История науки и культуры. История искусства и культуры II часть. Учебник Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070902 графика квалификация художник анимации и компьютерной графики
Скачать 3.25 Mb.
|
ГЛАВА 3. ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА §1. Правители этой эпохи Правление Петра III (25 декабря /5 января 1761 – 28 июня /9 июля 1762 гг.). Пётр Фёдорович был объявлен наследником российского престола ещё в конце 1741 года. Короткое царствование Петра III было отмечено активизацией всех форм правительственной деятельности. Менее чем за полгода был издан целый ряд указов: уничтожение Тайной канцелярии; прекращение преследования раскольников; упразднение торговых монополий, стеснявших развитие предпринимательства; провозглашение свободы внешней торговли; передача монастырских и церковных имений в ведение специальной Коллегии экономии. Манифестом от 18 февраля (1марта) 1762 года дворянство было освобождено от обязательной государственной службы, получило право на уход в отставку и свободный выезд за границу. Петр III реформировал войска по прусскому образцу, а Фридриху II он сделал массу уступок. В мае 1762 года Петром III был создан Императорский совет из 9 человек. Отношения с императрицей носили негативный характер. К этому времени за спиной Петра III сложилась враждебная политическая группировка, которая и свергла его с престола 28 июня 1762 года. Екатерина II (1762-1796гг.). Екатерина II, ставшая императрицей в результате очередного дворцового переворота, проводила гибкую внутреннюю и внешнюю политику. При помощи умело выбранных сподвижников императрица создала блестящий период в русской истории. В её правление было две войны с Турцией. В первой особенно отличились Румянцев Задунайский и Орлов Чесменский. Благодаря этим победам, Россия приобрела берега Азовского моря, а Турция признала независимость Крыма. По настоянию князя Григория Александровича Потёмкина Крым был занят русскими. В Новороссии стали возникать города. Появляется русский черноморский флот. Затем Турция объявляет вторую войну. В этой войне прославился А.В. Суворов взятием крепости Измаил и победами при Фокшанах и Рымнике. В этот период Турция признала все северные берега Чёрного моря владениями России. В самом начале правления Екатерине II пришлось вмешаться в дела польские. Беспорядки в польском государстве и притеснение диссидентов (не католиков) было причиной польских разделов. По первому разделу Россия получила большую часть Инфлянт и Белоруссию до Двины, Друч и Днепр; по второму разделу – остальную Белоруссию, Украину, Подолию и восточную часть Полесья и Волыни; по третьему разделу – Литву. Безрезультатными были войны со Швецией и Персией. Народным бедствием стало для страны появление чумы в Москве 1771 года и пугачёвский мятеж (1773-1775 гг.). Кроме внешних политических успехов императрицы, необходимо отметить замечательные внутренние преобразования. Прежде всего Екатерина II способствует развитию сословий. Императрица даёт жалованную грамоту дворянству. В связи с сословными реформами состоялся созыв «Комиссии для сочинения проекта нового уложения», что-то вроде Земского собора. Для руководства этой комиссией сама Екатерина II написала «Наказ», однако вскоре Комиссия была распущена. Относительно губерний императрица придерживалась политики централизации. Учреждением о губерниях 1775 года вся Россия делится на 50 губерний с усиленной властью губернаторов. В экономическом отношении императрица считала важным передачу церковных имуществ в ведение коллегий экономий; устройство Государственного заёмного банка; введение откупной системы. Екатерина II постоянно заботилась о народном здравоохранении и просвещении. В Петербурге были учреждены кадетские корпуса (инженерный и артиллерийский), Смольный институт для девиц, воспитательные дома в Москве; был выработан общий устав для народных училищ; открыта Российская Академия для учебной обработки отечественного языка. Екатерина II обладала литературным талантом, покровительствовала литературе, во всём принимала живое участие. В своих комедиях, сказках, статьях императрица служила делу просвещения так же, как и своими законами. В правление Екатерины II, кроме М.В. Ломоносова, наиболее известными были писатели Г. Р. Державин, Д.И.Фонвизин и Н.И. Новиков. Павел I (1796-1801 гг.). Император Павел I не одобрял преобразований своей Державной матери и во многом отступил от её взглядов и замыслов в правлении государством. Вступив на престол, он хотел заниматься исключительно государственными делами и прекратить приготовления к войне с Францией. Однако вскоре Павел I был вынужден оказать помощь европейским государствам в борьбе с Францией. Он вызвал из опалы А.В. Суворова и послал его «спасать царей». Русские нанесли ряд поражений французам и совершили беспримерный переход через Альпы, но союзники помешали закончить дело, и Павел I отозвал свои войска в Россию. Из внутренних преобразований императора следует отметить «Учреждения об Императорской фамилии», о порядке наследования престола; значительное облегчение крепостных (3-х дневная барщина); учреждение новых женских институтов и открытие университета в Дерпте (ныне город Тарту). В ночь на 12 марта 1801 года Павел I был убит в Михайловском замке группой заговорщиков, к которой принадлежали бывшие фавориты Екатерины II братья Зубовы, генерал-лейтенант Л.