Главная страница
Навигация по странице:

  • Андреас Шлютер (1660-1714гг)

  • Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744гг.)

  • Таннауэра Иоганна Готфрида (1680-1737/3 гг.).

  • Луи Каравака (1684-1754гг.)

  • Никитин Иван Никитич (около 1680г. – после 1742г. )

  • Матвеев Андрей Матвеевич (1702 – 1739 гг.)

  • Вишняков Иван Яковлевич (1699-1761 гг.)

  • §10. Театр в эпоху Петра Великого

  • ТЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА §1. Искусство и культура второй четверти XVIII века

  • В этот период достигают успехов научные исследования

  • Продолжала развиваться география.

  • §2. Архитектура второй четверти XVIII века

  • Растрелли, Бартоломео Франческо (Варфоломей Варфоломеевич) (1700-1771гг)

  • Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719-1774гг.).

  • §3. Особенности развития культуры и исскуства первой половины XVIII столетия

  • Важными особенностями новой культуры стали

  • История науки и культуры. История искусства и культуры II часть. Учебник Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070902 графика квалификация художник анимации и компьютерной графики


    Скачать 3.25 Mb.
    НазваниеУчебник Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070902 графика квалификация художник анимации и компьютерной графики
    АнкорИстория науки и культуры
    Дата15.12.2022
    Размер3.25 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИстория искусства и культуры II часть.doc
    ТипУчебник
    #847633
    страница4 из 36
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36
    §7. Скульптура петровской эпохи
    Скульптура явилась новым жанром изобразительного искусства, появившимся в связи с усилившимся процессом обмирщения и гуманизации культуры. Уже в этот период получают распространение все виды скульптурного искусства: скульптурные портреты, триумфальные арки, ворота, украшенные скульптурой, садово-парковая скульптура. Особо следует отметить, что в этот период развивается монументально-декоративная пластика: рельефы, горельефы и барельефы. Прекрасными памятниками этого периода являются барельефы на стенах Летнего дворца в Петербурге, созданные немецким мастером А.Шлютером. Андреас Шлютер (1660-1714гг) родился 20 мая 1660 года в Данциге (Гданьске) в семье скульптора. Начинал он своё обучение у скульптора Д. Заповиуса, заканчивал в Голландии, где увлёкся архитектурным стилем барокко. Сначала А.Шлютер работал скульптором, но с 1681 года занимался интерьерами при дворе польского короля Яна Собесского. В 1694 году Андреас Шлютер по приглашению курфюрста Фридриха III переехал в Германию, где стал придворным скульптором. Одновременно он преподавал в берлинской Академии художеств, а в 1702-1704 годах был её директором. Андреас Шлютер является автором немецкого барокко. Время его пребывания в Германии - расцвет деятельности зодчего. Вместе с тем, прусский король мало занимался архитектурой. После обрушения спроектированной А.Шлютером Монетной башни зодчий впал в немилость. Поэтому Андреас Шлютер без долгих колебаний принял предложение переехать в Россию. Петру I А. Шлютера рекомендовал немецкий философ Г. В. Лейбниц. Договор о переходе на службу в России Андреас Шлютер подписал 1 мая 1713 года (со стороны России договор подписал Яков Брюс). Пётр I оказался рад приезду знаменитого архитектора и тут же назначил его баудиректором, то есть главным архитектором Санкт-Петербурга. Жалование Андреаса Шлютера составило 5000 рублей в год. На А. Шлютера Пётр I возлагал большие надежды. Архитектора поселили в Летнем дворце, только что построенном Доменико Трезини. А.Шлютер занимался художественной отделкой дворца, создал 28 терракотовых барельефов на фасаде здания. По рекомендации Андреаса Шлютера ему в помощь в Россию были приглашены И. Ф. Браунштейн и Г. И. Маттарнови, ранее работавшие с ним в Берлине. Петр I поручал архитектору в основном составление общих планов и проектов, по которым работали уже другие зодчие. В Летнем саду по проектам А.Шлютера были созданы Большая оранжерея и Грот. Обе эти постройки до сего дня не сохранились. Андреас Шлютер составлял проекты, по которым возводился дворцово-парковый ансамбль Петергофа, в частности дворец Монплезир. Он же занимался оформлением интерьеров во дворце Меншикова, строительством в Ораниенбауме, Кикиных палат в Санкт-Петербурге. Андреас Шлютер является автором убранства знаменитой Янтарной комнаты Екатерининского дворца в Царском селе. Украшения стен из янтаря архитектор создал, ещё работая в Германии для короля Фридриха I. В 1713 году Янтарную комнату увидел Пётр I, а в 1716 году она была подарена королём Фридрихом-Вильгельмом русскому царю. А.Шлютер проработал в России всего год.

