Главная страница
Навигация по странице:

  • "базальной тревогой"

  • "нуклеарная (ядерная) семья"

  • Подростковый период

  • Сидоров Введение в клиническую психологию. Том 2 Учебник. Учебник для студентов медицинских вузов. М. Академический Проект


    Скачать 2.36 Mb.
    НазваниеУчебник для студентов медицинских вузов. М. Академический Проект
    Дата03.11.2022
    Размер2.36 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСидоров Введение в клиническую психологию. Том 2 Учебник.doc
    ТипУчебник
    #768534
    страница5 из 33
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

    37

    ни. Затем этот ошибочный стиль жизни почти неизбежно приводит к столкновению с реалиями жизни, которые становятся пусковой си­туацией болезни. Целью терапии неврозов является выявление оши­бочных суждений больного о себе и других людях, устранение лож­ных жизненных целей и формирование новых, помогающих реализовать личностный потенциал.

    К. Хорни (Horney К.): теория "базальной тревоги"

    Карен Хорни (1885-1952) родилась недалеко от Гамбурга в нор­вежско-голландской семье, принявшей немецкое гражданство. Она получила медицинское образование и занималась психоаналитичес­кой практикой в клиниках Берлина. В 1932 году из-за начавшихся го­нений на психоаналитиков К. Хорни переехала в США. В 1941 году за отступничество от ряда положений ортодоксального фрейдизма была исключена из Американской психологической ассоциации. Тогда же с группой единомышленников она создала параллельную Ассоциацию развития психоанализа, в которой активно работала до конца жизни. Основные работы: "Невротическая личность нашего времени" (1937), "Новые пути в психоанализе" (1939), "Самоанализ" (1942), "Наши внутренние конфликты" (1945), "Невроз и человечес­кий рост. Борьба за самореализацию" (1950).

    К. Хорни — одна из создателей неофрейдизма, и ее социокуль­турную концепцию личности отличает отказ от упрощенного биоло­гизма, присущего теории Фрейда. Основу сущности человека она видит в его врожденном чувстве тревоги. Младенец начинает испы­тывать тревогу с самых первых минут своего рождения, своего су­ществования вне чрева матери. Это чувство тревоги фиксируется и становится внутренним свойством психической деятельности — "'базальной тревогой"'.

    Внутреннее беспокойство порождает желание избавиться от него, что и является основной глубинной мотивацией поведения. Именно базальная тревога заставляет человека стремиться к безо­пасности, строить свое поведение таким образом, чтобы не прово­цировать ее усиления.

    Ключевой период в процессе формирования личности — дет­ство. Изначальная беспомощность маленького ребенка ставит его в особо уязвимую, зависимую позицию. Множество внешне различ­ных особенностей родительского поведения (недостаток любви и за-

    38

    боты, запугивание, неадекватное восхваление, игнорирование само­стоятельности и прочие) приводят в конечном итоге к одному ре­зультату — ребенок оказывается не способным выработать в себе должное самоуважение. Это оборачивается его неуверенностью в себе, одиночеством, страхами, ощущением обиды, то есть в основе своей тревожно-враждебным отношением к миру, чаще всего глу­боко бессознательным.

    Со временем дети интуитивно находят способы, как справиться со своим окружением: кто-то спасается от вторжения в свою жизнь вспышками гнева, кто-то — уходом в мир грез и фантазирование, а кто-то — слепой преданностью и послушанием. В любом случае ребенок вынужден расплачиваться за "выживание" в подавляющей или эмоционально холодной атмосфере семьи утратой своей внутренней свободы — свободы в своих чувствах, желаниях, в отно­шениях к людям и даже к самому себе. Здесь заключены источники невротических наклонностей, которые могут властвовать над чело­веком всю его жизнь.

    Стремление к удовлетворению своих желаний, противоречащее стремлению к безопасности, может вырабатывать определенные спо­собы ("стратегии") поведения — "невротическое стремление к люб­ви" как средство безопасности в жизни; "невротическое стремление к власти", объясняющееся страхом и враждебностью к людям; страте­гия самоизоляции от людей ("бегство от окружения") и стратегия при­знания своей беспомощности ("невротическая покорность"). Разница между здоровым человеком и страдающим неврозом сводится лишь к степени выраженности конфликтующих тенденций. Под влиянием внешних временных обстоятельств возникают "ситуационные невро­зы", а в случае "изначального конфликта" возникает подлинная бо­лезнь —"невроз характера".