Л. Беннигсен, командиры гвардейских полков П.А. Талызин, Л.И. Депрерадович, Ф.П. Уваров, петербургский генерал-губернатор П.А. Пален, сенатор Д.П. Трощинский. Поддержку заговорщикам оказывал наследник престола великий князь Александр Павлович. §2. Искусство и культура второй половины XVIII века Во второй половине XVIII века в России продолжает развиваться национальная культура. В этот период на культуру и искусство большое влияние оказывало дворянство, но также продолжалось засилье иностранцев. Однако русская наука и образование продолжали развиваться. Правительство принимает меры по распространению просвещения. В развитии просвещения России второй половины XVIII века прослеживаются две тенденции: первое – это расширение сети учебных заведений; второе – усиление влияния принципа сословности в образовании. Согласно уставу народных училищ, утверждённому в 1786 году, в каждом губернском городе учреждались главные училища с четырьмя классами, а в уездных городах – малые народные училища с двумя классами. В первых двух классах обучали чтению и письму, изучали священную историю. В двух старших классах изучали историю, географию, геометрию, механику, физику и т.д. В обоих типах училищ было введено предметное преподавание. Устав народных училищ обеспечил резкое увеличение числа народных школ. Если в 1782 г. в стране насчитывалось всего 8 школ с 518 учащимися, а в 1786 г. их было 165 с 11088 учащимися, то в конце столетия – 288 школ с 22290 учениками. В конце XVIII века уже существовало 5 кадетских корпусов вместо одного в первой половине столетия. Появились новые типы учебных заведений для дворян – благородные пансионы. В 1764 г. в ближайшей к Петербургу деревне Смольной создаётся Институт благородных девиц. При Смольном также имелось мещанское отделение для девочек не дворянского происхождения. В институте, помимо общеобразовательных дисциплин, воспитанниц обучали правилам поведения в семье и в обществе, а также домоводству: кулинарии, шитью, уходу за детьми и т.д. §3. Наука и техника второй половины XVIII века Как и во второй четверти XVIII века, основным центром научной деятельности оставалась Академия наук. К ней прибавился новый учебный и научный центр – Московский университет, а также Горное училище в Петербурге (1773г.) и Российская Академия (1783г.), занимавшаяся изучением русского языка и грамматики. В развитии отечественной науки выдающееся место занимал М.В. Ломоносов, а среди иностранных учёных – крупнейший математик XVIII века Леонард Эйлер, взрастивший С.К. Котельникова, который разрабатывал вопросы теоретической механики и математической физики, и С.Я. Разумовского – основоположника отечественной астрономии. В Академии наук развернулась деятельность Михаила Васильевича Ломоносова – это ярчайшая страница в истории Петербургской Академии наук. Заметные успехи прослеживаются в развитии медицины. Если во времена Петра I в России существовало единственное медицинское училище, то к концу столетия их стало три. Кроме того, в столице была открыта Медико-хирургическая академия, а при Московском университете – медицинский факультет. Особо остро в России стояла борьба с эпидемиями чумы и оспы. В 1768 году Екатерина II пригласила в Россию английского медика и сама первой сделала прививку от оспы. Оспопрививание сокращало число смертельных исходов. Мировое признание о чуме получили труды Д.С. Самойловича, ставшие итогом изучения свирепствующей в России эпидемии в 1770-1772 гг. В исследовании был дсделан вывод, что чума передаётся путём контакта. В этот период происходит развитие промышленности и других отраслей народного хозяйства, что стимулировало научную и техническую мысль. Создаются многочисленные изобретения и усовершенствования машин, станков, инструментов, создавалась техническая литература. Становятся известными имена выдающихся изобретателей: А. К. Нартова, И.И. Ползунова, И.П. Кулибина и других. В 60-е годы развернулась деятельность великого русского изобретателя И.И.Ползунов (1728-1766 гг.), прославившегося своим изобретением универсальной паровой машины в 1764-1765 гг., которая приводила в действие любые заводские механизмы. Однако машина И.И. Ползунова была пущена через несколько дней после его смерти в 1766 году. И.И. Ползунов первым открыл век пара, он это сделал на 20 лет раньше, чем Джеймс Уатт (1736-1819гг.) - английский изобретатель, создатель универсальной паровой машины двойного действия. Джеймс Уатт добавил к труду многих предшественников значительные усовершенствования (конденсатор, впуск пара в цилиндр попеременно по обе стороны поршня), они оказались столь важными и сделаны были так вовремя, что паровая машина практически стала двигателем промышленной революции. Другим крупнейшим изобретателем этого периода был И.П. Кулибин (1735-1818гг.), внёсший огромный вклад в развитие технической мысли. Если изобретение И.И. Ползунова по распоряжению заводской администрации было уничтожено, то знаменитые часы «яичной фигуры» сохранились до наших дней. И.П. Кулибин в 1776 году разработал проект одноарочного деревянного моста через Неву длиной в 298 м. Проект остался неосуществлённым. Творческая мысль И.П. Кулибина охватила разнообразные отрасли техники. Он разработал проекты «самобеглой коляски», протезов для инвалидов, прожектора, лифта и т.