Главная страница
Навигация по странице:

  • §4. Наука и техника петровской эпохи

  • Важным научным направлением явилась география.

  • §5. Литература и общественная мысль петровской эпохи

  • Общественная мысль и публицистика

  • Доменико Трезини (около 1670-1734гг.)

  • Леблон Жан Батист Александр (1679-1719гг.)

  • Еропкин Петр Михайлович (около 1698 -1740гг.)

  • Земцов Михаил Григорьевич (1686 – 1743гг.)

  • Коробов Иван Кузьмич (1700 или 1701–1747гг.)

  • История науки и культуры. История искусства и культуры II часть. Учебник Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070902 графика квалификация художник анимации и компьютерной графики


    Скачать 3.25 Mb.
    НазваниеУчебник Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070902 графика квалификация художник анимации и компьютерной графики
    АнкорИстория науки и культуры
    Дата15.12.2022
    Размер3.25 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИстория искусства и культуры II часть.doc
    ТипУчебник
    #847633
    страница3 из 36
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36
    §3. Русское искусство и культура первой четверти XVIII века
    Рубеж XVII-XVIII вв. в истории России часто называют революционным. На смену древнерусскому искусству, развивающемуся в тесной связи с церковью, приходит новое искусство, в своей основе независимое от религиозных представлений. Переход России на новый этап развития связан с изменениями, которые произошли в государстве, когда Петр Великий «уздой железной Россию поднял на дыбы». Этот перелом не был внезапным; реформы подготавливались в течение длительного времени. Начало XVIII столетия было отмечено ещё старыми тенденциями, однако уже начался новый этап в истории русской культуры. Произошли изменения в науке, литературе, искусстве, в народном просвещении. Необходимо отметить, что реформы Петра Великого не имели систематического плана. Проводя их, Пётр I чаще всего имел в виду практические цели, возникающие в ходе строительства обновляемого государства, и, конечно, в первую очередь – это преодоление отсталости России. Преобразования происходят во всех областях культуры, их центром становится новая столица – Санкт-Петербург.

