История науки и культуры. История искусства и культуры II часть. Учебник Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070902 графика квалификация художник анимации и компьютерной графики
Скачать 3.25 Mb.
|
§3. Духовная жизнь, искусство и культура советского народа в конце 1920-х - 1930-е годы до 1941 года Общественно-политические тенденции. В условиях форсированной индустриализации и коллективизации со второй половины 1920-х годов советское государство рассматривало культуру и искусство как инструмент в классовой борьбе пролетариата за скорейшее построение социалистического общества. Активизируется насаждение коммунистической идеологии и нравственности, ведётся пропаганда «истин» научного социализма. Ликвидация массовой неграмотности и введение обязательного начального, а затем и среднего образования были выдвинуты в качестве главных задач культурной революции. В этот период усиливаются административные рычаги управления культурой и искусством в стране. На место руководителя Наркомпроса, представителя старой большевитской гвардии А.В. Луначарского в 1929 году был назначен секретарь ЦК партии А.С. Бубнов. С начала 1930-х годов создаются многочисленные органы отраслевого управления искусством культурой: Союзкино, Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию (1933г.), Всесоюзные комитеты по делам высшей школы и по делам искусств (1936г.). Для тридцатых годов характерно оформление механизмов бюррократического директивного управления образованием, наукой, искусством и культурой в СССР, внедрение жёсткого контроля над всем происходящим аппарата ЦК ВКП(б). Усиливается борьба с буржуазной идеологией и антисоветскими взглядами, под которыми подразумевались любые отклонения от «генеральной линии», в том числе религиозные, национальные и другие воззрения. Официальная пропаганда при помощи средств массовой информации – газет, журналов, радио – создавала образ светлого будущего. Любые сомнения или колебания в верности избранного партией пути воспринимались как политическая несознательность или идейная неустойчивость, а тяжелейшие испытания, выпавшие на долю советских людей, живущих в 20 - 30-х годах, представлялись как временные трудности, неизбежные в данных условиях. В художественном творчестве активно поддерживались созданные на основе метода социалистического реализма произведения, изображавшие советскую действительность в возвышенных праздничных тонах. Наряду с этим создавалась атмосфера подозрительности и выявления врагов, нетерпимости к проявлениям инакомыслия, насаждалось и поощрялось доносительство. С середины двадцатых годов в СССР была развёрнута антирелигиозная пропаганда. Под руководством Ем. Ярославского (М.Губельмана) массовая добровольная организация «Союз воинствующих безбожников» (1925-1947гг.) развернула неистовую кампанию против церкви и священнослужителей. В крупнейших храмах – Исаакиевском соборе в Ленинграде и Страстном монастыре в Москве были созданы музеи атеизма. Большинство культовых сооружений, представляющих огромную историко-художественную ценность, были к этому времени закрыты и разграблены, а уже в начале тридцатых годов только в Москве было уничтожено около трети всех храмов, в том числе выдающиеся архитектурные памятники: Чудов монастырь, Вознесенский монастырь, церковь Спаса на Бору, храм Христа Спасителя. Проходившие в этот период массовые чистки и репрессии нанесли сокрушительный удар по отечественной интеллигенции. §4. Образование в конце 1920-х - 1930-е годы до 1941 года С конца 1920-х годов в стране начинается борьба за преодоление массовой неграмотности. По инициативе комсомола был объявлен всесоюзный культпоход за грамотность. В тридцатые годы ЦК ВКП(б) принял постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении». В стране вводилось повсеместное обязательное четырёхлетнее обучение детей, а также подростков, не получивших начального образования. Для идеологического обеспечения всеобуча в ряды «культармейцев» было мобилизовано около 1500 опытных партийных и комсомольских работников. В мае 1934 года устанавливаются общие для всей страны виды общеобразовательных учреждений – 4-х - классная начальная школа, 7-и классная неполная средняя и 10-и - классная полная школа. В результате