Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные положения теории личности.

  • Сидоров Введение в клиническую психологию. Том 2 Учебник. Учебник для студентов медицинских вузов. М. Академический Проект


    Скачать 2.36 Mb.
    НазваниеУчебник для студентов медицинских вузов. М. Академический Проект
    Дата03.11.2022
    Размер2.36 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСидоров Введение в клиническую психологию. Том 2 Учебник.doc
    ТипУчебник
    #768534
    страница4 из 33
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

    28

    определенных участков тела (их стимуляция приводит к разрядке энергии либидо): оральная (0-18 месяцев), анальная (1,5-3 года), фал­лическая (до 3-6 лет). Далее следует стабилизация — латентный (скрытый) период (от 6 до 12 лет), который прерывается повторной активизацией движущих сил развития личности в 12-18 лет — гени-тальная стадия с незрелой (гомосексуальная фаза) и зрелой (гетеро­сексуальная фаза) сексуальностью.

    По Фрейду, главным фактором развития человека является сексу­альный инстинкт, прогрессирующий от одного участка тела к друго­му, которые функционируют как локусы выражения побуждений либидо (его эрогенные зоны). Социальный опыт привносит в каж­дую стадию определенный долговременный вклад в виде приобре­тенных установок, ценностей и черт характера.

    Оральная стадия — объектом либидо является пища, процесс удержания и кусания ее. Потребность в питании является первой и основной потребностью младенца, поэтому большая часть либиди-озной энергии катексирована в область рта. По мнению Фрейда, ос­новные оральные функции являются прототипом таких черт зрелой личности, как легковерие или стремление к обладанию имуществом, знаниями (приобретательство — функция удержания), а также стра­стностью к спорам, сарказму (агрессивность — функция кусания).

    Во время кормления ребенка обычно утешают лаской, покачивают. Все эти побочные ритуалы помогают снять напряжение, так как ассоци­ируются с процессом кормления. Некоторые разновидности стереотип­ных движений во сне или днем у детей с позиций психоанализа расцени­ваются как регресс или фиксация (задержка) на оральной стадии психосексуального развития. Такие "оральные привычки" взрослого человека, как курение, грызение ногтей, навязчивое облизывание губ и другие являются также проявлениями этой фиксации. Оптимальное протекание оральной стадии существенно зависит от матери, поэтому ею могут "закладываться" такие личностные черты взрослого, как за­висимость от своего окружения (крайнее ее проявление — желание "вернуться в маму"). Оптимизм-пессимизм, доверчивость-недоверчи­вость и другие подобные личностные проявления также являются про­изводными оральной стадии.

    Анальная стадия — объект либидо — область прямой кишки. В результате выталкивания фекалий обычно возникает чувство физи­ческого облегчения. На втором году жизни ребенка приучают регу­лировать функции кишечника, и он "научается" откладывать это "удовольствие" до подходящего периода. Увеличение самоконтроля связано и с пониманием того, что такой контроль может быть допол­нительным источником наслаждения. Кроме того, дети быстро на-

    29

    чинают понимать, что увеличение самоконтроля приносит им по­хвалу и одобрение родителей, а значит позволяет требовать дополни­тельного внимания как к своим "успехам", так и к "неудачам" в туа­летном поведении.

    Отношение взрослых к "туалетному" воспитанию может, как полагает Фрейд, определять некоторые черты будущего характера и личностные ценности человека. Если мать строга и наказывает, то ребенок может приучиться удерживать фекалии, развиваются за­поры, а в характере появится склонность к собиранию и удержива­нию — человеку трудно "расставаться" с вещами и идеями (ску­пость, упрямство, сверхчистоплотность и педантизм). Наказания, напротив, могут из-за чувства гнева ребенка приводить к опорож­нению кишечника в неудобное время, а в характере — это эквива­ленты импульсивности, раздражительности, жестокости и неорга­низованности. Все личностные проявления взрослых, вытекающие из этой стадии, в психоанализе часто объединяют под названием "анальный характер".

    Анальная стадия для ребенка полна противоречий: с одной сторо­ны, мать хвалит его за "правильное" поведение, а с другой — внушает, что "туалетное" поведение "грязное", и его надо держать в секрете от окружающих. Ни одна сфера современной жизни не наполнена такими ограничениями и табу, как "туалетное" поведение человека.

