История науки и культуры. История искусства и культуры II часть. Учебник Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070902 графика квалификация художник анимации и компьютерной графики
Скачать 3.25 Mb.
|
§6. Скульптура второй половины XVIII века Русская культура XVIII века развивается как культура светская. Скульптура более глубоко отображает внутреннюю жизнь человека, его стремления, добродетели и пороки. Новое явление в русском изобразительном искусстве этого периода - это скульптурный портрет. В этот период в России происходит небывалое развитие скульптурного творчества. Заметную стилевую перемену в развитии русской пластики принесла новая эстетика классицизма эпохи Просвещения. Важную роль в освоении классической скульптуры в России сыграл приглашённый на русскую службу французский скульптор Жилле Николя-Франсуа (1709-1791гг.), который долгое время возглавлял скульптурный класс Академии художеств. Школа Н. Жилле заложила основы классического ваяния в России. Эту школу прошли все ведущие русские скульпторы второй половины XVIII века. Петербургскую Академию художеств окончили Ф. Гордеев, М.Козловский, И.Прокофьев, В Россию был приглашён Фальконе Этьен Морис (1716-1791гг.) художник и теоретик искусства, выдающийся мастер скульптуры века Просвещения. Родился в Париже в семье столяра. В детстве занимался резьбой по дереву. В 1734-1744 годах обучался в мастерской скульптора Ж.Б. Лемуана. Первая значительная работа Фальконе – это фигура Милона Кротонского (гипсовая модель 1744 году – в Эрмитаже, мрамор 1754 году – в парижском Лувре). Э.Фальконе создаёт в мраморном варианте скульптуры: Аллегория музыки (1752г.), Амур (1757г.), Купальщица (1757г.), Пигмалион (1763г.), надгробная статуя Нежная грусть (1763г.). Работы находятся в Лувре либо в вариантах в Эрмитаже. В те же годы Э.Фальконе создал много изысканных моделей для севрских статуэток из бисквита, часто повторяющих в малом масштабе его большие работы (Амур, Купальщица). К таким работам относятся и группы на сюжеты сказок Ж. Лафонтена. В 1757-1766 годах руководил скульптурной мастерской Севрской мануфактуры. Э.Фальконе работал в сфере монументально-декоративной пластики, оформив своими произведениями парижскую церковь Сен-Рок (1765г.) – сегодня в сохранности лишь мраморная фигура Христа из сцены Моления о чаше. Затем Э.Фальконе подписал контракт с князем А.Д. Голицыным, который действовал от имени Екатерины II. Скульптор прибыл в Петербург в 1766 году вместе со своей ученицей и невесткой Марией Анной Колло (1748-1821гг.). Здесь он создал главный свой шедевр – памятник Петру I, царю-реформатору на Сенатской площади. Грозная голова императора была смоделирована М.А. Колло. Утомлённый конфликтами с президентом Академии художеств И.И. Бецким, Этьен Морис Фальконе, не дождавшись открытия памятника, уехал в 1778 году в Амстердам, а затем на родину. В 1782 году в Петербурге торжественно был открыт памятник Петру 1 - знаменитый «Медный всадник» скульптора Э. М. Фальконе. Шубин Федот Иванович (1740-1805гг.) - выдающийся русский скульптор был ярким представителем в области скульптурного портрета. Ф.И.Шубин родился в одной из деревень Двинского уезда Куростровской волости Архангельской губернии. Его отец – И.А. Шубной, черносошный (государственный) крестьянин, по преданию, обучал грамоте М.В. Ломоносова. Дружеские и добрососедские связи этих семей прослеживаются ещё до начала XVIII века, но, возможно, уходят своими корнями намного глубже. Ф.И.Шубин начинает жить в Петербурге с 1759 года. В 1761-1767 годах учится в Академии художеств. Затем, он, как пенсионер Академии художеств живёт в Париже (1767-1770гг.) и Риме (1770-1772гг.), где изучает античную скульптуру и скульптуру эпохи Возрождения. В 1773 году вернулся в Петербург. В 1774 году за скульптурное исполнение бюста Екатерины II получает звание академика. Ф.И. Шубин создал галерею психологически выразительных скульптурных портретов А.М. Голицина, З.П. Чернышева, М.Р. Паниной, И.Г. Орлова. К концу XVIII века в творчестве скульптора выявились новые формы в виде сентименталистских, затем романтических настроений. Характерны в этом отношении работы: бюст П.