История науки и культуры. История искусства и культуры II часть. Учебник Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070902 графика квалификация художник анимации и компьютерной графики
Скачать 3.25 Mb.
|
§8. Развитие театрального искусства в XVIII столетии В XVIII веке театральное дело, заглохшее с кончиной царя Алексея Михайловича, было возобновлено Петром I. Прежде всего, он превратил театр из придворного в народный. Театр был переведён из царских хором на Красную площадь, где воздвигнута была особая «комедийная храмина». Пётр желал сделать театр выразителем своих побед, но его немецкие комедианты оказались для этого дела непригодными. Директор Петровского театра Яган Куншт затруднился выполнить заказанную Петром I по случаю победы его «триумфальную» комедию, и Пётр I должен был обратиться к Заиконоспасской академии, где процветала занесенная из Киева духовная драма и мистерия. Вообще Пётр I был недоволен современным ему репертуаром. Он желал, чтобы пьесы шли на русском языке и потому хотел иметь комедиантов преимущественно из Польши, а не из Германии. В эпоху Петра I театральное дело развивалось также и в провинции. Так, 1705 годом датируются первые упоминания о театральных представлениях в городе Тобольске, где пропагандистом театра выступал местный митрополит Филофей Лещинский. После смерти Петра Великого и его сестры царевны Натальи Алексеевны театральное дело в России стало падать. В царствование Екатерины I и Петра II дворцовые спектакли стали весьма редким явлением. В Славяно-греко-латинской академии продолжались представления школьных драм, которые получили и дальнейшее развитие, удалившись от схоластического направления прежнего духовного театра. Со вступлением на престол императрицы Анны Иоанновны возобновились придворные спектакли, маскарады и прочие увеселения. Пьесы были преимущественно комического содержания: императрица предпочитала «те крестьянские и немецкие комедии, в которых актёры в конце действия непременно колотили друг друга». Петербургское общество не довольствовалось итальянской оперой или немецкими комедиантами, выписанными из Лейпцига, а стало хлопотать об устройстве постоянного театра в дворцовых покоях, чтобы осуществить становление русской комедии. Помещение, приспособленное для этой цели, стало носить название «комедии» и находилось в «новом Зимнем Е. И. В. доме». В этих дворцовых спектаклях принимала участие вся петербургская знать; особенно смешил Анну Иоанновну своими выходками на сцене Д. А. Шепелев. Исполнителями театральных пьес являлись также сыновья Бирона, Воронцовы, Апраксины, гр. Брюсов, Ермаков, Струговщиков и другие; есть основание предполагать, что в придворных спектаклях принимали участие кадеты вновь учрежденного Шляхетного корпуса. С особенной пышностью было поставлено в 1735 году действо о Иосифе. Существовал проект учреждения первого в России театрального училища, представленный балетмейстером Жаном Батистом Ланде; по некоторым сведениям можно думать, что этот проект осуществился. В царствование Елизаветы Петровны музыкальное и театральное дело очень выросло и стало на ноги. Никогда до тех пор Петербург не представлял такого изобилия и разнообразия зрелищ, наряду с иностранными труппами профессиональных артистов и музыкантов. Необходимо отметить, что в середине XVIII века организуются театры в учебных заведениях (в 1749 году - Петербургский Шляхетный корпус, в 1756 году - Московский университет). Постоянно устраиваются русские театральные представления в Петербурге (организатор И.Лукин), в Москве (организаторы К.Байкулов, канцеляристы во главе с Халковым и Глушковым, «чернильных дел мастер» Иванов и др.), в Ярославле (организаторы Н.Серов, Ф.Волков). В 1747 происходит еще одно важное событие: написана первая стихотворная трагедия – «Хорев» А.П. Сумарокова. В этот период в Ярославле получила известность труппа Ф. Г. Волкова и Н. Серова, которая в 1752 году была вытребована в Петербург, где она впервые дебютировала в присутствии государыни Елизаветы Петровны в мистерии святого Димитрия Ростовского (1651-1709гг.). Позднее, в 1756 году 30 августа состоялся указ об учреждении русского театра в Петербурге . Талантливых актеров-любителей определяют на учебу в Шляхетный корпус – А.Попова, И.Дмитревского, братьев Ф. и Г. Волковых, Г.Емельянова, П.Иванова и др. Среди них – четыре женщины: А.Мусина-Пушкина, А.Михайлова, сестры М. и О.Ананьевы. Таким образом, в середине XVIII века был основан первый русский постоянный публичный театр, который был открыт в 1756 в Петербурге, в Головкинском доме. К актерам, прошедшим обучение в Шляхетном корпусе, был добавлен еще ряд актеров ярославской труппы Ф. Г. Волкова, в том числе комический актер Яков Данилович Шумский (1732-1812гг.), первый русский певец (баритон) и комик. Театр возглавил Александр Петрович Сумароков (1717-1777гг.), классицистские трагедии которого составили основу репертуара. Первое место в труппе занимал Ф.Г.Волков, сменивший Сумарокова на директорском посту и занимавший это место вплоть до своей кончины в 1763 (этот театр в 1832 получит название Александринского – в честь жены Николая I.). В Петербурге в период правления Елизаветы уже существовали театры в доме графа Ягужинского Павла Ивановича (1683-1736гг.) и графа П.