История науки и культуры. История искусства и культуры II часть. Учебник Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070902 графика квалификация художник анимации и компьютерной графики
Скачать 3.25 Mb.
|
Петр Иванович Щукин (1853-1912гг.) – купец, меценат, собиратель российских ценностей был одним из шести сыновей купца первой гильдии Ивана Васильевича Щукина. Традиционным бизнесом семейства Щукиных была торговля мануфактурой. Дед Петра еще оставался «сидельцем в амбаре» (то есть продавцом в лавке), когда его сын - Иван Васильевич занялся оптовой торговлей, проявив в этом немалую оборотистость и напористость. Очень скоро он сумел выбиться из среды мелких лавочников, вошел в десятку крупнейших оптовиков, основал собственную торговую фирму. Удачная женитьба на Екатерине Боткиной - дочери владельца известного торгового дома по продаже чая и сахара, еще более укрепила его позиции в торговом мире. Целых 24 года понадобилось отцу Петра Ивановича Щукина, Ивану Васильевичу Щукину (после вступления в 1832 году в права наследства своего отца) для восхождения к новому общественному положению, которое он уже прочно занял к моменту рождения первых сыновей. И одной из главных забот его стала задача дать детям (а всего их у Ивана Васильевича было десять - шесть сыновей и четыре дочери) хорошее образование. Не хуже, чем в дворянских семействах, на которые купечество старалось равняться, перенимая у них многие правила «хорошего тона Среди своих братьев Петр Иванович Щукин был, пожалуй, самой колоритной фигурой. Он не умел ограничить себя одной темой, скупая все подряд. С годами собирательство у него превратилось почти в манию. Непритязательный в быту, он был крайне скуп в тратах на себя. В доме было почти бедно. «Торгуясь из-за бутылки вина в ресторане, выдавая домашним треснутые чашки и кофейники без крышек, Петр Иванович ничего не жалел только для одного любимого детища - своего музея». Начал он собирать по-дилетантски, выискивая по лавкам сначала портреты известных личностей. Позднее скупал редкие издания, гравированные листы, персидские ковры, изделия японских, китайских и индийских мастеров. А вскоре переключился на русские древности, интерес к которым поглотил его целиком. Собрание разрасталось и уже не вмещалось в довольно просторном особняке. В 1892 году он начинает строить новое здание под будущий музей, а уже в 1895 году частный музей П.И.Щукина открыл свои двери для посетителей. В поисках редких вещей Пётр Щукин специально ездил в Ярославль, Суздаль, Ростов Великий. Петр Иванович продолжал закупки у антикваров и старьевщиков. Товар к нему привозили, чуть ли не со всей России целыми подводами. «В сказочном тереме на Малой Грузинской (ныне это здание занимает Биологический музей имени К.А. Тимирязева) хранились драгоценные памятники отечественной культуры: старинное оружие, ключи, часы, самовары, ордена, медали, ткани, древние рукописи, архивы знатнейших дворянских фамилий. Собрание очень быстро множилось, так что пришлось соединить с музеем жилой дом, также приспособив его для коллекций». К 1905 году у Петра Ивановича окончательно созрело решение - подарить весь созданный им музей городу. В апреле 1905 года коллекция, насчитывающая более 300 тысяч предметов, стала филиалом Исторического музея, получив наименование – «Отделение Императорского Российского Исторического музея имени императора Александра III - Музей П.И.Щукина». За этот поступок П.И. Щукин был награжден орденом Станислава 2-й степени и генеральским чином, дающим право именоваться «Ваше превосходительство». П.И.Щукин не скрывал удовольствия от такой оценки своего дара. «В Москве тихо посмеивались над чудачествами новоявленного генерала, поговаривали, что даже в баню он ездит в полной форме с орденами, а посетителей музея встречает в барашковой шапке с галунным крестом, не желая расставаться с ними и в саму жару…». После революции имя его, как и многих других, было предано забвению. Но зато главное детище мецената осталось в сохранности, и теперь мы имеем возможность по достоинству оценить труд всей жизни собирателя и мецената Петра Ивановича Щукина. Ныне сокровища из коллекции Петра Ивановича хранятся также в Оружейной палате Московского Кремля, Третьяковской галерее, Российской Государственной библиотеке. Благодаря таким страстным и последовательным «фанатам», как Петр Иванович Щукин, Сергей Иванович Щукин, Дмитрий Иванович Щукин, в обществе утверждались новые стандарты «хорошего тона». Не без их участия становились нормой такие понятия, как – «общественное благо», «милосердие», «общественная польза»… И может быть, именно в этом и заключается главная миссия этих лучших представителей элиты купеческого предпринимательства рубежа XIX-XX веков, своими трудами сотворивших миф о «золотом веке российской благотворительности и меценатства». Сергей Иванович Щукин (1854-1936гг.) - известный московский купец, меценат, коллекционер французской живописи, основатель общедоступной частной галереи. С.