    Андреас Шлютер умер 20 июня 1714 год из-за тифа. Похоронили архитектора в Санкт-Петербурге на иноверческом кладбище близ Сампсониевского собора. Могила не сохранилась.

    Следует отметить, что в первой четверти XVIII века наиболее характерным для этого вида искусства являлся стиль барокко. В этом стиле успешно творил скульптор К.Б. Растрелли (отец архитектора Б.Ф. Растрелли). Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744гг.) итальянский скульптор родился во Флоренции, в семье богатого дворянина Франческо Растрелли. Получил образование на родине, а затем работал преимущественно во Франции, где купил себе графский титул. После кратких переговоров с Зотовым, российским представителем в Париже, К.Б. Растрелли был принят 1 мая 1715 года на русскую службу. По договору он должен был «с сыном своим и учеником работать в службе царского величества три года во всех художествах и ремеслах, которые он сам умеет». 24 марта 1716 года сорокалетний Б.К.Растрелли прибыл в Петербург и оставался здесь до конца своей жизни. Вначале К.Б. Растрелли занимался проектом планировки Васильевского острова и парка в Стрельне. Он также отделывал интерьеры Монплезира, второго Зимнего дворца, особняков П.П. Шафирова, Ф.М. Апраксина и Д.А. Кантемира. Б.К. Растрелли внес существенный вклад во многие декоративно-монументальные скульптурные работы, в том числе в украшение петергофского Большого каскада. Позднее К.Б. Растрелли фактически сосредоточил свое творчество в области скульптуры портретного жанра. Портреты стали самой значительной частью в его наследии. Барочная пышность и стремление передать фактуру материала сочетаются в растреллевских произведениях с достоверной убедительностью характеристики модели. Скульптор много и плодотворно работал над образом Петра I. В 1719 году он сделал маску Петра I, которая послужила затем прообразом известной бронзовой скульптуры Петра I (1723-1729гг.). В облике царя отражены ум, воля и энергия. Перед зрителем предстает не просто значительная личность, а государственный деятель исключительного масштаба. В связи со смертью императора К.Б. Растрелли создал «Восковую персону» Петра I (1725г.) и проект мавзолея, который не был осуществлен. Многие годы маэстро трудился над конным монументом Петра I, отлитым уже после смерти мастера в 1747 году под руководством Ф. Б. Растрелли, сына скульптора и впоследствии прославленного архитектора. Монумент был установлен лишь в 1800 году перед Михайловским замком. Б.К. Растрелли создал целый ряд портретных бюстов, которые далеко не все дошли до нашего времени. Особенно следует отметить бюст А.Д. Меншикова (ГРМ), выполненный в мраморе русским скульптором итальянского происхождения И.П. Витали (1794-1855гг.) в 1849 по несохранившемуся восковому оригиналу. В парадной скульптуре исторически точно переданы индивидуальные черты верного сподвижника Петра I. В 1732 году Растрелли создал замечательный по силе характеристики и пластической выразительности бронзовый бюст неизвестного пожилого мужчины (ГТГ). Возможно, это «Автопортрет», одно из лучших творений ваятеля. С 1721 по 1730 год Б.К. Растрелли работал над триумфальной колонной, задуманной в подражание знаменитой колонны Траяна. Петр I намеревался поставить «Столп в память Северной войны». Но после смерти царя идея этого своеобразного памятника была несколько изменена. Колонну решено было посвятить не только победе в Северной войне, но и императору Петру I. Замысел остался неосуществленным, и дело ограничилось моделью, сохранившейся до наших дней (реконструкция модели и пластины-барельефы хранятся ныне в Государственном Эрмитаже; чертежи - в Российской Публичной Библиотеке, в «Альбоме Нартова»). При императрице Анне Иоанновне Б.К. Растрелли проявил себя и как архитектор (третий Зимний дворец, 1732г.), и как скульптор, исполнив большую бронзовую группу «Анна Иоанновна с арапчонком» (1741г., ГРМ). Это стало последним крупным творением скульптора. В его лучших произведениях жизненность в передаче деталей по-барочному сочеталась с пышной декоративностью, а острый психологизм с символической обобщенностью.