В. Завадского и бюст А.А. Безбородко (1798г.). В поздних работах художника усиливается конкретизация портретного образа, стиль ваяния обретает черты строгости и простоты. Этими признаками обладают работы Федота Шубина: бюст Г.А. Потёмкина (1791г.), Е.М. Чулкова (1792г.), М.В. Ломоносова (1793г.), Павла I и др. Одна из последних работ Шубина – статуя Пандоры (1802г.), находится с правой стороны восточной водопадной лестницы Большого каскада в Петергофе. Статуя привлекает особенным изяществом и одухотворённостью. «Всеодарённая» - так называли эту женщину древние греки. Пандору сотворил бог-кузнец Гефест по повелению Зевса, чтобы наказать людей за обладание огнём, который был похищен для них Прометеем у богов. Гефест вылепил Пандору из земли и воды, а Афродита одарила её неземной красотой, Гермес – коварством и хитростью, Афина – прекрасными одеждами. Зевс отдал её замуж за брата Прометея и в качестве свадебного дара дал им сосуд, в котором были заключены все беды людские. Искушённая любопытством, Пандора открыла сосуд и выпустила на волю все бедствия, прихлопнув только одну надежду, которая осталась в сосуде. Прекрасный мастер психологического скульптурного портрета, Ф.И. Шубин сумел создать пленительный образ красивой молодой женщины, словно очарованной развернувшейся перед её взором праздничной картиной. На этом празднике жизни «шубинская» Пандора не решается открыть сосуд несчастий и бед. Удары судьбы преследовали Ф.И. Шубина. В одной из последних работ - бюсте Александра I (1801г.) за внешней приветливостью императора видно холодное равнодушие. Александр I все же выказал милость и пожаловал скульптору бриллиантовый перстень. Вынуждена была проявить внимание к Ф.И. Шубину и Академия художеств, предоставив казенную квартиру и свечи, о которых он давно просил. В 1803 году по указу Александра I Ф.И. Шубина назначили, наконец, адъюнкт профессором с жалованием по штату. Но здоровье было вконец подорвано, и 12 (24) мая 1805 года в Петербурге Федот Иванович Шубин умер, не дожив нескольких дней до своего 65-летия. Пенсии его вдове Академия не дала «по причине кратковременного служения ее покойного мужа». Федота Ивановича Шубина тихо похоронили на Смоленском православном кладбище. В октябре 1931 года останки Ф.И. Шубина были перенесены в мемориальный Некрополь XVIII века (Лазаревское кладбище) Александро-Невской лавры. Туда же перенесли и скромный надгробный памятник - мраморный жертвенник с барельефным портретом (скульптор И.П. Прокофьев) и знаменитой эпитафией: Сын мразные страны, где гении восстали, Где ЛОМОНОСОВЫ из мрака воссияли, Из россов первый здесь в плоть камень претворял И видом дышущих скал чувства восхищал ... Но сей наш ПРОМЕТЕЙ, сей наш ПИГМАЛИОН, Бездушных диких скал резцом животворитель, Природы сын и Друг, искусствам же зиждитель, В ком победителя она страшилась зреть, А с смертию его страшилась умереть, Сам спит под камнем сим и к вечной славе зреет, Доколь наставница-природа не истлеет. Творчество Ф.И. Шубина является одной из вершин русской и мировой реалистической скульптуры. Его лучшие традиции были восприняты целой плеядой крупнейших русских мастеров – М.И.Козловским, И.П.Мартосом и скульпторами XIX века. Гордеев Фёдор Гордеевич (1744-1810гг.) относится к старшему поколению скульпторов второй половины XVIII столетия. Ф.Г. Гордеев свой творческий и жизненный путь тесно связал с Академией, где долго играл руководящую роль. Его творчество знаменует начальные шаги развития классицизма. Напряжённая динамичность и драматизм присущи ранней композиции Ф. Гордеева «Прометей» (бронза 1769). О воплощении нового художественного идеала от восприятия античного искусства говорит барельефное надгробие Н.М. Голицыной (мрамор 1780). Обращение к наследию античности лишь помогает скульптору в решении творческих задач современности. Более поздние надгробия Ф. Гордеева – это надгробие фельдмаршала А.М. Голицына, героя битвы при Хотине (1788) и надгробие Д.М. Голицына (1799). Затем скульптор создаёт памятник Д.М. Голицыну – основателю больницы, которую строил архитектор М.