И. Щукин входил в состав Московского учетного банка, был совладельцем и директором текстильной фирмы «Эмиль Циндель» и Даниловской мануфактуры. Имел также звание советника коммерции и успешно руководил семейным предприятием Щукиных. О его сделках и деловых комбинациях ходили легенды. Расцвет коммерческой деятельности пришелся на время всероссийской стачки в 1905-ом году. Тогда С.И. Щукину удачно удалось скупить весь мануфактурный товар и завладеть монополией на рынке. Сергей Иванович одним из первых открыл в России творчество французских художников-импрессионистов. В его коллекции были произведения П. Гогена, В. Ван Гога, Э. Дега, А. Марке , А. Матисса, К. Моне (13 полотен), П. Пикассо (50 работ), К. Писсарро, П. Сезанна, П. Синьяка, А. Руссо. С 1895 г. С.И. Щукин стал собирать коллекцию картин, купив несколько пейзажей норвежского художника Ф.Таулова. С.И.Щукин увлекся новой западной живописью. Среди первых приобретений С.И. Щукина были картины Дж.Уистлера, Пюви де Шаванна, П.Синьяка, П.Сезанна. В 1896 году его родственник Ф.В. Боткин, постоянно живший во Франции, познакомил С.И. Щукина с творчеством импрессионистов. В 1897 г. он приобрел первую в России картину К.Моне «Сирень», затем еще 12 полотен этого мастера, в том числе «Полдень», «Вечер», «Стога», «Чайки» и знаменитый «Завтрак на траве». Купил также 16 картин П.Гогена («Автопортрет», «Сбор плодов», «Женщины на берегу моря» и другие). Считается, что полотно К.Моне «Скалы в Бель-Иль», купленное С.И. Щукиным в ноябре 1898-го года, является первой картиной К.Моне, появившейся в России. В 1905 г. С.И.Щукин на Парижской выставке впервые познакомился с работами А.Матисса, в 1906 г. побывал в его мастерской. К 1908 г. в собрании Щукина насчитывалось 80 картин. В этом же 1908 г. во время очередного пребывания С.И. Щукина в Париже Матисс познакомил его с молодым П.Пикассо, у которого С.И. Щукин приобрел две его картины. Следует отметить, что с 1908-1914гг. П.Пикассо существовал главным образом на средства С.И.Щукина, купившего у художника свыше 50-и его работ. Вместе с произведениями Матисса они составили главную ценность коллекции. С.И.Щукин познакомил москвичей также с картинами А.Руссо, (составляющих 76 работ в собрании С.И. Щукина). С 1909 г. каждое воскресенье особняк в Большом Знаменском переулке был открыт для посетителей: Щукин сам знакомил их с произведениями нового западного искусства. Известно, что любимым художником у С.И. Щукина был Анри Матисс. С ним Сергея Ивановича связывали дружеские отношения. В галерее насчитывалось 38 полотен этого художника, в том числе два огромных панно – «Танец» и «Музыка», которые в 1909-1910 гг. Анри Матисс выполнил по заказу С.И.Щукина для декоративного оформления лестницы московского особняка Щукина. Помимо этого, в 1910-е годы С. И. Щукин был избран почетным членом Общества художников «Бубновый валет». Наряду с другими художниками, литераторами, театральными деятелями и меценатами он также состоял членом Общества искусств. В 1911 году Матисс по приглашению С.И. Щукина гостил у него в Москве. В 1912 г. коллекцию пополнили полотна импрессионистов из собрания его брата – П.И. Щукина. К 1914 г. в коллекции уже находилось 256 произведений, в том числе М. де Вламинка, Гогена, В. ван Гога, Э.Дега, А.Дерена, А.Марке, К.Писарро, Сезанна, О.Родена, Руссо, Синьяка, А.Сислея, А. де Тулуз-Лотрека. К 1914 г. в коллекции С.И. Щукина насчитывалось 37 картин Матисса, не считая панно «Танец» и «Музыка». Предприниматель совершил поездку в Египет, откуда привез купленные в Каирском музее произведения африканской скульптуры, которые также вошли в состав его коллекции. В завещании, которое было составлено ещё в 1908 году, С.И. Щукин завещал всю свою коллекцию Российскому государству. Вскоре после революции он эмигрировал за границу. Тот факт, что развитие русского авангарда 1910–20-х годов взошло не на пустом месте, оспаривать трудно. Этому предшествовало знакомство и изучение новых направлений в искусстве западной живописи, также и через коллекцию картин С.И.