    Похоронен Бартоломео Карло Растрелли на Сампсониевском кладбище в Санкт-Петербурге. Могила его не сохранилась.
    §8. Живопись петровского времени
    Новые тенденции в развитии живописи XVIII века также были связаны с доминирующим положением светских начал и влиянием западноевропейского искусства. В начале XVIII века по приглашению Петра I в Петербург приезжает большое количество западноевропейских художников, призванных для осуществления грандиозных задач императора по достижению в кратчайшие сроки уровня мировой художественной культуры. Однако далеко не все художники выполнили ту роль, которая им предназначалась. Среди тех, кто оказал влияние на развитие русского искусства этого времени, следует назвать немецкого художника (саксонца) Таннауэра Иоганна Готфрида (1680-1737/3 ? гг.).

    В Россию И.Г. Таннауэр прибыл в 1711 году уже зрелым мастером. В его работах проявлялся стиль помпезного европейского барокко. В этом стиле создан портрет ближайшего сподвижника Петра I, генерал-адмирала российского флота, президента Адмиралтейств-коллегии Ф.М. Апраксина (1720 – е годы). К числу известных работ художника относится парадный конный портрет «Пётр I в Полтавской битве» (1724/25 ? году).

    Первостепенное значение для формирования русской живописной школы необходимо назвать французского художника, уроженца Марселя Луи Каравака (1684-1754гг.), который жил и работал в Петербурге с 1716 года. Пётр I брал его с собой в качестве живописца во время путешествия в Астрахань. Об универсальном даровании живописца свидетельствует большое полотно (281 x 487 см) «Полтавское сражение 27 июня 1709 года» (1718 г.). Это самое раннее из сохранившихся изображений Полтавской битвы. Картина выполнена в стиле батального жанра. Художник Каравак как портретист известен своими манерными красивыми по живописи портретами 1710-х годов (портреты царевны Елизаветы Петровны в детстве, царевны Анны Петровны и Елизаветы Петровны, а также «Портрет мальчика в охотничьем костюме», конец 1720-х – начало 1730-х годов), где явно сохранились традиции французского рококо. Позднее художник создаёт коронационные портреты Анны Иоанновны (1730г.) и Елизаветы Петровны (1750г.). Художник в последние годы, продолжая работать как декоратор, писал также по заказу Елизаветы Петровны и церковные образа. Каравак подготовил немало учеников, наиболее талантливым среди которых был И.Я.Вишняков.

    Умер Луи Каравак в Петербурге в июне 1754 года.

    Известными становятся молодые русские художники, которые получили высокопрофессиональную подготовку в Италии, Голландии и других странах, куда они направлялись на учёбу по указу императора в качестве пенсионеров. Среди лучших были Иван Никитич Никитин, Андрей Матвеев, И.Я. Вишняков.

    Никитин Иван Никитич (около 1680г. – после 1742г. ?) – живописец-портретист. Один из основоположников русской светской живописи, первый русский художник мирового уровня. Занимался у И.Г. Таннауера в Петербурге, затем был послан Петром I в Италию, где учился с 1716 по 1719 год. Уже ранние работы Никитина свидетельствуют о том, что он отходит от условных приёмов парсуны : «Портрет царевны Натальи Алексеевны, сестры Петра I»; «Портрет цесаревны Анны Петровны, дочери Петра I». Оба эти портрета написаны до 1716 года. Сейчас они находятся в Государственной Третьяковской галерее.

    В зрелый период Никитин достигает яркости индивидуальной характеристики модели, звучности колорита: «Портрет государственного канцлера Г.И. Головкина» (1720-е годы); «Пётр I на смертном ложе» (1725г.); «Портрет напольного гетмана» (1720-е годы); «Портрет С.Г. Строганова (1726 г.). В 1732 г. был арестован по делу о пасквиле на Феофана Прокоповича, затем в 1737 г. его сослали в Тобольск. Умер по пути из ссылки.

