Главная страница
Навигация по странице:

  • Приятие себя, других и природы.

  • Непосредственность, простота и естественность.

  • Автономия: независимость от культуры и окружения.

  • Более эффективное восприятие реальности.

  • Клиен! -центрированная недирективная психотерапия.

  • Арена

  • Сидоров Введение в клиническую психологию. Том 2 Учебник. Учебник для студентов медицинских вузов. М. Академический Проект


    Скачать 2.36 Mb.
    НазваниеУчебник для студентов медицинских вузов. М. Академический Проект
    Дата03.11.2022
    Размер2.36 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСидоров Введение в клиническую психологию. Том 2 Учебник.doc
    ТипУчебник
    #768534
    страница7 из 33
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   33
    Глава 19

    ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

    В ПСИХОЛОГИИ

    А. Маслоу (Maslow A.H.): теория самоактуализации

    Американский психолог Абрахам Харол ьд Маслоу (1908-1970) — один из основателей гуманистической психологии. Его родители-ев­реи эмигрировали в США из России. Маслоу получил психологичес­кое образование, стал профессором психологии, являлся членом ряда профессиональных обществ психологов, был редактором-ос­нователем "Журнала гуманистической психологии" и "Журнала трансперсональной психологии". Большинство его книг написаны в последние 10 лет его жизни: "По направлению к психологии бытия" (1968), "Религии, ценности и вершинные переживания" (1964), "Мо­тивация и личность" (1987) и другие.

    А. Маслоу считал, что психоанализ является хорошей системой для анализа психопатологии, но психоанализ совершенно не приго­ден как теория для объяснения всего человеческого поведения. Маслоу свое исследование основывал не на изучении больных людей, как это делал Фрейд, а на изучении биографий здоровых, наиболее зрелых, творческих и выдающихся личностей, полагая, что только при изучении лучших представителей человеческого рода можно приблизиться к границам человеческих возможностей и их исследовать.

    Маслоу замечает, что хотя в его выборке "лучших из лучших" не оказалось абсолютно совершенных и идеальных людей, однако их всех отличала одна характерная особенность, которую он обозначил как самоактуализация (Self-Actualization).

    Термин "самоактуализация" впервые был предложен Куртом Гольдштейном. Его представления значительно отличались от форму­лировок Маслоу. Будучи нейрофизиологом, занимавшимся пациентами с поврежденным мозгом, Гольдштейн рассматривал самоактуализацию как фундаментальный процесс в каждом организме, который заключа­ется в тенденции актуализировать все заложенные в нем индивидуаль­ные способности, "свою природу". Не всегда этот процесс имеет только позитивные последствия для индивидуума.

    Маслоу понятие "самоактуализация" определяет как стремление к самовыражению с наиболее полным использованием своих талан­тов, способностей и возможностей. Маслоу считает, что эта высокая

    60

    гуманоидная потребность в самоактуализации всегда присутствует у здорового человека. Иными словами, человек должен реализовать то, что в нем заложено от рождения, то, что он может. Если в нем заложены способности ученого или актера, то он обязан это реали­зовать. Если он этого не делает, если условия жизни мешают саморе­ализации, то начинается конфликт неудовлетворенности, лежащий в основе неврозов.

    В персонологии наиболее важным является вопрос о мотивации. Маслоу полагает, что люди мотивированы для поиска личных целей, что делает их жизнь осмысленной. Потребности человека организованы в иерархическую систему приоритета и доминирования ("пирамида по­требностей"): физиологические потребности, потребности безопасности и защиты, потребности принадлежности и любви, потребности самоува­жения, потребности самоактуализации (личного совершенствования). Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание и участие в мотивации поведения потребностей более высокого порядка.

    Концепция самоактуализации — наиболее важный вклад Маслоу в психологию. Для приближения к ее пониманию он приводит ряд "типов поведения", ведущих к самоактуализации:

    1. Свежесть восприятия. Обычно мы мало и поверхностно со­
      знаем, что происходит в нас и вокруг нас. Однако иногда у нас быва­
      ют краткие моменты повышенного осознания и интереса к своему
      внутреннему и внешнему миру, когда мы наблюдаем особо краси­
      вые явления природы, человеческого творчества (закат солнца, кар­
      тина художника) или испытываем эмоциональное воодушевление в
      любви — все это "самоактуализирующие моменты". Самоактуали­
      зация означает восприятие и переживание полное, живое, беззавет­
      ное, с максимальной концентрацией и впитыванием. Самоактуали-
      заторы редко жалуются на скучную, неинтересную жизнь.