Ф. Казаков. Черты классицизма прослеживаются в серии барельефов для фасадов и внутренних помещений Останкинского дворца (Москва): «Жертвоприношение Зевсу», «Жертвоприношение Деметре», «Свадебный поезд Амура и Психеи» и другие (1790-е годы). К поздним работам скульптора относятся рельефы (1804-1807) для воронихинского Казанского собора. Это сооружение ознаменовало наступление нового этапа в развитии русского искусства, иное понимание взаимосвязи между архитектурой и монументально-декоративной пластикой. Скульптор в 1780-1790-х годах жил в собственном доме на 3-й линии Васильевского Острова, дом 12. Фёдор Гордеевич Гордеев был похоронен в 1810 году на Смоленском православном кладбище (могила не сохранилась). Щедрин Феодосий Фёдорович (1751-1825гг.) талантливый русский скульптор родился в Петербурге в семье гвардейского солдата. Федос Щедрин учился ваянию в Академии художеству Н.- Ф. Жилле, где отличался своими успехами. В 1773-1775 годах стажировался в Риме, а в 1775-1785 годах – в Париже. Возвратившись в Россию, скульптор создаёт статую «Венера» (1792 г.). Ф.Ф. Щедрин не получил академического звания после стажировки за границей. Однако скульптор принят на службу в качестве преподавателя в Академии художеств, затем с 1818 году Ф.Ф.Щедрин становится ректором скульптуры, также мастером монументально-декоративной и станковой пластики. Ф.Ф. Щедрин участвует в украшении петергофских фонтанов, Казанского собора, зданий Биржи и Адмиралтейства. Он создал для петергофского Большого каскада статуи «Персей» (1800), «Нева» (1804) и две группы «Сирен» (1805). Феодосий Фёдорович Щедрин скончался 19 января 1825 года. В замечательном ряду русских скульпторов конца XVIII-начала XIX века Иван Петрович Мартос является одной из центральных фигур. Монументальность его произведений в сочетании с глубокой человечностью образов выдвигает Мартоса в число лучших мастеров отечественного искусства. Козловский Михаил Иванович (1753-1802гг.) – один из величайших русских ваятелей. Родился в Петербурге в семье музыканта. В 1764 году, в одиннадцатилетнем возрасте, сын трубача галерного флота, будущий выдающийся русский скульптор XVIII века М.И. Козловский, стал воспитанником Академии художеств и явился одним из основоположников и наиболее ярких представителей стиля классицизма в русской пластике. Окончив АХ в 1773 году с большой золотой медалью, М.И. Козловский в качестве пенсионера живет в Риме (1774-1779гг.), где изучает античное искусство, а также живопись и пластику эпохи Возрождения. Особенно русского скульптора привлекает творчество Микеланджело Буонарроти (1475-1564гг.). Свою пенсионерскую поездку М.И. Козловский завершил во Франции, где провел один год, и где Марсельская академия искусств, присвоила ему звание академика. В 1780 году русский скульптор вернулся на родину. Главной темой произведений М.И. Козловского в начальный период творчества становится тема гражданской доблести, силы духа и самопожертвования. Герои его рельефов на сюжеты из истории Древнего Рима (для Мраморного дворца в Петербурге) жертвуют собой во имя Отечества и общественного блага: «Прощание Регула с гражданами Рима» (1780г.), «Камилл избавляет Рим от галлов» (1780-1781гг.). Возвышенный и лаконичный строй изображения, четкая композиция, продуманность и ясность каждой линии и формы - все это великолепно сочетается с архитектурой здания, которое построено в стиле раннего классицизма. Но особенно гармоничным стало содружество скульптора с архитектором Джакомо Кваренги при выполнении им гипсовых рельефов для Концертного зала в Екатериненском парке Царского Села. Павильон был возведен выдающимся архитектором Джакомо Кваренги в стиле зрелого классицизма (1783-1788гг.). Общей темой всех рельефов является музыка. В (1784-1785гг.) М.И. Козловский выполнил из мрамора большую статую императрицы Екатерины II в образе древнеримской богини мудрости Минервы. В своём творении скульптор воплощает представление об идеальном монархе - защитнике Отечества и мудром законодателе. Сложный аллегорический смысл имеет и другая мраморная статуя, выполненная М.