д. Судьба изобретений, как и изобретателей была одинаковой: оба закончили жизнь в нищете, а большинство их изобретений не получили применения и были забыты. Значительные достижения были сделаны в гуманитарных науках: истории, экономике, правоведении, языкознании. Вторая половина XVIII века выдвинула ряд крупных историков: Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1756гг.), Щербатова Михаила Михайловича (1733-1790 гг.) — видный государственный деятель, историк, публицист и философ принадлежал к числу наиболее заметных представителей зарождавшегося русского консерватизма второй половины XVIII века. Наиболее известными его трудами были: многотомная «История Российская от древнейших времен», «О повреждении нравов в России», «Путешествие в землю Офирскую», «О Турецкой войне», «Краткая повесть о бывших в России самозванцах» и другие произведения. В ряду этих выдающихся ученых необходимо отметить имя И.Н. Болотина. Русская наука сделала к концу XVIII века большой шаг вперёд. Развиваются не только естественные науки, но и гуманитарные. Однако Россия продолжала отставать от передовых стран, особенно когда это касалось внедрения достижений научной мысли в производство. §4. Литература и общественная мысль второй половины XVIII века Во второй половине ХУШ века в русской литературе, как и в культуре в целом, утверждается классицизм, идейной основой которого была борьба за мощную государственность под эгидой самодержавной власти. Классицизм формировался во всех странах как литературное направление абсолютизма. Для русского классицизма были характерны сильные просветительские тенденции, пафос гражданственности, обличительные мотивы. Литература теряет прежний анонимный характер, появляются профессиональные писатели. Эстетика классицизма установила иерархию жанров: - это «высокий» (трагедия, эпопея, ода) и «низкий» (комедия, сатира, басня). В стиле классицизма в литературе творили М.В.Ломоносов, А.П.Сумароков, А.Д.Кантемир, Я.Б.Княжнин, В.К.Тредиаковский, М.М.Херасков. Одним из наиболее крупных и ярких представителей русского классицизма был поэт Г.Р.Державин. Его оды «Фемида», «Вельможа» и другие проникнуты идеей сильной государственности и в то же время включают сатиру на вельмож. Оды несут в себе гражданскую лирику, философские размышления, бытовые зарисовки, пейзажи. Г.Р.Державин сыграл исключительную роль в формировании русской литературы, в развитии родного языка. Литература второй половины XVIII века оставалась по преимуществу дворянской. Среди городского населения и в крестьянской среде были распространены устные сочинения народной поэзии, а также разнообразные повести, входившие в состав рукописных книг. Крестьянская жизнь была отражена в произведении «Плач холопов». Это сочинение появилось среди крепостных крестьян в 1767-1768гг., накануне крестьянской войны, в Российской истории – это Пугачевское восстание (1773-1775гг.), с описанием бесправного положения крепостного крестьянства. В этот период появляется множество сатирических повестей, пародирующих царский суд, солдатскую службу, волокиту в правительственных инстанциях. Стиль классицизм воплотился в творчестве Сумарокова Александра Петровича (1717-1777гг.) – это множество лирических и сатирических стихотворений, 9 трагедий и 12 комедий. А.П.Сумароков признан создателем репертуара русского театра. Писатель по своим идейно-политическим взглядам примыкал к консервативному лагерю. Он считал дворянство первенствующим сословием в государстве, а крепостное право незыблемым институтом в русской жизни. Вместе с тем он выступал против церковного суеверия и домостроевского уклада семейной жизни, был сторонником женского образования. Свой долг писателя он видел в просвещении дворянства. Герои комедий А.П. Сумарокова либо добродетельны, либо отталкивающе безобразны. Такими качествами наделены герои трагедии «Дмитрий Самозванец». Следует отметить, что как положительные, так и отрицательные герои трагедий А.П. Сумарокова выглядят не живыми людьми, а резонёрами, изъясняющимися тяжёлым языком. Комедии А.П. Сумарокова, как и трагедии, выполняли воспитательные функции, они были нацелены на исправление нравов и устранение человеческих пороков («Опекун», «Лихоимец», «Рогоносец по воображению» и др.). В этот период начинает оформляться художественно-реалистический стиль. Здесь самый крупный след оставил Фонвизин Денис Иванович (1745-1792гг.) – автор комедий «Бригадир» и бессмертного «Недоросля». Значение комедий Д.И. Фонвизина выходит за рамки бичевания недостатков воспитания, они обличают пороки существующего общества. Язык героев комедии индивидуализирован, а художественная обобщенность настолько велика, что Митрофанушка стал нарицательным именем, а некоторые выражения комедии приобрели значения поговорок («не хочу учиться, хочу жениться», «убояся бездны премудрости» и др.). Необходимо отметить, что в этот период получает развитие направление сентиментализма. В произведениях этого направления показывают чувства рядового человека. В психологических романах и повестях сентименталисты изображают интимную жизнь, семейный быт. В этих произведениях герои уходят от общественной действительности, уединяются от проблем в мир природы. Для сентиментализма характерна идиллическая картина сельской жизни, где барин проявляет отеческую заботу о крестьянах, а те отплачивают ему уважением и послушанием. Следует отметить, что у сентименталистов крестьяне обладают теми же душевными качествами, что и дворяне. Самым крупным представителем сентиментализма был Карамзин Николай Михайлович (1766-1828гг.), а самое значительное его произведение в направлении сентиментализм - «Бедная Лиза». §5. Архитектура второй половины XVIII века В середине XVIII века в русской архитектуре по-прежнему преобладает стиль барокко. Санкт-Петербург становится городом дворцов. В стиле барокко возводит свои шедевры В.