    Матвеев Андрей Матвеевич (1702 – 1739 гг.) – живописец, мастер портретного жанра. Пенсионер Петра I, учился в Амстердаме (1717-1723 гг.) и в Антверпене (1723-1727 гг.). Возвратившись в Петербург, А.М. Матвеев был принят в Канцелярию от строений, а с 1731 года возглавлял «живописную команду». Художник выполнял декоративные росписи, в том числе в Петропавловском соборе, писал иконы для церквей. Из числа немногих сохранившихся произведений А.М. Матвеева – картина «Аллегория живописи» (1725 г.). Непринуждённостью композиции и правдивостью индивидуальных характеристик отличаются портреты И.А. и А.П. Голициных (оба написаны в 1728 г.) и в особенности «Автопортрет с женой» - первый в русской живописи образец двойного портрета. Смело и открыто, впервые в русской живописи, прославляет художник женщину. Как верную спутницу мужчины, достойную любви и уважения. Свободно и радостно заявлял художник о своих чувствах к любимой. Взволнованно и вместе с тем предельно деликатно рассказывает о том глубоком сокровенном, о чем никогда не решалось поведать средневековое, старомосковское искусство. Сколько затаенного любования и нежности ощущается в том жесте, которым художник подводит свою подругу к краю картины. С каким удовольствием отмечает певучую линию ее шеи, гибкие музыкальные руки, чуть приметную улыбку на губах, слегка приглушенный блеск глаз. Трепетный жест соединившихся рук, легкое касание плеч, еле уловимый поворот навстречу друг другу. Вся картина наполнена земной человеческой радостью. Следует отметить, что ответственное отношение к службе не оставляло времени у А.М. Матвеева на тихие семейные радости. Его всегда назначали на срочные и важные «объекты». Художник работал на износ, попутно заботясь об административных делах, таких как счета и отчеты, на выплату жалованья подчиненным, а также на распределение не только художественных материалов, но и дров. С середины 30-х годов XVIII века художник Андрей Матвеев занимался росписью Сенатского зала Двенадцати коллегий (в настоящее время это Петровский зал Петербургского университета). Как всегда, он создавал все эскизы, а также выполнял некоторые части больших панно, украшающие большой подвесной плафон. Безотказного и мягкого А.М. Матвеева постоянно загружали, как масштабными проектами, например, росписями в Царском Селе, «Новом летнем доме», в Новом Зимнем дворце и Петергофе, так и работами по прихоти императрицы. Слабое здоровье живописца подорвали непосильные физические и творческие нагрузки. Художника все чаще одолевали болезни. Однако при дворе без живописного искусства А.М. Матвеева обойтись не могли и, вопреки всем предписаниям, ему было позволено работать дома, а не в «казенных мастерских или на улице у места постройки, для которой назначались его произведения». Поэтому большую часть икон для церкви Симеона и Анны (1733-1739 гг.) художник создал в домашних условиях, оставив после смерти десятки незавершенных образов. Следует особо отметить о том, что жизнь А. М. Матвеева была короткой, и как мало ценили и понимали современники его тонкую творческую натуру

    Андрей Матвеевич Матвеев скончался 23 апреля 1739 года в Петербурге.

    Творчество выдающегося художника сыграло важную роль в дальнейшем становлении русского светского искусства.

    Необходимо особо отметить, что влияние А.М. Матвеева и его усилия по созданию русской живописной школы определили в дальнейшем путь развития этого искусства в России. Именно А.М.Матвееву мы обязаны рождению таких выдающихся живописцев, как А.П. Антропов и И.Я. Вишняков, творчество которых проложило путь к расцвету искусства живописи второй половины XVIII столетия