    XVIII столетие стало временем широкого и всестороннего расцвета русской художественной культуры и всех видов изобразительного искусства. XVII столетие можно рассматривать как подготовку коренных преобразований социально-экономического и политехнического характера, которые осуществились в период правления Петра I. В это время начал формироваться единый общероссийский рынок, позиции абсолютизма укреплялись. Российская культура всё более обнаруживала тенденции к обмирщению. В XVIII столетии стремительно развиваются литература и светское искусство. Иллюстрируются научные и художественные издания, распространяется и совершенствуется гравюра. Большие успехи были достигнуты в области живописи и графики. Творчество развивалось на богатейшем национальном опыте народного искусства Древней Руси с внедрением европейских художественных традиций. Полностью освободиться от влияния церкви русское искусство XVIII столетия не могло., но, подобно науке, оно освобождалось от непосредственного подчинения церковной догматике. В этот период русская культура осваивала всё лучшее из европейских традиций, а также интенсивно использовала культурные достижения многочисленных народов России. В XVIII столетии особенно крепкими стали связи России с Украиной и Прибалтикой. В эту эпоху значительно усилилась роль человека в русском обществе. Происходит политическое развитие государства, промышленности и культуры, что требовало людей образованных, энергичных, предприимчивых и умелых. В Петровскую эпоху заслуги человека перед государством ставились выше родовитости. Особенно в это время ценится талант, и именно поэтому возрастает интерес к человеческой личности. Центром мироздания стал человек с его способностью мыслить и творить, проявлять свои умения в разнообразных областях общественной жизни. В этот период наибольшее распространение получил портретный жанр. В живописи XVIII столетия портрет находится в центре русского изобразительного искусства. В это же время возник жанр станковой картины с историческим и бытовым содержанием. В XVIII веке в России родилась новая столица Санкт-Петербург, также строились многочисленные новые города в государстве. Как следствие, возникали новые дворцы, общественные сооружения, вслед за которыми развивалась декоративная пластика и живопись. Прототипом расцветающего искусства явилось нарышкинское барокко XVII века. Этот стиль не был простым продолжением национальных традиций. Он вобрал в себя черты европейского классицизма XVII столетия, а в дальнейшем и барокко. В русской художественной культуре органично сочетались европейские традиции и патриотизм, гражданский характер и стремление к союзу науки и искусства. В этот период господствующим направлением в искусстве является барокко. Этот стиль характеризовался грандиозностью, чрезмерной пышностью, созданием героизированных образов. Русское барокко ставило своей целью прославление мощи и героизма русской нации, а также неудержимую энергию просвещённого российского абсолютизма. Утверждение светских начал в жизни и культуре стало государственной политикой. Пётр I прекрасно понимал насущные потребности развивающейся страны и прибегал к самым разнообразным мерам, в том числе крутым и решительным, добивался того, чтобы Россия как можно скорее преодолела свою отсталость и заняла подобающее место в ряду прочих государств Европы. Для этого Пётр Великий всеми силами поощрял использование европейского опыта во всех областях техники, науки и искусства. Незадолго до смерти он издал указ об учреждении «Академии или комитета художеств и наук». Русскому обществу было жизненно необходимо овладеть принятым в Европе языком поэзии и искусства. Пётр I осознавал, что общество не может обойтись без опытных талантливых живописцев и гравёров. Он широко привлекал к работе в России иностранных специалистов, но также заботился и о воспитании русских мастеров. Так, в первой четверти XVIII столетия повсеместно применялась посылка за границу (пенсионерство) талантливых выходцев из народа, чтобы они могли обучаться и совершенствоваться в профессии. Пётр Великий испытывал чувство гордости за талантливых людей, всячески способствовал их творческому росту, помогал им в их деятельности, руководствуясь при этом понятиями государственного блага. Именно так было с И.Н. Никитиным, А.М. Матвеевым, И.К. Коробовым, а также с другими художниками и архитекторами. Если в Россию приглашались иностранные специалисты, их обязывали не только исполнять работы, предусмотренные договорами, но и обучать своему умению русских людей. Многие из таких иноземцев обрели в России вторую родину, а свой талант целиком отдали на служение русскому искусству.
    §4. Наука и техника петровской эпохи
    Развитие науки и техники было обусловлено потребностями промышленности и подчинено её интересам. Процесс получил двустороннюю направленность: успехи науки и техники способствовали развитию промышленности, которая в свою очередь стимулировала развитие научных и технических знаний. В 1724 году Пётр I подписал указ о создании Академии наук и художеств, которая была открыта в правление Екатерины I и начала действовать в 1725 году. Первыми академиками были главным образом иностранцы, но практически сразу это учреждение стало центром русской науки. Еще раньше стали развиваться науки, необходимые для создания сильной армии и флота, а также соответствующей новым задачам промышленности. Экономические и политические преобразования в России сразу же потребовали большого количества специально обученных людей – профессионалов: офицеров, моряков, артиллеристов, инженеров, врачей, учёных государственных служащих, учителей, что потребовало проведения реформы просвещения. Государство, забирая в свои руки обучение, сделало его разнообразным, отвечающим потребностям государственной службы, придало ему светский характер, одновременно окрасив воспитание новыми «просветительскими» тонами. В России наступает новый период – век Просвещения. Эти просветительские идеи заложены в деятельности двух академий – Могилянской в Киеве и Славяно-греко-латинской в Москве. Основанная ещё в 1632 году Киево-Могилянская коллегия в 1701 году получила название академии и стала оплотом развития славянской культуры. Основателем коллегии был Пётр Могила (1596/97-1647гг.). В Киево-Могилянской коллегии помимо традиционного для того времени богословия изучали европейскую философию, риторику, логику, латинский, старославянский, древнегреческий и древнееврейский языки, а также науки, как география, математика, астрономия, механика и другие. Соратниками Петра Могилы были Феофан Прокопович и Стефан Яворский. Московская академия для обновляемой России была учреждением, дававшим общее начальное, среднее и высшее образование. Академия была местом подготовки учителей для государственных светских школ. Из стен Московской академии вышли выдающиеся деятели, такие, как Карион Истомин, В.К. Тредиаковский, Л.Ф. Магницкий, М.В. Ломоносов и многие другие. Преобразования Петра I были поддержаны братьями Софронием и Иоанникием Лихудами, Иваном Тихоновичем Посошковым, Фёдором Салтыковым, конечно Феофаном Прокоповичем. В 1701 году в Москве под руководством широко образованного учёного-математика, астронома, географа и видного государственного деятеля Якова Владимировича Брюса (1670-1735) начала работу государственная артиллерийско-инженерная школа для обучения «пушкарским и иным инженерным наукам». В 1703 году была открыта Московская инженерная школа, в 1719 году Петербургская инженерная школа, затем Петербургская артиллерийская школа и другие. В 1707 году в Москве при военном госпитале была открыта школа для подготовки врачей – хирургическая школа. Обучение было очень строгим, применялись телесные наказания, а за побег из школы предусматривалась смертная казнь. Школа математических и навигацких наук была открыта в Москве в помещении Сухаревой башни, где личным приказом Петра I от 1707 года была введена жестокая система наказаний учащихся за провинности разного рода. Навигацкая школа давала энциклопедическое образование. Учебный курс включал математику, историю, географию, статистику, философию, технологию, рисование, многие языки и д. Выдающимся деятелем просвещения в петровскую эпоху был видный математик, преподаватель школы математических и навигацких наук в Москве Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739гг.), который создал собственный учебник – «Арифметика сиреч наука числительная», по ней учился М.В. Ломоносов.