    Фаллическая стадия — осознание половых различий и сосре­доточенность на гениталиях. Ребенок "замечает", что у одних лю­дей имеется фаллос, а других таковой отсутствует. По наблюдениям Фрейда, именно в этот период отмечаются особые привязанности ребенка к родителю противоположного пола. Если ранее и маль­чик, и девочка любят мать и одинаково соперничают с отцом за нее, то здесь эти чувства меняются: усиливаются у мальчика и ослабева­ют у девочки.

    Удовольствие от фантазий подготавливает формирование Эди­пова комплекса у мальчиков, а у девочек — комплекса Электры. В психоаналитической теории эти два главных инцестуозных комп­лекса играют особо важную роль в детской сексуальности. Они обозначены именами героев известных древнегреческих трагедий: у мальчиков — "мужской комплекс Эдипа" (Фрейд) как неосознан­ные сексуальные побуждения к матери, которые сочетаются с нео­сознанной агрессией к отцу как сексуальному сопернику, а у дево­чек — "комплекс Электры" (Юнг) как неосознанное стремление к инцесту с отцом, сочетающееся с агрессией к матери (женский Эдипов комплекс).

    30

    У гомосексуальных лиц инцестуозные комплексы соответ­ственны полу, но "обратные", т.е. существуют "прямой" (пози­тивный) и "обратный" (негативный) комплекс Эдипа, равно как и аналогичные комплексы Электры. В реальности между позитив­ной и негативной формами нет строгих границ. В той или иной степени обе эти формы образуют Эдипов комплекс в своем за­вершенном виде.

    Фиксация на фаллической стадии у взрослых мужчин проявляет­ся в дерзости, хвастливости, необдуманности поступков. Фалличес­кие типы всегда стремятся добиваться успеха, постоянно доказывают свою мужественность и половую зрелость. У женщин это проявляет­ся в склонности обольщать, флиртовать или в "борьбе" за главенство над мужчинами.

    В возрасте от 5 до 7 лет комплексы Эдипа и Электры разрешаются (вытесняются из сознания) за счет идентификации с родителем одно­именного пола. Неразрешенные проблемы комплексов могут ле­жать в основе последующих невротических моделей поведения, им­потенции и фригидности.

    В психоаналитической теории стадия Эдипова комплекса с необходи­мостью возникает в возрасте 3-5 лет как фаза развития сексуального инстинкта. Этот бессознательный внутренний конфликт должен разре­шиться в подростковом возрасте путем идентификации с родителем од­ного с ребенком пола и трансформацией Эдипова комплекса в Superego. Происходит своеобразное воплощение (интроекция) в Superego образа сурового родителя; чем сильнее был Эдипов комплекс и чем быстрее произошло его вытеснение (под влиянием авторитета, религии, обучения), тем строже "Сверх-Я". Причиной многих неврозов в зрелом возрасте Фрейд считал то, что Эдипов комплекс не был изжит, а только вытеснен в бессознательное в детстве.

    Пути разрешения сформировавшегося комплекса различны у детей противоположного пола. У мальчиков боязнь отца (страх "кастрации") способствует подавлению сексуального чувства к матери и подавлению агрессии к отцу, а в последующем — к привязанности к нему через механизмы идентификации. Это амбивалентное отношение мальчика к отцу иногда обозначают "отцовским комплексом".

    У девочек перенос любви на отца связан со своеобразным "мщени­ем" матери, т.к. она представляется "виновницей" отсутствия фаллоса у девочки. К чувству любви по отношению к отцу у девочек примешива­ется "зависть к пенису", так как она считает себя неполноценной в этом плане ("комплекс кастрации"). У девочек подавление желаний стоит ме­нее остро, чем у мальчиков, что обуславливает различия в их Superego, а значит и различия в сексуальности. Фрейд считает, что формирование женского характера заметно зависит от особенностей трансформации

    31

    комплекса кастрации. Отсюда возможны три линии развития. Одна ве­дет к сексуальным запрещениям и неврозу, другая — к модификации характера в сторону маскулинизации, а третий, оптимальный путь — к разрешению комплекса и нормальной женственности с желанием иметь ребенка.