Щукина, через российское художественное сообщество, состоящее из купцов-меценатов, скупавших новые картины французских экспериментаторов и активно пропагандировавших их идеи. Имена Ивана Морозова, Ильи Остроухова и других русских покровителей европейских художников по праву занимают почетное место в истории изобразительного искусства. Однако среди многих имён имя Сергея Ивановича Щукина стоит особняком. Что именно побудило застенчивого заику, потомственного старообрядца, человека уже немолодого и предельно далекого от любых радикалистских течений, увлечься живописью не просто новой, но ультрасовременной, сказать сложно. Следует отметить, что именно С.И. Щукину удалось собрать лучшую в России (да и не только в ней) коллекцию работ французских импрессионистов и постимпрессионистов, а также стать тем, кого Анри Матисс и Пабло Пикассо почтительно именовали своим «идеальным патроном». (После революции коллекция С.И. Щукина была национализирована и расчленена: сегодня картины из его собрания, разбросанные по разным залам, можно видеть в ГМИИ им. А.С. Пушкина и Эрмитаже.) Личность сложная и противоречивая, Сергей Иванович Щукин был дерзким новатором, который не побоялся эпатировать московскую публику, он распорядился закрасить «признаки пола» у одной из фигур знаменитой матиссовской «Музыки». Прагматичный и безжалостный к конкурентам коммерсант, он тратил на живопись целые состояния. Природный домосед, больше всего ценивший покой своего уютного особняка на Знаменке, С.И. Щукин объездил полмира, побывал в самых диких и экзотических его уголках. История его жизни читается как роман. С.И. Щукин обладал феноменом коллекционера, необыкновенным даром распознавать новые художественные явления, способностью безошибочно определять качество произведения, которое он приобретал для коллекции, не перестают поражать. Надо отметить, что коллекционерской страстью были заражены все братья Щукины. Все собранные работы, висевшие в особняке на Знаменке, были доступны в 1900-х годах для обозрения публики. Особняк С.И. Щукина за сорок лет до появления Музея Соломона Гуггенхайма и Центра Жоржа Помпиду стал единственным местом, где можно было воочию наблюдать за революционными преобразованиями, происходившими в искусстве. С.И. Щукин единственный из русских собирателей современного искусства, который не купил ни одной работы русского художника. Его заслуга была иной: само существование коллекции вдохновило целое поколение русских художников, дало шанс познакомиться с новым искусством, доступным лишь немногим из их зарубежных коллег-сверстников. Посещение щукинского особняка становилось импульсом для творчества рождающихся новых мастеров, набирающих силу русского авангарда – Казимира Севериновича Малевича (1878-1935гг.), Татлина Владимира Евграфовича (1885-1953гг), Ларионова Михаила Фёдоровича (1881-1964гг.). В 1918 году С.И. Щукин уехал в эмиграцию (скончался в 1936 году в Париже), а его галерея подверглась национализации, причем под номером первым, и претерпела много трансформаций. Первоначально коллекция оставалась в особняке коммерсанта на Знаменке, где был открыт Первый Музей новой западной живописи. Затем он был слит с бывшим собранием купца Ивана Морозова и перевезен в Государственный музей нового западного искусства. Далее в 1946 году по указанию И.В.Сталина ГМНЗИ был расформирован, первоклассную коллекцию поделили между Эрмитажем и Пушкинским музеем, объявив её «формалистической», почти на 30 лет спрятали в запасники. Необходимо особо подчеркнуть, что купеческая семья Щукиных внесла в российскую культуру несколько ценных коллекций, ставших бесценным даром для отечественных музеев. П.И. Щукин в 1905 году передал в дар Историческому музею уникальную коллекцию древнерусского искусства, изделия народных промыслов, рукописей и книг, всего 15 тысяч предметов. Благодаря стараниям С.И. Щукина в нашей стране существует прекрасное собрание работ импрессионистов и постимпрессионистов. К 1914 г коллекция Сергия Ивановича насчитывала 221 картину, в том числе 50 работ Пикассо, 38 – Анри Матисса, 13 – Клода Оскара Моне, а также произведения Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена и других европейских в основном французских художников. Дмитрий Иванович Щукин также был заядлым коллекционером, собравшим за свою жизнь более 600 полотен западноевропейских художников XVI-XVIII веков, которые находятся в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Многочисленные гравюры, скульптуры и картины из собрания Д. И. Щукина сегодня находятся в разных российских музеях. Кроме С.И. Щукина новейшую французскую живопись в России собирали ещё два человека – братья Михаил и Иван Морозовы. Морозов Михаил Абрамович (1870-1903гг.), предприниматель, коллекционер, меценат. Родился в купеческой семье. Потомственный почётный гражданин. Брал уроки живописи у К.