    Вишняков Иван Яковлевич (1699-1761 гг.) – великий русский художник, портретист и религиозный живописец, ученик Луи Каравака. Родился в Москве в семье «шатёрных дел мастера». В 1714 году был прислан в Петербург и передан в ведение Адмиралтейской коллегии, где со временем получил чин «малярного» подмастерья. С 1727 года работал в Канцелярии от строений под руководством А.М. Матвеева. В противоположность своим старшим современникам И.Н. Никитину и А.М. Матвееву, Вишняков И.Я. не учился за границей. Его искусство сформировалось под воздействием русской школы живописи. Возглавив «живописную команду» Канцелярии от строений после смерти А.М. Матвеева (1739 г.), Вишняков И.Я. руководил работами по декоративно-живописному убранству Зимнего, Петергофского, Летнего и Аничкова дворцов, церкви Зимнего дворца и других парадных интерьеров в Петербурге и пригородах. Деятельность Вишнякова имела большое педагогическое значение. Под его руководством работали А.П. Антропов, И.И. и А.И. Бельские, И. Фирсов и другие художники, оставившие значительный след в русской живописи века Просвещения. В сокровищницу русской живописи вошли портреты И.Я.Вишнякова – это «Девочка с птичкой», «Сарра Элеонора Фермор» (около 1750 г.), «Вильгельм Георг Фермор» (вторая половина 1750-х гг.), портрет «С.С. Яковлевой» (1756 г.) и портрет «М.С. Яковлева» (1756 г.), портрет «Князя Ф.Н. Голицына в детстве» (1760 г.). В этот период жанр портрета становится ведущим жанром русского изобразительного искусства, и объясняется это тем, что на протяжении веков единственным жанром была иконопись, что сохраняло интерес к внутреннему миру человека, к его изображению. Если в начале столетия связь портрета с парсуной просматривается достаточно сильно, однако уже в течение первых двух десятилетий художники упорно ищут новые методы, достигая значительных успехов. Необходимо отметить, что в этот период возникали и новые направления в развитии изобразительного искусства: сюжетно-историческая, мифологическая, пейзажная живопись.
    §9. Гравюра петровской эпохи
    В петровскую эпоху появилась гравюра, бурное развитие которой было связано не только с художественными, но и агитационно-пропагандистскими моментами: с одного оригинала можно было делать несколько сот оттисков, что значительно удешевляло продукцию. Кроме того, сюжеты отличались актуальностью и злободневностью – это батальные сцены, официальные события, строительство Петербурга и. т.д. Среди гравёров наиболее известны Андриан Шхонебек (1661-1705гг.) - голландский гравёр и тапограф, который по приглашению Петра I возглавлял гравировальную мастерскую Оружейной палаты. Его учениками были братья Алексей и Иван Зубовы, ставшие выдающимися гравёрами. Питер Пикарт (1668/69 -1737гг.) голландский гравёр, возглавивший гравировальную мастерскую Оружейной палаты после смерти Андриана Шхонебека.
    §10. Театр в эпоху Петра Великого
    По велению Петра I в 1702 году был создан Публичный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для театра на Красной площади в Москве было выстроено здание – «Комедийная храмина». Там давала спектакли немецкая труппа И.Х. Кунста. В репертуаре были иностранные пьесы, которые успеха у публики не имели, а сам театр прекратил своё существование в 1706 году, так как прекратились субсидии Петра I.
    ТЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА
    §1. Искусство и культура второй четверти XVIII века
    Нестабильная политическая обстановка в России, сложившаяся после смерти Петра I в 1725 году, способствовала тому, что в области развития культуры сложились определённые трудности, хотя в целом сохранялась прогрессивная тенденция. Русская культура, получив мощный импульс развития в эпоху петровских преобразований, во второй четверти XVIII века сохраняла основные направления, но развитие несколько замедлилось вплоть до воцарения Елизаветы Петровны. В области образования изменения выразились в создании замкнутых сословных учебных заведений в отличие от бессословных, которые были созданы в петровскую эпоху. Навигацкая школа была преобразована в Морскую академию, куда могли поступать лишь дворяне. Аналогичным образом Артиллерийская и Инженерная школы превратились в Артиллерийский и Инженерный корпуса. При Академии наук и художеств для подготовки научных кадров организовались Академический университет и Академическая гимназия. В 1731 году открылся Сухопутный шляхетский корпус, а в 1752 году Морской шляхетский корпус, готовившие дворян к офицерской службе в армии и на флоте. К гражданской службе подготовка велась в Пажеском корпусе. Дети духовенства получали образование в Духовных семинариях и академиях, разночинцев – в профессиональных школах и т.д. Цифровые школы для солдатских детей получили новое название гарнизонных школ. Активно развивалась сеть духовных школ.

    В этот период достигают успехов научные исследования, начатые ещё в первой четверти столетия. Большое значение для развития научных исследований имела Российская Академия наук, торжественное открытие которой произошло 27 декабря 1725 года. Первые члены Академии наук приглашались из-за границы, среди них были такие крупные учёные как Даниил Иоганнович Бернулли (1700-1782гг.), Леонард Эйлер (1707-1783гг.), Г.Ф. Миллер (1705-1783гг.) - российский историограф немецкого происхождения, академик Петербургской академии наук (1725г.), профессор (1730г.). Руководитель самой большой в истории человечества экспедиции - I Академической Экспедиции, суммарно в которой участвовало около 3 тысяч человек. В 1745 г. академиком стал Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765гг.).Продолжала развиваться география. К середине века географ И.К. Кириллов по итогам работы русских картографов составляет «Атлас Всероссийской империи» в 1732 году на основе результатов экспедиций, обследовавших различные регионы страны. Наиболее известными стали 1-я и 2-я Камчатские экспедиции под руководством Витуса Ионассена Беринга (1681-1741гг.) и Алексея Ильича Чирикова (1703-1748гг.) с участием Дмитрия Яковлевича Лаптева (1701-1771гг.), Семёна Ивановича Челюскина (1700 – после 1760гг.) и др. В результате проведённых экспедиций был решён вопрос о проливе между Евразией и Америкой. Появилась возможность достигнуть берега Аляски, началось её хозяйственное освоение, исследован Северный морской путь. В сухопутной группе экспедиции историк Герард Фридрих Миллер (1705-1783гг.), ботаник Иоганн Георг Гмелин (1709-1755гг.), этнограф Степан Петрович Крашенинников (1713-1755гг.) изучали Сибирь и Дальний Восток.