    Латентный период — ослабление сексуальной напряженности (угасание Эдипова комплекса) с переключением на учебу, спорт, увлечения. Формируются структуры Superego, и возникают такие отношения, как стыд, совесть, мораль и прочие, которые призваны противостоять "бурям" периода полового созревания.

    Генитальная стадия — связана с периодом полового созрева­ния. Если на предыдущих этапах психосексуального развития глав­ным источником удовлетворения либидо было собственное тело — период аутоэротизма (нарциссизма), то в генитальной стадии либидо направляется на других людей. Первоначально — на лиц одноимен­ного пола (незрелая генитальная стадия, гомосексуальный период), а затем и на противоположный пол — зрелая сексуальность (гетеро­сексуальный период).

    В психоанализе термин "нарциссизм" употребляется двояко: как сексуальное извращение, при котором собственное тело является ис­точником наслаждения (в мифологии сын водяного царя Нарцисс умер от любви к своему отражению в озере), и как любая форма себялюбия, производная от детского периода аутоэротизма (более широкое понима­ние термина).

    Генитальный характер — это идеальный тип личности в психо­аналитической трактовке. Это зрелый в социальном и сексуальном планах человек. Он испытывает удовлетворение от гетеросексуаль­ной любви.

    К. Юнг (Jung С): аналитическая психология


    Швейцарский психиатр и психолог Карл Густав Юнг (1875-1961) был одним из первых учеников Фрейда, отмежевавшихся от своего учителя. Юнг не мог полностью принять фрейдовский пансексуализм, а Фрейд отрицательно относился к юнговскому пониманию мифологии и оккультных феноменов. Собственный психотерапевтический опыт и хорошее знание восточной фило­софии позволило Юнгу заметить, что душевнобольные и невро­тики часто до деталей "повторяют мифы, космогонии и прими­тивные научные представления древних и древнейших народов".

    32

    По его мнению, для понимания нормы и патологии личности не­обходимо привлекать данные культуры, духовной истории чело­вечества, в которую включен и которую интериоризирует инди­вид. Юнг также, в отличие от Фрейда, признает существование, кроме личного, еще и так называемого коллективного бессозна­тельного (теория архетипов).

    Юнг известен и как создатель интересной классификации типо­логии личностей. В ее основе лежат признаки, указывающие на личностные различия по преимущественной направленности ин­тересов человека на внешний (экстраверты) или внутренний (инт­роверты) мир.

    Основные работы: "Психологические типы" (1921), "Анали­тическая психология: теория и практика" (1968), "Архетип и сим­вол" (1991).

    Основные положения теории личности. По К. Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное и коллективное бессознательное. Определяющая роль в структуре личности отво­дится коллективному бессознательному, которое имеет врожден­ный характер и образуется из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества. Коллективное бессознательное проявляет­ся у отдельных людей в виде архетипов ("первичная модель", про­образ) — общих для всех людей направления идей, обобщенного опыта предков. Это не воспоминания или образы как таковые, а предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реали­зуют в своем поведении некие универсальные стереотипы воспри­ятия, мышления и действия в ответ на определенные события.

    Мозг унаследован нами от предков и является своеобразным органическим результатом психических и нервных функций всех на­ших предшественников. В нем имеются следы, отпечатки основных путей, по которым издавна образовывались чувства и мысли всего человечества. При рождении, естественно, нет никаких врожденных представлений, но мозг ребенка имеет генетически закрепленную возможность определенным образом функционировать и развивать­ся. Архетип как таковой отличается от его переработанных форм — от сказок, мифов и т.д. Архетип, как полагает Юнг, —это отпечаток, форма без собственного содержания, которая определенным обра­зом организует и направляет психические процессы. Его можно срав­нить с руслом реки без воды, но если там потечет вода (психические процессы), то она направляется определенным образом и принимает форму русла.

    Архетипы обнаруживаются у людей не только в сновидениях, но и в реальном творчестве. Они выступают как обобщенные образы опыта

    2 Сидоров П И. и др. Т II 33

    предков (герои народных сказок, мифы, фольклор, обряды, традиции) и в виде символов (крест, шестиконечная звезда Давида, буддийское "колесо жизни" и тому подобное).