Б. Шереметьева (1652-1719гг.). Этот обычай богатых вельмож заводить у себя постоянные домашние театры сохранялся долго. Создание постоянного публичного театра связано с именем выдающегося русского актёра Волкова Фёдора Григорьевича (1729-1763гг.), которого называют «отцом русского театра». Родился Фёдор Волков в небогатой купеческой семье в городе Костроме. Потом он поселился в Ярославле, где и развернул свою замечательную деятельность. В 1750 году Ф.Г.Волков основал в Ярославле публичный театр. Слава об этом театре достигла до столицы, артистов вызвали в Петербург. Красивый, с живым, открытым лицом и прекрасным голосом, Ф.Г.Волков завоевал широкую славу исполнением трагических ролей. Нередко это были роли борцов против тирании. Замечательный актёр сыграл множество героических людей. Современники отмечали, что и в комедиях Ф.Г.Волков выступал с большим успехом. Талант его как актёра был поистине многогранен. Ф.Г. Волков был человеком выдающегося ума и демократических убеждений. Фонвизин Денис Иванович (1745-1792гг.) считал, что Ф.Г.Волков мог бы быть «человеком государственным». Кипучая и плодотворная жизнь актёра рано оборвалась: он умер в возрасте 34 лет, простудившись во время маскарадного представления. Влияние Ф.Г. Волкова на последующее развитие театра в России было огромно. Фёдор Григорьевич Волков занимает почётное место в истории русской культуры. Первые публичные спектакли в Москве относятся к 1756, когда учащиеся университетской гимназии под руководством своего директора, поэта М.Хераскова, образовали театральную труппу в стенах университета. На представления приглашались представители высшего московского общества. В 1776 году на основе бывшей университетской труппы был создан драматический театр, получивший название Петровского (он же – театр Медокса). От этого театра ведут свои родословные Большой (оперы и балета) и Малый (драматический) театры России. Следует отметить, что и петербургская, и московская труппы ощущали недостаток женщин-актрис. В Ярославской труппе Ф.Г. Волкова женщин не было вообще, женские роли исполняли юноши. Однако и позже, когда с трудом был подобран первый состав актрис, они выходили на сцену только в ролях молодых женщин, амплуа комических старух еще долгое время сохранялось за мужчинами. По свидетельству очевидцев, особым мастерством в этом блистал Я. Д. Шумский. В правление Екатерины II период классицизма в русском театральном искусстве сменился с середины 1760-х годов становлением сентиментализма. Появляется «слезные комедии» В.Лукинского, М.Веревкина, М.Хераскова, популярными становятся комическая опера и мещанская драма. Происходит усиление демократических тенденций в театре и драматургии, которому способствовали, во-первых - обострения социальных противоречий в период крестьянской войны (1773–1775гг.) под предводительством Емельяна Пугачева, и во-вторых - традиции народного театра. Так, по свидетельству современников, Я.Д. Шумский использовал приемы игры, близкие к скоморошьим. Развивается сатирическая комедия – «Недоросль» Д.И.Фонвизина, «Ябеда» Василия Васильевича Капниста (1757-1823гг.), русского драматура и поэта. В «Оде на рабство» (1783г.) он выразил протест против крепостнического гнета. После смерти Ф.Г.Волкова первым актером Петербургской труппы стал И.А. Дмитревский. Его деятельность была чрезвычайно многообразной. В 1767году он ездил за границу с официальным поручением набрать актеров для французской труппы в Петербурге, писал пьесы, ставившиеся на сцене и дававшие неплохие сборы, работал над историей русского театра, инспектировал работу театра, обучал молодых актеров. Следует отметить, что все крупные актеры следующего поколения были его учениками: А.Крутицкий, К.Гомбуров, С.Рахманов, А.Д.Каратыгина, С.Сандунова, Т.Троепольская, П.Плавильщиков. В 1771 году И.А. Дмитревский пытался реорганизовать и возглавить московский Университетский театр (составив конкуренцию оказавшемуся к тому времени не у дел А.П. Сумарокову), однако этот проект не состоялся. По мере развития российских театров для правительства становилась все очевиднее их роль в формировании идеологии и общественных настроений. В 1766 году по приказу Екатерины II была создана Дирекция Императорских театров, в ведение которой со временем перешли все ведущие театры России. Екатерина II придавала театру высокое воспитательно-образовательное значение, но это сознание в её время было только теоретическим; на самом деле театр оставался благонравным развлечением, в котором балеты, оперы и драматические представления играли совершенно одинаковую роль. Всё же театр явился в России первым проводником народности (Лукин, Аблесимов, Фонвизин). При восшествии на престол Екатерины II придворных трупп было три: итальянская оперная, балетная и русская драматическая; в качестве вольной имела разрешение на представления немецкая труппа. В 1762 году была образована французская драматическая труппа. В 1766 году был издан «Стат всем принадлежащим к театру людям». Общая сумма ассигнований на театр достигала 138410 руб., в том числе на русский театр 10500 руб., тогда как на содержание французской труппы было назначено вдвое больше. Театральное ведомство при Екатерине II страдало постоянным дефицитом. В 1783 году впервые были установлены «пробы» (дебюты) для артистов. Тогда же стали давать платные спектакли для публики в городских театрах. Важной мерой была отмена казенной театральной