    Стратегии поведения могут выступать не только предпосылка­ми неврозов, но й в качестве защитных механизмов личности. К. Хор-ни предлагает сделать психоаналитический процесс доступным для всех людей, заинтересованных в своем развитии. Поискам подходов к этой проблеме и посвящена ее книга "Самоанализ". Избавление от невроза К. Хорни видит в освобождении от своего "идеализиро­ванного Я". Искажения личности происходят не из-за стремления к идеалу вообще, а из-за неправильного содержания идеала. Струк­тура личности при более мягких неврозах является менее ригидной, чем при тяжелых неврозах, и даже единичное обнаружение бессоз­нательного конфликта может быть поворотным пунктом к более свободному развитию человека. Опыт работы К. Хорни показал ре-

    39

    альность для некоторых пациентов самостоятельного преодоления своих внутренних психологических ограничений, оставленных про­шлыми переживаниями.

    Г. Салливан (Sillivan H.S.): интерперсональная

    ТЕОРИЯ

    Гарри Стэк Салливан (1892-1949)—американский психиатр и пси­холог, представитель неофрейдизма. Его основные положения отно­сительно теории личности изложены в книге "Межличностная теория в психиатрии" (1963). Теория Салливана сложилась под влиянием мно­гих психологических школ—G. Mead, S. Freud, К. Lewin.

    По мнению Салливана, поведение человека направляется двумя основными стремлениями: к удовлетворению (реализация биологи­ческих потребностей) и безопасности (удовлетворение личностных потребностей). Воплощение этих стремлений возможно только в контакте с другими людьми. Следовательно, объектом психологи­ческого исследования должна быть личность как относительно ус­тойчивая модель повторяющихся межличностных ситуаций, так как личность формируется и проявляется в межличностных отно­шениях (как реальных, так и воображаемых).

    Ребенок при рождении испытывает дискомфорт и беспокойство (тревогу), поэтому основными механизмами личностного развития являются потребность в безопасности (нежности, ласке) и стрем­ление избежать тревогу. Удовлетворение даже сугубо органичес­ких потребностей ребенка в человеческом обществе непременно требует участия другого человека. Таким образом, ребенок с мо­мента рождения сразу включен в существующие межличностные (социальные) отношения. На этой основе Салливан выделил ряд ста­дий (периодов) онтогенетического развития личности, связанных с изменениями складывающихся межличностных отношений.

    Антенатальный период изначально психологически безопасен для ребенка, находящегося в утробе матери. Однако уже в это время складывается определенная расстановка сил, межличностных отно­шений, связанных с его будущим рождением, — антенатальная дис­позиция (законный брак или внебрачный ребенок, беременность желательна или не желательна для женщины). Антенатальная диспо­зиция в итоге может повлиять на обеспеченность удовлетворения основных потребностей ребенка после рождения, а значит и на ста­новление его как личности.

    Второй период, "первичная семья "(мать—ребенок) начинается с момента родов, который сопровождается физиологическим и пси-

    40

    хологическим дискомфортом ребенка, обозначаемым первичным страхом. В норме этот "первичный психологический страх", чувство беспомощности ребенка систематично купируются заботливой ма­терью, которая его кормит и ласкает, формируя таким образом вто­ричное чувство безопасности ("психологическое рождение"). Если мать аутична и неласкова, то процесс "снятия" первичного психоло-гк теского страха протекает неполноценно и может служить в буду­щем основой повышенного риска возникновения для таких людей различных заболеваний (неврозов, психозов, психосоматических расстройств), а также антисоциального поведения.

    Третий период— "нуклеарная (ядерная) семья", по мнению Салливана, моделирует главные межличностные отношения (вер­тикальные, горизонтальные и ролеполовые), существующие в об­ществе и неосознанно усваиваемые ребенком. Теоретически та­кая семья пятичленна: ребенок, его родители, а также брат и сестра. Любая семья так или иначе воспроизводит и демонстри­рует ребенку взаимоотношения полов (отношения между отцом и матерью, братьями и сестрами), отношения субординации и соподчиненности — вертикальные связи (старший—младший, родитель—ребенок, начальник—подчиненный) и отношения внутри каждого субординационного уровня (между взрослыми, между детьми).