И. Козловским во второй половине 1780-х годов, - «Бдение Александра Македонского». Образ античного героя послужил скульптору для воплощения нравственных идеалов эпохи Просвещения - воспитания твердой воли и стремления к знаниям. Сохранилось много рисунков М.И. Козловского, которые в большинстве своем носят характер подготовительных набросков для будущих произведений скульптуры. Однако ряд его рисунков можно считать самостоятельными, вполне законченными произведениями графики. Среди них особенно выделяются два рисунка, полных драматизма и эмоционального накала, - «Смерть Ипполита» и «Тезей покидает Ариадну», созданнык в 1792 году. В 1788-1790 годах М.И. Козловский снова приезжает в Париж, куда едет для приобретения знаний в творчестве ваяния и где получает грандиозный поток впечатлений, вызванный событиями проходившей на его глазах французской революции. Именно в революционном Париже зародилась тема следующего крупного произведения - статуи «Поликрат» (1790г.). Сюжет о смерти самосского тирана Поликрата, взятый из истории Древней Греции, послужил скульптору для аллегорического ответа на события современности. В 1792 году М.И. Козловский завершил одну из самых своих прекрасных работ - мраморную статую «Спящий Амур», где создал образ идиллический и гармоничный. Аналогичный по настроению образ дан и в небольшой мраморной статуе «Психея» (1800г.), в которой воплощены душевная чистота, мечты о счастливом, ничем не омраченном детстве. Во второй половине 1790-х годов М.И. Козловского привлекают темы российской истории. Скульптор создаёт статуи: «Князь Яков Долгорукий, разрывающий царский указ» (1797г.); «Геркулес на коне» (1799г.). В создании памятника выдающемуся русскому полководцу А.В.В. Суворову в Петербурге (1799-1801гг.) скульптором М.И. Козловским наиболее полно было реализовано стремление создать образ высокого душевного благородства и мужества, по своей направленности близкий к народным представлениям о Российском герое и великомполководце. В самом конце XVIII века лучшие русские ваятели были привлечены к работе над обновлением скульптуры Большого каскада в Петергофе. Следует особо отметиь, что роль М.И.Козловского особенно значительна. Скульптором была создана группа «Самсон, раздирающий пасть льва» занимает центральное место в идейном замысле и композиции этого ансамбля. В петровское время получила распространение в искусстве аллегория, согласно которой библейский Самсон (отождествляющийся со святым Сампсонием, в день празднования памяти которого, 27 июня 1709 года, была одержана победа над шведами под Полтавой) олицетворял победившую Россию, а лев (герб Швеции) - побежденного Карла XII. М.И. Козловский использовал эту аллегорию, создавая грандиозное произведение, где в единоборстве могучего титана со зверем раскрывается тема морского могущества России. В годы Великой Отечественной войны статуя была похищена фашистами. В 1947 г. скульптор В. Л. Симонов, при участии Н. В. Михайлова, выполнили по образцу новую модель, которая была установлена в Петергофе. С 1794 году М.И. Козловский становится профессором скульптурного класса Академии художеств. Среди его учеников вышли знаменитые в будущем ваятели С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский. Последними произведениями М.И. Козловского были надгробные памятники П. И. Мелиссино (1800г.) и С. А. Строгановой (1802г.) «Некрополь XVIII века», (Санкт-Петербургский музей городской скульптуры), исполненные проникновенного чувства скорби. Жизнь скульптора оборвалась в самом расцвете его таланта. Михаил Иванович Козловский умер 18 сентября 1802 года в возрасте сорока девяти лет. Прокофьев Иван Прокофьевич (1758-1828гг.) великий русский скульптор, сын «закройного мастера по конюшенной части», родился в Петербурге. В 1771 году из воспитательного училища при Академии художеств перешёл в скульптурный класс, которым руководил Н.Ф. Жилле. И.П. Прокофьев успешно овладел художественными знаниями и был удостоен различных академических наград. В классе исторической скульптуры его преподавателем был Ф.Г. Гордеев. В 1779-1784 годах И.П. Прокофьев стажировался во Франции. Затем в России скульптор получает звание академика за статую «Морфей» (1785г.). Значительная часть из 400 работ И.