    Важным научным направлением явилась география. Эпоха Петра I является временем организаций широких географических исследований. Размах этих работ был велик – от берегов Арктики до южных рубежей, от Балтийского моря до Тихого океана. Однако необходимо отметить, что в самые последние годы XVII столетия предпринял поход на Камчатку В.В. Атласов (1697-1699гг.), составивший довольно точное и подробное описание полуострова, его населения и быта. Он дал блестящие этнографические характеристики коренного населения. В 1700 году была закончена «Чертёжная книга Сибири» С.У. Ремезова. Это первый отечественный атлас, сохранившийся до наших дней. Он включает в себя 23 карты Сибири и севера Европейской России. Произошли первые инструментальные топографические съёмки в России – (побережье Финского залива, река Дон). Именно в этот период начались работы по геодезическому обоснованию топографических съёмок и по составлению Генеральной карты России. Руководителем геодезических съёмок был И.К. Кириллов. По указанию Петра I была организована первая в России научная экспедиция для изучения «всех царств Сибири». Руководителем её был назначен, приглашённый из Данцига Даниил Готлиб Мессершмидт (1685-1735гг.). Во время работы экспедиции было открыто несколько месторождений полезных ископаемых (угля, графита), описаны серебряно-свинцовые рудники и солёные озёра Забайкалья, проведено первое в науке описание многолетней мерзлоты. По итогам работы Мессершмидт подготовил 10-томное «Обозрение Сибири»