    2. Личностный рост и центрированность на проблеме.
      Маслоу считал, что все обследованные им личности были при­
      вержены какой-либо задаче, долгу или призванию. Другими сло­
      вами, все они были не эго-центрированы, а ориентированы на
      задачи, которые стоят выше их личных непосредственных потреб­
      ностей. Если мыслить жизнь как процесс выборов, то самоактуа­
      лизация означает решение в пользу личностного роста в каждом
      выборе. Нам часто приходится выбирать между ростом и безо­
      пасностью, между прогрессом и регрессом. Каждый выбор имеет
      свои негативные и позитивные аспекты. Выбирать безопасное —
      значит оставаться при известном и знакомом, но рисковать стать
      устаревшим и смешным. Выбирать рост — значит открыть себя

    61

    новому, неожиданному опыту, но рисковать оказаться в неизве­стном.

    1. Приятие себя, других и природы. Самоактуализирующиеся
      люди могут принять себя такими, какие они есть. Они не сверхкри­
      тичны к своим недостаткам и слабостям. Самоактуализация — это
      научение сонастроиться со своей собственной внутренней приро­
      дой, со своей самостью. Под самостью Маслоу понимает сердце­
      вину, собственную природу человека, его уникальные вкусы и цен­
      ности. Человек должен сам для себя решить, нравиться ли ему
      самому та или иная пища, кинофильм и т.п., вне зависимости от
      мнений и точек зрения других людей. Актуализироваться — значит
      становиться реальным, существовать фактически, а не только в по­
      тенциальности. Подобным образом они принимают других людей
      и человечество в целом.

    2. Непосредственность, простота и естественность. В пове­
      дении самоактуализирующихся людей нет искусственности или же­
      лания произвести эффект. Но это не означает, что они постоянно
      ведут себя вразрез традициям. Однако, когда этого требует ситуация,
      они могут быть непримиримыми даже под угрозой осуждения. Чес­
      тность и принятие ответственности за свои поступки — существен­
      ные моменты самоактуализации. Маслоу рекомендует не позиро­
      вать, не стараться хорошо выглядеть или удовлетворить своими
      ответами других. Нужно «екать ответы внутри себя, и каждый раз,
      когда мы это делаем, мы соприкасаемся опять со своей самостью.


    3. Автономия: независимость от культуры и окружения. Все
      предыдущее помогает развить в человеке способность быть незави­
      симым в своих действиях от своего физического и социального окру­
      жения, он способен к "лучшим жизненным выборам" не только в
      искусстве, музыке, пище, но и в серьезных проблемах жизни, таких
      как брак или профессия. Мы научаемся верить своим суждениям и
      действовать в соответствии с ними.

    4. Креативность. Самоактуализация—это также постоянный и
      непрерывный процесс развития своих возможностей и талантов.
      Большой талант или ум не то же самое, что и самоактуализация.
      Многие одаренные люди не смогли полностью использовать свои
      возможности, другие же, может даже со средним талантом, сделали
      невероятно многое. Самоактуализация — это не вещь, которую
      можно иметь или не иметь, не единичное достижение, а процесс без
      конца, способ проживания.

    5. Более эффективное восприятие реальности. Дальнейший
      шаг самоактуализации—это обнаружение своих "психологических
      защит" и работа по отказу от них. Психологические защиты — это


    62

    механизмы искажения реальности в угоду самомнению. Нам нужно сознавать, как мы искажаем образ себя и образы внешнего мира посредством вытеснения, проекций и других механизмов защиты.

    8. Вершинные, мистические переживания. "Пик-переживани­ем" (peak-experiences) называет Маслоу особо выраженные и доста­точно продолжительные самоактуализирующие моменты, длящие­ся несколько минут (редко часы). Они вызываются сильным чувством любви, переживаниями исключительной красоты приро­ды или произведений человеческого разума. В такие моменты мы более интегрированы в мир, больше его осознаем, действуем и чув­ствуем более ясно. Наиболее значительные "пик-переживания" ред­ки. Поэты описывали их как моменты экстаза, а люди религии — как глубокого мистического переживания. По Маслоу, эти вершинные переживания не имеют божественной или сверхъестественной при­роды—люди просто чувствуют большую гармонию с миром, теря­ют ощущение своего "Я" или выходят за его пределы, утрачивается чувство времени и места.