монополии и установление свободы предпринимательства в области зрелищ и увеселений. Кроме спектаклей постоянных придворных трупп, при дворе Екатерины II были довольно часты любительские спектакли в Эрмитажном театре. Большое распространение получили спектакли любителей из лиц высшего общества. В придворных спектаклях нередко принимали участие малолетние: это были в основном пажи, кадеты и воспитанницы вновь учрежденного Новодевичьего (Смольного) монастыря. Явившись на первых порах забавой двора, театр тогда же получил распространение и среди близко стоявшего ко двору боярства. В Москве начало театра относится к 1757 году, когда открылась итальянская опера известного Локателли Джованни-Батиста (1715 – 1785гг.) - первого русского оперного и балетного антрепренера, прибывшего в Петербург в 1757 году с оперной, балетной и драматической труппой и устроившего с нею преставления в Старом Придворном театре. В 1759 году там был устроен публичный русский театр, но он просуществовал недолго. Особенно оживлено развивалось театральное дело в Москве, когда там были привлечены все театральные силы по случаю коронования Екатерины II в 1762 году. Развивается искусство Большого театра в Москве – одном из старейших русских музыкальных театров, который ведёт свою историю с 1776 года, когда московский губернский прокурор князь П.В. Урусов получил правительственную привилегию «быть содержателем всех театральных в Москве представлений». С этого года спектакли ставились в доме графа А.Р. Воронцова на Знаменке. Но уже с 1780 года П.В. Урусов вместе с антрепренёром М. Е. Медоксом построил специальное театральное здание, которое стало называться «Оперным домом» или «Петровским театром» (поскольку стояло на углу улицы Петровки). В 1805 году это здание сгорело. При Екатерине II славились домашние театры Петра Александровича Румянцева (1725-1796гг.), Волконского Петра Михайловича (1776-1825гг), который был сенатором при Екатерине II. Граф Николай Петрович Шереметев (1751-1809гг.) имел целых четыре театра (в Петербурге, Москве и имениях Кусково и Останкино). Для А.Р. Воронцова (1741-1805гг.), театр был уже не только модой, но эстетической культурной потребностью. В 1790-х годах в Москве насчитывалось около 15 частных театров, при 160 актёрах и актрисах и 226 музыкантах и певчих. При этих домашних театрах были оркестры музыки, оперные и даже балетные труппы из крепостных. Такие помещичьи труппы бывали и в провинции. Следует отметить, что в конце XVIII столетия особенно славилась труппа Волькенштейна Гаврилы Семёновича, графа - курского помещика, имения которого располагались в Обоянском и Суджанском уездах. В 1801 – 1802 годах в крепостном театре графа Г.С. Волькенштейна исполнил несколько ролей крепостной актёр М.С. Щепкин, в том числе Степана-сбитенщика в опере Якова Борисовича Княжнина (1742-1791гг.). Известная его комическая опера «Сбитенщик» (1783г.), представляла собой переложение на русский манер «Севильского цирюльника» Бомарше, которая пусть не прямо, но все же достаточно очевидно доказывала, что и у нас есть свои Фигаро и они не уступают французскому герою в выдумке, изворотливости, трезвом взгляде на жизнь и умении достигать своих целей. Я.Б. Княжнин отнюдь не случайно заменил Фигаро сбитенщиком Степаном, поскольку продавец сбитня (медового напитка), был наиболее типичным, ярким представителем городского плебса, низового населения, среди которого выделялась особая «каста» - уличные разносчики и приказчики-зазывалы «коробейники». М.С. Щепкин исполнял также роль помещика в комической опере Я.Б. Княжнина «Несчастье от кареты» и многие другие образы. Славился и был известен также оркестр и хор певчих графа Г.С. Волькенштейна близ Суджи (Курской губернии), оркестр и хор Сумарокова в Тарусском уезде Калужской губернии, князя Н.Б.Юсупова в селе Архангельском близ Москвы, князя Щербатова при селе Утешении Тульской губернии и др. Постоянный театр был основан также и в провинциальных городах России в Харькове в 1789 году, в Воронеже в 1787 году, в Тамбове в 1786 году, в Нижнем Новгороде в 1798 году, в Твери в 1787 году. Домашние театры при дворе и у знатных бояр способствовали появлению на сцене женщин (уже в теремах царевны Софии). На публичном театре женские роли впервые стали исполняться женщинами в 1757 году, вслед за учреждением постоянного русского театра. Первыми русскими актрисами были Марья и Ольга Ананьины и Мусина-Пушкина, из которых первая (Марья) вышла замуж за Григория Волкова, вторая (Ольга) - за Якова Даниловича Шумского, третья - за Ивана Афанасьевича Дмитревского. Выдающимися актрисами в XVIII столетия были Михайлова Авдотья Михайловна (1746-1807гг.) - артистка оперы (сопрано) и драмы, одна из первых по времени русских драматических актрис и Троепольская Татьяна Михайловна (1744-1774гг.) - трагическая актриса, одна из первых российских профессиональных актристов. С другой стороны принадлежность значительной части актёров к числу крепостных (ещё в начале XIX столетия Императорская труппа в Москве была сформирована путем скупки помещичьих трупп) не могла содействовать возвышению общественного положения актёров. Из крепостных вышел и знаменитый артист Михаил Щепкин. В первый же период истории русского театра на сцене выработалась определенная школа в смысле некоторой преемственности и общности приемов, тона и стиля игры. Эта была школа европейская, точнее - французская. Первыми образцами, которым пришлось следовать первой русской труппе, были иноземные театры тогдашнего Петербурга, в особенности французская труппа Шарля де Сериньи, состоявшая, по свидетельству современников, из весьма талантливых артистов. Близость этой труппы и репертуар первых лет, состоявший, кроме пьес А.