    Исторические знания развивались усилиями историка, географа, государственного деятеля Василия Никитича Татищева (1686-1750гг.), написавшего «Историю Российскую «(1739г.), опубликовавшего «Русскую правду», «Судебник» (1550 г.) и другие значимые документы. Историческую науку развивали также Герард Фридрих Миллер и Август Людвиг Шлёцер (1735-1809гг.) и др.

    Выдающимся представителем общественной мысли был Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744гг.), писатель и дипломат, положивший начало русской политической сатире.
    §2. Архитектура второй четверти XVIII века
    В архитектуре на смену практическому и рациональному стилю петровского барокко пришёл пышный и нарядный стиль дворцов зрелого барокко, самым видным представителем которого был Бартоломео Франческо Растрелли. Он явился автором знаменитого Зимнего дворца, Смольного собора, Смольного монастыря, дворца в Царском Селе и других многочисленных построек. Растрелли, Бартоломео Франческо (Варфоломей Варфоломеевич) (1700-1771гг), архитектор, крупнейший представитель зодчества барокко в России.

    Родился в Париже, в семье итальянского скульптора Б.К.Растрелли. В 1716 вместе с отцом, приглашенным на русскую службу, приехал в Петербург. В 1725-1730 годы учился за границей, скорее всего в Италии.

    Первой самостоятельной работой молодого зодчего (до этого он исполнил порученный отцу проект паркового обустройства мызы Стрельна) был дом молдавского господаря А.Кантемира в Петербурге (1721-1727гг.). Назначенный в 1730 году придворным архитектором императрицы Анны Ивановны, спроектировал для нее деревянный дворец на берегу Яузы (Анненгоф в Лефортово; не сохранился), а также новый, так называемый третий Зимний дворец в Петербурге (1732-1736гг.). В 1736-1740 годы построил для графа Бирона дворцы в Рундале (Руентале) и Митаве (Елгаве) в Курляндии (ныне Латвия). Наиболее значительной среди ранних произведений Б.Ф.Растрелли стал деревянный Летний дворец в Петербурге (основные работы 1741-1744гг.). Впоследствии это здание разобрали при возведении Инженерного замка. Для всех этих построек характерно еще весьма сдержанное барокко с достаточно плоскостными фасадами, умеренным применением скульптуры и ещё не отходило слишком далеко от архитектуры петровского времени в смысле умеренного декора. Б.Ф.Растрелли вместе с тем сохраняет и даже усиливает (особенно в Летнем дворце) свойственный ей пространственный размах. Умению мыслить масштабно-пространственно, в широком ландшафте, способствовал его дар художника-графика (чертежи и эскизы Растрелли принадлежат к шедеврам европейского архитектурного рисунка XVIII века).

    Высший расцвет творчества мастера наступает в середине века. В 1745-1757 годы архитектор руководит работами по перестройке царских резиденций в Петергофе (ныне Петродворец) и Царском Селе (ныне Пушкин). В Петергофе зодчий преобразовал и значительно увеличил Большой дворец, создав заново почти всю внутреннюю отделку. Особой грандиозностью и великолепием отличается царскосельский Большой дворец, также практически созданный заново; барокко достигает здесь предельной пластической пышности в сложном чередовании колонн, оконных проемов, скульптур и архитектурного декора; большую роль, что вообще характерно для работ мастера, играет раскраска стен (интенсивно-бирюзовая). Во всех случаях поразительная роскошь внутреннего дизайна (с обилием зеркал, золоченой резьбы, декоративной живописи и т.д.) сочетается с необычайной и в то же время продуманной масштабностью. Отметим, что в царскосельском парке Растрелли Б.Ф., в частности, завершил начатый С.И.Чевакинским павильон «Эрмитаж» и построил «Грот». В 1754-1762 годы по проектам Б.Ф. Растрелли возводился новый Зимний дворец, который также поражает союзом живописной роскоши фасадной пластики и общего силуэта с логической строгостью планировки, зримо подчиняющей себе огромную городскую территорию.