    В отличие от вершинных переживаний, "плато-переживание" более устойчиво и длительно. Маслоу описывает его как новый, бо­лее глубокий способ видения и переживания мира. Сам Маслоу пе­режил подобное в конце жизни, после сердечного приступа.

    Состояния, сходные с описаниями "пик-переживаний", часто встречаются в психопатологии в виде своеобразных измененных со­стояний сознания — аура перед эпилептическим припадком, во вре­мя приступа мигрени, при приеме наркотиков и др. Маслоу находит подобные состояния у здоровых людей и считает их существенным свойством самоактуализации.

    Он обнаружил, что некоторые из самоактуализирующихся инди­видов стремились испытывать много "пик-переживаний", в то время как другие сталкивались с ними редко. Первых он называет "транс-цендирующими самоакту ализаторалпГ', и они вносят чаще мис­тичность в происходящее, мыслят более хаотично, способны транс-цендировать (от лат. transcendere — переступать) категории прошлого, настоящего и будущего, добра и зла, воспринять единство за кажущейся сложностью и противоречивостью жизни. Они явля­ются более новаторами, чем систематизаторами идей других, коими является другая половина самоактуализаторов из его выборки.

    Маслоу считал гуманистическую психологию, психологию "тре­тьей силы" (после психоанализа и бихевиоризма), переходной и подгото­вительной к еще более высокой, четвертой психологии — трансперсо­нальной психологии, центрированной на космосе, а не на человеческих интересах и потребностях. Она будет выходить за пределы человеческо-

    63

    го самоопределения, самоактуализации. Энтони Сутич, основатель и первый редактор "Журнала трансперсональной психологии" (основан в 1989 г. при участии А. Маслоу) определил ее как "исследование пре­дельных способностей и возможностей" человека. Эта психология вклю­чает изучение религиозного опыта, медитацию и другие способы полу­чения измененных состояний сознания, феномены парапсихологии и т.п. К теоретическим источникам трансперсональной психологии относятся учения средневековых мистиков (особенно Майстеро Экхарта, XIII-XIV вв), восточная философия (главным образом индийская), аналити­ческая психология К. Юнга. Современным представителем направления является Станислав Гроф.

    Сущность теоретических представлений здесь сводится к тому, что детерминанты человеческого поведения и источники психологических проблем находятся за пределами индивидуального, прижизненного опыта. Человек с его прижизненно сформированной психикой, опытом и качествами традиционно обозначается как "persona". Кроме этого, в человеке существует нечто вне его индивидуального опыта, вне его "персоны", т.е. трансперсональное. Этим "нечто" является, по концеп­ции мистиков, частица Бога, у К. Юнга — архетипы.

    Маслоу полагает, что самоактуализация является высшей по­требностью человека, реализация которой возможна после удовлет­ворения потребностей более низшего порядка—в уважении, любви и принадлежности, безопасности, а также физиологических потреб­ностей ("пирамида" потребностей). Невроз в понимании Маслоу — "болезнь лишенности" удовлетворения фундаментальных потребно­стей, подобно тому, как недостаток витаминов вызывает физичес­кую болезнь.

    В мотивационной сфере личности Маслоу различает мотивацию, которая ориентирует поведение на устранение дефицита чего-либо необходимого организму, т.е. удовлетворения какой-либо потребнос­ти, которая не удовлетворена или фрустрирована (Д-мотивация), и мотивацию роста, бытия (Б-мотивация). Примерами мотивации первой группы (дефицентная мотивация) являются голод, боль, страх. Но когда организм не испытывает ни голода, ни боли, ни стра­ха, появляются новые мотивации, такие как любопытство или жела­ние игры. Эта деятельность может приносить удовлетворение сама по себе как таковая. Она относится к миру бытия, удовлетворению и наслаждению в настоящем (бытийная мотивация). В соответствии с этим Маслоу различает Б- и Д-познание, Б- и Д-ценности, Б- и Д-любовь и тому подобные. Например, в Д-познании объекты рас­сматриваются исключительно как удовлетворяющие потребности. Голодный замечает пищу, а нищий—деньги. Б-познание более точ­но и эффективно, меньше искажает свое восприятие в соответствии

    64

    с потребностью или желанием, оно не судит, не оценивает, не срав­нивает. Б-любовь к природе выражается в умении ценить цветы, на­блюдать их рост. Д-любовь скорее выразится в срывании цветов и устроении из них букетов. Б-любовь—это любовь к сущности, "бы­тию" и существованию другого.