    Д.Анциферов и И. Козыревский открыли в 1711-1713 годы ряд северных Курильских островов. Посланные на Дальний Восток «… до Камчатки и далее» по приказу Петра I Иван Евреинов и Фёдор Лужин достигли центральной группы Курильских островов и нанесли 14 островов на карту. В 1719 году было предпринято первое плавание через Охотское море к Курильским островам. Была организована Первая Камчатская экспедиция под руководством Витуса Беринга и Алексея Чирикова (1725-1730гг.), которой были открыты залив Креста и бухта Проведения, а также подтверждено отсутствие связи Азии с Америкой. На обратном пути был открыт один из островов Диомида. Необходимо отметить, что самым грандиозным научным событием первой половины XVIII века стала Вторая Камчатская экспедиция (1733-1743 гг.), которую возглавлял Витус Беринг. В 1742 году участник экспедиции С.И. Челюскин достиг крайней северной точки Азии и нанёс её на карту. Нине это место носит имя Челюскина. В этой экспедиции велики были заслуги северных отрядов В. Прончищева, С.И. Челюскина, С.Г. Малыгина, Д.Я. и Х.П. Лаптевых, Д.Л. Овцына, П.Ласиниуса. Академический отряд по изучению природных различий возглавляли Иоганн Георг Гмелин и историк Герард Фридрих Миллер. В составе экспедиции И.Г. Гмелина в (1733-1736гг.) работал студент С.П. Крашенинников, ставший впоследствии академиком, который в 1737-1741 годы проводил самостоятельное всестороннее исследование Камчатки. В 1739 году в составе Академии Наук был организован Географический департамент, а уже в 1745 году был издан подготовленный этим департаментом «Атлас Российской империи». В этом атласе впервые в России была использована градусная сетка. Из географов петровского времени особенно выделяется Василий Никитич Татищев (1686-1750гг.). По разносторонности своей деятельности он был типичным представителем петровской эпохи. В 1721 году по его инициативе была открыта первая профессиональная горнозаводская школа, а затем возникла целая сеть подобных училищ. В этот период развивались науки, необходимые для создания сильной армии и флота.

