Главная страница
Навигация по странице:

  • Хрущёв Никита Сергеевич (1894-1970 гг.)

  • §2. Культурная политика в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы

  • §3. Образование в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы

  • §4. Наука в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы

  • как эра покорения космоса.

  • В 1965 году космонавт А.А.Леонов впервые осуществил выход в открытый космос.

  • §5. Литература в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы

  • §6. Архитектура в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы

  • §7. Живопись в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы

  • §8. Скульптура в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы

  • §9. Театр в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы

  • §10. Кинематограф в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы

  • §11. Мультфильмы в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы

  • История науки и культуры. История искусства и культуры II часть. Учебник Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070902 графика квалификация художник анимации и компьютерной графики


    Скачать 3.25 Mb.
    НазваниеУчебник Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070902 графика квалификация художник анимации и компьютерной графики
    АнкорИстория науки и культуры
    Дата15.12.2022
    Размер3.25 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИстория искусства и культуры II часть.doc
    ТипУчебник
    #847633
    страница31 из 36
    1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   36
    Глава 12. СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА В ЭПОХУ «ОТТЕПЕЛИ» (1953-1964 гг.)
    §1. Первый секретарь ЦК КПСС этого периода
    Хрущёв Никита Сергеевич (1894-1970 гг.) - советский государственный и партийный деятель, член КПСС с 1918 года. Участник гражданской и Великой Отечественной войн. С сентября 1953 года - Первый секретарь ЦК КПСС, одновременно с 1958 по 1964 г.г. - Председатель Совета Министров СССР. С деятельностью Н. С. Хрущёва связано развенчание культа личности Сталина и период оттепели в СССР. В 1964 году Н.С. Хрущёв был освобождён от всех постов и находился на пенсии.
    §2. Культурная политика в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
    Период 1953-1964 гг. в отечественной истории тесно связан с именем Н.С. Хрущева. Проводившиеся в эти годы преобразования охватывали сферы не только политики и экономики, но и культуры, науки, образования и другие области духовной жизни общества. Значение этой эпохи, особенно в области культурного развития страны, выходит далеко за рамки реформаторской деятельности. Наиболее емким и образным определением этого периода стало название небольшого романа И.Эренбурга «Оттепель», вышедшего в свет в 1954 году. Советский Союз становился все более открытым для мира, учащаются международные культурные контакты. В 1957 г. в Москве был проведен Международный фестиваль молодежи и студентов. Самым значительным событием, радикально повлиявшим на общественное сознание, стало изменение в идеологии, вызванное критикой сталинизма. В годы «оттепели» сформировалось целое поколение советской интеллигенции, воспитанное в духе критики «деформаций социализма», неразрывно связанных с именем И.В. Сталина. Позднее представителей этой части либеральной интеллигенции назвали «шестидесятниками».

    Важное влияние произвело на самосознание советского народа осуждение на XX съезде КПСС культа личности И.В. Сталина. Теперь человек времен «оттепели» стал иначе, более критически относиться к прошлому и настоящему. Прежде всего это проявилось по отношению к лидерам. Если большинство трудящихся связывали все успехи с именем И.В. Сталина и искренне плакали, узнав о его смерти, то к Н.С. Хрущеву отношение было уже иное. По мере того, как накапливались трудности, управленческие круги одновременно возвеличивали роль Н.С. Хрущева, что приводило к падению его авторитета в глазах народа.

    Необходимо отметить, что в эти годы были достигнуты caмые высокие темпы и результаты развития. Огромными были успехи в развитии науки и техники. В середине 50-х годов произошел резкий поворот в социальной политике СССР. Восстановление разрушенного войной хозяйства и дальнейшая индустриализация создали условия для повышения жизненного уровня народа. С 1956 года по 1965 год было проведено поэтапное повышение заработной платы. В 1956 году была сокращена до 42 часов рабочая неделя. В том же году был принят закон о пенсиях, бывший по тем временам лучшим в мире (самый низкий пенсионный возраст, максимальная пенсия 120 рублей при средней зарплате 75 рублей в месяц).

