Главная страница
Навигация по странице:

  • Крамской Иван Николаевич (1837-1887гг.)

  • Айвазовский Иван Константинович (1817-1900гг.)

  • История науки и культуры. История искусства и культуры II часть. Учебник Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070902 графика квалификация художник анимации и компьютерной графики


    Скачать 3.25 Mb.
    НазваниеУчебник Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070902 графика квалификация художник анимации и компьютерной графики
    АнкорИстория науки и культуры
    Дата15.12.2022
    Размер3.25 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИстория искусства и культуры II часть.doc
    ТипУчебник
    #847633
    страница15 из 36
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   36
    §7. Передвижники
    Товарищество передвижных художественных выставок (Передвижники) - творческое объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального, академического художественного направления. Основателями общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки; жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах. В 1863 году 9-го ноября 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой - заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание, написание картины на избранную самим художником тему. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как «Бунт 14-ти». Именно они организовали «Художественную артель», позже, в 1870 году, она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок».Расцвет деятельности Товарищества передвижников пришелся на 1870-1880-е годы.

    В состав передвижников в разное время входили: И.Е. Репин, В.И. Суриков, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, A.M. и В.М. Васнецовы, А. И. Куинджи, В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко, И. И. Левитан, В. А. Серов, А. Е. Архипов и многие другие. Участниками выставок Товарищества были М. М. Антокольский, В. В. Верещагин, А. П. Рябушкин, И. П. Трутнев и другие. Большую роль в развитии искусства передвижников играл известный исследователь искусства и критик В. В. Стасов; П. М. Третьяков, приобретая в свою галерею произведения передвижников, оказывал им важную материальную и моральную поддержку. Многие из работ передвижников были сделаны по заказу Павла Михайловича Третьякова.Последним главой товарищества, избранным в 1918 году, был Радимов Павел Александрович.Для картин передвижников были характерны обострённый психологизм, социальная и классовая направленность, высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический в целом взгляд на действительность. Ведущими стилями в искусстве передвижников были импрессионизм и реализм.
    §8. Живопись второй половины XIX века
    Русская культура второй половины XIX века развивалась в условиях, когда в стране утверждались новые, капиталистические отношения, проводились различные реформы. В то же время сохранялись пережитки крепостничества, рождалось рабочее движение, ширился общий социальный протест против самодержавия, происходили серьезные изменения в социальной структуре. Все это оказало воздействие на культурное развитие России. В изобразительном искусстве второй половины XIX века господствующим направлением был критический реализм. Идеологом и организатором художников этого направления являлся И.Н. Крамской. В начале 60-х годов группа талантливых учеников Академии художеств во главе с И.Н. Крамским отказалась участвовать в конкурсе на обязательную мифологическую тему и в знак протеста вышла из Академии, объединившись в Артель петербургских художников. В 1870 году было создано Товарищество художественных передвижных выставок, куда вошли члены Артели, а также почти все крупные художники-реалисты того времени. Главную свою задачу они видели в том, чтобы глубоко изучать и изображать в живописи реальную жизнь народа, его быт, народные типы. В целях пропаганды своего искусства Товарищество организовало передвижные выставки, откуда и пошло наименование - «Передвижники». В творчестве И.Н.Крамского главное место занимала портретная живопись. Сильны по своей выразительности портреты Л.Н.Толстого, Н.А.Некрасова, С.С. Боткина. В картинах «Христос в пустыне», «Неутешное горе» глубоко раскрывается внутренний мир человека, его душевные переживания.