    Количество архетипов в коллективном бессознательном нео­граниченно. Первичные образы (архетип "матери", "героя", "дитя", "вражды братьев" и т.п.), трансформируясь в мотивы, зас­тавляют человека вести себя в определенных ситуациях так, как это свойственно представителям всех культур. Главными архети­пами являются собирательные образы матери и отца, а также ар­хетип "Я" (Self).

    Л

    / Персон. СотпнЭго «






    / АнимаТлнимус \ Индивидуальное
    'Самость\ бессознательное

    \




    Структура личности по Юнгу

    В структуре личности Юнг выделяет Сознание, Индивидуальное бессознательное и Коллективное бессознательное. В структуре со­знания —два слоя: "Я для других" (Персона) и "собственно Я" (Ego).

    Персона — самый поверхностный слой-маска в структуре со­знания (архетип конформности). Она включает социальные роли, посредством которых человек представляет себя другим людям и обществу. Это наше публичное лицо. Здесь важное значение при­дается анализу различного рода символов покрытия себя (одеж­да), рода занятий (орудия труда, портфель) или социального статуса (автомобиль, дом, диплом). Все эти символы могут проявляться в сновидениях. Например, человек со "слабой" персоной может ви­деть во сне себя без одежды и даже без кожи. Социальные роли могут как подавлять индивидуальность, так и способствовать ее развитию.

    34

    Однако основную роль в сознательной жизни человека играет не Персона, а более глубокие слои сознания — Ego. Являясь од­ним из основных архетипов личности, Ego создает ощущение осознанной связанности и непрерывности течения мыслей, чувств и действий. Хотя Ego и возникает из бессознательного, но имеет только сознательное содержание, которое образовалось из личного опыта.

    Индивидуальное бессознательное складывается из пережива­ний, бьшших когда-то осознанными, а затем забытых и вытесненных из сознания. Оно включает в себя "Тень", "Аниму и Анимус", а также "Самость".

    Тень — это то, что человек считает низким и аморальным в себе, в своей личности. Как Ego является центром сознания, так и тень является центром индивидуального бессознательного. Юнг понима­ет тень, в отличии от Фрейда, не как разрозненный вытесненный в бессознательное материал сознания, а как своеобразное целое — негативное Я. Тень часто переживается в снах как темная, примитив­ная, враждебная и отталкивающая фигура. Юнг предупреждает, что нужно почаще "вглядываться в себя", т.к. свою тень опасно не при­знавать. Она, являясь составной частью личности, подчеркивает при­сущую человеку амбивалентность: робкий в своем бессознатель­ном храбр, храбрый—робок, добрый—зол, а злой—добрый. Тень своими корнями уходит в коллективное бессознательное и поэтому может дать ценный материал для Ego.

    Анима (у мужчин) и Анимус (у женщин) — это вытесненные из сознания нежелательные представления о себе как о мужчине или женщине. Таким образом, Анима — женское начало в мужчине, а Анимус — мужское начало в женщине. Юнг полагает, что эти обра­зы являются собирательными бессознательными образами (архети­пами) женщины или мужчины как таковых и оказывают влияние на выбор супругов, проявляются в сновидениях и фантазиях. Мать для мальчика и отец для девочки оказывают значительное влияние на развитие Анимы и Анимуса.

    Центральным архетипом индивидуального бессознательного яв­ляется "Самость" (Self). Самость — это внутренний руководящий фактор целостной личности, некая "идеальная личность". Юнг убеж­ден, что сознание и бессознательное не противостоят, а дополняют друг друга. Их динамическое равновесие, примирение полярностей и есть целостная личность, объединенная самостью. Развитие само­сти — главная цель жизни человека, однако большинству людей их самость не знакома, она у них не развита, и они считают центром

    2* 35

    личности Ego. Архетип самости не реализуется до тех пор, пока не наступит гармонизация всех аспектов души, а к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Однако развитие самости не означает растворение и исчезновение Ego. Оно продолжает оставаться цент­ром сознания, но уже понимается в связке с самостью, объединяю­щей сознательные и бессознательные психические процессы. Са­мость часто символизируется в снах или образах безлично — как точка, круг или божество. Процесс установления связей между Ego и Самостью — это процесс развития человека, его индивидуализации и самореализации.