    Существенные изменения произошли в жизни крестьян. Были снижены нормы, а в 1958 году отменены обязательные поставки продукции с приусадебных участков крестьян, сокращен денежный налог, введены твердые суммы налогообложения. Крестьяне получили паспорта. В 1964 году было введено пенсионное обеспечение колхозников. В конце 50-х годов была отменена плата за обучение в высших и средних специальных учебных заведениях и старших классах средних школ, которая была введена после Отечественной войны. В целом в этот период проводился курс на выравнивание жизненного уровня всех категорий населения за счет повышения минимальной заработной платы, за счет расширения сферы услуг, предоставляемых населению бесплатно, за счет общественных фондов потребления (образование, здравоохранение, дешевое жилье, детские учреждения, общественное питание).
    §3. Образование в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
    В сисеме школьного образования в середине 1950-х годов главным направлением стало «укрепление связи школы с жизнью». Уже в 1955\56 учебном году в средней школе были введены новые учебные планы, ориентированные на получение политехнического образования, которое позволило бы выпускникам средней школы найти своё место в промышленности или сельскохозяйственном производстве. Начало школьной реформы положил закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», принятый в декабре 1958 года. Законом вводилось всеобщее обязательное 8-летнее образование (вместо 7-летнего). Срок обучения в полной средней школе увеличивался с 10 до 11 лет, при этом школьники старших классов дневных школ должны были совмещать учебу с работой на предприятии или на селе. Аттестат зрелости школьники получали одновременно со свидетельством о приобретенной производственной специальности. Согласно реформе 1958 года вместо многочисленных ремесленных и фабрично-заводских школ и училищ создавалась единая сеть ПТУ (профессионально-технических училищ) с унифицированными учебными программами и сроком обучения от 1 до 3 лет. Однако лозунг связи школы с жизнью на практике слабо реализовывался, поскольку лишь небольшой процент выпускников шли работать по специальности, полученной в школе. В то же время значительно сниженным оказался уровень общеобразовательной подготовки.

    В условиях вступления Советского Союза в эпоху научно-технической революции значительно увеличилась потребность в специалистах с высшим и средним специальным образованием. При этом большое значение придавалось государством расширению вечернего и заочного обучения в вузах и техникумах. Так, в соответствии с новыми правилами приема в вузы, введенными в 1957 году, были предусмотрены льготы при поступлении для молодежи, имевшей производственный стаж не менее двух лет, а также для военнослужащих, демобилизованных с действительной военной службы. Эти меры позволили резко увеличить приток в вузы рабочей и сельской молодежи.

    В 1958/59 учебном году советские вузы выпустили почти в 3 раза больше инженеров, чем в США. Уровень образования населения, занятого в сфере производства, резко возрос и составил в 1959 году 39% рабочих и 21% колхозников с высшим и средним специальным образованием.
    §4. Наука в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
    Научно-технический прогресс оказал значительное влияние на развитие советской науки. Особое внимание в области научных исследований в этот период уделялось теоретической физике. Достижения советских ученых-физиков получили широкое признание во всём мире. Крупнейшим советским физикам в эти годы были присуждены Нобелевские премии: П.А. Черенкову, И.Е. Тамму, И.М. Франку – за открытие и объяснение эффекта люминесцентного излучения Вавилова – Черенкова (1958год); Л.Д. Ландау за разработку теории жидкого геля (1962 год); Н.Г. Басову и А.М. Прохорову – за исследования в области квантовой электроники (создание лазера и мазера) (1964 год). Следует особо отметить, что с 1957 года были восстановлены Ленинские премии, присуждавшиеся ученым за выдающиеся достижения в области науки и техники.

    В 1957 году в СССР впервые был запущен самый мощный ускоритель элементарных частиц синхрофазотрон. Это практическое открытие позволило развивать новое направление науки – физику высоких и сверхвысоких энергий, что, в свою очередь, привело к созданию и развитию совершенно новых отраслей народного хозяйства – атомной промышленности и энергетики. В СССР в 1954 году впервые в мире была построена и запущена атомная электростанция в подмосковном научном городе Обнинске. Вслед за этой атомной электростанцией началось строительство более крупных: Воронежской, Белоярской и Сибирской АЭС. 1957 год ознаменовался спуском на воду первого в мире атомохода – ледохода «Ленин».