    Крамской Иван Николаевич (1837-1887гг.) - русский художник-живописец, рисовальщик, мастер картины на исторический, сказочный сюжет. Теоретик искусства, художественный критик, педагог. Представитель реализма. Художник родился в провинции в семье писаря. Крамской И.Н. пробивался к искусству с редким упорством. Пятнадцати лет он поступил учеником к иконописцу, год спустя - ретушёром к фотографу. В 1857 году, оказавшись в Петербурге, рискнул без подготовки держать экзамены в Академию Художеств, и был принят. Рано повзрослевший, мыслящий и начитанный, он быстро приобрёл авторитет среди товарищей и, естественно, стал одним из вожаков «бунта четырнадцати» в 1863 году, когда группа выпускников отказалась писать дипломные картины на заданный мифологический сюжет. После ухода бунтарей из Академии Художеств И.Н. Крамской возглавил созданную по его инициативе «Артель художников» - своеобразную коммуну. В эти годы он много занимался портретами, главным образом заказными, для заработка, исполняя их в технике «мокрого соуса», позволявшей имитировать фотографию. Из его ранних работ особенно выделяются портрет В.М. Максимова (1866г.) и автопортрет (1867г.). Затем И.Н.Крамской покидает «Артель», увлекаясь новой идеей - созданием «Товарищества передвижных художественных выставок» (ТПХВ). Он принял участие в разработке устава «Товарищества» и сразу сделался не только одним из самых деятельных и авторитетных членов правления, но и его идеологом, защищавшим и обосновывавшим основные позиции этого своеобразного художнического братства. От других руководителей «Товарищества» его выгодно отличала самостоятельность мировоззрения, редкая широта взглядов, чуткость ко всему новому в художественном процессе и нетерпимость к догматизму. Замыслы картин И.Н. Крамского были значительны и оригинальны. В картине «Христос в пустыне» (1872г.), ему удалось убедительно высказаться об очень важной для русской интеллигенции проблеме нравственного выбора, которая встает перед каждым, понимающим свою ответственность за судьбы мира, и эта картина художника достойно вошла в историю отечественного искусства.

    Необходимо отметить, что И.Н. Крамской проявил себя, прежде всего как замечательный портретист. Начиная с автопортрета 1867 года, художник утверждает идеалы гордой, нравственно сильной личности. Он запечатлел многих деятелей русской культуры: Л. Н. Толстого (1873г.); П. М. Третьякова (1876г.); Н. А. Некрасова «в период «Последних песен» (1877-1878гг.); живописца А. Д. Литовченко (1878г.); М. Е. Салтыкова-Щедрина (1879 г.); И.А. Гончарова (1874г.); Я.П. Полонского (1875г.); Д.В. Григоровича (1876 г.); М.М. Антокольского (1876г.). Часть этих портретов была написана специально по заказу П.М. Третьякова для его картинной галереи. И.Н. Крамской часто применял в портретах (например, портрет художника Ф.А. Васильева (1871г.), который находится в Третьяковской галерее) монохромную технику соуса (живопись смесью черного красящего порошка с клеем и водой), добиваясь особой тонкости светотеневых переходов. Наибольших успехов Крамскому удалось добиться в портретном творчестве. Портреты И.И. Шишкина (1873г.) и В.С. Соловьева (1885г.) находятся в Русском музее. Личности портретируемых не идеализируются сверх меры, впечатляя убедительностью характера и деталей. Следует отметить, что та же мягкая живописность, четкая ясность пластической композиции выделяет и крестьянские образы И.Н.Крамского. Крупным явлением искусства стали изображения русских крестьян: «Полесовщик» (1874), «Созерцатель» (1876), «Мина Моисеев» (1882), «Крестьянин с уздечкой» (1883) – находятся в Киевском музее русского искусства. В портретах образы русских крестьян по-своему значительны и величавы. Этапное значение имеют сюжетно-тематические полотна И.Н. Крамского. Наряду с Н. Ге он выступил как реформатор религиозной картины, придавая ей актуально-политическое звучание. Его «Христос в пустыне» (1872г.) выглядит как собирательный образ современного человека в момент мучительного внутреннего выбора. Незавершенным остался последний большой замысел художника – картина «Хохот» («Радуйся, царю Иудейский» - находится в Русском музее). В картине показана тупая и самодовольная толпа стражников и фарисеев, которая осмеивает Христа. Художник в своём творчестве стремится создать картины-символы, воплощающие «вечные темы» - такие, как чудо потустороннего мира («Русалки» по мотивам повести Н.В. Гоголя «Майская ночь», 1871г.); упадок и бренность (в работе, которая осталась неоконченной, «Осмотр старого дома», 1873 г.); смерть (в работе «Неутешное горе», 1884г.) В таинственные олицетворения женского начала порой превращаются его портреты Е. А. Третьяковой в «Лунной ночи» (1880г.) или «Неизвестной» (1883г.). Во всех этих работах мастер выступает как непосредственный предшественник символизма. Работал И.Н. Крамской и как педагог (преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, 1863-1868гг.), — самым знаменитым его учеником стал И. Е. Репин. Со временем Крамской-портретист стал очень популярен, у него появилось множество заказчиков, вплоть до членов императорской фамилии. Это позволило ему в последние годы жизни существовать безбедно. По мнению специалистов, в 1880-х гг. И.Н. Крамской поднялся на новую ступень в своём творчестве - добился более глубокого психологизма, позволявшего «обнажить» сокровенную суть человека. Таким он проявил себя в портретах И.И. Шишкина (1880г.), В.Г. Перова (1881г.), А.С. Суворина (1881г.), С.С. Боткина (1882г.), С.И. Крамской, дочери художника (1882г.), В.С. Соловьева (1885г.).