П. Прокофьева приходится на государственные заказы: работы для Казанского собора, дворцов в Павловске и Гатчине, Академии художеств, Публичной библиотеки. И.П.Прокофьев был одним из авторов пластического комплекса петергофских фонтанов. Скульптор исполнил для Большого каскада статую «Акид», аллегорическую фигуру «Волхов» и группу «Тритоны». По модели И.П.Прокофьева были отлиты бронзовые львы, установленные в 1801 году на парапете основного водоёма «Главного каскада». И.П. Прокофьев также разработал модель «Триумф Нептуна», в которой автор показывает грозную силу бурной стихии. Профессорское звание И.П. Прокофьев получил только в 1800 году, а звание старшего профессора – лишь в 1819 году. Замечательный скульптор не умел ладить с академическими верхами. В 1821 году И.П. Прокофьева постигло большое несчастье. Во время занятий в Академии художеств с ним случился удар, от которого правая рука и нога были наполовину парализованы. Однако скульптор продолжал работать. Следует отметить, что Академия художеств высоко ценила И.П.Прокофьева, особенно как педагога. Мастеру передали осиротевший класс самого М.И. Козловского. И.П. Прокофьев был также руководителем модельерного класса и преподавал рубку в мраморе. В конце 1790-х годов скульптор занимался осмотром и описями бюстов в Петергофе, в 1798-1804 годах - реставрацией скульптуры Гатчины, Петергофа и Павловска. В 1817 году был привлечен в качестве эксперта по оценке качества и сохранности привезенных из-за границы мраморных групп для Конногвардейского манежа. Иван Прокофьевич Прокофьев умер 10 февраля 1828 года в Санкт-Петербурге. §7. Живопись второй половины XVIII века Во второй половине XVIII столетия вместе с другими видами искусства в России живопись переживает серьёзные изменения. На первый план выдвигается светское искусство. Первоначально светская живопись утверждается в Петербурге и Москве, но уже со второй половины XVIII века получает значительное распространение в других городах и усадьбах. Однако традиционное направление живописи – иконопись по-прежнему широко бытует во всех слоях общества. Русская живопись развивалась на протяжении всего XVIII века в тесном контакте с искусством западноевропейских школ, однако искусство этого периода имеет ярко выраженный национальный характер. Живопись второй половины XVIII века отличается значительным разнообразием и полнотой. Развитию русской живописи и скульптуры во многом способствовала Академия художеств, открытая в 1757 г. Наиболее крупные достижения русской живописи связаны с искусством портрета. Антропов Алексей Петрович (1716-1795гг.) - русский живописец, представитель стиля барокко, один из первых в стране художников, начавших писать светские портреты. А.П. Антропов родился 14 (25) марта 1716 года в Санкт-Петербурге, в семье чиновника — отец художника служил в Канцелярии от строений. С 1732 года А.П. Антропов также учился в Канцелярии от строений в Петербурге у своего родственника А. М. Матвеева, с 1739 г. работал там же в «живописной команде» у И. Я. Вишнякова. В 1742 году А.П. Антропов участвует, в качестве художника, в коронационных торжествах императрицы Елизаветы в Москве. В Петербурге он пишет картины для триумфальных ворот в Аничковой слободе, участвует в росписях плафона и создании икон для Зимнего дворца, под руководством Валериани Джузеппе (1708-1762гг.) живописца и театрального декоратора при дворе императрицы Елизаветы Петровны. А.П. Антропов, являясь профессором перспективной живописи в Академии наук, также работает в Летнем дворце, в Царском Селе, в Петергофе, Аничковом дворце. Под началом Валериани и Перезинотти А.П.Антропов создаёт декорации для Оперного дома. Произведения выдающегося живописца XVIII столетия А.П. Антропова заложили основу для развития искусства портрета в России во второй половине XVIII столетия, запечатлившего образы людей своей эпохи. Антропова А. П. отличает особый стиль. Этот стиль несколько архаичен по форме – в духе парсун – портретов, несущих в себе, тем не менее, правдивость и выразительность образов. Один из лучших его портретов - портрет статс-дамы А.