Растрелли: Большой дворец в Царском селе, Зимний дворец, Смольный монастырь, дворец Строганова. Монументальность, пышность, причудливые линии фасадов, лепные украшения стен, обилие колонн, круглые, овальные окна - характерные черты русского барокко. Савва Иванович Чевакинский (1709- между 1774/80; по другим данным -1783гг.) - русский архитектор, представитель стиля барокко. С.И. Чевакинский родился в 1709 году в семье московских дворян. Учился в Московской школе навигационных наук, с 1729 года он учится в Морской академии в Санкт-Петербурге. В 1731 году самовольно её оставил и записался писарем в Измайловский полк. В 1732 году возвратился в Петербург, избежал наказания за самовольное оставление службы в академии, стал учеником архитектора Адмиралтейской коллегии И. К. Коробова. Под его руководством С.И. Чевакинский начал самостоятельное проектирование, помогал архитектору в перестройке здания Адмиралтейства. С 1739 года С.И.Чевакинский стал числиться при Адмиралтейском ведомстве в чине гезеля. Таким образом, он стал уже не учеником, а полноправным помощником И.К. Коробова, работавшего тогда в команде с П. М. Еропкиным и М. Г. Земцовым. По принятии в команду архитекторов он был проэкзаменован в Комиссии о Санкт-Петербургском строении, получил наивысшие оценки. Звание гезеля позволило С.И.Чевакинскому вести уже самостоятельные проекты. В 1738 году Савва Иванович Чевакинский женился на дочери галерного дел мастера Ивана Ивановича Немцова. После смерти И.И.Немцова его двор со строениями перешёл к С.И.Чевакинским. С 1740 года после отъезда И.К. Коробова в Москву Савва Иванович встал на его должность архитектора Адмиралтейской коллегии, в 1745 году получил звание архитектора в ранге майора. Архитектор приступил к разработке генерального плана застройки Кронштадта. В этом же году (1745г.) он был назначен императрицей Елизаветой Петровной главным архитектором Царского Села, где проводил строительство Екатерининского дворца. В 1750-1755 годах работал над дворцом Шереметевых на Фонтанке (вместе с Ф. С. Аргуновым). В 1753-1755 гг. строил дворец для графа И.И. Шувалова на Итальянской улице. Крупнейшей постройкой С.И. Чевакинского в Петербурге является Никольский морской собор (1753—1762гг.) с отдельно стоящей ярусной колокольней (1756—1758гг.). В 1754-1758гг. перестраивал здание Кунсткамеры после пожара 1747 года. С 1755-1757гг. был по совместительству архитектором Академии наук, руководил архитектурным классом. Среди его учеников были В. И. Баженов, а также И. Е. Старов. В 1765 году С.И. Чевакинский начал строить комплекс складов Новой Голландии. Работа над Новой Голландией стала последним крупным проектом архитектора. После вступления на престол Екатерины II планы и чертежи складского комплекса были переданы Ж. Б. Валлен-Деламоту. Однако и далее архитектор участвовал в этой работе. Чевакинский ушёл в отставку из Адмиралтейской коллегии, просил о «награждении его по мере означенных трудов». Однако получил вознаграждение Савва Иванович Чевакинский или нет - точно неизвестно. Вскоре С.И.Чевакинский уехал на родину в Тверскую губернию. Точная дата смерти Саввы Ивановича не известна. Есть предположение, что умер он в период с 1774 по 1780 годы. Такова была творческая личность архитектора С.И. Чевакинского, повлиявшего на становление архитектурного таланта В.И. Баженова. Во второй половине XVIII века на смену барокко приходит классицизм, для которого образцом художественного совершенства было античное искусство. Архитектурные творения классицизма отличает простота и величие, разумное устройство зданий, симметричность композиций и гармония пропорций. Ярким архитектором раннего классицизма, работавшим в России, был Ринальди Антонио (1709-1794гг.). Антонио Ринальди родился в 1709 году в Италии, возможно в Неаполе, в семье дворянина. Учился Антонио Ринальди у Луиджи Ванвителли. Учёба проходила в Неаполе вместе с другими учениками, где Ринальди участвовал в строительстве порученных учителю объектов. За время работы в Италии Ринальди приобрёл достаточную известность. В 1751 году архитектор был приглашёл на службу в Россию. Антонио Ринальди был отправлен к К. Г. Разумовскому, контракт был подписан на семь лет. В Малороссии Ринальди работал много и плодотворно. Начал Ринальди с постройки резиденции для правителя Украины в Батурине. Составленный Ринальди проект полной перестройки резиденции осуществлён не был. В 1754 году Антонио Ринальди становится архитектором «малого двора», и входит в ближайшее окружение будущего императора Петра III. По предложению наследника престола архитектор начинает свою работу в Ораниенбауме. Там он строит дворец Петра III, Оперный дом, ансамбль Собственной дачи с Китайским дворцом и Катальной горкой. Работая в Ораниенбауме, Антонио Ринальди уже называл себя архитектором великой княгини, таким образом, завоёвывая доверие будущей императрицы Екатерины II. В 1768 году