    На четвертом этапе, с возраста около 4-х лет, ребенок включается в дошкольную группу, где осваивает определенные социальные роли и впервые приобретает социальный статус. При вхождении в группу сверстников ребенок может находиться там на правах полноценного члена, и у него вырабатывается адекватное социально-ролевое пове­дение, но может быть и иначе. Возможны варианты неполноценного члена группы, а то и вовсе отверженного. Для вхождения в группу важное значение часто приобретают различные внешние атрибуты, зависящие от традиций, других социокультуральных и этнографи­ческих условий.

    В возрасте 7-10 лет — младшая школьная группа — основное внимание должно уделяться "отработке и тренировке" взаимоотно­шений по вертикали. Важно выработать у ребенка не слепое послу­шание старшим из-за страха наказания, но и активное желание под­чиниться. Упрямство — скорее признак слабости; только вовремя наученный повиноваться может в будущем адекватно властвовать, нормально руководить.

    Подростковый период характеризуется нарастанием значимых для подростка интерперсональных связей вне семьи. Родители под­ростка начинают чаще сталкиваться с его упрямством, непослуша-

    41

    нием и ощущают снижение своего авторитета (подростковый нега­тивизм). Замечено, что больший воспитательный эффект в этом воз­расте достигается воспитанием "через референтов", т.е. значимых для подростка лиц (друзья или, например, спортивный тренер). Дру­гой основной проблемой этого возрастного этапа является половое созревание и бурное становление сексуального влечения. У Салли-вана, так же как и у Фрейда, повторяется идея о подростковой гомо­сексуальности. Однако Салливан не считает подростковую гомосек­суальность неизбежной, так как, по его мнению, она обусловлена не биологическими, а социальными факторами. Как курение или упот­ребление наркотиков, подростковая гомосексуальность — это соци­ально обусловленный риск, зависящий от наличия или отсутствия в окружении подростка референтных асоциальных групп.

    Юношеский возраст также характеризуется увеличением числа интерперсональных связей, однако качественное своеобразие этого периода связано с завершением формирования когнитивных про­цессов. Это проявляется в склонности юношей ставить перед собой вопросы философского плана и размышлять о смысле жизни, при этом нередко возникает состояние своеобразной разочарованности и пессимизма. Подобные юношеские возрастные кризы иногда мо­гут составить сложности в дифференциальной диагностике их с де­бютом шизофрении (синдром "философической интоксикации") или эндогенной депрессии.

    Большинство проблем жизни взрослого человека (периоды мо­лодости и зрелости) Салливаном понимаются через призму выдви­нутых им положений формирования личности ("Я-системы") с ее механизмами психологической защиты — "избирательного внима­ния". Бессознательное сличение с эталоном воспринятого в детстве лежит в основе механизмов идентификации и избирательности вни­мания или, точнее сказать, невнимания к тому, что может вызвать у человека дискомфорт. Например, объяснения человека о "плохом" начальстве, вынуждавшем его многократно менять работу, в своей основе могут быть связаны с недостаточной сформированностью "вертикальных отношений" в соответствующие периоды детства.

    Для пожилого возраста характерны как биологический (инво­люция), так и психологический кризы. Психологические кризы могут рассматриваться в этом возрасте как личностные реакции на свое возрастное увядание, а также отстранение от активной трудовой дея­тельности (т.н. "пенсионные неврозы").

    В старческом возрасте психологически наиболее трудным для человека является ситуация одиночества. Человек может физически жить дольше всех своих близких, друзей и знакомых ("пережить" их,

    42

    утратив все свои интерперсональные связи), что иногда называют социальным умиранием или смертью "социального атома". Соци­альный атом может умереть одновременно со своим носителем, а может и пережить человека. В последнем случае интерперсональ­ные связи сохраняются и цементируются его образом в памяти об­щавшихся с ним людей.

    Проблемы "социального умирания" характерны не только для старческого возраста, но и для тяжелых инвалидизирующих сома­тических и психических заболеваний, когда социальное окружение "забывает" больного человека. Реабилитация больных и инвалидов должна предусматривать не только биологическое лечение, но и наиболее полное восстановление психологического и социального функционирования.

    Э. Фромм (Fromm E.): теория отчуждения

    Эрих Фромм (1900-1980), доктор философии и сотрудник инсти­тута психиатрии, родился в Германии, но с 1934 года жил и работал в США, поэтому его причисляют к американским психологам. Его учение является как бы наиболее "социализированным" учением неофрейдизма, "культурным психоанализом". Первая книга "Бег­ство от свободы" была им опубликована в 1941 году. Творчество Фромма носит скорее философско-этический, а не клинический ха­рактер. Он часто начинает свои труды с изложения учения К. Маркса об отчуждении результатов труда от производителя в антагонисти­ческих классовых обществах. Однако Фромм расширительно толкует эти положения, распространяя их на основы отношения людей.