    Значительными открытиями были отмечены работы советских ученых в области автоматики и телемеханики, квантовой электроники, вычислительной техники и кибернетики, радиоэлектроники, физики полупроводников.

    На рубеже 1950 – 1960-х годов методы математического моделирования, разработанные В.С. Кулебякиным, Н.М. Крыловым, Н.Н. Боголюбовым, стали проникать в биологию, языкознание и даже историческую науку.

    Нобелевской премией в 1956 году были отмечены труды академика Н.Н. Семенова в области теории цепных реакций. Достижения в области теоретической химии позволили создать новые сверхпрочные материалы – полимеры.

    Наряду с физикой, химией и математикой развивалась также биология. Однако личная поддержка Н.С. Хрущевым академика Т.Д. Лысенко сдерживала развитие в СССР молекулярной биологии, генетики и генной инженерии.

    Эпоха «оттепели» вошла в историю мирового технического прогресса как эра покорения космоса. Благодаря крупнейшим достижениям в области ракетно-космической техники СССР стал на многие годы признанным лидером в исследовании околоземного пространства. В СССР 4 сентября 1957 года на основе созданных советскими учеными конструкторами под руководством С.П. Королёва баллистических многоступенчатых ракет был произведён запуск первого в мире искусственного спутника Земли. Прошло всего несколько лет, и 12 апреля 1961 года впервые в истории человечества на космическом корабле «Восток» летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил пилотируемый полёт по околоземной орбите, который продолжался 108 минут (1 час 48 минут). Вслед за полётом Ю.А. Гагарина за период с 1961 по 1963 год по программе «Восток» на кораблях этой серии было совершено еще шесть полётов. В 1965 году космонавт А.А.Леонов впервые осуществил выход в открытый космос.

    Помимо космической техники в СССР значительные успехи были достигнуты в области авиастроения. В 1956 году в небо поднялся первый турбореактивный пассажирский лайнер Ту-104, созданный в ОКБ под руководством А.Н. Туполева. В 1957 году коллективом инженеров и конструкторов во главе с С.В. Ильюшиным был создан четырёхмоторный турбовинтовой пассажирский самолёт Ил-18, ставший одним из наиболее надёжных самолётов отечественной гражданской авиации.

    Развитие космической и авиационной техники в СССР стало основой для расширения исследований астрономов и астрофизиков. С помощью искусственных спутников Земли советским ученым удалось исследовать внешний радиационный пояс и магнитное поле нашей планеты, осуществить фотографирование обратной стороны Луны, открыть новые астрофизические объекты.

    В период с середины 1950-х до начала 1960-х годов было опубликовано большое количество документальных сборников и мемуарной литературы, раскрывающих проблемы истории советского общества, ранее совершенно закрытые для исследователей. Наметились определённые позитивные изменения как в фундаментальных, так и в прикладных отраслях общественных наук. Отрадным явлением стало создание новых научных журналов: «Мировая экономика и международные отношения, «Вопросы истории КПСС», «История СССР», «Новая и новейшая история», «Вопросы языкознания».

    На страницах научной периодики в этот период разворачиваются дискуссии по актуальным проблемам теории и методологии советского обществоведения, идёт поиск новых подходов к решению базисных научных задач (например, обсуждение вопросов периодизации отечественной истории). В это время из небытия возвращаются имена незаконно репрессированных в годы сталинщины деятелей советского государства, партийных руководителей и военачальников Однако следует отметить, что внутренние противоречия, присущие периоду «оттепели» в сфере идеологии, не позволили советским обществоведам преодолеть концептуальный консерватизм и критически переосмыслить опыт социалистического строительства в СССР, выявить объективные причины зарождения и развития авторитаризма в нашей стране, поскольку некоторые попытки анализа всей системы социализма встречали решительный отпор.
    §5. Литература в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы

    В период «оттепели» существенным, хотя и временным было ослабление тоталитарного контроля государства, когда общая демократизация способов управления культурой значительно оживила творческий процесс. На происходящие процессы и на изменение ситуации в стране более всего отреагировала литература. Важнейшее значение для дальнейшего развития литературного творчества имела реабилитация некоторых репрессированных при Сталине деятелей культуры. Появились новые литературные произведения, ставившие острые проблемы: «Не хлебом единым» М. Дудинцева, «Районные будни» В. Овечкина. Большой резонанс у читателей вызвала поэма А. Твардовского «За далью даль», в которой впервые было сказано о культе личности И. Сталина.

    Советский читатель заново открыл для себя многих авторов, имена которых замалчивались в 1930–1940-х годах, а теперь заново вошли в литературу: С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова. В мире литературы и искусства был реабилитирован ряд имен: Ю. Тынянов, М. Булгаков, И. Бабель.

    Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. Поэзия вошла в моду – стихи читали в концертных залах, на стадионах. Вошло в практику собираться по субботам на площади Маяковского, вокруг памятника поэту, где выступали молодые поэты, писатели, философы. В это время появляется целая плеяда замечательных молодых авторов, чье творчество составило эпоху в русской культуре: поэты-«шестидесятники» Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский, Б. А. Ахмадулина, Р. И. Рождественский. Огромную аудиторию собирали поэтические вечера, происходившие в аудитории Политехнического музея. Широкую популярность обрел жанр авторской песни, в которой автором текста, музыки и исполнителем являлся, как правило, один человек. Официальная культура относилась к самодеятельной песне настороженно, издание пластинки или выступление по радио или на телевидении было редкостью. Широкую доступность произведения бардов достигли благодаря магнитофонным записям, которые тысячами расходились по стране. Настоящими властителями дум молодежи 60–70-х годов стали Б. Ш. Окуждава, А. Галич, В. С. Высоцкий.

    В прозе однообразная парадность сталинского соцреализма сменилась обилием новых тем и стремлением изображать жизнь во всей присущей ей полноте и сложности. Особым духом творческих исканий проникнута литература писателей-«шестидесятников»: Д. А. Гранина (Германа) («Иду на грозу» 1962 год), Ю. Н. Нагибина («Далекое и близкое» 1965 год), Ю. П. Германа («Дорогой мой человек» 1961 год), В. П. Аксенова («Звездный билет» 1961 год). Много интересного было создано в жанре фантастической литературы. Философской глубиной, необычайно широким культурным диапазоном отличаются произведения писателя и ученого И. А. Ефремова («Туманность Андромеды» 1957 год, «Лезвие бритвы» 1963 год) и братьев А. Н. и Б. Н. Стругацких («Понедельник начинается в субботу» 1965 год, «Трудно быть богом» 1966 год, «Пикник на обочине» 1972 год).

    В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, героически возвышенные образы сменяются изображением тяжести военных будней. Писателей интересует обыкновенный человек в условиях фронта: на смену несгибаемому Мересьеву приходит герой, которому знаком и страх, и боль, и душевное смятение. Новую правду о войне раскрыли в своих произведениях Ю. В. Бондарев (роман «Батальоны просят огня» 1957 год), К. М. Симонов (роман-трилогия «Живые и мертвые» 1959 – 1971 годы).

    Важную роль в литературной жизни 60-х годов играли литературные (толстые) журналы. В 1955 г. вышел первый номер журнала «Юность». Среди журналов выделяется «Новый мир», который с приходом туда в качестве главного редактора А. Т. Твардовского обрел особую популярность среди читателей. Именно в «Новом мире» в 1962 году с личного разрешения Н. С. Хрущева была опубликована повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», где литература впервые коснулась темы сталинского ГУЛАГа.