принятых мер ситуация резко изменилась. К 1939 году грамотное население СССР в возрасте старше 9 лет достигло 81,2%. В начале тридцатых годов на базе старших классов общеобразовательной школы образуются техникумы и школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). С 1934 года в школах вводятся новые программы обучения с восстановленными предметами – историей и географией, огромными тиражами издаются новые учебники. К концу тридцатых годов около 70% всего взрослого населения страны умели читать и писать. Следует особо отметить, что к 1940 году по количеству школьников и студентов Советский Союз занял первое место в мире. Это стало возможным благодаря целенаправленной государственной поддержке развития системы народного образования, расходы на которую увеличились за период (1928-1938гг.) в 14 раз. В области высшего образования в годы первых пятилеток также были достигнуты серьёзные успехи. В этот период необходимо было удовлетворить резко возросший в условиях форсированной индустриализации спрос на квалифицированных специалистов. К концу первой пятилетки число вузов в стране достигло 700, знаменально то, что большинство политехнических вузов создавалось на базе техникумов. Следует особо отметить, что в этот период резко изменился состав студенческой аудитории, которая пополнялась за счёт рабоче-крестьянской молодёжи. В результате принятых мер к концу тридцатых годов новая советская интеллигенция, подготовленная в вузах страны, составляла до 90% её общей численности. Потребность в квалифицированных специалистах обнаружила значительный дефицит профессорско-преподавательского состава. Большое значение для организации вузовской науки имело постановление СНК СССР от 13 января 1934 года «Об учёных степенях и званиях». Необходимо отметить, что ещё ранее, в 1925 году, в вузах была организована аспирантура. §5. Наука 1920-х - 1930-х годов до 1941 года Важнейшее значение в организации советской науки имела Российская академия наук, с 1925 года преобразованная в Академию наук СССР. Её бессменным руководителем до 1936 года был выдающийся учёный-химик А.П.Карпинский (1847-1936гг.). В реорганизации структуры науки в СССР важную роль сыграла созданная в 1927 году Всесоюзная ассоциация работников науки и техники для содействия социалистическому строительству (ВАРНИТСО) под руководством биохимика А.Н. Бахач (1857-1946гг.). Деятельность ассоциации ярко отразила все особенности тогдашнего состояния советской науки, и прежде всего её идеологизацию. Следует отметить, что противоречия, возникшие в этот переломный период в научной среде, партийно-государственный аппарат использовал для того, чтобы взять под контроль научные исследования и ликвидировать академическую автономию, очистить науку от «вредных» и ненужных для социалистического строительства направлений. Особое внимание уделялось контролю над гуманитарными отраслями науки, в которых в это время, по мнению партийных вождей, недостаточно плодотворно использовалась марксистско-ленинская методология. Представители ВАРНИТСО обвиняли АН СССР в превращении гуманитарных наук в некий «ковчег» для чуждых советскому строю учёных. Под влиянием пропагандистских действий ВАРНИТСО, а также Шахтинского процесса весной 1929 года была развёрнута масштабная чистка в Академии наук. Вскоре начались аресты. Всего было арестовано около 150 человек, причём абсолютное большинство среди них были представители гуманитарных областей: историки, архивисты, этнографы, краеведы. Главой мнимого «монархического заговора» учёных был объявлен выдающийся историк, директор библиотеки АН академик С.Ф. Платонов. Репрессиям подверглись также академики Е.В. Тарле, Н.П. Лихачёв, члены-корреспонденты Ю.В.Готье, Д.Н. Егоров, А.И. Яковлев и др. В результате этих действий общественные науки оказались под партийно-государственным контролем. После постановлений ЦК ВКП(б) «О журнале «Под знаменем марксизма» и «О работе Комакадемии» методологические проблемы истории и развития общества оказались в центре внимания самого И.В. Сталина. По его указанию была осуждена вульгарно-классовая историческая концепция «псевдонаучной» школы М.