    Интерпретация личности Фроммом начинается с анализа усло­вий существования человека и их изменений с конца Средневековья по наше время. Он утверждает, что одиночество, изоляция и отчуж­денность присущи всем людям, в том числе и нашего поколения. Отчуждение состоит в нарушении естественной, гармоничной связи человека с природой и на этой основе — с другим человеком и са­мим собой.

    Одновременно для каждого исторического периода характерным было и прогрессивное обретение личной свободы человека. Невидан­ная свобода от жестких социальных, политических, экономических и религиозных ограничений в современных обществах потребовала и компенсации в виде чувства безопасности и принадлежности к социу­му. Фромм полагает, что образовалось огромное противоречие между свободой и безопасностью и именно оно становится причи-

    43

    ной основных трудностей в жизни современного человека. Человек пытается преодолеть свое одиночество "бегством от свободы".

    Фромм указывает на ряд способов, или стратегий, такого бегства от свободы. Невыносимость бремени отчуждения может перерас­тать в чувство агрессии как к окружению (садизм), так и к себе (мазо­хизм). Отчуждение также может выражаться в конформизме, при­способленчестве к другим людям, условиям жизни. Сами по себе стратегии бегства от свободы несут в себе функцию своеобразной психологической защиты от тягостного чувства одиночества. Последнее часто может проявляться компульсивно и лежит в основе внешне беспричинных самоубийств.

    Вся активность человека подчинена решению базовой проблемы отчуждения — обретению единства с миром и самим собой. Однако, как подчеркивает Фромм, природа человека двойственна: он стре­мится к независимости и свободе, но последняя способствует от­чуждению. Дихотомия свобода—безопасность обусловлена экзис­тенциальными потребностями человека — потребности в связях с другими людьми, потребности в созидательном творчестве, потреб­ности в корнях (связи с семьей), потребности в своей идентичности (быть самим собой, а не копировать других), потребности в системе взглядов для объяснения сложности мира. Общество предоставляет возможность удовлетворения этих потребностей, формируя у чело­века структуру личности — формирующиеся с детства устойчивые "основные ориентации характера".

    Фромм выделил пять социальных типов характера, превалирую­щих в современных обществах: рецептивный тип (убеждены, что все хорошее в жизни находится вне их самих, они оптимистичны и идеалистичны), эксплуатирующий тип (негативные черты — агрес­сивность, эгоцентризм, а позитивные—уверенность в себе, чувство собственного достоинства), накопительский тип (тенденция к овла­дению материальными благами, властью),/»ыночным тип (убежден, что и личность является товаром, отношения с окружением поверх­ностные), продуктивный тип (независим, честен, спокоен, ориенти­рован на социально-полезную деятельность). Последний тип в тео­рии Фромма — это идеальное состояние человека.

    Э. Фромм сформулировал идеи о существовании в активности людей биофильной и некрофильной ориентации, то есть ориента­ции на жизнь и ориентации на смерть (они содержательно соот­носятся с описанием 3. Фрейдом инстинктов жизни и смерти). Некрофильны те люди, которые чувствуют влечение ко всему не­живому. Они охотно говорят о смерти, о болезнях, о похоронах, при этом воодушевляются. Они холодны, подвержены закону и

    44

    порядку, живут прошлым и никогда не живут будущим. Противо­положностью является биофильная ориентация — любовь ко все­му живому. Сюда включаются и тенденции к интеграции и объе­динению, к росту соответственно качества и структуры живого. Объединение и совместный рост — характерные признаки жизни, в том числе жизни чувств, мышления и всех проявлений психи­ческого в человеке. Преобладание того или иного вида ориенти­ровки определяет образ жизни человека.

    Э. Эриксон (Erikson E.H.): теория идентичности

    Эрик Эриксон родился в 1900 г. в Германии, где какое-то время работал с Фрейдом, а в 1933 г. эмигрировал в США. Основные труды: "Детство и общество" (1967), "Идентичность и жизненный цикл" (1971), "Проблема новой идентификации" (1974).