    Психологическая утопия: Эупсихея. А. Маслоу, как и многие другие психологи — создатели психологических теорий личности, не обошел вниманием устройства общественных отношений. Он мечтал об утопическом обществе, которое называл Эупсихея. По его мнению, хороший человек и хорошее общество — это одно и то же. Общество, как полагал Маслоу, должно находить пути для реа­лизации возможностей своих граждан: "просвещенное управле­ние" предполагает, что работающие хотят быть творческими и про­дуктивными, они лишь нуждаются в поддержке и одобрении, а не в ограничениях и контроле администрации. Принуждение себя к дей­ствию всегда указывает на определенный конфликт мотивов, а в идеале человек делает то, что ему следует делать, потому что он хочет делать это.

    Карл Роджерс (С. Rogers): феноменологическая теория личности

    Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987) — американский психолог, ра­боты которого получили широкое признание в области клинической психологии. Главным его трудом является книга "Центрированная на клиенте терапия: ее современная практика, значение и история" (1951). В ней изложена теория, которая наиболее полно отражает феноменологическое направление в изучении личности. Роджерс также является автором многих книг по психологическому консуль­тированию.

    Феноменологическое направление в психологии подчеркивает идею о том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности — с точки зрения его внутреннего, субъективного опыта. Внешний мир есть лишь та реальность, которая сознательно воспринимается и интерпретирует­ся человеком в данный момент времени.

    Другая важная идея феноменологического направления заключает­ся в признании того, что люди свободны в решении своей судьбы. Если люди считают, что они живут, подчиняясь каким-то силам, которым не могут сопротивляться, то это происходит потому, что они потеряли веру в свободу самоопределения, которая заложена в их природе.

    3 Сидоров П. И. и Ир. Т. II 65

    Последний важный тезис феноменологического направления заклю­чается в том, что человек по своей природе добр и стремится к совер­шенству, реализации своих внутренних возможностей.

    Точка зрения Роджерса на личность сформировалась на основе его личного опыта работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства. В результате своих клинических наблюдений, в отли­чие от Фрейда, который в инстинктах усматривал движущие силы личности, Роджерс пришел к выводу о том, что человек по своей внутренней природе добр и его сущность ориентирована и направ­лена прежде всего на движение вперед—к позитивным целям. Чело­век стремится реализовать себя, если дать ему возможность рас­крыть свой врожденный потенциал. Конечно, Роджерс допускал, что у людей бывают иногда злые чувства и аномальные разрушительные импульсы, но тогда человек ведет себя не в соответствии со своей внутренней природой. Роджерс утверждает, что его точка зрения на природу человека не является наивным оптимизмом, а основана на 30-летнем опыте работы психотерапевтом.

    К. Роджерс, как и А. Маслоу, главным жизненным мотивом поведения человека считал его тенденцию к актуализации, пред­ставляющую собой стремление развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность. Эта фундаментальная тен­денция (единственная, которая постулирована автором) может объяснить все другие мотивы — голод, половое влечение или стремление к безопасности. Все они являются только специфи­ческими выражениями основной тенденции — сохранить себя для развития, актуализации.

    Реально для человека, его мыслей и чувств, является только то, что существует в пределах его внутренних координат или субъектив­ного мира, включающего все, что осознается в данный момент времени. Говоря феноменологически, каждый человек реагирует на события в соответствии с тем, что он чувствует, субъективно воспри­нимает в данный момент. Поскольку разные люди одну и ту же ситу­ацию могут воспринимать диаметрально противоположно, феноме­нологическая психология отстаивает доктрину, согласно которой психологическая реальность феноменов является исключительно функцией того, как они видятся, воспринимаются конкретными людьми. Роджерса в психологии интересует именно эта психологи­ческая реальность, а объективная реальность, по его мнению, удел изучения философов. Если мы хотим объяснить, почему человек чувствует, думает и ведет себя определенным образом, то нам следу­ет постичь его внутренний мир, его субъективный опыт, т.е. психоло­гическую реальность.