    Среди других произведений Растрелли - Воронцовский (1749-1757гг.) и Строгановский (1752-1754гг.) дворцы в Петербурге. Помимо дворцовой архитектуры мастер радикально обновил русское церковное зодчество: в 1747-1750 годы он создал проект воссоздания обрушившегося шатра Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря под Москвой. Позднее архитектор украсит интерьер Воскресенского собора богатым лепным убранством. Б.Ф. Растрелли также создаёт проект Андреевского собора в Киеве, строительство которого в 1748-1767годы вел И.Ф.Мичурин. Самым крупным из его церковных сооружений, равно как и последним большим произведением, явился Смольный монастырь в Петербурге (1748-1764гг.) с жилыми корпусами и храмами, скомпонованными в ансамбль вокруг центрального Воскресенского собора. Воскресенский собор, как и Андреевский храм в Киеве, центричен в плане, сочетает в себе западные барочные новации с традиционным русским пятиглавием.

    С приходом к власти Екатерины II мода на барокко ушла, и Смольный монастырь, хотя уже и сложившийся как ансамбль, остался недостроенным (в частности, не была возведена задуманная Растрелли гигантская колокольня). Перестав получать заказы, мастер вышел в 1763 в отставку с поста обер-архитектора. В 1764 отделывал бироновские дворцы в Митаве и Руентале. В 1762 и 1767 наезжал в Италию в надежде улучшить свои дела (в том числе путем вывоза картин итальянских художников для продажи в Россию). Умер Растрелли в Петербурге в 1771 году.

    В Москве в этом же стиле работал архитектор Дмитрий Васильевич Ухтомский, построивший колокольню Троице-Сергиевой лавры, несохранившиеся Красные ворота.

    Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719-1774гг.). Д.В.Ухтомский рано проявил себя одаренным архитектором и умелым художником-декоратором. В связи с коронацией Елизаветы Петровны он в 1742 году выполнил в нескольких вариантах проект Триумфальных ворот на Тверской улице, а также декоративное оформление коронационных празднеств - на Ивановской площади в Кремле с «бассейнами и каскадами для фонтанов» и торжественной иллюминацией. В 1742 году, по аттестатам находившихся в Москве известных архитекторов Коробова, Земцова, Шумахера, Бланка Ухтомскому был пожалован ранг гезеля архитектуры, и он был зачислен в команду переехавшего из Петербурга в Москву Ивана Коробова. После ухода Коробова с работы и смерти Бланка, служившего в полицмейстерской канцелярии, Ухтомский, как наиболее знающий и достойный московский зодчий, в 1745 году был произведен в архитекторы. Приступив к постепенному упорядочению хаотически разросшегося к началу XVIII века города, Д.В.Ухтомский сосредоточил свое основное внимание на жилой застройке - городских усадьбах, которые тогда преобладали в Москве.