А. Ринальди начинает строить Мраморный дворец. Заканчивает его он к 1785 году. Одновременно с Мраморным дворцом архитектор строил дворец в Гатчине. После восшествия на престол Екатерины II Антонио Ринальди стал ведущим архитектором Санкт-Петербурга. В 1770-е годы архитектор работал в основном в Царском Селе. Здесь он создал Китайский театр и Китайский павильон. Кроме этих строений Антонио Ринальди спроектировал Чесменскую и Морейскую ростральные колонны, Кагульский обелиск и Крымскую колонну. В 1766 году под руководством архитектора начинается перестройка Князь-Владимирского собора. В 1772 году по проекту А. Ринальди рядом было завершено строительство Тучкова буяна. В 1768 году по желанию Екатерины II архитектор начинает строить новое здание Исаакиевского собора. Эта его работа не сохранилась, впоследствии собор был перестроен. Возможно, авторству А. Ринальди принадлежат дом Мятлевых на Исаакиевской площади, дом Волконских на берегу Мойки (наб. р. Мойки, 12). По проекту Антонио Ринальди был построен Большой театр, на месте которого позже возвели здание Консерватории. В 1763-1783 годах на Невском проспекте был построен костёл Святой Екатерины, Антонио Ринальди работал над этим храмом вместе с Ж. Б. Валлен-Деламотом. Антонио Ринальди разработал проект комплексного оформления дорог, ведущих из Санкт-Петербурга в Царское Село и Петергоф. Согласно этому плану вдоль дорог были установлены мраморные верстовые стобы, некоторые из них сохранились до наших дней. На всех зданиях, спроектированных Антонио Ринальди, можно увидеть его фирменный автограф - скрещённые пальмовая и лавровая ветви. Примечательной особенностью в его работе является использование редко применяемых в оформлении зданий материалов. Архитектор при строительстве Мраморного дворца использовал русский мрамор, добываемый в карьерах близ Ладожского и Онежского озёр. При постройке дворца в Гатчине был применён пудожский известняк, что придало строению оригинальный запоминающийся облик. Антонио Ринальди работал в России более 30 лет. В своих ранних постройках он ещё находился под влиянием стиля барокко, однако можно сказать, что знаменитый архитектор является представителем раннего классицизма. Активную деятельность А. Ринальди прервал несчастный случай - архитектор упал со строительных лесов возводимого им здания Большого театра. В 1784 году он вернулся в Италию, поселился в Риме. Архитектору была назначена пожизненная пенсия, которую ему регулярно выплачивали через русское посольство. Антонио Ринальди умер 10 февраля 1794 года в Риме. Архитектурные творения классицизма отличает простота и величие, разумное устройство зданий, симметричность композиций и гармония пропорций. В стиле русского классицизма творил в Москве архитектор В.И.Баженов. Баженов Василий Иванович (1737-1799гг.) - российский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог, представитель классицизма. В.И. Баженоа родился в феврале 1737 года в селе Дольское Калужской губернии в семье священнослужителя. Когда мальчику было три месяца, его отца перевели в Москву псаломщиком, куда переехала и вся семья. Отец отдал сына в певчие в Страстной монастырь. Однако В.И. Баженов проявлял немалые способности к рисованию. В 1753 году он добился своего, поступив в архитектурную школу зодчего Д. В. Ухтомского. Ухтомский высоко оценил талант В.И.Баженова и записал его в гимназию при Московском университете. В 1755 году В.И. Баженов поступил в Московский университет. При переводе Академии художеств из Москвы в Санкт-Петербург В.И. Баженов оказался одним из студентов, зачисленных в петербургскую академию. Одним из учителей юноши был Савва Иванович Чевакинский, который привёл его на строительство Никольского собора. После окончания Академии художеств В.И. Баженов был отправлен в поездку во Францию и Италию. В Париже он обучался у профессора Дюваля, архитектора Шарля де Вайи. В Италии В.И. Баженов был удостоен дипломов Флорентийской, Клементийской и Болонской академий. В 1765 году он получил личное предложение Людовика XV остаться во Франции в качестве придворного архитектора, от чего решил отказаться. В Санкт-Петербург молодой архитектор вернулся 2 мая 1765 года. Академия художеств присвоила ему звание академика. Но обещанную профессорскую должность и соответствующее денежное содержание дали не сразу. Таким решением президента Академии И.И.Бецкого В.И.Баженов был недоволен и подал прошение об увольнении от академической службы. По поручению Екатерины II В.И. Баженов разрабатывал проект здания Института благородных девиц (Смольного института). Эта работа удовлетворила многих специалистов, но реализовывать проект В.И. Баженова не стали. Возможно, такому решению императрицы способствовало членство архитектора в масонской ложе и сотрудничество с её сыном Павлом Петровичем. Здание института позже было спроектировано Джакомо Кваренги. Графом Орловым В.И. Баженов был принят на службу в артиллерийское ведомство, где получил звание капитана артиллерии. Для данного ведомства зодчий построил здания арсеналов в Санкт-Петербурге и Москве. В 1767 году вместе с графом Орловым архитектор вернулся в Москву. Там по заданию графа он разработал проект реконструкции Кремлёвского дворца. После его принятия были начаты строительные работы, вырыт котлован под фундамент. Однако дальше работы не пошли, Екатерина II приказала котлован засыпать. Незавершённым оказался и проект В.