    66

    Поведение человека определяется не прошлыми событиями его жизни, а только тем, как человек воспринимает свое окружение здесь и сейчас. Разумеется, прошлый опыт влияет на восприятие на­стоящего, однако поступки человека определяют, каким это про­шлое воспринимается сейчас, в настоящее время. Более того, Род­жерс считал, что на поведение в большей степени влияет не прошлая история человека, а как ему видится его будущее. И наконец, он под­черкивал, что личность должна рассматриваться не только в контек­сте "настоящее—будущее", но и как единый, целостный организм, и это единство нельзя свести к составляющим частям личности. При­верженность Роджерса к холистическому направлению видна прак­тически в любом аспекте его теоретической системы.

    Самым значительным элементом психологической реальности, индивидуального опыта человека является его самость, или Я-кон-цепция. Я-концепция—это система взглядов человека на свою сущ­ность, на то, что он из себя представляет. Кроме истинной самости (Я-реальное) и идеальной самости (Я-идеальное), Я-концепция мо­жет включать целый набор Я-образов: родителя, супруга, студента, музыканта, руководителя и т. д.

    Я-концепция является продуктом социализации человека, и в процессе ее формирования ребенок, а потом уже и взрослый чело­век, всегда нуждается в позитивном внимании к себе со стороны своего окружения. Это внимание, по Роджерсу, должно быть безус­ловным, т.е. без всяких "если" и "но". Человек должен воспринимать­ся таким, какой он есть на самом деле. Именно такое безусловное позитивное внимание мы видим в любви матери к сыну вне зависи­мости от его проступков. Обусловленное позитивное внимание мы видим тогда, когда ребенку говорят, что если он получит отличные оценки за полугодие в школе, то ему купят какую-либо интересную для него игрушку. Такое обусловленное позитивное внимание ши­роко распространено и в повседневной жизни взрослого человека. Роджерс утверждает, что обусловленное позитивное внимание при­чиняет ущерб личностному становлению, ребенок пытается соот­ветствовать стандартам других, а не определять для себя, кем он сам хочет быть и чего добиваться.

    Роджерс полагает, что поведение человека в большей своей части согласуется {конгруэнтно) с Я-концепцией или, по крайней мере, человек стремится к этому. Все переживания, которые согласуются с Я-концепцией, хорошо осознаются и точно воспринимаются. И на­оборот, переживания, находящиеся в конфликте с "Я", к осознава-нию и точному восприятию не допускаются. В теории Роджерса тре­вога и угроза благополучию начинает возникать только тогда, когда

    3* 67

    люди начинают сознавать несоответствие Я-концепции своему акту­альному реальному состоянию. Так, если человек считает себя чес­тным, но совершит нечестный поступок, он будет ощущать тревогу с замешательством, чувством вины. Весьма вероятна и такая ситуа­ция, когда человек испытывает тревогу, но причин ее не осознает. Тревожный человек — это человек, который смутно осознает, что признание или символизация определенных переживаний приведет к нарушению целостности его теперешнего Я-образа. Психологи­ческие личностные защиты и призваны к сохранению целостности Я-структуры.

    Если переживания человека совершенно не согласуются с Я-кон-цепцией (неконгруэнтность), то появляется сильная тревога и у него возникает невротическое расстройство. У "невротика" психологичес­кая защита все-таки достаточно сильна и, хотя он и нуждается в помо­щи психотерапевта, Я-структура у него не является значительно нару­шенной. При неэффективности психологической защиты и значительном разрушении Я-структуры у человека развивается пси­хоз и он нуждается в помощи психиатра. Роджерс предполагает, что личностные расстройства могут возникать как неожиданно, так и по­степенно. В любом случае, как только появляется серьезное несоот­ветствие между "Я" и переживанием, защита человека перестает фун­кционировать адекватно и ранее целостная структура Я разрушается.

    Клиен! -центрированная недирективная психотерапия. В тера­пии личностных расстройств, по Роджерсу, для осуществления кон­структивных личностных изменений требуется наличие следующих условий:

    1. Наличие психологического контакта между психотерапевтом
      и клиентом.

    2. Клиент неконгруэнтен, уязвим и тревожен, поэтому он и об­
      ратился за помощью.

    3. Психотерапевт должен быть конгруэнтным, гармоничным и
      искренним во взаимоотношениях со своим клиентом.

    4. Психотерапевт испытывает безусловное позитивное внима­
      ние к своему клиенту. Атмосфера процесса психотерапии должна
      создавать уверенность у клиента, что его полностью понимают и
      принимают.