    §5. Литература и общественная мысль петровской эпохи
    В литературе петровского времени продолжают развиваться те процессы, которые возникли в последние десятилетия XVII века. В целом литература остаётся рукописной, хотя количество печатных изданий в этот период постоянно возрастает. Беллетристика (повествовательная художественная литература) носила разнообразный характер: это переделки былин, исторических песен, духовных стихов, сказок, переводная литература и т.д. Интересно развивается лирика, для которой характерно разнообразие тем и жанров. Новым явлением становится лирика, также победные стихи и т.д. Одним из первых русских беллетристических произведений большого объёма стала «Гиштория о российском матросе Василии Кариотском», уехавшем за рубеж, получившем там образование и потому добившемся успеха. Общественная мысль и публицистика (литература по актуальным общественно-политическим вопросам современности, текущей жизни общества). В этот период усиливается гуманистическое начало в литературе, где человек воспринимается как активная личность, что соответствовало общему духу эпохи и тем задачам, которые стояли перед государством. В связи с этим появляются новые жанры публицистики: ораторская проза, проекты, политические трактаты, такие, как «Рассуждение о причинах Северной войны» П.Шафирова, «Правда воли монаршей» Феофана Прокоповича. Среди писателей петровского времени особое место принадлежит Ф. Прокоповичу – публицисту, поэту, драматургу, теоретику литературы. Гуманистический характер взглядов Ф. Прокоповича на искусство выразился в том, что главным в поэзии он считал изображение человека, его деятельности и переживаний. Главным направлением общественной мысли России этого времени стало осознание необходимости преодоления отсталости России. Ф. Прокопович, А.Кантемир, П. Шафиров и другие проповедовали необходимость укрепления самодержавной власти, проведения реформ, ведения военных действий для расширения и укрепления российских границ. И.Т. Посошков в своей работе «О скудости и богатстве» (1724 г.) поддерживал формирование абсолютной монархии в России. Он отмечал, что сильному государству необходимо развитие промышленности и торговли, также подчёркивал помехи на пути промышленного развития, прежде всего произвол чиновников и особенно крепостное право. И.Т. Посошков считал крепостное право временным явлением и заявлял в своей работе: «Крестьянам помещики – не вековые владельцы». Следует отметить, что литература XVIII столетия – это век становления стиля классицизма, которая ориентировалась на античные художественные образцы и гражданские доблести. Ярчайшими представителями этого стиля являются М.В.Ломоносов, В.К.Тредиаковский, А.П.Сумароков, В. В. Капнист, Г.Р.Державин, А.Д. Кантемир, Д.И.Фонвизин, М.М. Херасков и др. В конце века стиль классицизма уступает место сентиментализму, в основе которого лежит обращение к переживаниям и чувствам отдельного человека («Бедная Лиза», «Письмо русского путешественника» Н.М. Карамзина). В XVIII веке были созданы учебники, вошедшие в золотой фонд русской культуры («Арифметика» Л.Ф. Магницкого, «Первое учение отрокам» Ф. Прокоповича и другие). Их распространению способствовали успехи в издательском деле: внедрение гражданского шрифта (1708г.), создание новых типографий, в том числе при Московском университете, открытие в Петербурге первой государственной библиотеки (в дальнейшем - Библиотека Академии наук, 1714г.), становление периодической печати (газета «Ведомости»- 1702 г., затем журналы второй половины XVIII века). Газета «Ведомости» сообщала о ходе военных действий, событиях за рубежом, о строительстве заводов.
    §6. Архитектура петровской эпохи
    Строительство новой столицы Санкт- Петербурга, основанного в 1703 году, проводилось по плану, в соответствии с целостным градостроительным замыслом и стало рубежным этапом в становлении русской архитектуры. При Петре Великом в гражданском строительстве начали широко использовать камень. Следует отметить, что первоначально была построена Петропавловская крепость (архитектор Д.Трезини), призванная защищать земли, отвоёванные в ходе Северной войны. Были построены здания Адмиралтейства, Гостиного двора, Кунсткамеры и другие сооружения. Строительство города велось по плану, разработанному архитекторами. Улицы пересекались под прямым углом, типовые здания стояли вплотную друг к другу, дворцы знати возводились в 2-3 этажа, фасадом на улицу, каждый из них имел свой облик. Петр 1 пригласил знаменитого итальянского архитектора Доменико Трезини, который построил Летний дворец царя, здание Двенадцати коллегий и Петропавловский собор. Это удлиненное прямоугольное здание, так называемый зальный тип, с башней-колокольней и шпилем. Высота шпиля - 122,5 метра, выше колокольни Ивана Великого. В Петербурге сложился особый архитектурный стиль, который называется русским барокко. Органическое соединение западных и русских художественных традиций в единый стиль сделало Санкт-Петербург одним из красивейших городов мира. Начиная с 1720 года доминирующую роль в градостроительстве начинают играть русские зодчие. И.К. Коробов построил в Москве Гостиный двор, архитектор И.П. Зарудный - церковь «Меньшикова башня». Под руководством русского архитектора П.М. Еропкина был составлен генеральный план Санкт-Петербурга. В области градостроительства начался новый этап развития: на смену стихийной живописной застройке, характерной для древнерусских городов, пришли принципы регулярного градостроительства, которые в полной мере будут реализованы во второй половине XVIII века при реконструкции провинциальных городов. Для решения этих задач в области грандиозного строительства необходимостью стало привлечение иностранных мастеров. Пётр I приглашает в Россию на службу архитекторов из Голландии, Франции, Италии, среди которых были выдающиеся мастера: Леблон, Трезини, Фонтана и другие. Однако такое быстрое развитие строительства имело свои издержки. Для того, чтобы сосредоточить все силы и средства для строительства Санкт-Петербурга, Пётр I приказал в 1714 году запретить каменное строительство где бы то ни было, кроме новой столицы. Ещё до 1714 года в Москве в начале XVIII века строились здания Арсенала, Суконного и Монетного дворов, здание Лефортовского дворца, что свидетельствует о росте разнообразия светских построек, связанных с расширением общественной жизни. Архитектурный стиль этого периода получил название Петровское барокко, основными чертами которого были практичность, рациональность, отсутствие излишнего декоративного убранства. Появление этого стиля в России связано с личностью самого Петра Великого, принимавшего самое непосредственное участие в планировке и застройке новой столицы. Вкусы Петра I были ориентированы на искусство северных стран. Столичный город Санкт-Петербург застраивался по образцу Амстердама. До нашего времени дошли выдающиеся памятники эпохи Петровского барокко, например: Петропавловский собор Петропавловской крепости и здание Двенадцати коллегий - архитектор Д.Трезини, Кунсткамера - архитекторы Г. И. Маттарнови, Н.Ф. Гербель, Г. Кьявели, М.Г. Земцов (1718-1734 гг.).