П.Сумарокова, из переводов комедий Мольера (Жана Батиста Поклена), Детуша (Филипп Нерико) и Реньяра Жана Франсуа, ещё более обобщил артистический стиль обеих трупп, французской и русской. Во главе художественной части юного русского театра был поставлен И.А. Дмитревский, который усвоил стиль и манеру игры лучших из европейских трагиков того времени и в тех же правилах воспитал целую плеяду современных ему русских актёров, таких , как Крутицкий Антон Михайлович (1754-1803гг.) – известный актёр и певец, Гамбуров Козьма Иванович (умер около 1810 г.) – драматический актёр и оперный певец (бас), Сандунов Сила Николаевич (1756-1820гг.) – актёр, служивший при дворе Екатерины II, Плавильщиков (1760-1812гг.) – драматург и актёр, Каратыгин Андрей Васильевич (1774-1827гг.) – актёр, Яковлев Алексей Семёнович (1773-1817гг.) – трагический актёр, Семёнова Екатерина Семёновна (1786-1849гг.) и многие другие русские актёры были талантливыми учениками, последователями и преемниками направления И.А. Дмитревского, то есть французской школы сценической игры. К концу XVIII века получают распространение крепостные театры. Для занятий с крепостными актерами приглашались театральные специалисты – актеры, балетмейстеры, композиторы. Некоторые из крепостных театров (Шереметева в Кускове и Останкине, Юсупова в Архангельском) богатством своих постановок превосходили казенные театры. Репертуар этих театров составляли, как правило, произведения европейских авторов и музыкантов, в первую очередь французских и итальянских: композиторов Пьера Монсиньи, Андре Гретри, Никколо Пиччини, Джованни Паизиелло, Моцарта, а также литературные драмы французских классицистов (Жан-Жак Руссо, Дени Дидро). Однако уже появлялись и русские авторы. Одна из ролей, в которых блистала Жемчугова-Ковалёва, исполнявшая роль Зельмиры в опере «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила» композитора О. А. Козловского, сочиненной на основе сюжета отечественной истории. К выдающимся русским крепостным актрисам надо отнести блиставшую в театре графов Шереметевых Прасковью Жемчугову-Ковалеву (1758-1803гг.), бывшую крепостную актрису, ставшую графиней Шереметевой. Крепостной театр в России - это частный дворянский (домашний помещичий) театр , возникший на феодально-крепостной основе. Отдельные домашние представления силами крепостных актеров начали устраивать еще в конце 17 в., но особое распространение крепостные театры получили во второй половине XVIII - начале XIX веков и просуществовали до отмены крепостного права (1861г.). Крепостные театры, которых было около двухсот, отличались множеством существенных нюансов: в одних играли только сами дворяне, часто титулованные и высокопоставленные, или их дети - такой театр обычно называют дворянским любительским; в других - рядом с дворянами-любителями выступали «домовые», то есть крепостные актеры; в третьих - в эти театры на главные роли приглашались «вольные» артисты публичной императорской сцены или частной профессиональной антрепризы, а остальная труппа бывала из своих «доморощенных»; в четвертых - «вольные» знаменитости, российские и иностранные, фигурировали только как руководители оркестра, балетмейстеры и театральные педагоги, а исполнителями были в основном «собственные» актеры. Необходимо отметить, что существовали также помещичьи театры, которые превращались в публичные с платой за вход. Каждый крепостной театр имел свои особенности, Домашний интимный (или публичный), всегда создавался по прихоти помещика, на его средства, благодаря труду его собственных крепостных людей, используемых в качестве или актеров, или музыкантов оркестра, или обслуживающего персонала сценического действия, которое происходило чаще всего в своем (иногда арендованном) доме, где владелец был полновластным хозяином на сцене, за кулисами и в зрительном зале, то есть определял художественный и эстетический уровень спектаклей, формировал направление (драматическое или музыкальное), выбирал репертуар, распределял роли, размещал по своему усмотрению зрителей, а также определял нравственное лицо театра. Поначалу крепостные театры устраивались в городских усадьбах обеих столиц, особенно в Москве, где только в 1780-1790-е годы их существовало более двадцати. Зимой домашние театры функционировали в городе, а на лето вместе со своими хозяевами переезжали в загородные имения. Так, в Москве в конце XVIII - начале XIX веков действовали театры: С. С. Апраксина, Г. И. Бибикова, И. Я. Блудова, Н. А. и В. А. Всеволожских, П. М. Волконского, И. А. Гагарина, А. И. Давыдова, Н. И. Демидова, И. А Дурасова, И. К. Замятина, Л. К. Нарышкина, Н. И. Одоевского, В. Г. Орлова, С. М. и Г. П. Ржевских, Д. Е. и А. Е. Столыпиных, А. С. Степанова, П. А. Познякова, Д. И. и Н. Н. Трубецких, П. Б. Шереметева и Н. П. Шереметева, Н. Г. и Б. Г. Шаховских, Н. Б. Юсупова и др. В Петербурге особенно известны были домашние театры: Д. П. Барятинской, П. А. Голицыной, Е. Ф. Долгорукой, А. А. и