П. Покровского, а с 1934 года началось формирование советской академической и вузовской исторической науки: открываются исторические факультеты, учреждаются историко-философско-филологические вузы в Ленинграде и Москве (МИФЛИ и ЛИФЛИ). В 1936 году ликвидируется Коммунистическая академия, а в системе АН СССР создаётся Институт истории. С 1938 года в основе научного мировоззрения для советских обществоведов стал «Краткий курс истории ВКП(б)». В условиях индустриализации особое значение имели, прежде всего, научные исследования в области естественных и технических наук, результаты которых могли найти непосредственное практическое применение, хотя эти отрасли знаний также испытывали на себе негативные последствия вмешательства партийных и карательных структур. В этот период «вредными» были объявлены такие науки, как генетика, молекулярная биология, кибернетика, а также гелиобиология (гелиобиология — наука о влиянии Солнца на различные процессы, происходящие на земле), основоположником которой был А.Л. Чижевский. Однако учёные этих направлений смогли достичь заметных успехов и продолжить славные традиции отечественной науки. Мировое признание получила в эти годы советская физическая школа, представленная именами С.И. Вавилова (проблемы оптики), А.Ф. Иоффе (изучение физики кристаллов и полупроводников), П.Л. Капицы (исследования в области микрофизики), Л.И. Мандельштама (труды в области радиофизики и оптики). Советские физики начали интенсивные исследования атомного ядра (Л.Д. Мысовский, Д.Д. Иваненко, Б.В. Курчатов и И.В. Курчатов). В разработке теоретических проблем освоения космического пространства важную роль в СССР сыграли исследования К.Э. Циолковского, которые начиная, с 1933 года развивались в Реактивном НИИ, где работали С.П. Королёв и Ф.А. Цандер. Ранее, в 1930 году, Ф.А. Цандером были созданы реактивные двигатели на бензине и сжатом воздухе ОР1 и ОР2. Крупный вклад в прикладную науку внесли работы ученых-химиков Н.Д. Зелинского, Н.С. Курнакова, А.Е. Фаворского, А.Н. Баха, С.В. Лебедева. Был открыт способ получения синтетического каучука, началось производство искусственных волокон, пластических масс и цветных органических продуктов. Значительные успехи были достигнуты отечественными биологами Д.Н. Прянишниковым, В.С. Пустовойтом, В.Р. Вильямсом. Продолжал свои исследования признанный патриарх физиологов всего мира академик И.П. Павлов, удостоенный еще в начале века Нобелевской премии. Важным событием в развитии биологических исследований стало создание в 1929 году Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В.И. Ленина (ВАСХНИЛ), в системе которой было создано 12 научных институтов. Первым президентом новой академии стал выдающийся ученый-генетик Н.И. Вавилов. В рамках ВАСХНИЛ продолжались работы известного селекционера И.В. Мичурина. §6. Литература 1920-х - 1930-х годов до 1941 года Новые принципы организации советского общества в условиях политической системы сталинизма отразились в формировании «творческих союзов». Следует отметить, что на смену многочисленным творческим группам и объединениям 1920-х годов пришли оформленные на основе демократического централизма легкоуправляемые и контролируемые партийно-государственным аппаратом организации творческих работников. В 1932 году ЦК партии принимает постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», что определило ликвидацию всех прежних объединений мастеров литературы и предписывалось провести аналогичные изменения «по линии других видов искусств». В 1932 году были образованы Союз композиторов, Союз архитекторов, Союз художников на республиканском уровне (на всесоюзном уровне он был оформлен позже в 1957 году), а в 1934 году – Союз писателей СССР. Членство в союзе являлось необходимой и неотъемлемой частью художественного творчества, а также основой материального благосостояния деятелей культуры. Исключение же из союза превращало художника в изгоя, а его произведения становились недоступны для общественности. На первом съезде советских писателей его председателем стал А.М. Горький, а первым секретарём правления стал ответственный работник ЦК партии А.