    Напряжённая жизнь подорвала здоровье художника. И.Н.Крамской умер 24 марта 1887 года во время работы над портретом доктора Раухфуса: внезапно наклонился и упал. Сам доктор попытался оказать ему помощь, но уже ничего нельзя было сделать. Художнику не было и пятидесяти лет. Похоронен Иван Николаевич Крамской на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры (Некрополь мастеров искусств) в Санкт-Петербурге.

    Своим творчеством мировую славу как живописец-маринист и мастер батального жанра снискал великий русский художник

    Айвазовский Иван Константинович (1817-1900гг.) – художник-маринист и исторический баталист Иван (Ованес) Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в Феодосии в семье разорившегося армянского коммерсанта. Предки Айвазовского в XVIII веке переселились из Западной (Турецкой) Армении на юг Польши. В начале XIX века торговец Константин (Геворг) Гайвазовский перебрался из Польши в Феодосию. После постигшей Феодосию эпидемии чумы в 1812 году семье Гайвазовских жилось тяжело. Содержать семью, в которой были две дочери и три сына, помогала жена Константина Рипсиме, искусная вышивальщица. Очень рано у И.К. Айвазовского проявились исключительные способности к рисованию и музыке, он хорошо играл на скрипке. Айвазовский И.К. в этот период с увлечением копировал гравюры из книги о борьбе греков против османского владычества. Начальное образование Айвазовский И.К. получил в армянской приходской школе, а затем окончил Симферопольскую гимназию, в которую его помог определить городской архитектор Кох. В 1833 году при содействии феодосийского градоначальника А. Казначеева Айвазовский И.К. отправился в Петербург. Он был зачислен в Академию художеств в пейзажный класс профессора М. Н. Воробьева по представленным детским рисункам. Затем учился в батальном классе у А. Зауервейда и недолгое время у приглашенного из Франции мариниста Ф. Таннера.

    В 1835 году за «Этюд воздуха над морем» художнику была присуждена серебряная медаль второго достоинства. В 1837 году за три морских вида и в особенности за картину «Штиль» ему присуждают Первую золотую медаль и сокращают академический курс на два года с условием, чтобы он за это время написал пейзажи ряда крымских городов. В результате поездки в Крым появились виды Ялты, Феодосии, Севастополя, Керчи и картины «Лунная ночь в Гурзуфе» (1839г.), «Буря», «Морской берег» (1840г.).

    В 1839 году И.К. Айвазовский принял участие как художник в военно-морском походе к берегам Кавказа. На борту корабля художник получает возможность изучать конструкции военных кораблей. И.К. Айвазовский создает первое батальное полотно – «Высадка десанта у Субаши» (1839г.).

    Крымские работы художника успешно экспонировались на выставке в Академии художеств, и в качестве поощрения И. К. Айвазовскому была предоставлена командировка в Италию.

    В 1840 году И.К. Айвазовский отправляется в Италию. Затем в 1841 году художник фамилию Гайвазовский изменил на Айвазовский.