Л. А. Нарышкиных, А. Н. Нелидинской, А. С. Строганова, И. Г. Чернышева, наследника престола Павла Петровича, и др. Одним из первых и самых выдающихся был театр графов Шереметевых. Он начал свою деятельность в Петербурге в 1765 году как дворянский любительский и окончательно оформился к концу 1770-х годов в Москве (на Большой Никольской улице). Из сотен тысяч своих крепостных Шереметевы тщательно отбирали и обучали разнообразных мастеров, принимавших участие в создании театра (архитекторы Ф. С. Аргунов, А. Миронов, Г. Диушин; художники И. П. и Н. И. Аргуновы, К. Вунтусов, Г. Мухин, С. Калинин; машинист Ф. Пряхин; музыканты П. Калмыков, С. Дегтярев, Г. Ломакин и др.). Они работали под руководством и рядом с прославленными европейскими и русскими мастерами. В подмосковной усадьбе Шереметевых, Кусково, были сооружены театры: «воздушный» (на открытом воздухе), Малый и Большой. В состав труппы входили крепостные актеры, музыканты, танцовщики, декораторы и др. (более двухсот человек), среди них — выдающаяся актриса и певица Жемчугова (П. И. Ковалева). Артистам полагалось жалованье деньгами и продуктами. Руководил труппой и надзирал за ее обучением крепостной «библиотекарь его сиятельства» Б. Г. Вроблевский, получивший образование в Славяно-греко-латинской академии и побывавший вместе с Н. П. Шереметевым в начале 1770-х годов за границей. Б.Г.Вроблевский переводил пьесы, одновременно их переделывая. В репертуаре театра было более ста пьес, в основном комические оперы, а также комедии, оперы и балеты. Особого расцвета театр достиг в середине 1780-х годов, когда его владельцем стал Н. П. Шереметев-сын - просвещенный вельможа, талантливый музыкант и самозабвенный любитель театрального искусства, отстроивший в начале 1790-х годов великолепный театр-дворец в селе Останкино. К концу XVIII века стали появляться крепостные театры и в провинциальных городах и имениях, порой очень удаленных от центра, в том числе на Урале и в Сибири. Уровень их был очень разный: от примитивных доморощенных представлений на наскоро сколоченных подмостках с размалеванной простыней вместо занавеса до прекрасно организованных спектаклей в специально выстроенных театрах с хорошо оборудованной сценой. Высоким примером служил театр князя Г. А. Грузинского в селе Лысково, театр князя Н. Г. Шаховского в селе Юсупово, а затем в Нижнем Новгороде, театр И. И. Есипова в Казани, С. М. Каменского в Орле, С. Г. Зорича в Шклове. Крепостной театр Семёна Гавриловича Зорича (1743-1799гг.). В 1780-х годах фаворит Екатерины II С.Г.Зорич в своем имении Шклове Могилевской губернии устроил театр, который, по свидетельствам современников, был «преогромный». В репертуар входили драмы, комедии, комические оперы и балеты. В драматических спектаклях, кроме крепостных, участвовали кадеты Шкловского кадетского корпуса (заведенного Зоричем) и дворяне-любители, среди которых славился князь П. В. Мещерский - его игру высоко ценил М. С. Щепкин. В балетах, которые «были весьма хороши», танцевали только крепостные танцовщицы. После смерти С.Г. Зорича его балетная труппа в 1800 году была куплена казной для петербургской императорской сцены. Крепостной театр графа, канцлера Российской империи Александра Романовича Воронцова (1741-1805гг.). Среди провинциальных театров выделялся также и крепостной театр графа А. Р. Воронцова, находившийся в селе Алабухи Тамбовской губернии, затем - в селе Андреевское Владимирской губернии. А.Р. Воронцов, один из самых образованных людей своего времени, был ярым противником галломании, распространившейся среди русских дворян в XVIII cтолетии. Поэтому в репертуар его крепостного театра в первую очередь входили пьесы русских драматургов: А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина, П. А. Плавильщикова, М. И. Веревкина, Я. Б. Княжнина, О. А. Аблесимова и др. Однако ставились также пьесы Мольера, П. О. Бомарше, Вольтера и других европейских драматургов. Общий состав труппы колебался от 50 до 60 человек, включая музыкантов, живописцев, машинистов, портных, парикмахеров и т. п. Артисты делились на «первостатейных» (13-15 человек) и «второстатейных» (6-8 человек) и в зависимости от этого получали ежегодное вознаграждение деньгами и вещами. В театре А.Р. Воронцова не было балетной труппы и, когда требовались танцевальные сцены, приглашались «бабы, кои пляшут». Крепостные театры существовали в условиях, когда их владельцы старались максимально использовать талант крепостных, в результате многие из них преждевременно погибали. Однако, несмотря ни на что, эти театры внесли ценный вклад в развитие национального театрального искусства, содействовали его широкому распространению - многие провинциальные театры ведут свою историю от крепостных домашних трупп. Таким образом, необходимо отметить, что процесс формирования русского профессионального театра в XVIII веке, несомненно, завершился. Следующий, XIX век стал периодом бурного развития всех направлений русского театра. §9. Музыка XVIII столетия Петровская эпоха положила начало развитию светской музыки нового типа. Творчество этого времени пока еще очень незначительно: оно ограничивается в основном простейшими жанрами прикладной музыки - военной, застольной, танцевальной. На улицах новой столицы - Петербурга - играют военные оркестры; во дворце устраиваются ассамблеи с танцами; музыка звучит и на торжественных