С. Щербаков. Господствующим творческим методом был провозглашен социалистический реализм, который требовал от художника не просто описывать «объективную реальность», а правдиво и исторически конкретно изображать действительность в её революционном развитии. Следует отметить, что в тридцатые годы создаются замечательные произведения советской литературы, как роман «Жизнь Клима Самгина», пьесы «Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие» А.М. Горького; завершает свою трилогию «Хождение по мукам» А.Н. Толстой; М.А. Шолохов публикует роман-эпопею «Тихий Дон» и первую часть «Поднятой целины». Именно в эти годы М.А. Булгаков создаёт свой лучший роман «Мастер и Маргарита» (впервые опубликован в СССР в 1960-е годы). Выходят в свет произведения Л. Леонова, Е. Замятина, Ф. Гладкова, В. Катаева, К. Паустовского, М. Шагинян, Ю. Тынянова, М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, Н. Островского, А. Фадеева и многих других. В сокровищницу мировой поэзии вошли произведения А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштама, А. Твардовского, Б. Пастернака. В детской литературе успешно работали С. Маршак, К. Чуковский, А. Гайдар, Б. Житков, Л. Кассиль, А. Барто, С. Михалков, В. Бианки, Л. Пантелеев и многие другие. §7. Живопись 1920-х - 1930-х годов до 1941 года Под знаком борьбы с формализмом в тридцатых годах проводились разгромы художественных группировок. Одной из важнейших черт искусства этого периода становится поворот к изобразительности. Даже в работах Казимира Малевича, Николая Суетина, Владимира Стерлигова вновь появляются человеческие фигуры. Формируется тип портрета нового человека: это и портреты героев труда, выдающихся учёных, деятелей литературы и искусства. В условиях насаждения культа личности Сталина портреты и монументы вождя стали неизменным условием в художественном творчестве. В этот период создаются подлинные шедевры мирового изобразительного искусства. Среди них полотна К. Петрова-Водкина, М. Грекова, Б. Иогансона, А. Дейнеки, С. Герасимова. В портретном жанре успешно работали такие выдающиеся мастера, как М. Нестеров, П. Кончаловский и П.Корин. Удивительной самобытностью наполнены произведения М. Сарьяна. В лучших портретах этого времени, созданных М. Нестеровым и А. Дейнекой, достигается проникновение во внутренний мир модели. В пейзажной живописи наряду с идущими из XIX века лирическим и эпическим пейзажами, разрабатываются промышленный и городской пейзажи. Из поездок в различные регионы страны художники привозят пейзажные зарисовки, воплощая облик страны, необъятной в своём природном многообразии. В этот период формируются национальные изобразительные школы. Так, в Ташкенте было организовано общество «Мастера Нового Востока», включающее Елену Коровай, Валентина Маркова, Михаила Курзина, Урала Тансыкбаева, Чингиза Ахмарова и других. В творчестве многих мастеров прежнего двадцатого десятилетия происходит резкая перемена, вызванная, прежде всего изменившимся духовным климатом. У Лентулова, Крымова, Кончаловского и Сарьяна теряется прежняя острая выразительность, нарастает повествовательность. §8. Скульптура 1920-х - 1930-х годов до 1941 года Символами эпохи победившего социализма стали великолепные скульптуры В. Мухиной, И. Шадра, В. Андреева. Творчество скульпторов 1920-1930-х годов отразилось в создании памятников: («В. И. Ленин» скульптор С. А. Евсеев), («С. М. Киров» скульптор Н. В. Томский - в Ленинграде), («К. А. Тимирязев» скульптор С. Д. Меркуров), («Н. Э. Бауман» скульптор Б. Д. Королев - в Москве), («Т. Г. Шевченко» в Харькове скульптор М. Г. Манизер). Творчество скульпторов нашло свое отражение в монументально-декоративной скульптуре, украшавшей крупные общественные здания, станции метрополитена, всесоюзные и международный выставки («Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной), где ярко проявилось социалистическое миропонимание, реализовались принципы народности и партийности советского искусства. Центральной темой в скульптуре 1920-1930-х годов становятся тема революции: («Октябрь» А. Т. Матвеева), образ участника революционных событий, строителя социализма. В станковой скульптуре большое место занимают портрет: («Лениниана» Н. А. Андреева; работы А. С. Голубкиной, С. Д. Лебедевой, В. Н. Домогацкого), а также изображение человека-борца («Булыжник - оружие пролетариата» И. Д. Шадра), воина («Часовой» Л. В. Шервуда), рабочего («Металлург» Г. И. Мотовилова). Получила развитие анималистическая скульптура: (И. С. Ефимов, В. А. Ватагин), заметно обновляется скульптура малых форм (В. В. Кузнецов, Н. Я. Данько). §9. Архитектура 1920-х - 1930-х годов до 1941 года Группа, состоящая из трёх братьев А.