И.Баженова усадьбы в Царицыно. В 1792 году Василий Баженов был назначен архитектором Адмиралтейств-коллегии, вернулся в Санкт-Петербург. Архитектор строил для великого князя Павла дворец на Каменном острове, возводил постройки в Гатчине и Павловске. После смерти Екатерины II Павел I приблизил В.И. Баженова к императорскому двору. Архитектор получил звание статского советника, должность вице-президента Академии художеств и имение Глазово с тысячей крепостных крестьян. Василий Иванович Баженов начинал проектирование Михайловского замка, который впоследствии завершал Бренна Винченцо (Виктор Францевич), русский художник-декоратор и архитектор. В России работал в 1783 – 1802гг., участвовал в строительстве и отделке помещений дворцов в Павловске и Гатчине, Михайловского замка в Петербурге. Василий Иванович Баженов умер 2 августа 1799 года, был похоронен в своём имении Глазово. Известным русским представителем эпохи раннего классицизма в архитектуре был ученик архитектора И.К. Коробова (1700/1-1747гг.) – А.Ф. Кокоринов. К известным творениям архитектора, где проявился стиль классицизма, принято относить здание Академии художеств в Петербурге, выстроенного на Невской набережной Васильевского острова (1764-1788гг.) Кокоринов Александр Филиппович (1726–1772гг.) - даровитый архитектор. А.Ф. Кокоринов был принят в 1742 году на службу в московское дворцовое ведомство «архитектурии» учеником. В 1754 году произведен в «унтер-архитекторы» и поступил в помощники к графу Растрелли. В этот период происходит сближение А.Ф. Кокоринова с И.И. Шуваловым, для которого он выстроил роскошный дом в Петербурге. И.И. Шувалов, после учреждения Академии Художеств, сделал А.Ф.Кокоринова своим ближайшим сотрудником по ее устройству и управлению. В 1760 году А.Ф.Кокоринов был назначен инспектором, затем директором академии с почти неограниченной властью. Пользуясь доверием преемника И.И. Шувалова и И.И.Бецкого, А.Ф. Кокоринов установил порядок в классах академии и во всех частях ее хозяйства, снабдил пособиями, необходимыми для ее правильного развития, и возбудил интерес к академии не только в высших кругах, но и в средних слоях русского общества. В 1764 году он приступил к сооружению здания академии по плану Валлен-Деламота, Жан-Батиста-Мишеля (1729-1800гг.), в котором замысел некоторых частей был составлен им лично. С 1769 года А.Ф. Кокоринов становится ректором академии. Под влиянием поднявшихся против А.Ф.Кокоринова интриг И.И.Бецкой перестал относиться к нему с прежним доверием и назначил несколько комиссий для проверки положения хозяйственных дел академии, в особенности же расходов по постройке академического здания. Ревизоры не нашли в распоряжениях А.Ф. Кокоринова ничего предосудительного или неправильного, кроме некоторой небрежности с формальной стороны, в ведении счетов. Однако после этих проверок и проявленного к нему недоверия Александр Филиппович Кокоринов стал задумываться, заговариваться и в припадке меланхолии повесился на чердаке своего дома. В Москве в стиле классицизма создаётся общественное здание М.Ф. Казаковым – дом Благородного Собрания. М.Ф. Казаковым была выстроена церковь Филиппа Митрополита на Второй Мещанской улице (1777-1788гг.), также Московский университет, здание Сената в Московском Кремле, Колонный зал Благородного собрания, 1-я Градская больница. Казаков Матвей Федорович (1738-1812гг.), русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. В Москве разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства: Сенат в Кремле (1776-1787гг.), университет (1786-1793гг.), Голицынская больница (ныне 1-я городская; 1796-1801гг.), дома-усадьбы Демидова (1779-1791гг.), Губина (1790-е гг.) псевдоготический Петровский дворец (ныне Военно-воздушная академия; 1775-1782гг.). Применил большой ордер в оформлении интерьеров (Колонный зал Дома Союзов). М.Ф. Казаков руководил составлением генерального плана Москвы, организовал архитектурную школу. Архитектор родился в семье копииста главного Комиссариата. Его отец был выходцем из крепостных, семья постоянно бедствовала. В 1751году после смерти отца мать определила 12-летнего Матвея в архитектурную школу известного зодчего князя Д. В. Ухтомского, откуда в 1760 году он с чином «архитектурии прапорщика» был переведен в мастерскую архитектора П. Р. Никитина. Участвовал в работах по строительству Головинского дворца, восстановлению Черниговского собора и церкви Спаса «на бору». Первая крупная работа М.Ф. Казакова была связана с восстановлением Твери после пожара 1763 года. Архитектор участвовал в составлении плана города, проектировал и строил Путевой дворец для Екатерины II (1763-1767гг.). В 1768 году произошло событие, определившее дальнейшую творческую судьбу М.Ф. Казакова - он начал работать с В. И. Баженовым в «Экспедиции строения Кремлевского дворца» (в чине «заархитектора»). С этого времени все его работы были связаны с Москвой. Работа с В.И. Баженовым для начинающего архитектора была прекрасной школой и способствовала глубокому освоению принципов применения классических форм и пропорций, что повлияло на его дальнейшую деятельность. М.Ф. Казаков стал соавтором В.И. Баженова при разработке проекта оформления Ходынского поля для празднования заключения Кючук-Кайнарджийского мира В 1775 году, став полноправным архитектором, М.