М. Измайловой (1759 г.). В 1760-е годы Антропов написал портреты архиепископов. Среди них «Портрет С. Кулябки». Заслуживает внимания «Портрет атамана Ф.И. Краснощёкова» (1761 г.). В 1762 году Антропов А.П. написал несколько вариантов портрета императора Петра III. В 1770 году художник создаёт «Портрет Петра I». Художник принимал участие в работах по росписи временных коронационных сооружений в Москве, созданных по случаю восшествия на трон Елизаветы Петровны. Антропов А.П. расписывал купол в новом Летнем дворце, плафоны в парадных залах Зимнего дворца, а также Андреевский собор в Киеве. В 1750-е годы несколько лет Антропов А.П. совершенствовал своё мастерство, поступив в обучение к портретисту Пьетро Ротари. Ярче всего талант художника проявился в портретной живописи. Здесь он показал себя человеком, ценящим правдивость и искренность. В 1752 году А.П.Антропов получает самостоятельный заказ на «письмо икон в куполе и прочих местах нового храма Андрея Первозванного», только что построенного в Киеве архитектором Мичуриным по проекту Растрелли. Наиболее значительна я работа художника монументальная роспись собора «Тайная вечеря» - запрестольный алтарный образ. Из Киева А.П.Антропов отправился в Москву, где расписал два плафона для Головинского дворца на Яузе. Здесь художник знакомится с меценатом И. И. Шуваловым, куратором созданного в 1755 году Московского университета. И.И. Шувалов приглашает художника преподавать на создаваемом факультете искусства, но до основания факультета А.П. Антропов был зачислен в университет на должность «живописного мастера». Однако в Москве у А.П.Антропова не было постоянной работы, и он возвращается в Петербург и с помощью И.И. Шувалова получает место надзирателя за живописцами и иконописцами при Синоде, с обязательством взять учеников и обучать их искусству живописи, иконописи и мастерству в создании финифти. В доме А.П. Антропова поселились ученики из Украины, одним из которых был Дмитрий Левицкий. К наиболее известным из учеников художника следует отнести П.С. Дрожжина и Д.Г. Левицкого. Антропов скончался 12 (23) июня 1795 г. в Петербурге. С именем И.П. Аргунова в русское искусство входит проблема так называемой крепостной интеллигенции, довольно острая и болезненная для России вплоть до отмены крепостного права. Аргунов Иван Петрович (около 1727-1802 гг.) - русский живописец, портретист. Родился в семье крепостных графа А.М. Черкасского, позже отошедших к графу Шереметьеву. Воспитывался в Петербурге в семье своего дяди С. М. Аргунова, дворецкого «Миллионного дома» в Петербурге. Аргунов И. П. возможно учился у двоюродного брата Фёдора Леонтьевича Аргунова и приблизительно в 1746-1749 годах у Г.-К. Гроота. И.П. Аргунов учился портретной живописи у иностранных художников, является автором многих портретов и религиозных картин. Творчество И.П. Аргунова падает на вторую половину XVIII века. Крепостной художник графов Шереметьевых, И.П. Аргунов известен, прежде всего, как портретист. Первоначально его дарование развивалось под влиянием штутгардского художника-портретиста Гроота, приглашённого на работу в Россию. Но, став самостоятельным мастером, И.П. Аргунов выработал свою манеру письма и создания образа. Художник не льстил своим заказчикам, изображая их реалистично. И.П. Аргунов писал по приказу своего хозяина портреты петербургской знати, знакомых П.Б. Шереметьева, членов его семьи. Были у него заказы и от царского двора. Ему, крепостному художнику, не часто удавалось писать с натуры портреты высокопоставленных особ. Многих из своих заказчиков он наблюдал лишь во время торжественных церемоний. Художник создал немало парадных портретов, не уступающих работам иностранных мастеров, которых приглашали из-за границы ко двору. Среди его работ: портреты князя Лобанова-Ростовского И.И. (1750 г.) и его супруги (1754 г.), графа Шереметьева Б.П. и его супруги (1760-е гг.), К.А. и Х.М. Хрипуновых (1757 г.), Калмычки Аннушки (1767 г.) и портрет Екатерины II. С наибольшей отдачей Аргунов И.П. работал над портретами людей близких ему по положению и духу. Среди них поздний по времени «Портрет крестьянки в русском костюме» (1784 г.). Будучи крепостным И.