А. Веснина, В.А. Веснина, Л.А. Веснина, а также публициста и теоретика М.Я. Гинзбурга положила начало Объединению современных архитекторов (ОСА), с 1928 года ОСА имел свой печатный орган – журнал «Современная архитектура». С 1926 года при стройкоме РСФСР была организована секция типизации, которая стала разрабатывать стандарты жилья. Вторым крупным объединением российского архитектурного авангарда было объединение рационалистов, которое сложилось вокруг творческой группы Н.А. Ладовского в 1923 году и получило название АСНОВА – Ассоциация новой архитектуры. Концепция рационалистов установила связь между закономерностями строения объекта и его восприятия. Рационалисты стали преподавателями ВХУТЕМАСа – Высших художественно-технических мастерских, ставших центром экспериментов авангарда. Еще в 1922 году на 1 Всесоюзном съезде Советов, где было провозглашено образование СССР, С.М. Киров высказал предложение о строительстве Дворца Советов, который должен был иметь символическое значение торжества коммунизма во всём мире. В 1931 году был объявлен конкурс на строительство Дворца Советов. На конкурсе проектов Дворца Советов в 1932 году было представлено 160 проектов. Место для строительства Дворца Советов было не случайным – на месте взорванного Храма Христа Спасителя. В 1939 году по проекту Б.Иофана, В. Щуко, В. Гельфрейха на месте снесённого Храма Христа Спасителя началось строительство Дворца Советов. Эта монументальная композиция 300-метровой высоты должна была быть увенчана 100-метровой статуей В.И. Ленина, образцы для которой скульптор Сергей Меркулов искал в скульптуре Индии, Китая, Египта, Греции и Рима. Строительство было прервано войной. В этот период появляются новые типы зданий – клубы, Дома и Дворцы культуры предприятий и профсоюзов. В 1927-1931 годах по проектам архитектора К. Мельникова был построен ряд клубных зданий. Особое место в советской и мировой архитектуре этого периода занимает Мавзолей В.И. Ленина (1929-1930гг.). Здание Мавзолея архитектора А. Щусева было создано как новаторское применение классических «канонов красоты» в решении художественного образа. Построенный как здание-памятник, Мавзолей стал архитектурно-композиционным центром ансамбля Красной площади бдагодаря доминирующему положению, идеальным пропорциям и выразительному образу. Советская архитектура предвоенного времени характеризуется освоением классического наследия, монументализацией архитектурного образа, парадной представительностью. В конце тридцатых годов появилась возможность больше внимания уделять массовому жилищному строительству. Особенно ценным стал опыт возведения жилых домов поточноскоростным методом, а также домов из крупных блоков на Валовой улице и на Большой Полянке в Москве (1939-1941гг.) по проектам архитекторов А.Бурова, Б. Блохина, а также в Ленинграде, Магнитогорске, Новосибирске и других городах Советского Союза. Для обводнения Москвы в 1937 году был введен в действие канал Москва – Волга, по всей его трассе были созданы крупные водохранилища. Формирование районной структуры Москвы и быстрый рост города потребовал создания новой транспортной системы. В Москве в 1932 году началось строительство метрополитена, первая очередь которого вступила в действие в 1935 году. К числу лучших станций первых очередей Метрополитена относятся: «Кропоткинская» - архитекторы А. Душкин, Я. Лихтенберг (1935г.), «Красные ворота» - архитектор И. Фомин (1935г.), «Маяковская» - архитектор А. Душкин (1938г.). Необходимо отметить, что в этот период происходит усиление украшательских тенденций, которые особенно ярко проявлялись в сооружениях выставочного характера. Яркими страницами истории советской архитектуры были павильоны СССР на Всемирных выставках в Париже (1937 год)– архитектор Б. Иофан, скульптор В. Мухина и Нью-Йорке (1939 год )– архитекторы Б. Иофан, К. Алабян, скульптор В. Андреев. Получил развитие «украшательский» метод в архитектуре, где происходит раздвоение формы на кострукцию и самостоятельную декоративную разработку пластики фасадов, проявлялся