    И.К. Айвазовский создал в Италии около пятидесяти крупных картин. Успех художнику принесли романтические морские пейзажи «Буря», «Хаос», «Неаполитанский залив лунной ночью» (1839г.) и другие. Его картину «Хаос» приобрел Ватиканский музей. Папа Григорий XVI наградил художника золотой медалью. Талант художника признают ценители искусства и коллеги.

    В 1843 году начинается путешествие художника с выставкой картин по Европе в городах: Рим, Неаполь, Венеция, Париж, Лондон, Амстердам. И.К. Айвазовскому Академией художеств Амстердама было присуждено звание академика. Как единственный представитель русского искусства он участвовал в международной выставке, организованной в Лувре. Десять лет спустя он первым из иностранных художников стал кавалером ордена Почетного легиона.

    В 1844 году, на два года раньше намеченного срока, И.К.Айвазовский вернулся в Россию, где Петербургская Академия художеств удостаивает его звания академика. Военно-морское ведомство присудило ему почетное звание художника Главного морского штаба с правом ношения адмиралтейского мундира и поручило «обширный и сложный заказ» - написать все русские военные порты Балтийского моря. В течение зимних месяцев (1844-1845гг.) И.К.Айвазовский выполнил правительственный заказ и создал еще ряд прекрасных марин.

    В 1845 году вместе с экспедицией Ф. П. Литке И.К.Айвазовский побывал у берегов Турции и Малой Азии. Во время этого плавания он сделал большое количество рисунков карандашом, служивших ему в течение многих лет материалом для создания картин, которые он всегда писал в мастерской. Возвратившись из экспедиции, Айвазовский уезжает в Феодосию. В Феодосии художник построил на берегу моря дом-студию и окончательно обосновался здесь. Зимой он обычно бывал со своими выставками в Петербурге и других городах России, иногда выезжал за границу. В течение своей долгой жизни Айвазовский совершил ряд путешествий: несколько раз побывал в Италии, Париже и других европейских городах, работал на Кавказе, плавал к берегам Малой Азии, был в Египте, а в конце жизни, в 1898 году, совершил путешествие в Америку.

    Живопись И.К. Айвазовского сороковых-пятидесятых годов отмечена сильным воздействием романтических традиций К. П. Брюллова, сказавшихся на живописном мастерстве художника.

    Подобно К.П. Брюллову художник стремится к созданию грандиозных красочных полотен. Очень ярко это отразилось в батальной картине «Чесменский бой» (1848г.), посвященной выдающемуся морскому сражению.

    Вклад И.К. Айвазовского в батальную живопись значителен. Он запечатлел эпизоды Севастопольской обороны, неоднократно обращался к героическим подвигам русского военно-морского флота.

    Айвазовский И.К. был последним и самым ярким представителем романтического направления в русской живописи. Его лучшими романтическими произведениями второй половины 40 - 50-х годов являются: «Буря на Черном море» (1845г.), «Георгиевский монастырь» (1846г.), «Вход в Севастопольскую бухту» (1851г.).

    К раннему периоду творчества И.К. Айвазовского, отмеченному стремлением передать особое состояние природы, относится картина «Девятый вал» (1850г.). Художник никогда не утрачивает интереса к морской стихии. Всепоглощающая вздыбленная громада, цвет которой составлен из неуловимых переходов серо-голубых тонов, господствует в картине «Волна» (1889г.) и одной из самых грандиозных картин «Черное море» (1881г.).

    Творчество И.К. Айвазовского - своего рода морская энциклопедия.

    Пятидесятые годы в творчестве художника связаны с Крымской войной 1853-1856 годов. Как только до И.К. Айвазовского дошла молва о Синопской битве, он сейчас же поехал в Севастополь, расспросил участников сражения обо всех обстоятельствах дела. Вскоре в Севастополе были выставлены две картины художника, изображающие «Синопский бой ночью» и «Синопский бой днём». Адмирал П.С. Нахимов высоко оценил эти работы, особенно «Синопский бой ночью».

    В творчестве И.К. Айвазовского отображена природа Украины. Он любил беспредельные украинские степи и вдохновенно изображал их в своих произведениях «Чумацкий обоз» (1868г.), «Украинский пейзаж» (1868г.). Эти картины близки к пейзажу мастеров русского идейного реализма.