    Композицию жилых усадеб Москвы Ухтомский использовал в подмосковной усадьбе Трубецких (1750-1753гг.), расположенной на высоком берегу Москвы-реки близ Нескучного сада. Это был небольшой, искусно разработанный усадебный ансамбль, включающий жилые строения, регулярный парк с различными садовыми устройствами и природный ландшафт - лес, пруд, реку, широкие просторы с виднеющейся вдали Москвой. Крупным произведением Д.В. Ухтомского был каменный Кузнецкий мост через реку Неглинную (1751-1757гг.), сооруженный вместо деревянного, который затоплялся во время паводков. Уже во время строительства каменного моста зодчий расширил свой первоначальный замысел. Он разработал проект торговых лавок, которые должны были дополнить собой строение моста, составить вместе с ним представительный ансамбль. Предусматривалась также перепланировка близлежащих улиц. В связи с приездом Елизаветы Петровны в Москву Д.В.Ухтомский выполнил проект и построил близ Лефортовского дворца здание Сената в Немецкой слободе (1753-1757гг.). Новатор, убежденный поборник современной ему архитектуры, Д.В.Ухтомский смело проектировал рядом с древними памятниками Москвы сооружения, выполненные в формах русского зодчества нового времени. Показателен его проект перестройки части здания старых приказов для временного размещения Сенатской конторы и проект переустройства Ивановской площади (1754г.). Вся композиция и обрамление площади были выдержаны в духе барочного декора. Д.В. Ухтомский строил и культовые сооружения: церковь на Лазаревском кладбище (1748-1750гг.), колокольню церкви Параскевы Пятницы (1740-е годы). К лучшим культовым строениям архитектора относится прославленная колокольня Успенского собора в Троице-Сергиевой лавре (1741-1770гг.). При посещении лавры Елизаветой Петровной в 1753 году, Ухтомский Д.В. поднес ей для утверждения проект перестройки колокольни, возводимой первоначально по чертежам И. Шумахера. Императрица одобрила замысел зодчего, который представил колокольню в виде высотного триумфального строения, отвечавшего идеям и вкусам времени. Д.В.Ухтомскому удалось без существенных изменений уже построенной части превратить заурядное, маловыразительное сооружение в высокий образец архитектурного творчества XVIII столетия как один из совершенных ее памятников. В 1753 году Д.В. Ухтомскому было поручено построить каменные Красные ворота вместо сгоревших деревянных ворот, возведенных Земцовым к коронации Елизаветы Петровны. Они стояли на пересечении бывшей Мясницкой и Садовой улиц. В своем проекте Д.В.Ухтомский сохранил основные членения и состав декора предшествующих деревянных строений, живописность их облика. Но формы новых ворот при переложении их в камень приобрели монументальность и иной архитектурный смысл. Произведением, которое ярко выразило тесную связь Д.В.Ухтомского с современностью и вместе с тем его устремления к будущему, был проект Госпитального дома и Дома Инвалидов - одна из последних крупных работ зодчего. Идея создания казенного учреждения для раненых и инвалидов, для сирот погибших воинов возникла в годы Семилетней войны с Пруссией. Первоначально предполагалось строить Дом Инвалидов в Казани, но затем было решено создать его в Москве. Он мыслился в духе прославленного Дома Инвалидов в Париже. В проекте Дома Инвалидов, выполненного Д.В.Ухтомским (1758-1759гг.), от парижского прообраза сохранился лишь общий замысел композиции и соотношения ее основных частей. В центре возвышался величественный собор, а по сторонам размещались лечебные и жилые корпуса, скомпонованные в крупные симметричные блоки. В остальном архитектурные формы, художественный образ и идеи, вложенные в проект зодчим, были независимы от исходного образца. Для возведения комплекса сооружений было намечено место на берегу Москвы-реки, в районе Симонова и Даниловского монастырей. В проекте ансамбля Дома Инвалидов, в котором слились все, казалось бы, противоречивые тенденции творчества Д.В. Ухтомского, приобрели подлинное единство «регулярность» и «великолепие» - характерные свойства русской архитектуры середины XVIII-го столетия. В исторической перспективе проект Госпитального дома и Дома Инвалидов можно рассматривать как недостающее звено в общей цепи сооружений и ансамблей общественного назначения XVIII - начала XIX века. Этот проект Д.В.Ухтомского явился предшественником общественных ансамблей будущего, осуществленных учениками зодчего - прежде всего Матвеем Фёдоровичем Казаковым, а затем мастерами Петербурга и Москвы.

    Д.В.Ухтомский скончался в 1774 году.
    §3. Особенности развития культуры и исскуства первой половины XVIII столетия
    Русская культура первой половины XVIII столетия преодолевала национальную замкнутость и поднялась на новую, более высокую ступень развития, включаясь в русло общеевропейского художественного развития. Этот процесс был чрезвычайно сложен и противоречив. В нём сочетались новаторские тенденции и поиски, формирование новых жанров с консерватизмом мышления некоторых слоёв общества.

    В живописижанр портретного искусства продолжал развиваться в творчестве петровских пенсионеров А.М. Матвеева и И.Н. Никитина, а также И.Я. Вишнякова, раскрывавших глубокий внутренний мир и неповторимую индивидуальность своих героев.

    Развивалось театральное искусство. В 1738 году в Петербурге была открыта первая Балетная школа.

    Важными особенностями новой культуры стали: обмирщение и рационализация. Появляются новые направления культуры – это скульптура. Появились новые жанры в живописи, новые стили в архитектуре, появляются новые литературные формы. В первой половине XVIII столетия происходят более быстрые темпы развития русской культуры по сравнению с предыдущей эпохой, что определялось темпами исторического процесса.

    Западноевропейское влияние, оказав сильнейшее влияние на русскую культуру этого времени, стимулировало развитие многих её направлений, но не подорвало полностью национального самосознания. Русская культура в целом сохранила национальную основу. Однако в этот период усилились расхождения в культурных слоях. Образовался разрыв между дворянством, культура, нравы и быт которого подвергались серьёзным преобразованиям, и народом, который в целом сохранял национальные традиции и устои прошлого.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36


    написать администратору сайта