    5. Психотерапевт испытывает эмпатическое понимание внут­
      ренних переживаний своего клиента. Психотерапевт чувствует внут­
      ренний мир пациента так, как если бы он был его собственным внут­
      ренним миром.

    6. Должна произойти передача клиенту эмпатийного понима­
      ния и безусловного позитивного внимания психотерапевта. Бес-

    68

    смысленно испытывать подобные чувства к своему клиенту, если последний знать об этом не будет. Психотерапевт должен каждым словом, жестом стараться передать это отношение клиенту.

    Роджерс утверждает, что именно клиент, а не психотерапевт от­ветственен за личностный рост и результаты психотерапии. Ис­пользование автором понятия "клиент" вместо "пациент" подчер­кивает именно признание этого. Данный подход понятен всем, кто разделяет оптимистический взгляд Роджерса на человеческую при­роду — при наличии правильных условий человек сам стремится к движению в сторону личностного роста, актуализации и здоровья. Психотерапия, центрированная на личности, предназначена для того, чтобы устранить несоответствие (неконгруэнтность) между переживаниями и самостью.

    Группы тренинга. Группы тренинга создаются для занятий со здоровыми людьми. Речь идет об использовании групповых форм взаимодействия людей не с терапевтическими целями, а для приобре­тения жизненного опыта и роста личности. Появление такого рода психокоррекционных групп обусловлено стремлением к самовыра­жению, характерным для гуманистического направления. Среди та­ких психокоррекционных групп могут быть выделены группы орга­низационного развития (решения определенных проблем); группы подготовки руководителей, обучения межличностным умениям (со­циально-психологический тренинг); группы личностного роста и другие. Особенно большое внимание оказанию психологического со­действия росту личности групповыми методами уделял К. Роджерс (1947). Его концепция "групп встреч", фокусированная на поиске аутентичности (подлинности) в выражении чувств, мыслей и поведе­ния, тесно связана с его работами в области клиент-центрированной психотерапии.

    При проведении занятий в группах тренинга считается, что груп­па — это реальный мир в миниатюре. В ней существуют те же жизнен­ные проблемы межличностных отношений, поведения, принятия реше­ний, разрешения конфликтов и т.п. Отличие от реальности заключено лишь в том, что в этой "лаборатории" каждый может быть и экспери­ментатором, и предметом эксперимента. Прежде всего группа тренинга человеческих отношений (Т-группа) учит тому, как учиться. Все члены группы вовлекаются в общий процесс взаимообучения, и они при этом научаются в большей мере полагаться друг на друга, чем на руководи­теля. Обучение тому, как учиться, включает в себя прежде всего про­цесс самораскрытия (расширения представлений о самом себе). Наибо­лее эффективной моделью для понимания этого процесса является "окно Джогари", названное так в честь его изобретателей Джозефа Лаф-та и Гарри Инграма.

    69

    Арена

    Видимое

    Слепое пятно

    Неизвест­ное (скрытое)

    Окно Джогари

    В соответствии с моделью "Джогари" можно представить, что каж­дый человек заключает в себе четыре личностные зоны:

    1. "Арена" — это то, что знают обо мне другие и знаю я сам, или
      личностное пространство, открытое для всех;

    2. "Видимое" — это то, что известно только мне (например, мои
      страхи или любовные приключения), от других я это тщательно скры­
      ваю;

    3. "Слепое пятно" — это то, что знают обо мне окружающие, мне
      это не видно (как в пословице: "В чужом глазу щепка видна, а в своем
      полена не замечает");

    4. "Неизвестное" — это скрытое от всех (зона подсознательного), в
      том числе и латентные резервные ресурсы для личностного роста.

    "Окно Джогари" наглядно демонстрирует необходимость расши­рять контакты, увеличивать "арену". В начале занятий "арена" обычно небольшая, но по мере нарастания сплоченности и взаимопонимания в группе она увеличивается, активизируются все лучшие личностные ресурсы. Получая сигналы обратной связи друг от друга, участники группы могут откорректировать собственное поведение, становятся более естественными в выражении своих чувств. Важным условием ра­боты группы является сосредоточение внимания на принципе "здесь и сейчас". Актуально в группе только то, что в ней происходит. Создание различных экспериментально-групповых ситуаций позволит приме­нить полученные знания и навыки социального взаимодействия и в ре­альной жизни (в семье, на производстве).

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   33


    написать администратору сайта