П. Аргунов, не мог полностью посвятить себя искусству. Он выполнял обязанности мажордома, управляющего делами графа. Каждый раз, чтобы работать как художник, Аргунов должен был спрашивать разрешения у Шереметьева П.Б. Учениками И. П. Аргунова были его сыновья Павел (архитектор), Николай и Яков (живописцы), а также в 1753-1758 годы - А. П. Лосенко, И. С. Саблуков, К. И. Головачевский. Иван Петрович Аргунов скончался в Москве, в начале 1802 года. О Рокотове Фёдоре Степановиче, самом поэтичном живописце XVIII века, сохранилось мало достоверных сведений. Рокотов Фёдор Степанович (1732/5-1808 гг.) - русский художник, портретист, представитель стиля рококо. Ф.С. Рокотов родился в тридцатых годах XVIII века в селе Воронцово (входит в нынешнюю территорию Москвы) в семье крепостных князя П.И. Репнина. Получил начальное художественное образование под руководством Л.-Ж. Ле-Лоррена и П. де Ротари, усвоив изобразительные принципы стиля рококо. В 1760 году по распоряжению заметившего его вельможи и мецената И. И. Шувалова живописец был взят в Академию художеств в Петербурге. Личность и творчество Ф.С. Рокотова составляет одну из самых обаятельных и труднообъяснимых страниц русской культуры. Ф.С. Рокотов уже в довольно зрелом возрасте был принят в Академию художеств. Его ранние произведения – портреты Г.Г.Орлова (1762-1763гг.), Е.Б. Юсуповой (1756-1761 гг.) свидетельствуют о его причастности к культуре рококо. Признаки этого стиля есть и в коронационном портрете Екатерины II (1763г.), ставшим образцом для изображения весьма взыскательной императрицы. Ф.С. Рокотов в 1765 году удостоен звания академика «за оказанный опыт в живописном портретном искусстве» и картину «Венера и Амур». С конца 1766 года художник жил и работал в Москве. В позднем творчестве Ф.С. Рокотова заметен переход от рококо к классицизму. Художник создал множество портретов: поэт В.И. Майков (1769-1770 гг.). Художник написал портреты почти всего семейства Воронцова, также сам Воронцов (конец 1760-х года), его жена М.А. Воронцова и дети (1770-е годы). В восьмидесятые годы художник создаёт портреты князя И.И. Барятинского в юности (начало 1780 гг.), портрет молодой генеральши В.Е.Новосельцевой (1780 г.), знатной дамы Е.Н. Орловой. В позднем творчестве Ф.С. Рокотова заметен переход от рококо к классицизму. Последние известные работы Ф.С. Рокотова датируются 1790-ми годами. В эти годы художник создаёт портрет графини Е.В. Санти (1785 г.), портрет А.М. Писаревой (первая половина 1790-х годов). Фёдор Степанович Рокотов скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 года. Художник был похоронен на кладбище Новоспасского монастыря. Левицкий Д.Г. первый из русских художников XVIII века, исключая, может быть, Рокотова Ф.С., встаёт вровень с мастерами европейской живописи. Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822 гг.) - русский живописец украинского происхождения, академик, мастер парадного и камерного портрета был современником Ф.С. Рокотова. Д.Г. Левицкий родился около 1735 года на Украине, в Киеве в семье священника Г.К. Левицкого (настоящая фамилия Нос, или Носов), известного также как художник-гравёр. Учился изобразительному искусству у отца и у живописца А. П. Антропова (с 1758 года). Предположительно художник участвовал вместе с отцом в росписи Андреевского собора в Киеве (середина 1750-х годов). Около 1758 года Д.Г. Левицкий переехал в Санкт-Петербург, где учился в Академии художеств, а с 1779 года преподавал в портретном классе Академии художеств. Художника отличало умение передавать внешнее сходство модели в сочетании с её психологическим образом. Около двадцати лет Д.Г. Левицкий возглавлял портретный класс Академии художеств и не только участвовал в воспитании целой школы русских портретистов, а также задавал тон и уровень высокой репутации портретного искусства в России. Сфера его живописи шире, чем рокотовская. Ему одинаково хорошо удавались и камерные портреты, и парадное изображение в рост. Круг его заказчиков был весьма обширен. Художник создаёт портрет архитектора А.Ф. Кокоринова (1769 г.), портрет богача Демидова (1773 г.). Д.Г. Левицкий получает заказ на цикл портретов «смолянок». Художник создаёт двойное изображение Ф.