    Доменико Трезини (около 1670-1734гг.) - архитектор и инженер, итальянец, родившийся на границе Италии со Швейцарией. С 1703 года работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Д. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре. Повлиял на многих последующих архитекторов, в том числе у него учился Михаил Земцов, с 1710 года приставленный по приказу Петра I помощником к Д. Трезини. По проектам Д. Трезини заложены Кронштадт (1704г.) и Александро-Невская лавра (1717г.), в 1706 году была начата перестройка Петропавловской крепости в камне. Архитектором выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова (1715г.), выстроены Летний дворец Петра I в Летнем саду (1710-1711гг.), Петровские ворота (первоначально деревянные, а затем каменные – 1714-1717гг.) и Петропавловский собор (1712-1733гг.) в Петропавловской крепости. Было построено здание Двенадцати коллегий (1722-1736гг.) - теперь главное здание Петербургского университета, Галерная гавань и большое количество ныне не сохранившихся зданий (Гостиный Двор на Васильевском острове, Второй Зимний дворец и др.). Д.Трезини, будучи главным архитектором Санкт-Петербурга, составил по указанию Петра I «образцовые» (типовые) проекты жилых домов для различных слоев населения («именитых», «зажиточных» и «подлых») и пригородных дач (1717-1721гг.). Постройки Д. Трезини характерны для зодчества петровского барокко. Их отличает регулярность планов, скромность декоративного убранства, сочетание красивых ордерных элементов с барочными деталями.

    Приехав в Россию, Д. Трезини оставил свою первую жену Джованне ди Вейтис в Астано. Вторично женился в 1708, а от третьего брака с Марией Карлоттой у него были сыновья Иосиф, Иоаким, Георгий, Матфей, а также дочь Катарина. Д.Трезини жил сначала в Греческой слободе (в районе набережной реки Мойки и Миллионной улицы), где был избран старостой. Затем в 1720-х годах поселился в собственном доме на Васильевском острове, на углу Университетской набережной (д. 21) и 5-й линии (сохранился в перестроенном виде).

    Умер Доменико Трезини в Санкт-Петербурге. Похоронен на кладбище при церкви Сампсония (ныне Сампсониевский собор), могила не сохранилась.

    Леблон Жан Батист Александр (1679-1719гг.) - французский архитектор, ученик Жирара. Прославился написанной совместно с Аржанвиллем книги «Теория и практика садоводства», изданной в 1709 году и переиздававшейся в разных странах 12 раз. Ж.Б.Леблон написал также «Дополнения» к «Курсу архитектуры» Давилье с предложением новых конструкций, новых способов планировки зданий и их оформления, изданной в 1710 году и несколько раз переиздававшейся. Наиболее известные практические работы Ж.Б. Леблона в Париже - реконструкция отеля «Вандом» с садом и постройка отеля «Клермон» (1713-1714гг.). По приглашению Петра I Ж.Б. Леблон поступил на русскую службу с чином главного архитектора и окладом 5 тысяч рублей в год. Он приехал в Санкт-Петербург в августе 1716 года с большой группой французских мастеров разных специальностей. Здесь он организовал комплекс мастерских как базу строительства и школу для обучения русских мастеров новым методам работы. Ж.Б. Леблон разработал «Генеральный чертеж Санкт-Петербурга» (1717г.), вобравший в себя передовые градостроительные и фортификационные идеи, но не учитывавший реальные природные и материальные условия Санкт-Петербурга того времени и потому не имевший практического значения. За два с половиной года работы в Санкт-Петербурге Ж.Б. Леблон создал проекты мазанкового (деревянные с оштукатуренными и побеленными стенами здания) фасада двухэтажного жилого особняка для городской застройки (1716г.) и ансамбля в Стрельне (1717г.). Архитектором были созданы проекты скульптурного оформления Большого Грота в Петергофе, интерьеров Петергофского дворца (1717г.), Летнего сада (1717г.), дома Ф. Апраксина (1716-1718гг.). Деятельность в Санкт-Петербурге не принесла Ж.Б. Леблону признания. Он рассорился с князем А. Меншиковым, а своими проектами несколько раз вызывал разочарование и недовольство Петра I, грустные последствия которого, согласно донесению французского посланника де Лави, Ж.Б. Леблон «почувствовал на себе», что ускорило его кончину. Достоверных построек Ж.Б. Леблона в Санкт-Петербурге не сохранилось. Жил он в доме на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки.