Ф. Казаков получил право на самостоятельную работу. Это было время становления классицизма в русской архитектуре. Одной из первых крупных самостоятельных работ зодчего было строительство здания Сената в Московском Кремле (1776-1787гг.) - монументального сооружения, треугольного в плане. При его строительстве М.Ф. Казаков впервые в России применил купольное покрытие большого диаметра. Возвышающаяся над Кремлевской стеной ротонда с куполом (над центральным залом Сената) стала акцентировать поперечную ось Красной площади. Вторым крупным сооружением Казакова был Московский университет (1786-1793гг.), ставший одним из опорных сооружений в системе центральных площадей города (позже перестроен Д. И. Жилярди). По поручению Екатерины II М.Ф. Казаков возвел подъездной дворец - Петровский замок (ныне Военно-воздушная академия; 1775-1782гг.), в декоре фасадов которого при сохранении классической основы здания были использованы псевдоготические и древнерусские элементы. Одновременно со строительством университета М.Ф. Казаков занимался перестройкой дома князя Долгорукого-Крымского в Охотном ряду (ныне Колонный зал Дома Союзов). Перекрыв внутренний двор дома и расположив по периметру великолепные колонны коринфского ордера, он превратил его в парадный Колонный зал. Основные конструкции зала, выполненные из дерева, в значительной степени способствовали его прекрасной акустике (после пожара 1812 перестроен учеником М.Ф. Казакова архитектором А.Н. Бакаревым). В работах М.Ф. Казакова органично сочетаются широта градостроительных начинаний, рациональность плановых построений с возвышенностью архитектурных образов. Его талант в наибольшей степени раскрылся в многочисленных проектах жилых домов и усадеб. Они свидетельствуют не только о высоком профессиональном мастерстве зодчего, но и о своеобразии его художественного языка. Эти постройки в значительной степени определили облик допожарной Москвы, в частности, Тверской улицы (дома московского главнокомандующего Бекетова, князя С. Голицына, Ермолова и др.), повлияли на масштаб и характер её дальнейшей застройки. Расцвет творчества М.Ф. Казакова приходится на 1780-1790 годы, когда им были построены десятки частных дворянских особняков, усадеб, общественных зданий, церквей. Среди них: усадьба Демидова в Петровском-Алабине, дом заводчика М. И. Губина на Петровке (1790г.), усадьба Барышникова на Мясницкой (1797-1802гг.), Голицынская (ныне 1-я городская) (1796-1801гг.) и Павловская больницы (1802-1807гг.). Особенностью их композиционного построения является двуплановость, когда главный корпус располагается в глубине обширного двора, а арки ворот, флигели, ограды выходят на красную линию улицы. Здания, основная часть которых акцентируется портиками большого ордера и куполами, отличаются простым четким планом и скупостью декора. Выразительность интерьера достигается не только использованием большого ордера, как в Колонном зале, но и введением скульптуры (Сенат, университет), а также живописностью декора (так называемые Золотые комнаты дома Демидова, 1779-1791гг.). Целостные пластичные архитектурные формы преобладают и в культовых сооружениях М.Ф. Казакова: церкви Филиппа Митрополита (1777-1788гг.), Вознесения (1790-1793гг.), Косьмы и Дамиана (1791-1803гг.), которые украсили Москву. По распоряжению императрицы Екатерины II М.Ф. Казаков сменил В.И.Баженова на строительстве императорской усадьбы в Царицыне (1786г.), где возвел новое здание дворца, оставшееся недостроенным. В 1800-1804гг. архитектор работал над созданием генерального и «фасадического» («с птичьего полета») планов Москвы и серии архитектурных альбомов (13) наиболее значительных московских зданий. Сохранилось несколько «Архитектурных альбомов М. Ф. Казакова», включающих планы, фасады и разрезы 103-х «партикулярных строений» самого архитектора и его современников. Благодаря альбомам можно проследить эволюцию типов московского жилого дома и усадьбы. Матвей Фёдорович Казаков организовал архитектурную школу при «Экспедиции кремлевского строения», откуда вышли многие выдающиеся зодчие (И. В. Еготов, О. И. Бове и др.). Выдающийся архитектор является автором многочисленных акварельных рисунков, архитектурных чертежей, офортов: «Увеселительные строения на Ходынском поле в Москве» (1774-1775гг.) тушь, перо, «Строительство Петровского дворца» (1778г.) тушь, перо, виды Коломенского дворца (1778г.) тушь, перо. С началом Отечественной войны 1812 года 74-летний зодчий Матвей Фёдорович Казаков был эвакуирован в Рязань, где и скончался. В Санкт-Петербурге в стиле классицизма творил архитектор Старов И.Е., который создал Аничков дворец (Главный корпус), Таврический дворец, Троицкий собор Александро-Невской лавры. Старов Иван Егорович (1744/5 – 1808гг.), выдающийся архитектор, один из основоположников русского классицизма. Родился в семье дьякона московской епархии. Учился в петербургской Академии художеств. В 1762 - 1768гг. как пенсионер Академии художеств работал в Париже и Риме (изучал античные памятники). Старов И.Е. становится академиком с 1769 г. и преподаёт в петербургской Академии художеств, где с 1785 года - профессор, а с 1794 г. адъюнкт - ректор. В 1769 г. И.Е. Старов выполнил первый частный заказ - проект загородной дачи для генерал-прокурора князя А. И. Долгорукого. В 1769 - 1770 гг. строит дачу Демидова на Петергофской дороге. Императрица Екатерина II поручила И.