А. Коровина и Е.М. Хруслова. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1893г.), недолго преподавал в университете. С 1895 года директор правления Товарищества Тверской мануфактуры бумажных изделий, однако коммерческими делами занимался мало, передоверив их брату Ивану и матери — В.А. Морозовой. Избирался гласным Московской городской думы, почётным мировым судьёй, председателем Московского купеческого собрания (1897г.). Числился на службе в Ведомстве учреждений императрицы Марии. Принимал участие в деятельности и финансировании Московского общества любителей художеств, Общества литераторов и учёных, Общества ревнителей просвещения, Русского музыкального общества, Филармонического общества. Был старостой Успенского собора Московского Кремля, собирал материалы по его истории, частично финансировал реставрационные работы. Жертвовал средства на поддержку Московской консерватории (был её казначеем). Также жертвовал средства на обеспечение Строгановского художественно-промышленного училища, на создание в Москве на Девичьем поле Института имени Морозовых (для лечения страдающих опухолями) при Императорском Московском университете, на содержание приютов и больниц Ведомства учреждений императрицы Марии. Взял на себя расходы по созданию зала, посвящённого искусству Греции, в строившемся здании Музея изящных искусств императора Александра III. Страстный любитель драматического театра и балета, М.А.Морозов пишет свои отзывы на театральные постановки и публикует их в газетах. В 1890-х годах Михаил Абрамович Морозов увлёкся коллекционированием. Первоначально приобретал полотна русских художников А.М. Васнецова и В.М. Васнецова, С.А. Виноградова, М.А. Врубеля, К.А. Коровина, И.И. Левитана, В.Г. Перова, В.А. Серова (портреты самого Морозова и его сына М.М. Морозова), К.А. Сомова. В его коллекции имелось также значительное собрание икон. Наиболее яркой частью коллекции М.А. Морозова является французская живопись, представленная работами Эдгара Дега, Мориса Дени, Жан-Батиста Камиля Коро, Эдуарда Мане, Клода Моне, Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Анри Тулуз-Лотрека, а также многих других французских художников. Первым из российских коллекционеров М.А.Морозов оценил творчество Поля Гогена, Винсента Ван Гога, Пьера Боннара, познакомил с их работами московских любителей живописи, привлёк к ним внимание других коллекционеров — своего брата И.А. Морозова и С.И. Щукина. В самом начале 1900-х годов его коллекция включала 83 произведения русской и западноевропейской живописи, 10 скульптур, свыше 60 икон. В собрании М.А.Морозова была египетская мумия в деревянном, раскрашенном саркофаге (приобретена в Каире в 1894г.), которую в 1896 году М.А.Морозов передал в дар Румянцевскому музею. В 1891году М.А.Морозов приобретает особняк (построен в 1877 году для чаеторговца К.С. Попова) на углу Смоленского бульвара и Глазовского переулка (ныне Смоленский бульвар, 26/9). В этом особняке были устроены египетская, помпейская, мавританская, ампирная, русская комнаты. Для картинной галереи М.А.Морозов приспособил помещение бывшего зимнего сада. У М.А.Морозова и его жены М.К. Морозовой собирались многие представители творческой интеллигенции Москвы. Кроме художников бывали артист М.П. Садовский, театральные критики Н.Е. Эфрос, А.К. Соболев, коллекционер А.В. Морозов, граф Л.Н. Игнатьев, князь В.М. Урусов и многие знаменитые и известные люди. Купеческая натура не всегда помогала Михаилу Абрамовичу в его увлечении. Однажды он купил в Париже четыре отличные работы Поля Гогена всего за две тысячи франков. Спустя некоторое время М.А. Морозову предложили продать их обратно за 30 тысяч франков. Михаил Абрамович не устоял от соблазна и согласился. Однако на следующее утро он увидел эти картины, выставленные для продажи за 50 тысяч франков, тут же купил их снова. Михаил Абрамович Морозов скончался 1903 году в Москве и был похоронен на кладбище Покровского монастыря в склепе, сооружённом по проекту В.М. Васнецова. В 1910 году жена коллекционера-мецената М.К. Морозова передала 60 картин в Третьяковскую галерею. Эти картины вместе с уже выставленным для общественного осмотра собранием С.М. Третьякова представили основные течения западноевропейской живописи XIX века. После 1917 картины западноевропейских художников из собрания М.А.Морозова были переданы в ГМИИ имени А.С. Пушкина и Эрмитаж. После смерти М.А. Морозова эстафету коллекционирования подхватил его младший брат Иван Абрамович Морозов. |