праздниках, и на военном параде, и на театральных подмостках. Строительство нового «государства Российского» настойчиво требовало новых, особых, специфических форм музицирования. Новая функция музыкального искусства особенно полно проявилась в жанрах парадной, торжественной музыки. В честь Петра I и его полководцев исполнялись специально сочиненные песнопения, носившие названия «панегирических», или «виватных», кантов. В музыкальном поэтическом отношении панегирические канты были типичным выражением героико-патриотических настроений петровской эпохи. Они породили особый стиль торжественно-пышной, гимнической хоровой музыки, стиль, получивший высшее завершение в хоровых концертах, кантатах и ораториях конца века. Особой популярностью пользовались танцевальные жанры. Танцы петровских ассамблей - менуэт, полонез, англез - прочно укоренились на русской почве, а некоторые из них, в первую очередь менуэт, стали излюбленными в дворянском обществе. Достаточно разнообразным был музыкальный репертуар петровских ассамблей. В последние годы царствования Петра I музыкальные развлечения при дворе приобретают иной характер. Постепенно к музыке начинают приобщаться наиболее образованные представители русской аристократии. Некоторые из них хорошо владели искусством игры на клавикордах, скрипке и флейте. При дворе входят в моду галантные песни любовно-лирического содержания («арии»), исполнявшиеся под аккомпанемент клавесина, флейты или скрипки. Видное место музыка заняла и в театре. Первые годы царствования Петра I положили начало активному развитию театральной жизни в России. Впервые театр стал доступным для сравнительно широкого круга зрителей. Неизменной участницей всех спектаклей была инструментальная музыка. Для оформления театральных постановок, по-видимому, требовалась довольно большая группа музыкантов. Начав свое существование в первые годы царствования Петра I, русский театр продолжал расти и развиваться в течение всего XVIII века. Театр становится важным центром музыкальной жизни в послепетровскую эпоху, когда искусство завоевывает все более широкое общественное признание. Эпоха 30-60-х годов XVIII столетия ознаменовалась ростом национального самосознания и укреплением национальных культурных традиций. Огромное значение имела деятельность Михаила Васильевича Ломоносова - первого русского ученого мирового масштаба. Росла и крепла русская литература; расцветала поэзия русского классицизма, представленная в творчестве как самого М.В.Ломоносова, так и его ближайших современников В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова. Успехи русского искусства наглядно проявились в творчестве знаменитого зодчего В. В. Растрелли, в портретной живописи А. П. Лосенко, А. П. Антропова и И. П. Аргунова. В период 30-40-х годов музыка постепенно выходит из сферы прикладного искусства на самостоятельный путь развития. Осваиваются сложные музыкальные жанры: опера, кантата, соната, сюита. Музыкальные инструменты, в том числе клавикорды, скрипка и арфа, получают все более широкое распространение в дворянском быту. При дворе и в домах знатных вельмож устраиваются камерные концерты. Формируются хоровые капеллы, оркестры и оперные труппы, русские музыканты овладевают исполнительским мастерством. Тем самым развивающиеся традиции бытового и концертного музицирования готовили почву для последующего возникновения русской композиторской школы. Основным жанром, характеризующим развитие музыкального искусства XVIII века в России, была опера. Не удивительно, что именно в оперном жанре ярче всего проявились впоследствии творческие возможности русских композиторов XVIII века. Наряду с оперным искусством в России приобретают популярность различные жанры камерной музыки. В середине XVIII века камерные концерты при дворе становятся обычным явлением. Большим успехом камерное музицирование пользовалось в аристократических любительских кругах. К этому времени заметно выросла и роль придворного оркестра. В начале 60-х годов оркестр был разделен на две самостоятельные группы музыкантов; исполнителей оперно-симфонической и бальной музыки. Такая дифференциация была несомненным признаком роста исполнительских сил. Не случайно из среды музыкантов придворного оркестра выдвинулись в конце века такие даровитые русские композиторы, как Пашкевич Василий Алексеевич (можно встретить Паскевич) (1742-1797 гг.). В 1772 году в санктпетербургском Эрмитажном театре была поставлена опера В.А. Пашкевича «Несчастье от любви» - либретто Княжнина Якова Борисовича (1742-1791гг.) — известного русского драматурга екатерининской эпохи. Сын псковского вице-губернатора, Я.Б. Княжнин получил образование в гимназии при Академии наук; изучил и владел французским, немецким и итальянским языками. Далее, в сотрудничестве с итальянскими композиторами Сарти и Каноббио В.А. Пашкевич написал музыку к пьесе императрицы Екатерины II «Начальное управление Олега», поставленной 3 сентября 1794 года на сцене Эрмитажа. Это было «большое историческое представление в 5 действиях, с хорами, свадебными песнями, игрищами и балетами». С этой оперой связано событие в нотоиздательском деле: её партитура – первая, напечатанная в России (1791г.). В 1804 году на сцене Эрмитажа была поставлена опера В.