С. Ржевской и Н.М. Давыдовой (1772 г.), портрет Е.И. Нелидовой (1773 г.), двойной портрет Е.Н. Хрущовой и Е.Н. Хованской (1773 г.), портрет А.П. Левшиной (1775 г.), портрет Н.С. Борщовой (1776г.), портрет Г.И. Алымовой (1776 г.). Д.Г. Левицкий пишет портрет М.А. Львовой (1781 г.), супруги выдающегося архитектора, поэта, музыканта Н.А. Львова, который был другом художника. Д.Г.Левицким написаны портреты светской красавицы Урсулы Мнишек (1782 г.) и итальянской актрисы Анны Давиа-Бернуци (1782 г.). Важное место в творчестве Д.Г. Левицкого занимает работа над портретом Екатерины II. Возвышенная, мифологизированная интерпретация не могла не нравиться императрице, которая более чем внимательно относилась к своим изображениям. Д.Г. Левицкий оказал сильное влияние на творческое становление художников П. И. Соколова, В. Л. Боровиковского и Г. И. Угрюмова. Дмитрий Григорьевич Левицкий скончался 4 (16) апреля 1822 г. в Петербурге. Вторая половина XVIII века в Росии, время правления Екатерины Великой, связана с расцветом дворянской культуры и философии Просвещения. И если в творчестве Д.Г. Левицкого наиболее отчётливо проявилось классицистическое направление с его главенством социальных ценностей, то В.Л. Боровиковскому ближе другая сторона просветительской теории, выраженная сентиментализмом и рассматривающая человека в гармонии с окружающим миром, с природой. Человек естественный, человек чувствующий – такова основная тема творчества художника. Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825 гг.), русский художник, мастер портрета и религиозной живописи. Художник родился в Миргороде, в семье казака Луки Боровика. В молодости В. Боровиковский занимался иконописью под руководством отца. С 1774 г. служил в Миргородском казачьем полку. В 1770-х годах Боровиковский познакомился с В.В. Капнистом, выполнял его поручения. На творчество художника обратила внимание Екатерина II. В 1783 году художник украшал в Кременчуге дворец, предназначавшийся для коронованной путешественницы. В 1788 году Боровиковский переехал в Петербург. В столице первое время жил в доме Я.А. Львова и познакомился с его друзьями – Г.Р. Державиным, И.И. Хемницером, Е.И. Фоминым, а также Д.Г. Левицким, который затем стал его учителем. В конце 1790-х годов Боровиковский становится известным портретистом. В его творчестве преобладает камерный портрет. Художник стремился в своём творчестве к утверждению самоценности и нравственной чистоты человека – портрет «Лизоньки и Дашеньки» (1794 г), портрет «Е.Н. Арсеньевой» (1795 г.). Художник пишет портреты, которые заказывают ему дворянские семьи – Лопухиных, Толстых, Арсеньевых, Гагариных, Безбородко, таким образом распространяя его известность по родственным каналам. К этому периоду относится портрет Екатерины II (1794) и её многочисленных внуков. Также пишутся портреты министра финансов А.И. Васильева и портрет его жены. Полотна художника очень нарядны благодаря грациозной постановке моделей. Юной жизнеутверждающей чувственностью наполнен портрет М.И. Лопухиной (1797г.), портрет Скобеевой (середина 1790-х гг.), и изображение дочери Екатерины II и А. Г. Потёмкина – портрет Е.Г Тёмкиной (1798 г.), портрет Е.А. Нарышкиной (1799 г.). Большое внимание художник уделяет малоформатным и удавшимся художнику миниатюрным портретам. Также Боровиковский является автором ряда двойных и семейных групповых портретов, которые появляются уже после 1800-х гг. К ним относятся – портрет Павла I (1801 г.), А.Б. Куракина (1801-1802гг.), сестёр А.Г. и В.Г. Гагариных (1802г.) и семейный портрет А.И. Безбородко с дочерьми (1803 г.). В свои последние годы В.Л. Боровиковский вернулся к религиозной живописи, он написал несколько икон для строящегося Казанского собора, иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге. Владимир Лукич Боровиковский умер 6 апреля 1825 года. Художник внезапно скончался от разрыва сердца. Похоронен он был на Смоленском кладбище в Петербурге. Ушел из жизни тончайший поэт сентиментального женского образа, но величайшие образцы его мастерства открыли дорогу творческим достижениям художников романтизма. |