    Умер Жан Батист Леблон в 1719 году, похоронен на кладбище у Сампсониевского собора.

    Еропкин Петр Михайлович (около 1698 -1740гг.) - русский архитектор. В 1716-1724 годах обучался в Италии. В 1737 году был главным архитектором «Комиссии о Санкт-Петербургском строении». Руководил составлением генерального плана Петербурга, разработал проекты планировки и застройки его центральных районов, закрепив три главных лучевых проспекта, и наметил пути дальнейшего развития города. Возглавил создание первого русского архитектурно-строительного трактата «Должность архитектурной экспедиции» (1737-1741гг.), перевёл на русский язык отдельные главы трактата «4 книги об архитектуре» Андреа Палладио (1737-1740гг.).

    Ещё при жизни Петра I Еропкиным П.М. был разработан нереализованный из-за смерти царя проект Александро-Невского монастыря. Позже по проектам П. М. Еропкина были возведены не сохранившаяся мазанковая лютеранская церковь Святой Анны (Кирочная, 8), каменные палаты А. П. Волынского на Рождественке в Москве. В 1740 году был построен знаменитый Ледяной дом. В 1740 году П.М. Еропкин с группой А. П. Волынского выступил против бироновщины и был казнён. После воцарения на престоле Елизаветы «дело Волынского» было прекращено, доброе имя его членов восстановлено, живые, в том числе помощник П. М. Еропкина Карл Бланк, возвращены из ссылки. В 1886 году на могиле А. П. Волынского, П. М. Еропкина и А. Ф. Хрущева в ограде Сампсониевского собора на Большом Сампсониевском проспекте был поставлен памятник (архитектор М. А. Шуров, барельеф работы А. М. Опекушина).

    Земцов Михаил Григорьевич (1686 – 1743гг.) – замечательный русский архитектор. Родился в Москве. Учился при Оружейной палате в Москве. В 1709 году переехал в Санкт-Петербурге. Обучался итальянскому языку при губернской канцелярии. С 1710 года по приказу императора Петра I был назначен помощником и учеником Доменико Трезини. С 1719 года руководил застройкой Москвы. В 1720 году М.Г.Земцов был переведен из учеников в гезели (помощники). В (1720-1722гг.) он работал в Ревеле помощником Н. Микетти на строительстве Екатериненталя (Кадриорга). В 1723 году был отправлен в командировку в Стокгольм. С 1723 года М.Г.Земцов работал в Санкт-Петербурге по заказам двора. В 1724 году получил звание архитектора. Он участвовал в разработке планировки Летнего сада и ряда построек в нем, в том числе «Зала славных торжествований». М.Г.Земцов также принимал участие в создании дворцово-паркового ансамбля Петергофа. В 1730-х годах он был назначен архитектором Александро-Невского монастыря. Также он является одним из авторов Генерального плана Санкт-Петербурга 1737 года. После казни П. М. Еропкина в 1740 году М.Г.Земцов был прикомандирован к «Комиссии о Санкт-Петербургском строении» для редактирования и завершения (совместно с И. К. Коробовым) начатого Еропкиным трактата «Должность архитектурной экспедиции». В трактате им были написаны главы: «Об архитектуре и архитекторах», «Что делать при строениях», «О должностях разных художеств мастеров, обращающихся при строениях», «Об Академии архитектурной». С 1741 года Михаил Григорьевич исполнял обязанности придворного архитектора императрицы Елизаветы Петровны. Земцов М.Г. является первым русским архитектором Санкт-Петербурга, воплотившим наряду с Доменико Трезини основные замыслы императора Петра I. Архитектор работал в Санкт-Петербурге, Царском Селе и Москве.