А. Пашкевича «Два Антона». Выдающимся русским композитором второй половины XVIII века стал Хандошкин Иван Евстафьевич (1747-1804гг.) - русский скрипач, композитор, дирижер, педагог, собиратель народных песен. С начала 60-х годов он является камер-музыкантом при дворе в Санкт-Петербурге. Он становится основоположником русской скрипичной школы и является крупнейшим виртуозом второй половины XVIII века. И.Е. Хандошкин славится как импровизатор и исполнитель русских народных песен. И.Е. Хандошкин играл также на семиструнной гитаре и балалайке. Композитор является автором многочисленных сочинений для скрипки, для альта, фортепиано, гитары, оркестра. Значительная часть сочинений композитора утеряна. Скрипичные произведения способствовали становлению русского концертного инструментального стиля. И.Е. Хандошкин создал жанр скрипичной музыки – «Русские песни с вариациями» (первый сборник издан в 1783 г.). В этот период творил Матинский Михаил Алексеевич (1750-1820гг.), писатель и композитор XVIII века, он был крепостным человеком графа Ягужинского. Композитор родился в селе Покровском Звенигородского уезда, своё научное и музыкальное образование получил сначала в России, а потом за границей. Он был преподавателемСмольного института, где проявлял разностороннюю деятельность: писал книги по математике, художественной критике, переводил басни, сказки, сочинял комедии, песни и оперы, имевшие большой интерес у публики: «Паша турецкий в Италии» (1785г.), «Санктпетербургский Гостиный двор» (1791г.). Последняя опера пользовалась особым успехом у современников и в Петербурге, и в Москве. Как писатель М.А. Матинский известен следующими своими трудами: «Описание различных мер и весов разных государств» (СПб., 1779 г.), «Начальные основания геометрии» (СПб., 1798г.), «Сокращение всеобщей географии» (СПб.,1800г.). В ряду замечательных российских композиторских имён стоит плодовитый оперный композитор Фомин Евстигней Ипатович (1761-1800гг.), родиной которого является Санкт-Петербург. Отцом его был канонир Тобольского пехотного полка. Е.И. Фомин написал оперу «Анюта» (1772 г.), в которой раскрывался народный быт, опера содержала сатиру на насилия и несправедливость. Эта опера имела большой успех у публики. В 1777 году Е.И. Фомин пишет оперу «Добрая девка», затем «Перерождение», которая была поставлена в Москве, а музыкальной основой для оперы послужили мелодии русских народных песен. В 1779 году композитором написана популярнейшая из русских опер XVIII века «Мельник – колдун, обманщик и сват» на либретто А.О. Аблесимова, которая была поставлена в этом же году в Москве. Аблесимов Александр Онисимович (1742-1783гг.) - поэт, драматург, журналист, происходил из небогатой дворянской семьи. А.О. Аблесимов получил домашнее образование. В 1751 году был зачислен в военную службу, с 1758 по 1766 год служил в армии сначала солдатом, затем сержантом и прапорщиком. В 1767 году стал членом Комиссии нового Уложения, в которой разрабатывались проекты государственных законов. Здесь он сблизился с литераторами М.И. Поповым, В.И. Майковым и Н.И. Новиковым. В 1770 году А.О. Аблесимов снова поступил на военную службу, окончательно вышел в отставку в 1772 году и поселился в Москве, где служил мелким чиновником и занимался литературным творчеством. Затем Е.И. Фомин пишет оперу «Опекун-профессор, или Любовь хитрее красноречия», поставленную в Москве в 1784 году. В музыкальном творчестве Е.И. Фомина отображен былинный эпос в опере «Новгородский богатырь Василий Боеславич», либретто для которой было написано Екатериной II, а сама опера была поставлена в Эрмитажном театре в 1786 году. Также Е.И. Фомину принадлежат оперы: «Ямщики на подставе» (1787 г.), «Вечерники, или Гадай, гадай, девица, отгадывай, красная» и «Американцы» (1788г.), «Колдун, ворожея и сваха» (1791г.). В 1791 году композитор создаёт оперу «Федул с детьми», либретто к которой пишет императрица Екатерина II. В 1800 году создаёт оперу «Клорида и Милон». Сейчас в сохранности насчитывается 12 опер Е.И. Фомина, на самом же деле при жизни композитор написал их гораздо больше. Необходимо рассмотреть творчество великого русского композитора, творившего в области духовной и оперной музыки - Березовского Максима Созонтовича (1745-1777гг.). Композитор писал церковную музыку. Благодаря своему прекрасному голосу он был приглашен в Санкт-Петербург из Киевской духовной академии и был определён в Придворную певческую капеллу, где занимался музыкой под руководством итальянца Цопписа. В 1765 году М.С. Березовский был послан для совершенствования за казённый счёт в Болонскую академию. Талант М.С. Березовского и его музыкальные успехи сделали его популярным в Италии. Он удостоился неслыханных в то время для чужеземца почестей и отличий: многие музыкальные академии Италии избрали его своим почётным членом, а Болонская академия написала его имя золотыми буквами на мраморной доске и удостоила титула почетного академика. В Италии композитор написал на текст Метастазио оперу «Демофон» (1773г.), которая была поставлена в Ливорно и приводила в восторг всех знатоков и знаменитых музыкантов того времени. В 1774 году М.С. Березовский возвратился в Санкт-Петербург и был зачислен в штат придворных музыкантов. В течение трёх лет он не получал никакого определённого назначения. Неудачи, неопределенность положения и материальные невзгоды сильно повлияли на композитора. М.