не только в архитектуре общественных зданий. Многие жилые здания, формирующие парадный фасад главных улиц имели черты представительности и монументальности. Жилые дома, построенные по проектам И. Жолтовского на Большой Калужской улице и Смоленской площади в Москве, решены на основе переработки классического стиля. Строились новые индустриальные города, в которых планировку Магнитогорска, Орска, Ленинска, Новокузнецка, Щегловска осуществляли немецкие архитекторы во главе с Эрнстом Маем. Следует особо отметить, что в предвоенный период гражданское и промышленное строительство развивалось усиленными темпами. §10. Искусство и культура русской эмиграции 1920-х - 1930-х годов до 1941 года Около двух миллионов россиян, покинувших Родину после Октябрьской революции, оказались в эмиграции в различных странах. В начале 20-х годов образовалось несколько центров русской эмиграции, в том числе в Париже, Праге, Берлине, Харбине, Софии. С учетом условий той или иной страны здесь формировались основы культурной жизни русской диаспоры. Культура русской эмиграции базировалась на традициях классической культуры. Главной и основной задачей для русской эмиграции было сохранение и развитие русской культуры. В налаживании духовной жизни эмиграции заметную роль играли русские газеты. В 1923 году издавалось около 100 новых газет. В таких странах, как Чехословакия, Болгария, Югославия, открылись учебные заведения русской диаспоры. В Берлине сложились хорошие условия для издания произведений эмигрантских авторов. В среде зарубежной интеллигенции возникали различные идейно-политические течения, в которых отражались поиски путей возрождения России, и ее культуры. Одним из таких течений было евразийство. Произведения известных эмигрантских авторов публиковались в журналах «Современные записки», «Новый град», «Русская мысль», «Числа», «Русские записки». 1920-1930-е годы отмечены расцветом литературы русской эмиграции. В 1933 году лауреатом Нобелевской премии стал Иван Алексеевич Бунин (1870-1953гг.). В 30-е годы Владимиром Владимировичем Набоковым (1899-1977гг.) были написаны романы «Защита Лужина», «Дар», «Приглашение на казнь», Дмитрий Сергеевич Мережковский (1866-1941гг.) опубликовал книги «Лица святых от Иисуса к нам», «Данте». Русские музыканты и певцы, находившиеся в эмиграции, заняли особое место в мировой культуре. С неизменным успехом в странах Европы и Америки проходили гастроли композитора и пианиста Сергея Васильевича Рахманинова (1873-1943гг.), виртуозно исполняющего собственные произведения и произведения западных композиторов. Фёдор Иванович Шаляпин (1873-1938гг.), выдающийся русский бас, удачно сочетающий в себе дар певца и драматического актера, выступая на сценах лучших театров мира, пропагандировал русское искусство и прежде всего творчество русских композиторов М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки, А.Г. Рубинштейна. §11. Театральное искусство 1920-х - 1930-х годов до 1941 года В этот период большую лепту в развитие театрального искусства внесли не только «канонизированные» постановки МХАТа (во главе которого стоял В.И. Немирович-Данченко) и Малого театра, но и спектакли театра В. Мейерхольда, Камерного театра А. Таирова, Театра революции А. Попова, Ленинградского театра комедии Н. Акимова. Развивался также и детский театр, и особую роль в этом сыграл созданный Н. Сац Московский театр для детей. §12. Киноискусство 1920-х - 1930-е годы до 1941 года Кинематограф становится важнейшим из искусств в Советском Союзе. В конце двадцатых годов фильмы отечественного кинопроизводства окончательно вытесняют зарубежные. Огромный вклад в развитие мирового киноискусства внесли выдающиеся советские кинодокументалисты Д. Вертов, Э. Тиссе. А. Згуриди, Э. Шуб. Первым советским звуковым игровым фильмом стала «Путёвка в жизнь» режиссёра Н. Экка. К числу лучших художественных лент этой эпохи принадлежат фильмы, проникнутые революционной героикой и пафосом социалистического созидания. – «Семеро смелых» и «Комсомольск» С. Герасимова; «Депутат Балтики» режиссёров И. Хейфица и А. Зархи; «Трилогия о Максиме» режиссёров Г. Козинцева и Л. Трауберга; «Человек с ружьём» С. Юткевича; «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» М. Ромма; «Чапаев» режиссёров