    Эриксон относится к числу тех последователей Фрейда, кто су­мел критически переосмыслить некоторые положения его концеп­ции. Он разработал теорию личностного развития на протяжении всей жизни человека—от рождения до старости. В отличие от Фрей­да, Эриксон уделял большее внимание социальной детерминации развития. Он полагает, что наряду с выделенными Фрейдом фазами психосексуального развития, в ходе которого меняется направлен­ность влечения от аутоэротизма к внешнему объекту, существуют и психологические стадии развития "Я", в ходе которых индивид уста­навливает основные жизненные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Эриксон выделил ставшие широко извест­ными восемь стадий развития личности. На каждой из них существу­ют свои определенные параметры, которые могут принимать поло­жительные или отрицательные значения. Механизмом смены стадий является конфликт, кризис идентичности личности.

    Понятие "психосоциальная идентичность" у Эриксона выс­тупает в качестве центрального интегративного начала личности. Групповая, социальная идентичность начинает формироваться очень рано — ребенок с первых дней жизни ориентирован на вклю­чение в определенную социальную группу и постепенно начинает воспринимать и понимать мир так, как и большинство его окруже­ния. Но постепенно у него формируется и индивидуальная иден­тичность — чувство устойчивости и непрерывности своего "Я", несмотря на то, что в нем идут и многие процессы непрерывного изменения и развития. Таким образом, индивидуальная идентич­ность означает сознание тождественности самому себе, непрерыв-

    45

    ности во времени собственной личности и связанное с этим ощу­щение, что другие также признают это. Если идентичность — со­стояние, то идентификация — процесс его формирования. Иден­тификация всегда связана с другими людьми, которые в течение определенного времени могут служить "образцами".

    В индивидуальной идентичности можно различить личност­ную идентичность и Я-идентичность. Последняя ("эго-идентич-ность") означает более узкую, глубинную область, ответственную за постоянство личности. Значение этого конструкта яснее всего проявляется в психопатологии, когда Я-идентичность утрачивает­ся, меняется, "расщепляется" или человек вынужден бороться за ее сохранение.

    Идентификационное поведение и идентичность развиваются не­прерывно в течение всей жизни, начиная с раннего детства. При этом важнейшее влияние оказывают родители и другие референтные лич­ности. Согласно Эриксону, каждый человек в ходе развития своей идентичности переживает несколько критических фаз. Критическая фаза — не патологическое состояние, а своеобразное состояние не­стабильности с мобилизацией созидательных сил. Человек задает себе вопросы: "Каков я? Каким мне хотелось бы стать? За кого меня принимают?". Каждая стадия характеризуется задачами этого возра­ста, а задачи выдвигаются обществом. Решение всех этих вопросов определяется уровнем развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет.

    Стремление к собственной идентичности и к ее сохранению Эриксон выводит из психоаналитических посылок, стадии личност­ного развития у него соответствуют в общих чертах фазам психосек­суального развития.

    Раннее младенчество (до 1 года): главную роль в жизни играет мать (кормит, ухаживает, ласкает), в результате у ребенка форми­руется "базовое доверие к миру". Динамика развития доверия зависит от матери. Если мать тревожна и невротична или ребенку уделяют мало внимания (например, ребенок в детском доме), то формируется базовое недоверие к миру, устойчивый пессимизм. Эмоциональная депривация приводит и к резкому замедлению психического развития.

    Позднее младенчество (1—3 года) связано с формированием ав­тономии и независимости, ребенок начинает ходить, контролировать сфинктеры, приучается к опрятности. Социальное неодобрение от­крывает глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность наказания, формируется стыд. В конце стадии должно быть равновесие автоно­мии и стыда.

    46

    Раннее детство (3—6 лет): возникает убеждение у ребенка, что он уже личность. В игре формируется инициативность и предпри­имчивость. Если родители сильно подавляют ребенка, то это замед­ляет формирование инициативности, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувства вины.

    Среднее детство (6—12 лет): возможности развития в рамках семьи исчерпаны, ребенок овладевает знаниями и новыми навыка­ми в школе. Он спокоен и верит в свои силы, но школьные неудачи приводят к появлению или закреплению чувства своей неполноцен­ности, отчаяния, потери интереса к учебе. Если родители лишь руга­ют и наказывают за плохую учебу, чувство неполноценности может закрепиться на всю жизнь.

