые использукти и Higf {игры с мячом, с лентами, с обручами и др.). Среди дидактических и подвижных игр бывай»! i ные игры, в которых играющие выполняют роли («КшиМ мышки», «Магазин сувениров»), и бессюжетные («Пи'НЦ ка-выручалочка», «Что изменилось?» и др.). В играх с правилами ребенка привлекает игровой п|»н|Я желание выполнять игровые действия, добиваться ргчу'Ня та, вьшгрывать. Но этот игровой процесс опосредован мм то задачей (не просто переложить картинки, а размен ин|| f попарно, подобрать по определенному признаку; не н|*м бегать, а убегать от лисы). А это делает поведение И r*tt|l произвольным, подчиненным игровым условиям и ни и н§<| вил. Как справедливо отмечал А.Н.Леонтьев, овлшимь нм| |и ill ры - значит овладеть своим поведением. Именно тот i i§ i, ч го в играх с правилами ребенок учится управлять сво- щ Мнжщснием, определяет их воспитательное значение. II ннпне морального развития Д.Б.Эльконин особо вы- Ьн*|/1 и mi pax с правилами те, в которых имеется двойная ц нчм I пк, в игре в лапту ребенок может, поймав мяч, вер- vti. и круг игрока, «засаленного» ранее. Значит, поведе- Jp и hi рс направляется двойной задачей: самому бегать, |1г|мыш1ись от мяча, и поймать мяч, чтобы помочь това- ptitv, н которого попали мячом. Действия ребенка могут Вммичиться лишь ловким бегом, но он ставит перед colli и другую цель - помочь товарищу, хотя это связано с ■ДОм'м: если попытка поймать мяч окажется неудачной, ч покинуть круг играющих. Таким образом, в иг- ■н I лнойной задачей ребенок по собственной инициативе ■iH.HiiU' i помощь товарищу и радуется, когда это удается. § (цнип.пой жизни подобные ситуации складываются не win, и поведение детей чаще направляется словесными Квншинми педагога: «Помоги Артему завязать шарф»; NImmiii и Лизе убрать кубики». Товарищескую солидарен» п. I и к ими указаниями воспитать трудно. Другое дело - ■|м 11 правилами, требующие от участников взаимопомо- т iH4if>chh0 если действуют и соревнуются команды («Чье ■Ин * корее построит дом?», игры-эстафеты). Hi ры с правилами дают возможность каждому участни- Нррммнивать свои действия и их результаты с действиями ■ИУ'".татами других (Сережа очень ловкий - ловишке ■пни поймать его; Саша часто нарушает правила, спо- Ift lot да ему об этом говорят, играет нечестно; я плохо M ini мяч и, хотя знаю много растений, проигрываю в игре n^iHHit растение»). Ценно и то, что ребенок пытается са- piHHMiiMiMio оценить свои действия и действия других иг- риншч (в отличие от иных видов деятельности, где это мни трослые). Таким образом, игры с правилами бла- рИ|4нн I мы для развития у дошкольников способности к вза- pftH*Mtt-iihac и самооценке. То, что ребенок в конкретной си- имнм игры, которая ему интересна, ярко, эмоционально мгншгна, видит свои промахи, несоответствие требовани- ш и тишает это в сравнении, вызывает у него желание рнь иучше, т.е. рождает стремление к самосовершенство- ♦*«1нш Также и успех в игре (был ловким, сообразитель- рим I пожил узор из мозаики) поднимает его в собствен- ■И I in uix и глазах других детей, побуждает к новым уси- ■§44 м достижениям. Таким образом, игры с правилами - важнейшее средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Задания Докажите условность современных классификаций детских игр (в чем проявляется творческий характер любой детской игры, если она «незаорганизована» взрослыми; необходимость регулирования игр с помощью правил, особенности правил в разных видах игр). Составьте схему «Классификация детских игр». Прочитайте книгу Н. А. Коротковой, Н. Я. Михайленко «Как играть с ребенком» (М., 1990). Глава XV РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и во всех творческих играх, есть мнимая или Р воображаемая ситуация. Ребенок прояв- ^ ляет творчество и фантазию, придумы- режиссерских игр ^ ^ ' ^ J r r г вая содержание игры, определяя ее учас тников (роли, которые «исполняют» игрушки, предметы). Предметы и игрушки используются не только в своем непосредственном значении, но и в переносном, когда они выполняют функцию, не закрепленную за ними общечеловеческим опытом (диванная подушка становится бегемотом, а пояс от маминого махрового халата - змеей в режиссерской игре в зоопарк; кубики разных размеров превращаются в учителей и детей в игре в школу; из карандаша получается дирижерская палочка или микрофон для куклы-певицы). К игрушкам- заместителям дети охотно прибегают и в сюжетно-ролевых играх, что говорит о развитии воображения. Само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью режиссера спектакля, фильма. Обычно режиссер решает, какой фильм или спектакль он будет ставить, какой возьмет сценарий, что внесет в него от своего прочтения и осмысления. Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий. Взяв какую-либо тему (урок в школе, праздник в детском саду), малыш развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие, что считает наиболее значимым для себя.