С. и Г. Васильевых. Неизменным успехом пользовались знаменитые музыкальные комедии Г. Александрова – «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга» с участием замечательной актрисы Л. Орловой. Благодаря кинематографу огромную популярность получили песни И. Дунаевского, Б. Мокроусова. Музыкальные произведения к фильмам создавались композиторами С. Прокофьевым, Д. Шостаковичем, А. Хачатуряном, Т. Хренниковым, Д. Кабалевским. Главным в культурной жизни советского народа в этот период являлось создание насущно необходимой для государства устремлённости в строительстве светлого будущего, где важнейшими качествами личности советского человека являлись жизнеутверждение духа, патриотизм, готовность к самопожертвованию на благо и во имя первой в мире социалистической Родины. §13. Искусство анимации 1920-х - 1930-х годов до 1941 года История русской анимации охватывает несколько периодов, крупнейшим из которых был советский, в основном представленный студиями «Союзмультфильм» и «Экран». После Октябрьской революции Владислав Старевич - чeлoвeк, придумавший объемную кукольную мультипликацию, с семьей эмигрирует в Италию, таким образом анимация в России была парализована на протяжении многих лет. Только в конце 20-х годов советские власти начали финансирование экспериментальных студий, на которых вначале чаще всего производились короткие пропагандистские ролики. Мультипликаторы могли экспериментировать со своим оборудованием, а также с эстетикой. Иван Иванов-Вано сообщает в своей автобиографии «Кадр за кадром», что это было частично из-за общей атмосферы русского авангарда, который был вокруг них, и отчасти потому, что они могли экспериментировать небольшими группами энтузиастов. Советская графическая мультипликация возникла в 1924-1925 годах. За один 1924 год на студии «Культкино» маленький коллектив художников выпускает целый ряд мультипликационных картин: «Германские дела и делишки», «История одного разочарования» (Борис Савинков), «Советские игрушки» (режиссер Д.Вертов, мультипликация А. Бушкина и А. Иванова), «Случай в Токио», «Юморески» (режиссер Д. Вертов, мультипликация А. Бушкина и А. Белякова). Такая скорость стала возможной благодаря новой технике - плоских марионеток, освобождающей аниматоров от трудоёмких рисунков. Важные фильмы этой эпохи: «Каток» (1927год, И. Иванов-Вано), «Почта» (1929 год, М. Цехановский) и «Органчик» (1933 год, Н. Ходатаев). Еще одним специалистом того времени был Александр Птушко. Он был квалифицированным архитектором, но в начале своей жизни работал в машиностроении. Когда А. Птушко вошёл в отдел кукольной мультипликации Мосфильма, он нашёл идеальную среду для реализации своих творческих и художественных амбиций, Александр Птушко стал всемирно известным с первым советским полнометражным мультипликационным фильмом «Новый Гулливер» (1935 год). Этот фильм изменил историю романа Джонатана Свифта, придав происходящим событиям дух современного восприятия. Он смешал в одном кадре кукольную мультипликацию и актерскую игру. В фильме есть удивительные массовые сцены с сотнями кукол, где представлена очень выразительная мимика в мультипликации, а также, очень хорошая кинематографическая работа. Александр Птушко стал первым директором новосозданной студии «Союздетмультфильм», но вскоре покинул мультипликацию, чтобы посвятить себя игровому кино. Тем не менее даже в более поздних фильмах он использовал объёмную мультипликацию для спецэффектов, например, в фильме «Илья Муромец» (1956года). Развитие мультипликации в период социалистического реализма имело свои особенности.В 1934 году Уолт Дисней послал Московскому кинофестивалю рулон плёнки, на котором были короткометражные фильмы с Микки Маусом. Фёдор Хитрук, который тогда был мультипликатором, а не режиссёром, вспоминает свои впечатления в фильме Отто Алдера « Дух Гения». Ф. Хитрук был абсолютно поражен ликвидностью картинок, очарован новыми возможностями для мультипликации, которые открывались на пути Диснея. В 1935 году на волне этого интереса была основана единая студия «Союзмультфильм» (из объединения мелких коллективов Мосфильма, Совкино и Межрабпромфильма), первые работы которой были посвящены освоению западного технического процесса. |