    В 1742 году М.Г. Земцов получил чин полковника. Имел свою архитектурную «команду». Из работ Михаила Григорьевича Земцова в Санкт-Петербурге сохранилась церковь Святого Симеона и Анны (позднее частично перестроенная). В Царском Селе в конце 1742 - начале 1743 года М.Г. Земцовым была составлена программа реконструкции Царскосельского дворцового ансамбля. В этот период времени М.Г. Земцов вел наблюдение за всеми строительными работами в Царском Селе, которые после его смерти возглавил Андрей Васильевич Квасов. М. Г. Земцовым был разработан план павильона «Эрмитаж» в Екатерининском парке. Продолжил строительство павильона Франческо Бартоломео Растрелли. По проектам М.Г.Земцова велась застройка Невского проспекта, Большой Морской и Миллионной улиц. Архитектор является автором проекта Итальянского дворца на Фонтанке (1726-1728гг.), который не сохранился, дворца Строгановых на Невском проспекте (перестроен Ф. Б. Растрелли), Аничкова дворца, Спасо-Преображенского собора и Князь-Владимирского собора (достроены и переделаны после смерти архитектора).

    М.Г.Земцов завершал отделку парадных залов Кунсткамеры, заканчивал строительство Конюшенного ведомства, здания Двенадцати коллегий («Петровский» зал заседаний Сената). Архитектору принадлежит также проект алтарной части Сампсониевского собора. Дата смерти М.Г. Земцова сохранилась в одном из протоколов «Канцелярии от строений»: «... архитектурии гезели Иван Сляднев и Григорий Дмитриев поданным доношением объявили, команды де оной Канцелярии подполковник и архитектор Михайло Земцов прошедшего сентября 28 дня волею божею умре».

    Михаил Григорьевич Земцов был похоронен у Сампсониевского собора. Могила его со временем затерялась.

    Коробов Иван Кузьмич (1700 или 1701–1747гг.) - русский архитектор и инженер. Родился в Переяславле-Залесском. Послан Петром I, как пенсионер, в Голландию, учился также в Бельгии. Занимался у архитектора Иоганна (Яна) Питера ван Баурсшейта-старшего. В 1727-1741 годах И.К. Коробов становится архитектором Адмиралтейского ведомства. Выстроил в духе раннего русского барокко здание Адмиралтейства, строил Партикулярную верфь на Фонтанке (начата в 1735г., затем разобрана), возможно, церковь Пантелеймона (1735–1739гг.). Участвовал в составлении первого русского архитектурного трактата-кодекса (1728–1738гг.). Архитектор занимался также отделкой кораблей. Из работ И.К. Коробова дошёл до наших дней шпиль Адмиралтейской башни. Сохранилась церковь Святого Пантелеймона в Санкт-Петербурге (предположительно его авторства), являвшаяся частью Партикулярной верфи на Фонтанке. К творчеству архитектора относится Богословская церковь с колокольней в Кронштадте, которая простояла до 30-х годов XX века, также Триумфальные ворота на Тверской улице, возведённые к коронации Елизаветы Петровны, сгорели в 1752 году. Сохранился созданный И.К. Коробовым канал вдоль северной границы Новой Голландии, ныне известный как Новоадмиралтейский канал. И.К. Коробов после казни Петра Еропкина, вместе с которым он работал, переезжает в Москву. С 1741 года, И.К.Коробов, работая в Москве, воспитал ряд известных архитекторов (С. И. Чевакинский, А. Ф. Кокоринов, Д. В. Ухтомский).

    Иван Кузмич Коробов умер в Москве в 1747 году.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36


    написать администратору сайта