    Однако до полной свободы творчества в годы «оттепели» было далеко. Факты сталинских методов обращения с деятелями культуры случались периодически. В критике по-прежнему время от времени слышались обвинения в «формализме», «чуждости» в адрес многих известных писателей: А. А. Вознесенского, Д. А. Гранина, В. Д. Дудинцева. Жестокой травле подвергся Борис Леонидович Пастернак. В 1955 году Б.Л. Пастернак закончил главный труд своей жизни – роман «Доктор Живаго», над которым писатель работал в течение 10 лет. Сюжетную канву романа составила жизнь главного героя – Юрия Живаго, показанная на фоне событий российской истории за более чем сорокапятилетний срок. Журналы отказались принять рукопись, но затем в дальнейшем роман был опубликован. В 1958 году Б.Л. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе. Советские власти немедленно потребовали, чтобы Л. Б. Пастернак отказался от нее. В прессе развернулась очередная «проработочная кампания». Б.Л. Пастернака обвиняли в антинародности, презрении к «простому человеку». В довершение всего он был исключен из Союза писателей СССР. В сложившейся обстановке Б. Л. Пастернаку не оставалось ничего, кроме как отказаться от награды. Конфликт губительным образом сказался на здоровье писателя: 30 мая 1960 года Бориса Леонидовича Пастернака не стало.

    Следует отметить, что в 50-е годы в СССР возник «самиздат» – так назывались машинописные журналы (например, журнал «Синтаксис»), в которых свои произведения печатали молодые писатели и поэты, не имевшие надежды на публикацию в официальных изданиях. Основателем «Синтаксиса» был молодой поэт А. Гинзбург. В журнале печатались произведения Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы, Е. Гинзбург, В. Шаламова. За «антисоветскую агитацию» А. Гинзбург был приговорен к двум годам лагерей. Появление «самиздата» стало одним из проявлений зарождавшегося в кругах интеллигенции оппозиционного советскому государству - движения диссидентов.
    §6. Архитектура в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
    Для перемен в области архитектурного искусства известную роль сыграло Постановление Совета министров СССР о строительстве и архитектуре 1955 года, поднявшее проблему массового строительства жилого фонда. Развитие архитектуры в СССР мало зависело от общемировых процессов, развивалось самостоятельно, исходя из внутренних причин и ресурсов. Проблема массовой застройки была для советских архитекторов основной. В этот период резко возросла обеспеченность населения больницами, школами, дошкольными детскими учреждениями.

    За семилетку было построено жилья столько, сколько за все предшествующие годы Советской власти. В 60-е годы по числу строящихся квартир на 1 тысячу жителей СССР занимал первое место в мире, причем, в отличие от прошлых лет, строилось благоустроенное жилье с водопроводом, канализацией, ванной. Интенсивно шла газификация жилого фонда. Все это позволило в начале 70-х годов перейти от покомнатного к поквартирному принципу расселения семей. Конечно, преобладающим типом квартиры были так называемые «хрущевки» – с низкими потолками, совмещенными «удобствами», в панельных домах, но по сравнению с предыдущим барачно-коммунальным периодом - это был колоссальный шаг вперед.
    §7. Живопись в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
    Процессы обновления затронули и изобразительное искусство. По-новому трактуется художниками реализм. В искусстве 1960 годов под влиянием новых веяний оттепели появляется интерес к изображению неофициальной, подлинной жизни народа. Новое направление получило наименование «сурового стиля». Характерными чертами этого направления были – упрощенность силуэта, экспрессивность, а основными темами – суровая окопная правда войны, напряженный труд. Облик участников войны передается в военных циклах Евсея Моисеенко «Матери, сестры», «Прощание» и Гелия Коржева «Опаленные огнем войны». Героизация народных характеров, укрупненные размеры картин, получившие название «станковая монументальность», отличают творчество Андрея Васнецова, Виктора Иванова, Таира Салахова. В 1957 году в манеже открылся Центральный выставочный зал, в котором преобладала живопись. В 1962 году Н. С. Хрущев посетил выставку московских художников в Манеже. Авангардная живопись и скульптура вызвали у первого секретаря ЦК резко отрицательную реакцию. В результате художники были лишены права продолжать работу и выставляться. Многие вынуждены были покинуть страну (например, скульптор Э. И. Неизвестный). В этот период происходит растабуирование имен Петрова-Водкина. Лентулова, Кончаловского, Кузнецова, Татлина, Родченко, Малевича. На стиль художественного творчества этого периода ощущается воздействие таких мастеров, как Роберт Фальк, Анатолий Каплан, Варвара Бубнова.