    Шестидесятые и семидесятые годы принято считать периодом расцвета творческого дарования И.К. Айвазовского. В эти годы он создал ряд замечательных полотен: «Буря ночью» (1864г.), «Буря на Северном море» (1865г.). Эти картины относятся к наиболее поэтическим картинам И.К. Айвазовского.

    В 1867 году И.К. Айвазовский создает большой цикл картин, связанный с восстанием жителей острова Крит против турецкого ига.

    В 1868 году И.К. Айвазовский предпринял путешествие на Кавказ. В Армении он написал озеро Севан и Араратскую долину. Им создано несколько прекрасных картин, изображающих Кавказские горы со стороны восточного побережья Черного моря. В этот же период И.К. Айвазовский создаёт целый ряд портретов и картин на библейские и исторические сюжеты: в их числе «Крещение армянского народа» и «Клятва. Полководец Вардан» и большое полотно «Сошествие Ноя с Арарата».

    В 1869 году И.К. Айвазовский отправился в Египет для участия в церемонии открытия Суэцкого канала. В результате этого путешествия была написана панорама канала и создан ряд картин, отражающих природу, жизнь и быт Египта, с его пирамидами, сфинксами, караванами верблюдов.

    В 1873 году И.К. Айвазовский создал выдающуюся картину «Радуга». В сюжете этой картины - буря на море и корабль, гибнущий у скалистого берега. Изображая морскую бурю, Картина «Радуга» была новой, более высокой ступенью в творчестве И.К. Айвазовского.

    Свет как идея играет в творчестве И.К. Айвазовского значительную роль. Свет в его искусстве - символ жизни, надежды и веры, символ вечности. В творчестве И.К. Айвазовского семидесятых годов можно проследить появление ряда картин, изображающих открытое море в полуденный час, написанных в голубой красочной гамме.

    Художник был близок со многими передвижниками. И.К. Айвазовский устраивал выставки своих картин в Петербурге, Москве, во многих других больших городах России задолго до организации передвижных выставок. В 1879 году И.К. Айвазовский посещает Геную, где собирает материалы об открытии Америки Колумбом. В 1880 году художник открыл в Феодосии первую в России периферийную картинную галерею.

    В 1881 году Айвазовский создал картину «Черное море». Море изображено в пасмурный день; волны, возникая у горизонта, движутся на зрителя, создавая своим чередованием, величавый ритм и возвышенный строй картины.

    В последнее десятилетие он пишет ряд огромных картин, изображающих бурное море: «Обвал скалы» (1883г.), «Волна» (1889г.), «Буря на Азовском море» (1895г.), «От штиля к урагану» (1895г.) и другие. И.К. Айвазовский в своём творчестве был поглощен идеей создания синтетического образа морской стихии.

    В 1898 году художник пишет картину «Среди волн», которая стала вершиной его творчества. И.К. Айвазовский изобразил бушующую стихию - грозовое небо и бурное море, покрытое волнами и кипящими в столкновении одна с другой.

    В 1899 году он написал небольшую картину, прекрасную по ясности и свежести колорита, построенного на сочетании голубовато-зеленого цвета воды и розового в облаках – «Штиль у Крымских берегов».

    Ряд поздних работ художника посвящен А.С. Пушкину, с которым И.К. Айвазовский познакомился в 1836 году на выставке в Академии художеств «Пушкин у моря» (1887г.)

    Творческий путь И.К. Айвазовского охватывает огромный отрезок времени - шестьдесят лет. До последних дней жизни художник был полон новых замыслов. За свою творческую жизнь он создал шесть тысяч картин, исполнил много рисунков и акварелей. Заслуги его в искусстве были отмечены во всем мире.

    Умер Иван Констатинович Айвазовский 19 апреля 1900 года. Согласно воле И.К. Айвазовского его похоронили в Феодосии, во дворе церкви Сурб Саргис, где он был крещен и где венчался. Высеченная надгробная надпись гласит: «Родился смертным, оставил по себе бессмертную память».

    Основоположником лирического пейзажа в русской живописи по праву считается великий русский художник А.К. Саврасов
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   36


    написать администратору сайта