С. Березовский, оскорблённый, униженный, терпя бедность и нужду, в 1777 году заболел и в одном из припадков покончил жизнь самоубийством. Замечательной и выдающейся в области духовной музыкальной деятельности была роль Бортнянского Дмитрия Степановича (1751-1825гг.), Козловского Осипа Антоновича (1757-1831гг.), Дегтярёва Степана Аникеевича (1766-1813гг.), Веделя Артемия Лукьяновича (1767-1808гг.). Последняя треть XVIII века характеризуется значительной демократизацией музыкально-общественной жизни. Театральная жизнь выходит далеко за пределы придворного, аристократического быта. Развивается музыкальное образование, нотопечатание и нотоиздательское дело. Музыка становится достоянием более широких кругов русского общества: домашнее музицирование получает распространение в мелкопоместной и городской мещанской среде. Ведущая роль в музыкальной жизни России по-прежнему принадлежит оперному театру. Однако развитие музыкального театра к этому времени приобретает новое направление: меняется и оперный репертуар, и состав зрителей. Огромное значение для развития оперного жанра в России имели успехи отечественного драматического театра. Большого подъема театральная жизнь достигла в период 1770 - 1780-х годов, в эпоху деятельности передовых русских драматургов Д.И.Фонвизина, Я.Б. Княжнина, В.В.Капниста. В 1776 году в Москве состоялось открытие Петровского театра. Наряду с городскими «вольными» театрами в конце XVIII века широко развертывается сеть крепостных театров, разбросанных по всей России. Особенно широкой известностью пользовались театры графа Н. П. Шереметева в его подмосковных имениях Кусково и Останкино. Театр Н.П. Шереметьева был в первую очередь оперным, причем основу репертуара составляли последние театральные «новинки» - комические оперы французских и итальянских композиторов. В главных ролях крепостного театра блистала знаменитая «первая певица» шереметьевского театра Прасковья Ивановна Ковалева (1768-1803гг.), сценическое имя - Параша Жемчугова, чье имя вошло в народные предания, и было овеяно легендарной славой. Широкой популярностью в быту крепостнической России пользовался особый вид исполнительства - музыка роговых оркестров. В конце XVIII века роговые оркестры исполняли также и достаточно широкий концертный репертуар классической музыки (в том числе симфонии Гайдна и Моцарта) и даже участвовали в оперных спектаклях. К концу XVIII века все более систематический характер приобретает концертная жизнь. Ораториальные, хоровые концерты пользовались большим успехом у публики. Одновременно устраивались и сольные концерты. Большим успехом пользовались выступления клавесинистов и органистов В. Пальшау, И. Гесслера, А. Сартори, известных в России также и по своей педагогической деятельности. Успехи музыкального образования и театрально-концертной жизни создали прочную основу для дальнейшего роста музыкальной культуры. Если в начале века домашнее музицирование процветало лишь в узком кругу русской аристократии, и было в значительной степени данью «иноземному вкусу», то теперь оно сделалось потребностью. К музыкальному искусству, несмотря на сословные ограничения, тянутся все более широкие слои населения, и даже представители крепостного сословия теперь составляют едва ли не основную группу музыкантов-профессионалов. К концу XVIII века можно говорить о вполне сложившихся, устойчивых национальных традициях в области музыкального исполнительства, оперного театра, концертной жизни. Опера XVIII века. Среди различных жанров профессиональной музыки конца XVIII века опера занимает первое место. Именно опера – синтез многих искусств в эту эпоху становится наиболее развитым, наиболее профессиональным и вместе с тем наиболее массовым видом музыкального творчества. Опера привлекает к себе и широкую аудиторию, и лучшие творческие силы. Опера вызывает живые отклики в общественном мнении, в поэзии, литературе и критике. С большой непосредственностью и полнотой она отображает передовые, демократические тенденции русского искусства. В опере, как и в комедии, затрагивались самые острые, коренные проблемы русской действительности. Русская опера XVIII века - прежде всего - это реалистическая опера-комедия бытового плана, тесно связанная со всем укладом русской общественной жизни. На оперной сцене в конце XVIII века выступает галерея типических персонажей, давно знакомых зрителю по комедиям того времени. Опера по-своему метко высмеивала отсталые нравы русского общества, бичевала пороки скотининых и простаковых. Критическая, обличительная направленность определяет главную, основную тенденцию реалистической оперы-комедии XVIII века, вошедшей в круг самых значительных, прогрессивных явлений русского искусства радищевской поры. Молодое искусство оперы XVIII века со всей очевидностью свидетельствует об удивительном разнообразии путей развития русской композиторской школы. Опера, со всей сложностью и многообразием ее форм, питала всю русскую профессиональную музыку, содействовала развитию других жанров. В ней коренились основы и русского симфонизма, и русской хоровой классики. Тесно соприкасаясь с народной песней и бытовым романсом, она оказывала воздействие и на профессиональную вокальную лирику. Активное развитие оперной драматургии в XVIII веке во многом заранее обусловило ту важную роль, которую суждено было играть оперному жанру в творчестве композиторов-классиков. |