В основе сценария лежит непосредственный опыт ребенка: он отражает событие, зрителем или участником которого был^сам (выступление артистов на площади города, автодорожное происшествие, лечение в кабинете доктора, празднование дня рождения). Нередко сюжетом игры становятся знания, почерпнутые ребенком из просмотренного мультфильма, прочитанной ему книги, рассказов других людей (режиссерская игра в школу под влиянием рассказов старшего брата-ученика). Для этих игр в их развитой форме свойственны комбинирование впечатлений из личного опыта ребенка с тем, что он узнал из книг, наблюдений, мультфильмов, причудливое соединение реального и вымышленного. Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий (кукла поет в микрофон, другая - аккомпанирует, по окончании выступления - обе кланяются, затем выходит «новая певица»; автомобильчики едут по трассе, сталкиваются, происходит авария). Отдельные эпизоды (сцены) в игре ребенок придумывает, затем исполняет, действуя за персонажи (игрушки, предметы), говоря за каждого, или объясняя все, что происходит. В режиссерской игре речь - главный компонент. Часто она звучит как «дикторский текст за экраном». Например, Лиза разыгрывает день рождения куклы Маши: «Маша сказала гостям «спасибо» за подарки, гости сразу стали садиться за стол. Маша наливает всем чай». Помимо описательных высказываний используются и оценочные: «Гости хорошие, они принесли Машеньке много подарков. А волчонок был жадный: он подарок принес, но не отдал Маше». В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, употребление различных суффиксов, звукоподражаний. Так, изображая семейную сценку с ребен- ком-капризулей, Наташа говорит за него, за бабушку и за папу. За ребенка она говорит тоненьким голоском с требовательными нотками: «Дайте другую кашу! Эта противная!», за куклу-бабушку - ласково с упрашивающими интонациями: «Поешь, поешь, Вовочка!», за папу - сурово, громко, подчеркнуто медленно: «Это что за капризы? Каша не нравится? Другую варить никто не собирается! Быстро все съесть!» В режиссерской игре часто используется много персонажей (куклы-зрители в концерте, машинки и другие виды транспорта на городской трассе, ученики в классе), но «активно действующих», т. е. тех, которых ребенок переставляет, «свя зывает» отношениями, обычно бывает не более трех-четырсх, Их количество возрастает в совместной режиссерской игре, возникающей у детей в среднем и преимущественно в старшем дошкольном возрасте. В такой игре каждый из участников действует за одного-двух персонажей. В психологической и педагогической литературе прошлых лет есть упоминания о режиссерских играх. Однако они не Режиссерские рассматривались в качестве самостоятель- и сюжетно- ного вида игр, как это делается в настоя- ПП11РП,.Р Hrnu щее время в работах Е. М.Гаспаровой, рилевые шры F г т/ - л гт тт 5 Е. Е. Кравцовой, С. JI. Новоселовой и др. В современной характеристике режиссерских игр раскрывается их взаимосвязь с сюжетно-ролевыми играми. В жизни ребенка режиссерская игра возникает раньше, чем сюжетно-ролевая. Но у той и другой общие корни, а именно: сюжетно-отобразительная игра, в процессе которой ребенок раннего возраста усваивает способы действия с предметами, овладевает последовательностью игровых действий при изображении какого-либо знакомого ему по личному опыту события (кормление куклы, укладывание спать, купание, осмотр доктором и т. п.). С помощью взрослых ребенок обогащается простейшими игровыми сюжетами, начинает отражать не только действия с предметами, но и такие, которые связаны с выполнением роли. Таким образом создаются предпосылки для перехода к сюжетно-ролевой игре со сверстниками. Но ребенок еще не полностью «созрел» для такой деятельности, поскольку у него недостаточно развиты навыки общения. Он не умеет договариваться о содержании игры, распределять роли, учитывая желания и интересы других детей; вступать в ролевые отношения и т. п. В значительной степени причина кроется в том, что дети конца третьего года жизни еще не видят всю картину игры, не могут соединять ее отдельные части, выполнять игровые действия, определяемые ролями. Потому и возникают режиссерские игры, в которых ребенок от действия с отдельной игрушкой переходит к игре по своему замыслу, включая в его канву несколько персонажей, связанных определенными отношениями. Первоначально в такой игре преобладает интерес к событийной стороне: действуя с игрушкой, малыш создает ка- кую-нибудь ситуацию. Например, 3-летний Сережа играет с плюшевым зайцем, водит его по столу, комментируя свои действия: «Зайчик гуляет в лесу, прыг-прыг по травке. Ищет морковку, а ее нет. Вот, ягодку нашел. Ешь, зайка, ягодку!» Ча этой игровой ситуацией скрывается личный опыт малыша: он сам-бывал в лесу, находил и ел ягоды, видел на картинке зайца с морковкой. Таким образом, в режиссерской игре, как позже и в сюжетно-ролевой, ребенок начинает использовать приобретенный ранее социальный опыт, при- влекает партнеров. Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители) - неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Естественно, что такое игровое общение для маленького ребенка легче, чем общение со сверстниками, в котором необходимо учитывать позицию, настроение партнеров, искать с ними общий язык. Малыш исподволь готовится к этому общению, овладевая в режиссерской игре умением «видеть» картину игры, планировать ее, исходя из замысла, который зарождается у него в голове раньше, чем он начнет выполнять игровые действия. Происходит то, что особенно ценил в детских играх К. Д. Ушинский: ребенок учится распоряжаться своими силами. Для развития сюжетно-ролевой игры немаловажное значение имеет умение посмотреть на игровую ситуацию с разных позиций. Именно таким образом глазами разных персонажей ребенок видит событие, отображаемое в режиссерской игре, потому что исполняет не одну роль, а несколько. Овладев режиссерской игрой, он сумеет взаимодействовать и с реальным партнером в сюжетно-ролевой игре. У детей в среднем и старшем дошкольном возрасте режиссерские игры претерпевают изменения разного характера. Прежде всего, меняется содержание. У детей 4-5 лет содержание режиссерских игр разнообразнее, чем у малышей. В них находят отражение знакомые сказки, мультфильмы, а вот события личной жизни используются реже. Дети легко соединяют в одной игре знания и сведения, полученные из разных источников. Появляются новые персонажи (герои мультфильмов), возрастает их число, более отчетливо выделяются главные и второстепенные действующие лица. У детей 6- 7 лет содержание игр динамичное, с преобладанием собственного литературного творчества. Дети любят обыгрывать измененные собственной фантазией знакомые сказки, мультфильмы, вносят в содержание игры много вымышленного. Как подчеркивает Е. М. Гаспарова, на протяжении всего дошкольного возраста развитие сюжета происходит на основе возникающих ассоциаций, отправной точкой которых могут быть предметы, игрушки, собственные впечатления, строчки из знакомого стихотворения и др. Режиссерские игры возникают как индивидуальная деятельность и остаются такими в раннем и младшем дошкольном возрасте. Режиссерские игры в одиночку наблюдаются и у старших дошкольников, особенно когда ребенок мало контактирует со сверстниками (часто болеет, не посещает дошкольное учреждение) или испытывает трудности в общении с другими воспитанниками группы в силу индивидуальных особенностей (замкнут, застенчив, имеет дефекты речи и др.). В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте возникают совместные режиссерские игры. Объединения детей обычно немногочисленны - 2-3 человека. Дети вместе придумывают сюжет, подбирают или мастерят необходимые игрушки, предметы, исполняют роли (каждый за своего персонажа). Другими словами, в совместной режиссерской игре ярко выражен сюжетно-ролевой характер. Таким образом, режиссерские игры создают реальные предпосылки для возникновения сюжетно-ролевой игры. Но с появлением последней режиссерские игры не исчезают: взаимообогащаясь, дополняя друг друга, оба вида игр присутствуют в жизни ребенка и за рубежом дошкольного возраста. Руководство режиссерскими играми затрудняется в силу преобладания индивидуальных форм, а также присущего Педагогические им интимного характера. Поэтому важ- условия развития нейшее Для развития режиссер- режиссерских игр ских ИГР " С03Дание Детям индивидуального пространства, обеспечение места ивремени для игры. Обычно ребенок ищет для игры уголок, защищенный от взоров наблюдателей (детей, взрослых). Дома дети любят играть под столом, особенно, если удается накинуть на него одеяло, поставить вокруг стулья или кресла. В дошкольном учреждении дети пытаются уединиться для игры в спальне, раздевальной комнате, а на участке - за кустами, верандой и т. д. К сожалению, типовые проекты зданий не учитывают потребность ребенка в индивидуальной игре. Но во многих дошкольных учреждениях (в нашей стране и за рубежом) предпринимаются попытки организации соответствующих условий для развития игры: единое пространство групповой комнаты «разбивают» специальной расстановкой мебели; вносят легкие ширмы, экраны, которые дети ставят по своему желанию. Внедряются и некоторые архитектурные новации: в групповой комнате встраиваются одно-, двух- и трехэтажные возвышения, соединенные галереей, лестницами с перилами, уютные ниши, поДиумы и т.п. Используется крупное игровое оборудование (домики, загородки, террасы, вагончики), что дает ребенку возможность уединиться, но не чувствовать себя полностью изолированным от сверстников. Учитывая преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр, |