    Художники Лев Кропивницкий и Олег Целков являются представителями отечественного экспрессионизма. В творчестве Ильи Кабакова, представителя отечественного концептуализма, сильно ироническое начало. Раскрыты реалии советской жизни. В композицию картины художник включает диалоги («Вопросы и Ответы», 1962 год). К предмету, изображенному на холсте, они могут не иметь никакого отношения.

    Среди мастеров, дистанциирующих себя от власти, были такие самобытные художники, как Анатолий Зверев и Владимир Яковлев.

    В годы «оттепели» происходит становление так называемого «сурового стиля» в советской живописи. В полотнах Д. Д. Жилинского («Молодые скульпторы» 1964 год), В. Е. Попкова («Строители Братской ГЭС» 1961 год), Г. М. Коржева (триптих «Коммунисты» 1960 год) реальность предстает без лакировки, нарочитой праздничности и парадности. Однако далеко не все новаторские течения нашли поддержку у руководства страны.

    §8. Скульптура в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
    Скульпторы этого времени работают над созданием мемориальных комплексов, посвященных Великой Отечественной войне. В 1960-е годы были возведены памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (1963–1967 гг., скульптор Е. В. Вучетич), мемориал на Пискаревском кладбище в Петербурге (1960 г., скульпторы В. Исаева, Р. Таурит). В искусстве скульптуры этого периода наблюдается взлет жанра героического портрета, насыщенного пафосом победы советского народа в Великой Отечественной войне, затем постепенный переход к уровню официальной парадности. Примером парадного стиля может служить такое произведение, как портрет президента Всемирного Совета Мира Сайфутдина Китчлу Е. Вучетича (мрамор, 1956 год). Характер официальной парадности несли в себе скульптурные портреты, экспонированные на Всесоюзной художественной выставке 1957 года. В то же время к концу пятидесятых годов были созданы портреты, продолжающие лучшие традиции как старого русского скульптурного портрета, так и советской классики. К ним относятся портреты народной артистки СССР Т. Макаровой (мрамор, 1956 год), академика П. Капицы (бронза, 1957год) Н. Никогосяна, художника Е. Кибрика (гранит, 1957год) Д. Шварца, Анри Барбюса (бронза, 1957год) Н. Лавинского, «Портрет пастуха В. Самойлова» (бронза, 1957год) Б. Каплянского, «Летчика, Героя Советского Союза В. Талалихина (мрамор, 1957год) Г. Кепинова. Внутренне наполнен, лиричен образ девушки в портрете А. Пологовой «Даша» (известняк, 1957год). Портрет этот предвосхищает тенденции последующего десятилетия. Во второй половине пятидесятых годов в скульптурном портрете наметились сдвиги к более углубленной социальной и психологической характеристике.