Е.Старову проектирование дворцов в усадьбах Богородицке (Дворец сожжен в 1941г.) и Бобриках (Екатерина II приобрела село Бобрики для своего побочного сына Алексея, названного графом Бобринским). Дворец в Бобриках - одна из самых странных затей екатерининского времени. Построенный в провинциальной глуши, он по своим размерам оказался одним из наиболее обширных дворцов России. Он почти все время был необитаемым. Периодические ремонты его стоили значительных средств. Граф Бобринский затем повелел разобрать ненужный ему дворец на кирпич. С середины 1770 г. И.Е. Старов начал систематически выполнять строительные заказы Григория Потемкина. В 1772-1774гг. Иван Егорович становится главным архитектором Комиссии о каменном строении Санкт - Петербурга и Москвы. С 1774 года И.Е. Старов работал над реконструкцией Александро-Невской лавры и строительством Троицкого собора, а в 1776 году он перестроил для Потемкина Аничков дворец. Тогда же на территории сада Аничковской усадьбы были построены И.Е. Старовым парковые сооружения, в том числе Итальянский павильон, или Галерея, известная только по сохранившимся планам. К наиболее значительным постройкам И.Е.Старова в Петербурге относится Таврический дворец. В 1782 году архитектор спроектировал Таврический дворец и руководил работами по его возведению и внутренней отделке. С 1784 года И.Е. Старов становится главным архитектором «Конторы строения ее императорского величества домов и садов». За 13 лет, в течение которых И.Е. Старов был главным архитектором Конторы, ему пришлось работать в Зимнем, Мраморном, Аничковом, Чесменском дворцах. Последней крупной работой архитектора был проект большого собора для Казанского женского монастыря. В 1796 году умерла Екатерина II и на престол вступил Павел I. Прошел некоторый период времен, и 9-го ноября 1798 года последовал указ Сенату: «Находящийся при гофинтендантской архитектор статский советник Старов от службы увольняется. Павел». В 1799 году Павел I подписал указ о передаче Таврического дворца под казармы Конногвардейского полка. С 1800 года И.Е. Старов возглавляет строительный контроль при сооружении Казанского собора. В 1802 г. император Александр I отдал распоряжение о приведении Таврического дворца «в первобытное состояние». Восстановление было поручено зодчему Л. Руска. 5 апреля 1808 года после тяжелой болезни Старов Иван Егорович скончался и был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Ярким представителем классицизма, создавшим подлинные шедевры творческой мысли был Джакомо Кваренги. Работы архитектора в Петербурге, Москве, Царском Селе, Курске, Павловске, Петродворце вызывали и вызывают всеобщее восхищение. Кваренги Джакомо (1744-1817гг.) - известный архитектор и живописец, один из ярких представителей классицизма в русской архитектуре. Состоял почётным вольным общником Императорской академии художеств. Джакомо Кваренги родился в городке Бергамо на севере Италии. В молодости обучался живописи в Риме под руководством Рафаэля Менгса, затем изучал архитектуру. Построил манеж в Монако и столовую залу в доме эрцгерцогини Моденской в Вене. Будучи 35 лет от роду, в январе 1780 года Кваренги приехал в Санкт-Петербург по приглашению Екатерины II в качестве «архитектора двора её величества». В первое десятилетие своего пребывания в России он построил Английский дворец в Петергофе (1780–1787гг.), павильон в Царском Селе (1782г.). В Санкт-Петербурге Кваренги построил здания Эрмитажного театра (1783–1787гг.), Академии наук (1783–1785гг.), Ассигнационного банка (1783–1789гг.), Иностранной коллегии. Он выполнил также ряд заказов высокопоставленных вельмож, среди которых выделяется летний дворец графа Безбородко в Санкт-Петербурге. При Павле I Кваренги построил в Царском Селе Александровский дворец (1792–1796гг.) и здание театра в саду близ Большого дворца. В это же время построен дворец графа Завадовского в Ляличах. В первом десятилетии XIX века по проектам Кваренги в Санкт-Петербурге построены Конногвардейский манеж (1800–1807гг.), здание «Кабинета его величества» (1803–1806), Мариинская больница для бедных (1803–1805гг.), здания Екатерининского института благородных девиц (1804–1807гг.) и Смольного института благородных девиц (1806–1808гг.). Работы Джакомо Кваренги исполнены в духе палладианства и новой итальянской школы с её изящным, благородным, но холодным и сухим стилем, не вполне пригодным для северных стран. Здесь колонны, столь любимые Д. Кваренги, отнимают много света, и без того скупо отпускаемого природой Севера. Однако следует отметить, что в строениях Д. Кваренги всегда заметен вкус и гармоничность пропорций. Его работы выступают примером зрелого классицизма в русской архитектуре. В конце 1810 года Д. Кваренги в последний раз выезжает из Санкт-Петербурга в Бергамо. В родном городе ему была устроена торжественная встреча. Но уже в 1811 году Д. Кваренги поспешил вернуться в Россию. В связи с подготовкой похода наполеоновской армии в Россию итальянцам, состоявшим на русской службе, было приказано вернуться в Италию; однако Д. Кваренги отказался выполнить этот приказ и был заочно приговорён к смертной казни с конфискацией имущества. Умер Джакомо Кваренги в 1817 году в Петербурге и был похоронен в Александро-Невской лавре, некрополе XVIII века, рядом с А.Н. Воронихиным, А.Д. Захаровым, К.И. Росси, Ж. Тома де Томоном. |