    Отрочество и юность (12—20 лет): формируется окончательно "эго-идентичность". Бурный рост и половое созревание создают озабоченность тем, как он выглядит перед другими. Возникает не­обходимость профессионального самоопределения. Если на ран­них стадиях у ребенка сформировалась автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своих силах, то подросток легко на­ходит свое "Я", признание окружающих. В противном случае про­исходит диффузия идентичности, он не может найти свое "Я", не осознает целей и желаний, регрессирует к инфантильным, ижди­венческим реакциям, появляется смутное, но устойчивое чувство тревоги и одиночества. Появляется страх общения, особенно с про­тивоположным полом.

    Ранняя взрослость (20—25 лет): актуален поиск спутника жизни, укрепление связей со своей социальной группой. Человек не боится обезличивания, появляется чувство близости, сотрудничества, ин­тимности с определенными окружающими людьми. Однако, если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замы­кается, закрепляется изоляция и одиночество.

    Средняя взрослость (25—65 лет): дальнейшее развитие идентич­ности — идет воздействие со стороны других людей, особенно детей. Они подтверждают, что ты им нужен. Есть любимый труд, есть на кого излить свое "Я". В противном случае — опустошенность, зас­той и косность, психологический и физиологический регресс.

    Поздняя взрослость (65 лет и более): создание завершенной формы эго-идентичности на основе всего пути развития личности, переосмысления всей жизни. Человек должен понять, что жизнь — это неповторимая судьба и ее надо "принять" такой, какая она есть. Если "принятия себя и жизни" не произошло, то человек чувствует разочарование, теряет вкус к жизни, чувствует, что жизнь прошла неверно, зря.

    47

    Стадии развития личности по Э. Эриксону

    Стадия развития

    Психо­социальные кризисы

    Нормальная линия развития

    Аномальная линия развития

    Референт­ное О1фу-жение

    Раннее мла­денчество: до 1года ("орально-сенсорная")

    Базальное доверие или базальное недоверие

    Любовь, доверие к родителям и об­щение с ними

    Недоверие к лю­дям —результат плохого обраще­ния, эмоциональ­ной деприваиии

    Мать

    Позднее младенчество до 3 лет ("мышечно-анальная")

    Автономия или стьщи сомнение

    Уверенность в себе, самостоя­тельность

    Сомнения, стыд­ливость. Желание скрыть недостатки речи, ходьбы и т.п.

    Родители

    Раннее дет­ство: до 6 лет ("локомотор-но-генитапь-ная")

    Инициатив­ность или чувство вины

    Любознатель­ность, подражание взрослым, вклю­чение в роле-половое поведе­ние.

    Пассивность в общении, инфан­тильная зависть к другим детям Нет роле-полового поведения.

    Семья

    Среднее детство, или возраст игры: до 12лет ("латентная")

    Осмыслен­ная работа, трудолюбие или чувство неполноцен­ности

    Трудолюбие, стремление к успехам, развитие умений и навыков, ориентирован­ность на задачу

    Слабость развития трудовых навыков, робость, комплек­сы, избегание сложных заданий и соревнования

    Двор, школа

    Отрочество и юность: до 20 лет

    Эго-идентич-ностьилиее диффузия, ролевое смешение

    Жизненное само­определение, миро­воззрение. Учение, планы на будущее. Четкая половая поляризация

    Путаница ролей, выраженное жела­ние разобраться в себе в ущерб внеш­ней активности

    Лидеры какобраз-цы,"свои" и посто­ронние группы

    Ранняя

    зрелость: до 25 лет ("гениталь-ная")

    Интимность исолидар-ностьили изоляция

    Контактность. Любовь и работа. Рождение и вос­питание детей

    Трудности харак­тера, поведенческая непредсказуемость. Непризнание Офу-жаюшими. Психопа­тология

    Друзья. Сослу­живцы. Соперни­ки. Сексу­альные партнеры

    Средняя зрелость:

    до 64 лет

    Продуктив-ностьили застой, инертность и самоуничи­жение.

    Творчество, удов­летворенность, воспитание нового поколения

    Застой,эгоцен­тризм. Непродук­тивность в работе. Ранняя инвалид­ность

    Работа. Семья

    Поздняя зрелость: 65 лет и более

    Цельность, эго-интегра-цияили отчаяние

    Полнота жизни, мудрость, ощуще­ние полезности прожитого, смире­ние с неизбежной смертью.

    Отчаяние, желание прожить жизнь заново, потеря веры в себя, страх смерти.

    "Челове­чество",

    "люди моего типа".

    48

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33


    написать администратору сайта