    С группой художников «Сретенского бульвара» - так повелось называть сообщество очень разноплановых художников-модернистов, был связан в 1960-е годы скульптор Эрнст Неизвестный. В состав «Сретенцев» принято включать Илью Кабакова, Юло Соостера, Эрика Булатова, Олега Васильева, Владимира Янкилевского, душой этой группы в 1960-х годах был талантливый организатор, теоретик искусства и сам немного художник Юрий Соболев-Нолев. В этот период Эрнст Неизвестный был знаком также с творчеством группы «Лианозовцев», куда входили: Кропивницкие, Оскар Рабин, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин. Эрнст Неизвестный после Института имени Сурикова работал в качестве помощника скульптора у Вучетича, Томского, Кербеля. Еще в начале 1950 годов Эрнст Неизвестный создал серии скульптур «Война – это я», в которых показал, как человека раздробила машинерия войны. В 1956 году скульптор начал работу над главным и самым честолюбивым своим замыслом – «Древом жизни». Под ветвями гигантского «растения» из бронзы и гранита собраны портреты сотен самых важных исторических личностей (от Адама, Евы и Будды до Юрия Гагарина). Ствол и крона, оплетенные лентами Мебиуса, создают мистические и религиозные символы, причем, не, только основных религий, но и верований самых незначительных островных племен. Скульптура была установлена в октябре 2004 года в Москве в атриуме торгово-пешеходного моста «Багратион». В этот период параллельно Эрнст Неизвестный работает над графическими и скульптурными, а также живописными циклами: «Гигантомахия» и «Битвы гигантов». В 1962 году Эрнст Неизвестный, Юло Соостер и Владимир Янкилевский были участниками знаменитой «манежной» выставки, на которой у них произошла идеологическая стычка с Н.С. Хрущевым. После своего столкновения с Никитой Хрущевым на легендарной выставке «30 лет МОСХ» в московском Манеже скульптор стал самой скандальной и заметной фигурой в художественной жизни страны. Однако по иронии судьбы именно Эрнст Неизвестный стал автором надгробного памятника Н.С.Хрущеву на Новодевичьем кладбище.
    §9. Театр в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
    Развивается театр. Создаются новые театральные коллективы. Среди возникших в период «оттепели» новых театров следует отметить основанный в 1957 году «Современник» (главный режиссер О. Н. Ефремов) и Театр драмы и комедии на Таганке (1964 год, главный режиссер Ю. П. Любимов, с 1964 года и до конца своих дней актером Театра на Таганке был В. С. Высоцкий). Следует отметить, что активизировалась деятельность театральных режиссеров: в Ленинградском театре комедии А. Лобанова, в московском театре им. Ермоловой О. Ефремов организовал студию молодых актеров, ставшую впоследствии театром «Современник».
    §10. Кинематограф в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
    После XX съезда начался подъем в кинематографическом искусстве. Был создан ряд выдающихся фильмов, вошедших в сокровищницу мирового киноискусства: «Летят журавли» (1957 год) - режиссер Михаил Калатозов, «Тихий Дон» (1958 год) - режиссер Сергей Герасимов, «Сорок первый» (1956 год) - режиссер Григорий Чухрай. В этот период вышли фильмы, оставившие яркий след в отечественной кинематографии: «Высота» режиссера Зархи, «Девчата» режиссера Юрия Чулюкина, «Весна на Заречной улице» (режиссер Феликс Миронер и режиссер Марлен Хуциев), «Дорогой мой человек» режиссера Иосифа Хейфица.

    В кино по-прежнему значительное место занимает военная тема. Она нашла выражение в творчестве многих режиссеров: М. К. Калатозов (по пьесе В. С. Розова «Летят журавли» 1957 г.), Г. Н. Чухрай «Баллада о солдате» 1959 г. Снимаются фильмы, посвященные проблемам молодежи (М. М. Хуциев «Застава Ильича» 1965 г.), а также легкие романтичные ленты вроде «Я шагаю по Москве» (режиссер Г. Н. Данелия 1964 г.).
    §11. Мультфильмы в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
    В этот период снято множество полнометражных мультфильмов (практически все являются экранизациями), один из самых известных - «Снежная королева» (1957год) Николая Федотова. Перед 1960-ми годами в советской мультипликации произошёл стилевой перелом. Реалистичные фоны и персонажи стали появляться значительно реже, уступив место карикатуре. При создании фильмов этого периода производились эксперименты с различными техниками: «История одного преступления» (1962год) Бориса Степанцева. Вызывает интерес анимационное творчество Фёдора Хитрука, его фильмы выполнены, как правило, в экстремально плоском стиле: дома строятся подобно пентамино или тетрису (игры-головоломки).

    В этот период набирает силу объёмная мультипликация - объединение кукольных фильмов при Союзмультфильме, которое было образовано ещё в 1953 году.
    1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   36


    написать администратору сайта