    Нарушения в динамическом равновесии сознания и бессозна­тельного проявляются неврозами. Аналитическая терапия направле­на на оптимизацию взаимодействия сознания и бессознательного. Устранение отдельного симптома болезни к выздоровлению не при­водит, т.к., убрав один симптом, взамен получаем новые. Их перво­причина — эмоциональный "комплекс", и он должен являться ми­шенью для лечебного воздействия. Чтобы корректировать "комплекс", необходимо "извлечь" его из бессознательного, пере­осознать его и изменить эмоциональный знак —поменять направле­ние аффекта. Психологическая коррекция эффективна, если проис­ходит одновременно коррекция как "тени", так и "персоны".

    А. Адлер (Adler А.): индивидуальная психология

    Альфред Адлер (1870-1937) был вторым учеником 3. Фрейда, отошедшим от своего учителя. Адлер не принял фрейдовской кон­цепции либидо, пансексуализма, выступал против расчленения лич­ности на три инстанции и детерминации ее развития биологически­ми потребностями. Им предпринята первая попытка так назьшаемой "социологизации" учения Фрейда.

    Адлер полагает, что основной детерминантой в развитии личнос­ти является "воля к власти", которая с рождения присутствует в чело­веке. Представления Ч. Дарвина о борьбе за превосходство как о средстве выживания сначала полностью было принято Адлером. Однако позднее идее о выживании наиболее приспособленных и ги­бели неприспособленных Адлер противопоставляет мысль о том, что физическая и психическая (характерологическая) неполноцен­ность, наоборот, нередко является стимулирующим, способствую­щим победе в борьбе за выживание фактором.

    Человек стремится найти способы для преодоления чувства не­полноценности и прибегает к разным видам компенсаций. Именно

    36

    из чувства слабости и неполноценности ребенка по отношению к миру взрослых развивается специфический для каждого человека стиль жизни. Чувство неполноценности, вызывающее стремление к превосходству, проявляется уже в первые 4-5 лет жизни ребенка в виде "цели победы". Даже агрессия Адлером рассматривается ско­рее как инициатива к преодолению препятствий и не отождествляет­ся с враждебностью.

    Чувство неполноценности, хотя оно и порождается органичес­ким несовершенством человека, его слабостью, является все же "социальным чувством". Именно оно подталкивает человека к его преодолению, начиная со "стремления к превосходству" и кончая "стремлением к совершенству". Таким образом, в отли­чии от понятия "воля к власти" философа Ф. Ницше, адлеровское "стремление к превосходству" имеет более широкий смысл — это еще и побуждения улучшить себя, развить свои способности. Не случайно эти идеи стали позже активно развиваться в гуманисти­ческой психологии.

    Постепенно индивидуальные способы адаптации становятся привычными и определяют стиль жизни человека, его способы ре­шения в трех главных сферах — в работе, дружбе и любви. Стиль жизни уже прочно складывается и закрепляется в дошкольном воз­расте, а в дальнейшем он является лишь только совершенствованием своей основной структуры. Стиль жизни определяет основные типы личности: управляющий, берущий, избегающий или социально по­лезный. Только последний тип Адлером считается социально зре­лым, проявляющим истинную заботу о других и заинтересованным в общении с ними.

    Стремление к превосходству в каждом человеке уникально, так как каждый человек ставит перед собой только ему свойствен­ные жизненные цели. Преодоление чувства неполноценности может быть успешным и адекватным, но иногда оно преодолева­ется посредством "сверхкомпенсации" (одностороннее приспо­собление к жизни в результате чрезмерного развития какой-то одной черты или способности) или механизмами "ухода в бо­лезнь" (своеобразной "выработкой" невротических симптомов для оправдания неудач).

    В понимании Адлера, для больных неврозами характерно сниже­ние уровня активности, необходимой для правильного решения своих жизненных проблем. Они хотят, чтобы другие им помогали разрешать их повседневные заботы, баловали и все прощали. Они борются за свои эгоистические жизненные цели. Истинные причи­ны невроза кроются в детстве, выработке невротического стиля жиз-
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33


    написать администратору сайта